Рейтинг фильма | |
![]() |
7 |
![]() |
7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Весна в маленьком городе |
английское название: |
Xiao cheng zhi chun |
год: | 1948 |
страна: |
Китай
|
режиссер: | Фэй Му |
сценарий: | Ли Тяньцзи |
продюсер: | У Синцзай |
видеооператор: | Ли Шэнвэй |
композитор: | Хуан Ицзюнь |
художники: | Ning Che, Чжу Дэсюн |
монтаж: | Вэй Чуньбао, Сюй Мин |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
10 ноября 1993 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 38 мин |
“Весна в маленьком городе” (1947), режиссера Фэй Му, является одним из самых значимых произведений китайского кинематографа. Этот фильм, основанный на рассказе Ли Тяньцзи, рассказывает историю о жизни в маленьком городке после Китайско-японской войны, где несколько людей пытаются справиться с последствиями войны и личными трагедиями.
Фильм повествует о Чжоу Юйвэнь, которая каждое утро прогуливается вдоль городской стены, не желая возвращаться в полуразрушенный дом к своему мужу, Дай Ляню, страдающему от туберкулеза. В доме также живет его младшая сестра, Дай Сю, которая, несмотря на все трудности, сохраняет жизненную энергию и радость, открывая окна и впуская весенний свет. Их верный слуга, Лао Хуан, остается с семьей, несмотря на их упадок.
Приход Чжан Чжичэня, бывшего военного товарища Дай Ляня и давнего возлюбленного Чжоу Юйвэнь, нарушает хрупкое равновесие. Его появление возрождает старые чувства и создает напряжение, которое пронизывает весь фильм.
Фильм “Весна в маленьком городе” отличается своей простотой и глубиной. На первый взгляд, это история о запретной любви, но по мере развития сюжета раскрываются более глубокие темы — любовь, утраты и течение времени. Режиссер Фэй Му мастерски передает эмоции и внутренние переживания героев, создавая атмосферу, которая остается с зрителем надолго.
Этот фильм — не просто мелодрама, а тонкое исследование человеческих чувств и взаимоотношений. “Весна в маленьком городе” заслуженно считается классикой, благодаря своему эмоциональному резонансу и художественной ценности. На мой взгляд, этот фильм достоин вашего просмотра.
30 сентября 2024
Весна в маленьком городе (1948) Фэй Му — это не просто фильм, он раскрывается не через громкие диалоги или стремительное действие, а через тихую, почти незаметную драму повседневной жизни. Это фильм о невысказанном, о скрытых эмоциях, которые наполняют воздух как тихий шепот. Лента рассказывает историю семьи, но делает это с таким мастерством, что каждый момент кажется не просто фрагментом частной жизни, а символом эпохи и человеческой натуры.
Действие фильма происходит в разрушающемся доме в маленьком городке после Второй мировой войны. Сам дом — один из главных персонажей фильма, почти живой организм, символизирующий упадок не только физический, но и эмоциональный. В нём живёт Чжоу Юйвэнь, жена больного Ляо Юньсиня, который не может справиться с последствиями войны и своей болезнью. Когда в дом приезжает бывший возлюбленный Чжоу Юйвэнь — Чжан Чжи, разрушающийся мир семьи сталкивается с её внутренними, давно подавленными чувствами.
Этот любовный треугольник — внешне сдержанный, но насыщенный внутренним драматизмом — поднимает сложные вопросы верности, любви и морального долга. Что важнее: любовь или долг, желание или преданность? Каждый из персонажей переживает глубокие внутренние страдания, и их поступки выражают лишь часть тех бурь, что бушуют внутри.
Фильм построен не на словах, а на паузах между ними. Взгляды, мимолётные прикосновения и долгие молчания — всё это создает напряжение и драму. Режиссёр Фэй Му использует кинематографическое пространство так, что каждый уголок разрушенного дома становится метафорой: длинные коридоры, трещины в стенах, опустевший сад. Разрушение окружения подчёркивает внутренний распад персонажей. Однако в этом же опустошении есть и надежда на возрождение, как природа медленно пробуждается весной. Весна, как символ обновления, контрастирует с тяжестью эмоционального состояния героев.
Особую роль в этом играет операторская работа У Чжаньцзюня. Он мастерски передает настроение через композицию кадров и игру света и тени. Дом словно давит на героев, отбрасывая длинные тени, как физическое проявление их внутренних сомнений и страданий. Каждый кадр похож на изысканную картину, где каждый элемент тщательно продуман и наполнен символизмом.
Чжоу Юйвэнь — одна из самых сложных героинь китайского кино. Её внутренний конфликт — это не только выбор между любовью и долгом, но и борьба с собственным прошлым и будущим. Её сдержанность — это попытка сохранить порядок в мире, где всё разрушается. Её муж Ляо Юньсинь — тень того, кем он когда-то был, человек, потерявший себя и свою связь с окружающим миром. А Чжан Чжи, человек, который мог бы вернуть Чжоу Юйвэнь к жизни, оказывается также запутан в своих обязательствах и не может вырваться из цепей прошлого.
В каждом персонаже ощущается трагедия, которая не является прямолинейной, а пронизывает всю их сущность. Здесь нет злодеев или героев, есть лишь люди, пытающиеся выжить в условиях, где их мечты и реальность давно вступили в конфликт. Это не борьба добра и зла, а столкновение обязанностей, чувств и неизбежных последствий.
Фильм тонко намекает на более широкие исторические события. 1948 год, Китай на грани грандиозных перемен, Гражданская война в разгаре. Вся страна, как и дом героев, переживает разруху, но за каждым разрушением следует новое начало. В 'Весне в маленьком городе' война и разрушение — это не только внешние события, но и символ внутренней борьбы и попытки найти своё место в новом мире. Дом и герои начинают восстанавливаться, даже если это восстановление не мгновенное и не полное. Фильм пронизан чувством неизбежности изменений и внутренней трансформации.
'Весна в маленьком городе' — это фильм не о действиях, а о невидимых под поверхностью процессах. Он напоминает тихий дождь, который проникает в землю, медленно питая её до тех пор, пока не появятся первые ростки новой жизни. Это история не только о людях, но и о времени, которое как вода, меняет всё вокруг, пусть даже незаметно для глаза.
'Весна в маленьком городе' — это фильм о том, что нельзя выразить словами, и в этом его сила. Он показывает, что иногда величайшие драмы разворачиваются не в масштабных действиях, а в тихом, медленном разрушающемся доме, где сердца героев бьются под грузом любви, долга и неизбежных перемен.
30 сентября 2024
«Весна в маленьком городе» (1948) режиссера Фэй Му — это классика китайского кинематографа, которая умело сочетает мелодраму с эстетикой визуального минимализма. Этот фильм — яркий пример китайского кинематографа, в котором акцент делается не столько на событийности, сколько на внутреннем мире персонажей и их скрытых эмоциях. Изначально «Весна в маленьком городе» не был оценен по достоинству, так как критики считали, что фильм не соответствовал духу того времени, упрекая его за излишний акцент на личных переживаниях и отсутствии явного патриотического посыла. Лишь спустя годы фильм был признан шедевром, благодаря своему уникальному подходу к визуальному повествованию.
История любви и морального долга передана через глубокие психологические метафоры. Центральной фигурой повествования является Чжоу Юйвэнь — главная героиня, которая оказывается перед сложнейшей моральной дилеммой: остаться верной женой или поддаться чувствам, пробуждённым неожиданным визитом старого друга мужа, Чжан Чжичэня. Особое внимание следует уделить закадровому голосу Юйвэнь, который задаёт тон фильму. Ее монологи, наполненные меланхолией и грустью, передают тягостную рутину её жизни в разрушенном доме после войны.
Когда в дом приезжает Чжичэнь, мы ощущаем резкий эмоциональный сдвиг. Его появление раскрывает Юйвэнь с другом стороны. Режиссер использует прием 'визуального молчания', чтобы усилить драматизм их внутреннего конфликта. Фэй Му использует минималистичные кинематографические приемы, такие как продолжительные планы, редкие диалоги и обилие молчаливых сцен, чтобы передать сложную гамму эмоций героев. Перед зрителем раскрывается настоящая любовь, которая понятна без слов. Эта тишина, подчеркиваемая отсутствием музыки и диалога, символизирует невозможность выразить вслух свои чувства. В фильме много визульных символов, которые способны передать весь спектр неизреченных чувств героев. К примеру, орхидея в фильме символизирует хрупкость Юйвэнь: она разрывается между долгом быть преданной женой и своей внутренней страстью, которая, как орхидея, существует, но требует заботы и внимания.
Трагизм главной героини проявляется в ее сознательной жертве ради сохранения семьи, хотя ее сердце уже давно принадлежит другому. Этот разрушенный город — метафора эмоциональной пустоты Юйвэнь, которая вновь наполняется жизнью лишь с появлением Чжичэня. Визуальная метафора пустого дома, который постепенно наполняется жизнью при визите старого друга, перекликается с внутренним состоянием героини: её чувства вновь оживают.
15 сентября 2024
Поднебесная 1948 года была очень непростым местом для жизни и, тем более, съемки фильмов. Её, все еще страдающую от последствий войны с японцами, раздирала гражданская война коммунистов и Гоминьдана. В это непростое время Фей Му и снял свой последний фильм. Он уже тогда был признанным мастером — шестнадцать фильмов, включая первый цветной на китайском языке, сотрудничество с Пекинской Оперой и даже небольшая известность в США. В наши дни его знают и помнят именно за «Весну», хотя, как это обычно бывает, современниками она была принята не так хорошо.
«Весна в маленьком городе» во всяческих интернетах обычно характеризуется как лавстори с любовным треугольником, хотя все несколько сложнее. В городке, где-то недалеко от Шанхая, живет семья. Мужчина — обедневший и больной дворянин, разочаровавшийся в жизни и слоняющийся меж полуразрушенных стен старого поместья. Его сестра, которая еще учится в школе и, в отличие от всех остальных персонажей, еще не разучилась радоваться жизни. Жена — вышедшая замуж, разумеется, не по любви, тоже уставшая от унылой жизни и почти не говорящая с мужем. Ну и, наконец, слуга, Хуан, старый и преданный. Главный герой — жена, Чжоу Юйвэнь, и ее печальный (и отдающий чем-то, внезапно, нуарным) голос, описывающий происходящее, мы и слышим за кадром. Как принято в сюжетах такого рода, размеренное существование семьи прерывает приезд старого друга хозяина, Чжана Чжичэна, который когда-то едва не женился на Юйвэнь (но ее муж об этом не знает). Ну и с этого момента начинается маленькая трагедия.
Фильм не столько о любви, сколько о том, как умирает старый Китай, старые обычаи, и как от этого страдают люди. Фильм, естественно, печальный, медленный и очень красивый. Эстетикой он сразу напомнил Одзу — особенно меня восхитили сцены у полуразрушенной стены вдоль проселочной дороги — именно там происходят самые важные разговоры. Фею Му, однако, удалось, при всей размеренности действия, передать напряжение, появляющееся с приезда Чжичэна, постепенно нарастающее и превращающееся в унылое меланхолическое чувство в последней сцене. И, хоть я и сравнил его с Одзу, с японским черно-белым кинематографом у «Весны» мало общего, если не брать его эстетическую часть. Здесь есть то, чего мне не хватало, когда я смотрел фильмы того же Одзу, Мидзогути — внимания к конкретной человеческой личности. Персонажи Фея Му более красочны, чем те, что рисуют японские режиссеры, и привыкшему к западному кинематографу человеку, вроде меня, они более привлекательны.
Но такой фильм — о любви и людях, был обречен быть непонятым, когда Китай сотрясала война. Уже через несколько месяцев после выхода «Весны», к Шанхаю подошли войска КПК, и Фэю Му пришлось бежать в Гонконг. Коммунисты посчитали этот фильм слишком реакционным, и, естественно, запретили. Фэй предпринял несколько попыток найти точки соприкосновения с новой властью, но потерпел поражение и, в 1951 году, скончался в возрасте всего 46 лет. И только спустя два десятилетия, когда Культурная Революция провалилась, запрет на показ «Весны в маленьком городе» был отменен, и возрождающий кинематограф Поднебесной сполна оценил работу Му Фея. В 2005 году в списке ста лучших китайских фильмов, «Весна» стояла под номером один.
Возможно, этот факт оказал на меня давление, но, так или иначе, фильм мне понравился. Нельзя сказать, правда, что я был в полном восторге, или долго ходил под впечатлением от просмотренного — все-таки, хоть Му Фэй и задевает «вечные проблемы», сейчас ему уже не хватает актуальности. Меланхолическое послевкусие напоминает, скорее, то, что испытываешь после фильмов или книг про Бакумацу — тоже конец эпохи, тоже большие изменения и страдания людей, оказавшихся в непривычной ситуации, но, разумеется, в «Весне» нет характерного пафоса. И, как и любой другой фильм про другую эпоху и другую культуру, «Весну в маленьком городе» лучше смотреть подготовленным.
16 сентября 2013
Можно ли о любовном треугольнике рассказать без пошлости? Не так уж и много в кино таких удачных попыток. Между тем, «Весну в маленьком городке» китайские критики сочли в 2005 году вообще лучшим китайским фильмом всех времён (например, «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» в этом списке только десятый, что на мой взгляд, неверно).
У С. Кудрявцева также восторженный отзыв и высочайшая оценка (см. выше). Так что, может быть, я чего-то не оценил? Рассудите, дамы:)
В этой картине действие происходит в послевоенном китайском провинциальном городке. Героиня — ещё молодая жена больного и опустошённого страданиями человека. Любви между супругами уже нет, остался только долг. И вот в эту однообразную и тоскливую жизнь молодой женщины, спустя десять лет, попадает её первый возлюбленный, друг её детства. Что победит теперь — стремление к счастью или конфунцианский долг?..
Интересно, что отточенная актёрская игра и отсутствие политики привели к тому, что в КНР фильм заклеймили как реакционный, и он был скоро забыт. Фильм был вновь «открыт» после Культурной революции.
Думаю, перед нами очень хорошая мелодрама.
8,5 из 10
30 августа 2013
В этот фильм входишь не без некоторого сомнения — пожалуй, мешает знание того факта, что «Весна в маленьком городе» признана самой лучшей за 100 лет китайского кино. Экспозиция картины (наверно, до появления третьего участника любовной истории, о сути которой мы ещё не догадываемся) может потянуть в лучшем случае на 7 баллов — да и то с поправкой на время создания: 1948 год. То есть ленте режиссёра Фэй Му исполнилось уже 65 лет — и первоначально она кажется старомодной, искусственной и надуманной, особенно по причине наличия закадрового голоса главной героини, которая как бы бесстрастно и почти равнодушно сообщает о том, что мы и сами видим на экране.
Этот намеренно иллюстративный приём даже заставляет предположить, что действие будет развиваться примерно в том же ключе экзистенциальной драмы о безысходном чувстве абсолютной потерянности в бренном мире, как и снятый двумя годами позже шедевр Робера Брессона «Дневник сельского священника». Уныние провинциального существования семейной пары, которая вместе уже 8 лет (но в последние три года оба отдалились друг от друга и живут в раздельных комнатах), в немалой степени отягощено болезнью мужа, словно «боящегося жить», по меткому выражению его более молодой супруги. Она всё-таки старается заботиться о нём, но в ответ получает лишь скепсис и раздражение усталого и разуверившегося во всём человека, который хоть и избежал смерти на долгой войне, однако ощущает себя как будто мёртвым ещё до того, как действительно может оказаться в могиле.
И приезд гостя, выглядящий как-то метафизически и отстранённо, в духе интеллектуальных притч Жана Кокто о «вечном возвращении» или вообще в стиле ещё неснятой картины «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене по сценарию Алена Роб-Грийе, вносит душевное смятение, сумятицу недопроявленных чувств и несказанных слов. Из-за чего типичный «любовный треугольник» начинает восприниматься как совершенно удивительная, непостижимо поэтическая, проникновенно лирическая, очищающе прекрасная история о таинстве человеческих волнений, о скрытом смысле порывов собственной души, когда далеко не всегда тебя может полно и глубоко выразить произнесённая от избытка переживаемого поспешная речь, но куда точнее и неотвратимее язык непроизвольных жестов, словно заторможенного движения тел в окружающем пространстве, при котором происходит как раз то, что следовало бы назвать обмолвками сердца.
Невероятно плавное перемещение героев по отношению друг к другу, что поддержано благодаря малозаметному движению камеры, создаёт поразительное ощущение гипнотически воздействующего ритма повествования, когда магия кино рождается неизвестно откуда прямо у нас на глазах — и почти физически чувствуешь тот самый ток любви, который исходит от персонажей даже помимо их воли. Потрясающе исполненное мизансценирование кадров, когда персонажи двигаются так, будто это предусмотрено по замыслу искусного хореографа, но вовсе не представляются бездушными марионетками или участниками хитроумной пантомимы, впечатляет непонятно на чём основанной, какой-то внутренней правдой абсолютно живой и полнокровной действительности, даже если всё это может напомнить идеальный сон, в котором мы любим и любимы, и никак не желаем, чтобы он прекращался, а только длился, длился, длился…
Любовь — это вечное возвращение.
26 июня 2013