Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Антуан и Антуанетта |
английское название: |
Antoine et Antoinette |
год: | 1947 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Жак Беккер |
сценаристы: | Морис Грифф, Франсуаза Жиро, Жак Беккер |
продюсер: | Жорж Андре |
видеооператор: | Пьер Монтазель |
композитор: | Жан-Жак Грюненвальд |
художник: | Робер-Жюль Гарнье |
монтаж: | Маргарит Ренуар |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $9 704 |
Мировые сборы: | $9 704 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 сентября 1947 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 18 мин |
Париж, молодость, любовь… И этим все сказано. Фильм просто очарователен. Снимался фильм в первые годы после войны. Эйфория счастья, надежда на лучшее будущее, — все эти приподнятые чувства конечно же повлияли на создание праздничной атмосферы фильма. Хотя на пережитые несчастья в фильме и нет прямых упоминаний. Ничто не может испортить атмосферы праздника. И его не портят ни тесные подъезды, ни маленькие квартирки, ни недостаток пищи на столе. Да и сам Париж в фильме только подозревается. Его, как такового, и нет. Лишь мелькнувшая в начале фильма Эйфелева башня указывает на это. Такая история могла бы произойти в любом городе мира. От этого фильм и становится ближе зрителю.
Ведь люди, по большому счету, везде одинаковые. А типажи в фильме показаны интересные и узнаваемые. Причем, это можно сказать не только о главных героях, но и о каждом второстепенном, лишь мелькнувшим на экране. Кстати, о промелькнувших. В титрах фильма заявлен Луи де Фюнес. Признаюсь, я ждала его появления. И чуть не пропустила. Всего лишь несколько секунд. Ничего удивительного. Ведь в то время он еще не был настоящим Луи де Фюнесом. А всего лишь начинающим актером.
Главная героиня очаровательна. Именно такое слово и подходит к ее описанию. Нежная, трогательная, верящая в любовь.
Она почти обыкновенна. Что тоже способствует близкому восприятию фильма. Не секс-символ, который надо рассматривать лишь издалека, а живая, реальная женщина, которую хочется защищать и опекать.
Особое слово хочется сказать о «главном злодее». Престарелый владелец магазина, плетущий интриги и стремящийся разрушить счастливую семью.
Его роль исполнил Ноэль Роквер. Он, кажется, просто создан для ролей вот таких проходимцев.
Этот фильм не был бы таким фильмом без режиссера. Жак Беккер по-настоящему французский режиссер. Про себя он говорил: «Я француз. Действие в моих фильмах происходит во Франции, я работаю для французов, я наблюдаю французов, я интересуюсь французами». Под его руководством и был создан настоящий французский фильм.
И пусть фильм немного наивен, нет в нем никаких впечатляющих спецэффектов, колоритных съемок, да и действие в нем можно назвать даже вялотекущим (просто рассказ о жизни молодой семьи), но и сейчас, по прошествии стольких лет с его выхода на экраны, смотрится очень приятно. И, главное, он заставляет верить, что любовь победит все беды и неурядицы.
7 ноября 2016
Французский кинематограф в те годы был определенно не на высоте. Даже признанные мастера, скрипели-кряхтели и выдавали нечто похожее на чудо голливудских нуаров. Ретроградом никто не хотел оставаться. А ведь с другой стороны поджимал итальянский неореализм. Однако, были и те, кто особо не следил за модой и шел своим путем. Жак Беккер в их числе. Он ведь в «Антуане и Антуанетте» остался собой до самого конца. Как настоящий художник, своей самодостаточностью показал он всем свое отношение.
Беккер взялся за самый банальный сюжет, комедийный, который вполне мог бы рассматриваться как водевиль преисполненный гэгами. Но эту нехитрую историю он рассказал так вдохновенно, глубоко и многозначительно, что сюжетная легковесность вытеснилась мощной психологической драмой. Без особой раскачки нам предлагают описание быта скромной парижской семейной пары. Красавица жена и надрывающийся муж работают, но в большей мере им приходится лишь мечтать о лучшем будущем. Суровая правда такова, что видя нестабильность материальную и чувствуя некоторые флюиды сомнения, даму одолевают различные ухажеры. Богатые, красивые, молодые — в каждом случае вполне и вполне формально допустимая кандидатура для замены.
Однако, как хорош Беккер. Он блестяще демонстрирует сомнения героини. Она вроде и отказывает, но так невнятно, что проводя мимо нее рукой, кавалеры не упустят возможности потрогать бюст. Формально, кстати, ведь все требования о верности соблюдены. Но, выдержит ли она напор?
На мой вкус, тут каждая встреча с противоположным полом сделана гениально. Режиссер мастерски балансирует между водевильными легкими тонами и жестокой драмой измены и ревности. Например, случайный приход в магазин нашей героини вполне можно интерпретировать как размышления о капитуляции. Тогда, совершенно будничная ситуация наполняется пикантным смыслом. Неожиданная потасовка перерастает в резкий боксерский поединок. Кажущийся слабым соперник становится видавшим виды бойцом. Нокаут, как развязка, непредсказуем. И так, весь фильм.
Получается, что Беккер постоянно нарушает причинно-следственную связь. Реакция на каждое событие в этом фильме вызывает напряжение, а затем полностью противоположные от ожидаемых последствия. Тем самым, все герои получают оптимистические шансы на лучшую жизнь. А что? Самое время, чтобы кривые зеркала реальной жизни стали работать на мечту. Тогда, что мешает жене сохранить верность, а мужу выиграть неимоверно большую сумму в лотерею? Ведь все должно быть хорошо. Никаких нуаров и нео-барокко. Жак Беккер идет своим путем и снимает один из самых интересных и достойных фильмов 1947 года. Не случайно ведь любитель кинематографического хардкора Кубрик включил его в число своих любимых лент.
Рекомендую
10 из 10
5 января 2015
«Есть множество приличных способов делать французские фильмы. По — итальянски, как Жан Ренуар. По — венски, подобно Офюльсу. По — нью-йоркски, вроде Жана -Пьера Мельвиля. Но один только Жак Беккер был и остается французским по-французски». Жан-Люк Годар.
Антуан и Антуанетта, молодая супружеская пара, — парижане. Но из открыточных примет Французской столицы, здесь только Эйфелева башня. Собственно с вертикальной панорамы башни от макушки в подвал, где работает печатник Антуан, фильм и начинается. В соседней Италии правит бал неореализм и первоначально фильм может показаться его французским клоном. Тесные квартирки, лестницы черного хода, обшарпанные подъезды. Соседи, готовые буквально влезть через окно, что бы засвидетельствовать свое участие в твоей жизни, здесь все на виду у всех, здесь нет разделения между жизнью частной и общественной. Здесь все готовы тебе улыбнуться (Месье, улыбайтесь не мне, а в камеру!) и даже бакалейщик, все настойчивей оттесняющий Антуана от Антуанетты, персонаж неприятный, но не отрицательный. На дворе 47 год, оккупация позади, о ней никто и не вспоминает в фильме Беккера. Вот только Антуан мечтает о мотоцикле с коляской (именно на таких немцы триумфально въезжали в оккупированный Париж) и по привычке слушает самодельный радиоприемник. Бакалейщик наживший состояние при немцах и печатник, возможно печатавший при оккупантах листовки с призывами бороться за свободную Францию — соперники.
Когда купленный Антуанеттой лотерейный билет оказывается выигрышным, неореалистическая комедия уступит место «моральной истории». Билет конечно же потеряется, но Беккер не спешит выжимать из этого комические ситуации, подобно Гайдаю в Спортлото -82. Его больше интересует люди, чем ситуации. Через десять лет режиссер Беккер найдет себе достойного приемника в лице Эрика Ромера.
Соперничество печатника Антуана и Бакалейщика Ролана закончится отнюдь не комичным боем на кулаках. В результате которого, Антуан получив удар по голове, вспомнит все. А соседи, первоначально выступающие как зрители, сбросят почти победившего Бакалейщика с лестницы. Чем вам не метафора «новой волны» сбросившей «папенькино кино».
8 из 10
31 октября 2013
Легкая комедия на семейно-бытовую тему, вышедшая на французские экраны сразу после окончания Второй мировой войны.
Молодая супружеская пара, испытывающая, как и все население в те годы, трудности с работой и деньгами, тем не менее, счастлива и дружна. Мечты в семье довольно приземленные — мотоцикл, вместо старого велосипеда, и новая раковина на кухне, — вот чего Антуану и Антуанетте не хватает для полного счастья. Судьба посылает возлюбленным шанс в виде крупного выигрыша в лотерею, но заветный билет неожиданно пропадает и парочка, сталкиваясь с различными препятствиями, пытается его вернуть.
Зрителям предстоит насладиться атмосферой Парижа, подробнейшими деталями быта и разнообразием второстепенных колоритных персонажей.
У фильма довольно примитивная драматургия, под конец темп повествования немного сбивается, но с главной своей целью тогда, в 1946 году, — поднятием духа народа после тяжелых лет немецкой оккупации и разрухи, — он, несомненно, справился. Недаром в нем нет ни намека на витавшее повсюду послевоенное опустошение, которые оставили после себя немцы.
Крепкая экранная семья, которой, несмотря ни на что, улыбается удача, вдохновляла французов, заставляла переключить внимание с моральных и материальных трудностей послевоенного времени на семейные ценности и вполне простые бытовые вещи.
И по сей день с экрана веет оптимизмом, легкостью и романтикой. «Антуан и Антуанетта» воодушевляет и заставляет поверить в лучшее.
7 из 10
13 июня 2013
Наверное, то, что нам покажется похожим на типичную романтическую комедию, жюри Каннского кинофестиваля отметило как «Лучший психологический фильм о любви». Верно ли это определение для этого фильма меня волнует не так сильно, как знакомство с очередной работой забытого классика кино Жака Бекера. К его чести надо отметить, что он умел создавать отличное от других кино, обладающее теми незримыми чертами самого режиссера, которые все же можно прочувствовать шестым чувством, к тому же будто получая приглашение на просмотр в дружеской компании от самого автора.
Я не берусь раскрывать сюжет или цитировать еще какие-либо шутки, а постараюсь написать то, что заинтересовало именно меня в этом фильме. Помимо упомянутого Жака Бекера причиной этого стала солнечная роль Клэр Мафеи или же солнечная Клэр Мафеи в своей роли. Наверное, именно ее образ запал в душу и жюри Каннского кинофестиваля. Я затрудняюсь вспомнить, где еще я бы мог увидеть такой приятный женский образ. Хотя нет, все-таки могу. Девушки из фильмов нуар, охмуряющие главных героев, в тот момент, когда хочется верить, что в них говорят настоящие чувства. Вот представьте, такой же сильный образ на протяжение всего фильма, только настоящий и искренний, приправленный юмором и живым характером. Мне даже сложно представить, сколько электричества было потрачено в этом фильме, ведь в каждом кадре луч искусственного света ищет ее, делая ее еще светлее для наших глаз. Добрая, верная и надежная подруга и жена, не смотрящаяся при этом дурочкой или простушкой. Это еще одна причина, по которой я полюбил этот фильм.
Третья причина — это собрание карикатур на лице города. Следите за мимикой и жестами водителя-выпивохи или очередного ухажера, бегающего за Антуанеттой, кассирши в магазине… Всех-всех-всех их мы когда-то встречали, только вот теперь здесь и сейчас специально для нас их всех собрали вместе в одном фильме. Боксер, городовой со своей женой, билетерша Жюльетта. Украшением же всех этих нам знакомых персонажей является пожилой владелец лавочки, который постоянно выискивает момент для того, чтобы ухлестнуть за Антуанеттой. Ни одна из сцен с ним не оставляет меня без улыбки. При том, что ему достается достойная порция ирония, все же над этим подлецом, пытающимся увести чужую жену, смеешься все-таки по-доброму. Он же не в обиду другим, просто он действительно верил, что так будет всем лучше. Хотя кто эти все? Он, Антуанетта и больше никого.
Быстрый ритм этой комедии, не столь типичный для фильм середины XX века, не заставит скучать. Тем же, кому не приглянулась эта лента, мне нечего больше сказать, так как я не могу представить, кому мог бы не понравиться этот добрый фильм, и чем их можно переубедить. В нем и так все хорошо.
8 из 10
26 июля 2011
Совершенно очаровательный французский фильм, который станет бесценным приобретением для любого почитателя киноклассики.
«Антуан и Антуанетта» шел в советских кинотеатрах еще в далеком 1955, то есть более полувека назад, что для кино кажется невероятно долгим промежутком времени: даже мои родители не смогли бы попасть на этот фильм при всем своем желании, поскольку до их рождения оставался еще не один год. Но сам фильм — гораздо старше, ведь в СССР фильмы зачастую демонстрировались не сразу после выхода. Выход этой ленты датируется 1947 годом! Более 60 лет назад! Фильм на год старше Стивена Спилберга, чьи «Челюсти» и «Инопланетянин», соответственно 1975 и 1982 годов, уже считаются нетленной классикой. Какой же древней и технически несовершенной может казаться современному зрителю, перекормленному спецэффектами и вскормленному уже блокбастерами эта черно-белая лента наших, которая нравилась нашим бабушкам и прабабушкам.
К чему я развел этот разговор о возрасте фильма? К чему эти параллели со Спилбергом и т. д. ? Конечно, я веду к единственной мысли о том, что фильм совершенно не устарел, не потерял своего огромного обаяния и чувственности, смотрится великолепно и вызывает целую гамму положительных эмоций. Это я и к тому, что такие фильмы просто не способны устаревать — как бы технически несовершенны ни казались сейчас «Челюсти», они по-прежнему на порядок лучше 90% современных блокбастеров, и заставляют восхищаться мастерством режиссера, какой бы наивной сказочкой ни казался «Антуан и Антуанетта», его смотреть приятнее, чем современные фильмы, даже и французские.
По стилю и художественному воплощению он напоминает другую бытовую и невероятно милую комедию «Папа, мама, служанка и я», снятую в 1954, а по фабуле — гайдаевское «Спортлото-82». Из сюжета о потерянном лотерейном билете получилась волнующая история любви. Правда, почти все действие происходит в одной квартире, но от этого фильм не становится хуже: прекрасно прописанные в сценарии и отлично воплощенные актерами характеры героев, многочисленные «случайности» в сюжете, легкая авантюрная комедийность, мастерство постановщика — не дают заскучать от некоторой «театральности» фильма.
Не делая из этой истории ничего особенного, Жак Беккер создал практически совершенное кино, где надо всем господствует атмосфера неугасимого семейного счастья, которое не могут испортить ни мелкие неурядицы, ни большие потери, ни надоедливые соседи, ни аморальные стариканы, ни бедность, ни крикливый начальник… Любовь победит и недоверие, и бедность, и глупость, и обязательно вознаградит влюбленных. Абсолютная идиллия, воцаряющаяся на экране в финале, вовсе не коробит, наоборот, она настолько искренна, эмоциональна и несет столько доброжелательности молодым семьям, что в нее веришь безоговорочно. Хочешь верить. У этих людей, у этого молодого послевоенного поколения нет ничего и никого, кроме друг друга, но в этом и заключается их главное богатство. Богаты друг другом, их имущество — любовь, не покупается и не продается.
К тому же разыгрывают эту историю актеры настолько обаятельные, что с готовностью принимаешь все условности, предлагаемые режиссером. В главной роли — Роже Пиго — актер с честным взглядом, курчавыми волосами и застенчивой улыбкой. Не красавчик, не харизматик, как Жан Марэ, и не ангел-красавец, как Ален Делон, но безмерно человечный актер, у которого получился совершенно живой характер, человек из соседнего дома — одновременно немножко растяпа, немножко ревнивец, немножко чудак и чуть-чуть трус, но обожающий свою молодую жену.
Впрочем, трудно не обожать Клэр Матеи. Я ее больше нигде, кажется, не видел. Иначе бы запомнил. Глаза — как у Одри Хэпберн, забыть их трудно. Настоящая французская красавица послевоенной поры, когда еще скромность, добродетель, шарм были идеалом французской женщины, и Бриджит Бардо с Катрин Денев не превратили ее в объект сексуального вожделения и неуемной страсти мужчин. В отличие от Бардо, Клэр Матеи вовсе не хочется обладать — ее хочется любить и носить на руках — так она женственна, чиста и преданна.
Эти главные герои сыграли любовь такой, какой она, наверное, была бы у Ромео и Джульетты, если бы они все-таки смогли бы пожениться. Но понравился мне и главный негодяй фильма в исполнении Ноэля Роквера — похотливый старый пень, сперва комичный, а затем попросту омерзительный и страшный. Сыграно блестяще.
Кстати, в фильме буквально на 10 секунда мелькает великий Луи де Фюнес. Правда, тогда Луи не был великим, он просто был парнем, который очень хотел играть в кино, но которого упорно не хотели замечать. Впрочем, смотря тихие, сентиментальные и добрые комедии 40—50-х, трудно не понять, почему в них Луи не было места — слишком темпераментный, слишком яркий, слишком горячий, слишком быстрый.
Он стал королем комедии в 60-х, когда французская комедия отойдя от «салонности» («салонным» фильм смотрится только теперь, сюжетно и стилистически он совершенно лишен изысков и по-настоящему «пролетарский», вроде наших «Неподдающихся», только по-французски элегантно), и легких жизненных зарисовок, сюжетами которых были потери лотерейного билета, походы на рыбалку, семейные ссоры и т. п. к эксцентрике и буффонаде, в чем де Фюнес был и остается непревзойденным мастером. Говорят, что работа актера исчезает в тот момент, когда кончается фильм. Возможно. Но это не случай де Фюнеса: он стал настолько легендарной личностью позже, что его ранние появления в таких вот фильмах, стали объектом усиленного поиска фанов французского комика и комедии вообще. Я тоже бесконечно рад, что кино дало нам шанс увидеть де Фюнеса совсем молодого, жгучего брюнета без намека на лысину, даже, пожалуй, красивого. Роль крошечная, и, конечно, ей далеко до «Фантомасов», «Жандармов», «Больших прогулок», с которыми чаще всего ассоциируется имя комика, но зато мы имеем возможность от фильма к фильму наблюдать рост и постепенное формирование Луи де Фюнеса, как гениального комика.
Для знатоков замечу, что одну из ролей сыграл Жерар Ури — не менее гениальный комедиограф, поставивший впоследствии лучшие фильмы де Фюнеса, Ришара, Бурвиля, Клавье, Бельмондо.
Но буду честен: присутствие де Фюнеса интересно лишь таким поклонникам его творчества, как я. Другой его даже и не заметит. Но, вне зависимости от этого, фильм действительно великолепный и классический. Милая, интеллигентная французская комедия — уникальный шанс на полтора часа погрузиться в совершенно идеальный мир семейного счастья и элегантного юмора. Кстати, фильм в свое время был удостоен премии на Каннском кинофестивале с формулировкой «За лучший фильм о любви и психологии человеческих отношений». Я с этой формулировкой совершенно согласен. Много вы знаете комедий, достойных признания Каннского фестиваля?
И напоследок совет: умоляю вас, никаких пиратских «гнусавых» переводов. Фильм великолепно переведен в советское время, и вряд ли стерпит посягательства горе-переводчиков. Либо по-французски, либо советский дубляж. В других вариантах смотреть фильм не имеет смысла.
10 из 10
27 апреля 2008