Плата за страх
Le salaire de la peur
8
8.2
1952, триллер, драма, приключения
Франция, Италия, 2 ч 36 мин
12+

В ролях: Ив Монтан, Шарль Ванель, Фолько Люлли, Петер ван Эйк, Вера Клузо
и другие
Четверо храбрецов, застрявших без денег в крошечном городишке где-то в сердце Латинской Америки, берутся выполнить самоубийственное задание: за 2000 долларов доставить два грузовика с нитроглицерином на нефтяные скважины, расположенные на расстоянии 300 миль от города. Мало того, что груз взрывоопасен, так ещё и дорога — как в российской глубинке. Вероятность добраться до пункта назначения минимальна, но деньги нужны позарез, ведь это пропуск на родину, а другой работы не предвидится.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Плата за страх

английское название:

Le salaire de la peur

год: 1952
страны:
Франция, Италия
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Арман Тирар
композитор:
художник: Рене Рену
монтаж: , ,
жанры: триллер, драма, приключения
Поделиться
Финансы
Бюджет: 50000000
Дата выхода
Мировая премьера: 15 апреля 1953 г.
Премьера в России: 24 апреля 2021 г.
на DVD: 22 июля 2004 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 2 ч 36 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, драма, приключения

Видео к фильму «Плата за страх», 1952

Видео: Трейлер (Плата за страх, 1952) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Плата за страх», 1952

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Плата за страх», 1952

Как на Западе раскрашивают фильмы

Не только у нас любят раскрашивать фильмы. На Западе тоже этим не брезгуют. Фильм «Плата за страх» я впервые увидел именно в цветном варианте — его крутили по телевизору.

Я считаю, что раскрашивание, если оно не нарушает замысел фильма, не только позволяет продлить жизнь произведению, но и найти для отреставрированной ленты новых зрителей.

«Плату за страх» снял Анри-Жорж Клузо в 1953 году, и одну из ролей там сыграла его жена — Вера Клузо. Правда, кроме неё женщин там особо и нет — весь фильм зрителю предстоит провести в компании мужчин. И мужчины эти будут сидеть верхом на дымящейся бомбе. И это не преувеличение.

Сценарий фильма «Плата за страх» основан на французском романе «Le salaire de la peur».

Французы Марио и Джо, немец Бимба и итальянец Луиджи застряли в городке Лас-Пьедрас. Это задрипанное место где-то в Центральной, а то и в Южной Америке.

Марио — красавчик с Корсики, он ухаживает за Линдой. Джо — гангстер в завязке. Бимба отпахал три года в шахтах. Луиджи — работящий и жизнерадостный итальянец, да, такие бывают.

Городок живёт подачками от нефтедобывающей корпорации. Компания эксплуатирует бедняков и игнорирует нормы безопасности. Внезапно, у них случается пожар. Чтобы погасить огонь нужен нитроглицерин.

Каждый водитель, который согласится довезти груз до места пожара получит две тысячи долларов. Нефтяники, хоть и привыкли выжимать из людей все соки, хотя бы щедро за это платят. Деньги людям нужны — иначе из гнилого города не вырваться. Марио, Джо, Бимба и Луиджи подписываются на опасную работу. В чём же опасность? Канистры с грузом могут взорваться на любой кочке — так что эти две тысячи цена за человеческую жизнь.

Две тысячи долларов в 1947 году, когда происходит действие фильма, равняются сегодняшним $25 000. Не то, чтобы слишком щедро за задание, совмещённое со смертельным риском.

В одной машине Джо и Марио, в другой Бимба и Луиджи.

Интервал между ними — полчаса.

Ну а дальше начнётся один из самых опасных роадмуви, до конца которого могут добраться не все машины.

Фильм хорошо приняли на родине во Франции. Американцы в то время переснимали любые удачные европейские картины. Это же случилось и с «Платой за страх».

В 1958 году вышла «Жестокая дорога». Интересно, что гонорар тут уже вырос — за опасную работу водителям предлагают в два раза больше — 5000 долларов.

В 1977 году — ещё один ремейк. Он называется «Колдун», но никаких магов тут нет, — Sorcerer — название модели грузовика. Тут уже каждому водителю дают по 10 000 долларов, щедрость нефтяников растёт.

Но мне кажется, что в сознании зрителей эталоном всё равно останется «Плата за страх». В 1996 году его раскрасили и сделали это удачно. В 90-е, вообще, был бум колоризации — цвет добавили во многие европейские и американские картины. Да и рейтинг у «Платы за страх» самый высокий, у «Колдуна» пониже, а вот так и не раскрашенная «Жестокая дорога» даже не вдохновила никого на создание странички в русскоязычной википедии.

27 октября 2020

«Плата за страх», это фильм, который мог бы быть великолепным (о чём говорят каннские и берлинская премии), но в своей основе и реализации достаточно тривиален. То самое великолепие в нем есть несомненно, но отводится оно заключительным 35—40 минутам всей ленты (и Иву Монтану лично). Но и в этом разрезе Анри-Жорж Клузо уже одной фразой обрубает всю художественность картины, возводя её в некое политическое высказывание в сторону западного капиталистического режима.

Не стоит забывать, что с момента окончания войны прошло едва 7 лет, и уже тогда многие итало-французские неореалисты предоставляли публике свои «заготвки» на «свежую» тему. Тут и Витторио де Сико вспомнить можно с его «Похитителями велосипедов» и «Рим — открытый город» Росселлини. Но сам Клузо, в отличии от своих коллег, уводит всю историю в какое-то невнятное русло, ставя точку «вот что сделали с Марио доллары…». Звучит помпезно, потому не удивительно, что в отечественный прокат 52-го дали добро на запуск только этого иностранного фильма.

Если, всё же, отойти от канцелярских подоплёк и попытаться рассмотреть данное кино как исключительно художественную единицу, то сама природа страха у постановщика раскрывается едва. Это выражается и в затянутой завязке, которую можно было бы посвятить раскрытию характеров и в совершенно необязательной любовной линии (которая, как кажется, служила исключительно ради метафоричности финальных кадров).

«Плата за страх» — кино не плохое, но какое-то вымученое, ради совершенно пресного режиссерского признания. Это не плохо, но даже для этого и для парочки действительно напряженных моментов (опять же, в конце) 02:20 хронометража достаточно мучительно, особенно когда зачин совершенно ни к чему не приводит.

7 из 10

30 июля 2020

Список Пона Джун-хо: 4 из 10

Мужицкая картина из списка Пона Джун-хо, рассказывающая о проявление характера, об открытии истинной сущности человека перед страхом смерти. Всё начинается на бедной территории Латинской Америки, съёмки обычной жизни горожан, темы разговоров, беседы о безработице — фильм пропитан духом прошлого, а съёмки капают ностальгическими каплями на зрителя, отчего даже простое взаимодействие разных персонажей отражается положительными эмоциями.

Главный герой не вызывает симпатии, он такой же работяга, который может и занять в долг, и подшутить над кем-то. В этом и прелесть такого повествования: все показаны более человечными, более реальными, с положительными и отрицательными сторонами. Пока в такую глубинку не попадает странного вида иностранец, показывающий власть и возможности, но вызывающий подозрения у зрителя.

Сразу вся рутинная жизнь набирает оборот, французский режиссёр Анри-Жорж Клузо отлично управляет всеми персонажами, не смотря на главные либо второстепенные роли. От просмотра становится приятно, хочется узнать, как повернётся сюжет, но после просмотра сразу хвалишь режиссёра за переосмысление персонажей. Больше кадров с ключевыми мужиками, каждый из которых может постоять за свою честь, но всё-таки скользкие делишки проскальзывают.

Над этой пучиной бедности и невозможности заработать сгущаются мрачные тучи страшной аварии на нефтяной вышке. Мало того, что нет работы, а тут ещё и убытки огромные, но она (катастрофа) прекрасно становится стимулом для всех мужиков, жаждущих выбраться из этой местности. Также великолепно оценена ирония территории: прибыть сюда легко, а вот сбежать практически невозможно. Так устроен социально-экономический принцип картины. Посредством катастрофы подбирается необходимая подработка для четверых мужчин. Страшно смотреть на такую жизнь, когда все ищут любой заработок, чтобы хоть как-то прожить, ведь цена труда — свобода, сопровождающаяся покиданием Богом забытого места.

Основная часть ленты, она и моя любимая, дорога на грузовиках с опасным грузом (ДОПОГ-свидетельства получили, ребята?), где каждый неровный ухаб или колея могут оказаться смертельным приговором. Страх, который сопровождает каждую милю парных водителей в транспортных средствах, передаётся на зрителя. Происходят изменения героев, которые сопровождаются разными преградами на пути. Это приключение увлекает своим непредсказуемым сюжетом, изменения в характерах героев поразительные: одни объединяются, другие разобщаются. В одних находишь нотки гуманизма, скрываемые за строгими масками стального характера, а другие, напротив, сжимаются как котята в клубочек, хотя до поездки демонстрировали силу.

Каждый герой удивляет своим преображением, а некоторые поступки вовсе не могут найти оправдания. Вроде и помощь, и доверие, а на деле думают только о себе и о выгоде. Непредвиденный финал, который хорошо сказался на тоне картины и смог выдержать эти планки смены жанровой палитры на протяжении всего хронометража.

10 апреля 2020

А вам заплатили за страх?

Я хотел бы начать с того, что «Плата за страх» — одна из лучших картин в жанре роуд-муви (дорожное кино) за всю историю кинематографа. А если учесть, что лента появилась на свет в 1952 году, то зрителю остаётся снять шляпу перед господином Анри-Жоржем Клузо, который действительно стал новатором и провидцем в этом жанре.

При просмотре данной картины, я буквально чуть ли не потерял сознание на одном из важнейших моментов. Клузо смог чудеснейшим образом добиться той грани, которая отвечает за саспенс. Именно эту грань нащупывал Хичкок в своих произведениях, а также Полански в «Repulsion». Однако, если в «Отвращение» зритель переживает за героиню до известного акта совершения убийства, то в ленте Клузо, мы переживаем за людей, которые рискуя своей жизнью — пытаются заработать на кусок хлеба, либо на билет из богом забытой дыры. Персонажи ленты настолько хорошо были раскрыты до начала основной фабулы, что даёт нам тот самый основополагающий пазл, который отвечает за достоверную и живую трансляцию своей игры лицедея к зрителю. Проще говоря, практически с первых минут фильма — испытуемый начинает ненавидеть или сопереживать персонажам этой безумной истории.

А что же касается основной темы, то тут чувствуется послевоенный период, когда люди не понимали, как им дальше существовать, поэтому часто становились не по своей воли, отбросами своего времени. Это, своего рода, отсылка к «потерянному поколению» послевоенной Германии. Анри-Жорж Клузо не просто показывает тот период зрителю, а он пытается запечатлеть его в истории кинематографа уже для зрителя из далекого будущего, чтобы тот знал и никогда не забывал, какой по-настоящему страшный период происходит после долгих и кровопролитных войн. Человек перестает ассоциировать себя как личность, существовать после таких пережитых времен — становится невыносимо. Но в тоже время идет развитие капитализма во всю высь, за счёт вот таких загубленных душ, за счёт этих ненужных войн, за счёт послевоенного периода, когда работы для плебейских масс нет, но самые изворотливые и находчивые всегда найдут способ набить себе карманы.

Если говорить про визуальный аспект ленты, то картинка, на удивление, очень приятная, и даже красивая. В техническом плане невозможно придраться, с первых секунд бросается профессиональный подход к своей работе.

Актерский состав: в первую очередь меня поразила своим лицедейством Вера Клузо, которая является супругой нашему маэстро. Ходят такие слухи, что сам Клузо был тираном на съемочной площадке, и более всего был суров именно к своей жене. Я не осуждаю Клузо за это, ибо настоящий творец должен быть деспотом, только тогда он будет слыть кинорежиссером с большой буквы. Слащавый Ив Монтан весьма недурно вжился в свою роль; изумила его игра в некоторых сложных сценах, где у зрителя вот-вот да и уйдет сердце в пятки. Шарль Ванель грандиозно исполнил роль самой гнусной падали, которая только может попасться в этом дрянном мире. Понравился также Петер ван Эйк, экс-подрывник, ветеран испанской войны. Весь фильм у меня не сходила назойливая мысль, что это и есть архетип настоящего арийца (ну красавец мужчина, что тут поделать). Фолько Люлли — олицетворяет пролетариат всего мира в то нелегкое время; работает как мул, задыхается от цементной пыли, но продолжает калечить себя, потому что выхода не остается. Либо так, либо будь добр умереть с голодухи.

Ну а после фразы «la fin» — ничего больше не остается, кроме как подняться с кресла (сидя дома, в час ночи) и вскрикнуть «БРАВО!», при этом аплодируя с малой толикой аффекта.

«Боже, храни французский кинематограф!».

10 из 10

9 июня 2018

Кино и время

Посмотрел наконец-то, «Плату за страх» Клузо. В фильм рассказывается о том, как в затерянном латиноамериканском городке, группа смельчаков берется перевозить смертельно опасный груз на далекий нефтепромысел. Я читал рецензии и восторженные отклики про предтечу Хитчхока, про саспенс, про актуальное содержание фильма. Я не буду опровергать их. Наверное, все это так и есть. Но мне фильм понравился совсем другим боком и навел на мысли уже по совсем другому поводу.

Во-первых, «Плата за страх» мне показался довольно смешным фильмом. Если бы я не знал, что эту картину снимал француз, то был бы на 120% уверен, что передо мной типично советская агитка о нелегкой жизни трудового люда в капиталистическом мире. Первая половина фильма очень напоминает нашу ленту «Человек-амфибия». Те же интонации, те же ужимки, тот же цвет. Капиталисты такие же недобитые гады как Дон Педро Зурита, полиция столь же сервильна и продажна, угнетенные рабочие для буржуев словно мусор, сознательные пролетарии таким же манером сжимают кулаки чуть-чуть подаваясь вперед, а девица также легкомысленно наивна как Гутьерэ в исполнении Вертинской. Мне даже подумалось, быть может, быть действительно в середине XX века жизнь пролетария была не сахар, а советские агитки недалеко ушли от реальности.

Ну да ладно. Не в этом суть. Суть в том, что все фильмы этого периода времени будь то американская «Ниночка», французские «Плата за страх» или «Дети райка», «Дневник горничной», ' Дамы булонского леса» или наши — «Весна на заречной улице», «Девчата», все, все, все фильмы того времени — куда пальцем не ткни — все они принадлежат к одной кинодраматической школе. Их всех объединяет невероятный по нынешним меркам пафос, восторженность и наивность героев. Все персонажи этого кино чем-то похожи на отличниц 2-го класса, будь 40-ий французский бандит или 18-тилетняя русская повариха. Все они рассуждают, что такое хорошо и что такое плохо с поразительной уверенностью, не оставляющий никакого места для сомнения, а всех провинившихся журят пальчиком. Как будто не было ни континентов, ни границ, а была одна Страна — «середина XX века». Американцы, русские, французы, испанцы словно принадлежали не разным культурам, но одному Времени.

Но вот наступили 60-е и все исчезло. Мир 30—50-х в одночасье схлопнулся, аннигилировался. По крайней мере, на киноэкране. Я не знаю, когда это началось на западе — с битников или с хиппи, но в советском кино для меня водоразделом стала «Застава Ильича» Марлена Хуциева. После этого фильма куда-то испарилась, исчезла и наивность, и пафос. Герои и у нас, и в США, и в Германии, и в Польше, неважно злодеи или добряки стали циничны, деловиты и хамовиты. Они все стали чуть-чуть как хулиганы-двоечники.

Меня уже много дней терзает мысль. Что это? Художественная манера в кино изменилась или действительно люди стали совсем другие? Я стал спрашивать старшее поколение и все они в одни голос бубнят, что, мол, да, люди были другие, а сейчас не такие что, мол, да мы были такими восторженными, а нынешнее поколение — просто не узнать. Потом я стал спрашивать самого себя — а какими были мы — школьники 70-х, 80-х. Мне сейчас 39, и я не застал взрослой жизни при СССР, могу вспомнить только жизнь школьную, жизнь детскую. Соотнесение моего личного опыта с изображением школьников в советских фильмах, например, в «100 дней после детства», или «В моей смерти прошу винить Клаву К» с одной стороны, и «Чучело» и «Куколка» с другой, заставило меня задуматься. Какими мы были? Что было правдой — «Чучело» или «100 дней»

И мой ответ таков: и то и другое — правда. Но романтизьму было больше, чем чернухи.

В этой cвязи у меня вопрос ко всем. А вы как думаете. Какими мы были? Соответствовал ли образ киногероев реальным людям того времени? Особенно мы бы хотелось услышать мнение у поколения 50-х. Насколько соответствует пафосный кинематограф того времени действительному положению дел?

6 из 10

26 января 2018

В 1953-м году французский режиссер Анри-Жорж Клузо снял свой самый политизированный фильм. Дело в том, что действие происходит в Латинской Америке, а поднимаются социально-экономические проблемы общества, где простому человеку так трудно найти деньги, что приходится соглашаться на любую работу — даже если она смертельно опасна. Советские власти пропустили в прокат только этот фильм Клузо, ведь благодаря нему народ мог воочию убедиться в том, как неидеально капиталистическое общество. Название же досталось от романа Жоржа Арно, который лег в основу сценария.

Но прелесть фильма не в какой-либо социальной подоплеке — ее тут попросту нет. Служит бедствие жителей крохотного городка лишь причиной, чтобы четверо храбрецов-протагонистов взялись за самоубийственную работу. К нефтяным скважинам, находящимся на расстоянии трех сотен миль от городка, нужно доставить два грузовика, доверху набитых нитроглицерином. Там взрывчатка нужна для тушения пожаров, но доставить ее без специального технического оснащения трудно: малейший толчок, неосторожное движение руля или резкий удар по тормозам равносильны смерти. Дорога к скважинам простилается, само собой, не по скоростному шоссе, а по гористой местности, что сильно увеличивает и без того высочайший риск не вернутся обратно. Вот тут-то и начинается опасное приключение по архетипическому пути в красочно живописуемый режиссером Ад, полное экзистенциальных переживаний. Перед нами практически история смирения, принятия бесчеловечности и несправедливости мира, где чтобы выжить — нужно рисковать жизнью, практически выписывая себе смертный приговор. Главные герои, как обиженные подростки, которым мать запретила гулять допоздна, словно специально провоцируют Злой Рок, который не прочь последовать за ними, как бы говоря ему: «Ну и ладно». Прозябателей жизни по-библейски искусил местный нефтедобытчик, предложив заработок, идущий вразрез с законами профсоюза. Но начав путь — остановится уже нельзя. Путевка в Ад — не потеря человечности, но понимание природы ситуации, причина которой — только ты сам.

19 февраля 2017

Теология капитализма

На суд пришел я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы

(Ин. 9:39)

Так уж вышло, что в мировой культуре почти всякий автор, изображающий условный ад, преуспевал чуть больше, нежели коллега, воспевающий райские кущи. Будем честны, дальше помянутых кущ, умиротворенных старцев и скопления сказочных животных фантазия заходила не так уж часто. То ли дело низшие метафизические слои — образы бьют ключом, а в каждом видится неподдельная искренность, живость ума, если угодно, злободневность. Французский режиссер Анри-Жорж Клузо выбрал специализацию заранее, немалая часть его фильмов уже на уровне семиотики названия примыкает к нужной группе: «Ворон», «Дьяволицы», «Ад». Потому вполне логично, что за ним закрепился образ беспросветного пессимиста и мизантропа, а на родине «Плату за страх» назвали «великим атеистическим фильмом». И все же хочется оспорить традиционную картину кинокритического мира: именно в «Плате за страх» француз отчетливо заявил о своей вере в высшие силы.

Действие происходит в солнечной Гватемале. Тут и там без дела слоняются ленивые европейские гастарбайтеры, приехавшие за легким заработком или вовсе бежавшие от правосудия. Биржа труда отсутствует, занятие по душе найти не получается, предместья южноамериканского рая оборачиваются скучнейшим местом на земле. Но вот однажды местный нефтедобытчик предлагает большую сумму — необходимо, игнорируя все правила техбезопасности, перевезти канистры с нитроглицерином в неприспособленных для того грузовиках. Для смертельной миссии отобраны четверо самых умелых водителей. Начинаясь популярным в те времена авантюрным аттракционом в духе «Сокровищ Сьерра-Мадре», «Плата за страх» впоследствии вполне определенно кодирует триллер, причем в противовес извечной камерности, герметичности того же Хичкока, Клузо проверяет зрительские нервы исключительно на пленере — каждые несколько минут транспорт рискует взорваться посреди скалистых пейзажей. Более того, автору удается выжать саспенс из автомобильной поездки, хотя транспортные средства с трудом развивают скорость выше пятидесяти миль в час.

Завязка отсылает к архетипическому сюжету путешествия в преисподнюю: четверка водителей не может найти себя в условиях настоящего мира, для перехода в царство успешных им нужна потусторонняя инъекция — шальные деньги магната, которые обеспечат безбедное будущее. Или, если перейти в другую систему символов, обеспечат бессмертие, ведь каждый из отважившихся мечтает о вечном безделье, цикличном умиротворенном существовании, единственная цель которого — покачиваться на волнах собственной лени. Меж тем главная дорога демонически сверкает опознавательными знаками: где-то на обочине начинается кладбище, в середине пути приходится взорвать огромный камень (Сизиф, очевидно, отошел на перекур), а рядом с конечным пунктом разгорается огромный пожар — геенна огненная, масштаб один к одному. Да, Клузо все так же котирует барочные пейзажи, готические тени, экспрессионистские ракурсы. Все так же гениально переводит экономические предпосылки в эстетику черного романтизма.

Спору нет, весьма удобно трактовать происходящее в атеистическом, богоборческом и даже гностическом направлении. Мир без справедливости, мир покинутый, неприкаянный или хуже — управляемый из межзвездных далей злейшим диктатором. Обреченные искатели приключений вынуждены торговать своим мужеством, чтобы опуститься еще ниже по шкале человеческого счастья. Но, как известно, теодицеей в тупик давно никого не поставишь, проблема существования зла давно не повод поклоняться Бафомету. Более того, почти в каждом фильме Клузо есть особый персонаж — медиум, некто, познавший высшую Истину, Провидение. И знание это — всегда непосильная ноша, медиум травмируется, заболевает или вовсе умирает, ибо невозможно взглянуть на сущее глазами бога и остаться прежним, никакая гносеология не обработает неуправляемый поток правды о мироздании. Недаром фильм часто сравнивают с античными трагедиями — царь Эдип, похожим образом распутав логические цепочки фатума, был вынужден лишить себя глаз. В «Плате за страх» таких «прозревших, чтобы ослепнуть», сразу несколько. И подобная позиция невозможна для автора, который просто поэтизирует страдания.

Достаточно посмотреть на характеры главных героев, чтобы понять, кому по факту досталась путевка в ад с обратным билетом: юродивый, трикстер, два живых мертвеца. Трудно назвать их жертвами рока, скорее уж эти парни — четверка дерзнувших изменить мировой порядок, занять место, которое им не положено. С этой точки трагическая концовка уже не выглядит моральным релятивизмом, перед нами своеобразное прочтение притчи об Иове, и весь созданный автором мир в финале сотрясается раскатистым голосом всевышнего, возмущенного тем, что жалкий человек требует ответов, требует справедливости и логичности, требует, наконец, банальных хэппи-эндов! Художественное пространство Клузо не служит цели продемонстрировать разумный замысел, француз лишь указывает на тщетность поисков. Впрочем, не стоит быть слишком серьезными и забывать, что началось все с экономического стимула. Вдвойне иронично, что змеем-искусителем оказался толстый капиталист.

31 августа 2015

Саспенс по-французски

Знаменитое культовое кино «Плата за страх», пожалуй, самое известное в фильмографии режиссера Анри-Жоржа Клузо, которого величали «французским Хичкоком». В свое время в советском прокате картина произвела полный фурор, в особенности у молодой аудитории, которая буквально ломилась на этот фильм в 1955 году. Сильно адаптированный под киноязык сюжет романа Жоржа Арно за кажущейся простотой и однозначностью социальной драмы в процессе просмотра оказывается своеобразной притчей о человеческом легкомыслии сопряженного с бесшабашным геройством.

1947 год, Гватемала — притон криминального элемента, скрывающегося от закона. Но в жаркой стране не удается начать новую жизнь и большинство вынуждено бездельничать, перебиваясь случайным заработком и лелея мечту выбраться из этого болота. Пожар на местном нефтепромысле и предложение осуществить поставку взрывоопасного груза из нитроглицерина к очагу возгорания — тот шанс разбогатеть, что дурманит этих людей. За стартовой меланхолией, картина постепенно разворачивает свой скрытый энергетический потенциал, превращая действие в напряженную «неразорвавшуюся бомбу». Накал и градус нагнетается действительно в лучших традициях мастера саспенса Альфреда Хичкока.

Француз Ив Монтан помимо сценической карьеры, время от времени снимался в кино и, его роль в «Плате за страх» — бесспорна лучшая в карьера. Вальяжный, в чем-то надменный и горделивый Марио, в исполнении Монтана — сперва карикатурный герой-любовник, а потом безрассудный герой одиночка. Бездельник преображается на глазах, и особенно заметна метаморфоза во взгляде — он становится целеустремленным. Здравствующий до 96 лет пор напарник по грузовику Шарль Ванель не менее колоритен — его персонаж, словно барон, дефилирует первые дни в захолустном местечке, отмахиваясь от мух карманным веничком. Импозантный господин, правда, довольно быстро превращается в еще одного соискателя легкой наживы и быстрых денег, постепенно ниспадая к тому же до последнего труса. Невероятно обворожительная и красивая девушка-официантка Вера Клузо — доставляет поистине огромное эстетическое удовольствие. Жаль, актрисе был отведен столь малый срок на этой земле, через семь лет ее настиг сердечный удар, а ей было всего 46.

Одним из первых попав под «цветной раскрас» изначально черно-белый фильм «Плата за страх» стал одной из лучших психологических лент не только своего времени, получив Большой приз Каннского кинофестиваля, но и по сей день остается знаковой картиной в мировой истории кинематографа. Недаром последовало немало римейков и идейных последователей, которые, к слову, не смогли превзойти оригинал по успеху. Так же «Плата за страх», несмотря на то, что была далеко не первой режиссерской работой Анри-Жоржа Клузо, тем не менее является квинтэссенцией фирменного почерка мэтра (остро напряженная драма), получившего дальнейшее развитие в таких лентах, как «Дьяволицы», «Шпионы», «Истина» и так и неоконченный «Ад».

9 из 10

13 мая 2015

Этот фильм надо показывать тем, кто считает, что динамичное кино научились снимать только после Звездных Войн и только в Голивуде. Смотрится кино с неослабевающим вниманием, а в последние полчаса накал эмоций просто невероятен.

Где-то в глубинке Латинской Америки в живут европейцы, приехавшие сюда в поисках лучшей жизни, а нашедшие только ужасный климат, дикарей-индейцев и отсутствие хоть какой-нибудь работы. И поэтому только они могут взяться за самоубийственную работу — перевезти два грузовика, набитых взрывчаткой, по ужасным дорогам и горным серпантинам к пылающей нефтяной скважине. Вот только надолго ли хватит смелости — даже если приз — возможность уехать отсюда и начать жизнь заново? И сколько из участников доберется до финиша?

Пожалуй, лучше всего охарактеризовать жанр этого фильма как «гонки со смертью». Напряжение сгущается с каждым следующей сценой, в какой-то мере этот фильм напоминает «Одиссею» или квест, где каждый следующий поворот готовит все более страшную ловушку главным героям. Но вот сами персонажи намного более живые и естественные, в отличие от героев такого жанра. Этому как раз помогает первые сцены фильма, где мы можем понаблюдать за жизнью героев среди всей этой разрухи. Так кто же эти люди? Герои — да, отчаянные искатели приключений — еще бы, но вот как охарактеризовать их поступки? Их всех влечет одна и та же жажда большого куша — шанса выбраться из той дыры, куда они себя кстати затащили сами. Все они мошенники, пройдохи являющиеся кем-то большим, чем есть на самом деле. Вот таких людей обычно и будет возвеличивать массовое кино во второй половине двадцатого века — мелких, хоть и храбрых, интересных в критических ситуациях, но скучающих и поэтому скучных в обычной жизни. За ними интересно наблюдать, но вот жить с такими — упаси Господи!

Клузо в этом фильме раздвигает рамки обычного массового приключенческого кино, показывает его персонажей с их темной стороны, не церемонится с ними. «Плата за страх» так навсегда и останется одним из немногих фильмом, сумевшем соединить идеи классического голивудского кино с возрождающимся после Второй Мировой Войны европейским киноискусством.

19 сентября 2013

Замечательный фильм

Писать положительную рецензию проще, чем отрицательную… наверное так и есть, но практически ничего отрицательного в данном фильме я найти не могу.

Великолепная сюжетная линия, потрясающая игра актеров, очень драматично переданный дух времени и нервозность обстановки… отдельное спасибо за потрясающий советский дубляж…

Тем, кто считает кино прежде всего, направлением искусства — категорически смотреть — разочарованы не будете. Аналогов данного фильма, которые могли бы стать с ним в один ряд я привести не могу. Это золотой запас мирового кинематографа. Думаю, что многие режиссеры брали сюжеты или по крайней мере направления развития своих историй из него.

По моему скромному мнению, его нельзя однозначно отнести ни к одному из жанров — он дает пищу для размышлений по многим направлениям.

Для меня лично самым важным таким направлением является человек — его суть, желания, мотивы и его СТРАХИ — состояние, в котором ярче и достовернее всего проявляется характер человека… О человеке в обыденной обстановке сложно что-либо сказать. Мы хорошо постигли талант лицемерия… Но никто не останется непонятым пребывая в объятиях страха…

Кто ни пытался постичь человеческую природу, кто не пытался объединять людей в группы по каким-нибудь общим признакам, чтобы в конце концов приблизиться хотя бы немного к тайне человеческой природы.

Мне кажется, что и здесь фильм объединяет людей в группы по самому важному и самому достоверному критерию — поведению в условиях постоянной угрозы смерти.

Каждый из четырех героев не просто единоличный человек, а скорее образ, отражение своей группы, объединяющей все те миллионы человек, которые в данной ситуации повели бы себя похожим образом.

Итак, в данном фильме мы изучаем по героям, как по наглядному пособию, поведение людей в состоянии СТРАХА за свою жизнь.

Фильм заставляет испытывать самую широкую гамму чувств — от страха и сочувствия безвыходному положению героев до восхищения тем, какие способности и отвагу может проявить человек при поиске выхода из казалось бы безнадежных ситуаций, от разочарования одним героем до всевозрастающего уважения к другому.

Фильм построен так, что сам чувствуешь себя в одной из тех машин — напряжение то подскакивает неимоверно, заставляя напрягаться вместе с героями, то отпускает, когда они минуют очередной опасный рубеж. Благодаря такому построение фильма — схватит-отпустит-схватит в конце мне показалось, что я пробежала стометровку или прыгнула с парашютом.

Отдельно игру кого бы то ни было выделить не могу — все великолепны. Несмотря на замечательно красивую внешность не понравилась игра Веры Клузо… показалась мне искусственной и наигранной, может быть по сравнению с потрясающей игрой мужчин, которые все блистали…

Итак, девять из десяти… смотреть

18 октября 2012

Судьбоносный триллер.

Да-да. Именно так. Сколько бесконченых подражаний породил этот прекрасный триллер. Идея с неким происшествием, отбор из водителей — лучших, и идея с взрывом камня напрямую перекочевала, например, в фильм «Армагеддон».

Во-первых фильмы Клузо несколько опосредованно напоминают работы его американского коллеги «маэстро триллера». Во-вторых скорее Хичкок похож на работы Клузо потому что «золотые» остросюжетные истории он рассказывал как раз после этого фильма — во второй половине 50х, начиная с фильма «Окно во двор». Хотя классическая формула хорошего триллера, выведенная Хичкоком сдесь работает практически буквально: «Если двое человек сидят в кафе за столом и просто разговаривают — через минуту это станет скучно. Если же перед этим покажут, что под столом заложена бомба — то вы будете полчаса сидеть и смотреть не отрываясь».

Как верно заметил Кирилл Разлогов, Клузо не безжалостен не только со своими актёрами на съёмках, но и со своими героями. И если Альфред Хичкок берет зрителя «за горло», периодически отпуская, вставляя какие-то комические перикидки, диалоги, этих «очкастых секретарш», то Клузо хватает и уже не отпускает. В этом смысле он более жёсток. И фильм этот очень мужской я бы сказал, из всех женщин там только Вера Клузо, которую, по слухам, супруг-режиссер просто за человека не держал, обзывая и ругая всеми возможными французскими ругательствами.

Ещё одну интересную деталь заметил, о какой тут по-моему ещё не говорилось. Пересматривая пару месяцев назад этот фильм — мне показался неестественным и чересчур «агитационныхм» закадровый текст финальной сцены фильма. Оказалось, что в оригинале никакого текста не было. Марио просто ехал довольный на огромной скорости на своём грузовике, в советском же дубляже там звучал небольшой моралистский монолог о том, что «Марио потерял над собой контроль. Он больше себе не принадлежит».

9 из 10

-1 балл за чрезмерную затянутость вступления, растянутого минут на 45.

1 сентября 2012

Есть ли в этом паденье какой-то резон -

Я узнаю потом, а пока

То ввалился в лицо мне земной горизонт,

То шарахались вниз облака. (с)

Какой страх будет испытывать человек, готовый сделать прыжок с парашютом? Точнее, не готовый, а вынужденный к этому? Ну вот поставили кого-то перед садистской изуверской дилеммой — или этот самый прыжок, или крах жизни? Что страшнее — сделать прыжок с парашютом или всю жизнь бояться, что ружьё, следуя закону Чехова, обязательно выстрелит? Кто-то будет бояться высоты, а кого-то замучает иная тяжкая дума — ведь бывает, что парашюты не раскрываются…

Вот перед подобным тяжким выбором и оказался герой «Платы за страх», человек с тёмным прошлым и без будущего, хранящий как зеницу ока один-единственный, дорогой ему как память, предмет из прошлой жизни, и бесцельно слоняющийся по городку, где нет никаких перспектив и где рискуешь всю жизнь прозябать в безденежье и одиночестве. Судьба подбросила ему и ещё нескольким людям шанс вырваться. Шанс выжить или умереть. Наверное, перспектива обрести братскую могилу на одной из ухабистых дорог их страшила меньше, чем унылое бесцельное существование на грани нищеты. А один из них счёл, что лучше уж попытаться, даже если дело почти обречено, чем стопроцентно умереть от цементной пыли в лёгких. Да и почему бы не рискнуть, когда платой за несколько дней страха и трепета должны были стать две тысячи долларов, способных радикально поменять жизнь…

И после первого довольно заунывного часа, когда герои слоняются по городу и знакомятся друг с другом, зрителю предстоит непрерывная дрожь от саспенса. Перевозка нескольких тонн нитроглицерина по опасным горным трассам — это и есть то самое ожидание раскрытия или не-раскрытия парашюта. У тех, кто делает шаг из двери самолёта, это секунды, у героев фильма — несколько дней.

Герой, созданный писателем Жоржем Арно и сыгранный в фильме Клузо молодым Ивом Монтаном, смотрится как своеобразный последователь стендалевского Сореля и бальзаковского Растиньяка, и проявляет себя так же двойственно. Если некоторые его поступки можно осуждать, то огромную волю к жизни не уважать сложно. Впрочем, именно она и определила многие его поступки.

И если в романе финал довольно однозначен, то в картине концовку можно трактовать по-разному: и как фатум, и как мораль о наказуемости совершённого, и как целенаправленный выбор героя. Билет парижского метро в финальном кадре символизирует все стремления и помышления героя, на протяжении всего времени одержимого одним-единственным желанием — жить. Не пленником на чужбине, а с высоко поднятой головой свободным человеком. В конечном итоге, плата за поездку оказалась для всех одинаковой, но кто-то расплатился сразу, а кто-то в кредит…

17 мая 2012

Страшная плата.

Фильм «Плата за страх» — это один из многих примеров того, что старые фильмы часто не уступают новым по содержательности и качеству. Да, он черно-белый и без компьютерных спец эффектов, но, тем не менее, он отлично демонстрирует их «ненужность», ведь стоит заметить, что многие современные фильмы, хорошие фильмы, не изобилуют компьютерными спец эффектами и часто используют их как приятный бонус. Точнее, появление компьютерных спец эффектов не стало залогом хорошей картины (вспомним тот же «Зеленый фонарь»).

Содержательность этого фильма заключается в сюжете. Действие происходит в Латинской Америке. Люди страдают от безработицы, поэтому они готовы взяться практически за любое дело. Денег нет, уехать они не могут. И вот, подворачивается работа, за которую обещают заплатить 2000 долларов, которых вполне хватит, чтобы «свалить». Многие люди записываются в добровольцы, но, в итоге, отбирают только четырех человек: Марио, Джо, Луиджи и бывший подрывник Хуан Бимба.

Но не смотря на обычность завязки, да и всего сюжета, в него хочется верить. Кажется вполне реальной такая ситуация, так что даже не хочется искать каких-то несостыковок и проколов, например, в тех же диалогах. Кроме того, содержательность картины выражается в проработке образов и характеров героев. Их действия не кажутся не логичными, они словно сходят с экрана и, зритель видит, скорее документальную картину.

Качество картины заключается в размеренном использовании спец эффектов. При этом надо отдать должное сцене в конце фильма. Она просто шикарна. Само повествование в фильме сначала медленное и размеренное. Но, как только главные герои садятся в грузовики, набитые нитроглицерином, происходящее вокруг словно оживает, а постоянно нарастающий страх и безумство водителей перед опасностью взорваться от хотя бы небольшого толчка, добавляет картине эффект постоянного нагнетания обстановки.

Это прекрасный фильм, который смотрится на одном дыхании.

9 из 10

23 февраля 2012

Клузо решает умертвить

«Я мог бы сочинить тебе одну из тех смешных историек о рогатых и волосатых чертях, которые так любезны твоему скудному воображению, но ты имеешь их уже достаточно, и Я не хочу тебе лгать так грубо и так плоско», — писал замечательный русский писатель Леонид Андреев в так и не оконченном романе «Дневник Сатаны». Обвиняемый в дьявольской мизантропии и блюстителями гуманности, и фашистской диктатурой, Анри-Жорж Клузо всю свою жизнь предпочитал творить беспощадную правду о человеческой природе, не оглядываясь на общественное мнение и политические тренды. Оставляя химанализ тефлона адских сковородок и пробы выделений бесноватых на предмет повышенной концентрации серы мистикам и экзорцистам, французский режиссёр заинтересовывает зрителя исследованием разложения человеческой души. И вот вам неназванная латиноамериканская страна, над которой нависло жаркое, палящее солнце, интернациональная компания денежным Богом забытых отщепенцев и страстное желание любой ценой вырваться с этого острова уныния и безнадёжности. «- Зря ты так. Разве не видишь: он живой труп. — А мы не живые трупы?» Именно. Каждый из решившихся: Марио, Джо, Луиджи, Бимба, — все они сполна расплатятся за своё бегство из дестабилизированной войной части света (но всё-таки света!): отвлечённое чувство страха материализуется тоннами взрывоопасного нитроглицерина. У каждого из них своя мотивация — от преследования полицией до мучительных воспоминаний, но результат един для всех: всепоглощающий мрак малодушия и безысходной тоски. И принцип возложенного на них задания, ошибочно принятого за путь земного спасения, издевательски насмешлив: «Умри, чтобы выжить».

Война — пожалуй, главный герой картины Клузо. Она прорывается в настоящее считанное количество раз: откровенным признанием замкнутого Бимбы, звуковым предупредительным сигналом, столь похожим на сигнал воздушной тревоги. Но существование войны внутри любого сталкивавшегося с ней человека неоспоримо. Именно она является основным разносчиком трудноизлечимого вирусного заболевания — страха. Единожды проявленную скупость характера не удастся опровергнуть тысячей героических подвигов. Выступив на поверхность, мрак, подобно нефти, выходит из-под контроля, загорается и с неистовой силой уничтожает остатки живого. Ад из плоскости абстракций и разнузданного воображения прорастает многомерным, овеществлённым миром людей, где количество локальных светопреставлений неумолимо стремится к бесконечности.

Грузовик взлетает на воздух, и телесная оболочка размалывается в пыль, а столб дыма, перемешанного с прахом, уходит к небесам. Но это всего лишь проекция внутреннего взрыва, освобождения духа, поедающего самое себя. Ты всё глубже и глубже погружаешься в тёмное озеро, кабина наполняется запахом гниения, но ты упрямо цепляешься за безрадостную жизнь, за палисадник, заслоняющий пустырь. Бессмысленно и самонадеянно сопротивляться уготованному закономерному исходу — отказавшись от оправданной смерти, ты получишь взамен конец нелепый и глупый.

Нет, неправ тот, кто посчитает Le salaire de la peur примером пораженческого кинематографа. Ведь тут жизнь бессильнее и несчастнее смерти, вернувшей заблудившихся далеко за пределами планетной географии.

9 из 10

8 февраля 2012

Смертельный рейс

Посмотреть данную картину меня сподвигли две вещи: необычайно высокий рейтинг и возможность лицезреть фильм за смешную цену в зале кинотеатра.

Итак, 22 апреля, Москва, кинотеатр «Иллюзион», 50 рублей билет и пустой зал. Выбираю самое удобное место, и впереди — почти 2,5 часа старого чёрно-белого кино. Но кино по-настоящему качественного и интересного.

Латиноамериканский городок, где царит жара, и откуда выбраться в 25 раз сложнее, чем туда попасть. Работы здесь нет, и сотни приезжих готовы практически на всё, чтобы хоть как-то подзаработать. Главный герой Марио (32-летний Ив Монтан, всего лишь 6-я его роль в кино) — яркий пример человека, ищущего возможность вырваться из этого замкнутого круга. Приехал Марио в это место из Парижа, имея в руках всего лишь жетон на метро (!), а чтобы вернуться обратно, ему нужно не менее 2-х тысяч долларов. У Марио есть друг Луиджи (Фолько Люлли) и возлюбленная — красивая девушка-латинос Линда (Вера Клузо). Однако, с прибытием в город пожилого авантюриста Джо (Шарль Ванель) Марио забывает про дружбу с Луиджи и становится неразлучим с Джо. С Линдой же Марио всегда прохладен — похоже, это она его любит по-настоящему, а он её нет.

В 300-х милях от города загораются нефтяные скважины и директор нефтебазы принимает решение отправить на тушение пожара два грузовика с нитроглицерином. Якобы мощный взрыв нитроглицерина способен своей взрывной волной погасить пламя пожара. (Кстати, интереса ради я попытался через гугл поискать информацию об использовании глицерина в пожарных целях, и что же вы думаете!? Все существующие ссылки на подобное использование указывают лишь исключительно на «Плату за страх», и никуда более! :)) Но суть, конечно, не в технической достоверности вопроса, а в психологическом напряжении, сопутствующем процессу перевозки груза, ибо нитроглицерин, как известно — вещество, способное взорваться от любого толчка. 2000 долларов — плата за перевозку взрывчатки по разбитой дороге. Эти деньги для безработных — шанс выбраться из полной безнадёги, они же — плата за страх.

Доставить грузовики до места назначения вызвалось с десяток безработных. Но путём жёсткого отбора к рейсу были допущены лишь 4 человека, две пары — Марио/Джо и Луиджи/Бимба (Петер Ван Эйк). Вместе со стартом двух экипажей наступает и самая интересная захватывающая часть фильма, держащая в немалом напряжении зрителя. Начинается игра со смертью…

Действительно, великолепный фильм, раскрывающий важнейшие человеческие качества — смелость, страх, способность к самопожертвованию и к предательству, фантастическая тяга выжить в самых невероятных условиях… При желании, можно было бы охарактеризовать картину, как «психологический триллер», хотя самого слова «триллер» в те годы, кажется, ещё не существовало. Но независимо от жанра, фильм исключительно сильный и, несомненно, оставляющий свой след в душе.

9 из 10

7 мая 2011

Опасное дорожное приключение

Американцы любят списки на кшталт «Greatest Guy Movies Ever Made by…», но на мое пребольшое удивление в этих рейтингах «мужского» кино — я ни разу не увидел «Платы за страх». Хотя, по сути, фильм действительно о важный мужских вещах (дружбе, смелости). Так еще и внешняя форма полностью мужская: езда на автомобиле с опасным грузом.

Не зря Клузо противопоставляют Хичкоку — элементы триллера в фильме отменные, очень тонко выстроено напряжение. Хотя большинство в дальнейшем обходилось одним «Осторожно нитроглицерин! Донеси его до цели! Но это очень опасно!», Клузо же настолько детально прописывает характеры персонажей и ставит их в такие натуралистические дорожные трудности, что диву даешься и смотришь с восхищением и трепетом на экран.

Фильм назван как «лучший года» — за версией Британской киноакадемии, Берлинале и Канского фестиваля. Кроме того картина состоит в списках тысяч лучших за всю историю кино (по разным версиям). Бесспорно стоящее кино.

Мои 10 из 10

7 февраля 2010

Тяжело живется в Латинской Америке. Жара стоит невыносимая, работы нет, да еще и уехать отсюда нет никакой возможности. Для того чтобы вернуться на родину, нужны деньги, а где их взять? Вот и приходится целыми днями сидеть возле кабака, сходя с ума от жары.

Но в жизни все может случиться. И вот однажды, подвернулась работенка. Небольшая, но деньги хорошие дают. А что надо сделать? Да так, пустяки. Нужно всего лишь перегнать два грузовика с нитроглицерином в одно место. Да, только делать надо это очень аккуратно, потому что небольшой толчок и. ..

Интересный фильм. Конечно, некоторые сцены смотрятся устаревшими, да и актеры порой переигрывают, но это не страшно. Главное, что сценарий не устарел. Главный вопрос в принципе актуален всегда: оправдывает ли цель средства, которыми она была достигнута? Кроме того, поднимается понятия страха и храбрости.

Очень интересные персонажи, грамотно прописанные. По ходу фильма каждый открывается по-новому, меняется. Вот, что не понравилось, так это финальный монолога рассказчика. Такое впечатление, что это какая-то советская агитация.

Кстати, смотрел фильм в дублированном варианте. И надо сказать, что в «Союзе нерушимых республик советских…» умели это делать. По сравнению с тем, как дублируют сегодня — просто небо и земля.

Не смотреть только тем, кто не любит старое кино. Остальным, думаю, фильм должен понравиться.

26 июля 2008

Триллер Плата за страх появился на свет в далеком 1952 году, более полувека тому назад, его режиссером является Анри-Жорж Клузо. Кто играл в фильме: Ив Монтан, Шарль Ванель, Фолько Люлли, Петер ван Эйк, Вера Клузо, Уильям Таббс, Дарио Морено, Йо Дест, Антонио Чента, Луиш ди Лима, Грегуар Громофф, Джозеф Пало-Фабре, Фаустини, Сегуна, Дарлинг Лежитимю.

Расходы на кино составляют примерно 50000000. Производство стран Франция и Италия. Плата за страх — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2022 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.