Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Господин Такси |
английское название: |
Monsieur Taxi |
год: | 1952 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Андре Юнебель |
сценарий: | Жан Ален |
продюсеры: | Андре Юнебель, Пьер Кабо, Adrien Remaug |
видеооператор: | Поль Коттере |
композитор: | Жан Марион |
художник: | Люсьен Карре |
монтаж: | Жан Фейт |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 сентября 1952 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 15 мин |
Прошло всего несколько дней, как я посмотрел «Аватара» Кэмерона, кино не идеальное, но визуально настолько роскошное, что несколько дней вообще никакие фильмы не хотелось воспринимать. Но я не бросился на следующий день его же и пересматривать, мне захотелось отдохнуть от визуальных изысков мощнейшего голливудского блокбастера последних лет и посмотреть что-то для души. Что-то, для чего не нужны специальные очки и специальные экраны, что-то, где не требуются сотни миллионов долларов и мощные рекламные компании, что-то, где на голову актерам не нужно напяливать специальные камеры и не нужно создавать далекий удивительный мир, чтоб заставить зрителя фантазировать… Захотелось увидеть что-то близкое, простое, легкое, не очень длинное, не перегруженное эмоциями и визуальными новшествами, но где есть то, что никогда не сможет дать ни один «Аватар» — чудо человеческой души, что-то очень земное и очень доброе.
Да и Рождество к тому же. Хотя я его и не праздную, а все-таки какое-то настроение создается — из-за рекламы, из-за огромного количества наряженных елок, из-за кучи обязательных рождественских хитов по телевизору, из-за разукрашенного города и рождественских отпусков… Так что смотреть в этот день что-то мощное, зрелищное и яркое, а тем более нарочито рождественское вовсе не хочется. Хочется просто немного тепла.
И вот с такими настроениями я выбрал для «рождественского» просмотра старую добрую французскую комедию «Господин Такси» и, конечно, не прогадал. Это не рождественское кино, но все то, чем должно быть скрашено настоящее Рождество, в нем присутствует в полной мере.
«Господин Такси» похож на многие французские комедии того периода. Особенно — на один из моих любимых фильмов — удивительно трогательную, нежную и успокаивающе счастливую комедию «Папа, мама, служанка и я», которую я тоже всем и каждому посоветовал бы смотреть на праздники вместо любимых, но уже поднадоевших советских символов Нового года. Оба фильма, в сущности, об одном и том же. Но эта повторяемость — скорее плюс, чем минус, ведь она представляет нам возможность окунуться в лишь немного скрашенную кинематографическими условностями и мягким юмором жизнь простых французов, обремененных теми же проблемами, что и мы и оттого близких и родных.
Так чем же они похожи? Оба они о том, что человеческое счастье — это вовсе не проблема, лежащая за гранью человеческого понимания. Герои этих фильмов — вовсе не обременены мечтами о счастье человечества, как герои фильмов того же Кэмерона и их сложно назвать героическими или великими людьми. Они любят без шума, помпы и спецэффектов, но зато действительно глубоко и искренне. Они мирно живут на окраинах больших городов большими и не очень семьями, и мечтают о том, чтобы дочь удачно вышла замуж, сын перестал бегать за каждой юбкой, сестра жены перестала ссориться с мужем, а семья наконец-то собрала бы денег на починку автомобиля, — главного пополнителя семейного бюджета. И пусть это мещанская позиция, зато жизнеутверждающая и не утопическая. Они не сражаются за счастье человечества, они строят свое, и этим, как ни странно, укрепляют то самое общечеловеческое…. Ведь нельзя же построить счастье человечества на несчастье отдельных людей. Несчастливых не заставишь быть счастливыми, как бы ты для этого не изгалялся.
У героя этого фильма, скромного и добродушного пожилого таксиста, который думает только о своей семье. Он счастливый человек, несмотря на все мелкие жизненные неприятности, и единственная крупная проблема, с которой он столкнулся в фильме — морального свойства. Старик нашел в своем такси сумочку с огромной суммой денег, и теперь мучается, скрывая ее от своих, и пытаясь разыскать человека, который их потерял, потому что мысль о присвоении чужого — самая страшная для этого добряка.
Все остальное — это отношения. Немного ироничное, но доброе — к новоявленному жениху молоденькой дочери, бедному и бесперспективному, но ведь хорошему же! Недоверие влюбленного сына к своему папаше-таксисту, который, по мнению сына, не сможет понять его любовь к хорошенькой артистке кабаре и в этом недооценивает ворчливого, но добродушного и верного выбору своих детей старика отца. Наигранный сарказм старого таксиста к мужу своей сестры — полицейскому, и не прекращающийся между ними застольный спор о политике, в которой оба не разбираются. И, конечно, любовь молодого повесы и симпатичной артистки, которые придумывают всякие ухищрения, чтобы втереться в доверие к и без того все понимающему отцу.
Иногда смешно, иногда грустно, но после фильма на сердце остается приятное тепло, как будто ты только что пообщался со старым дедом, может, не очень умным, многое забывшим, недалеким и упрямым, но добрым и мудрым, с которым даже если не согласен, все равно хочется говорить еще и еще.
Часть такой теплой и приятной атмосферы создает, конечно, сам Мишель Симон. Это прекрасный актер, кстати, очень разнообразный в своих ролях. Здесь его образ и вид близок к нашему Горбункову-Никулину из «Бриллиантовой руки» и «деревенскому детективу» Михаилу Жарову. Этого старого таксиста не назовешь глупцом, он просто очень хороший человек. У него деревенская психология, старинные понятия обо всем на свете, он наивный добряк, который, между тем, может долго и упрямо идти к своей цели, если считает должным так поступить. Он ворчун и болтун, простой как валенок, но все его речи, пусть и не блещут интеллектом и начитанностью, полны житейской мудрости и любви к людям. В отличие от французов нового поколения, мчащихся на своих такси по Парижу со скоростью метеорита, этот дядька с лицом колхозного животновода-пропойцы не спешит в своем еле движущемся переваливающемся с колеса на колесо такси. Он спокойно и неспешно, со стариковской медлительностью и любовью к советам, которые никто не слушает, тащится в вечность, обгоняя все, даже самые новые и роскошные автомобили. Потому что он сделал все, чтобы заработать себе право ехать медленно и спокойно. Его деревенская философия, которая бы не сработала ни в одном американском блокбастере, где все делается специально и искусственно, хоть и безумно красиво, не дает ни одной трещины в его простом и обычном мире, в котором он заработал себе право на счастье.
Такой вот герой. И такой же фильм. Неспешный, добрый, душевный, теплый, милый, чуткий, — как праздничное поздравление самому себе — упоительный. Как голос озвучивающего Мишеля Симона Ростислава Плятта. Конечно, фильм обязательно нужно смотреть в советском дубляже. И даже Луи де Фюнес засветился здесь в крошечном забавном эпизоде, сыграв нервного уличного художника-импрессиониста. Кто бы мог подумать, что через 12 лет карьера того же Юннабеля будет зависеть от того, согласится или нет крупнейшая французская звезда сняться в продолжении «Фантомаса»…
10 из 10
25 декабря 2009