Жить
Ikiru
8.1
8.3
1952, драма
Япония, 2 ч 23 мин
В ролях: Такаси Симура, Синъити Химори, Харуо Танака, Минору Тиаки, Мики Одагири
и другие
Старик узнаёт, что жить ему осталось недолго и решает, что детская площадка на месте зловонного пустыря — это то, что он оставит этому миру после себя. То настаивая и требуя, то умоляя и унижаясь, он проходит все круги бюрократического ада, чтобы собрать необходимые подписи, резолюции и печати.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Жить

английское название:

Ikiru

год: 1952
страна:
Япония
слоган: «One of the Great Films of Our Time!»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Асакадзу Накаи
композитор:
художник: Такаси Мацуяма
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Сборы в США: $55 240
Мировые сборы: $55 240
Дата выхода
Мировая премьера: 9 октября 1952 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 23 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Жить», 1952

Видео: Трейлер (Жить, 1952) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Жить», 1952

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Жить», 1952

Только узнав что скоро умрём, мы начинаем жить

С кинолентой Куросавы я познакомился благодаря другому фильму, но вот сравнивая большинства фильмов, именно этот фильм сильно произвёл на меня впечатление на размышление о жизни.

Главный герой - Kандзи Ватанабэ, обычный трудяга, который работал постоянно и не замечал ничего вокруг, но вдруг ему диагностировали рак желудка, и с этого момента мировоззрение гг меняется. Сцена за сценой показывают атмосферу одиночества главного героя, будто он оторван от всего мира, осознания прожитой попусту жизни, после которой он ничего не оставит. Ведь жить осталось недолго и он решается оставить после себя стоящее для людей.

Фильм является одной из серьёзных работ Куросавы, который поднимает сразу несколько тем (о смысле жизни и т.д.), держит эмоциональную атмосферу на уровне депрессии и правильно передает те же ощущение, что испытывает гг.

Несмотря на свой возраст, Икиру до сих пор остаётся одним из хороших фильмов в японском кинематографе который насильно оставляет впечатления, как и большинство фильмов Куросавы.

25 ноября 2022

Пока не умеешь умирать, жить плохо получается.

Акира Куросава неровно дышал к русской литературной классике — тут к гадалке не ходи. Сумрачный японский гений интересовался Достоевским — и снял 'Идиота'; он читал Толстого — и снял 'Жить'; его чем-то привлёк Горький — и вот вам киноверсия 'На дне'; ну, и до кучи Куросава снял и приключенческий фильм 'Дерсу Узала' по мотивам книг Владимира Арсеньева. Из всего перечисленного у Куросавы я видел только 'Жить', снятый в 1952 году. Что ж...

Господин Kандзи Ватанабэ тридцать лет верой и правдой прослужил на мелкой чиновничьей должности. За много лет работы у него не было ни одного пропуска — ни по болезни, ни по наглости. Ватанабэ-сан честно ходил на работу, честно просиживал штаны в компании таких же как он бумагомарателей, честно копил деньги на будущее для сына... И честно однажды узнал, что пока он тридцать лет сидел и перекладывал бумажки, в его желудке начала расти раковая опухоль.

Ватанабэ-сан не может поверить в свою скорую смерть — но боль отныне постоянно подсказывает ему, что конец близок. Оглянулся Ватанабэ-сан по сторонам, посмотрел на всех вокруг совсем другими глазами, да и вдруг не пришёл на работу — он погрустил дома, а затем пустился во все тяжкие по барам и проституткам. Но в барах ему быстро наскучило, а проститутки оказались тупыми и меркантильными созданиями, и скоро бывший чиновник решился на благое дело: он захотел построить на месте болотистого пустыря детскую площадку... 'Каждый должен что-то оставить после себя', не правда ли?..

Идущий на смерть не пожалел сил и средств, чтобы достигнуть высокой цели — и интересно наблюдать, как сильно может измениться бесполезный и ненужный человек, когда он загорается идеей принести пользу обществу. Фактически такой человек вдруг перестаёт быть бесполезным и ненужным — он даст фору многим, так как мотивацией к действию для него служит страх скорой смерти. А что вообще, как не страх смерти, лежит в основе нашей жизни?..

Причём Ватанабэ-сан приносит не какую-то там фиктивную пользу (как он приносил её все прошлые годы), а самую реальную — он хочет любой ценой построить детскую площадку. С учётом того, что собственному сыну Ватанабэ-сан оказался полнейшей обузой (сын ждёт смерти отца — от него останется дом), он принимает правила жестокой игры, в которую играет лицемерное общество вокруг него. И раковый больной намерен победить.

В образе Ватанабэ-сан Акира Куросава развивает предсмертную философию толстовского Ивана Ильича — последний перед смертью ничего так и не успел сделать (успел только понять), а вот герой японского мэтра успел и понять, и пойти неверным путём (по барам и проституткам), и обрести путь истинно верный — путь настоящей пользы для других людей. В этом — величие фильма 'Жить': он не только показал историю русского классика, но и продолжил её в подлинно гуманистическом, возвышенном духе.

Вообще, технически этот фильм — довольно затянутая, медитативная, долгая вещь, да к тому же ещё и чёрно-белая. Не каждый высидит два с половиной часа, наблюдая за долгими сценами, в которых очень мало действия, но много философии и японской созерцательности момента. Я честно высидел (мне не привыкать), и скажу вам так: фильм можно было бы и подсократить на полчаса, добавить действия, ужать, но как есть — так есть. Спасибо Куросаве и на том, что показал нам историю о смерти Ивана Ильича на японский лад.

30 марта 2022

Тридцать лет, без отгулов, прогулов и больничных господин Кандзи Ватанабэ приходил на службу в городскую управу. Однажды Ватанабэ узнает, что неизлечимо болен, и жить ему осталось всего ничего. В этот день он впервые не придет на работу, но снимет со счета все свои сбережения и отправится в крестовый поход по кабакам — пить и оплакивать судьбу.

И чем больше саке, тем сильнее тоска по непрожитой жизни, по невстреченным друзьям, недолюбленным детям, несвершившимся планам. Даже собутыльников — и тех не нажил! Боль от бесцельно прожитых лет терзает острее, чем смертельный недуг. Неизвестно, что сведёт в могилу раньше. Но внезапно небеса решают дать старому чиновнику последний шанс в виде встречи с юной работницей фабрики детских игрушек. Теперь Ватанабэ знает, что нужно сделать, чтобы его жизнь хоть на короткий миг обрела смысл.

Как известно, у великого Акиры Куросавы было три страсти: Годзилла, самураи и русская литература. Причем, последняя всегда занимала в его кинематографе особое место. Уже через год после триумфа «Расёмона» (1950) Куросава ставит «Идиота», а еще через год снимает фильм с коротким и ёмким названием «Жить», представляющий собой вольную интерпретацию «Смерти Ивана Ильича» Толстого. Впрочем, фабула картины настолько универсальна, что будет близка любому зрителю и без всяких литературных параллелей.

Главную роль в фильме не сыграл, но прожил великолепный Такаси Симура, которого Куросава любил и снимал, пожалуй, не меньше, чем свой талисман и alter ego — Тосиро Мифунэ.

Любопытно, что во время съемок самому Симуре, играющему больного старика, было слегка за 46.

Через пару лет он вновь встретится с Куросавой и Мифунэ на съемочной площадке «Семи самураев» — одного из самых знаковых и прославленных фильмов в истории кино.

Ну а «Жить» навсегда останется одной из самых нежных, невыразимо печальных и в то же время светлых и утешительных картин из когда-либо снятых на заданную тему.

Ведь «если не я за себя — то кто за меня? А если я только за себя — то кто я? И если не сейчас — то когда?»

12 мая 2021

Один из величайших фильмов на все времена!

Снятая больше полувека назад в далекой Японии, кинолента действительно поражает своей актуальностью и точностью проблематики. Фильм рассказывает историю о немолодом чиновнике средней руки, которому силой обстоятельств приходится переосмыслить свою жизнедеятельность. Но, в общем, фабула кинокартины может быть близка любому зрителю, ведь суть произведения в том, что для каждого человека настает время, когда он задумывается о смысле своего существования и хорошо, если этот момент наступает не слишком поздно. Фактически, главный герой, своей историей и отвечает на вопрос, что же значит «жить».

Акира Куросава более известен, как автор фильмов, действие которых происходит во времена самураев. Но действие этой его драматической картины происходит в современной ему Японии и касается жизни обычных людей — в ней нет боев, приключений и вообще каких-либо экшн-сцен. Но этот замечательный фильм не должен представлять меньшего интереса для зрителей, ведь в нем поднимаются темы близкие и понятные всем людям и во все времена. А если зритель не хочет мыслить, не хочет смотреть серьезный фильм, то это зря — задуматься на рассматриваемую тему, в итоге, все равно придется.

Отдельно хочу отметить, что хотя герои произведения обычные, в основном непримечательные по своей сути люди, сыграны они очень типажными актерами, и весьма точно транслируют авторскую мысль.

Каждый раз, пересматривая этот фильм, я воспринимаю его, как напоминание о важных вещах, которые, зачастую, из-за повседневности, уходят на задний план. Советую «Жить» тем, кто не побоится посмотреть классический черно-белый фильм, абсолютно не развлекательный, но, безусловно, заслуживающий внимания — важный, глубокий, актуальный — оставляющий впечатление.

9 из 10

4 июня 2019

И пока не поздно, не забывайте о том, что дело всей жизни — это не дело, а жизнь…

Давно собирался посмотреть этот фильм. Сегодня это произошло. Сказать, что я под впечатлением — ничего не сказать.

В чем смысл жизни? Хотя бы раз каждый, вероятнее всего, задавал себе этот вопрос. Мы не можем знать наверняка, что там дальше, после жизни, будет.

Но ради чего же мы живем? Человек разумный едва ли будет доволен ответом: ради продолжения рода. А что если для того, чтобы оставить свой след в этом мире и остаться светлым воспоминанием в умах людей?

Фильм повествует историю пожилого чиновника, узнавшего о том, что совсем скоро умрет от рака. Совместно с безысходностью к нему приходят мысли о том, что за много лет он так и не жил. Вся его жизнь до рокового события уместилась в одной табличке и паре-тройке воспоминаний. И он бросает вызов жизни, стараясь изо всех сил ее обуздать, ведь когда-то давно он упустил ее из своих рук, потихоньку превратившись в «мумию».

Немаловажную роль в осознании вектора движения последних месяцев главного героя сыграла его подчиненная, молодая девушка с совершенно отличным от всего этого бюрократического болота подходом к жизни.

Он решил направить все свои силы на то, чтобы сделать парк в том месте, где в нем действительно нуждались люди. Ради осуществления задуманного он прошел все «круги ада» и, таки, добился своей цели.

Он точно жил! Это доказал парк, который появился благодаря нему (вот так полгода его жизни еле уместились в целом парке), это доказали те люди, которые чтут его память и тот человек, что изменился благодаря нему к лучшему.

Это одна из немногих картин, которую обязательно надо посмотреть! Спасибо всем тем, кто работал над ней.

8 из 10

3 января 2019

Мумия: Начало

Господин Ватанабе перед смертью решается буквально искать смысл жизни. И каким способом, недалекий человек, всю жизнь проживший в серости и отсутствии размышлений над собственной никчемностью, будет искать конечную цель, к которой вели все эти годы бессмысленной работы и бессобытийного существования?

Наблюдая за Ватанабе, мы видим, что помощи и совета он ищет в людях, которые по его мнению, знают смысл и цели в жизни. И тут режиссер нас возвращает к своим раздумьям, что каждый человек, это огромная личность со своими красотами и недостатками.

Каждый встречный, советует Ватанабе как жить и как преодолевать боль. Эскапичный писатель, считает что жизнь в прожигании, в удовольствии, и также решает, что болит-то сердечко у господина Ватанабе, из-за скучной жизни без внимания обращенного к самому себе. Собственный брат считает, что причина существования и изменения человека, в любви к женщинам. Веселая молодая подчиненная, уверена что счастлива, только когда развлекается и ест. И лишь, после общения с ней, после ее отторжения, наш герой понимает что смысл, возможно, в любви к человечеству.

Актеры, под стать времени, театрально переигрывают (большинство известно по другим фильмам Куросавы). Операторская работа по канонам периода камерная. Музыка гротескная.

Протагонист будто выпрыгнул из творчества Горького и Достоевского. Низшее существо, которое должно совершить великое дело. По мнению Куросавы великим делом для него самого было, снять этот фильм, в ответ на неразборчивость и падкость японской бюрократической системы. После полувека с момента выхода фильма, глядя на развитие Японии после войны, серьезно задумаешься, а может ведь быть, что этот самый маленький человек, (который, видимо, от познания тщетности бытия как-то решился перерезать себе горло) реально изменил системность целой страны.

А почему бы нет? Разве, человечек, поменявший мировой кинематограф, не мог поменять убеждения и самосознание целой страны?

8 из 10

9 октября 2018

Ikiru

- Я не могу себе позволить ненавидеть людей. У меня нет на это времени.

Японский режиссер Акира Куросава один из моих любимых деятелей кино. У него ряд потрясающих и замечательный фильмов. Сейчас перед нашим вниманием одна из таких его картин — лучших. Как известно воодушевившись повестью под названием «Смерть Ивана Ильича» Толстого, Куросава и снял это кино. Признаться честно, оно одно из моих любимых фильмов, что я видел. Драма очень сильная и глубокая. Она заставляет задуматься, что-то переосмыслить. Фильм удивительный, и я особенно ценю и его выделяю.

Мы видим историю пожилого мужчины. Доктор поставил ему смертельный диагноз. Старик об этом ни кому не сказал. Он вдруг понял, что жизнь прожита зря. Сын и родственники пренебрегают им, всю жизнь он занимался заурядной, пустой работой, ничего не сделал полезного. Пожилой мужчина решает что-то оставить после себя. Он становится настоящим борцом и идет против системы, помогая простым людям. Коллеги смеются над ним, он проходит ад бюрократического мира, ему угрожают, но герою нечего терять, и он идет до самого конца…

Жизнеутверждающее кино, дающее интересную тему, на которой будут в будущем сняты много еще любопытных фильмов. Я сразу вспоминаю такие картины, как «Достучаться до небес», «Пока не сыграл в ящик» и «Гитара». Все эти драмы хорошие, но это японское кино еще лучше. Оно более глубокое, мощное и какое-то невероятно трогательное, берущее за душу.

Не могу не сказать про Такаси Симура. Он сыграл так душевно, так пронзительно чисто. Его игра заставляет плакать, сопереживать зрителя. Данного его героя я не забуду никогда. Кстати, очень странно, что ни все зарубежные кинокритики заметили этот фильм и его игру в свое время. Убежден, что картину западная пресса недооценила, и она заслуживала внимания и конечно номинацию на Оскар в категории иностранный фильм.

Этот фильм о самой жизни, такой, какая она есть. О нас самих, о наших буднях, судьбе, человеческого тепла и одиночестве, а оно у нас каждое свое. История полная сожаления и драмы, бьющая в самое сердце. Есть такие фильмы, которые к просмотру обязательны, и этот именно такой, я уверен в этом.

«Жить» — японская драма 1952 года и культовый черно-белый фильм Акиры Куросава. Об этом фильме не нужно говорить, о нем не нужно рассказывать, его нужно просто посмотреть и прочувствовать. Тут без слов, картина сильнейшая. Внимания по сей день заслуживает.

Цените то, что имеете и будьте добрее.

10 из 10

27 апреля 2018

Лишь понял что существовать нам осталось не долго мы начинаем жить.

Один из моих любимейших фильмов Акиры Куросавы.

Признаюсь раньше черно-белое кину если не отпугивало то заставляло воспринимать как пережиток прошлого.

Но на самом деле ещё больше полюбил черно-белое кино за его душевность и ностальгию.

Немного о бюрократии:

В фильме режиссер, в японской шутливой манере высмеивает бюрократию. В фильме женщинам нужно было подписать какую-то одну бумажку. Если вы видели то знаете эту сцену. А если нет то можете догадываться что женщины будут бегать от секретарей к бухгалтерам, от бухгалтеров к секретарем и так далее. И будите правы.

Даже сейчас вся эта бюрократия присутствует и мешает столь и так занятым людям.

Но это ещё не главная проблематика фильма а лишь маленькая сцена на 5—7 минут.

Более главный посыл картины раскрывается когда отец который работал в офисе около 40-ти лет и между прочем ни разу не брал выходной, больничный и даже отпуск. Узнав что у него рак желудка и в довольно запущенной стадии, он не знал что делать.

И тут начинается самая главная философия фильма. Вацунабе (главный герой), идёт в бар чтоб попробовать развлечься на остаток жизни, из-за того что находиться на распутье.

После баров, вечеринок, банкетов, куртизанок и алкоголя, старик всё же ничего не чувствует в себе кроме пустоты. Понимая что всё это лишь «панацея» для тела.

Потом поэтапно Вацунабе делает добрые поступки, у которых есть только маленький убыток в сторону его кошелька. И с каждым поступком он стает все сильнее и счастливее. Он стает богаче морально, его характер меняется в невероятную настойчивость и большую силу воли.

У людей в грудях есть горшок, в этот горшок нужно что нибудь посадить. Когда человек садит туда цветок, он должен его поливать. Поливать можно чем угодно. Если в горшок заливать разгульную жизнь, то растение будет расти, и на короткий миг быть счастливым. Но на таком топливе как алкоголь, оно долго не будет процветать. Придется постоянно сажать новый и опять поливать его, и так много раз. А с пустым горшком ходить тяжеловато.

Ученые доказали что радость, или удовлетворенность от роботы к человеку приходит тогда, когда человек знает что своим делом он помог людям.

Чего не можно сказать об роботе в офисе, где ты закрыт в четырех стенах и не знаешь что и почему и зачем делаешь.

Вы будите сами цвести от радости когда будите делать приятное своим близким и видеть как от этого цветут они. Прекрасно делать что-то доброе для людей. Начать можно с малого.

Можно улыбнуться незнакомому человеку, купить еды бездомному, чаще встречаться с родственниками, приносить кофе в постель для любимой, пойти с братом на рыбалку, навестить свою мать, отправиться с друзьями в путешествия в другую страну, делать безвозмездные вещи каждый день, когда вы скрашивает жизнь своих близких, вы одновременно скрашивает и свою…

Лишь понял что существовать нам осталось не долго мы начинаем жить.

10 из 10

18 ноября 2017

Жить — существовать — жить

Неординарное впечатление произвел на меня фильм Акиры Куросавы «Жить»: вроде бы я и был взбудоражен идеей, но в то же время понимал как не эффектно она поднесена. Вроде мне и нравилась игра главного актера (особенно этот жалостный взгляд), но в то же время и не особо впечатляли некоторые сцены. В общем-то, обо всем по порядку.

Проблема / идея. Проблема актуальная, наверное, на все времена: проблема настоящей жизни (какой ее видит автор кинокартины), а не прозябание. Помимо этого: добродетель, отношения отцов и детей, бюрократия, равнодушие, память о человеке и прочее. Сама идея, как я считаю, не самая оригинальная (подобную идею можно встретить и в других не менее известных фильмах), но при этом подана она иначе, чем в остальных картинах. Но! подана так, что после просмотра (по крайней мере — у меня) не появляется то самое дыхание настоящей жизнью, которое так хотелось почувствовать после просмотра. Наверное, причина тому именно подача, вместе ожидаемого (что тоже было бы достаточно хорошим) главный герой совершает иное, что очень даже благородно (на то воля Куросавы). При этом, автор поднимает новые проблемы, благодаря которым я могу простить отсутствия эффекта, ведь он, можно сказать, из одного большого целого рассеялся на несколько частей и присоединился к каждой проблеме, которую можно увидеть в картине.

Режиссура. Это на самом деле очень важно. Большинство сцен были действительно динамичны (вопреки одной из рецензий, которую я увидел), и хоть это обычно и не выражалось в героях, но большинство сцен были наполнены динамикой: какая-та суматоха на заднем плане, чья-та работа, явления природы…

Композиция тоже довольно грамотная, за исключением самого начала фильма, когда зрителю дают знать, что у главного героя рак (не думаю, что можно проспойлерить первую сцену, да и в описании фильма это имеется). Не будь этого обращения к зрителю — сцена у врача выглядела бы довольно эффектней. В остальном режиссерская работа очень даже устраивала, подход Куросавы к созданию ленты пришелся мне по вкусу.

Операторская работа. Мне нечего сказать кроме того, что оператор очень замечательный, сцены, благодаря ему, смотрелись очень красиво и не было ни одной картинки, которая смотрелась неприятно (даже наоборот, некоторые сцены смотрелись очень эффектно, например, раскрывая настроение и положение героя).

Сценарий. Вот некоторые моменты сценария фильм подвели. Детали, конечно, были неплохи, но их можно было выразить и лучше, иным способом, даже более приятным. Та же ситуация и с диалогами, в лице главного героя хотелось бы видеть иные реплики, которые я услышал (с тем же содержанием, но по другому поднесенными). Но момент с диалогами можно даже опустить, учитывая, что фильм я смотрел в переводе и бог знает чего могли намудрить переводчики. В целом о сценарии: устроил, но моментами можно было и лучше.

Об остальном. Актерская игра очень приличная (хоть я и не обладаю особым вкусом, сужу лишь по собственным ощущениям), несмотря на, как мне казалось, однообразие Такаси Симуры (но сей момент тоже можно было бы опустить, ведь, как нам дают знать, главный герой не жил, а существовал тридцать лет). Насчет монтажа: не удовлетворил он меня лишь переходами, которые заместо обычных смен сцены (сцена потемнела, появилась следующая), зачем-то использовали двигающуюся смену. В остальном я не заметил ничего что могло не удовлетворить меня, ощущения неясности происходящего (время и место) не было. Музыкальная составляющая не отвлекала от картины, а наоборот, погружала в нее.

В общем-то, картина мне понравилась, присутствуют интересные мысли, а главное — мне очень понравился подход к созданию фильма, его сцены. Идея хоть и не этак эффектно подана (снова повторюсь), но при этом она подняла и иные интересные и важные проблемы.

8 из 10

5 марта 2017

Жизнь после смерти

Классический фильм Куросавы о стареющем служащем мэрии, узнавшем, что у него рак и что его ждёт скорая смерть.

Этот шедевр великого японца удивительно синтезирует японское мироощущение и корпоративность с европейскими гуманизмом и свободным выбором индивида. Причём делает это психологически тонко и художественно новаторски. Трёхчастная структура с прологом о смерти изложена с позиции автора (пролог), самого героя (пьяный трип в отношения с сыном и в ночную жизнь), ангела жизни (сюжет с девушкой, ушедшей из бюрократии в производство) и могильщиков (поминочный разговор бюрократов), создавая картину насколько объективную в отношении главного героя, настолько и расширяющую пространство фильма новыми темами.

А тем этих несколько (как и способов их рисования):

Свобода накануне смерти. Как всё-таки витиевато устроена жизнь — незнание о дате смерти делает нашу жизнь нескончаемой с нескончаемым же количеством шансов, что и заставляет подчиняться определенному порядку вещей, быть не собой, а членом корпорации. Дата смерти увеличивает шанс осмыслить (наполнить смыслом) существование. Куросава меняет понятия местами: продолжая жить, его персонаж остался бы мумией, умирая, он стал человеком. Неслучайной становится поэтому очередная связь японца с русской литературой — после Горького в экранизации «На дне» им использован мотив «Смерти Ивана Ильича» Толстого. Это и указывает на наличие моста из корпоративной Японии в гуманистический свободный рай индивидуализма) Sorry, что не удержался от сарказма. Но, скорее, это от инфляции слов вокруг подобного понимания свободы. Однако ж Куросава совсем немного добавляет менторских интонаций в этот сюжет. Зато сталкивает лбами (и тут до конца неясно — сатира ли это или метафора?) японский театр масок, явленный в бюрократической галерее и скорбно-весёлый мир надежды и безысходности девушки и старика из второй части триптиха, разыгранный почти по заветам Станиславского и не без влияния европейского экзистенциального и абсурдистского театра. А тут выстраивается и тема # 2

Отчуждение. Куросава мастерски раскручивает даже не конфликт, а именно отчуждение сына и отца, равно как и вообще поколенческий разрыв отцов и детей. Флешбеки тонко высвечивают момент этого разрыва. Попытка вернуть утраченную юность натыкается на непонимание той самой девушки, воплощающей энергию и надежду молодости… Поэтому искать искупление пришлось еще раньше, в детстве, а именно — в детской площадке.

Бюрократия. Выше поминалось, что бюрократы — это театр масок. Последняя треть фильма — срывание этих масок, прошедшее и через сатиру и даже карикатуру. Но Куросава предпочитает испытывать сочувствие и к ним, выдавая их конформизм как необходимость притворства, вынужденность в подавлении естественного состояния свободной личности. Любопытно ещё и то, что режиссёр осваивает тонкости и детали этого мира то ли зная их изнутри, то ли благодаря чудовищно развитой интуиции своего гения… И пусть всего лишь один смог заразиться вирусом жизни, но финал, скорее, сохраняет эту надежду жить.

14 февраля 2017

А если бы вам осталось жить шесть месяцев, что бы вы сделали

Фильм Акиры Куросавы «Жить». Идея фильма была подсказана, /вдохновлена/, сюжетом повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича».

Классический фильм о жизни человеческой, /соотносительно времени прожитого и оставшегося до конца жизни/, попытке обретения себя, /в контексте смысла жизни своей/ и о человеколюбии в самом высоком понимании его смысла.

Акира Куросава, японский режиссёр, классик мирового кино. За 57 творческой деятельности снял 30 фильмов. Творчество Куросавы оказало огромное влияние на развитие мирового кинематографа.

Лев Толстой, русский писатель, признанный классиком ещё при жизни.

Герой этой драматической истории, произошедшей в послевоенной Японии, обычный служащий, начальник отдела городской управы, Кандзи Ватанабэ, /Токаси Симура/, 30 лет, проработавший на своём посту, /без праздников и выходных/. И вот он узнаёт, что у него рак желудка и ему осталось жить не более полугода. Он ошарашен, что делать, у кого искать поддержки, /простого понимания/. С сыном у него мало общего, единственный смысл его жизни был в работе, /которая не имела никакого смысла/, а заключалась в перекладывании бумажек из одной папки в другую. В попытке разобраться в себе и в сложившийся ситуации Ватанабэ впервые выходит не на работу, а в ночной Токио, город в котором всеми красками играет и бурлит жизнь.

Жить. Что это значит? Как-то не задумываешься над этим вопросом, пока ещё относительно молод, пока ещё относительно здоров, пока ещё относительно счастлив. Крутишься, вертишься, зарабатываешь деньги, обустраиваешь быт. И вроде бы всем доволен, /вроде бы/. Но что-то там, в глубине души, /вызывает маленький душевный дискомфорт/, а в чём смысл, этого самого, жить. Ну, явно же не в том, чтоб найти в жизни тёплое местечко, чтоб можно было всегда сладко поесть и сладко поспать, /чтоб никаких потрясений и катаклизмов/. Но загоняешь мысль куда-то в глубины сознания, и утром со звонком будильника на работу, /бессмысленную, но доходную/ и ладно.

В ночном баре, Ватанабе встречает поэта, в чёрном /Юноскэ Ито/, человека с совершенно другим образом мыслей и пониманием жизни, /той самой жизни, которая и у него не удалась/. Они разговаривают о жизни, /ну точно, как Фауст с Мефистофелем/, пьют горькую и гуляют по ночному городу. Иногда бывает очень полезно за дружеской беседой подумать о насущном, заглянув в душу собеседника увидеть своё отражение, свой страх и свои фобии.

А потом Ватанабэ встречает девушку и помогает ей, уволится с ненавистной работы и этот, возможно первый и бескорыстный поступок стаёт первой ступенькой к просветлению, /к нравственному очищению/, к внутренней гармонии, к свету.

Жить, это не просто жить, это творить. Доброе, вечное. Возможно то, что ты сумеешь сотворить, и не будет вечным, /всё относительно/, но оно будет. Будет какое-то время согревать сердца людей. Оно будет доброй памятью о тебе. А добрая память, это не так уж и мало.

И Ватанабе решает построить детскую площадку на месте заброшенного пустыря. Обыкновенную детскую площадку. Но не тут то было. Детская площадка, это земля, которая в черте города может приносит сверхдоходы, /любая земля в любом городе, это возможность больших денег/, будь то торговый комплекс, автостоянка, или ещё чего. Мы все живём в мире капитала и все понимаем, что деньги делают деньги.

Следовательно, построить площадку будет непросто, /планы сильных мира сего сломать непросто/, ибо человеколюбие в коммерческие планы не вписывается.

Это непростой фильм, /о самом важном, о нас с тобой/. О людях. О людях на земле этой живущих. О нас, не задумывающихся, о том, что рядом с нами такие же люди. Им тоже непросто, /разобраться в элементарных вопросах/, жизни и смерти. Никто нас не учил жизни, мы все либо ошибаемся, либо не понимаем сути проблемы, потому-то всё так непросто. Мы не хотим и не умеем прислушиваться даже к своим близким, /возьмём к примеру взаимоотношения Ватанабэ и сына/, банально не умеем прощать, не умеем отказываться от своих мелких радостей. Мы не умеем любить. А любви к себе требуем. И сходя из этого, строим свои отношения с миром. Но мир этот, устроен но другому, ты должен отдавать, а не брать. Отдавать всё, /отдавать с любовью/, только затем чтоб жить, /а не существовать/. А других вариантов найти смысл, /обрести в этом мире счастье/, нет.

И пару слов в дополнение к вечным истинам. Мы все в своё время умрём, но не все умрём счастливыми, не все умрём с улыбкой на лице.

16 января 2017

А вы бы могли умереть за дело?

Задайте себе этот вопрос честно. Без алкоголя, без куража, бравады и всего прочего, что так подстегивает на громкие слова. Посмотрите на себя нагишом. Ну что? Не переживайте, единственный ответ может быть нет. И вас нечего винить. А кто ответит да? Наверное, тот, кому нечего терять. Человек, который уже не имеет своей жизни. Странно, что никто не боится умирать. Люди живут, словно не ощущают смерти, как будто этот последний пограничный пункт им не знаком и он находится очень-очень далеко. Интересно получается, что как только человека предупреждают о неизлечимой болезни, он начинает чувствовать присутствие смерти неотделимо от своего бытия. Остается только слушать душу, быть искренним, прямым и честным. Откуда вдруг берутся на всё это силы?

Главный герой этого фильма — человек, который вынужденно был воскрешен из мира мёртвых. В начале диктор произносит слова: «Он вроде бы занят, но по сути ничего не делает». Вот так человек в мелких заботах теряет себя и собственную индивидуальность. Желания хороши тем, что они воспламеняются с моментальной скоростью и плохи, что так же быстро стухают. Если направить свою энергию в одно русло, то человек начинает деформироваться в ровной пропорции с приложенными усилиями.

Старик узнал страшный диагноз в смягчаемой форме. Врач говорит, что это обыкновенная язва. В больнице к нашему герою подсаживается человек, который разоблачает вранье доктора. И тут накатывает полное отчаяние. Он впервые пропускает работу за 29 лет, притом раньше никогда даже отпуска не брал. Старик выгорел, стал сухим и твердым. Бюрократическая машина — всего лишь пинцет, который открывает нам человеческие характеры и натуру. Клерки, что сидят по разным департаментам не видят ничего, даже себя, а потому, можно предположить, умирают намного быстрее. Когда человек устает жаловаться на жизнь — он замолкает. Старик осознает, что в жизни не сделал ничего стоящего. Штамп на бумажках — единственное, что может его рука. От молодой, живой и так по-детски наивной сотрудницы слышит, что его прозвали «Мумией». Это откладывает отпечаток трагичности прожитых лет.

Переоценивать жизнь всегда не легко, особенно когда это надо сделать в сжатые сроки. У него остается всего лишь 6 месяцев. Старик практически не говорит никому о своей болезни. Из-за этого на работе ползут слухи, а дома думают, что на старости лет он решил загулять. Непонимание увеличивается. Всё, что старик делал было ради сына, но он не разглядел этого, ему и не надо было. Всё, что хотел сын — наследство.

Последняя половина фильма открывает взаимоотношения старика, который понял, что надо сделать, осознал, что единственное стоящее дело — это вместо выгребной ямы сделать детскую площадку. Берет на себя инициативу и добивается постройки уверенным и смиренным путем. Всё это мы слышим из уст его сотрудников. Они дерутся и возвеличивают главного героя у него же на похоронах, принижают себя и кричат. Верховное начальство считает, что заслуги в постройке парка не столько его, сколько государственного механизма в целом.

Акира Куросава мастерски, как хирург, показывает подноготную маленьких меркантильных человеческих душ, что неспособны строить полноценные взаимоотношения не только с другими людьми, но и с собственными мыслями. Такие люди, как правильно, и лишены очень важной способность — помочь. Эстетика реальности вонзается в сердце острым пером. Такаси Симура передает в своей мимике нечто большее, чем болезнь и муки отдельного старика. В его лице видна вечность неразрешимых человеческих проблем.

Это кино про совесть, про то, что никогда не поздно сделать что-то стоящее, про отвагу и мужество довести дело до конца, про стойкость и непреклонность. Когда жизнь уже отдана болезни и остаются считанные часы, тогда человек забывая о себе готов совершить нечто большое. И это большое — шаг на встречу к самой жизни.

Мне думается, что у людей нет времени ненавидеть друг друга и для этого не надо быть больным, для этого надо просто остановиться и громко крикнуть себе в лицо: — Я Человек!

10 из 10

22 октября 2016

Жить. Просто Жить.

Очень грустный фильм… Сюжет картины навеян повестью Льва Николаевича Толстого «Смерть Ивана Ильича», срежиссирован Акирой Куросавой, уже этих двух компонентов достаточно для отличного кино. Главный герой фильма «маленький человек», раздавленный колесами бюрократической машины, слабый, жалкий, уставший от бессмысленной работы и такой же бессмысленной жизни. Работает он мелким чиновником в департаменте, который толком ни за что не отвечает, на работе наш герой ничего не делает, потому что только так можно удержаться на своем месте. Закадровый голос вещает: «Он уже двадцать лет как мертв». Вскоре, он узнает, что неизлечимо болен. Последние дни своей жизни он посвящает благому делу, а именно — строительству детской площадки. На этом, можно сказать, экспозиция заканчивается.

Весь фильм пропитан очень тонким, почти чеховским, чувством грусти. Надо отдать должное режиссеру, картина не пытается примитивно манипулировать эмоциями с помощью музыки, или форсированной драмы в стиле «Хатико». Хотя, казалось бы почва благодатная, в очередной раз высмеять и довести бюрократию до абсурда, отличный задел для тонкого юмора и скабрезно-иронических комментариев, но не для Акиры Куросавы. С ним так просто не бывает. Кино задает больше вопросов, чем дает ответов. Причем вопросы эти философские, а ответ как бы повисает в воздухе, оставляя зрителю пространство для размышлений. Зачем мы живем? Ради чего? Разве так стоит жить? Да вот хрен его знает, честно говоря. Конечно не так, но живя как то отодвигаешь такие вопросы на периферию на сознания, для того чтобы они не сильно давили на психику. Видимо для этого нам нужны творцы, чтобы вовремя дать отрезвляющую пощечину, в моменты, когда мы погрязшие в быту и рутине, забываем зачем, почему и главное ради чего мы живем. И кинофильм «Жить» является такой пощечиной. Жесткой, бескомпромиссной, но жизненно необходимой. И самое главное, намека на «хэппи энд» тут не будет, что одновременно очень жизненно и очень печально. Куросава — Достоевский от мира кино, тончайший психолог и хирург человеческих душ. Эх… Есть что-то неуловимо русское в этом фильме. Хоть с Японцами мы совсем разные, но чувство грусти, такой тяжелой и безысходной у нас схожи.

10 из 10

9 октября 2016

Куросава во всех своих фильмах поднимал важные социальные проблемы и фильм «Жить» не исключение.

Основной идеей картины является тема ценности своей жизни, важности совершенных поступков. В фильме показана разница жизни и просто существования человека.

Решающую роль в изменении главного героя сыграла его подчиненная — жизнерадостная молодая девушка, которой скучно постоянно сидеть на одном и том же месте. Старый чиновник — абсолютная противоположность этой девушке, поэтому так интересно наблюдать за их взаимоотношениями.

Хуже дела обстоят с остальными персонажами. Тот самый «Мефистофель» из бара неизвестно куда и почему пропал и вообще не понятно, как эпизод с ним влияет на сюжет. Так же непонятно почему сын главного героя даже не думал искать пропавшего на несколько дней отца. Всё что можно сказать о нём, так это то что он ждёт от отца наследства в виде денег и никак не интересуется его жизнью.

Интересно смотрится последняя половина фильма в которой с помощью флешбэков история продолжается совершенно в другом ракурсе. Именно тут происходит всё самое интересное в жизни героя.

Операторскую работу и музыку сложно оценивать по современным меркам, так как в техническом плане «Жить» сильно отстаёт от любого современного кино. Тем не менее фильм интересно смотреть и он оставляет хорошие впечатления именно от истории, которую рассказывает.

8 из 10

26 октября 2015

Лучше поздно, чем никогда

Люди редко ценят то, что у них есть, пока у них этого не отнимут. Возможно, именно поэтому спортсмены-паралимпийцы зачастую добиваются больших результатов, нежели их здоровые коллеги. Экзистенциональная философия выделяет страх смерти, заставляющий человека ощутить свою ничтожность перед бесконечностью Вселенной, как одну из основных сил, подталкивающих к поиску смысла своего существования.

В данном фильме как нельзя лучше показаны, как минимум два ответа на этот вопрос. Самым очевидным может показаться, что если твои дни сочтены, то стоит взять от жизни всё. Вот только так ли уж много это даст на самом деле? Нет. Даже осуществление самой безумной мечты, если оно связано лишь с прожиганием тех немногих дней, что ещё остались обречённому, не даст ему удовлетворения, а лишь превратится в горечь за бесцельно прожитые дни. Каждому человеку хочется, чтобы его запомнили. Многим хватает лишь памяти родственников, но кто-то станет стремиться к большему. Иногда человек начинает желать даже не того, чтобы запомнили непосредственно его, а чтобы в памяти людей остались его дела, даже если в итоге само его имя и изгладится из истории. Сделать что-то не для себя, но для других. Это самый достойный выбор, но и самый сложный. Часто на него решаются лишь те, кто сознаёт, что им уже нечего терять, поскольку цена может оказаться очень и очень высокой. Но именно те, у кого хватает смелости или обречённости дойти до конца, достойны называться людьми.

20 октября 2015

Оставить после себя хоть что-то…

Что Вы обычно говорите после просмотра фильма, который не вызвал эмоций и не заставил думать? Вы говорите, что кино не понравилось. А что обычно бывает, если смотрите что-то элитарное, классическое и надо проявить такому фильму дань уважения. Даже если не вызвало ничего кроме зёва, ответите что-то вроде: да, хорошее кино. А ещё поставите оценку, скажем, восемь. «Ну надо же накинуть за то, что один из первых фильмов на данную и тему и всё такое. Не быдло же я какое-то, чтобы говорить о ТАКОМ фильме плохо».

Главный герой узнаёт, что болен. Осталось жить полгода. Через боль и страдания, он узнаёт о тщетности своей жизни. Через какое-то время, после загулов и кутежа, решает сделать что-то действительно стоящее…

Вот примерно и весь сюжет, растянутый на 2, 5 часа. Что вынудило посмотреть это кино. Рекомендации на КП. Положительные отзывы. Культовый Режиссёр, автор «Семи самураев».

В фильме есть всегда актуальные проблемы. Бюрократия общественного комитета, которая посылает в департамент по делам строительства, здоровья, природы, детства и т. д. Философствования героя по поводу своей жизни. Кстати, надо сказать, что ещё не встречал в жизни героев Чехова и Достоевского. Т. е. «маленького человека», который во взрослой жизни скромно опускает голову, когда его отчитывает та, кто, например, в дочери годится, кто скромничает кого-то о чём спросить, не то, чтобы попросить… Кто в свои уже можно сказать, старческие годы, ведёт себя неуверенно и стеснительно. И это в фильме начальник! Не верю. Такого в жизни просто нет.

Узнаёт, что у него болезнь и после этого сразу перед его глазами проносится вся его жизнь, большую часть которой он потратил на… не на что. В надежде хоть как-то забыться, и насладится жизнью, уходит в отрыв со случайным приятелем из питейной. Этот парень из заведения образован, он честный, обладает особым сочувствием и эмпатией, так что в загул отправляется с главным героем, дабы поддержать его. Заметьте, что это минут сорок из фильма, а наблюдать, что ты уже несколько раз видел в фильмах, просто скучно.

Чтобы оставить после себя хоть что-то, чем можно было бы гордиться, главный герой строит парк. Руководит постройкой и заботится о том, чтобы парк был обязательно сооружён. Герой Ватанабе сталкивается с преградами, которые идут в разрез с его жизнью и характером. Ему приходится бороться, хотя на это в фильме уходит совсем мало времени.

На историю, которая укладывается в пару предложение уходит 2,5 часа. Сухой и не эмоциональный Ватанабе узнаёт, что ему жить остаётся полгода. Далее экзистенциальные думы приводят его к кутежу, а потом к тому, что он в жизни никогда не делал с любовью и пониманием — он руководит постройкой парка, преодолевая все трудности. Оставляя тем самым после себя хоть что-то для других людей и таким образом, оставляет после себя хоть что-то полезное. С момента производства прошло более 60-ти лет!

Кино, которое может вдохновить на новые свершения, например, чтобы снять что-то для нового поколения людей. Вот, на что рассчитан данный фильм, ну и на редких людей, которые восхитятся фильмом.

Возможно, для правильного понимания ленты нужно быть японцем, знающим свою историю, т. е. историю своей страны. Менталитет, мол, у начальников в этой стране такой, скромнее забившейся мыши в углу и т. д.

Вообще, если размышлять о том, почему старое кино воспринимается так, можно задаться следующими вопросами.

Почему никто не читает древнеэллинскую литературу или средневековую? Может быть, потому что она устарела для среднестатистического образованного человека? Про необразованных не говорю, для таких всё гуано, потому что гуано, а читать? «Кому это надо — очкарикам». Так вот сложно оценивать то, что полвека назад считалось гениальным, ведь на сегодняшний день есть более удобоваримые вещи, которые смотришь с большим интересом. Например, «Достучаться до небес» или «Пока не сыграл в ящик». Вот как-то с большим энтузиазмом воспринимаешь вещи более современные, хотя понимаешь, что есть в киноискусстве то, какое явилось столпами… Но почему же никто из образованных людей не двинутых на литературе не читает, таких отцов литературы, как: Алкей,, Анакреонт, Алкман, Пиндар, Вакхилид, Сапфо (кстати, первая женщина, заявившая о существовании лесбийской любви).

Или представителей Средневековьяя: Петрарка, Рабле«Гаргантюа и Пантагрюэль». По мнению, известного учёного, Бахтина, является одним из авторов, заложивших основы современной европейской литературы, Мишель де Монтень, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Лопе де Вега. Да чего там говорить, Шекспира многие читали запоем?

Когда я был моложе, я мог накинуть пару баллов за то, что что-то являлось одним из первых в жанре. Но я живу в 21 веке и я не профессиональный кинокритик (хотя и они многие классику не особо любят), чтобы гобы говорить о том, что на что повлияло и откуда корни. Говорю о том, насколько интересно смотреть кино сейчас. Вывод простой, кино одно из первых такого рода, но банально скучное и даже если искусственно выдавать такую мысль, дескать, без этого не было бы другого… нет, было бы. Если бы не один режиссёр, бесспорно талантливый, то другой. Как с радио, в России придумал Попов, в Италии — Гульельмо Маркони, в Германии — Малон Лумис, в США — Дэвида Хьюза и т. д. Везде праздник Дня радио связан с разными людьми. Так уж в природе есть, не один, так другой примерно в это же время.

Вот тебе и Куросава… А вообще, прежде чем заявлять о том, что фильм дескать, рассчитан на особую аудиторию с мышлением, которое сможет заметить мелкие меткие вещи… Почитайте уж лучше что-нибудь умное, наподобие Ницше, Фрейда или более простое, но также элитарное Томаса Манна. Голова работать чаще будет, нежели смотреть кино, в котором нет особой философии. Ну, или есть, но на уровне: «Пойдём, браток, на кухне побазарим за жизнь».

Не обманывайте других, ставьте адекватные оценки.

1 апреля 2015

Я жизнь свою провел в конторе, Но смерть ко мне явилась вскоре. И понял я, что нет других путей на небо Как только через дверь жилищного отдела.

Человек, действительно, почти никогда не задумывается о том, что значит жить в глубоком, философском смысле этого слова. Тому, как известно, есть несколько причин: 1. Он сам являет собой живое существо со всеми вытекающими последствиями. Это значит, что он будет видеть и отбирать в окружающей среде только то, что представляет практический интерес, что выгодно, комфортно, полезно и т. д. В любом предмете, в любой ситуации, в любом поступке или жесте он способен оценить только коэффициент полезности/враждебности, но не саму вещь целиком. 2. Конечно, человека можно было бы перевоспитать и отучить от детерминированного природой мировоззрения (см. грандиозное предприятие христианства), но вот беда…Сама среда сегодня ориентирована на полное забвения вопросов смерти и небытия. Своей систематичностью, регулярностью, порядком и безопасностью, развлечениями и заботой о себе, забвенями (работа в офисе, регулярное питание, шопинг, даже ПДД!) она лишь укрепляет привычную сенсомотрную схему раздражение-анализ-реакция, доводя ее до совершенства и фактически превращая человека в живого мертвеца. Вкупе с другими причинами жизнь оказывается всесильным, непобедимым и неуловимым Богом, одолеть которого почти невозможно…И Куросава хорошо это понимал.

Поэтому-то он намеренно избегает излишнего пафоса и эпичности. Хотя сначала история предстает как некая излишне романтизированная повесть о смерти настоящего человека («Ecce homo. Узри человека, несчастная» — как говорит один знакомый героя официантке). Но в том-то и гений Куросавы, что из фильма постепенно исчезают один за другим все слишком утрированные элементы. Остается только страдание одинокого, старого человека, Ватанабе-сана и его удивительная неколебимая решимость.

Относительно последней многие могут возразить, что ее возникновение объясняется сознанием героя о скорой кончине (так и рассуждают его подчиненные, собравшись на поминки). Но режиссер ясно дает понять — этот фактор является не катализатором, а напротив ингибитором! Т. е. болезнь суть дополнительная ноша, трудность (к миллиону прочих), которую он обязан вновь и вновь, день за днем преодолевать, двигаясь к намеченной цели.

А ведь, кажется, что цель не Бог весть сколь значимая. Не преобразовать мир, не создать новую философскую систему или изменить политический режим…А всего-навсего построить детскую площадку. И опять Куросава выводит художественный рассказ в плоскость нашей реальности. Ведь претворение в жизнь, столь парадоксально скромных масштабов, задачи, оказывается поистине героическим поступком в уже описанном нами мире строгих сенсомоторных схем.

Первое, что преодолевает персонаж — это сенсомотрную копию, симулякр, клише самого себя (при помощи молодой, непорочной, чистой и здоровой телом и духом девушки — бывшей работнице его отдела). Именно это, а также его неколебимая решимость приводят в недоумение сослуживцев и начальство (и даже бандитов), которые вынуждены отступать перед его силой духа, истинным и внутренним источником человеческой мощи, творящим из самых недр иссушенного, сгорбленного (заметьте, как герой все сильнее клонится к земле, тише, но тем более убедительно говорит), старческого тела.

Нельзя не заметить особенности стиля Куросавы. Чуть ли не весь фильм построен на крупном плане, который длится подчас едва ли не по пять минут. Но что читается на лице Ватанабе? Страх, удивление, стыд…Но вот фотография на его могиле…Крупный план… Решимость, умиротворенность. Интересно также, что последние пятьдесят минут картины воссоздают образ Ватанабе по кусочкам воспоминаний сослуживцев (прием, блестяще опробованный в «Расемоне»). Постепенно, он окончательно проясняется и предстает во всей своей глубине как коллегам по службе, так и зрителям. Режиссер намеренно ставит их на одну ступень, показывая, что протагонист для его коллег столь же не реален, как и для нас…Действителен только мир, где нужно зарабатывать деньги, чтобы ЖИТЬ. А это просто история…Так ведь?

23 января 2015

Что бы не было мучительно больно

Все таки как интересно Куросава обыграл поговорку «Горбатого могила исправит». Сидя на поминках главного героя его сослуживцы поражаются стремительному перевоплощению из жалкой мумии, которая способна только перебирать бумажки и гонять людей по кругам бюрократического цирка в целеустремленного и деятельного человека, который так любит жить и у которого нет времени на ненависть. Разгадка этой метаморфозы оказалась проста — смертельный диагноз. Когда тебя ставят пред страшным фактом не остается ничего кроме как оценить свою жизнь и попробовать хоть что то исправить. Ватанабе сан собирает свою волю в кулак и решается на свое первое и последнее полезное дело в жизни.

Коллеги понимают что когда нибудь они могут оказаться на месте своего почившего начальника. Они в один голос заявляют что поступили бы так же в этой ситуации. Рюмка за рюмкой и вот бюрократы уже начинают во весь голос кричать что так жить нельзя, что Ватанабе наставил их на путь истинный, что вместо перебирания бумажек они должны делать реальные дела. К сожалению их запал выветривается вместе с алкоголем и уже на следующий рабочий день все встает на круги своя.

Жизнь так коротка

Влюбляйтесь девушки, влюбляйтесь

Пока румянец рдеет на щеках

Пока приливы страсти с вами

Живите только одним днем

Ведь жизнь так коротка

Поет наш герой, а по его лицу видно, что грустный он не от того, что умирает так рано, а от того, что жить начал так поздно.

Акира Куросава снял свое творение уже более 60 лет назад, а оно все еще не теряет актуальности. Его все еще не скучно смотреть. Конечно этот фильм не идеален, в нем есть недостатки, но та атмосфера которая создается при его просмотре и те мысли которые возникают после с головой перекрывают все минусы.

7 из 10

15 ноября 2013

занятно…

Неоднозначные впечатления от фильма.

С одной стороны, интересно посмотреть и на жизнь и обычаи в Японии. И сюжет весьма актуальный — высмеять бюрократическую систему, доведя её до абсурда. При этом Акира Куросава вряд ли представлял, что может быть еще хуже, ведь с Российской бюрократией столкнуться ему не пришлось… Но…

Страшно-, неимоверно-, мегазатянутые сцены всё впечатление от фильма портят. Динамики не то, что не хватает, порой кажется, что телевизор завис на очередной эмоции главного героя. Однако проходит буквально несколько десятков секунд и картинка оживает…

PS: кажется я знаю, откуда содрали взгляд Шрековского кота:)

24 октября 2013

Формула жизни от Акира-сан

Неожиданно гоголевское описание маленького человека, простого чиновника, сменяется темой Жизни и Смерти. Нехитрая комбинация заставляющая чиновника продумывать последний месяц своей жизни и выводит формулу этого фильма. Ведь, узнав о неизлечимой болезни герой многое переосмысливает — меняет отношение к близким, находит новых товарищей и упорствует в деле, неожиданно оказавшемся, делом всей его жизни.

В сущности, Акира сводит весь фильм к важности даже самого простого дела, такого например, как постройка детской площадки в городе. Ведь, скромный чиновник не сможет ограбить банк, стать миллионером, выиграть в лотерею. Но он может сконцентрироваться на самом простом деле и минуя все административные барьеры добиться желаемого. Его упорство будет настолько отважным, что даже после смерти, его коллеги будут вспоминать о его поступках — стилистичски делая фильм немного схожим с легендарным «Расемоном».

Такаси Симура обычно играл ведущие роли у Акиры, но был всегда несколько в тени Мифунэ. На этот раз ему был предоставлен carte blanche и он создал очень точный образ, страдающего и одержимого манией конструктивизма человека.

Моя оценка этой ленты была бы куда выше, если бы Акира не стал повышенное внимание уделять актуальности. Он настолько красочно изобразил жернова бюрократической машины, сформировавшейся в Японии, что его «картинку» потом неоднократно калькировали даже в советском кинематографе. Вспомните веселый «Зайчик» Леонида Быкова или многочисленные иронические филиппики Данелия — в них без труда можно усмотреть отблески фильма «Жить» Акиры. Кстати, это кино даже в рекомендуемые списки многих обязательных программ ВГИКа попало.

Мне же этот «остро социальный подтекст» представляется надуманным и излишним. Он ограничивает потенциал картины социальной системой, не позволяя в полной мере рассказать о вопросах Жизни и Смерти. Другими словами, безукоризненная режиссура Акиры и игра Симуры несоответствуют невысокому линейному сценарному посылу.

5 из 10

24 сентября 2013

Пособие по строительству парка, или как перестать бояться смерти и полюбить жизнь

Нет более подходящего и созвучного эпиграфа к фильму японского режиссера, чем из стихотворения Осипа Мандельштама: я качался в далеком саду на простой деревянной качели. Словом, о ключевом и символичном эпизоде фильма, но это после.

Сначала же сюжет и история.

Нарратив фильма задан уже в самом названии — Жить, что само по себе необычно, — выбрать первым словом глагол, но именно он настраивает зрителя, подсознательно или нет, на определенную динамику повествования. И динамика эта не в ритме или движении, а где-то глубже, если можно выразиться — трансцендентном, экзистенциальном уровне. Человек переживает смерть. Такие три слова могут выразить коротко картину, в которой человек при жизни дважды сталкивается со смертью — вначале душевной — почти, затем телесной — уже неизбежной и определенной.

Куросава как бы продолжает историю доктора (Такаси Симура) из Пьяного ангела, (стоит заметить еще, что вдохновлен он был повестью Льва Толстого Смерть Ивана Ильича), который теперь утратил и смысл, и вкус, и цвет жизни, работает начальником департамента по делам общественности, где видимость делания в составлении отчетов лучший способ удержаться на одном месте, — по сути же ничего не делая, разве что только отправляя просящих в другие отделы, где они будут крутиться дальше в карусели бюрократической машины. Таким образом налицо Живой труп, винтик в колесе. Но вот смерть стучится в лице рентгеновского снимка желудка, и звуки исчезают, когда приходит осознание ее приговора, который, кстати, рефреном откликнется в фильме Даррена Аранофски Фонтан.

Дома ждет сын и воспоминания — редкие фрагменты их жизни, в которых отец проявил бледное участие, хоть и пожертвовав личной после смерти жены, — обманувшиеся надежды; холодность и чуждость в отношениях встречают престарелого человека, когда он больше всего нуждается в их другой стороне.

Ватанабэ ничего не остается как идти в бар, стараясь утопить печаль на дне. Тут может, совсем кстати, подвернуться добрый Мефистофель, он же спивающийся писатель, который с радостью уведет его к вечернему Токио, к огням большого города, долженствовавшие пробудить жажду жизни. Но что может быть сильнее личного горя? Чужая радость и цветение — они лишь усиливают его, плотнее закутывая в свое безразличие и страдание. Тогда является то солнце, которое на какое-то мгновение помогает ему снять свой заношенный плащ, и даже купить шляпу! В лице молодой сотрудницы, уже бывшей, их отдела, теперь же делающей игрушки, и так, будто играя со всеми японскими детьми. Такие простые слова слышит Ватанабэ, когда отчаяние заставило его признаться ей в своем странном поведении в последнее время, будто надеясь, что она спасет его. И эти-то слова для некогда живого трупа звучат путеводной звездой к строительству парка в том месте у моста, где кроме помойки с лужами вряд ли намечались изменения.

После смерти, как и в предыдущем фильме Расемон, принесший мировую известность режиссеру, использует прием полярности взглядов. Когда весь цвет бюрократии сходится, чтобы решить — кто все же построил парк и выяснить, что случилось с Ватанабэ, а по-сути вынести свои суждения и мнения, поклясться в верности долгу и служению, и наплевательски забыть после пары деньков в карусели. Но все же оставив надежду в лице одного молчаливого молодого сотрудника, не поддавшегося минутной экзальтации и пустопорожним обещаниям.

Возвращаясь к мандельштамовским словам и тому образу человека, качающегося в парке, который он помогал создавать, можно вспомнить напоследок то самое пушкинское завещание, бьещееся в пасторальных тонах японского фильма и старой доброй песенке уже в жизнеутверждающих.

25 сентября 2012

Акира Куросава — это не какой-то там Вася Пупкин с «Любовной любовью», фильмы у него серьезные, вдумчивые, жизненные. Потому я долго нарезала круги вокруг этой картины, сомневаясь, что выдержу хотя бы первые пятнадцать минут. Совершенно зря. После просмотра с огромным удивлением читала комментарии людей, которые называли фильм тяжелым, мрачным, пронизанным отчаянием и страданием. Я бы назвала его скорее саркастическим.

Здесь напрочь отсутствует так любимое многими режиссерами смакование трагедии, приближение драмы и слёзовыжимательство. Здесь нет ни одного кадра, на котором бы демонстрировались муки человека, умирающего от рака желудка. Куросава чётко обозначил те обстоятельства, в рамках которых намерен работать с историей: Кандзи Ватанабэ прожил никчемную, бесполезную, пустую жизнь, точнее, он никогда не жил вообще, он мумия; он узнает, что болен и протянет совсем недолго. Всё. Нет, он не потратит оставшееся время на развлечения, как это сделали герои современной картины «Пока не сыграл в ящик», не станет разыскивать всех, кому когда-то сделал что-то плохое, валяться в ногах и просить прощения, не будет вести долгие слезные разговоры с сыном, который ждет не дождется его смерти, чтобы заполучить наследство. И даже не влюбится напоследок. Он сделает то, ради чего почти тридцать лет сидел в Департаменте по делам общественности, не взяв ни выходного. Одно-единственное дело. Вместо той уймы работы, что он должен был проделать за три десятка лет. И не будет фанфар и революции, ничего не изменится даже в пределах маленького Департамента, всё останется так, как и было. А о его поступке будет знать едва ли несколько человек. Потому что таков реальный мир, который Акира Куросава не пытается приукрасить или, наоборот, очернить, он просто будто ведет хронику, показывая события в их настоящем свете. Чего только стоит бюрократия, доведенная до абсурда.

Выбор актера и его игра гениальны. Он играет не словами, не телом, а будто бы только лицом. Он такой жалкий в своей никчемности, несчастности и стремлении сделать хоть что-то… Как букашка. Ничего хорошего за всю его жизнь от него никто не дождался, его все тихо ненавидят, презирают, подсиживают, высмеивают… И зритель тоже видит отнюдь не героя. Но и не злодея. И его жалко. Той жалостью, которую испытываешь при виде унижающегося человека, заслужившего это унижение.

Этот фильм стоит смотреть, причем не один раз. Он актуален спустя полвека после создания и будет актуален еще не одно десятилетие. Великолепная работа.

26 марта 2012

Жить надо уметь. Или ты существуешь, утопая в обыденности и рутине, или «дышишь полной грудью», испытывая всю гамму чувств. Конечно мир очень сложен, многогранен, порой опасен и жесток, но человеку не дано выбирать время своего рождения…

Кто-то пребывает на Земле, проживая в стороне, в безопасности, так сказать, весь отпущенный срок. Кто-то страстно бросается в омут жизненных страстей с головой. Кто-то, кто смелее и увереннее первых, но хладнокровней и благоразумней вторых, выбирает золотую средину — и другим помочь, и себя не обидеть. Вкусы у всех различные. Один и тот же рецепт у каждого получается по-разному. Да так и интереснее… мы же люди. Каждому даётся одна жизнь в этой жизни, и хочется прожить её, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитое время. (Банально, но это так.) И, возможно, оставить след в памяти родных, чужих, всей страны или, даже мировой истории, и обрести таким образом бессмертие.

Фильму около 60-ти, а как актуален. Смотришь и забываешь, что всё происходит в Японии. Очень полезен для просмотра. Он более для тех, кто застрял в рутине. Посмотрите, чтобы опомниться.

23 сентября 2011

Старик узнаёт, что он болен, и жить ему осталось несколько месяцев. Потрясённый тем, что всю жизнь он работал на никому не нужной работе, перебирая бумажки, старик начинает задумываться о смысле своей жизни.

Куросава ставит серьёзные вопросы о смысле человеческого существования и словно с экрана задаёт вопрос зрителям, а что вы сделали в своей жизни такого, что запомнилось бы в сердцах людей? Главный герой задаёт себе именно такой вопрос и не может найти ответа.

Фильм одновременно и простой и сложный. Прост он по своей структуре, Куросава сделал его максимально понятным зрителю, однако сложны вопросы, затрагивающиеся в нём. Большинство людей живёт, не думая о завтрашнем дне, не задумываясь о своей жизни и смерти, которая, может быть, придёт очень скоро.

10 из 10

1 августа 2011

Очень часто мы начинаем ценить что-то, только потеряв это. Так и главный герой фильма, по настоящему начинает ценить жизнь, только оказавшись на пороге смерти. Ему поставили диагноз — рак желудка — и ему осталось жить несколько месяцев. Оглянулся он на прожитую жизнь и стало ему очень грустно: дерево не посадил, дом не построил, а сына хоть и вырастил, но у них не самые лучшие отношения и тот ждет смерти отца, чтобы получить наследство. И наш герой запил — очень трудно ему трезво смотреть на свой мир. Так бы он наверно и прожил оставшиеся дни, если бы не встреча с девушкой, которая очень любила жизнь. Время, проведенное с ней, вызвало у него в душе очень хорошее чувство. Не любовь, нет. Точнее, любовь, но не к ней, а к жизни. Он тоже захотел чувствовать каждое мгновенье, радоваться и огорчаться, помогать другим, сделать что-то полезное. И он решил, что время, отведенное ему судьбой, проживет по другому. Он будет жить…

Акира Куросава снимает хорошее кино. Он умеет показать историю, которая стара как мир, по-новому. В итоге у него получаются фильмы, которые, не смотря на свой возраст, прекрасно смотрятся и сейчас. Кроме того, очень интересно в его фильмах находить приемы, которые потом будут использовать другие режиссеры — Даррен Аронофски явно смотрел фильмы Куросавы и взял из них кое-что. Например, в «Фонтане» есть сцена, в которой герой Хью Джекмана идет по улице, погруженный в свои мысли, и вокруг не слышно ни звука. Так длится несколько секунд, а потом его чуть не сбивает машина. В этот же момент «включаются» звуки: шум машин, голоса людей и т. д. Или у него же в «Реквиеме по мечте» есть сцена, в которой героиня Эллен Берстин идет по улице в немного замедленном темпе, а все остальное вокруг (люди, машины) движутся, так сказать, с ускорением. Похожие сцены есть в «Жить».

Интересно было наблюдать за тем, как режиссер показал бюрократическую систему того времени. Больше пятидесяти лет прошло, а по сути ничего не изменилось: будь-то Япония середины века, или сегодня у нас.

«Я не могу себе позволить ненавидеть людей. У меня нет на это времени» (с)

2 февраля 2010

Лучше поздно, чем никогда

Получив определенное мировое признание, после триумфального шествия по многочисленным международным кинофестивалям картины «Расемон», ее создатель Акира Куросава снимает в 1952 году свою самую трогательную и душераздирающую ленту, название которой на русский язык переводится коротко и ясно — «Жить». Начало 50-х, вообще, было очень плодотворным временем для Куросавы: через два года после «Жить», к примеру, Мастер выдаст другой свой шедевр под названием «Семь самураев», который часто признают «величайшим из всех существующих фильмов».

Главную роль в картине играет один из любимейших актеров Куросавы Такаши Шимура, которого зритель мог видеть и в «Расемоне» и в «Семи самураях». Его герой — бесстрастный чиновник, занимающий высокую должность начальника департамента по делам с общественностью. На протяжении 30 (!) лет Ватанабе сан верой и правдой служил своему учреждению, не разу не взяв больничный или выходной. Казалось бы, можно только восхищаться трудоспособностью и упорством этого персонажа, но нет, Куросава с самого начала дает нам понять, что герой Шимуры жалок как дождливый червяк — он прожил пустую, бесцельную жизнь, лишенную человеческого тепла и эмоций, замкнувшись в себе и всячески игнорируя окружающих (и это при его то общественной работе!), в том числе и близких. Стоит ли удивляться, что коллеги «подсиживают» Ватанабе, планируя в скором времени занять его «тепленькое» место, а единственный сын ждет не дождется его смерти, желая поскорее заполучить в наследство состояние отца.

Диагноз врачей (рак желудка) меняет все. Узнав, о том, что жить осталось всего пол года, Ватанабе переосмысливает прожитую жизнь и решает посвятить отведенное ему время на совершение благих поступков.

Режиссерское мастерство Куросавы чувствуется в каждом кадре, этот стиль не возможно перепутать с чем-то еще, и все же «Жить» выделяется среди других картин Мастера в первую очередь временным охватом. Если в том же «Расемоне», «Семи самураях» или, скажем, «Телохранителе» режиссер обращался к средневековой Японии, то здесь показана Япония, послевоенная.

Сложно сказать, о чем именно эта картина. О повседневной черствости и равнодушии? А может о кратком миге человеческого бытия? Или все-таки о высоконравственной попытке искупить собственные грехи? Наверное, обо всем сразу. Картины Куросавы всегда были морализаторскими, и «Жить» не исключение. Творите добро, не требуя ничего взамен, уделяйте больше внимания близким, цените каждый прожитый день — вот основной ее посыл.

21 ноября 2009

Драма Жить появился на свет в далеком 1952 году, более полувека тому назад, его режиссером является Акира Куросава. Кто играл в фильме: Такаси Симура, Синъити Химори, Харуо Танака, Минору Тиаки, Мики Одагири, Бокудзэн Хидари, Миносукэ Ямада, Каматари Фудзивара, Макото Кобори, Нобуо Канэко, Нобуо Накамура, Ацуси Ватанабэ, Исао Кимура, Масао Симидзу, Юносукэ Ито.

В то время как во всем мире собрано 55,240 долларов. Страна производства - Япония. Жить — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2023 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.