Садко
7.3
5.3
1952, фэнтези, приключения
СССР, 1 ч 30 мин
6+

В ролях: Сергей Столяров, Алла Ларионова, Нинель Мышкова, Б. Суровцев, Михаил Трояновский
и другие
После долгих странствий по свету Садко - гусляр и купец - возвращается домой, в Великий Новгород. Может быть, здесь он найдет свое счастье?! Фильм снят по мотивам онежских былин.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Садко

год: 1952
страна:
СССР
слоган: «All the Magic of «Stone Flower». All the Power of «Alexander Nevsky». All the Artistry of «Grand Concert»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Федор Проворов
композитор:
художники: Евгений Свидетелев, Евгений Куманьков, Ольга Кручинина
жанры: фэнтези, приключения
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 5 января 1953 г.
на DVD: 9 февраля 2004 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 1 ч 30 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, приключения

Постеры фильма «Садко», 1952

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Садко», 1952

Хороший фильм про сомнительное счастье

С этого фильма начинается конкуренция Александра Птушко с его тёзкой Роу. Год за годом режиссёры пытались снять более красочную и захватывающую киносказку. В 1941 году Роу выпускает «Конька-Горбунка», где зрители в изумлении наблюдали на путешествием главного героя под воду. Снятый Птушко «Садко» является несомненным ответом. Очень уверенным и красивым, но с крайне сомнительным финалом.

Интересно, что в американском прокате главного героя называют Синдбад. Почти такая же ситуация с Геркулесом, которого в российской адаптации неизменно называют Гераклом. Итак, наш Садко/Синдбад отправляется в путешествие, желая где-то в далёких странах раздобыть счастье для своих сограждан. Следует отдать должное режиссёру за полнометражный фильм, поскольку в оригинале сказание о Садко очень короткое. Само плавание там упоминается лишь в нескольких словах. Фильме же показывает нам длинное приключение, в котором главный герой и его верная команда сталкиваются с жестокими варягами, хитрым индийским монархом и, конечно, морским царём.

Как любитель зрелищных сцен, Птушко показал нам захватывающую битву. Варяги, проживающие во фьордах, производят впечатление настоящих варваров. Рогатые шлемы только подчёркивают их звериную натуру. В сравнении с хмурыми скалами солнечная тропическая Индия кажется настоящим раем, где много самых разных чудес. Настоящие слоны в кадре даже сейчас производят сильное впечатление, а феникс в исполнении Лидии Вертинской тем более. После такой экзотики даже подводный мир кажется немного скучноватым. Это парадокс и обидный недостаток, но, видимо, в 1952 году возможности кинематографа ещё не позволяли показать морскую экосистему во всём её многообразии. Показательно, что Роу позднее сделает отсылку на фильм Птушко в своей ленте «Огонь, вода и… медные трубы».

Сергей Столяров сыграл храброго и доброго главного героя, который не просто не боится опасностей, а даже смеётся, преодолевая препятствия. Жаль, что рядом с таким сильным человеком оказываются не слишком красивые Любава и морская царевна. Стандарты женской красоты, конечно, изменились с 1950-х гг очень сильно.

Но главный недостаток «Садко» в другом. Повествуя о поисках счастья, фильм подводит нас к очень странному и даже неправильному выводу, абсурдность которого подтверждается наличием бедняков в Новгороде. Какие бы радостные речи ни раздавались в последние секунды под торжественную музыку, счастье чувствуют далеко не все. В итоге зрители остаются с вопросом «и что?», на который режиссёр не даёт ответов.

И тем не менее, поставить «Садко» низкую оценку я не могу себе позволить, ведь торжественные и зрелищные сцены здесь такие, что другим фильмам начала 1950-х до «Садко» далеко. И музыка здесь соответствующая: лихая, местами пафосная и местами очень позитивная. Пускай лента Птушко не лишена недостатков, смотреть её всё-таки приятно.

8 из 10

18 февраля 2023

Ничего нет краше земли родной

В этом году у одной из лучших кинематографических сказок Александра Птушко юбилей. Внушительная дата - 70 лет. Фильм 'Садко' (1952) снят по мотивам русских онежских былин. Он нисколько не устарел и сегодня смотрится легко, с интересом.

Музыка из одноимённой оперы Николая Римского-Корсакова придаёт киносюжету величие, широту, размах. Именно её звучание помогает отрешиться от текущих дел и глубоко погрузиться в стародавние времена.

Образ заглавного героя – новгородского торговца и путешественника – убедителен и красив. Обожаю многие фильмы с участием Сергея Столярова ('Василиса Прекрасная', 'Кащей Бессмертный', 'Повесть о первой любви', 'Руслан и Людмила', 'Тайна двух океанов'). Но в этой киноленте он неподражаем. Судьи Венецианского кинофестиваля включили Сергея Столярова в список лучших актёров мира за полувековую историю кино (1953). Вполне заслуженно. Созданные им образы – это лучшее воплощение русскости.

Все актеры играют вдохновенно. Особенно – студентка ВГИКа Алла Ларионова. В 1950-х годах существовал запрет: студентам второго курса актёрского факультета нельзя было сниматься в кино. Но перед истиной славянской красотой умолкли все 'нельзя'. Интересно, что и юный Андрей Миронов прошёл пробы на роль нищего мальчика, но после нескольких дублей был снят со съёмок. Когда талант действительно готов к раскрытию, он получает 'путёвку в жизнь'.

Даже не верится, что такое эпичное кино было сделано на берегу Пестовского водохранилища Подмосковья, на натуре в Крыму и в Одессе. Есть в нём и вселенская ширь, и русский колорит, и богатырский размах.

В 1953 году на Международном кинофестивале в Венеции Гран-при не получил никто, зато приза «Серебряный лев» было удостоено сразу шесть фильмов: 'Садко' (Александр Птушко), 'Маленький беглец' (Рэй Эшли и др.), 'Мулен Руж' (Джон Хьюстон), 'Тереза Ракен' (Марсель Карне), 'Сказки туманной луны после дождя' (Кэндзи Мидзогути), 'Маменькины сынки' (Федерико Феллини). Более чем достойное соседство.

2 августа 2022

Погружение в волшебный былинный мир

Эта кинокартина, созданная без малого шесть десятилетий назад, поражает своей «правдивостью», несмотря на фантастический сюжет, навеянный циклом новгородских былин о приключениях купца-гусляра Садко.

Словно переносишься в Господин Великий Новгород и становишься участником той красивой сказки.

Все детали быта, костюмы, манера речи воспроизведены очень тонко и четко.

Это своего рода наша Атлантида – домонгольская Русь. А водная стихия напоминает другое предание – о невидимом граде Китеже, что ушел под воду и не покорился монголам.

Кстати, и «Садко», и легенда о Китеже стали предметом творчества Николая Римского-Корсакова.

Фильм «Садко» – настоящий шедевр советского (сталинского) кинематографа – так сейчас уже не снимают. Это уже практически «киноантиквариат». Рекомендую всем, кто интересуется историей кино и просто историей нашего Отечества.

2 октября 2021

Как гусляр счастье искал

Хроника советской классики. Кино, которое было снято от души и с душой. Сейчас снимают без души и с душком. Но тогда, случись что — Сталин бы или расстрелял, или бы сослал в Сибирь. Это, конечно, большое преувеличение, но ранее действительно фильмы снимали ради искусства, а не ради сиюминутной наживы.

В описание сайта указано, что «Садко» — это фэнтези. Уважаемые, тогда не существовало такого слова. У нас в стране, по крайней мере. Это сказка. Это былина (тут же, к слову, сказано: «онежская»). В общем, фильм, который стоит посмотреть. То, что было в истоках.

«Садко». Это небезызвестная история об одном гусляре, который зарекомендовал себя как искатель счастья. Нынче не жалуют современные зрители фундаментальную классику мирового кино. Да, признаться, я и сам только сегодня познакомился с этой историей. Я был знаком с одноимённой оперой Римского-Корсакова, мы проходили её по муз. литературе в музыкальной школе.

Итак, гусляр по имени Садко. Сразу же замечу, было странно, когда его имя склоняли по падежам («Садка», «Садку»…). Честно скажу, сказки мне даются тяжело, я и сам зритель с современным складом зрительского восприятия. Мне подсказывала жена. Мол, сказки просты, их нужно понимать душой. Ага. Но для начала, нужно было открыть эту душу для приёма.

И вот, молодой (по моим меркам) человек ищет счастья. Не для себя ищет. Для народа! Пускается в странствия за своей мечтой о счастье. За тридевять земель. Но и до его путешествия нужно было зарекомендовать себя. Причём, как меж людей в Великом Новгороде, так и произвести впечатление на глубинную принцессу. Её песня гусляра тронула. Сам же Садко уже, считай, помолвлен с Любавой.

Казалось бы, и всё. Сиди и смотри. Что я и сделал. Каюсь, скучал при просмотре. Напомню, сказки для меня — твёрдый орешек. Уж не знаю почему. Оживился я уже, когда прибыли дружинники в местечко, где обитала птица. Само место очень красивое, да и игра в шахматы оказала должное внимание и надлежащий интерес.

В целом же, фильм немного разбился на эпизоды. Правда, эпизоды эти больше позитивные, нежели никакие. Как Садко набирал команду — это смотрится внушительно!.. Особенно борьба одного потенциального дружинника с медведем!

На самом деле, хочется, чтобы люди не забывали: с чего всё шло. Да и сами былины нынче давно забытый жанр. Кстати. Садко исполнил Сергей Столяров, которого удавалось видеть в другой былине («Илья Муромец»).

Смотрите классику! Может там не суперспецэффекты. Зато смысла побольше, нежели в современном ширпотребе. Наши предки смотрели именно такие фильмы и не жаловались. Стоило мне у отца спросить, видел ли он «Садко, как он вопросом на вопрос ответил: «Это где он под водой на гуслях играл?»…

7 из 10

17 августа 2014

Истинное счастье — это родиться и жить в России!

Чтобы там не говорили в наши весьма странные времена, но любовь к Родине — это одна из самых возвышенных и благородных человеческих чувств. Именно о ней и рассказывает замечательный советский фильм «Садко», снятый более шестидесяти лет назад.

Садко, как нам известно, по урокам русской литературы, герой новгородских былин. По роду деятельности, он — гусляр и купец. Хотя в этом фильме его трудно назвать купцом. Он скорее похож на авантюриста и на искателя правды. Сие хорошо заметно в том, как он легко ставит на кон свою жизнь.

К тому же, в фильме Садко более благородный персонаж по сравнении со своим былинным прототипом. Например, в отличии от первоисточника, где Садко вынужден спустится к морском царю из-за того, что именно на него выпал жребий, то тут он совершает этот поступок добровольно для того, чтобы спасти своих товарищей от шторма.

Так вот, по сюжету, новгородский гусляр Садко, находясь в странствиях, узнаёт от некоего иноземца о том, что в заморских странах обитает птица счастья. Поверив россказням старика, он решает найти и привести в в Новгород эту птицу для того, чтобы сделать счастливыми себя и всех своих соотечественников. С помощью морской царевны Садко удаётся снарядить корабли и отправится в далёкое путешествие. Посетив многие царства и государства, испытав множество приключений, Садко понимает, что «за бугром» счастья не найти. Счастья — оно здесь у себя на Родине. Проще говоря, истинное счастье — это родиться и жить в России.

И я полностью согласен с мнением создателей сего великолепного фильма.

10 из 10

28 января 2013

Фэнтези Садко появился на свет в далеком 1952 году, более полувека тому назад, его режиссером является Александр Птушко. Кто играл в фильме: Сергей Столяров, Алла Ларионова, Нинель Мышкова, Б. Суровцев, Михаил Трояновский, Надир Малишевский, Иван Переверзев, Юрий Леонидов, Лев Фенин, Михаил Астангов, Лидия Вертинская, Степан Каюков, Ольга Викланд, Сергей Мартинсон, Ольга Чепурова.

Страна производства - СССР. Садко — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.