Два бигха земли
Do Bigha Zamin
6.3
8.3
1953, драма
Индия, 2 ч 11 мин
В ролях: Балрадж Сахни, Нирупа Рой, Раттан Кумар, Мурад, Раджялакшми
и другие
Богатый помещик, владелец почти всех земель в округе, решил построить фабрику. Однако выполнению его затеи мешает трудолюбивая и дружная семья бедного крестьянина Шамбху Мехето, чей небольшой клочок земли вклинивается во владения помещика. Полиция требует от Шамбху уплаты долга, иначе грозит отобрать у него землю. Чтобы заработать деньги, необходимые для уплаты долга, Шамбху с маленьким сынишкой едут в Калькутту. Но там они лишь пополняют огромные толпы таких же нищих, жаждущих найти работу людей.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Два бигха земли

английское название:

Do Bigha Zamin

год: 1953
страна:
Индия
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Камал Бозе
композитор:
художник: Ганеш Башак
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 30 сентября 1954 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 11 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Два бигха земли», 1953

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Два бигха земли», 1953

Одно из лучших изображений бедности, которые я видела. По следам Сатьяджита Рея.

Посмотрев фильмы Сатьяджита Рея, «Трилогию Апу» (1955-1959) и «Деви» (1960), я решила посмотреть другие реалистичные фильмы, снятые другими бенгальскими кинематографистами в ту же эпоху. Одним из фильмов, которые я нашла, стал фильм «Два бигха земли», получивший Международный приз на Каннском кинофестивале 1954 года.

Хотя это фильм на хинди и, следовательно, технически «болливудский» фильм, режиссёр фильма Бимал Рой родом из Бенгалии, поэтому фильм имеет больше общего с бенгальским художественным кино. Что касается режиссуры Бимала Роя, в фильме есть одно из лучших изображений бедности, которые я когда-либо видела, охватывающее как сельскую бедность в бенгальской деревне, так и городскую бедность в Калькутте, включая тяжёлое положение беспризорных детей, живущих в городских трущобах. Концовка фильма очень мощная, это очень трогательный фильм.

Фильм начинается с изображений выжженной земли и бесплодных деревьев. Страна только что пережила двухлетнюю засуху. Из-за дождей тощий фермер с обнаженной грудью Шамбху Махато (Балрадж Сахни) радуется вместе со своей женой Паро (Нирупа Рой) и сыном Канхайей (Роттан Кумар) зарождению надежды, которая приходит с дождями. Кроме Шамбху, остальные фермеры не владеют землёй, на которой они работают. Они работают на землевладельца, который хочет превратить землю в фабрику. Землевладельца не волнует, что это разрушит их жизни. Шамбху отказывается продавать свои два бигха (акра) земли, которые необходимы для завершения сделки. Заминдар непреклонен, подаёт на Шамбху в суд, который в свою очередь даёт Шамбху ещё 3 месяца, чтобы вернуть деньги или потерять свою землю. Шамбху оставляет жену и больного отца, и едет в Калькутту на заработки. Но в большом городе, ему удаётся найти только работу рикши. Его сын ходит с ним и зарабатывает деньги чистильщиком обуви. Они работают на износ с утра до ночи, с трудом зарабатывая 1,5 рупии в день, а собрать им нужно за три месяца 265 рупий и 50 пайс, это их долг землевладельцу.

Это напряжённый фильм, который может показаться надуманным для западной аудитории. Однако для индийцев эта история, к сожалению, очень реальна. Он прекрасно снят в чёрно-белом цвете. Первый фильм известного автора Бимала Роя на хинди, один из самых ранних фильмов на хинди, преодолевший пропасть между искусством и коммерцией, и первый фильм в индийском кинематографе получивший премию за лучший фильм на самой первой премии Filmfare Awards.

Эта суровая история о борьбе обедневшего фермера за сохранение своей земли очень реалистична. Бимал Рой был вдохновлён итальянским движением неореализма. Для фильма, он выбрал суровую тему, избегал звёзд и заставлял своих актёров носить реально изношенную одежду. Он наполнил фильм ошеломляющей остротой. Пусть семья и потеряла свою землю, но что меня особенно трогает, так это то, что они сохраняют свою человечность в суровом мире. Фильм можно рассматривать как метафору способности главного героя жить жизнью по своему выбору, в которой ему отказывают как в деревне, так и в городе. Фильм очень кинематографичен в своих запоминающихся образах.

Выдающееся мастерство Балраджа Сахни - это ось, вокруг которой движется фильм. Он работал вместе с настоящими рикшами, чтобы попрактиковаться в их мастерстве.

Нирупа Рой здесь такая молоденькая, что я с трудом узнала её. Эта часто недооценённая актриса отнеслась к своей роли со всей серьёзностью и отдачей.

Бимал Рой получил признание критиков Хамрахи в 1945 году. Но «Два бигха земли» придал его карьере огромный импульс и положил начало самому плодотворному творческому десятилетию (1953-1963) в его жизни.

История, написанная по мотивам повести Салиля Чоудхури, сценарием которого является Хришикеш Мукерджи. Бимал Рой решил снять этот фильм после того, как увидел бессмертную классику Витторио Де Сика 1948 года «Похитители велосипедов». Независимо от того, насколько важен велосипед для отца и сына, здесь так же важна рикша, и, как и Сика, Рой рассказывает свою историю языком, подходящим для его нового реалистичного течения. Принцип отца и сына никогда не отклоняться от праведности и честности, и то, что они терпят из-за этого, говорит о несправедливости в мире, в котором мы живём.

Фильм рассказывающий о своей этической теме, в первую очередь о действиях отца и, в частности, о борьбе за честность в жестоком мире, стал важным кинофильмом с его мизансценой, работой с камерой и актёрским мастерством, а также его языком и содержанием, которые, похоже, сумели преодолеть разрыв между «художественным кино» и «популярным кино».

«Два бигха земли» - это сентиментальная, но, безусловно, очень удручающая, социально-критическая драма параллельного кино. Один из ранних фильмов движения параллельного кино, который задал тенденцию для многих других, безусловно, является фильмом, который не должен пропустить ни один любитель фильмов на хинди.

10 из 10

23 декабря 2021

In terra

Но ни на море синем, ни в желтой пустыне,

нигде — ни вблизи, ни вдали,

Даже во сне не случалось мне

позабыть о двух бигхах родной земли.

На рынках кричащих, в молельнях и чащах

промчались пятнадцать-шестнадцать

лет,

И открылось уму, что бежать ни к чему,

ведь спасенья от памяти нет.

Рабиндранат Тагор, «Два бигха земли»

Говоря об исключительности влияния итальянского неореализма на индийский кинематограф 40—50-60-х гг. ХХ века, главное уяснить одно, но фундаментально важное: брошенное на индийскую почву зерно тотального осмысления социального, политического и культурного раздрая с его извечным поиском ответа на вопрос «Как жить?», подспудно подразумевая и сугубо материалистические «Чем жить, с кем жить, где жить?»(хотя лишь бы жить, а не существовать, корчась в судорогах собственной внебытийной ничтожности), произросло, напитавшись сладкими водами Ганга и ароматом пряностей, в совершенно самобытный образец мирового кинематографа, отторгнувший впоследствии некоторые синематические принципы достопочтенных итальянцев в угоду большей поэтичности и пластичности собственного вокабуляра киноязыка, который в руках Сатьяджита Рэя, Гуру Датта, Мривала Сена, Ритвика Гатака, Тапана Синха и Бимала Роя стал более пуристским и рефлексирующим, чем у их Средиземноморских вдохновителей. Окончательная победа реализма в индийском кинематографе так и не состоялась. При кажущейся порой тесноте связей той или иной преимущественно бенгальской картины с наиболее заметными произведениями Де Сики, Росселлини, Висконти etc ощущалось не копиистическая слепота и искусное подражательство, но искреннее желание понять те деструктивные процессы, что происходили в тогдашней Индии.

Характерный образчик такого эффектного сплава, фильм «Два бигха земли» режиссёра Бимала Роя, сюжет которого обладает литературной дихотомичностью, в одночасье опираясь как на повесть Салила Чаудхури, так и на одноименную поэму Рабиндраната Тагора, начинается как история столкновения маленького человека с большим злом, материализовавшемся в виде бездушного фабриканта Тхакура Сингха. Его всепоглощающие жадность, алчность, ненасытность резко контрастируют с практически смиренной природой крестьянина Шамбху — драматургическая ось найдена сразу, и вроде бы все очень легко свести к привычным постулатам марксо-энгельсовского разлива, где на одной стороне изгоняемый со своей земли буржуями народ, а по другую — сам народ, терпящий несправедливость в преддверии большой грозы. Но Бимал Рой нисколечки не романтизирует и не выгораживает ни Шамбху, ни Сингха — первый, человек деревни, для которого земля не просто клочок и пространство, наивен порой в своей очевидной экзистенциальной рефлексии, замкнут до поры до времени на своём уютном микрокосме из семьи, дома и земли, тогда как второй — герой большого мира, который все больше начинает подавлять всех вокруг себя. Столкновение мировоззрений, кардинально разных жизненных философий происходит на фоне окружающей действительности, преподнесенной лапидарно и обыденно; катастрофичность положения Шамбху скрадывается ощущением некоей авторской частности, на переходящей на рельсы излишней метафоричности.

Но далее перспектива картины уходит вовне, приобретая большее панорамирование в тот момент, когда сюжет перемещается в Калькутту. Этот большой город, кипящий котлами огней и кишащий миллионами людей, спешащих, суетящихся, человеческий муравейник становится по сути одним из главных героев ленты, площадкой для резкого высказывания режиссера о невозможности устройства человека деревни в смутную городскую среду. Лишая своих героев всякой надежды, отнимая у них остатки тех немногочисленных материальных благ, опуская их на само дно, и предоставляя лишь самые ничтожные социальные функции — рикши, чистильщика обуви — Рой в финале ленты глубоко пессимистичен; своя земля роднее, даже если она уже и чужая, свой дом милее нескладного приюта в большой Калькутте, где быть чужаком лишь твоя исконная роль. И что-либо изменить нельзя; хаос и бунт никогда не будут спасением. Нельзя по-настоящему приспособиться к условиям нового быта и нового времени, если ты — неотъемлемая часть старого, корнем сросшегося со всеми традициями, что так нервно и жестоко отрицает Тхакур. Став ему еженощным напоминанием о совершенных деяниях, Шамбху остаётся чуть ли не самым духовно чистым среди всех этих лгунов, воров и лизоблюдов, что продать готовы все что угодно и продаться сами. С кишками и потрошками, ведь внутри них абсолютная пустота, мрак, неотмытый и неотмоленный. Цена ведь есть для всех, но для кого-то ходить с ярлыком и ценником куда проще, чем, потеряв материальное, остаться по-прежнему самим собой. Неуникальность трагедии Шамбху зеркалит миллионы разрушенных жизней, выкорчеванных во имя эфемерных целей власти и владения. Финальный образ мертвого дерева так и вовсе выглядит приговором всему новому социальному строю Индии не только 50-х, но и сегодняшней — ссохшее, склонившееся долу, с почерневшей корой и разоренными, вырванными корнями — дерево, стоящее на выжженной земле, на которой нет более места человеку, родившемуся на ней. Но нет там места и покоя таким как Тхакур — память предков вернётся бумерангом.

6 сентября 2015

Драма Два бигха земли появился на свет в далеком 1953 году, более полувека тому назад, его режиссером является Бимал Рой. Кто играл в фильме: Балрадж Сахни, Нирупа Рой, Раттан Кумар, Мурад, Раджялакшми, Насир Хуссэйн, Рекха Маллик, Мисра, Читра, Джагдип, Сарита Деви, Дилип Кумар мл., Тивари, Мина Кумари, Пол Махендра.

Страна производства - Индия. Два бигха земли — имеет рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,2 из 10. Значение чуть ниже среднего.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.