Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дикарь |
английское название: |
The Wild One |
год: | 1953 |
страна: |
США
|
слоган: | «Marlon Brando! Driven Too Far By His Own Hot Blood!» |
режиссер: | Ласло Бенедек |
сценаристы: | Бен Мэддоу, Джон Пэкстон, Фрэнк Руни |
продюсер: | Стэнли Крамер |
видеооператор: | Хэл Мор |
композитор: | Лейт Стивенс |
художники: | Рудольф Стернад, Уолтер Хольцер, Луи Диэдж |
монтаж: | Аль Кларк |
жанры: | триллер, мелодрама, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 декабря 1953 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 19 мин |
Что отличает просто отличного актёра от подлинно великого? Только последний, думается, может создать даже в среднем для себя фильме образ настолько блистательный, что он переживёт и время, и его самого. Таков герой «Дикаря» байкер Джонни, сыгранный Марлоном Брандо в промежутке между его титульными шедеврами 50-ых, «Трамваем «Желание» и «В порту». Все беспечные ездоки, заполнившие киноэкраны и улицы городов на ревущих моторах в разных уголках мира, явственно вышли из его легендарной «косухи»…
Будет несправедливым отказывать The Wild One в достоинствах: при всей схематичности сюжета он грамотно выстроен, красиво снят и спустя без малого 70 лет вполне смотрибелен, благо и длится очень милосердные по нынешним меркам 79 минут. Да, миловидная «королева закусочной» (Мэри Мёрфи), наверное, не пара для байронически-загадочного Брандо, а его бывший друг и антагонист (Ли Марвин) — ровня только до первой схватки. Тем меньше они отвлекают внимание от главного пропагандиста метода Станиславского в Голливуде, который для роли лидера байкеров погрузился в их среду, пропитался духом свободы от условностей общества и продумал до мелочей ставший столь узнаваемым гардероб. Подразочаровывает разве что его мотобанда — великовозрастные балбесы в стильных кожанках (просто «Сыны анархии» на старый лад!) игривы и несквернословны, а если и хулиганят, то каким-то слишком невинным способом. Впрочем, на дворе лишь 1953-й год, и контркультура с её вольностями ещё в зачатке, равно как и «оттепель» по эту сторону океана.
На отечественные просторы байкеры вырвались только в конце 80-ых, прозывались при этом британским словом «рокеры» и про пионера Брандо уже как-то не вспоминали. Что обидно, ибо «лишнему человеку» русской классики он был бы явно не чужд. В историю же кино его образ вписался намертво: Безумный Макс, мотоциклист Микки Рурка (из «Бойцовой рыбки» Копполы) или уносящиеся прочь от Твин Пикса мятежны вьюноши печальны очи все как один отдают дань крамольному предтече. Да стоит ли далеко отъезжать, даже современники-заглавные идолы эпохи Джеймс Дин и Элвис Пресли прямо наследовали бунтарю Джонни. «Ты думаешь, что слишком хороша для меня. А мне просто никто не подходит!», с вызовом говорил он, кажется, нам всем.
13 марта 2021
Случайно наткнувшись на упоминание этого фильма в мотожурнале, внимательно просмотрел его (отдельное спасибо за отличный перевод на русский!) и остался очень впечатлён. Без сомнения, это нетленный хит на вечную тему. И, несмотря на байкерскую тематику (впервые в истории кино, кстати), эта красивая и романтичная ретро-мелодрама понравилась бы как моей дочери-подростку, так и моей престарелой бабушке!
Что мы видим? Банда юнцов — бездельников и безобразников — под названием «Чёрные бунтари» колесит по просторам Америки и в нехитром желании поразвлечься, самоутвердиться и просто обратить на себя внимание юродствует на всю катушку, вызывая на дуэль весь мир. Атаманствует у них некий Джонни, явно представляющий собой слой «золотой молодёжи». Такой же бунтарь до мозга костей, как и его подручные, однако, несмотря на весь его внешний эпатаж, внимательному зрителю с первых же минут становится ясно, что парень этот всё ж далеко не так прост, как кажется. В отличие от остальных байкеров он совсем не примитивен и способен на глубокие чувства. Хотя, конечно же, тщательно всё это скрывает даже от себя самого.
Джонни, как и все в его суровой, но дурашливой компании, крайне избалован, самолюбив, нетерпим, нахален, агрессивен… Впрочем нет, всё же не настолько, как прочие подельники. Он имеет инстинктивное чувство умеренности и справедливости — возможно, потому и стал предводителем. Он гораздо лучше, чем привык себя считать. Только перестань скалиться на него, обратись к парню со всем добром — и тебе непременно откликнется!
Да и остальные «Чёрные бунтари» вовсе не какие-то законченные рецидивисты. Они всего лишь «злостные хулиганы», тот же «клуб по интересам», не знающие особой корысти в воровстве и гоняющиеся только за адреналином в крови. Они любят весёлое и нескучное компанейское времяпровождение, вот только толку в серьёзных развлечениях не знают, и поэтому пользуют самые простые и доступные из возможных удовольствий жизни — пьянку и секс плюс драки по любому поводу. А никакое качество развлекухи тупо компенсируют её количеством. Такие кадры всегда были и всегда будут. Вопрос в другом: остановится ли развитие незрелых юношеских личностей на плинтусном уровне или сможет дорасти до чего-то иного?
Роковой момент истины настаёт, когда мотобанда прибывает в крохотный городок Райтсвилль. Глухое, скучное место быстро охватывает хаос, а тут ещё и злейшие конкуренты подоспели, даже более отвязанные… Шум, драки, дым коромыслом, в страхе закрывшиеся по домам тихие и мирные местные жители, глядя на весь беспредел, тоже потихоньку сатанеют…
В общем, случилось то, что и должно было случиться. Попытавшись со всей возможной для хулигана галантностью ухлестнуть за прелестной и скромной девушкой-барменшей Кэти, Джонни, в конце концов, вынужден спасать её от надругательства своими же перепившимися в дым дружками, устраивает ей попутно романтические покатушки. Пытается в лесу продолжить знакомство «потеснее», как привык, но всё тут же идёт не по сценарию: Кэти вначале отвечает ему на приставания жёсткой пощёчиной, а потом вдруг жалуется на жизнь и… сама признаётся в любви этому чуждому, странному парню! (Интуиция? Возможно!) От такого непонятного отношения вконец теряется уже сам Джонни и в итоге тихо и чинно отвозит девушку обратно.
А вот прежняя подружка, казалось бы, своя в доску, у Джонни уже не вызывает к себе какого-либо интереса даже после встречи спустя год. Показательно: сытого балбеса наконец-то пробило, и в женщинах он начал разбираться поглубже!
В ответ признательная Кэти уже самого Джонни вскоре спасает от тюрьмы. Да и полицейские, как оказывается, не все такие уж одинаковые скоты — как миролюбивый отец Кэти, так и суровый, но проницательный шериф округа. Они оба симпатизируют непутёвому пареньку, волею случая по уши влипшему в нехорошую историю. Показателен диалог:
« - А им ты ничего не хочешь сказать? Что — от радости язык проглотил? Хоть спасибо скажи!..
— Ничего страшного. Он просто не умеет».
И хоть и не было в финале той истории сакраментальной гриновской фразы: «Они жили долго и умерли в один день», всё стало хорошо. Молодые люди снова встретились и просто, без лишних слов, поняли друг друга. Поняли, что друг другу они не чужие, хоть и из разных миров.
P.S. Интересно было бы посмотреть современный российский ремейк «Дикаря».
А оценка однозначна:
10 из 10
1 ноября 2017
План на вечер таков, искал фильмы с тегом байкеры, отобрав список, якобы самых-самых, стал выбирать кино на вечер. Решил начать со самого старого фильма в этой группе. Особых надежд не строил, спойлеры не смотрел, не читал.
Казалось, что там могли показать, сыны анархии? безумный макс?.. как же я ошибся…
Посмотрел на одном дыхании, пофиг на шикарные мотоциклы, на косухи и шикарного актера Марлон Брандо… Здесь атмосфера, рев моторов, игра плохишей, один фильм получился шикарнее, чем весь сериал сыны анархии… самый первый типаж байкера, его повадок. Драматизм и сочувствие, то горожанам, то главному герою.
Пускай мото большую часть фильма стоят, это не вредит, здесь будут драки (пускай немного, но в тему), будет легкая любовная линия (без соплей, но очень романтическая), драматизм, буйство. Здесь не будет геройства и рыцарей на конях, здесь будет весьма сомнительный хэппиенд, езды на мото — кот наплакал, но снято было на высшем уровне.
З. Ы. Хотите фильм про плохишей на мото с каплей романтики? Это он.
19 января 2016
Это скорее странное стечение обстоятельств, что «Дикарь» попал в поле моего зрения. К сожалению, это кино не вызвало у меня массу восторга. Правильнее сказать, оно не вызвало никаких эмоций. Это просто исторический памятник — начало картеры Марлона Брандо.
Вообще «Дикарь» — невероятно наивное кино, наивные съемки, такая же актерская игра. я начала верить в легенду, что Голливуд «клепал» фильмы пачками, не особо заморачиваясь на качестве. Оно, вероятно, не планировалось в международный прокат, и только наше информационное общество с информационной доступностью открыло возможности к просмотру. Незамысловатая история, странная мотивация героев, вроде как история байкерской культуры.
Но все же Брандо великолепен — сдержанный, мужественный, красивый. Да, это кино невероятно красивое. И это очевидное достоинство — каждый кадр, каждая деталь, каждое лицо. Скажу, что это было любопытно. Конечно, я не жалею о потраченном времени.
3 декабря 2014
«Когда ты едешь куда-то, поездка теряет всякий смысл. Мы ездим просто так. Просто, чтобы ехать».
Байкер Джонни
Кожаная куртка с застежкой-молнией наискосок — характерная черта знаменитой «косухи», которая стала символом не только байкерского движения с рок-музыкой, но и модным трендом на все времена.
Появившись в конце 53 года, фильм венгерского кинорежиссера Ласло Бенедека «Дикарь» стал в одночасье культовым среди широких слоев населения и дал начало зарождению байкерской субкультуры, но в тоже время был отвергнут правящей элитой (в Великобритании даже попал под запрет на 15 лет). Но толчок популяризации байкерства и собственно куртки «косухи» был задан. И уже потом появились главные герои кинофильмов непременно в черной кожаной крутке: Джон Траволта (Брилион, 78г), Мел Гибсон (Безумный Макс, 79г.), Патрик Суэйзи (Грязные танцы, 87г.), Джонни Депп (Плакса, 90г.), Арнольд Шварценеггер (Терминатор 2, 91г.), Николас Кейдж (Призрачный гонщик, 05г.). Как и знаковые фильмы о байкерах: «Беспечный ездок» (69г.), «Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо» (91г.), сериал «Сыны анархии» (08г.). Культурно «косуха» и байкерство затронули и музыкальную индустрию — знаменитый эпатажный стиль группы «Judas Priest».
Возвращаясь к самому фильму «Дикарь» следует напомнить вкратце сюжет. Группа байкеров банды «Черные повстанцы» приезжают в маленький американский городок, в котором от безделья начинают хулиганить. Это, естественно, приводит в бешенство местное население. Вроде достаточно тривиально, но увидеть живьем такое — страшно! Аж пробирает дрожь, когда черной стаей в город «влетает» ревущая масса, для которой закон не писан.
Собственно сюжет фильма и основан на реальном случае, когда в 1947 году группа байкеров «Hell’s Angels» изводила своим эксцентричным поведением городок Холлистер (Калифорния). Кинопродюсер и режиссер Стенли Крамер, известный своими социальными работами, вдохновился этой историей и предложил режиссеру Бенедеку снять об этом фильм. Более подробно про жизнь банды «Ангелов Ада» можно узнать в одноименной книге Хантера Томпсона, по которой потом тоже сняли фильм («Мотоангелы ада» 1969 г., в главной роли Джек Николсон).
Марлон Брандо, исполнивший роль главаря банды, здесь еще на заре своей звездной карьеры, ему всего 29 лет. Его герой — мятежный и задиристый байкер Джонни, который влюбляется в дочку местного шерифа (Мэри Мэрфи). Разворачивающая история сразу даст понять, откуда «росли ноги» у знаменитого испанского фильма «Три метра над уровнем неба» (2010). По современным меркам любовная линия достаточно наивна — здоровяк Джонни бесстрашно дерется с лидером шотландских байкеров Чино, а в другом эпизоде тушуется от объятий с девушкой, смущенно уводя взгляд после признаний.
«Дикарь» — это хорошая кинокартина с бесподобным Марлоном Брандо, демонстрирующая период зарождения байкерского движения. Фильм умело балансирует на грани наивности и нравоучительства, драмы и жизненности. Потом это и отправная точка по превращению кожаной куртки «косухи» в маскульт, которая в равной степени стала синонимом «протеста» и данью моде.
P.S. фильм открывает сцена, которая потом вошла в начальную заставку видеоигры «Full Throttle» (1996)
1 мая 2013
Они бесцельно колесят по Америке на своих новеньких крутых мотобайках, одетые во всё чёрное. Они — дикие одиночки, собравшиеся вместе. Они — настоящие герои Америки. Они — бунтари без причины. Место их остановки — горизонт, а мотоцикл заменяет им всю семью. Ни любви, ни тоски, ни жалости, а лишь голый тестостерон в кожаной куртке с черепом на спине. Они бесцельно колесят по Америке, пока не добираются до самого его сердца — маленького провинциального городка, где все знают друг друга, и одна вечность сменится другой, прежде чем пройдёт один лишь день в этом чёртовом городишке.
«Эта шокирующая история произошла в одном из американских городов. Наш гражданский долг — больше не допустить такого» — гласитъ надпись перед титрами. На самом деле это полная чушь, написанная лишь для того, чтобы успокоить «Ассоциацию ну ооочень правильных граждан Соединённых Штатов Америки». В фильме Ласло Бенедека между строк читается одобрение и поддержка бунтарских наклонностей банды Джонни, несмотря на все разговоры примерных граждан о неправильности, ёлки-палки, такого образа жизни. Born to be wild. Да пошли они все куда подальше, со своим фальшивым знанием и, чёрт его дери, многолетним опытом. Ничего они не понимают в жизни.
16 лет остаётся до поворотного момента в истории американского кино — появления «Беспечного Ездока», вместе с выходом которого Голливуд окончательно признал своё латентное бунтарство. В своё время влияние этого фильма распространится не только на киносферу, а пока что в 1953 такие дела приходится проворачивать почти подпольно и под пристальным наблюдением той самой «Ассоциации ну ооочень правильных …». Если бы не было «Дикаря», Деннис Хоппер возможно и не снял бы свой фильм. Так же и не вырос бы человек, если бы когда-то давно сперматозоид не достиг яйцеклетки.
Невероятно точным было и попадание в цель с выбором главного актёра. Все крутые парни в одном — это Джонни, главарь МотоКлуба Чёрных Бунтарей. И никто другой не проявил бы себя в этой роли лучше, чем Марлон Брандо. Очередной золотой мальчик Голливуда, в дальнейшем неотвратимо ставший его же главной обузой. Хоть главарь байкеров и не главная роль в карьере Брандо, но определённо самая точная. Не любит, когда ему указывают, что делать и ненавидит подчиняться. Бунт ради бунта (Или формально ради индейцев, не суть) — таков есть Брандо, то есть Джонни, а точнее оба.
Он бесцельно колесит по дорогам Америки на своём крутом байке. Он — крутой парень и никогда не плачет. Он — дикий одиночка, в словаре которого не значится слово «Любовь». Он — настоящий герой Америки, не той, что в понедельник бомбит Хиросиму, в среду — Вьетнам, а под конец рабочей недели — Ливию, и не той, что нарисована в многочисленных комиксах про вроде бы гетеросексуалов в неприлично обтянутом трико, а той, хорошей стране без пафоса и лжи.
- Это солдат конфедерации на коне.
- Это газетчик на велосипеде.
- Нет же, это байкер на мотоцикле в исполнении Марлона Брандо?
10 июля 2012
Мне очень повезло, и я впервые наконец посмотрел это кино.
Марлон Брандо играет одну из лучших ролей в своей жизни. Он молод, красив и успешен, а тут еще такая сильная и эмоционально насыщенная роль.
На мой взгляд, именно Wild one сделал из Брандо по настоящему культовый персонаж. «В порту», «Трамвай Желание», «Сапата» — это было все доказательство актерской силы силы. Он показывал себя. Но заметьте, в музее мадам Тюссо есть и восковая фигура Брандо, кстати именно в образе из Wild one.
Сам по себе фильм несмотря на то, что ему уже более 50 лет смотрится очень легко и увлекательно. Прежде всего благодаря очень лаконичному сценарию и точной режиссуре, а также более чем корректному хронометражу.
Мне кажется, что этот фильм вовсе не о байкерах, а о справедливости и жизненном выборе. Герой Марлона Брандо не хочет быть конформистом и старается предпринять все, чтобы преодолеть внутреннюю боль детских переживаний и фрустрацию от социальной несправедливости.
При этом его анатагонисты, например полицейский (отец девушки), не менее переживающие и мыслящие люди. Но они сделали свой выбор — смирились. Очевидно, что поведение героя Брандо для них дикость и они готовы пойти на все, чтобы доказать самим себе, то как он неправ.
В итоге: культовый фильм 50-х, который определил на много лет вперед многие атрибуты байкерской субкультуры. Соответственно, нет ничего удивительного что множество последующих фильмов о байкерах прямо или косвенно перекликается с Wild one. Но, в этом случае — оригинальный фильм существенно лучше своих логических продолжений.
10 из 10
17 июня 2012
Сразу после этого фильма нельзя ничего сказать. Его надо осмыслить, прочувствовать. Вспомнить белую кепку Брандо. Жест — отряхивающий её от пыли. И лицо: слёзы, пот и глаза. Он очень мало говорит в этом фильме. Намного, намного меньше, чем говорил «В порту». А ему это и не надо. Его пластика, его тело — вот всё, что нужно в кадре. И он уже не тот беломайковый Ковальски, который хлестал алкоголь и хлестал девушек. The Wild One Брандо резв, ребячлив и как-то по-детски мудр. Яркая чёрно-белая жалость в глазах, «Кофе!» и финальная улыбка — только ради одного кадра можно смотреть этот фильм. Белое имя Johnny на косухе МотоКлуба Чёрных Бунтарей, очки-капли, ворованная статуэтка на руле байка.
Первый и потому культовый байкерский фильм. Правда, лишь на первый взгляд — байкерский. Но лично для меня фильм не про байкеров. Фильм про Марлона. Марлона, который меня убедил. Ни оголённый юнец Артюр Рембо в «Полнолунии», бросающий резкий смех и одежду на носатого любовника Верлена — талантливый Лео ДиДи, как называли мы его в годы титаникобума, — ни прекрасноглазый житель «Города ангелов» Николас Кейдж — никто из них не убедил меня в прелести мужских бёдер. А Марлон — то самый Марлон, ставший в конце жизни человеком-горой и не влезавший ни в один кадр, — убедил. Обтянутые наивными джинсами пышные бёдра дикаря, вожака и — капризного ребёнка с пухлыми губами, графическими бровями и каким-то глубинным, не-отсюда, чужеродно завораживающим взглядом. Бран-до. Все остальные — после. Он первый и единственный в своём роде. Тот, кто ненавидел актёрство, но был величайшим в профессии. Марлон, Марлон — сын ирландки, со стуком опускающей пенящееся пиво на стол. Убегающий, побеждающий, уезжающий, презирающий. И горестно, тяжко — потому что всё бесполезно, далеко, невозможно и до слёз зря — но очень любимый.
29 июля 2011
Когда ты едешь куда-то, поездка теряет всякий смысл. Мы ездим просто так. Просто, чтобы ехать
(Джонни Страблер «Дикарь»)
Когда закончилась Вторая мировая, с полей сражений в Америку начали возвращаться солдаты. И оказалось, что тут они особо никому не нужны. То есть, тебя поздравят, даже парад на улице городка проведут. И все. Дальше давай работай, как все. А они не считали себя такими, как все. И для многих из них общество, которое не пожелало заметить их индивидуальность и особость, стало врагом. Они не хотели иметь с ним ничего общего. Одни становились бродягами. Другие натягивали свои кожаные летные куртки с косым зиппером, садились на мотоцикл и, послав всех к черту, жили вольной жизнью, наплевав на любые законы. Так появились байкеры. Чрез восемь лет они стали настолько заметным явлением на хайвеях и провинциальных американских городках, что про них сняли этот фильм. До звездного часа фашиствующих Ангелов ада оставалось 10 лет. До байкеров-хиппи из «Беспечного ездока» — 16. До гламурных бандитов на Харлеях из Детей анархии — больше полувека. У каждого времени — свои байкеры.
Это присказка, не сказка. Так сказать — введение (моя любимая глава в учебнике по Психологии интимной жизни).
Сюжет фильма Дикарь (Хулиган) не слишком затейлив. Шайка байкеров приезжает в тихий городок и начинает там куролесить. Главарь банды (Брандо) западает на местную барменшу, дочку шерифа-слюнтяя, приезжает конкурирующая банда, местных это все достает и начинается кордебалет.
Удалось ли авторам показать явление во всей его красе? Смею сказать — нет. Они лишь чуть приподняли занавес, стыдливо все закамуфлировав. Брандо слишком чистенький и гламурный для зверя-байкера. Он не дает своей банде веселиться. Он попадает под очарование первой же смазливой мордашки, которая рассказывает ему о том, что ждет принца, который ее увезет из этой дыры. Он слишком положительный. Дикарь из него никакой. Играет он замечательно. Вот только играет он не байкера.
Вот его конкурент Ли Марвин «Чино» — этот да. Этот байкер. Пьянь, дрань, рвань, драчунь и разгвоздянь и вообще крайне антисоциальный тип. Но все равно обаяшка. Этот убедителен. Жаль, роль у него небольшенькая такая.
Бесчинствуют байкеры в городке как-то очень аккуратно. Все пиво в кабаке выпили и из швабры парик сделали — вот и все бесчинство. Ни одной драки. Даже промеж себя только Брандо с Марвином побились — и все. Вот местные себя показали полными козлами — это да. А байкеры — душечки.
Смотришь фильм и думаешь — а чего их так боятся? Ведь уровень их опасности не выше, чем у старшеклассника, который учителю кнопку на стул подложил.
Не готова оказалась Америка начала 50-х к осмыслению нарождающейся контркультуры байкеров. Фильм лишь зафиксировал — есть такие. И все. Недаром один из лидеров Ангелов Ада ненавидел этот фильм и говорил «из-за этого фильма всех нас считают такими же слюнявыми придурками». А думать так — большая ошибка. Иногда она могла стать фатальной.
С чисто кинематографической точки зрения фильм выстроен классически, ничего лишнего, но и ничего не забыто. Если вы не хотите узнать из него о байкерах, то разочарованы не будете. А если хотите, то… ну, это все равно, что о культуре русского рока 80-х пытаться узнать из фильма «Взломщик».
Ну да ничего, лиха беда начало. Главная ценность фильма — их заметили. До «Изи Райдера» оставалось всего каких-то 16 лет
ЗЫ: Не смотря ни на что — ставлю плюс
9 января 2011
Фильм, несомненно, актуальный для своей эпохи. Странные люди в кожаных куртках, разъезжающие по бескрайним дорогам Америки, затевающие драки и творящие беззакония — обычная картина для 50—60-х гг.
Сам сюжет явно пропитан антибайкеровской моралью, а голос в начале фильма повествует: «Единственная цель этой истории — что бы такого не повторилось». Собственно о самом сюжете: глава байкерского клуба Джонни (Марлон Брандо) колесит по стране со своими ребятами в поисках развлечений. И как правило, находит их. Так в очередном маленьком городишке ему приглянулась молоденькая официантка Кэти (Мэри Мерфи). На их отношениях строится весь фильм. Хотя, собственно говоря, непонятно что это за отношения. Она ждет принца, который увезет ее в прекрасные дали, а Джонни нужна девушка на одну ночь. В итоге единственный поцелуй под покровом ночи.
Если быть откровенной, то фильм держится исключительно на бескрайнем таланте Марлона Брандо. Его скупая мужественность, магнетизм, прекрасная мимика, сексуальность, буквально вытекающая через экран, — главные достоинства фильма. Джонни — единственный удавшийся образ.
Так что «Хулигана», служащего олицетворением эпохи, советую смотреть только тем, кто этой эпохой интересуется. Но глубокое уважение к Марлону Брандо не позволяет отнести данную картину к разряду второсортных. Поэтому моя оценка
7 из 10.
22 августа 2009
«Говорят, что этот фильм был самым первым из тысяч картин на «байкеровскую» тему» — как написано на обороте коробки с диском, поверим на слово, и окунемся на полвека назад в тот самым 1953 год, когда этот фильм увидел свет. Разные события происходили в мире в том году, политические, социальные, военные, всё это не важно, когда речь заходит об этом фильме, и о человеке, сыгравшем здесь главную роль.
Марлон Брандо, один из лучших актёров за всю историю кинематографа в 1953 г. сыграл в двух фильмах, одна из них роль Марка Антония в шекспировской экранизации «Юлия Цезаря», другая — Джонни Страблер, отморозок, хулиган, лидер группы байкеров «Черных бунтарей». К 1953 году, по всей видимости, актёр уже был известен, и без особого труда блеснул в «Хулигане».
В остро социальном фильме, в роли того, кто олицетворяет собой уличного преступника середины века, без чести и совести, того, кто не знает благодарности и не испытывает сострадание. Героя в фильме романтизируют минимально, также нет, у авторов фильма попыток разобраться, почему он пошёл по этому пути, и почему молодежь объединяется в подобные группы. Из фильма можно было сделать гимн добропорядочному обществу, а равно и гимн бунтарям, только вот авторы оставили зрителю самому решить и найти и мотивы, и причины и следствие.
Авторы дали нам несколько социальных групп, подобрали малонаселенный городок, устроили хрестоматийную не благополучность и дали штурвал в руки Марлона Брандо. Чтобы тот размешал все эти ингредиенты во вкусную кашу, смотря на которую можно будет сделать самые разные выводы, на различные вопросы, возникающие по ходу фильма: что такое жестокость, к чему она ведёт, и можно ли с жестокость победить жестокость. Они добавляются к тем, которыми авторы задались ещё в начале и которые были понятны ещё в момент прочтения синопсиса (почему появляются такие группы и др.).
В середине века в США были разные криминальные структуры, некоторые крупные и бились в коммерческом мире, некоторые мелкие появлялись в своих районах, и байкеры тоже объединившись в группы, ощущали себя выше остальных, не объединенных в группы. Фильм показал, как такая единица социальной группы может держать в страхе людей живущих тихо и спокойно.
Только вот до крайней жестокости байкеры не докатились, авторы фильма не стали окунать свою картину в эту среду, они просто обозначили, что жители городка уже боятся этих парней, и они может, и стали бы вести себя хуже, прими их городок в штыки. В общем, нет громкого недовольства городскими жителями, нет агрессии со стороны незваных гостей.
До поры до времени, всё-таки не были бы они хулиганами, не создай несколько моментов, которые законопослушное общество не принимает. Драка ещё простительно, тем более дрались по сути два бандита, до здоровья которых простым жителям городка дела особого нет. Эффектное появление Ли Марвина (Чино) и его драка с Марлоном Брандо расшевеливает фильм, который по продолжительности очень компактный, вмещает в себя события только одного дня (и чуть-чуть следующего).
Не сказать, что драка между этими знаменитыми актёрами очень эффектная, но для фильма она становится украшением, как и сам тогда ещё не так известный Ли Марвин, в роли пьяного отморозка, лидера конкурирующей группы байкеров, которые когда-то были вместе. Авторы же обратить немного внимания, как бы не конкурировали эти банды, из-за чего бы, не дрались их лидеры, в момент общей беды они всегда найдут возможность объединиться.
Уровень преступности и громких банд в 50-е, скорее всего, звучал куда тише, чем время спустя, то, что случилось лет через 20, когда появилась банда Чарльза Мейсона и убила беременную жену Романа Полански и её друзей шокировала Голливуд, может Мейсон всё-таки иногда покидая тюрьму, увидел этот фильм и захотел уважения, и объединил отморозков. Или же такие группы появляются не, сколько из-за подражания, а, столько из-за зависти одних другим, не зря же в основном в преступные группы идут из неблагополучных семей, откуда собственно вышел и Мейсон.
Откуда вышел Джонни Страблер на своем золотом коне и бандой верных псов за спиной, не сообщалось, известно только, что Марлон Брандо сотворил потрясающий образ, запоминающийся и эффектный, его игра без эмоций впечатлительна, персонаж из молчаливых, а без слов уверенность создать сложнее, Брандо удалось. Всегда удавалось.
Фильм же ни манифест, ни гимн, ни пропаганда чего-либо, фильм просто показывает тот момент, что творится с законопослушным обществом, в момент столкновения с преступным, и показывает, что жители города изначально выбрали правильную тактику поведения, чтобы остаться целыми. Больше беспокоит то, какую тактику нужно было выбирать, чтобы не возникло той группы, что сталкивается с законопослушным обществом…
5 ноября 2007