Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.5 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Павлинка |
год: | 1952 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Александр Зархи |
сценарий: | Максим Лужанин |
видеооператор: | Александр Гинцбург |
композиторы: | Юрий Бельзацкий, Евгений Тикоцкий |
художник: | Евгений Ганкин |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 декабря 1952 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 20 мин |
'Павлинка' в постановке Александра Зархи - первая экранизация произведений белорусского поэта и переводчика, драматурга, публициста Янки Купалы. Произведение яркое, самобытное, переполненное юмором и весельем. Сама история его написания пронизана романтикой. В 1909 году Янка Купала в доме своих знакомых встретился с 18-летней Павлиной Медёлкой. Выступление Палины в составе театральной группы в 1910 году очень впечатлило Купалу, и он решил написать оригинальную белорусскую пьесу. Закончить комедийную пьесу удалось только в 1912 году. Первой исполнительницей роли Павлинки стала Павлина Медёлка - муза и друг юности до самого последнего дня Ивана Купалы в 1942 году.
Не из всякой пьесы можно сделать художественный фильм. Но есть компромиссный вариант - снять телевизионный спектакль. Именно так поступил Александр Григорьевич Зархи, пригласив в качестве сценариста белорусского поэта Максима Лужанина. Адаптация авторского текста вещь сложная, но Максим Лужанин (настоящая фамилия Александр Амвросьевич Каратай) справился с этим просто блестяще. Он не стал полностью копировать авторский текст, позволив себе некоторую вольность. Дальше в дело вступил режиссёр, пригласив на роли прекрасных актёров.
В телеспектакле всего 6 главных персонажей, но каждому из них досталось столько авторской любви, что можно ставить моноспектакли. Дуэт из Степана Криницкого (Владимир Дедюшко) и его свояка Пранцыся Пусторевича (Глеб Глебов) - поражает количеством 'рифмованной' народной мудрости: 'Дураку плюнь в глаза, он скажет: божья роса', 'Мужик сатана - в соху впряжена жена. А в борону тёща под горой за рощей'. Женскому дуэту - жене Криницкого Альжбете (Лидия Ржецкая) и жене Пусторевича Агате (Вера Полло) досталось больше 'невербального общения' - тычками да подзатыльниками утихомиривать своих подвыпивших мужей.
Роль Павлинки (Лилия Дроздова) - краеугольный камень как литературного произведения, так и телевизионного спектакля. Именно богатейшие мимические способности актрисы позволили поэме Купалы заиграть новыми яркими красками. Адольф Быковский (Борис Платонов) - самый потешный персонаж хотя бы потому, что благодаря своей чопорности, высокомерию и надменности не замечает комичности своего поведения. Коренные расхождения с текстом пьесы происходят лишь в самом финале, ведь то, чего не мог сказать автор в 1912 году, после Революции можно было не замалчивать. Впрочем, такое несущественное отступление нисколько не меняет зрительской оценки спектакля как отличной, блистательно поданной, динамичной постановки с шикарной игрой актёров.
20 января 2023