Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Иван Никулин — русский матрос |
год: | 1944 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Игорь Савченко |
сценарий: | Леонид Соловьев |
видеооператор: | Федор Проворов |
композитор: | Сергей Потоцкий |
художники: | Константин Юон, Михаил Самородский |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 апреля 1945 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Героико-патриотическая драма об одном из эпизодов Великой Отечественной войны. Фильм снят по мотивам заметки в газете «Красный флот», рассказывающей о подвиге группы русских моряков во главе с Иваном Никулиным.
Место действия — юг России, Причерноморье. Время действия — 1942 год. Рослый и широкоплечий краснофлотец Иван Никулин (в его роли — замечательный советский актёр Иван Переверзев) возвращается на море в свой боевой экипаж. В вагоне поезда вместе с ним едут более 20-ти таких же, как он, моряков. Пассажирский поезд на одной из станций прекращает своё движение вперёд, и тогда, чтобы поскорее вернуться в экипажи, моряки просят начальника станции пересадить их на идущий дальше товарный состав. И вот этот-то второй состав попадает в зону высадки фашисткого десанта. Моряки безоружны, но им помогает внезапность: когда немцы открывают дверь товарного вагона, на них сверху неожиданно прыгают смельчаки в тельняшках, и побеждают в рукопашной, захватывая оружие, а вместе с ним выигрывая и бой. Особую храбрость проявляет Захар Фомичёв (ещё один замечательный актёр тех лет Борис Чирков), у которого на его родине фашисты убили детей и покалечили жену… Отряд, команду над которым принимает Иван Никулин, движется в сторону своих. В пути моряки выходят на ж/д полустанок, где остался один-единственный смотритель Тихон Спиридонович (великолепный Эраст Гарин) — пожилой человек, совершенно не умеющий держать в руках оружие, но, тем не менее, твёрдо решивший оборонять свою станцию от врагов. Тихон Спиридонович, показав себя в бою, вливается в отряд моряков. Принимают в свои ряды моряки и бежавших от немцев на паровозе машиниста Алёху (Всеволод Санаев) и его помощницу Марусю (Зоя Фёдорова). Отряд Никулина с боями пробивается к своим, пока на пути моряков не встаёт хорошо укреплённый немцами мост…
Фильм «Иван Никулин — русский матрос» вошёл в историю советского кино. Дело в том, что картина И. Савченко стала первой — нет, видимо, не совсем точно будет сказать цветной, — трёхцветной картиной нашего кинематографа. В процессе съёмки применялись фильтры трёх цветов — красного, жёлтого и зелёного. Впоследствии подобный метод не практиковался, и таким образом, с технической точки зрения, фильм оказался уникальным продуктом, а его оригинальный вариант был восстановлен в 1996 году.
Но попробуем оценить художественную сторону картины. Могу с уверенностью сказать, что она-то как раз существенно отстаёт. Изначально снимавшийся, как пропагандистский, — ибо 44-й год, идёт война, кино должно вдохновлять на подвиги, — фильм таким мощным оружием пропаганды и стал. Подвиг Ивана Никулина и его бойцов на экране, действительно, впечатляет — с этим не поспоришь. Но слишком уж много в этой картине плакатного, нереалистичного. Особенно меня раздражают (иного слова не подберу) все те сцены, где с немцами разбираются, как с котятами, а не как с серьёзной военной силой. С голыми руками нападают на вооружённых до зубов врагов, и побеждают, не потеряв при этом почти никого из своих! Атакуют немцев, будучи в абсолютном меньшинстве — а те только и могут, что поднять руки кверху и произнести: «Гитлер капут!» Тогда как, если взглянуть на факты, летом 42-го года наши войска (в том числе, и на юге страны) отступали и отступали. Эта порочная манера пренебрежительно показанного врага была довольно распространена в нашем кинематографе. Могу вспомнить такие фильмы, как «Подвиг разведчика», «Она защищает Родину», «Бессмертный гарнизон» и даже «Крепкий орешек» (даром, что комедия)… Да, всё это снималось, главным образом, для агитации, но ведь при таком подходе теряется реалистичность.
С другой стороны, Иван Никулин, увлекая бойцов в атаку, кричит: «За Родину! За Сталина!», и это отнюдь не выдумка — так зачастую и было. Борис Чирков, герой которого, по сюжету, готов обменять свою жизнь за жизнь не менее 100 гитлеровцев — оказывается, племянник Молотова. А музыка, которой в фильме ОЧЕНЬ много, имеет ярковыраженный патриотический характер… Фильм — продукт своего времени, и от этого зрителю никуда не уйти.
Тем не менее, картина И. Савченко заслуживает к себе определённого внимания. Уже хотя бы потому, что в ней снимается целая плеяда прекрасных советских актёров. Лично мне, например, было чрезвычайно интересно посмотреть на игру Эраста Гарина и Зои Фёдоровой, а кто-то выберет для себя других объектов внимания. В чём-то противоречивый фильм, но во многом любопытный.
7 из 10
1 января 2012