Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Преследуемый |
английское название: |
Pursued |
год: | 1947 |
страна: |
США
|
слоган: | «Robert Mitchum fights for the love of three people who want to see him dead...his family.» |
режиссер: | Рауль Уолш |
сценарий: | Нивен Буш |
продюсер: | Милтон Спелинг |
видеооператор: | Джеймс Вонг Хау |
композитор: | Макс Штайнер |
художники: | Тед Смит, Джек МакКонаги |
монтаж: | Кристиан Найби |
жанры: | триллер, мелодрама, драма, вестерн, детектив, военный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 610000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 марта 1947 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 41 мин |
Вестерн, как жанр искусства, ассоциируется в первую очередь с американской культурой, а в нашей стране — с кинофильмами, популяризированными Голливудом.
В первой половине XX века, примерно до сороковых годов фильмы жанра «вестерн», как правило представляли из себя киноаттракцион, наполненный перестрелками и конными трюками. К этой категории можно отнести немые киноленты с участием Тома Микса и Уильяма С. Харта, фильмы категории В тридцатых годов, с которых начинал Джон Уэйн.
Тем не менее, попытки серьезного подхода к киножанру предпринимались неоднократно. Можно отметить «Дилижанс» (1939) Джона Форда, «Закон и порядок» (1932), «Аризонец» (1935) и другие. Два последних фильма представляют собой переложение знаменитых событий с участием американского стража закона Уайетта Эрпа, произошедших в 1881 году в городе Тумстоун на Аризонской территории.
Можно сказать, что к концу сороковых годов сформировался жанр «психологического вестерна». В то время фильмы, в которых режиссеры пытались раскрыть суть исторических, политических, психологических конфликтов, заполнили экраны кинотеатров. Дикий Запад в них зачастую становился лишь антуражем, обстановкой, в которой разворачивалось действие. Также режиссеры вестернов стали заимствовать и адаптировать для своих кинолент элементы детектива или нуара. Среди «психологических вестернов» можно даже выделить «вестерн-нуар»: для этого жанра характерны криминальная тематика, закрученность сюжета, реализм. Однако дальше заимствования определенных элементов, дело как правило не доходило. Например, запутанная хронология действия, повествование истории через флешбеки — именно то, что характерно для многих фильмов-нуар, вестернам свойственно далеко не всегда.
Тем не менее, в каждом правиле есть исключения. Именно в сороковых годах было снято три фильма, в которых были в той или иной степени преодолены различия между жанрами «нуар» и «вестерн». Это «Кровь на Луне» (1948) Роберта Уайза, «Жажда золота» (1949) и, наконец, «Преследуемый» (1947) Рауля Уолша.
Как и положено настоящему нуару, «Преследуемый» начинается с флешбека. Герой Роберта Митчума по имени Джеб Рэнд, скрываясь от преследования, вспоминает о событиях, приведших к настоящему моменту. Зритель узнает о том, что главный герой в детстве был усыновлен вдовой с двумя детьми после того, как вся его семья была убита. С самого начала у Джеба устанавливаются сложные отношения со своим приемным братом, в то время как по отношению к приемной сестре он испытывает симпатию. Несмотря на все усилия приемной матери, которая искренне любит мальчика, персонаж чувствует себя чужим, постоянно задаваясь вопросами, кто он и откуда. Кроме того, его постоянно мучают странные видения с той ночи, когда его семья погибла. Сам он ничего не помнит. К концу фильма тайна раскрывается. Вообще картина наполнена фрейдистской тематикой, весьма популярной в те годы. Таким образом режиссер предоставляет зрителю возможность вместе с ним поучаствовать в психоанализе главного героя, понять, почему того преследуют кошмары. В этом смысле сюжет фильма (в особенности присутствие у героя видений, амнезия) перекликается с другой историей, рассказанной в картине «Тупик» (Blind Alley, 1939) — одном из первых нуаров, посвященных теме психоанализа.
Среди очевидных достоинств «Преследуемого» кроме нетривиального сюжета можно отметить прекрасную операторскую работу, отличную игру актеров, среди которых конечно же выделяется Роберт Митчум. Вот уж кто никогда не играл, а жил в кадре, при этом оставаясь самим собой.
Посмотрев подобные фильмы, можно понять чем вдохновлялись киноделы в более поздние времена. Например, в «Преисподней» (2016) Мартина Кулховена можно проследить влияние «Преследуемого» и других подобных картин с точки зрения кинематографического изложения истории.
P.S. Фильм «Преследуемый» содержит определенный «месседж», который становится заметным только при внимательном просмотре. Можно сказать, что вопрос, волновавший Кубрика: насколько может быть опасен тот, кто должен оберегать и защищать тебя — возник задолго до выхода на экраны «Сияния».
8 сентября 2017
Джеба (Роберт Митчум) всю его жизнь мучили первые воспоминания его детства: он сидит в подвале, видит шпоры, вспышки, а потом его увозит какая-то женщина. Джеб не помнит свою родную семью. Его воспитывает на удалённом ранчо миссис Каллум вместе со своими родными детьми: Адамом и Тор. Спустя много лет он возвращается героем с войны и становится женихом Тор, но это запускает череду роковых событий.
Рауль Уолш снял этот фильм на стыке двух жанров вестерна и нуара. Оператор Джеймс Ванг Хоу снял большую часть сцен в характерной для нуара мрачной, изогнутой манере. А прерии оказывается очень нуарное место с давящим тяжелым небом и величественными силуэтами скал, под стать лабиринту каменных джунглей, где бьются в попытках найти истину герои классического нуара. Впечатление усугубляет мрачная музыка Макса Штайнера.
Здесь персонаж Роберта Митчума вынужден погрузиться в глубины психоанализа и своего прошлого, чтобы выбраться из порочного круга окружающих его смертей и несчастий. Митчум играет здесь отлично, он всегда органично смотрелся, что в вестернах, что в нуарах. Под стать ему Тереза Райт, сыгравшая тонко и точно в рамках своего персонажа. Также отметились хорошо знакомые любителям жанра Дин Джэггер, Алан Хэйл, Гарри Кэри-младший.
Сплав вестерна и нуара с молодым Робертом Митчумом дает на выходе прекрасный и небанальный фильм с отточенной режиссерской и операторской работой, где атрибуты двух жанров прекрасно дополняют друг друга (ну чуть придираясь. можно сказать, что авторы несколько чересчур затянули и запутали первую часть картины).
7,5 из 10
6 августа 2015
История жизни Джеба Ренда, наполненная множеством флешбеков. Фактически фильм рассказывает о детстве, молодости и зрелом периоде его жизни. Повествование начинается с момента как семья Коллумов приютила его в детском возрасте его жизнь. После того как он вырос ему пришлось волею судьбы стать владельцем ранчо Коллумов. Постоянно сталкиваясь с несправедливостью и сложностями Джеб сохраняет невозмутимость и силу духа. Ведь, на самом деле он с детства помнит тайну гибели своих родителей…
Не могу сказать, что этот фильм произвел на меня впечатление. Хронометраж можно было бы уменьшить, а повествование сделать более динамичным. Однако, получилась весьма своеобразная картина.
Думаю, именно в ней произошло формирование «невозмутимого Роберта Митчума». Невозмутимость на многие годы вперед станет брэндом и визитной карточкой этого одаренного актера.
Чего только стоит сцена в которой близкий ему человек стреляет в него упор, а Митчум сохраняет невозмутимое выражение. Нужно отдать ему должное, в «Преследуемом» актер очень старался.
Справедливости ради нужно сказать, что первая часть фильма смотрится весьма сложно. Думаю, режиссер намеренно запутывал сюжет, чтобы прояснить все в заключительной части картины. Впрочем, такой ход делает финал картины очень эмоциональным.
В итоге: эту картину весьма сложно оценивать. На мою оценку повлияло то, что фильм первая половина фильма показались мне затянутыми и даже немного скучноватыми. Не замечая этих деталей, кино заслуживает самых высших оценок.
7 из 10
19 июля 2012
Крайне любопытное кино. Вестерн, снятый как нуар. Чистое киноманское удовольствие наблюдать как основные черты двух любимых жанров в истории кино причудливо смешиваются, давая на выходе крайне нестандартный фильм. Далеко не всегда такие эксперименты удаются. Но в данном случае это смешение совершенно не режет глаз. Может быть, благодаря легендарному одноглазому режиссёру Раулю Уолшу, открывшему Богарта и отметившемуся как в вестерне, так и в нуаре? Или же это заслуга Роберта Митчума, чьё лицо одинаково хорошо смотрится и на фоне бескрайних дюн, и на фоне неоновых огней ночного города? И то и другое верно. Но почему же в десятках (сотнях?) других случаев, такие межжанровые эксперименты кончаются ничем? Магия.
10 из 10
6 сентября 2010