Тихая дуэль
Shizukanaru kettô
7.9
7.4
1949, драма
Япония, 1 ч 35 мин
16+

В ролях: Тосиро Мифунэ, Такаси Симура, Мики Сандзё, Кэндзиро Уэмура, Тиэко Накакита
и другие
Военный врач Кёдзи во время операции заражается сифилисом от своего пациента Наката. Оба не начинают лечение вовремя, и болезнь круто меняет жизни не только самих Кёдзи и Накаты, но и их близких...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Тихая дуэль

английское название:

Shizukanaru kettô

год: 1949
страна:
Япония
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Соити Аисака
композитор:
художник: Койти Имаи
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 13 марта 1949 г.
на DVD: 15 апреля 2010 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 35 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Тихая дуэль», 1949

Видео: Трейлер (Тихая дуэль, 1949) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постер фильма «Тихая дуэль», 1949

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Тихая дуэль», 1949

Тихая дуэль

Какое многогранное название. Тут и дуэль с самим собой, дуэль между желанием жить полноценной жизнью и чувством долга. Дуэль с болезнью, тихим убийцей, который долгое время не проявляет себя. Можно решить, что болезнь отступила или её вообще не было, пока она не ударит тебе под дых. Идеологическая дуэль между главными героям, полными противоположностями. Первый идет на самопожертвования, понимая всю серьезность ситуации и свою ответственность за здоровье близких. Второй, что до заражения, что после, ведет себя безответственно, что в итоге привело к плачевным последствиям. И самое печальное, что ты не можешь ни с кем об этом поделиться из страха, что с тобой перестанут здороваться и из желания не сделать больно свои близким.

Стигматизация инфицированных людей, непринятие правды о своем диагнозе, нежелание проходить лечение - всё это актуальные и очень серьезные проблемы нашего общества, к сожалению, спустя более 70-ти лет люди не сильно изменились. Да, медицина шагнула вперед, теперь сифилис лечится курсом антибиотиков. Но приходят новые болезни, а предрассудки остаются всё те же.

'Ведь не мог я заразиться сифилисом/ВИЧ да чем угодно, я ведь ветеран, семьянин, такой хороший человек, болезни - это про этих там, болеют только наркоманы, проститутки и ежи с ними.'

К чему приводят такие суждения хорошо показал сам фильм.

Надеюсь просмотр этого фильма помог кому-то пересмотреть свои взгляды, а если нет, то человек хотя бы насладится этой неустаревающей историей и сильными актерскими работами (да, я говорю про тебя, Тосиро Мифунэ).

8 из 10

13 июля 2023

Клятва Гиппократа

За год до своего знаменитого «расемона» Акира Куросава снимает картину менее масштабную, но от этого не менее интересную «тихую дуэль». Вдохновившись пьесой Кадзуо Кикуты, Акира погружает своих героев в самые неприятные условия, а яркие эмоциональные терзания персонажей и вообще постановка фигур в кадре отсылают нас к некой театральности в происходящем, что можно заметить и в других фильмах японца. Сейчас такой подход к съёмке уже давно не используют, однако в фильмах Куросавы это ощущение, будто мы наблюдаем за спектаклем, а не за фильмом, добавляет яркость и выразительность действиям героев.

С первых кадров Куросава демонстрирует нам своё умение работать с кадром. Мы видим военного врача Кёдзи. Изнурённый количеством раненых солдат, он даже во сне не позволяет рукам опуститься, дабы продолжить исполнять свой профессиональный долг. Несмотря на слабость, доктор берётся за очередного бойца с ранением в животе. По ходу работы Кёдзи повреждает себе палец, однако операцию нельзя останавливать не на секунду, напряженность ситуации достигает своего апогея, а капли дождя, ударяясь о железный поднос, будто символизируют удары сердца пациента. По итогу солдата конечно удалось спасти, но раскрывается то, что Кёдзи во время операции подхватил сифилис от пациента, отчего и будет страдать до конца сюжета. Выходит, что только за время вступления Куросава смог в полной мере продемонстрировать нам предысторию и раскрыть характер главного героя, при этом вообще не прибегая к диалогам, а используя лишь визуальный ряд и динамичный монтаж.

Кёдзи — человек со стойкими принципами, готовый пожертвовать своими интересами во благо окружающих. Как в ситуациях, которые касаются профессии, когда терпит неуважение от пациентов, так и в личной жизни, когда отвергает Мисао даже не сказав о своей болезни. Конечно, сейчас этот поступок может показаться единоличным, Кёдзи можно сказать игнорирует её мнение, однако, узнав о сифилисе, Мисао могла бы остаться с Кёдзи до самого выздоровления, ведь она уже столько ждала возлюбленного из армии. Парень хотел дать ей возможность обзавестись здоровой семьёй и опирался исключительно на свою совесть. И такому правильному и альтруистически настроенному герою противостоит его антипод — Накаду. Если Кёдзи жертвует своими желаниями во благо других, отчего и страдает, то Накада наоборот из-за своего эгоизма подвергает опасности не только себя, но и окружающих его людей. Несмотря на всё свою неприязнь, Кедзи вынужден помогать Накаде, который этому ещё и сопротивляется.

Одной из целей Куросавы также было донести до зрителя проблему с венерическими заболеваниями в обществе. Взять сцену, где отец Кёдзи узнаёт о болезни сына, но ещё не знает о том, как тот заразился недугом. Несмотря на то, что Коносукэ знает о нравственности парня, первые его мысли уже допускают развратность Кёдзи. За это он конечно вскоре раскается, однако сцена, помимо того, что она отлично сыграна, демонстрирует то, как общество в принципе реагирует на венерические заболевания. Это что-то настолько постыдное, что зазорно даже идти проверяться, ведь неизвестно что о тебе подумают, если диагноз подтвердится. Что же, последствия такого мышления в полной мере отразились в персонаже Накады.

Стиль Акиры Куросавы сложно не узнать. Он мастерски владел игрой света и тени, делая изображения невероятно насыщенным и контрастным. Акира умел выстроить композицию так, чтобы максимально точно передать настрой происходящего, как пример — сцена, когда жена Накады узнаёт о болезни мужа. Персонажей можно было разместить как-угодно, но Куросава использует глубокий фокус, разделяя героев в пространстве, и тем самым оставляя каждого наедине со своими мыслями. Различные визуальные (пример — цветочная лоза на фоне сцен прогулок с возлюбленными, которая вянет по ходу сюжета) и звуковые метафоры (пример — капли дождя во время операции) также делают работы Куросавы уникальными. «Тихая дуэль» — это конечно не самая лучшая работа режиссёра, однако от этого она не перестаёт быть отличным фильмом и образцом того, как нужно работать с картинкой.

8 из 10

25 апреля 2021

Рецензия на фильм «Тихая дуэль» (Shizukanaru ketto) 1949г.

В эпоху так называемого мультикультуризма сузившего мир до размеров крохотного двора, и кино должно стать единым целым клубком. И вроде так оно и есть, совместные производства, интернациональные съёмочные группы и открывший двери в самые дальние уголки — интернет. А вот не получается. Америка, Европа, Азия у всех своё лицо, собственная школа, позволяющие угадать секунд за десять, страну производства. Будто в открытом мире выросли стены для сохранения остатков своей идентичности.

Совсем иная ситуация была в эпоху становления кинематографа. Только родившееся новшество, двигали единицы энтузиастов по всему свету. Эти первопроходцы, будучи японцами, французами, американцами и русскими по происхождению, по духу становились кинематографистами, дышавшими одним воздухом. Притягиваясь, друг к другу, узнавая о каждой новой находке, общаясь, они создали — закрытый клуб. Точно также поступали врачи, физики или писатели, для них не было преград, государственных или культурных. Поэтому картины Мельеса, Портера или Ханжонкова, а позже Куросавы, Маля или Бондарчука схожи.

«Тихая дуэль» интересна не Куросавой как постановщиком, а как частица единого кинематогрофического мира. Этот фильм ничем не отличается от советского кино 50-х. «Тихую дуэль» мог снять Кулиджанов, вместо «Дом, в котором я живу», Калатозов сразу после «Летят журавли», Эрмлер как составную часть с «Неоконченной повестью». Точно так же как «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета могли быть сняты в Союзе, менялись бы детали, добавился бы колорит, вместо чернокожего подростка, присяжные разбирали бы проступок работяги с завода или хулигана-безотцовщины. История, рассказанная Куросавой универсальна и способна лечь на почву в любой точке мира. Зритель не будет чувствовать себя пришельцем в другой стране, Японии здесь нет, есть люди их характеры и поступки. Всё показанное могло произойти в то время у нас, может произойти и сейчас.

Можно не соглашаться с мотивацией Кёдзи, не понимать причин его молчания по отношению к невесте, осуждать за мягкость или восхищаться умением взять себя в руки. Остаться равнодушным нельзя. Зритель участник истории, герои наполнены противоречиями, вызывая эмоции. И эмоции эти рождаются у меня, человека другой национальности и эпохи. Отодвигая на задний план, мелочи, резавшие восприятие в момент просмотра. Слишком эмоциональный, будто нарочно выставленный мерзким Наката. Вырвавшийся из уст Кёдзи монолог — разрушающий его монументальный образ человека с идеалами, и низводя его борьбу, лишь до желания утолить плотские желания, или почти волшебное преображение Нарусе. К финальным титрам мелочи не имели значения, «Тихая дуэль» воплощение реализма, и каждый, что тогда, что сейчас, мог повторить путь пройденный героями, остаться прежним, дать слабину или стать лучше.

Благодаря потрясающему сериалу детства «Сёгун» я познакомился с Тосиро Мифунэ, и его фильмографией. На мой взгляд, если когда-нибудь составят общепризнанный рейтинг, ста величайших актёров, Мифунэ в нём место гарантировано. Вся картина, держится на Тосиро, на словах, взглядах, на том, как он наклоняется и достаёт из под стола бейсбольную перчатку. В кадре могут быть и другие актёры, но внимание держит только он. Весь фильм меня не отпускало ощущение уже виденного, будто экран делился пополам, в одной части Тосиро Мифунэ в другой Вячеслав Тихонов из «Доживем до понедельника». Они и внешне схожи и манера подачи своего героя совпадает, казалось, одна история перетечёт в другую. Пролетает двадцать лет, Кёдзи преподаёт в школе, сохранив стать и жизненные убеждения.

В итоге я имею трактовку с которой не совсем согласен, при этом понимая, что это как семейный спор, каждый остаётся при своём, вынужденно принимая и позицию того с кем споришь. Мы все имеем, умное, качественно снятое кино, которому никак не дать семидесяти лет. Куросава подтвердил своё высочайшее мастерство, создав картину, не утратившую актуальности и не отдающую нафталином.

7 из 10

26 августа 2017

Тихий поединок с желаниями

Когда лично знакомишься даже с менее известными фильмами Акиры Куросавы, то убеждаешься, что они ничуть не хуже, к примеру, «Расёмона» или «Телохранителя». Даже при более скромной постановке и не столь уж увлекательном сюжете Куросава, как и любой талантливый режиссёр, поддерживает примерно один и тот же уровень добротности и продуманности в каждом своём фильме. И, по-моему, лично его талант заключается в умении сохранять у зрителя интерес к фильму, при этом не опуская установленной планки серьёзности и основательности сюжета, проникнутом всегда тонкими особенностями человеческих характеров и отношений.

«Тихая дуэль» — ещё один фильм Куросавы о врачах. Но если в предыдущей картине «Пьяный ангел» речь шла о конфликте врача и пациента и о бесполезных попытках первого вытащить его подопечного из гнилого «болота» жизни, то здесь на первое место встаёт уже внутренний конфликт молодого военврача Кёдзи Фудзисаки. Порезавшись во время операции, он подхватывает сифилис и сильно запускает его из-за нехватки лекарств в военное время. Вынужденный теперь в течение долгого времени лечиться от ужасной болезни, Кёдзи отказывается от своей невесты Мисао, не имея возможности рассказать об истинной причине отказа из-за её чрезмерной преданности. Вскоре об этом узнаёт одна из санитарок больницы и его отец. Они оба всячески стараются поддержать его, но вряд ли представляют, насколько тяжело Кёдзи на самом деле.

Этот фильм мог бы стать очередной трагической историей об отношениях, коих наснимали с тех пор уже тысячи. Но надо помнить, что в те годы, когда Куросава уже был признанным мастером, даже киноиндустрия Америки не была ещё такой творчески обнищавшей, как последние лет 10—15. В те времена они ещё снимали нуарные фильмы и детективы, а так же классические мелодрамы с участием Богарта. Время псевдоинтеллектуальных историй, претендующих на какой-то несуществующий философский смысл, пришло позднее. В любом случае, японское кино было тогда куда более независимым, поражало свежестью и своим особым взглядом, пропитанным нравственными ценностями именно японской культуры.

Насколько иначе выглядит игра их актёров. Если смотреть кино на японском языке, то их речь кажется порой чересчур эмоциональной и порывистой; но она так же может быть очень лаконичной и даже скромной в иных ситуациях. Как много говорят опущенные в пол глаза, или склонённая к коленям голова, или просто молчание, когда нет надобности говорить! Как в этих молчаливых жестах чувствуется уважение и почитание японцами своих близких и одновременно — закалённая сила духа, не позволяющая выносить свои беды и внутренние переживания напоказ. Вся борьба только внутри, и лишь выражение лица может сказать правду. Поэтому Куросава, хоть и заполняет время своего фильма важными разговорами, раскрывающими слабости человеческой души, но всё же уделяет куда больше внимания большим паузам. Он предоставляет нам возможность самим догадываться, что происходит сейчас между его героями и чем заполнены их мысли. И это никогда не бывает просто, ведь борьба чувств длится не мгновение. Только целостная её картина — то есть целый фильм — может дать представление о смысле затронутой проблемы.

Акира Куросава — режиссёр довольно «попсовый», если можно так сказать. Может быть, не звучит, как похвала, но я имею в виду, что Куросава более понятен и доступен, и в его фильмах всё же заметны приёмы, с помощью которых он делится с нами своими мыслями и изображает особенности японской культуры. Но доступность — это всегда хороший признак, признак умения донести свою мысль ясной, не потеряв её сущности. Куда более аскетичен в этом отношении его коллега Ясудзиро Одзу, фильмы которого вообще словно лишены черт кино, стёршихся до красок бытовой жизни, которые и раскрывают по-настоящему реальность и взгляд японца на неё, пусть даже в рамках самых приземлённых семейных зарисовок. Но работы Одзу очень сложно оценивать привычным взглядом на кино. Куросава же, повторюсь, всегда держит хороший уровень, не опускаясь до банальностей, а потому его фильмы являются универсальным вариантом для любого человека, независимо от того, хочет ли он проникать в суть японского мировоззрения или просто смотреть хорошее кино.

8 из 10

3 февраля 2015

Страдание от страстей или моральных ограничений

Существует представление, что сифилисом, гепатитом, ВИЧ заболевают как правило развратники и наркоманы. Во многом этот стереотип отражает реальное положение дел. Но если вирус попал в организм случайно, то больной становится жертвой общественного мнения. В фильме врач-хирург во время проведения операции заражается сифилисом. Естественно, приходится скрывать свое заболевание, в том числе и от возлюбленной, держа ее на расстоянии и мучая неопределенностью. По характеру видно, что девушка предана и готова остаться с доктором до конца, но не зная причины отчуждения, ей пришлось уйти.

Желание счастливой семьи, да и просто инстинкты, постоянно требующие своего удовлетворения, обрекают героя на изнурительную борьбу. Тихая дуэль между желанием получить удовольствие и моральным долгом. Итак, у нас имеется выбор: страдать от собственных страстей или страдать от моральных ограничений. Во многих жизненных ситуациях другого не дано.

21 января 2015

Тихая дуэль от Акира-сан

«Плачущий ангел» Акиры подарил нам новую звезду, бунтаря и лидера, не готового смиряться с внешними обстоятельствами. Тосиро Мифунэ сыграл настолько колоритно, что уверен, при просмотре не я один вспоминал о Дине, Бертоне и Брандо.

Вторая совместная работа двух Мэтров оказалась качественно иной. Это — психологическая драма, в которой Мифунэ придется играть роль мужчины, смиряющегося с тяжелыми ударами Судьбы, врача, которого называют Святым за отношение к профессии.

Мифунэ тут играет совсем другой образ, и, что удивительно, он полностью преобразился. В сущности, он играет собирательный образ «лидерских» ролей успешных мужчин Грегори Пека. Серьезный, целеустремленный, внимательный, вдумчивый — Мифунэ не оставляет выбора зрителю, очаровывая его своей респектабельностью.

Показав Лидера, Куросава показывает нам и Аутсайдера. Человека, который не уважает себя, своих близких и окружающих. Разумеется, в силу столкновения представителей двух Полюсов человеческих судеб, во Вселенной Куросавы происходит конфликт.

Нужно понимать Куросаву — в своем раннем творчестве он тяготел к остро социальным вопросам. А что может быть острее сифилиса в послевоенной стране. Весьма нехитрый сюжетный ход, в котором хирург заражается во время операции, спасая жизнь человеку — от него сифилисом, а затем пытается смириться со своим заболеванием и наставить «нечестивого» на «путь истинный». В этом противостоянии и заложен корень фильма.

Однако сама постановка вопроса представляется мне надуманной. Прежде всего, меня немного пугает поляризация — уж слишком идеален тут герой Мифунэ. Все же, было бы куда противоречивее и серьезнее, если бы болезнь стала причиной его минутной слабости или слабости его подруги. Таким образом, мы увидели бы, что все в этом мире не так однозначно. К тому же, раз уж на Мифунэ отводится роль своеобразного показателя нравственности, то нельзя не отметить его эгоизм по отношению к возлюбленной, ведь он в определенной мере не позволяет ей забыть о нем (понимая при этом невозможность отношений).

Впрочем, яркая поляризация противоборствующих персонажей прослеживается во многих фильмах Куросавы. Она была в «Пьяном ангеле», будет в «Бездомном псе», отзовется в «Семи самураях» и «Телохранителе».

Но на мой вкус, все же, в части своего глубинного смысла фильм остался поверхностным и напыщенно морализаторским. Борьба с распространением сифилиса дело важное, но есть ведь и его многочисленные бытовые вариации. А возникшее противостояние героев получилось уж слишком идеалистичным.

Хотя, игра Мифунэ оставляет самые приятные впечатления. Наравне с «Пьяным ангелом» и «Расемоном» это его одни из лучших ролей в карьере.

6 из 10

23 сентября 2013

Тихий поединок

Ранний (1949) чёрно-белый фильм Акиры Куросавы. Главный герой — хирург, который заразился сифилисом во время операции и теперь, пока не излечится, вынужден жить с этим. Жить не в пустоте, а в самой гуще людей — у него есть отец, невеста, сотрудники, пациенты… и среди прочих — враги.

Если честно, подобные аннотации никогда не побуждают меня к немедленному просмотру, и чем больше в описании громких имён и призов, тем решительнее я откладываю добычу на потом, на дальнюю полку, куда наведываюсь редко — ясно ведь, что тут не жвачка для глаз и не разухабистый аттракцион из спецэффектов, а произведение, которое потребует от зрителя времени, тишины и душевного напряжения. «Тихий поединок» (или «Тихая дуэль») тоже дожидался бы своей очереди долго, если бы не рабочая необходимость. Но стоило мне начать смотреть — и я в который раз заново влюбилась в Куросаву. Фильм, даром что один из первых в фильмографии, — тонкий, добрый и немного неотмирный. Если рефлексировать над ним слишком долго, постфактум можно додуматься до обвинений в назидательности и идеалистичности, но пока мерцает экран, с удовольствием гостишь в ещё одном убедительном мире, в котором «плохих людей нет». Куросава умеет разглядеть людей, верит в людей, любит людей и щедро приобщает к этому высокому искусству зрителя.

Хирурга Кёдзи играет Тосиро Мифунэ, как всегда, блистательный и не поддающийся прогнозам, его пожилого отца — Такаси Симура. Мифунэ — живой сюрприз, Протей японского кино: здесь в нём нет ничего от ронина или разбойника, он перевоплотился в нечеловечески сдержанного благодаря воспитанию и профессии, закованного в броню бесстрастия врача с почти европейскими чертами лица. (Да чего там, я еле его узнала.) Он срывается на откровенность только один раз — и тогда происходит выброс лавы, тем более неожиданный, что все уже привыкли к его незыблемому самообладанию.

В фильме великолепные женские роли. Интонация и гримаска, с которой бывшая подтанцовщица сообщает якобы зеркалу, а не собеседнице: «В жизни не всё так просто, как думают некоторые барышни», — по-обезьяньи неподражаемы. Невеста Кёдзи одновременно напоминает персонажей Достоевского и героиню эпоса; чем твёрже она в своём благородстве, тем горше её судьба. Да и каждый персонаж у Куросавы живой и неповторимый, с мастерски обозначенным характером и минимумом чёрточек, нужных для волшебства оживления, так что перед надписью «конец» оказываешься с иллюзией, будто у тебя прибавилось хороших знакомых. А сжатые кулаки отца Кёдзи! А момент с двумя зажигалками! А бейсбольная перчатка, молча добытая из недр шкафа!

А сколько в фильме подслушивают! Подслушивание — отдельная статья! Помните? «Особая роль в композиции… отведена подслушиванию, составляющему столь же неуклюжий, сколь и органичный элемент….. . Поскольку наш автор был озабочен прежде всего тем, как двигать сюжет, а вовсе не тем, как разнообразить и шлифовать его, маскируя механику этого движения, то он и прибегнул к очень удобному приёму, позволяющему… подслушивая и подсматривая, оказываться свидетелями тех сцен, без которых фабула была бы не вполне ясна или не могла бы развиваться дальше». Этот сеанс разоблачения идеально подходит и для «Тихого поединка», и мы вновь умудримся поверить в сюжет, основанный на подслушивании, то намеренном, то нечаянном. Перечисление и подсчёт таких «моментов истины» оставляю другим, но цифра выйдет внушительная. А вот роковое совпадение в фильме всего одно.

У «Тихого поединка» грустный конец: один ребёнок умер, негодяй не перековался, все женские сердца разбиты вдребезги, невинно пострадавшие так и остались пострадавшими.

У «Тихого поединка» радостный конец: зло само себя наказало, неправильную девушку перевоспитывают трудом и положительным примером (знакомо, да?), другой ребёнок подрастает, а хирург с золотыми руками продолжает своё служение людям.

Выбирайте, конечно. Хотя Куросава очень сильными средствами берётся убедить вас, что правильнее тот вариант, который по душе ему самому.

22 июля 2013

Просматривая работы Куросавы 50-х, все отчетливее представляешь такой мысленный образ: цветок, который пробивается сквозь старый потрепанный асфальт. Япония того времени была ввергнута в войну теми, кто предпочел гармонии и спокойствию смерть и разрушение, едва не убив будущее своей страны. В Японии еще не прошел шок от бомбардировок, и в том числе — атомных, Хиросимы и Нагасаки, и страна тогда еще только отстраивалась.

Историко-символическая интерпретация этих событий будет полнее развернута в «Семи самураях» в 1954 году. И там можно наблюдать, как режиссер сумел рассмотреть борьбу живого, меняющегося, непосредственного — и традиционного, мертвенного и в отдельном человеке, и в коллективе, и в масштабах целой страны.

Конечно, нельзя сводить смысл и значение «Тихой дуэли» (и «Семи самураев») только к этому историческому контексту. Но Куросава не мог не абстрагироваться от той действительности, в которой он жил, пусть и стремился сделать свою историю всеобщей, вневременной. И действительно, в ходе просмотра словно примеряешь события картины, и — главное — фон, на котором они происходят, на современную действительность.

«Тэнно» Куросава — оптимист, боец, и ценил тех людей, который не пасуют перед трудностями, и стараются их преодолеть — это видно и по данному фильму, в котором подобный герой остается в живых и что главное — в своем уме, пусть финал картины и открыт.

Тихую дуэль главный герой, молодой доктор, заразившийся сифилисом от другого больного, ведет скорее с тем злом, которое невидимо. Ведь сифилис — только верхняя часть айсберга, а на самом деле война идет с человеческим равнодушием в то числе к себе и к своему будущему — словом с тем злом, корень которого сокрыт в душе. И второй персонаж, антипод, беспечный шалопай, потерявший ответственность перед своей женой, ребенком и перед собой — скорее одна из жертв мира, который на время словно сошел с ума, ввергнувшись в кровавую войну.

10 июля 2012

Стиснув зубы…

Тихая дуэль (Тихий поединок) — картина знаменитого японца, Акиры Куросавы, о докторе, борющимся с совестью, дабы отвратить любимую женщину от «нечистоты крови», заработанную в ходе операции, над больным человеком. Первоначальный замысел, режиссёра, предполагал, что главный герой сходит с ума от сифилиса, но идея, оказалась, забракована цензурой и Куросава переписал сценарий, делая уклон на драму любви, развивающуюся в течение многих лет, между главным героем (врачом) и героиней Мики Санжо.

В картине, затрагиваются религиозные вопросы, отчасти перекликающиеся с христианской верой. Идеализируя романтические чувства, здравый человек идет на конфликт с собой, превыше всего ставя Чистоту тела и Чистоту мысли, на пути к счастью другого. Усмиряя эгоизм, расправляя плечи, приободряясь в трудные минуты, он, возрождает веру из пепла безверия и жертвует своими мечтами во благо ближнего. Что творится у человека в голове? Стремление к жертвенности, забота о тех, кому нужна помощь, его благие дела, помогают почувствовать мир и отчасти успокоить душу…

Преображением медсестры (завистливой, легкомысленной дурочки, желающей избавиться от беременности) во взрослую, мудрую женщину, невозможно не восхищаться! В данном случае работает принцип: «Не суди человека по себе»! Она осудила врача, не зная истины, а в итоге раскаялась, и своим неблагопристойным поступкам… Возможно, многие замечали, что признание ошибок, помогает расчистить путь к собственной эволюции и наоборот, упрямство, ведет к деградации. Человек, наградивший главного героя, болезнью — эгоистичен в стремлении доказать, что прав. Он хочет жить, как заблагорассудится! Как говорится, люди, всегда сами виноваты в несчастьях. Последние 15 минут фильма, показывают зрителю, сбор «камней» героями, но и небольшую надежду на счастье…

Картина Куросавы — о человеке, в каждом движении, которого, читаются честь и достоинство, по отношению к окружающим. Он не разрушает иллюзию сказки, любимой женщины, и сражается, со своими желаниями, в одиночку. Высокая романтика, о «жили они долго и счастливо», остается незапачканной грязью, в душах двух страждущих. Проходят годы, снег сменяется капелью, а любовь, продолжает крепнуть в человеке его смирением, желанием жить и дарить людям заботу и внимание, на которую способно его безграничное сердце! Не стоит забывать — несчастье застилает глаза и расслабляет, поэтому нужно бороться и жить! Учиться, даже в самом плохом человеке, искать хорошие черты. Как в свое время, режиссер Акира Куросава, работая с Тосиро Мифунэ, воспитывал в актере качества, наделяющие преступника стыдом, а злого человека нравственностью…

9 из 10

20 ноября 2011

Несчастья приносят счастье

Абсолютно восточная точка зрения. Что не убивает — делает нас сильнее. Образец чести. В одной из сцен мы видим, как герой срывается и изливает душу своей помощнице и это был крик души. Вроде, «я тоже не железный». Очень правильная сцена.

Фильм называется «Тайная Дуэль», потому что в герое перемешаны чувства долга и инстинктов, а также жалости к себе. Он думал: «А не послать ли все к черту и не рассказать, и не жениться ли…» Фильм о внутренней борьбе, о правильном выборе, учит нас абсолютной смиренности.

Честно говоря, я такого не ждала от старого, японского фильма и была приятно удивлена. Игра актеров, стиль съемки, все кадры к месту, абсолютно понятные и непредвзятые (героями проговариваются все точки зрения на проблему фильма).

Кстати… А нужно ли было ему (Кёдзи Фудзисаки) так мучаться и ради чего?…

26 марта 2010

Очень сильная драма и очень хорошая экранизация. Просто бессмертная тема совести. Приятный куросавовский стиль повествования, рассказа. Правильный темп, глубина чувств. Подходящее музыкальное сопровождение и чистая игра актеров.

Но не стоит говорить о фильме как о супе или механизме. Невозможно смешать компоненты, соединить детали и получить достойное восхищения кино. Надо еще душа. Надо еще прекрасный режиссер. Не хочу говорить о борьбе совести с инстинктами, с этим намного лучше справился главный герой в кульминации фильма.

Хочется просто поблагодарить создателей за такой прекрасный фильм. Грустный, трогательный но дарящий надежду. Просто идеальный образ доктора и человека.

22 января 2010

Чтоб никто не увидел боли…

«Самое страшное, что нам так мало лет, но у каждого из нас уже была своя Хиросима». Эта фраза, как никакая другая, на мой взгляд, характеризует состояние главного героя драмы.

Чёрно-белый фильм гения Акиры Куросавы снят по пьесе Сенкичи Танигучи. 1942 год. Молодой врач Кёдзи Фудзисаки (Тосиро Мифунэ) — хирург, оперировавший на живую во время войны и из-за роковых обстоятельств заразившийся сифилисом…

В один миг вся будущая жизнь молодого человека была перечёркнута кровавым порезом. Кёдзи вернулся с войны совсем другим человеком — несчастным и измученным. И при всём при этом остался благородным и добрым, не жалеющим себя ради бедняков в маленькой больнице своего отца — доктора Коносукэ (Такаши Шимура).

Несчастье только добавляет упорства. Обречённый долгие годы колоть себе инъекции, Кёдзи стиснул зубы и молчит… Но каких усилий стоит ему это, особенно в свете трагической любви к девушке Мисао Мацумото (Мики Санжо)… Сильный человек, Кёдзи сражается со своими желаниями как умеет. Сражается тихо. Прячет чувства свои поглубже, чтоб никто не увидел боли. Никогда не покажет виду, что почти на исходе силы…

Фильм снят очень плавно. Повествование идёт неспешно, полностью оправдывая своё оригинальное название. Это действительно тихий поединок. За исключением, разве что, сцены с начавшим сходить с ума беспечным Сусуму Накадой (Кендзиро Уэмура).

Картина Куросавы наполнена гуманизмом и уверенностью, что всегда есть место оптимизму и надежде. Без надежды — кому же сладко?

21 августа 2009

На какие любопытные вещи на «Культуре» ночью можно наткнуться. Случайно начала фильм смотреть и заинтересовалась. Хорошая драма о любви и долге врача. О настоящем докторе и просто хорошем человеке, который ставил интересы других людей выше своего личного счастья.

PS. А вот Тосиро Мифунэ, играющего главную роль, я не узнала. Здесь он молодой, а я более поздние фильмы видела.

8 из 10

15 августа 2009

Драма Тихая дуэль появился на свет в далеком 1949 году, более полувека тому назад, его режиссером является Акира Куросава. Кто играл в фильме: Тосиро Мифунэ, Такаси Симура, Мики Сандзё, Кэндзиро Уэмура, Тиэко Накакита, Норико Сэнгоку, Дзёносукэ Миядзаки, Исаму Ямагути, Шигеру Мацумото, Хироко Матида, Кисао Тобита, Сигэюки Миядзима, Тадаси Датэ, Эцуко Судо, Masateru Sasaki.

Страна производства - Япония. Тихая дуэль — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.