Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Не сожалею о своей юности |
английское название: |
Waga seishun ni kuinashi |
год: | 1946 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Акира Куросава |
сценаристы: | Эидзиро Хисаита, Акира Куросава, Кэидзи Мацудзаки |
продюсер: | Кэидзи Мацудзаки |
видеооператор: | Асакадзу Накаи |
композитор: | Тадаси Хаттори |
художник: | Кэидзи Китагава |
монтаж: | Акира Куросава |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 октября 1946 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
Несмотря на то, что сегодня имя Акиры Куросавы — японского кинорежиссёра знакомо во всём мире, далеко не каждый его фильм широко известен современному зрителю. «Не сожалею о своей юности» — как раз из таких картин, которые были хороши для своего времени.
Будучи патриотом своей страны, Куросава продолжил развивать тему героизма японцев, находящихся под гнётом тоталитарного режима, начатую фильмом «Самые красивые». Тем более, что поскольку эпоха милитаристической Японии закончилась недавним поражением страны во Второй Мировой войне, он просто не мог пройти мимо этой проблемы.
Теперь же, когда времена диктатуры остались позади, Куросаве важно было показать зрителям то, с чем пришлось столкнуться простым гражданам Японии. Уже в начале картины он показал аллюзию на реальный Такигавский инцидент 1933 года с отстранением от занимаемой должности известного профессора за «левые» взгляды (дав ему, разумеется, другое имя). И то, что начиналось, как трагедия, благополучно разрешилось в 1945 году (когда режим милитаризма в Японии был свергнут).
В центре внимания картины — судьбы трёх молодых людей: дочери профессора Ягихары — Юкие (Сэцуко Хара) и двух его учеников. Каждому из них судьба уготовит испытания, с которыми справятся не все (и это помимо классического «любовного треугольника»). Лично мне понравилось то, что Куросава мастерски сумел проявить свой талант сценариста, развив у каждого из героев определённую черту характера. Если у Ноге (Сусуму Фудзита) это идеализм и упрямство (которые сделают его героем-бунтарём в глазах зрителя), то у Итокавы (Акитаке Коно) это малодушие и слабохарактерность, которые хоть и не характеризуют его, как антагониста, но достаточно ясно показывают нам тип приспособленца. Что же касается Юкие, то здесь стоит отметить самоотверженность героини, её верность не только любимому человеку, но и делу.
В общем и целом, фильм получился интересным, серьёзным полотном раннего Куросавы о той жизни, которую ещё совсем недавно была в Японии.
7 из 10
23 октября 2016
Фильм довольно неоднозначен если задумываться о сути вещей. С одной стороны Япония получила фашистский режим, пыталась захватить чужие территории. Под угрозой были гражданские свободы. С другой — японское сопротивление среди прочих сотрудничало с шпионом СССР — Рихардом Зорге, которого и «на родине» не чествовали. Не говоря уже о сомнительном возможном покровительстве и коммунизме в Японии.
Но в принципе это не важно. Идеи студентов были светлыми и благородными. И не только идеи но и методы. Они не о чем не сожалеют. И им не о чем сожалеть.
Вообще в фильме вижу две темы:
1. Студенчество. Университеты — всегда источник свободы, бунтовского духа, юношеской искренности и веры в благородные идеалы. Студенчество было истоком многих бунтов и протестов. Чаще всего заканчивалось плохо: убийства, аресты, репрессии. Университет давал не образование, он давал свободу. Давал человеку главное — чувство собственного достоинства. То, что недопустимо при преступных античеловеческих режимах.
2. Верность. Так называемая тема «жены декабриста». Хотя Куросава пошел на более серьезное сравнение. В одном из эпизодов ясно видно: героиня несет свою ношу как крест.
Это, наверное, первый полностью серьезный фильм Куросавы. Бессмысленно оценивать какие-то технические детали. Тут уже можно говорить о заложенном смысле, простоте но глубине постановки.
19 января 2010