Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Письмо трем женам |
английское название: |
A Letter to Three Wives |
год: | 1949 |
страна: |
США
|
слоган: | «All of them wondered while one of them wandered!» |
режиссер: | Джозеф Лео Манкевич |
сценаристы: | Вера Каспари, Джон Клемпнер, Джозеф Лео Манкевич |
продюсер: | Сол С. Сигел |
видеооператор: | Артур Ч. Миллер |
композитор: | Альфред Ньюман |
художники: | Дж. Расселл Спенсер, Лайл Р. Уилер, Кэй Нельсон, Томас Литтл, Уолтер М. Скотт |
монтаж: | Дж. Уотсон Уэбб мл. |
жанры: | комедия, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 января 1949 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 43 мин |
Посмотрев этот фильм, я почувствовала большое количество положительных эмоций. Настолько большое, что сразу после фильма не могла собраться с мыслями, чтобы написать, что именно мне понравилось. А понравилось мне, в общем, практически всё, за исключением пары небольших деталей, о которых я умолчу, поскольку они говорят лишь о моих личных предпочтениях в кинематографе.
The American way. В первых сценах фильма показывается американская жизнь конца 40-х, какой она была для семей богатых и среднего достатка. И была она далеко не плохой, а кому-то (да-да, и мне) даже казалась идальной. Тихие улицы небольшого американского городка, классический американский country club, воскресное майское утро — картина, которую даёт лицезреть режиссёр. И до чего же она хороша, и как придаёт фильму атмосферности!
Дружба главных героинь. Некоторые мои современники могут назвать фильм сексистским из-за ситуации с Эдди Росс. Но такой друг, с которым «и врагов не надо», может появиться в любой компании друзей — мужской, женской, смешанной. Вообще складывается чувство, что дружба с Эдди никому из троицы не была нужна с самого начала, а «подружились» они с ней чисто из вежливости. Между самими девушками — и в целом во всей большой компании — отношения абсолютно противоположные. На отдыхе Дебора вспоминает свой первый вечер в городе в качестве миссис Бишоп, когда она познакомилась с супругами Фиппс. С самых первых моментов Рита искренне утешала и поддерживала её. Не из вежливости и не ради своего друга детства, мужа Деборы. В начале фильма Дебора, более обеспеченная по сравнению с Ритой, подъезжает к её дому и подвозит — сначала по работе, а потом к их судну. Это, конечно, мелочи, являющиеся атрибутом практически любых дружеских отношений, но даже на мелочи можно посмотреть иначе — например, как на выражение чувств, заботу
Дружеские отношения Дебби и Риты показаны очень хорошо, а вот в истории Лоры Мэй мало места отводится дружбе с девушками, хотя во многих случаях она проявляет поддержку. А также, например, приходит домой к Фиппсам и проводит вечер на скучном приёме с начальницей Риты, хоть и не обязана. Джордж произносит фразу, дающую понять, что такие посиделки с четой Холлингсвэй — только без начальников и, следовательно, более интересные — они устраивают часто, следовательно, Лора Мэй с радостью встречается с друзьями. В конце фильма разговор Деборы и мужа Лоры показывает, что первая действительно переживает за подругу и желает ей личного счастья, что в свою очередь говорит о любви к ней.
Персонажи и отношения в семье. Все, все персонажи интересные, реалистичные, приятные, многогранные и адекватные.
Брэд по-настоящему любит Дебору, а Эдди, его бывшая возлюбленная, теперь для него просто часть прошлого, которым он дорожит. По-сути, в этой семье нет проблем, проблема в Деборе — в её комплексах и неуверенности в себе. Но разве много кто в её положении чувствовал бы себя по-другому? Поступки и чувства девушки вызывают понимание и сочувствие, и радость приносит тот факт, что к концу картины она делает первый шаг к преодолению своих страхов.
Рита и Джордж — в целом, близкие по духу люди, разлад в их семью приносит разное материальное положение и разные жизненные цели. Школьный учитель и отец близнецов, думая в первую очередь о будущем подрастающего поколения, не стремится зарабатывать миллионы. Ведущая на радио наоборот нацелена на продвижение по служебной лестнице, поэтому готова стерпеть всё что угодно от своей начальницы и работать сверхурочно, ночью, в выходные. Загвоздка в том, что именно таким способом чаще всего зарабатываются деньги, которые нужны, чтобы прожить и прожить не в полном в отчаянии, да ещё и детей обеспечить. Поэтому Риту я не осуждаю. И Джорджа, терпеливого и любящего мужа, тоже — никому не хотелось бы видеть супругу или супруга в таком положении. Фиппсы — взрослые (и я скорее о моральном состоянии) люди, умеющие договориться, сгладить конфликт. Но — всего лишь люди, а значит, склонны поддаваться эмоциям. Письмо помогает Рите всё переосмыслить и, пойдя на компромисс, наладить отношения с мужем, а также перестать позволять начальнице помыкать собой (что, конечно, опасно, но в небольших дозах — самое то).
Лора Мэй и Портер. Тут уже не всё так просто. Бедное и бедственное положение героини заставило её искать лучшей жизни через брак, которого она всё-таки добилась. Мистер Холлингсвэй, несомненно, влюблён, но долгожданное предложение руки и сердца из его уст звучит как одолжение. Был ли это брак по расчёту, в котором любовь пришла позже, или Лора успела влюбиться в босса до замужества — непонятно, но это неважно, поскольку любовь была, что понятно по финалу. Тем не менее, брак, в котором оба супруга любят друг друга, в начале был обречён разрушиться. Почему? Называйте это недопониманием, недостатком коммуникации, либо же снова личными тараканами персонажей. Тут вспоминаются Скарлетт и Ретт из «Унесённых ветром», поскольку они также убедили друг друга (и, наверное, себя), что их брак — скорее сделка, нежели союз двух влюблённых, решивших прожить жизнь вместе. Это, а также своенравный характер обоих и боязнь быть отвергнутым, руководствовало их действиями и поспособствовало их убеждённости в том, что брак обречён на провал, но в случае с Лорой Мэй и Портером разум побеждает, и у нас хэппи энд, за что отдельное спасибо сценаристам.
Ещё немного о персонажах и ролях в обществе. Редкий человек не знает, какие нравы были в середине 20 века в Америке. К тому, что миссис Фиппс зарабатывает больше мужа, практически все относятся адекватно, а ремарки Портера можно объяснить состоянием алкогольного опьянения и обидой на положение вещей в собственной семье, личной обидой — иными словами, он говорит не совсем то, что думает, а скорее то, во что хотел бы верить. Сам Джордж, конечно, признаёт, что его мужское эго задето, но всё равно остаётся взрослым и здравомыслящим человеком.
Честно говоря, я не очень хотела смотреть этот фильм. Прочитав описание и увидев оценки друзей, подумала, что вряд ли впечатлюсь, поэтому смотреть не буду. Но что-то всё же заинтересовало, заставило его посмотреть — возможно, та же Дарнелл, которой, как я убедилась, было под силу сыграть любую роль. Смело могу сказать, что просмотр данного фильма стал лучшей частью вчерашнего дня. Как говорится в таких случаях: «Как жаль, что я не посмотрела его раньше»
Прекрасный фильм с красивой картинкой, откровенно безупречной актёрской игрой и режиссурой, интересным сюжетом и непредсказуемым финалом.
10 из 10
22 июля 2019
Наверное, любая пара, вступающая в брак, мечтает построить идеальную семью, в которой не найдется места ссорам и разногласиям, и будет лишь умиротворенная и безмятежная семейная идиллия. Однако семейная жизнь, как и любая другая, непредсказуема, а посему, очень важно следить за состоянием брака. К такому выводу слишком поздно приходят главные героини психологической драмы «Письмо трём жёнам».
Синопсис Три лучшие подруги Дебора Росс, Рита Филлс и Лора Мэй Холлингсвэй уверенны, что живут в счастливых браках со своими мужьями, и ничто не предвещает беды. Но однажды во время сопровождения группы школьников на ежегодный пикник на корабле почтальон доставляет девушкам письмо от их подруги Эдди Росс, сообщившей, что та сбежала с одним из их мужей.
«Письмо трём жёнам», как и любая старая голливудская картина, отличается ярким и талантливым актёрским составом. Джинн Крейн, исполнившая роль Деборы, воплотила образ робкой и неприметной молодой супруги, которая боится, что её незнание манер высшего класса, частью которого она недавно стала, может оттолкнуть от нее любимого супруга. Энн Сотерн сыграла роль Риты, амбициозной и добропорядочной карьеристки, которая настолько увлеклась своей работой, что уже перестала замечать недовольство сложившимся положением вещей у собственного супруга. Линда Дарнелл, представшая в роли Лоры Мэй, воплотила образ хитрой и расчетливой представительницы низшего слоя, мечтавшей вырваться в люди через брак с нелюбимым человеком, чувства к которому проснулись слишком поздно.
Фильм, прежде всего, стоит отметить за его уникальную режиссуру, в которой Джозефу Лео Манкевичу мастерски удалось подать обычную семейную драму под уточненным соусом психологического триллера, в котором развязка открывается зрителю лишь в самом конце. Режиссер поочередно погружается в семейное прошлое каждой из героинь, демонстрируя, что вопреки их собственной вере в счастливое состояние их браков все оказывается не таким идеальным. Так одна героиня постоянно третирует своего мужа неуверенностью в себе, другая — игнорированием мнения супруга, третью вообще волнуют только его деньги. Пересмотр взаимоотношений открывает у них второе дыхание и надежду на шанс вернуть утраченные чувства.
Сценарий фильма рассказывается от лица самой Эдди Росс в озвучке прекрасной Селесты Холм, которая, стоит сказать, так и не появляется в кадре. Она с особым шармом и ехидством комментирует жизнь своих подруг Деборы, Риты и Лоры Мэй, которые сами своими поступками довели брак до грани полного краха. Получив письмо, героини по очереди предаются воспоминаниям, и мы видим, что у каждой есть повод усомниться в верности мужей, каждый из которых мог уйти к Эдди, потому что та могла дать то, чего не могли дать героини. Главной интригой остается вопрос: чей же муж решил сбежать с Эдди Росс? Уверяю, Вы сами того не ожидаете.
Итог Я всегда ценил картины с интригующим сюжетом и глубоким смыслом, которые являются неотъемлемой частью киноленты «Письмо трём жёнам», несомненно, стоящей просмотра. Фильм, словно триллер, держит в напряжении зрителя до последних минут, пока, наконец, не наступает неожиданная развязка.
10 из 10
16 октября 2017
Три красивые дамы из благополучных семей, собрались вместе в какую-то благотворительную поездку на пароходе, и буквально у трапа получили от четвертой — их общей подруги Эдди — письмо, где она сообщила, что покинула город, прихватив на память одного из их мужей. Пароход отплывает, и у дам нет никакой возможности до вечера узнать, кому же так не повезло… А волноваться есть о чем. Их уехавшая подружка — местная «королева», перед которой млеют все мужчины, а муж одной из жен до свадьбы был кавалером Эдди…
Вначале ты мало симпатизируешь героиням — может, потому что рассказчицей в фильме выступает Эдди, а может потому, что они не вызывают сочувствия: одна — ревнивая дурочка, вторая — помешанная на успехе радиоведущая, третья — молоденькая хищница, вышедшая за миллионера много старше… А потом перед тобой проносится история каждой, ты видишь какие они на самом деле милые. Как тяжело Деборе, красивой девочке с фермы, вышедшей замуж за лейтенанта на службе, вписаться в новое для себя общество — где все богачи, а она — неумеха и деревенщина, как боится она, что муж вернется к прежней — блистательной Эдди… Другая — радиоведущая Рита — изо всех сил бьется, чтобы кем-то стать, тянет за уши мужа, который очень мил, но счастлив быть школьным учителем, и на его деньги не проживешь, а хочется большего, да и дети растут… Третья — Лора, девушка из низов — разыграла целую стратегию, чтобы местный богач, приволокнувшийся за ней, потерял голову и женился, но счастья это не принесло: он считает ее хищницей, а она воспринимает себя как товар, за который дорого заплатили…
И над всем этим царит идеальная Эдди, которая элегантнее Деборы, внимательнее к мужу Риты чем сама Рита, и для мужа Лоры она тоже «женщина мечты»… В какой-то момент ты ловишь себя на том, что эта прекрасная невидимая дама (а она так и не появится в фильме) своим вниманием к чужим мужикам раздражает даже незамужнюю тебя, а будь ты одной из жен — ты бы честно ее ненавидела…
Фильм снят очень удачно, ничего лишнего, и «Оскар» за режиссуру Манкевич заслужил на все 100%. Все три актрисы яркие и красивые, и даже жаль, что судьба одной из них сложилась довольно грустно. А фильм заканчивается хорошо и правильно.
6 октября 2017
Три истории о трех семьях, о мужчинах и женщинах, о противоречиях и несовпадениях. У каждой истории своя тональность, свой нерв.
История первая: Цветок на платье
Они встретились в ВМФ США и поженились, теперь Принц привёз провинциальную Золушку в свой богатый дом, он хочет ввести её в свой круг, познакомить с друзьями… Начало немного нудное, но потом сюжет набирает темп, мелодрама переходит в трагикомедию. Для простушки с фермы у Джин Крейн не совсем подходящее злобно-красивое личико, но она хорошо сыграла, и легко вписалась в общий актёрский состав. Чудовищное платье с цветами (наверно доставило немало хлопот художнику по костюмам Каю Нельсону) тоже сыграло свою роль, а героиня получила реванш; в конце фильма она появляется в элегантном, черном наряде под ренессанс.
История вторая: Разбитая пластинка
С некоторых пор жёнушка стала зашибать деньгу сочиняя сценарии для популярных радио-сериалов, и решила заделаться в настоящую карьеристку, от чего не в восторге её муженёк скромный учитель… Самая бытовая история, расцвеченная замечательной игрой актёров. Кёрк Дуглас очень мило смотрелся в роли позитивного преподавателя-интеллектуала, с энергичной, щекастенькой Энн Сотерн, они составили приятный дуэт. Небольшая разница в возрасте экранных супругов (Кёрк годиков на 7—8 помоложе), придала их паре свежесть и неформатность. Другие актёры тоже не подкачали, отмечу симпатично-флегматичную помощницу по дому, в исполнении Тельмы Риттер.
История третья: Фотография в серебряной рамке
Что плохого в том, что красивая, умная, но бедная девушка хочет выгодно выйти замуж? Так думала и героиня этой истории, когда ловко окрутила богатея… Самая броская, яркая и чувственная новелла, с типичным тандемом Красавица и Чудовище. Роскошную, белолицую, чернокудрую Линду Дарнелл эффектно оттеняет брутальный, простоватый Пол Дуглас. Социальный подтекст подчеркивает скромное жилище Линды, её ворчливой мамы, и капризной сестры, с огромным холодильником купленным в кредит, и грохочущим за окном поездом.
Все три истории объединены общим сюжетом, и обыграны отношениями всех героев с загадочной чудо-женщиной Эдди Росс (время от времени негромко комментирующей происходящее за кадром). Её личность, внешность, и что она за человек — покрыто тайной (а её почерк, которым написано то самое письмецо, задачка для графолога). Но главную функцию: объединить все истории и героев общей ниточкой, невидимая Эдди Росс выполняет.
P.S. Сценарий остроумен и оригинален, режиссура именитого Манкевича, показалась мне, несколько тяжеловесной, не хватает чуть больше легкости, изящества, больше мелочей, деталей, хотя фильмы из новелл часто грешат недосказанностью. Но это придирки. Фильм хорош, интрига держится до самого трогательного финала.
7 ноября 2014
Начинается всё с остроумного описания городка, название которого даже не сообщается — видимо, совмещено понемногу отовсюду. И как нередко в таких случаях, много ироничных неспешных коментариев, но эти комментарии больше шаловливые, чем едкие. Прошлись по общему и частному, по местечковому укладу и общечеловеческим особенностям характера. Женщина легко может обидеться, если платье, которое её муж, как он утверждает, купил по журналу, который оставила в поезде какая-то незнакомая женщина, похоже на то, которое уже кто-то надевал недели дней назад. Мужчина может недоумевать, почему к приходу гостей все стулья должны быть такими чистыми, как будто на них никто до этого не сидел. Лёгкая сатира на городские нравы и быт — есть улица, на которой живут завсегдатаи кантри-клуба, когда они не живут в кантри-клубе. И много других деталей…
Сюжет тут присутствует, и он недурён, но сама атмосфера такова, что проникаешься ей чуть ли не больше, чем встревоженными выяснениями трёх дам, кто же из их мужей сбежал из города с местной знаменитостью.
Прошлись по рекламе («Мама, как хорошо, что ты нам читаешь, особенно если учесть, что ты пользуешься новым дезодорантом для дыхания»). Умиляет реакция слушателей: «Ой, мы же всю рекламу пропустили. Жаль, ведь это самое интересное.» Мыльные сериалы тоже волновали и заманивали, и через радио распространяли свою мощь ничуть не менее коварно, чем сейчас. «Спасибо, сеньорита, что потанцевали со мной.» — «Спасибо Вам, сеньор Монтевидео, что вы пригласили меня потанцевать… Но я не могу с Вами остаться» и т. д. и т. п. Что-то присутствует в данном фильме такое, что позже станет возможным отыскать в произведениях Вуди Аллена. И взаправду позволяет проникнуться тем, как для кого-то глобально, почему муж нынче, вопреки своему обыкновению, надел синий костюм и не пошёл на рыбалку.
22 декабря 2013
Несмотря на прекрасный ноябрьский вечер, когда на дворе стоит чудесная погода и гуляй не хочу, я решил посмотреть фильм «Письмо трём жёнам». И совсем не жалею. Фильм не относится к разряду шедевров, но это весьма добротная мелодрамма с участием старой голливудской братии, которая редко когда подводит. А если учесть, что за пультом Джозеф Лео Манкевич, значит и вовсе должно быть хорошо.
Несколько скучное начало фильма не должно вводить в заблуждение. Постепенно фильм набрал соответствующие обороты и развитие сюжета из статичного превратилось в тонкую психологическую мелодрамму. Соглашусь с теми, которые сказали и скажут, что таких историй тысячи, но ведь каждую такую тысячную историю можно преподнести по разному. Манкевич вкупе с однофамильцами Дугласами постарался и получилось очень содержательное кино.
Перед нами три женщины и у каждой из них своя история, но… Все три они связаны с женщиной с мужским именем Эдди. Эдди Росс -это роковая женщина, которую в фильме мы не увидим, но зато много о ней услышим. Такой своего рода ориентир-маячок для наших героинь.
Посмотреть эти три истории новеллы стоит, особенно мне понравилась третья с участием Линды Дарнелл и Пола Дугласа. Пол Дуглас не снискал мировой славы, как его однофамилец Кирк, но в этом фильме он очень хорош. И роль характерная и сыграно здоровски!Показать богатого человека, у которого на уме не только деньги, но есть и душа и сердце способное влюбиться в женщину, зная, что для неё это брак по расчёту-это надо уметь!И Линда Дарнелл, которая мечтает о большом доме, о счёте в банке, яхте, и. т. д. Её мечта исполняется, но вот счастье на лице нет. И только потом… А впрочем, зачем я рассказываю, лучше посмотрите сами…
9 из 10
21 ноября 2013
Три закадычные подруги встречаются на пароме, собираясь потусить с детишками в течении дня, но вдруг получают письмо от четвертой, мифической Эдди Росс. Письмо гласит о том, что коварная стерва сбежала из города и прихватила с собой муженька одной из них. Естественно, женщины ведутся на толстый троллинг и впадают в панику, ну и главное в размышления на тему «а все ли в порядке в их браке», пытаются сеять смуту среди троицы, ну и конечно начинают обширные самокопания.
Должен вас обрадовать, за 50 лет ничего особо не поменялась. Женщины все так же бесятся, если на ком-то такое же платье, как у них в шкафу, беспокоятся о моде и хвастаются вещами, деньги за которые отвалили, конечно же, их мужья. Только вот в те не такие уж далекие времена жены хоть как-то прислушивались к своим мужчинам.
Фильм состоит из трех новелл, в каждой из которых показан ключевой и решающий момент брака. Основной вопрос стоит в том, правильно ли относились они к своим мужьям, и были ли хорошими женами? В каждой новелле показаны проблемы актуальные и по сей день, и связанные не только с браком, но и с жизнью в целом. Все это приправлено великолепными тян, в сферических платьях, рослыми мужчинами во фраках и классической музыкой. Самое то на ужин.
27 января 2013
Из этого фильма выросло половина штампов современной романтической комедии. Тут полный набор: отношения, рассказанные в флэшбеках, любовные переживания, лихо закрученная интрига и потрясающая развязка. Тонкой и чуткой рукой Джозефа Манкевича нам рассказывают историю женщин, которых обманула их общая подруга, и они вспоминают свои отношения и думают, чей же муж ушел.
История завораживает. Тонкая актерская игра (причем из известных только Кирк Дуглас), атмосфера и замечательный сценарий помогут вам неплохо скоротать вечер!
Через год Манкевич снимет «Все о Еве» и увековечит себя. А пока он снимает одну из лучших романтических комедий (хотя, возможно, мелодрам).
Смотреть обязательно, особенно если приелись голливудские ромкомы.
9 из 10
24 ноября 2009
Кажется, что Джозеф Лео Манкевич репетировал «Все о Еве» снимая «Письмо трем женам». И хотя фильмы абсолютно разные и не имеют ничего общего, а письмо к тому же имеет под собой сценарную основу, взятую из рассказа опубликованном в пресловутом «Космополитане», какая то невидимая ниточка их связывает. Это и женские истории и потрясающая игра актеров, и немного театральная постановка всего происходящего, ну и еще юмор присущий обоим фильмам. Но может это показалось только мне. С легкостью разыграв спектакль про трех жен, которые в один день получили письмо от любимицы всего города Эдди Росс, содержащим текст — «… я сбежала с одним из ваших мужей», Манкевич получил премию «Оскар» за режиссуру, а на следующий год тот же Манкевич получит «Оскар» за режиссуру «Все о Еве».
Но незатейливая история о трех, казалось бы, благополучных женщинах, которые живут в, казалось бы, идеальном мирке счастливой семейной жизнью не такая уж и идеалистическая. Каждая из жен думая о том, ее ли муж убежал, находит причины, которые могли поспособствовать этому. Но самое большое достоинство фильма, что он не скатывается в пресную семейную драму, а благодаря искусному юмору держит зрителя у экрана.
Кстати, на ум пришел современный эквивалент подобного кинематографического детища, правда, снятого в формате телевизионного сериала — это «Отчаянные домохозяйки».
Помимо Манкевича, «Письмо трем женам» удостоилось «Оскара» за сценарий, а вот номинация за фильм года, так и осталась номинацией, проиграв политической драме «Вся королевская рать».
30 июня 2009
I. Неплохая мода:
Кино — самое молодое из всех существующих искусств. Оно гораздо моложе литературы и театра, музыки и живописи, а также ораторского искусства, зародившегося во времена античной философии.
На самом деле, кинематограф — одно из наиболее сложных искусств. Это искусство, синтезирующее в себе множество других искусств. Что ни возьми, любую составляющую любого фильма, всюду будет какой-то вид искусства. Игра актёров — театр. Работа композитора — музыка. Здесь находится место и живописи, строительству, литературе, хореографии и многому другому. Фильм развалится, если кто-то из общего и дружного коллектива вовремя не сделает свою работу. Например, самый талантливый режиссёр не сможет снять фильм, если не построены должным образом интерьеры здания, где нужно снимать актёров. Кинематограф — это искусство не одного человека, а искусство, где каждый зависит от каждого.
Конечно, публика знает только самых знаменитых — актёров и актрис, может быть, режиссёров. Ведь ей не надо морочить себе голову вопросом, а каково это — создавать фильм, сколько усилий стоит на один фильм потратить? Публика просто смотрит фильмы.
В любом виде искусства требуется трудолюбие. Без него не сможешь стать действительно хорошим мастером в своём деле. А мастеров в своём деле требуется много — это осветители, гримёры, каскадёры, дизайнеры, костюмеры, продюсеры, режиссёры, актёры, сценаристы, композиторы, операторы и т. д.
Кинематограф — это искусство, где один человек бессилен. Если писатель может себе позволить что угодно писать годами и жить спокойно, то режиссёр не может. Кинематограф — это производственное искусство, что бы там ни говорили критики о «высоких материях». Поэтому от кинематографа глупо требовать быть всегда хорошим и чистеньким. Кинематограф не может не быть потребительским — оно всегда им было. Фильм — это зрелище. Вопрос в ином. Кто зрители этого зрелища?
Поэтому кино разнообразно по своей сути. Для каждого зрителя найдётся свой фильм. Хотите после рабочего дня отдохнуть? Пожалуйста, посмотрите простенькую комедию, мюзикл или триллер. Если желаете поразмышлять о чём-нибудь, и вас гложет присутствие внутри вас философа, то найдётся для вас фильм какого-нибудь хорошего режиссёра, любящего поднимать общественные проблемы и пр.
Кино во все времена (с момента своего существования) было модным, им не переставали восхищаться.
Обычно к моде относятся с некоторым презрением, выражая в себе лицемерную позицию: «Что хочу, то и люблю». Так не бывает. Трудно не любить то, что любят остальные. Большинство всё-таки хочет быть как все, и следует догматам толпы. Любит то, что любят все. И кинематограф преуспел в этом не хуже литературы и театра. Пусть это массовое искусство, это не значит, что оно плохое.
В общем, я люблю кинематограф, и ценю людей, делающих его только лучше. А вы?
II. Американское приветствие:
Американский кинематограф ворвался в жизнь зрителей стремительно, да так и не прощается с ними. Монополия американских фильмов в мире очевидна, и кому-то этот «голливудский крестовый поход» не нравится, особенно не англоязычным народам, которые пытаются развить и укрепить на мировой арене собственный кинематограф.
Опять же, я всегда считал это однобоким взглядом на вещи. Неправильная постановка вопроса всегда всё извращает и сбивает с толку. Дело не в том, что смотрят нынешние зрители, а в том, кто зрители.
Умный человек будет стараться иметь дело с разными направлениями искусства. Какой смысл вечно читать, пусть и любимые, но одни и те же детективы? Правильно, лучше читать произведения разных жанров и разных авторов. Точно также поступать и с просмотром фильмов.
Мне нравится американский кинематограф, и я не против его доминирования на мировой арене по той простой причине, что меня не заставить смотреть одно и то же кино, я могу с такой же лёгкостью обратиться к французскому, немецкому или русскому кинематографу, благо их образцы существуют и ничуть не уступают лучшим фильмам американского кинематографа. Даже если я не понимаю или не воспринимаю какое-то кино (например, корейское или датское), я его смотрю, чтобы быть в курсе и иметь представление о том, что кинематографы иных стран не освещают или освещают слабо.
Американский кинематограф ведь не только Голливуд. Голливуд остался в прошлом, как легендарная местность кинодеятелей США. Нынче деление уместно вести на коммерческое и независимое кино, и так проще, сразу видна разница между, скажем, Стивеном Спилбергом и Джимом Джармушем.
Для меня нет понятия «голливудское кино». Есть понятие «американское кино», которое приветливо к своим зрителям отнеслось тогда и относится сейчас. Пусть американское кино доминирует среди всех остальных — в конце концов, всегда присутствует чьё-то доминирование. Если наше кино станет также доминирующим, как американское ныне, я не буду против этого.
Я могу лишь одно сказать: если бы американского кино не было, его следовало бы выдумать.
Как и всякое другое.
III. Джозеф Лео Манкевич:
Он не блистал, как Хичкок, Уайлдер или Чаплин. Он не был бриллиантом мирового кинематографа.
Его звали Джозеф Лео. Улыбающийся и остроумный человек, которого все считали интеллигентом.
В 20 лет он стал сценаристом. В 27 лет — продюсером. В 37 лет Манкевич занялся режиссурой, и при этом снял всего лишь несколько фильмов. Список небогатый. Но Джозеф Лео оказался оригиналом — его фильмы были не типичными для американского кино того времени. Они были содержательными. По диалогам. Большинство фильмов того времени (и нынешнего тоже) содержат проходные диалоги, в сценариях же Манкевича именно диалоги раскрывают сущность человеческих натур. Это был экшен характеров, а не действий.
Стиль Манкевича отличался от стиля иного мастера разговорного жанра — Сидни Люмета — тем, что сюжеты его фильмов были разнообразными, в то время как Люмет грешил увлечённостью судебными изысками. Стоит также отметить, что театральность фильмов Люмета получалась вынужденно — ведь сцены были судебными, в пределах одного здания, как правило. Театральность в фильмах Манкевича имела особое значение. Манкевич следовал шекспировскому правилу, что вся жизнь — это театр, и в нём люди — зрители. В отличие от Люмета, у Манкевича было чувство юмора, и любую историю он видел в трагикомичном свете. Остроумие сценарных реплик и особое обаяние его быстро сменяющих друг друга диалогов и сделало Манкевича неугасающей звездой американского кинематографа.
Его имя обессмертил фильм «Всё о Еве». Драма об актрисе и её протеже. История о предательстве. Я искренне считаю, что это лучший фильм Манкевича, в котором проявились все сильные стороны его сценарной, продюсерской и режиссёрской деятельностей. Манкевич подарил новую жизнь великой Бетт Дэвис, которая после выхода в свет фильма вновь обрела былую популярность и славу.
Последней киноработой Манкевича стала авантюрная комедия «Игра навылет» («Ищейка»). Фильм, в котором с присущим всем картинам Манкевича блеском раскрылся очередной актёрский дуэт — Лоуренс Оливье, мэтр театральной игры, составил славную компанию тогда ещё молодому и весьма перспективному Майклу Кейну — уже пышущему чисто английским обаянием. Если вы любите игру актёров и приключения с долей интриги, то вам показано смотреть этот весёлый и гротескный фильм — не прогадаете.
Это был не бриллиант. Всего лишь Джозеф Лео. Непременный Манкевич.
IV. Несчастливая женщина:
«Письмо трём женам» — самый трагикомичный фильм Манкевича.
Три семьи. Все схожие по нескольким признакам: типично американские и обеспеченные. Но все они по-своему проблемные семьи: отношения между супругами сложные, где-то даже отсутствующие.
Первая семья. Он — учитель. Она — ведущая на радио. Она кормит семью, он же не может заставить себя заниматься чем-либо ещё помимо учёбы. Такое положение вещей обостряет ситуацию.
Вторая семья. Он — бизнесмен. Она — жена бизнесмена. В своё время, мастерски разыграв партию, она вынудила его жениться на ней, и теперь имеет всё, что захочет. Они практически не общаются друг с другом, лишь формально ведя себя, как супруги.
Третья семья. Он — американский любимчик, гордость всего города. Она — чужая в городе мужа. Ей всё время кажется, что она — отверженная в этом городе, в который приехала жить ради мужа. Она не знает, действительно этот «герой» города любит её или он просто женился на ней по принципу «так надо».
Все семьи дружат между собой. Обычные американские семьи со своими проблемами.
В городе живёт всеобщая знаменитость — женщина по имени Эдди Росс, которую восхваляют за её щедрость и вкус, с каким она одевается, ведёт себя, дарит вещи людям. Все мужья из трёх семей когда-то имели дело с Эдди Росс, и продолжают восхищаться ею.
Однажды Эдди Росс уезжает из города, но перед этим посылает одно письмо трём женам, чтобы они узнали о побеге одном из мужей с ней. Но который муж сбежал с Эдди Росс? Все жены находятся на пароходе и не могут сразу узнать страшную правду — от которой сбежал муж. Мысль за мыслью, и они начинают задумываться об отношениях в своих семьях, о мужьях и отношении к ним…
Манкевич поразительно быстро и метко разыграл этот шахматный этюд в несколько ходов. Для этого он использовал знакомые киношные приёмы: в первую очередь, так называемые флэшбеки — переход в прошлое героев. Угасание кадра, плавный переход из флэшбеков в настоящее время. Составляющая трагедии — воссоздание первопричин краха семейного счастья. Составляющая комедии — остроумный обмен репликами, злободневный и по сей день. Манкевич ловко выезжает на социальном юморе, ему одинаковым образом удаётся пошутить и над засильем рекламы на радио, и над отношением хозяев к прислуге, и над американской страстью к лотерее, даже над американским укладом жизни. Шикарный финал в виде надтреснутого бокала на столике в ресторане придаёт «Письму трём женам» статус кино поистине легендарного и незабываемого — ощущения сравнимы с дегустацией старого вина, которое однажды попробуешь и никогда уже не забудешь тот неповторимый славный вкус.
Актёрская игра — самый сильный после крепкого сценария кирпичик Вселенной под именем фильмы Джозефа Лео Манкевича. В фильме «Письмо трём женам» особенно хорошо сыграл Кирк Дуглас — он играл школьного учителя, мистера Бишопа. Человека, который очень любит свою жену и не желает, чтобы её меняли какие-то там работодатели. Также хороша Линда Дарнелл в роли Лоры Мэй, стервы, отхватившей богатого мужа, а потом влюбившейся в него. Само собой, что другие две актрисы — Энн Созерн и Джинн Крейн — сыгравшие оставшихся жен, тоже выступили с хорошей стороны.
Манкевич допустил ещё один хитрый ход, ни разу не показав в фильме пресловутую Эдди Росс — за кадром звучит голос актрисы Селесты Холм, главной рассказчицы всей непростой истории. Именно Эдди Росс и является несчастливой женщиной — будучи любимой всеми, она возненавидела себя…
В истории «Письма трём женам» можно почерпнуть много полезного для себя. Прекрасный фильм.
В любом случае, чем о классике говорить, лучше её познавать. Чего вам и желает рецензент. Удачи!
«Хорошо, я буду относиться к радио так же серьёзно, как и к подростковой преступности…» (мистер Бишоп, учитель литературы).
27 августа 2007