Великолепие Амберсонов
The Magnificent Ambersons
6.9
7.6
1942, мелодрама, драма
США, 1 ч 28 мин
12+

В ролях: Долорес Костелло, Энн Бакстер, Тим Холт, Рэй Коллинз, Эрскин Сэнфорд
и другие
В маленьком американском городке три поколения богатой американской семьи Амберсонов верили в то, что их положение прочно и незыблемо, но наступают новые времена, и такой привычный окружающий мир рушится до основания. Избалованный и легкомысленный юный Джордж Амберсон после смерти отца совсем «теряет голову» от свалившегося на него богатства. Обуреваемый себялюбием, он запрещает своей матери Изабель встречаться с человеком, которого она любит, и порывает со своей возлюбленной, растоптав собственные романтические чувства...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Великолепие Амберсонов

английское название:

The Magnificent Ambersons

год: 1942
страна:
США
слоган: «From the Man Who Made "The Best Picture of 1941"»
режиссеры: , ,
сценаристы: , , ,
продюсеры: , ,
видеооператоры: Стенли Кортес, Джек МакКензи, Орсон Уэллс
композитор:
художники: Альберт С. Д’Агостино, Даррел Сильвера
монтаж: , ,
жанры: мелодрама, драма
Поделиться
Финансы
Бюджет: 850000
Дата выхода
Мировая премьера: 7 июля 1942 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 28 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Видео к фильму «Великолепие Амберсонов», 1942

Видео: Трейлер (Великолепие Амберсонов, 1942) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Великолепие Амберсонов», 1942

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Великолепие Амберсонов», 1942

Тема гибели и разрушения крупной семьи, обладающей деньгами и положением, составляет одну из ключевых драматических тем американского общества первой половины двадцатого века. «Великолепие Амберсонов» — один из ранних представителей данной тематики, отличающийся сочетанием личностных любовных переживаний с материальным падением и вырождением всей эпохальной знати.

Нельзя сказать, что лента обладает преимущественным художественным вкусом. С творчеством Орсона Уэллса знакомы многие, узнать его почерк не составляет труда, а финальные титры говорят о совершенно ином взгляде на фильм, не как на возможность узнать историю, а как на возможность понять, что история, демонстрируемая в фильме, во всю идёт в реальности.

На самом деле, работа Орсона Уэллса его продюсерам не приглянулась, отчего был произведён перемонтаж и сняты иные, дополнительные сцены, что, скорее всего, и повлияло на общий конструкторный сумбур.

В фильме безумно рваное повествование. Временные отрезки, отведённые на знакомство персонажей, самонадеянное поведение младшего Амберсона, путешествие и стремительное возвращение, не отражают их действительного сюжетного расположения.

Герои так же стремительно исчезают и возвращаются, не имея закреплённого статуса в иерархии персонажей — лента следит то за одним, то за другим, при этом не признавая их централизаицию. В связи с этим повествование перебрасывается с одной интонации на другую, то рассматривая обстановку со стороны младшего Амберсона, то перебегая на Юджина Моргана, то сожалея о судьбе матери, то намекая на продолжение распадающегося рода. Задуманный квартет ролей не работает, а Тим Холт, как бы не пытались дать ему главенствующие слова, не в состоянии держать всю историю на своих плечах.

Классовая рознь падает под давлением прогресса, чего такие семьи, как Амберсоны, принять не могут и не могут соответствовать. Больше нет их величия и значимости, а при отказе идти в ногу со временем — нет их самих. Орсон Уэллс поднял глобальный и важный вопрос перемен, попытавшись придать истории собственное одушевлённое обличие, однако сделать это ярко у него не получилось. «Великолепие Амберсонов» ныне представляет собой более историческую и технологическую ценность, сюжетная линия и композиционная структура в нём откровенно нарушены.

18 января 2018

«Новые времена» от Орсона Уэллса

«Великолепные Амберсоны» — второй полнометражный фильм, поставленный Орсоном Уэллсом. Именно с этой картины начинается поразительная история борьбы автора за свои картины, наносившая подчас невосполнимый урон многим его кинопроизведениям.

В увертюре к фильму незримый рассказчик в лице самого Уэллса с нотками упоительной меланхолии в голосе знакомит зрителя с небольшим американским городком на Среднем Западе, где царят ритм и обычаи прекрасной эпохи неспешности и тихого благополучия XIX века. Род Амберсонов является центром жизни в городе. Остальные жители существуют здесь лишь словно для того, чтобы жить событиями, происходящими в роскошном особняке Амберсонов.

Снятый на основе литературного источника, «Великолепные Амберсоны» представляет собой историю упадка и вырождения респектабельного американского рода на фоне глобальных перемен. Фильм может напомнить роман «Будденброки» Томаса Манна, ввиду сюжетной схожести, а также того, что в обоих произведениях действия происходят на рубеже XIX и ХХ веков. Однако если в раннем романе Манна идейная «начинка» во многом состоит из устремления в сферы философские (что так свойственно немцам), то в фильме Уэллса акцент делается на цивилизационном сдвиге. Растянутая на более чем двадцать лет любовная история представительницы рода Амберсонов Изабель и изобретателя «безлошадных экипажей» Юджина Моргана — своеобразный каркас для изображения социальных и технологических перемен, постигнувших мироустройство: сословное, вертикальное общество уступает место горизонтальному, а машины (в широком смысле) переносят человека в новый век.

Джордж, последний и самый молодой из великолепных Амберсонов, воплощает в себе обратную сторону аристократизма, являясь одновременно символом его вырождения. Джорджи эгоцентричен, заносчив и надменен. Его появление — плод союза хороших людей, которые не любили друг друга, но сошлись в результате досадной нелепости, что не без иронии изображено во вступительной части картины. В условном соперничестве Джордж противостоит Юджину Моргану, который наоборот выступает персонажем всецело светлым и положительным вплоть до самого конца, когда метафорически становится хранителем памяти об ушедшей эпохе. Примечателен монолог Моргана (уже немолодого, но преуспевающего автопромышленника), в котором он, в ответ на выпад до стороны Джорджа, задумчиво обозначает приход машин как нечто неизбежное, но и неоднозначное. «Машины изменят войну, и они изменят мир», — пророчески произносит он. Первая мировая уже скоро.

Однако, появление машин и их распространение ассоциируется не только с экспансией новых средств передвижениия и новых видов оружия, но и с рождением кинематографа. Как известно, кино как никакой другой вид искусства связано с развитием техники. Данный фильм Уэллса помимо прочего подводит к тому, что кино тоже принадлежит к новой эпохе, что пришла на смену Амберсонам. Эта идея словно подчеркивается оригинальным способом представить создателей фильма, заменив таким образом привычные титры. Уже после окончания фильма Уэллс от собственного имени перечисляет оператора, монтажера, звукооператора и вообще членов съемочной команды, и каждое новое имя сопровождается изображением соответствующей кинотехники. Представление же главных актеров напоминает замечательный шестиминутный фильм 1905 года «Вся семья Дэм и их собака». В 1905 году кино еще не было искусством, как не было еще полноценным автомобилем то средство передвижения, на котором отвергнутый молодой Юджин отъезжает от особняка пока еще великолепных Амберсонов.

11 февраля 2017

Великолепные Эмберсоны

«Великолепные Эмберсоны» — единственная картина Уэллса, в которой он не исполняет ни главной роли, ни эпизодической, отчего актерский ансамбль серьезно страдает. Фильм ощутимо распадается на две половины: первая обрушивает на зрителя калейдоскоп деталей и второстепенных персонажей в перекрестье многословных реплик и обильных диалогов, вторая сконцентрирована на конфликте молодого Эмберсона и любящего ее мать друга семьи Юджина, потому драматическое напряжение, распыленное в первой части ленты, сходится как в фокусе во второй.

Но уже в первой половине Уэллс погружает зрителя в хитросплетения технических приемов, среди которых: острый монтаж крупных планов, делающий достаточно бессюжетное повествование экспрессивным в раскрытии характеров и описании комических ситуаций, глубинная многоуровневая мизансцена, мастерское оперирование перспективой в кадре, помогающее действию разворачиваться сразу и на переднем, и на заднем планах, сложная траекторная съемка, расширяющая пространство и придающее ему объем, делающее персонажей будто перемещающимися сквозь время. Последний прием (пространственная репрезентация темпоральности и отказ от флешбеков), впервые использованный Уэллсом еще в «Гражданине Кейне», станет достаточно распространенным в лентах А. Рене.

Отсутствие Уэллса-актера повлекло за собой исчезновение эмоционального центра в ансамблевой игре: порой возникает ощущение, что в фильме нет главного героя, исполнители образуют единое симфоническое целое, но без солиста, поэтому только тогда, когда драматический конфликт конденсируется в отношениях трех персонажей, картина наконец-то обретает стилистическую завершенность.

Возможно, структурная неоднородность «Великолепных Эмберсонов» была вызвана вмешательством продюсеров, потребовавших от Уэллса перемонтировать материал, нарушив его изначальный замысел — рассказать историю как расследование в духе «Гражданина Кейна». Режиссер пытается развернуть повествование сквозь меняющиеся приметы времени, однако, не ставит перед собой висконтиевских задач по реконструкции эпохи, его интересует витальное обаяние утраченного прошлого.

Персонажи этого фильма лишены ницшеанского очарования, присущего другим героям Уэллса, однако, они смотрятся реликтами ушедшей жизни, воскрешенные кинематографом. Д. Коттен исполняет роль Юджина в ничем не примечательно манере голливудского красавца также, как и в «Тени сомнения» Хичкока, схожим образом работают и другие исполнители, порой излишне аффектированно передающие психологические переживания героев. Однако, за счет монтажа и мастерского использования светотени их достаточно заурядная игра приобретает по необходимости то комическое, то трагическое звучание, блеклые персонажи приобретают объем и выразительность.

«Великолепные Эмберсоны» — это ко всему прочему еще и экранизация, пытающаяся передать эпическое дыхание в длинной и витиеватой истории одной семьи, однако, это удается ей не в полной мере именно из-за общей структурной неустойчивости и смены темпа в середине.

Учитывая свойственную Уэллсу плотность в использовании кинематографических приемов, картину вряд ли можно признать проходной, по крайней мере в стилистическом плане, что же касается семантики, то здесь режиссер и вправду стал заложником достаточно скупого материала, не дающего развернуться повествованию о человеческих страстях. Фильм важен, прежде всего, как этап в совершенствовании Уэллсом своего стиля, барочного, непредсказуемого и богатого открытиями.

31 декабря 2015

Великолепие в маленьком городе

Начало фильма настраивает на ироничность, и одновременно на восприятие панорамы жизни в определённый период, период встрясок и определённых цивилизационных сдвигов. А через повседневность такое можно демонстрировать ничуть не менее умело, чем через войны и катастрофы. Если же в повествовании с самого начала фигурирует столь язвительно и живо изображённый городок, то он становится ещё одним героем повествования. Тут все женщины, носившие шёлк и бархат, знали друг друга. Все знали, у кого какие лошади и экипажи. Чуть ли даже не увлекательнее, чем созерцать перипетии сюжета, так и тянет глянуть, как на смену эпохе жёстких цилиндров приходит эра котелков, и какого покроя брюки и макинтош к какому сезону входят в моду. Балы, приёмы, прогулки, котильоны — но уже завтра, возможно, весь привычный уклад жизни перевернётся!

Ну, конечно, и переживания героев, морального и лирического характера, тоже изображены качественно. Сын-мажорчик, разлучающий мать с её любимым. Искажённое, понтовое понятие о родовой чести. Подчас удручённая, тревожная атмосфера, подчёркнутая соответствующей музыкой, когда герой находится в смятении или возмущении. Сплетни — им вовсе не следовало бы придавать значения, но в здешнем светском обществе самым тяжким пороком конечно же считается, если человек не трясётся на тему того, «а что люди подумают». И те люди, которые пытаются, не укоряя, не враждуя, достучаться до чувств другого человека…

Не все моменты, пожалуй, выглядят достаточно развёрнутыми. Но актёрский ансамбль фильма настолько великолепен, что даже вряд ли нуждается в панегириках. Энн Бакстер, которая потом завораживающе воплотит коварную дебютантку в эпохальном «Всё о Еве». Джозеф Коттен, отменно игравший в нуарах, фильмах Хичкока и много где ещё… Агнес Мурхед, удостаивавшаяся номинаций на «Оскар» за превосходные роли второго плана. И что тут уже объяснять про режиссёра Орсона Уэллса, создателя неподражаемого «Гражданина Кейна»!

26 марта 2014

Второй фильм Орсона Уэллса, беспощадно порезанный продюсерами и отчасти даже переснятый, шедевром вне времени не стал, но оставил неизменно узнаваемый стиль великого мастера, неподвластный никаким студийным ограничениям.

Главного героя картины зовут Джордж Эмберсон. Он надменный и избалованный отпрыск благородной аристократической семьи, ненавидящий людскую «чернь» и все, что с ней связано. Многие жители его родного городка были бы не прочь сбить спесь с молодого наглеца. Джордж всячески противится браку своей овдовевшей матери с автомобильным промышленником Юджином Морганом в исполнении Джозефа Коттена, считая, что тот недостаточно хорош для Эмберсонов.

Уэллс рассказывает зрителю о постепенном увядании и гибели старомодной знати и сословного общества, хотя в данной картине он и не подвергает высший класс той безжалостной критике, которая была присуща «Гражданину Кейну». В конце главный герой все-таки смог побороть гордость и попытался жить по-новому (хотя, вполне возможно, этот штрих принадлежал и не самому Уэллсу, а вездесущим продюсерам). Ведь эпоха меняется, на смену конкам приходят автомобили, на смену аристократам — пролетарии, на смену Эмберсонам — Морганы. Знать, так манящая своим великолепием, должна уйти. Она с головой погрязла в высокомерии, она не в состоянии видеть реальное положение вещей. Она пережиток великого, но утраченного прошлого.

В заключение напишу, что картина «Великолепные Эмберсоны» может показаться чуть затянутой, в ней отсутствует кейновский лоск и визуальное совершенство, но, как бы там ни было, это вполне достойное детище великого режиссера.

8 из 10

10 мая 2008

Мелодрама Великолепие Амберсонов появился на свет в далеком 1942 году, более полувека тому назад, его режиссерами являются Орсон Уэллс, Роберт Уайз, Фред Флек. Кто играл в фильме: Долорес Костелло, Энн Бакстер, Тим Холт, Рэй Коллинз, Эрскин Сэнфорд, Ричард Беннетт, Орсон Уэллс, Эдвин Аугуст, Джорджия Бакус, Олив Болл, Джек Бэксли, Уильям Блис, Лайл Клемент, Дон Диллавэй, Джон Эллиотт.

Расходы на кино составляют примерно 850000. Страна производства - США. Великолепие Амберсонов — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.