Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8 |
IMDb | 8.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сокровища Сьерра Мадре |
английское название: |
The Treasure of the Sierra Madre |
год: | 1947 |
страны: |
США,
Мексика
|
слоган: | «Warner Bros. hit a new high in high adventure... bringing another best-seller to the screen!» |
режиссер: | Джон Хьюстон |
сценаристы: | Джон Хьюстон, Б. Травен |
продюсер: | Генри Бланк |
видеооператор: | Тед Д. МакКорд |
композитор: | Макс Штайнер |
художники: | Джон Хьюз, Фред М. Маклин |
монтаж: | Оуэн Маркс |
жанры: | боевик, драма, приключения, вестерн |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 3800000 |
Сборы в США: | $215 295 |
Мировые сборы: | $215 295 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 января 1948 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 6 мин |
Чрезвычайно поучительная приключенческая притча 1947-го года режиссера Джона Хьюстона великолепно демонстрирует раскрытие истинного человеческого лица при получении чрезмерного богатства. Неожиданно ли свалившегося на его плечи или с помощью кровопролитного труда уже не столь важно. Важно и ценно его мироощущение после начало срока обладания этим самым богатством, и то насколько оно изменилось по сравнению с тем временем, когда оно отсутствовало.
Великолепные актерские работы Хамфри Богарта, воплотившего на экране едва ли не самый многоступенчатый образ в карьере, Тима Холта, отыгравшего партию простого и истинно верного себе человека, и, конечно, Уолтера Хьюстона, отца режиссера фильма, сыгравшего увлекающего всё зрительское внимание опытного золотоискателя, служащего равновесной силой в непростой борьбе главных героев с золотым песком, увлекающим их всё глубже в недра неутешительного раскрытия их настоящего человеческого лица.
Как бы не хотел человек гнаться за славой, деньгами и всеобщим признанием, эти сугубо внешние составляющие жизни не способны привести его к истинному счастью. Что дано неожиданно и с целью сиюминутного решения проблем, то и уйдет быстрее ветра, не успеешь даже насладиться. А что добывается планомерной, разумной и грамотно выверенной каждодневной работой в течение продолжительного периода времени, то даёт свои неисчерпаемые плоды, способные прокормить самого добытчика и всех, кто его окружает.
Ухаживай за своим садом! И вот увидишь, бабочки скоро прилетят!
3 июня 2021
«Сокровища Сьерра Мадре» — это та самая «золотая середина» между ранними экспрессионистскими изысканиями Штрогейма и более поздними легендарными спагетти-вестернами Леоне. У первого, более прочего, преобладает нравоучительная составляющая, у господина Серджио же — адвенчура с брутальными ковбоями и бандитосами. Автор данной картины Джон Хьюстон соединяет всё это под одной «упаковкой», даруя зрителям старинную библейскую притчу и не менее эффектный экшен с перестрелками и золотыми жилами.
Доббс и Кертин — два оборванца с улицы, не имеющие работы, но имеющие большое желание заработать денег. Волей случая, нелегкая кривая сводит их с человеком, который знает не понаслышке, как можно получить внушительную сумму денег. Главные герои соглашаются, ещё совершенно не зная, через какие испытания им придётся пройти. И пустынные бандиты с тиграми и ядовитыми варанами будут самыми лёгкими препятствиями на их пути к богатству.
Вообще, вестерн, являющийся практически ровесником самого кинематографа, набирал обороты ещё с начала XX века (вспомнить «Большое ограбление поезда» Эдвина Портера и его же Джастеса Барнса, заставившего современников отложить не одну гору «кирпичей» в тогдашних кинотеатрах). И Хьюстону повезло в этом плане, так как самый пик пришёлся как раз на конец 40-х. Самый сок, что называется.
Тут можно увидеть внушительное перевоплощение известного нуаровского сердцееда Богарта из амплуа «супергероя» в злодея, а так же чертовски пронзительную игру отца режиссера Уолтера Хьюстона, которому каждый бродяга пророчил Оскар (и вполне заслуженно). Сам сюжет, в общем-то, не такой уж и уникальный и пестрящий пока что ещё не шаблонными формулировками, говорит совсем не о золоте и богатствах, за которыми гонятся главные герои. Постановщик весьма интересно повествует о человеческих взаимоотношениях, обращаясь всё к той же «больной» американской теме капитала. И пусть всем известно, что настоящее счастье и удача спрятаны в тихих и уютных домах или под персиковыми деревьями, а не в зыбком золотом песке, посмотреть про это совсем уж не будет лишним.
9 из 10
10 июня 2019
Посмотрел классическую картину Джона Хьюстона с великолепным Хамфи Богартом в главной роли. На всем протяжении просмотра не уставал удивляться как автору удалось столь малыми средствами создать такую пленяющую, наполненную тревожным ожиданием атмосферу, которая заставляет зрителя погрузится в происходящее и приковать его к экрану на два часа. Казалось бы, тут нет сложных сюжетных хитросплетений, все просто- трое авантюристов отравляются с тяжелый, преисполненный опасностей поход за вожделенным желтым металлом, который способен быстро обогатить и воплотить в жизнь их представления о счастье. Вся соль в взаимоотношениях персонажей, пропорционально весу добытого песка градус паранойи и взаимных подозрений стремительно нарастает, увлекая тебя за собой, ибо каждую минуту ждешь что вот вот случится что то неожиданное, и кто то из парней окажется в самом деле плохим, и обнажит свою дьявольскую алчную суть.
Больше всего мне был симпатичен персонаж Уолтера Хьюстона, старый старатель, который сумел из своего жизненного опыта, взлетов и падений, быстрого обогащения сменяющегося нищенством и скитаниями выковать умудренный и предельно рациональный взгляд на жизнь.
Так же стоит отметить неожиданный для подобных фильмов финал, наполненный иронией и четко сформулированной моралью, призванной напомнить нам, что то, что может сделать нас счастливыми и наполнить жизнь радостью часто отличается от общепринятых представлений и может находится совсем рядом, порой в самых неожиданных местах, а слепая погоня за материальным благом может привести к самым печальным последствиям и то богатство, которое было в твоих руках ты растерял в погоне за ним.
В общем отличный приключенческий и немного философский фильм, советую всем без исключения. Кстати внесен в Национальный реестр самых значимых фильмов в истории США.
8 из 10
5 февраля 2019
Джон Хьюстон снял много прекрасных фильмов, а Хампфри Богарту часто удавались удачные роли, в том числе и у Хьюстона. Они сотрудничали семь раз, и некоторые их совместные работы вошли в золотую коллекцию Голливуда — «Мальтийский сокол», «Риф Ларго» и, конечно, «Африканская королева». К этому блестящему списку можно добавить и «Сокровища Сьерра Мадре».
Я считаю, что это один лучших приключенческих фильмов всех времен и народов, один из лучших фильмов про искателей сокровищ. Эта тема любима многим из нас с детства, с тех пор, как мы прочитали «Остров сокровищ» Роберта Стивенсона или «Сердца трех» Джека Лондона. Два приятеля-американца Доббс (Хамфри Богарт) и Кёртин (Тим Хольт) приехали в мексиканский городок в поисках заработка. Там они познакомились со старым золотоискателем Говардом, который своей горячей речью подвигнул молодых людей отправиться с ним в горы на поиски золота. Впрочем, старик сразу предупреждает Доббса и Кёртина, что почти всегда золото меняет людей не в лучшую сторону и с ним нужно быть осторожным. Не каждый сможет выдержать испытание богатством. В этом фильме прекрасно все. Это не просто приключенческая картина или вестерн. Это своеобразная кинопритча. В «Сокровищах Сьерра Мадре» есть философский подтекст, есть стремление режиссера сделать картину многослойной, наполнить ее глубокими смыслами. Можно сказать, это метафора безоглядной погони людей XX века за материальным благополучием.
О режиссерском таланте Джона Хьюстона сказано немало. Среди его фильмов по меньшей мере десятка два — признанные шедевры Голливуда. Ему удавались и драмы («Ночь Игуаны»), и нуары («Мальтийский сокол»), и детективы («Список Эдриана Мессенджера»), и комедии-пародии («Казино Рояль»), и военные фильмы («Бог знает, мистер Аллисон»), и экранизации («Моби Дик»). Биография режиссера достойна книги или фильма (впрочем, в 1990 году Клинт Иствуд снял фильм «Белый охотник, черное сердце», прототипом героя которого стал легендарный режиссер). Хьюстон был обаятельным и невыносимым одновременно. Боксер, скандалист, любитель женщин и алкоголя. Говорят, на съемках «Африканской королевы» Хьюстон и Богарт напивались каждый день (при этом из всех членов съемочной группы только они ни разу во время съемок в Африке ничем не заболели). Хьюстон — режиссер-титан. Даже в золотую эру Голливуда было немного режиссеров, у которых почти все фильмы — удачные. Хьюстон входит в это когорту.
«Сокровища Сьерра Мадре» — один из первых голливудских фильмов, снятых не в студии и даже за пределами Штатов. Съемки мексиканской природы удались режиссеру на славу. Хьюстон не брезгует крупными планами. Хьюстон стремится показать мексиканский колорит (строительство нефтяной шахты, удивительное индейское племя, местные жители, которые говорят на испанском без перевода и субтитров). Впрочем, такая манера станет режиссерским почерком Хьюстона. И в других своих картинах он будет делает акцент на колорите местности («Ночь Игуаны», «Бог знает, мистер Аллисон» и другие фильмы).
Хьюстон всегда тщательно подбирал актеров для своих фильмов. С ним сотрудничали величайшие звезды Голливуда. Однако задолго до начала съемок «Сокровищ Сьерра Мадре» режиссер знал, с кем он хочет и будет работать. На роль Говарда он пригласил своего отца — известного актера Уолтера Хьюстона. Доббса сыграл любимчик режиссера Хамфри Богарт. Именно Хьюстон дал Богатру в 1941 году первую значительную роль — детектива Сэма Спэйда в «Мальтийском соколе». При всем моем уважении к предыдущим работам актера, именно эта роль закрепила за ним статус голливудской звезды. Хьюстон и Богарт были не просто партнерами по съемочной площадке, они были единомышленниками и добрыми друзьями. Прощальную речь на похоронах Богарта произносил именно Хьюстон…
Я думаю, роль Доббса — одна из лучших в карьере знаменитого актера. Богарт начинал работу в Голливуде с второстепенных ролей бандитов в криминальных фильмах, но после «Касабланки» 1942 года за ним закрепилось амплуа благородного человека, своеобразного рыцаря своего времени. «Сокровища Сьерра Мадре» позволили ему выйти за рамки устоявшегося образа и сыграть сошедшего с ума негодяя. Доббс — самый яркий герой в фильме. Богарт с блеском сыграл человека, который в начале фильма обычный парень, верный дружбе и справедливости, а в конце — отчаянный злодей, сгоревший от «золотой лихорадки». Уолтер Хьюстон и Тим Холт также справились со своими ролями. Чего стоит только один взгляд Говарда, когда в конце фильма вокруг него начинают виться прекрасные индейские женщины!
Джон Хьюстон обладал пророческим даром. Он был почти уверен, что роль старого золотоискателя принесет его отцу долгожданный «Оскар». И оказался прав! Уолтер Хьюстон получил статуэтку за лучшую роль второго плана. Сам Джон тоже не остался обделенным академиками: ему вручили два «Оскара» — за режиссерскую работу и сценарий, автором которого он был. «Сокровища Сьерра Мадре» претендовали и на победу в категории Лучший фильм, но «Оскар» получил «Гамлет» Лоуренса Оливье. Богарт на главную премию Голливуда номинирован не был, что, на мой взгляд, весьма несправедливо. Фильм Хьюстона был внесен в Национальный реестр наиболее значимых фильмов в истории США. Знаменитый современный режиссер Пол Томас Андерсон признавался, что в 2007 году каждую ночь перед съемками своей знаменитой эпической драмы «Нефть» пересматривал «Сокровища» и вдохновлялся шедевром Хьюстона.
28 февраля 2017
Биография режиссёра Джона Хьюстона сложна и многогранна: кавалерист, боксёр, актёр, художник и драматург, он сам писал сценарии для своих фильмов и рисовал для них раскадровки. Он был заядлым картёжником, любил женщин, сочетал мастерство угодить голливудским продюсерам со скандальным нравом. Первый фильм Хьюстона, «Мальтийский сокол» (1941), стал значительным успехом и способствовал звёздной карьере Хамфри Богарта. После Второй Мировой режиссёр получил возможность реализовать давний замысел: экранизировать роман Бруно Травена «Сокровища Сьерра Мадре». Роль Фреда Си Доббса сразу же пришлась Богарту по вкусу: для актёра, уставшего от героических ролей, это был редкий шанс появиться на экране в образе отъявленного негодяя. Аудитория конца сороковых не слишком охотно приняла Богарта в отрицательном амплуа, что обернулось скромными кассовыми сборами, тем более что съёмки в Мексике дорого обошлись студии Джека Уорнера. Но злодейский и отчаянный образ Доббса стал одним из главных украшений фильма и обеспечил ему долгую славу.
Подлинная биография писателя Травена, чей роман был положен в основу сценария, до сих пор покрыта мраком. Популярная легенда гласит, что он приехал на съёмки «Сокровищ Сьерра Мадре» под видом переводчика Хола Кровса; однако Хьюстон в интервью и в позднейшей автобиографии опроверг эту версию. Травен уделял много внимания социальным темам и притеснению обездоленных, что позволило советским литературоведам писать о нём как о «мастере прогрессивного критического реализма». Хьюстон на редкость бережно обращается с текстами первоисточников, и его фильм отчасти сохраняет антикапиталистические мотивы Травена: здесь есть и племя жизнерадостных индейцев, и добродушное отношение к скорым на суд мексиканцам. Но ключевую роль для «Сокровищ» играют судьбы трёх главных героев, столкнувшихся с нежданным богатством: один из них, Говард, предостерегает своих спутников об опасности золота, способного превратить друзей в кровожадных врагов.
«Сокровища Сьерра Мадре» начинаются в жанре социальной драмы: двое бедняков-американцев, Доббс и Кертин, пытаются выжить на улицах мексиканского города Тампико. Они сталкиваются с обманом и безразличием, попрошайничают, ищут жильё и работу, наконец, встречают пожилого золотоискателя Говарда, который ищет партнёров для очередной экспедиции. Хьюстон не скупится на фактуру и оживлённые задние планы как в городских сценах, так и в небольшом, но сложном эпизоде строительства нефтяной вышки. Начало «Сьерра Мадре» смотрится настолько правдоподобно, что даже последующая романтическая «вестернизация» фильма внушает доверие. Черты классического вестерна проявляются сразу после того, как герои покидают Тампико: бандиты устраивают нападение на поезд с погоней и стрельбой. Дальнейшие приключения вписываются в каноны жанра — засады, бандиты, солдаты, коварная пустыня, неожиданные встречи, неслыханное богатство, наконец, мексиканские индейцы, вооружённые зловещего вида крючьями. Эпизоды жестокости переплетаются с комичными моментами: когда Говарда окружают заботой индейские женщины, он едва ли не ухмыляется, глядя прямо в камеру.
Говарда играет Уолтер Хьюстон, отец Джона, получивший за роль «Оскара»; его герой — ироничный старик, которого отличает безупречное здравомыслие. Когда голосование определяет судьбу подозрительного гостя, присоединившегося к экспедиции, Говард не возражает против убийства. Лишь случайность отделяет троицу золотоискателей от исполнения хладнокровной казни ни в чём не повинного человека. Можно ли после этого восхищаться мудростью Говарда или добродушием Кертина? Режиссёр считает, что можно: убийство было рациональным выходом из сложной ситуации.
Многие критики упрекали Хьюстона в упрощении образа Доббса. Его пороки очевидны с самого начала: он недоверчив, жаждет лёгкой наживы, не останавливается перед обманом и насилием. Но одно упрощение отменяет другое: популярная в вестернах тема власти золота над человеческими душами в «Сьерра Мадре» играет второстепенную роль. Прояви герой Богарта выдержку, участники экспедиции получили бы всё, на что рассчитывали. Пыльные бури штата Дуранго распорядились иначе. Герой, которого судьба трижды облагодетельствовала в лице таинственного американца в белом костюме (его сыграл сам режиссёр), герой, который по невероятной случайности выигрывает крупную сумму в лотерее, герой, который выживает в перестрелках и засадах, — именно он преступает законы общества и здравого смысла. Хьюстон безо всякой жалости показывает, как в мутную воду катится отрезанная голова (сцену вырезали из фильма за излишнюю жестокость, но кровавый след остался), а Говарду и Кертину остаётся только посмеяться над затерянным в пыльной буре золотоносным песком: смех этот адресован бессмысленным бурям и страстям, одолевающим человеческую душу.
Персонажи фильмов Хьюстона нечасто достигали своих целей: счастливые финалы режиссёр додумывал лишь по настоянию студий, и они редко получались убедительными. Неразумные желания ведут Доббса к трагедии едва ли не шекспировских масштабов, сыгранной на импровизированной сцене съёмочного павильона. Среди героев-реалистов Богарт единственный играет романтика, которого одолевает неумолимая страсть к мифическому богатству. В ночной палатке при свете фонаря, когда золото поделено и спрятано, очень просто поддаться паранойе, дать волю инстинкту собственника и убийцы. И неизмеримо тяжелее совладать со страхом и мирно заснуть, чтобы накопить силы для нового дня. Не все мечты сбываются, но не стоит отказываться от шанса жить; всё, что для этого требуется, — спокойный сон и ясный ум.
26 ноября 2015
Благополучная старость — это умение договориться со своим одиночеством
Г. Г. Маркес
Каждый человек рождается и умирает в одиночку. Сам по себе он чувствует боль воспаленного нерва, сам по себе он грезит и вспоминает. Зачастую надевает маску товарищества, сопереживания и радости успеха за ближнего. Но, если за этим не стоит глубокое чувство любви или долга, то достаточно одной, даже весьма случайной искорки, чтобы вчерашний закадычный друг превратился в лютого врага, а, казалась, накрепко сплачивающая людей идея рассыпалась по ветру золотым песком.
Из трех главных персонажей авантюрной истории Джона Хьюстона смог благополучно договориться со своим одиночеством лишь седовласый Ховард (Уолтер Хьюстон), инициирующий многомесячную работу по поиску и добыче золота в районе горного хребта Сьерра-Мадре, что на северо-востоке Мексики. Старик, уговоривший двух оборванцев в полном расцвете сил отправиться с ним в суровые края, где много диких бандитос, знал не только особенности промысла, но и ту печальную истину, что золото практически наверняка обнажит всю потаенную сущность человека, запрятанную в обычных обстоятельствах глубоко внутри. Два друга, Доббс (Хамфри Богарт) и Кертин (Тим Холт) недоверчиво слушали вечерние предостережения, уверенные, что чувство локтя, опасность и общая цель не дадут ни малейшего шанса выглянуть зверю внутреннего одиночества.
То, что случилось дальше, заставило всколыхнуться американских самаритян, привыкших к исключительной положительности героев приключенческих вестернов. Если сценаристы заранее не предупредили зрителей, кто хороший, кто плохой, а кто злой, то сознание с подсознанием трудно убедить в произошедших метаморфозах. Сиюминутного денежного успеха картина не принесла, но, словно дорогое вино, с годами она все обогащала букет всевозможных премий, номинаций и других видов признания, начиная от оскарно-златоглобусного купажа и заканчивая включением в Национальный реестр и реверансами от современных режиссёров.
Чему способствовало смелые решения голливудского классика и, по совместительству, отца канонической Мортисии Аддамс из экстравагантной семейки, Джона Хьюстона. Продолжительные натурные съемки, да ещё к тому же снятые не в набивших оскомину локациях, а по реальному месту происходящих событиях. В том же Тампико, к примеру. Оригинальные задумки, вроде намеренного оставленного без дубляжа или субтитров говора местного населения. Да и общий дух повествования, напоминающего библейскую притчу. Все сложилось нужным образом, не только выделив фильм из когорты одножанровых лент, но и выбив экзотическое название Сьерра-Мадре на скрижалях вечного кинематографа.
И будет вновь и вновь, влекомый познавательным любопытством зритель окунаться в пропитанное миазмами подозрительности, развиваемой до паранойи, болото золотоискательства. Снова и снова вместе с героями станет мечтания обменивать на звонкие песо, добывать мятые доллары метким ружейным выстрелом и крепостью кулака, наблюдать, как тяжелый, монотонный труд в одно мгновение разносит пылью знойный ветер. И каков бы не был путь человеческий, каждый все равно рано или поздно останется наедине сам с собой.
Ведь никакое золото или любой его эквивалент не заменит чувства нужности, необходимости тебя кому-нибудь ещё. Бродяги, не имеющие семьи, дома, любящих их людей, обречены на бесполезную суету, которую не сменят ни навьюченные добром ослики, ни дармовое виски в салуне, ни удачливость в очередной перестрелке. Это средство от одиночества нашел для себя старик Ховард, вылечивший индейского ребенка от шока удушья и решивший остаться среди полюбившего его племени. Бесконечный дождь души для него, в отличие от других персонажей, прекратился. Остальные побрели по раскисшей колее, не зная, когда их старый каштан уронит на землю последний лист.
А тот, кто садится по левую руку — молчит.
25 ноября 2015
Бывает, задумываясь над темой богатства, мы фантазируем, какие бы построили планы для воплощения своих желаний. Однако во всех этих фантазиях мы остаемся порядочными людьми, не способными на гнусные и непростительные поступки. Иногда мы просто не догадываемся, как «золото» может изменить нас, на какие действия нас спровоцировать. Это проблема стала ключевой темой приключенческой драмы «Сокровища Сьерра Мадре».
Синопсис Мексика, 1925 год. В небольшом городке Темпико в одной из ночлежек двое бедняков Доббс и Кертин знакомятся Говардом, старым искателем золота, который утверждает, что в горах Сьерра Мадре находится до сих пор неоткрытая золотая жила. Решив, что им больше нечего терять, приятели предлагают старику отправиться на поиски золота, не предполагая, каким опасным и непредсказуемым окажется это путешествие.
Игра актёров В целом не очень понравился актёрский состав. Каждый актёр воплотил на экране уникальный образ, в котором были представлены все человеческие качества в момент удачи. Хамфри Богарт исполнил роль Добса, циничного бедняка, который перед путешествием утверждал, что золото ничего с ним не сделает, однако алчность и коварство постепенно сводят его с ума, доводя до логического конца. Очень понравилась роль Кертина, сыгранная Томом Холтом, предавшим в качестве по-настоящему порядочного человека, который до самого конца не изменил элементарным моральным принципам. Наконец, самый яркий образ был воплощен Уолтером Хьюстоном, исполнившим роль старика Говарда, бывалого искателя приключений и золота, который опытен не только в поисках аурума, но и в человеческой натуре.
Режиссура Можно сказать, что режиссёр Джон Хьюстон снял сочетание вестерна, приключенческого боевика и психологической драмы. Он представил нам низы общества, чтобы показать, как изменятся эти люди, если им представиться возможность изменить свою жизнь за счёт найденного золота. Конечно, героям предстоит пройти через множество испытаний, включая природную опасность, бандитов, но самым главным врагом для них будут они сами. Тут режиссер на примере трех главных героев показывает нам, как по-разному меняется человеческая натура от осознания своего богатства. Завершает режиссер картину с глубоким смыслом, суть которого заключается в том, что не в деньгах счастье.
Сценарий К великому сожалению, мне пока не довелось прочесть роман, на основе которого был написан сценарий в этому фильму, однако кино только возбудило во мне желание исправить этот нюанс. Так или иначе, хотелось бы подчеркнуть лаконичность и в то же время широкий спектр проблем и вопросов, которые были затронуты в сюжете фильма. Здесь тебе и алчность, и смысл жизни, и дружба, и человечность — все это герои познали посредством выпавшим на их долю испытаниям. Но каждый из героев идет по своему собственному пути. Старик Говард и бедняк Кертин ищут золото, исходя из желания разбогатеть, однако они сохраняют здравый ум и стремятся к бессметным богатствам и да и особо не расстроятся, если это богатство потеряют. Однако Доббс с его сухой циничной душой, хотя в начале фильма заявляет, что всегда знает меру во всем, но опять же в начале фильма мы видим, что меры в удовольствии он не знает, осознав, как круто может измениться его жизнь, постепенно сходит с ума. Концовку, понятное дело, я пересказывать не буду, но скажу лишь, что мне она понравилась. Ее смысл заключается, как мне кажется, в идее, что не в деньгах счастье. При наличии здравого ума и цели в жизни, идя к ней, человек рано или поздно, но обретет свое счастье.
Итог «Сокровища Сьерра Мадре» — конечно, очень хороший фильм, который поднимает серьезные темы и ищет ответы на сложные вопросы о человеческой натуре. Радует, что в фильме отсутствует романтизм присущий большинству кинолент Голливуда 1940-х. Для своего времени фильм хорошо передает атмосферу, поскольку он действительно будет держать зрителя в напряжении на всем своем протяжении. Поэтому я рекомендую фильм к просмотру.
9 из 10
26 августа 2015
Какое же невероятное удовольствие смотреть неустаревающую черно-белую классику… С первых «знакомых» кадров (эмблема студии Warner Bros), с первых нот пафосной голливудской мелодии зритель попадает в круговорот экранных событий, где главному герою, хорошему парню, приходиться попеременно то с кулаками, то с протянутой рукой (или в другом порядке, если хотите) идти по дороге жизни где-то в мексиканской глубинке. Тривиальная завязка — и вот отважная команда во главе с нашим герое отправляется в опасное приключение с одной единственной целью — вернуться богатыми. Да уж, где-то мы это уже видели… Хотя постойте-ка…
Отличный сценарий, великолепная режиссерская работа, но чтобы на протяжении 2 часов события постоянно развивались и фильм не провисал? Просто удивительно! События нанизываются на нить фабулы одно за другим, не давая спокойно вздохнуть. И, что еще интереснее, в нашу милую легкую приключенческую историю начинает вползать что-то темное гадкое и склизкое — неискоренимая человеческая «сучность». Когда на кону ТАКИЕ деньги, трудно сопротивляться искушению, но как же грустно и тяжело на это смотреть…
Одним словом, в фильме есть все: от аутентичных сцен аутентичных индейцев до массовой погони на лошадях по пыльной степи. Выпуклые харАктерные (или характЕрные?) персонажи, потрясающая развязка, попахивающая морализаторством (ну и что здесь плохого?), чудо пробуждения к новой жизни, поучительные исторические картинки и щепотка удачи в качестве приправы.
Не хватило лишь мозолистых рабочих рух Хамфри Богарта (наверно, пересмотрел Брессона) да идиллически цветущих персиковых садов…
7 из 10
3 октября 2014
«Золото Сьерра-Мадре» — тот самый фильм, за создание которого, кинематографист Джон Хьюстон получил два своих Оскара: за режиссуру и за сценарную адаптацию. Причем, заслуженно.
Во-первых, он применил разные удивительные постановочные ходы. Один из таковых — мешочек с золотом, лежащий на горячей мексиканской земле. Его опаляет солнце, а злато высыпается из него. Именно это самое утекающее злато говорит зрителю о ненужности тех несметных богатств, которые искали герои картины — Доббс и Кертин. Также, сей момент — есть возвышенность морального над материальным, вечного над пустым. Во-вторых, Хьюстон удачно вписал и актеров, и действия картины в мексиканский быт. Достаточно вспомнить момент, где старик Ховард лечит маленького ребенка. Невежественные не по воле своей, обитатели одного из глубинных поселений, совершенно изумлены происходящим. Деду жалко больного. Он делает все, чтобы ему помочь. Его глаза полны отчаянной тревоги. И в данный момент звучит плавная, слегка грустная мелодия, полная тех самых мексиканских нот. Ну а сам дед, вернее, Уолтер Хьюстон — отец режиссера, также заслуженно получил Оскара за свою роль. Очень харизматичный персонаж получился у Хьюстона-старшего. Вы только посмотрите на его убийственный смех и нервные топотания, когда дедушка выплескивает им в глаза всю суть их похождений. Об этом я подробно рассказывать не стану…
… Смотрите бессмертную классику мирового кино!
10 из 10
P.S.: Добавлю, что камео в картине сыграл сам Джон Хьюстон. Он появился в роле господина с сигарой, у которого Доббс (его сыграл Хамфри Богарт, герой нуаровских постановок и лучший друг режиссера) попросил немного денег.
6 апреля 2014
«Сокровища Сьерра Мадре» Джона Хьюстона — в первую очередь поучительное кино. Рассказывая о трех искателях золота, оно через их судьбу открывает зрителю всю пагубность одного из человеческих пороков — жадности. При этом каждый из героев по-разному раскрывается под её воздействием. Несмотря на то что ни одного из них нельзя назвать однозначно положительным, к любому можно проникнуться сочувствием. Их неоднозначность и вызывает симпатию. И повидавший многое пожилой герой Уолтера Хьюстона (отца режиссёра картины), и безработные, которых сыграли Тим Хольт и Хамфри Боггарт, достойны большого внимания. Роль последнего настолько отлична от многого сыгранного им до того, что вызывает восхищение: настолько хорошо ему удалось передать паранойю.
Начинаясь как приключенческая картина, фильм плавно превращается в трагедию, но не без просвета в конце. Происходящее на экране намекает, что внутренние демоны являются куда более суровым испытанием, чем самые опасные приключения. Неслучайно всё происходит на фоне красивейших, но знойных пейзажей. Они придают повествованию эпический размах и через это — значимость выводов, которые можно сделать из показанной истории. Потому и финал настолько красноречив.
22 марта 2014
Вообще, я не отношусь к ценителям старых классических картин, но являясь большим поклонником фильма Нефть, пройти мимо этой работы я никак не мог. Сокровища Сьерра Мадре это именно та работа, которую по словам Пола Томаса Андерсона он пересматривал каждую ночь перед съемками своего легендарного шедевра, фильм о достоинствах которого можно говорить очень долго, но сейчас речь пойдет все же не о нем. Итак, Сокровища Сьерра Мадре — это кинолента очень далекого 48 года, заслужившая в то время множество похвал и наград, все это лишний раз подтверждает ее кинематографическую ценность, ну а высочайший рейтинг IMDb говорит сам за себя.
Одной из основных тем фильма стала человеческая алчность, которая порой может завести человека так далеко, что обратного пути уже не будет. Так, два приятеля еле перебивающиеся мелкими подработками в одном захудалом городке встречают в дешевой ночлежке пожилого, жилистого старика, рассказывающего всем в округе о добыче золота, о его непостижимой силе и коварстве. По словам старика, он может отправиться на поиски хоть сейчас, лишь бы были надежные люди и деньги. Нетрудно догадаться, что такими нужными людьми становятся наши смелые работяги. Герои втроем отправляются в далекое путешествие, которое по плану должно увенчаться богатством. Главной трудностью для искателей золота являются не бандиты, не дикие звери и даже не сильная изнуряющая жажда, в первую очередь, опасность для героев представляет их собственная жадность. И пускай поначалу, все предостерегающие рассказы старика о коварстве желтого металла только раззадоривают двух приятелей и почти вызывают у них смех, но уже очень скоро они столкнуться с силой, побороть которую будет крайне непросто.
Более подробно о трех главных персонажах. Доббс. Средних лет мужчина, давно уставший скитаться по миру, добыча золота кажется ему почти безобидной затеей, ее плоды помогут ему наконец-то отдохнуть. В начале пути он больше всех убежден в том, что золото не может испортить по-настоящему твердого и благородного человека, а все эти разговоры о его вреде лишь выдумки и страшилки. Вот что говорит сам Доббс по этому поводу еще до начала путешествия: «На золоте нет никакого проклятья, дело в том, на сколько крепок тот, кто его найдет». «Я бы взял ровно двадцать пять килограмм и не грамма больше», добавляет он самонадеянно и крепко ложится спать. Занятно, что несмотря на свои, казалось бы, многочисленные преимущества, именно он станет самым слабым звеном команды. Кертин. Самый молодой член группы, хороший приятелей Доббса, правда знает он его всего ничего, пару недель. Возможно, из-за своих лет Кертин менее подвластен жажде наживы. Что выделяет его от остальных дак это то, что он всегда прислушивается к мнению людей. Он наивен, говорит всегда искренне от сердца, поэтому нередко наламывает дров своими высказываниями. Говард. Тертый пожилой мужчина, очень опытный золотодобытчик и главный виновник похода. Хотя ему однозначно за 50, Говард передвигается по скалам с такой скоростью, что может дать немалую фору двум сильным парням. В ходе фильма видно, что он не понаслышке знает о губительной силе золота, поэтому в состоянии устранить многие пустяковые конфликты еще в зародыше. Но зрителю не известно, всегда ли Говард будет оставаться таким же рассудительным и мудрым, как в начале экспедиции.
Кроме трех основных, в фильме предостаточно второстепенных, но не менее колоритных персонажей, которые удачно вписываются в происходящее. Также картина полна живыми диалогами, многочисленными перестрелками и погонями, что в какой-то мере создает атмосферу приключенческого фильма или даже вестерна, но все же к этим двум жанрам данную картину я бы не относил. Джон Хьюстон снял явно неординарное произведение, в котором нет заезженного хэппи-энда(по крайней мере в чистом виде его точно нет).
Кроме того, что Джон Хьюстон отлично справился с работой режиссера, он написал мощный сценарий. По ходу фильма автор расставляет психологические ловушки для зрителя. Взять хотя бы момент, когда Говард беспечно лежит на гамаке и неспешно попивает алкоголь в компании индейцев, в то время как все его золото находится в руках Кертина и Доббса. Когда невольно ставишь себя на место Говарда, кажется почти невероятным, как в такой ситуации можно сохранить такое самообладание и спокойствие, ведь все твои непосильные труды могут уйти в никуда, а деньги перейдут к малознакомым, не заслужившим этого людям. Этим фильм и впечатляет, подобно Нолану или Фон Триеру, создатель киноленты обличает человеческие пороки, указывая при этом на земную, а не на небесную (божественную) природу людей.
Говорить о мастерстве актеров немного необычно, когда речь идет о черно-белом фильме 48 года, но сказать о том, что все герои запомнились все же стоит. Впрочем, это очередная огромная заслуга режиссера-сценариста. Из актерского состава явно выделился Уолтер Хьюстон, игравший старину Говарда, за свое мастерство он получил не только Золотой глобус, но и Оскар. Другие актеры, на мой взгляд, играли примерно на том же уровне.
Итог. Джон Хьюстон создал незаурядный глубокий психологический фильм, который включает в себя ряд актуальных проблем. После первого просмотра многим захочется изучить работу более подробно и пересмотреть ее еще не один раз. Перед нами действительно качественная работа, а благодаря широкой многогранности и уникальной проработке сценария она будет оставаться таковой всегда. Признанная классика мирового кинематографа.
P.S. Повторюсь и скажу: «Поклонникам фильма Нефть смотреть обязательно».
3 августа 2013
Фильм получил за сюжет Оскара, и с вескими на то основаниями, хоть по современным меркам, наверное, для кого-то сюжет тут не будет выглядеть особенно многослойным, хитрым, острым. Но с точки зрения равновесия всех составных частей действо потрясающе сбалансировано. Да и прикасается к чему-то такому трогательному и сокровенному, что будоражило в детстве наверняка каждого: поиски сокровищ, бандиты, звери в глуши, приключения, опасности, испытание на прочность физических и моральных качеств… Так и вспоминалось «Золото Маккены», которое довелось посмотреть существенно раньше.
Актёрская игра феноменальна, Оскар за роль второго плана тоже вполне отражает качество исполнения. Личность дедули, который, к потрясению своих молодых спутников, более прыток, ловок, вынослив, чем они, передана неимоверно харизматично. Старичок Говард толковый кладоискатель, но очень сведущ и в человеческой психологии, проницательно глядит в самые глубины человеческой натуры. Характеры Доббса и Кертина очерчены рельефно, их отношения обеспечивают обстановку почти триллера, увлекающего, напряжённого. Динамично и ошеломляюще разворачивается история того, как вкрадывается в сознание искушение, отравляющее жизнь, как враждебность, коварство, интриганство, алчность поглощают всё существо, и кто-то им способствует, а кто-то сумеет противостоять. И каждая как будто незначительная, бытовая деталь находит своё важное, положенное ей место, вплоть до мечты взращивать фруктовый сад ради детских воспоминаний о душистых персиках…
Колоритны и прочие персонажи. Бандиты часто комичны, неуклюжи, но одновременно крайне жестоки и подлы. Индейцы с одной стороны отвечают за романтику, которая непременно им сопутствует в фильмах и книгах, но в то же время они довольно щепетильны в отношении ритуалов. И как не упомянуть ослов… ослики очаровательны!
А в финале сочетаются так удачно дидактичность и ирония. И к тем сокровищам, которые обретают старик и молодой человек, несколько правда отличным от тех, что были исходной целью поиска… теперь смело можно добавлять ещё одно — сокровище мирового кинематографа, историю совместного пути героев, фильм, отснятый с ювелирной, филигранной точностью.
3 июня 2013
«Торжество разума заключается в том, чтобы жить в мире с теми, кто разума не имеет».
Вольтер.
Киноклассика… Рейтинг, зрители, награды…
А так ли, уж, это важно для настоящего фильма? С одной стороны, да, а вот с другой…
По моему мнению, киноклассика — это то кино, которое можно ставить в пример другим. Это истории, прошедшие испытание временем и, актуальные, по сей день. Это мудрые, житейские или сказочно-фантастические ленты, с сильной философской, психологической или развлекательно-весёлой линией сюжета, не лишённые смысла, вкуса, разумного предела и душевной красоты, на какую только способен тот или иной режиссёр, продюсер или сценарист…
И, наконец, это то кино, о котором не стыдно рассказать другому, не боясь быть непонятым или обсмеянным близким тебе человеком. Мол, если не поймёт, значит, это его проблема. А хороший, выдающийся фильм, тут ни при чём…
Однако, учитывая всё вышесказанное, я, пожалуй, не соглашусь с журналом TIME («американский еженедельный журнал, со штаб-квартирой в Нью-Йорке, освещающий рейтинг людей за год, столетие и т. д.» — «Википедия»), сказавший в своё время, что сегодняшний мой фильм («Сокровища Сьерра-Мадре), цитирую:
«Это одна из лучших вещей, изготовленных в Голливуде с тех пор, как он научился говорить. Этот фильм не краснея можно поставить среди лучших в истории».
Лучших в истории немало. То, что это старая, выдающаяся классика мирового кинематографа, согласен. Но самая лучшая… Хм… Да не таких лент в истории! Одному человеку драматическое кино покажется великим, другому музыкальное, третьему развлекательное… Бесконечный круг… И в каждой его части найдутся те или иные поклонники… Вот…
Здесь другое главное… Смотрите…
1925 год… Немолодой, бедный американец Фред Си Доббс (Хамфри Богарт), в поисках лучшей жизни, прибывает в простой мексиканский городок Тампико. Пытаясь найти работу без знания языка, он попрошайничает на улице у прохожих деньги, которые тратит на еду, выпивку, дешёвые ночлежки и лотерейные билеты… Вскоре он находит работу, где знакомится с таким же, как и он, мужчиной, по имени Боб Кертин (Тим Хольт), человеком моложе и добрее по характеру, чем сам Доббс, и они становятся друзьями. После череды происшествий с местным работодателем (человеком скупым и хитрым), два новоявленных друга ночуют в одной дешёвой ночлежке, где им попадается старый, но весёлый и находчивый кладоискатель Говард (Уолтер Хьюстон). Заворожив бедняков рассказами о золоте, те решают отправиться с ним в опасное, но очень прибыльное путешествие…Никто из них (кроме мудрого старика), не знал, что добыча окажется не из лёгких…
Прямо, настоящая библейская притча… Плюс напомнила ещё о втором рассказе, под названием «Каин и Авель»…
Убийство… Пусть даже здесь человек думал, что убил, но, всё же… Как он медленно сходил с ума… Как совесть съедала его изнутри…
Да… Это было сильно…
Потом спасение мальчика из местной деревни, драка с работодателем, четвёртый-лишний, адская работа в горах, алчность, потеря рассудка и сгнившая душа человеческая, сгубленная жаждой золота…
Непростая это картина. Философско-психологичекая драма, с элементами приключений из вестерна, поставленная режиссёром Джоном Хьюстоном (сыном Уолтера Хьюстона — примечание автора), по одноимённому роману Б. Травена…
Мрачная, сильная притча получилась… Брр…
Но, давайте отвлечёмся от библейских рассказов, и перейдём к самому сладенькому…
Это уже не первая картина, где я встречаю актёра Хамфри Богарта. Первый раз, увидев его в отрицательной роли, я немного опешил… Не думал, что его талант настолько многогранен. Потрясающий человек!
Режиссёр Джон Хьюстон снял в фильме своего отца — Уолтера, который получил «Оскара» за эту роль! А сам Джон тоже получил 2 статуэтки, как режиссёр и сценарист! Забавные вещи происходят в мире! Талантливая семья!..
Кстати! Я согласен с наградами. Без отца, фильм был бы тусклым и слишком мрачным. Он очень чётко его разбавлял, поучая новоявленных кладоискателей! Весёлый дедушка! Чем-то напоминал седого Шона Коннери. Только был мягче по характеру.
Ещё мне понравилось, то, что можно было проверить мои знания по испанскому языку (для справки: языка я не знаю. Учить его пытался трижды, но так и застрял между желанием и вопросом: а нужен ли мне он? — примечание автора). Оказалось, что, хоть я не всё понимаю, а всё же, смог бы немного поговорить с этими деревенскими жителями. А самое главное, если бы оказался в подобной ситуации — переспросить, чтобы сказанное лучше дошло!..
И последнее… Мне очень было приятно, что нашёлся парень, кого жажда золота не сгубила! А то и пираты, и бандиты — все одинаковы. Всегда друг друга поубивают! Потому, как слишком слабые и жадные! А тут… Показали человека, по-настоящему близкого мне по духу… Низкий поклон создателям…
Вот… На этом всё. Это настоящая киноклассика, проверенная временем. С хорошими актёрами, сценарием, постановкой и режиссёром… Мудро, поучительно, мрачно…
10 из 10
Спасибо за внимание…
1 апреля 2013
Вне всякого сомнения, именно данная лента, наряду с классическим фильмом-нуар «Мальтийским соколом» (1941) — самые признанные работы Джона Хьюстона — крайне даровитого кинотворца, известного скандалиста, а также настоящего кинематографического гиганта, оказавшего огромное влияние на будущее американских режиссеров.
Действительно, «Сокровище Сьерра-Мадре» (1948) — одна из работ, в которых Хьюстон полностью, и без остатка, смог проявить свой незаурядный талант постановщика. Взяв за основу популярный в то время роман, под авторством человека, известного под псевдонимом Б. Травен, он переделал его в сценарий, не став слишком далеко уходить от неглупого приключенческого первоисточника, подобного произведениям Джека Лондона. Однако Хьюстон, в первую очередь, сделал ставку на раскрытие персонажей, проработанный до мелких штрихов психологизм, но не на приключенческую составляющую. В этом плане, последнее — лишь фон для действительно сильного исследования человеческой природы, взаимоотношений и личности.
Впрочем, и приключенческая составляющая не обделена вниманием. Режиссер постарался, чтобы в картине максимально наличествовали натурные эпизоды, которые блестяще зафиксированы, благодаря отличной операторской работе и великолепной постановке сцен. Максимально точно и выразительно подобраны ракурсы и крупности, использована глубокая резкость. Нельзя обделить внимание и монтаж — который полностью контролировал Хьюстон (в отличие от некоторых более поздних его работ) — плавный и выверенный.
Помимо технического мастерства, стоит заметить, что Хьюстон создал прежде всего философскую ленту с несколько фаталистическим уклоном. «Сокровище Сьерра Мадре» — это притча об истинной стоимости золота. И о столкновении человеческой алчности с благородством. Более чем через двадцать лет, британский режиссер Дж. Ли Томпсон попытается проиграть схожую схему на материале вестерна, в популярном у нас в стране фильме «Золото Маккены» (1969), но на более низком качественном и содержательном уровне. Последний создавал романтику, в то время, как великие кинематографисты 60-х разрушали или высмеивали ее. Взгляд Хьюстона же в 40-х был более трезвым, чем у британца со киностудией в 60-е — он тщательно все взвесил, и сделал и то, и другое — он создал ореол романтики, и сам же его разрушил, как ранее в своем же «Соколе».
«Сокровище Сьерра Мадре» — безусловный шедевр, картина необычайно значительная, и давно занявшая свою нишу в американском кинематографе. Именно в этом фильме иначе раскрылись таланты Хамфри Богарта и Уолтера Хьюстона. Да чего уж говорить, эта лента стала во многом поворотной и для самого режиссера — даже первый его шедевр «Мальтийский сокол» — тоже идеальное кинопроизведение, несколько уступает этой работе по своему воплощению и художественной убедительности. На мой взгляд, именно «Сьерра-Мадре» — лучший фильм, созданный в 40-е, учитывая все достоинства и великолепие таких титанических произведений, как «Гражданин Кейн» (1941) Орсона Уэллса или «Иван Грозный» (1944) Сергея Эйзенштейна.
5 июля 2012
После того, как я посмотрел великолепный фильм «Мальтийский сокол» Джона Хьюстона, я был поражен, что такой старый фильм оказал на меня такое сильное влияние. Случайно наткнулся на другой его фильм — «Сокровища Сьера-Мадере» и решил его непременно посмотреть, тем более, что одну из главных ролей в этом фильме исполнил Хампфри Богарт — один из лучших актеров 40-х годов.
Этот фильм мне показался не очень интересным поначалу, потому как многое подобное я уже видел, но если учесть, что этот фильм одним из первых попробовал дать идею, что материальные ценности не главное и одним из первых показал, как эти ценности могут повлиять на сознание людей — то фильм можно назвать своеобразным и захватывающим, тем более, что не только этими идеями фильм ограничивается.
По началу фильма его действие столь стремительно, что не успеваешь понять, что вообще происходит — каждая минута из первых 30-ти наполнена действием, зато потом начинается ровное повествование с отличными диалогами, великолепным сюжетом (в котором, правда, событий тоже очень много), великолепной актерской игрой (особенно Хампфри Богарт — но я от него другого и не ждал) и одним из лучших кинофиналов, которые я когда либо видел.
Классика, проверенная временем. Фильм стоит посмотреть. И в конце даже от души посмеяться и подумать.
2 марта 2010
Удивительный фильм, снятый в далеком 1948 году, и не потерявший до настоящего времени ни «унции» привлекательности.
Начиная просмотр, не думал, что игра актеров в такой древней ленте сможет меня захватить, и был приятно удивлен, когда увидел один из лучших приключенческих фильмов, напоминающий рассказы Джека Лондона о старателях.
Фильм хорош интересным сюжетом с неожиданными поворотами повествования; психологической составляющей, шаг за шагом показывающей, как жадность превращает одного из героев в параноика; отсутствием наивности, пафосности, часто свойственных фильмам тех лет, с точки зрения современного зрителя.
10 из 10
15 февраля 2010
Услышав историю о золотых приисках в одной из ночлежек Мексики, двое гринго Доббс и Кертин, решают тоже попытать счастья. Во всяком случае, они ничего не теряют. Найдя Говарда, старика, который рассказал о золоте, они отправляются в нелегкий путь, в Сьерра Мадре, что бы добыть золото…
Классический фильм Джона Хьюстона — не просто приключение, а и притча о том, как богатство может свести с ума и можно ли остаться человеком, несмотря на соблазн денег. От одного слова — «золото» уже начинает кружиться голова, а когда подержишь его в руках, теряешь голову. Фильмы о золотоискателях всегда развиваются по шаблонным схемам — трудная дорога полная опасностей, нелегкая добыча и дележка полученного. В фильме Хьюстона тоже самое. Но вот как это показано, совсем другое дело. Колоритные персонажи и причем не только главные. Конечно главная звезда в фильме — неподражаемый Хамфри Богарт, но вот как раз он не стал изюминкой фильма. Уолтер Хьюстон, между прочим, отец режиссера фильма, наверное, был самым колоритным и запоминающимся персонажем. Ну и конечно безымянный бандит, произнесший знаменитую фразу — «Значки?! У нас нет никаких значков…», очень запоминающийся типаж, хоть и побывший в кадре пару минут.
Фильм очень увлекательный, но особая его прелесть в финале. Какая ирония судьбы…
Фильм стал лауреатом 3 премий «Оскар» — режиссура, адаптированный сценарий, мужская роль 2-го плана и номинировался на «Оскар» за фильм года.
9 из 10
26 августа 2009
Чем хороши вечные истории, так это тем, что, будучи составлены из одних и тех же ингредиентов, в зависимости от степени таланта создателя превращаются в совершенно разные блюда. Уж вроде сколько раз твердили миру о том, что жажда наживы превращает даже лучших друзей во врагов, а людей в зверей, и историй о губительной силе золота считать — не пересчитать. В русле той же американской культуры эта тема благодаря историческим особенностям, вроде «Золотой лихорадки» XIX века разработана как месторождение еще задолго до появления кинематографа. А уж в вестерне — самом кинематографичном и американском жанре, помимо разве, что нуара, такой нехитрый сюжет встречается на каждом шагу.
И эта классическая история именно из таких — о том, что человек человеку волк, когда дело доходит до дележки, и золото, которое, как скажут в фильме, используется только для изготовления зубных коронок и украшений, добывается не совсем красиво. Вернее совсем не красиво. Тяжелый, опасный труд, бандиты и аферисты всех мастей, официальные власти, имеющие свои претензии к таким сталкерам, но самое главное — взаимоотношения между собой — делают свое дело, и, несмотря на высокую стоимость драгоценного металла, редкий старатель — опять же цитата из фильма — умирает богатым и в своей постели. Но благодаря грамотной режиссуре и драматургии Хьюстона, который умеет без малейших провисаний вести сюжетную линию и идеально выстраивать кадр фильм и сейчас смотрится свежо и небанально.
Естественно в этом большая заслуга актеров, которые подобраны, так, что ни один из них не кажется случайным — даже у эпизодических бандитов и крестьян, лица очень выразительные. Отлично провел свою линию Тим Холт сыгравший друга главного героя, одного из самых положительных персонажей из далеко не святой троицы старателей. Но выделить особенно все-таки хочется двух актеров — Уольтера Хьюстона, отца режиссера, получившего за эту роль Оскар и естественно Хамфри Богарта. Награду Хьюстону однозначно нельзя было не дать — его прошедший все школы жизни, видавший все виды и знающий тысячу секретов, мудрый старатель, продолжающий, несмотря все уроки судьбы, видеть в людях хорошее, зная заранее, что это безнадежно — один из двух лучших образов фильма
Его антипод по фильму и главный герой — Фред Си Доббс в блестящем исполнении Богарта, напротив, до вплоть паранойи никому не верит, видит в людях только худшее и не хочет довольствоваться малым. Сложно судить, от Богарта слабой игры не видела никогда, но эта роль если не лучшая, то безусловно, одна из. Причем сыграно в развитии — вначале человек, страдающий от собственной неуспешности, но сильный, мужественный и характерный, почти герой Джека Лондона, и алчный сумасшедший, поддавшийся искушениям в виде презренного металла в конце. Этот постепенный процесс того, как из души уходит все человеческое и падение в пропасть безумия Богарт играет просто с поразительной точностью.
Но самое главная составляющая в фильме — в непредсказуемом финале, печально-оптимистическом, в духе рассказов О’Генри. Тут дело даже не в финальном твисте, а в резком переставлении акцентов, когда настоящими, несгибаемыми героями с сильным духом, становятся персонажи, которые казались второстепенными и совсем негероическими, в отличии от, изначально харизматичного героя Богарта. Ведь в природе, иногда вопреки Дарвину, выживает не сильнейший, а тот, кто умеет с иронией относится к собственной судьбе. Потому что у матушки природы тоже есть чувство юмора… Что тут скажешь — фильм с изящным выводом такой идеи уже по определению тянет на вневременной шедевр.
30 июня 2008