Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 8.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Умберто Д. |
английское название: |
Umberto D. |
год: | 1952 |
страна: |
Италия
|
режиссер: | Витторио Де Сика |
сценарий: | Чезаре Дзаваттини |
продюсеры: | Витторио Де Сика, Анджело Риццоли |
видеооператор: | Альдо Грациати |
композитор: | Алессандро Чиконьини |
художники: | Вирджилио Марчини, Фердинандо Руффо |
монтаж: | Эральдо Да Рома |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $71 816 |
Мировые сборы: | $72 433 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 января 1952 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
Интеллигентный старичок с собачкой живёт на нищую пенсию, но ему никак не расплатиться с квартирными долгами. Хозяйка грозится прогнать его. Старичок продаёт последние ценные вещи, которые имеет, но вырученных денег слишком мало, чтобы разрешить его проблемы. Что только он ни делает, чтобы как-то ухитриться сэкономить. Даже пытается просить милостыню. Помочь ему некому. Единственный его друг — юная служанка домохозяйки, которую обрюхатил заезжий военный — находится в столь же уязвимом положении…
Замечательный пёсик оживляет сюжет, он присутствует почти во всех сценах, и в некоторых играет ключевую роль — ведь забота именно об этом маленьком доверчивом трогательном существе не позволяет отчаявшемуся хозяину совершить непоправимый поступок. Снятый по рассказу Чезаре Дзаваттини, фильм стал одним из великих творений итальянского неореализма. Ещё одна история маленького человечка, проникнутая любовью, сочувствием и сопереживанием, вошла в историю мирового кинематографа.
Несмотря на грустный сюжет, в фильме присутствуют комические сцены, не дающие картине скатиться в депрессивные тона. Как часто у Де Сики, исполнителем главной роли стал не профессиональный актёр, а человек со стороны. Карло Баттисти был преподавателем языкознания во Флорентийском университете. Роль Умберто Доменико Феррари стала единственной в его карьере и принесла ему известность. Прекрасный фильм.
9 из 10
23 марта 2019
Этот фильм — хорошее профилактическое средство от зачерствения души и самонадеянности. Пока мы молоды, здоровы, имеет оплачиваемую работу, у нас есть друзья, — жизнь кажется вечной. Но так будет не всегда.
Пенсионер синьор Умберто оказывается на грани выселения из съемной квартиры. Его пенсии не хватает на оплату жилья, и он радуется попаданию в больницу, как возможности сэкономить деньги на пропитание.
У старика осталось всего два друга: беременная неизвестно от кого молоденькая хозяйская служанка и пёсик по кличке Флайк. Но настанет время, когда девушку захлестнет ее собственная проблема, а хозяйка квартиры решится на замужество, и в ее новой жизни не найдется места для неплатежеспособного квартиранта.
Величественный Рим с его улицами и солнечными площадями, дворцами, трамваями, музыкой лишь усиливает общее ощущение одиночества главного героя.
Синьора Умберто играет Карло Баттисти, в миру — профессор сравнительной грамматики в Университете Флоренции. Это его первый и последний актерский опыт. А вот роль служанки исполнила профессиональная актриса Мария-Пиа Касилио за весьма значительные по тем временам деньги. Позже режиссер Витторио Де Сика говорил, что ему нужны были характеры, которые точно впишутся в предложенную ситуацию. И, на мой взгляд, все сыграли великолепно. Пенсионер в исполнении Баттисти не вызывает жалости. Перед нами — гордый, свободный человек, способный принимать решения и бороться за свое место под солнцем. Он не сломлен даже в безвыходной ситуации.
Фильм не был понят в Италии. Режиссера обвиняли в ошибочном взгляде на действительность, излишней критике социального законодательства и общем оказании плохой услуги родине. Сам же Де Сика называл «Умберто Д.» одним из лучших фильмов в своей карьере.
В 2008 году французы сняли римейк «Человек и его собака» с Бельмондо в главной роли.
8 из 10
5 апреля 2013
Однажды увидев в одном документальном фильме об итальянском кинематографе отрывок из «Умберто Д» я долго не решалась посмотреть его целиком. Потому что даже этот небольшой эпизод из жизни несчастного одинокого старика произвел на меня колоссальное впечатление.
Что мы, молодые люди, можем знать о старости? О бесприютной, полуголодной старости, когда единственное живое существо, которому есть до тебя дело — это твоя собака? Редко задумываешься в 20 лет, что с тобой будет в 70… И чаще всего предпочитаешь не замечать пожилых людей, которые воспринимаются как «лишние», занимающие чужое пространство.
До глубины души трогает сам главный герой, который с невероятным упорством отстаивает право на свое место в обществе, борец по натуре, он не может смириться со своим плачевным положением, доведенный до крайней нищеты он скорее предпочтет решиться на самый отчаянный шаг, чем начать просить подаяние.
Лишь один человек проявляет участие к судьбе Умберто — Мария, служанка хозяйки дома, бесцеремонным образом пытающейся выставить старика на улицу. Да еще пес Флайк, самый верный друг, которого он панически боится потерять, и которым по сути он и живет.
Во время некоторых сцен невозможно сдержать слез, это гениальный фильм, который нужно смотреть и пересматривать, быть может кто-то переосмыслит свою жизнь, отношение к своим пожилым родственникам. Чтобы людей с судьбой Умберто Д становилось как можно меньше.
10 из 10
3 января 2013
«Вместо того чтобы нападать в лоб на непоколебимые устои, Де Сика показывает, как отражается бесчеловечная жестокость существующего строя в сердце человека. Именно через этого робкого человека мы осознаем чудовищную несправедливость окружающей нас жизни»,- писал один французский рецензист того времени.
Фильм провалился в прокате в Италии, режиссёр понес материальный ущерб (так уж получилось, художники платят за то, чтобы создать шедевр, деньги же зарабатывают на пустышках). Почему так произошло с фильмом, который передает жизнь искренне горько и правдиво после просмотра которого, мыслящий человек не может без раздражения смотреть пустой коммерческий фильм, собирающий кассу и полные залы.
Киновед, переводчик, участник войны Г. Д. Богемский в своей книге о режиссёре Виторио Де Сика пишет: «Большинство зрителей, отравлено голивудским кинопродуктами, они «не доросли» до этого лишенного внешней занимательности фильма».
Мне жалко, что я, человек выросший на голливудских фильмах, испытываю к ним ностальгическую нежность, как и многие дети девяностых нашей страны. Возможно, тоже чувствовали и итальянцы, которые Америка завалила своими фильмами в послевоенные годы.
«Обожаю непрофессионалов!» — сказал Витторио Де Сика в интервью. Режиссёры идут на поводу у публики, гоняются за громадными громкими именами, и мы в сотый раз видим примелькавшиеся лица». Порой мы забываем, что передан нами определенный персонаж, мы видим только знаменитого актера. Другое дело люди, взятые в прямом смысле с улицы: работник завода; журналистка, пришедшая брать интервью у режиссера по поводу его следующего фильма; мальчик, приносящий овощи от зеленщика — все это актёры неореалистических кинокартин Де Сика. Люди показывающие своего персонажа, может быть без лишней эмоциональности, но подлинно честно потому, что сами переживают этот момент вместе с ним.
Карло Баттисти — профессор университета Флоренции, филолог, лингвист, исполнитель главной и единственной в своей жизни кинороли — Умберто Д.: «Жизнь профессоров проходит среди книг и картотек. В некотором смысле наша работа нередко уводит нас от проблем реальной жизни. Поэтому я видел возможность приобрести новый гуманный жизненный опыт, который меня духовно обогатит».
Витторио Де Сика, как мы видим в посещении в самом начале, видел в главном герое своего отца, простого служащего. Не даром имя героя — Умберто Доминико Феррари сокращено до Умберто Д. — отца Виттторио звали Умберто Де Сика. Режиссер помнил как в детстве его отца унижал на его глазах кредитор, требующий возвращения долгов, или как у, только что приехавшей из Неаполя во Флоренцию, семьи украли кошелек, средства к существованию.
Умберто Д. не может стать уличным попрошайкой, хоть сильно нуждается — бездушная хозяйка хочет выселить из дома, не только за неуплату (с его-то пенсией), но и преследуюя свои цели на эту небольшую комнату. Он дает шляпу в зубы своей собаке Флайку, а сам прячется неподалеку. Но увидев знакомого, тут же разыгрывает состоятельного человека, и даже приглашает угостить его кофе.
Фильм полон трагикомичных, проникнутых тонким психологизмом сцен, как пишет Богемский, невольно заставляет вспомнить о Чехове и о Чаплине, он согрет такой же любовью к маленьким людям, проникнут той же горечью, болью за их несчастную судьбу. Стоит ли разбирать его целиком, если до меня это замечательно сделал киновед того времени, приведу некоторые интересные выемки из интервью, которые не так-то легко найти даже в нашу информационную эру.
«…Нищета и враждебная ему общественная среда толкает на самоубийство. Но когда он уже готов сотворить этот отчаянный шаг что-то у него внутри говорит, что он не может, не должен кончать с собой. Он возвращается к жизни, конечно, не как победитель, но как человек, который понимает, что жизнью, нельзя бросатся, что так кончать нельзя», — Карло Баттисти о своём персонаже.
По статистическим данным в то время в Италии кончали жизнь самоубийством 500 доведенных до отчаяния пенсионеров.
На неореалистов часто нападали с критикой: слишком мрачные, не дают решения проблем, которые они ставят, показывают страну в неприглядном виде… Автор сценария Чезаре Дзаваттини отвечает на это так: «Проблема остается не решённой, потому, что это — наша действительность. А если картины и дают решение, то они скорее сентиментальны… Важно дать самому зрителю почувствовать необходимость поисков этого выхода».
Викторио Де Сика начинал как актер легких комедий и продолжал сниматься в них на протяжении всей жизни. «Режиссёр «Похитителей велосипедов» исполняет роли в бездумных комерческих фильмах, слабых посредственных картинах». На такую критику актер оправдывался: «Мне часто приходится быть плохим актером, чтобы иметь вохможность снимать свои фильмы».
Актер Де Сика и режиссер Де Сика словно два разных человека, но ни в том ни в другом не возможно не угодать мягкосердечного, да, со своими слабостями, но и искренной любовью к человеку. Не побоялся отказать Геббельсу ставить фильм в оккупированной Праге. Снимая фильм во время войны, рискуя своей жизнью записывал в статисты участников сопротивления, спасая их. Представляьете, а сегодня режиссеры снимают отвратительные опусташающие фильмы не под страхом смерти, а за большие гонорары.
В своем последнем интервью режиссёр скажет: «Де Сика — это Крышка, Похитители велосипедов и «Умберто Д.», а остальные фильмы забудут». Но, к сожалению, для первых и к счастью для последних, последние помнят и часто показывают по телевидению (например, «Брак по-итальянски»). Первые же мне посчастливилось увидеть не так давно. Печально, сколько мусора на телеэкранах и в инотеатрах, а такие фильмы показывают не часто, некоторые даже не переведены на русский язык. Может быть когда-нибудь, кинематограф, только настоящий кинематограф, будут изучать в школе, привлекая к нему внимания, как сегодня к классической литературе. Не лучший вариант, но если по-другому никак; мы рискуем навсегда потерять такие фильмы.
1 мая 2012
В целом, абсолютно не жаль потраченного времени. Фильм поднимает вечные темы и в любую эпоху актуальные проблемы: экзистенциональное одиночество человека в мире, отчужденность друг от друга, невнимание к ближнему, непонимание, ненужность. Государство, а вместе с ним и общество цинично избавляется как от ненужных собак, так и людей, когда то отдавших ему все силы. Не столько финансовые проблемы, сколько ненужность и бессмысленность существования, каждодневные унижения, безразличие и черствость окружающих, беспросветность будущего начинают вызывать навязчивые мысли о самоубийстве. В такой ситуации, когда единственными преданными друзьями являются пес и служанка герой очень глубоко ощущает свое одиночество. Долги, даже за такую дыру с муравьями и зацикленность хозяйки на деньгах, постоянно угнетенное и безрадостное состояние, отсутствие элементарных вещей, даже термометр он вынужден потихоньку брать у хозяйки. Его делами искренне никто не интересуется, все лишь формально, для проформы, все так и норовят поскорее убежать. Абсолютное одиночество, безнадежность и не видно никакого просвета. Человек живет ради собаки, которую негде пристроить, ради единственного друга.
Финал все же не трагический, как ожидалось, хоть ответов никаких не дает и проблемы все так же не решены, но все же дан немного иной взгляд на мир, который теперь кажется чуть светлее. Хотелось бы также отметить великолепную актерскую игру и невероятное обаяние собаки.
8 из 10
16 июня 2011
Итальянский неореализм зародился во время Второй мировой, как прямое следствие разрушений страны в последние годы войны. Экономика была в упадке, все средства направлялись на «оборонку», денег на киноиндустрию почти не было. Режиссёры были вынужденны брать камеры и выходить снимать на улицы, в естественных(в отсутствии декораций и искусственного света) условиях природы. Постановочность подобных работ сводилась к нулю, усекая зазор между реальностью и игрой. Такие фильмы, главным изображением выбирали тему тягот послевоенного быта простого человека «из толпы». Свежий подход к съёмке, поднял итальянское кино на вершину экранного искусства, подарив миру целый сонм блистательных мастеров кинематографистов. Забавно, что закатом стиля «неореализм» станет постепенный выход Италии из послевоенной нищеты. Вливание же приличных финансов в кино, принесёт возможность режиссёрам снимать в лучших условиях, что загубит на корню поэтический посыл великих картин конца 40-х начала 50-х.
Витторио Де Сика- замечательно сочетал в себе актёрский и режиссёрский талант, при том второе, будем честны получалось у него значительно лучше. Он то, как раз и являлся одним из «отцов основателей» итальянского неореализма.
«Умберто Д.» фильм демонстрирующий судьбу не только несчастного пенсионера(главного героя), но и судьбу всей послевоенной Европы в целом. Жёсткая, а порой жестокая драма о выживании в условиях «замёрзших сердец» окружающих и обнуления человеческих добродетелей, моральных качеств вымараных четырьмя годами бесконечного ужаса. В этих условиях окажется гораздо труднее оставаться человеком, возможно даже труднее чем во время войны.
В подобных фильмах нет обрывочных эпизодов-действий, тут всё идёт единой цепью напряжения сюжета, с пружиной разжимающейся в концовке, в свою очередь заставляя сердце зрителя сжаться. И действительно последняя сцена стоит возможно всего фильма, делая его абсолютным шедевром.
Позже Де Сика будет снимать по сути уже формальные ленты(при том что все они безусловно прекрасны), под чутким патронажем всемогущего Карло Понти. С обязательным условием на главную роль брать его «большеглазую» супругу, но это будет уже совсем другая история…
P. S. Собака забывает зло быстрее человека…
9 из 10
26 февраля 2011
Фильм потряс до глубины души! Эта история Умберто Д.- история человека, который оказался ни кому не нужен. Его старого пенсионера выкинули из квартиры и Умберто, одинокий человек у которого теперь нет крыши над головой, нет средств к существованию, нет родных и близких в этом большом городе, кроме собачки и молоденькой девушки-служанки его бывшей хозяйки. Игра актёров и в особенности Карло Батисти настолько достоверна, что возникает ощущение, что тоже живёшь в этом мире и тоже как бы ответственен за судьбу главного героя.
Безусловно один из шедевров не только итальянского неореализма, но и мирового кино! После фильма задумываешься: «Почему мир так жесток?», «Почему большинство людей такие чёрствые и безразличные?». Несомненно проблемы поднятые в фильме, снятом в далёком 1952-м году, как никогда актуальны сейчас. Во время фильма у меня катились слёзы из глаз!
5 ноября 2009
Это потрясающий фильм. Простой по форме и содержанию, искренний, трагичный, не устаревающий, прекрасный и очень глубокий. Последние полчаса просмотра не могла удержать слезы.
Витторио де Сика заложил основы итальянского неореализма картиной «Похитители велосипедов» (1948 г.), и он же поставил точку в этом направлении кинематографа своим «Умберто Д». В этом фильме воплотились все основные черты направления: непрофессиональные актеры, история из жизни простых, «маленьких людей» из рабочего класса.
Главный герой — пожилой человек по имени Умберто, роль которого гениально исполнил Карло Батисти, кроме этого фильма, между прочим, не снявшийся ни в одной картине. Возможно, именно поэтому все исполнено так достоверно. Эта роль не сыграна, а прожита, прочувствована изнутри. Станиславский, безусловно, поверил бы.
Фильм вызывает очень грустные мысли о человеческой черствости, эгоизме, показном участии, которое ограничивается только словами, но не реальной помощью. Все куда-то спешат, и ни у кого не находится то ли времени, то ли желания помочь старому другу. Хозяйка выгоняет с квартиры, абсолютно не задумываясь, куда пойдет старый одинокий человек, у которого нет ни близких, ни настоящих друзей, кроме собачки. Каждый диалог, каждая сцена этого фильма дают повод погрузиться в глубокую мизантропию. Но, к счастью, финал фильма достаточно жизнеутверждающий, чтобы не впадать в депрессию. Хотя появляется смутное сомнение: Умберто делает выбор в пользу жизни, но что дальше? Проблемы никуда не исчезли, жить негде, негде найти человеческого сочувствия и помощи. Трагично.
Мне кажется, что этот фильм может не вызвать отклика в душе только у очень черствого человека. Чрезвычайно сильная картина.
10 из 10
13 июня 2008