Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Снегурочка |
год: | 1952 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Иван Иванов-Вано, Александра Снежко-Блоцкая |
сценаристы: | Александр Островский, Иван Иванов-Вано, Александра Снежко-Блоцкая, Олег Леонидов |
продюсер: | Б. Чекалов |
видеооператоры: | Николай Воинов, Елена Петрова |
композитор: | Николай Римский-Корсаков |
художник: | Надежда Строганова |
монтаж: | Нина Майорова |
жанры: | мюзикл, мультфильм, детский |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 июля 1953 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 7 мин |
Неделя просмотра советской мультипликационной экранизации великой русской классики 18-19 веков. Мультфильм 6-й.
Заканчиваем с произведениями Пушкина, и переходим к произведениям других, не менее гениальных авторов русской классической литературы. Сегодня я хочу поведать, ещё об одном шедевре советской анимации, 1952 года - «Снегурочка», созданного по пьесе великого русского драматурга Александра Островского. А если Островский, значит особое видение, особая философия, особый реализм произведений. И «Снегурочка» этому отличное доказательство.
История происходит во времена язычества, ещё в дохристианской Руси, и знакомит со Снегурочкой. Она дочь Мороза и Весны, божественно красива и все вокруг ею восхищаются, однако сердце девушки холодно, как лёд. Как ни пытались молодые парни добиться расположения красавицы, всё тщетно, пока не появился Мизгирь...
Николай Римский-Корсаков написал замечательную музыку к одноимённой опере. Эта музыка была обработана советским композитором Шварцем и использована в мультфильме.
Мультипликационная сказка возвращает зрителей к истокам славянской языческой культуры. Через неё мы можем познакомиться с обычаями предков, их верованиями и традициями. А потому, этот мультфильм не для детей, хоть и снят очень красочно и качественно, как и все остальные мультфильмы того периода. Эта сказка будет понятней подросткам, лет так с 14-ти (и взрослым конечно же), дети более младшего возраста, мало что поймут в ней. Для них будут интересны «картинки» - пейзажи, герои произведения, - а суть и смысл сказки они вряд ли поймут.
Этот мультфильм, как и другие мультфильмы Иванова-Вано по мотивам русских народных сказок, имеет свой яркий ни на что не похожий почерк. Иностранные зрители всегда сразу же обращают внимание на оригинальный стиль советской мультипликации, который ни с чем не спутать. Советская анимация действительно выражает изящество, гармонию, плавное чувство мягкости и красоты, которые нельзя сравнить с китчем Диснея и с японским аниме, которое часто перегружено и сосредоточено на экшене. Советская анимация просто идеальна с точки зрения эстетики, а ещё - она затрагивает глубокие струны в человеческом сердце.
Я с самого раннего детства восхищалась нашими старыми мультфильмами: как можно нарисовать ЭТУ красоту? Это титаническая работа - создать такой мультфильм длинною более часа!!! Огромный, колоссальный труд, замечательная музыка... Но главное - эти мультфильмы заставляют думать, рассуждать... А что стало основой для создания американских мультфильмов? Их основа, цель - побить рекорды просмотров и собрать выручку…
Большинство советских мультиков по глубине, искренности, настоящей поэтичности и попытке вдохновить людей - поддерживают в них всё самое лучшее. В то время как классические (старые) диснеевские мультики могут быть красивыми и на первый взгляд добрыми и т.п., но даже они прежде всего были созданы для коммерческих целей и последующего управления сознанием людей, как ни странно. В том махровом, ничем не прикрытом (разве что лицемерием, пуританским святошеством и тупостью) американском капитализме В ПРИНЦИПЕ невозможно развитие никакой НАСТОЯЩНОСТИ. Максимум, на что способны те, кто управляет сознанием в капиталистическом обществе, - это ИСПОЛЬЗОВАТЬ чью-то настоящность, с большей или меньшей степенью вреда для общественного сознания. Даже их пуританское святошество направлено прежде всего на коммерческую выгоду. Печально всё это.
Надеюсь, что мои внуки и их внуки так же будут восхищаться советскими мультфильмами, как я восхищаюсь ими до сих пор.
Эта адаптация легенды о Снегурочке, является чистой жемчужиной. Сочные живые краски и - русский дух - струятся в каждом кадре. Жаль, что эти традиции мультипликации и темы сегодня забыты... Кадры, похожие на картины, как нельзя лучше подходят к опере Римского-Корсакова. Конец грустный, но не трагичный.
Оба влюблённых в Снегурочку, мне не особо понравились. Лель ей не пара, на мой взгляд, как и Мизгирь. Лель уселся около Снегурочки песни петь - на дудочке играть, цветок выпросил, на видное место приколол. А как поманили его девушки - цветок бросил, и убежал. Хорош влюблённый, ничего не скажешь.
Мизгиря жалко, вот как полюбил Снегурочку, жить больше без неё не смог. И почему на него набросились, смертной казнью грозят, но выбрали другое наказание. А он его не принял. Тоже очень странный персонаж, непонятный. Островский прописал его особенно тщательно, но сложно понять образ Мизгиря, у него мрак в душе, муть какая-то, сложен он для людей. Но любовь его настоящая, очень сильная.
Снегурочка хотела испытать любовь, она растаяла, стала весенним ручейком, что с нею будет дальше - тайна.
Нет слов, достаточных для того, чтобы сказать, как я люблю это и насколько глубоки поэтические, и архетипические значения, вызванные такой великолепной работой. То чувство, когда вам очевидно падение качества индустрии детской анимации в последние десятилетия. В настоящее время это поверхностный рассказ историй, пластиковые изображения, никакой мифологической глубины и, конечно, сплошной позитив.
«Снегурочка» - потрясающий мультфильм, очень его люблю. Люблю прежде всего за то, что он великолепно рисован. Какие пейзажи, какие орнаменты! Режиссёр Иванов-Вано продолжает искать воплощение своих замыслов в сочетании тем, образов, языка, стиля большой литературы с изобразительной и музыкальной драматургией, лежащей в основе сказочной мультипликации. При этом важно отметить, что гармоничное сложение трёх потоков - традиционных национально-изобразительных мотивов, классической музыки и литературы - помножено на современное мировосприятие художника, на гражданственность и гуманизм, составляют суть его творческой позиции… Иванов-Вано считал, что движение и диалог в мультфильмах с развёрнутым литературным сценарием, и особенно в экранизациях значительных литературных произведений, могут и должны дополнять и обогащать друг друга и при умелой работе режиссёра и актёров создают единое художественное целое…
Но сама эта сказка у меня всегда вызывала грусть. И вот почему. К людям пришло чудо. Настоящее чудо из волшебных миров - Снегурочка. Люди с этим чудом как-то взаимодействуют. А именно - красота Снегурочки становится центром всеобщего внимания и бушующих любовных страстей. Начинаются ссоры, каждый считает именно себя главным действующим лицом. Это приводит только лишь к безвременной гибели Снегурочки. Таким образом, люди оказываются недостойны чуда и уничтожают его. Но можно рассудить и так, что Снегурочка - вообще не человек, некое внеземное создание. Потому её очень жалко. Ведь главное, что она хотела познать - Любовь. Даже такую, которая убивает чудо.
Не знаю, будут ли смотреть нынешние дети такие мультфильмы, тем более, что поставлен мультфильм в стиле оперы, когда персонажи на экране не только говорят, но и поют. Детям такое не особо понравится. Но взрослым, кому за 35 и больше, советую посмотреть. Отличная рисовка, сюжет, динамика. Есть юмор и сатира, трагедия и мелодрама.
Сюжет очень хороший и продуманный, нравоучительный. Всё-таки это Островский, а значит - Шедевр.
10 из 10
3 августа 2024
В мифах и легендах многих народов северной Европы присутствует старик Мороз — тот самый, который позднее преобразуется в Деда Мороза и Санта-Клауса. Последний обычно появляется с сопровождении рождественских эльфов, в то время как спутницей первого является Снегурочка. Пьеса Александра Толстовского, написанная в конце XIX века, была и остаётся самым известным произведением с участием этого персонажа. Учитывая высокую советскую любовь к тематике Нового года, не стоит удивляться, что мультяшная экранизация «Снегурочки» появилась уже в начале 1950-х и в числе первых мультфильмов издавалась на видео в начале 1980-х гг.
Несомненным достоинством этой «Снегурочки», как и прочих советских мультфильмов 1950-х гг, являются насыщенные цвета — именно то, чего не хватало фильмам того времени. Яркое солнце, зелёная трава и кафтаны персонажей примагничивают взгляд, и тем сильнее эмоциональный эффект от истории про отсутствие любви. Происходя от очень необычного, контрастного брачного союза, Снегурочка обречена оставаться чужой среди людей. Обладая привлекательной внешностью, дочь холодов хранит в себе ледяное сердце, от которого страдают не только пылкие влюблённые, но и она сама.
Поскольку художники перерисовывали персонажей с живых актёров, в «Снегурочке» все изумительно. Начиная от правильных пропорций и заканчивая мимикой. Трудно представить, что изящная и хрупкая зимняя девушка может кому-то не понравиться. Повышенный интерес вызывает древность происходящих событий. Обычно сюжеты русских сказок происходят уже после того, как князь Владимир начал распространять христианство. В «Снегурочке» же мы можем понаблюдать за изначальными, более родными обрядами с почитанием стихий и таким праздником как Масленица, память о котором чудом сохранилась до наших дней. Мультфильму удаётся передать весеннее настроение, когда все уже чувствуют близость тепла. Песни и пляски молодых людей сильно контрастируют со спокойной и беззащитной главной героиней, которая тоскует и…
Ладно, пора сказать очевидное: самые интересные моменты «Снегурочки» связаны с участием мифических персонажей. В мультфильме они прекрасно анимированы, да ещё и голоса актёров подобраны безупречно, вот только этих моментов мало. Слишком мало. Главный упор в сюжете делается на драму и на любовь (вернее, её поиски), и выглядит это не очень интересно. Хотя с другой стороны, причиной является соответствующий первоисточник. Более серьёзным недостатком является голос Леля, который ни разу не похож на мужской. Озвучивает персонажа актриса, и результат более чем сомнительный, особенно в финале, когда Лель обращается к солнцу. Можно было бы придраться и к тому, что у Снегурочки весьма неоднозначная связь с дневным светилом, но это уже дебри. Завершая свой ненавязчивый отзыв, я просто скажу, что любителям мифов и ужасов «Снегурочка» если и понравится, то умеренно.
6 из 10
11 февраля 2023
Честно признаться, это даже лучше, чем киношная экранизация 1968 года. На это есть свои причины:
Персонажи. Как ни странно, персонажи в кой-то веке стараются вести себя по-человечески по отношению к другим. Особенно мне понравилась мать Снегурочки, которая меня зацепила своей человечностью и материнской любовью по отношению к своей дочурке.
Музыка и Анимация. Музыка действительно звучит красиво, но больше, чем музыка мне успела понравиться довольно качественная анимация для своего времени. Не знаю, как вам, но анимация мне очень понравилась, особенно касаемо в плане детализации самих персонажей.
Сама концовка мне тоже очень понравилась.
А теперь стоит обратиться к минусам:
Сама Снегурочка. Она своим видом и характером уж больно напоминает главную героиню из «Морозко». Во время просмотра у меня ни разу не было ощущения, что она отрешённая, холодная, бесчувственная, как это есть в другом мультфильме «Снегурка» 1969 года выпуска. Да, она не знала чувств любви, но во время просмотра сложилось ощущение, что она добродушная скромняга, которая всё-таки кое какие чувства, но имеет.
Тупость персонажей. И да, в киношной версии подобное тоже присутствует, только тут всё несколько смягчено. Да и сложилось у меня ощущение, что Купава и есть та самая вцепившаяся от балды «Бедная Лиза», которая из-за ерунды чуть ли не обиделась всерьёз, тогда, как Мизгирь и вовсе не отвечал ей взаимностью — просто так сложилось и всё. И я низа что не поверю в то, что Лель по-настоящему влюбился в несчастную овечку, ибо любовью я назвать это ну никак не могу.
Итог. Если что-то и выбирать между киношной версией и этим, я предпочту именно эту версию.
7 из 10
25 мая 2020
Необыкновенно красивый мультфильм. Потрясающая опера. Трогает до глубины души.
До чего же жаль прекрасную ледяную девушку — Снегурочку. Как страшно и пусто жить на свете, не зная тепла и любви.
Режиссёр Иван Иванов — Вано создал шедевр мультипликации, соединив прекрасную художественную составляющую с великолепной оперой. Мне странно и жалко, что о существовании этой картины я узнала только сейчас, но как приятно было открыть это новое для себя сокровище, которому в этом году исполняется уже, страшно сказать, 62 года! Поистине, в стародавние времена творили мастера своего дела, гении.
Сказочная жизнь мистического народа берендеев, чудеса и красота — всё переливается в мультфильме подобно драгоценным камням в ожерелье на шее Снегурочки. Песни переливаются словно ручейки в весеннем лесу. Как тут душе не встрепенуться, как не вспомнить о чём — то давно забытом, но сохранившемся в памяти предков?
Жизнь без любви не имеет смысла, это только существование, пустое, холодное. Вот и наша Снегурочка сделала правильный выбор, покорившись силе чувств, силе древнего языческого бога Ярилы. «Люблю или таю?» Красота и любовь — вот гимн этого произведения.
10 из 10
25 января 2014
Снегурочка. Хрупкая, невинная, нечеловечески прекрасная девушка, волшебное дитя — вот она, несуществующая tabula rasa, уставшая от своей чистоты. Ее можно назвать богиней, что стала смертной, желая узнать любовь — и погибла, не выдержав этого огня (старый сюжет, и «Русалочка» Андерсена отсюда).
Красивая и язычески дикая сказка. Песни Леля, солнечного красавца, выманили Снегурочку к людям. Ее красота многих свела с ума, но пустота сердца отталкивала. Ради внешней красоты Снегурочки сластолюбец Мизгирь бросил свою невесту Купаву, но Купава нашла свое счастье с Лелем, который оценил ее внутренний огонь. А потом Снегурочка выпросила любовь у матери, и ответила на чувства Мизгиря — и растаяла, принесенная в жертву солнцу.
Сложновато… и правда, опера — опера всегда была тяжелым видом искусства. Столько всего накручено. Гремящая идейность валится на зрителя, оглушая. А что же было на самом деле? Лель с его песнями — кто он? Избалованный женским вниманием красавчик? Почему выбрал Купаву — пожалел? Чего добивался от Снегурочки, почему вызвался пробудить в ней любовь — тщеславие взыграло? А Мизгирь? Бросил невесту, увидев красивую девушку — негодяй? Прыгнул с обрыва — истерик? Не складывается одно с другим… персонажи совершают поступки не сообразно с заявленным характером, а подчиняясь идее.
Философия выверена до мелочей еще Островским. А психологию, видимо, решили принести в жертву. Ради общего блага, как и Снегурочку — чтобы Ярило вернул берендеям свое расположение. Оправданы ли эти две жертвы?..
7 из 10
4 апреля 2009