Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.1 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сердца четырех |
год: | 1941 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Константин Юдин |
сценаристы: | Алексей Файко, Анатолий Гранберг |
продюсер: | П. Пашков |
видеооператор: | Николай Власов |
композитор: | Юрий Милютин |
художники: | Георгий Гривцов, М. Жуков, М. Жукова |
монтаж: | Лев Фелонов |
жанры: | комедия, мелодрама |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
Сердца четырех. (реж. Юдин, сценаристы Файко, Гранберг). Их два фильма, две лучших комедии середины 20-го века. Одна — «Сердца четырех», снятая в 1941 году, сразу перед войной. Другая — «Небесный тихоход», снятая в 1946 году, сразу после войны. Об обоих фильмах при отсутсвии отрицательного можно сказать много одно и того же положительного.
«Серда четырех» это точное, ювелирно сделанное, тонкое, психологически верное, человечное, смешное чудо. С ним приятно жить, радоваться, любить его актеров, его героев.
Это фильм-наставник, фильм-учитель, фильм культуры, фильм отличных людей, фильм хороших манер.
Прошло двадцать лет после гражданской войны, родилось новое время, сформировались новые социалистические отношения и выросло новое поколение — ученые, профессора, инженеры, учителя, станционные работники, маникюрши, люди гражданские, люди военные. Все живут вместе в коммунальных квартирах, все социалистически равны и не равны. Маникюрша (Ирина Мурзаева) от Зощенко может выговаривать университетским ученым доцентам по теории вероятности все то, что они про них думают, а те будут отвечать им вежливо: «Приезжайте, там все вам будут очень рады…», хотя ей там не будут рады, не будут не рады, будут обычно, хлопотливо, соглашаться, не соглашаться, как всегда бывало в коммунальных квартирах, где встречались на общей кухне ученые доцентши и маникюрши.
Выросшие наполовину до революции, наполовину после революции, часто без образования родители, и их после революции родившиеся, выросшие, выучившиеся, образованные дети, при которых их заботливые старые матери были домработницами.
Два этих обстоятельствах во многом определяли ту перед войной нашу жизнь, и многие мы, теперь, уже старые, хорошо понимаем это. Мы учились в университетах, в аспирантурах, жили в общежитиях, наши необразованные родители навещали нас, и многие из нас стеснялись их и говорили им не разгуливать без особой нужды по коридорам. Это было грустно, и это было…
И фильм, «Сердца четырех», прекрасное смешное чудо, есть чудо и об этом тоже. Чудесные люди и их актеры, наши актеры, наши люди. И весь этот чудесный фильм о нас. Какими мы были, какие мы есть, какими должны быть.
Какими? — Как герои фильма «Сердца четырех».
Умная строптивая (на козе не подъедешь) Галина Мурашова (Валентина Серова) и старший лейтенант Павел Колчин (Евгений Самойлов), великолепная пара для строптивицы.
Премилая увлекающаяся студенточка первого курса с переэкзаменовкой на осень Шурочка Мурашова (Людмила Целиковская) и ее, равный ей по жизни, молодой, изучающий лягушек ученый Глеб Заварцев (Павел Шпрингфельд), прямо-таки созданы друг для друга.
Неповторимый старый профессор астрономии Аркадий Васильевич Ершов (Андрей Тутышкин), старый холостяк, неунывющий, веселый старый профессор, не чуждый (без всякой перспективы) поухаживать за симпатичными молодыми студентками и молодыми доцентшами.
Великолепный Эммануил Геллер, темпераментный запоминающийся ждущий в очереди у телефонной будки командировочный и одновременно такой же темпераментный опаздывающий к поезду грузин.
Фильм «Сердца четырех» есть несомненная удача творческого кино-коллектива. Сценаристы и режиссер, актеры, все талантливы, все необходимы, все к месту. Валентина Серова, Евгений Самойлов, Людмила Целиковская, Павел Шпрингфельд, Андрей Тутышкин, Всеволод Санаев, Ирина Мурзаева, Эммануил Геллер создали шедерв. Возможно, что их роли в этом фильме есть лучшие роли из всех, которые они играли.
25 ноября 2015
Ах, эти советские фильмы! Что они пробуждают в сердце моём? Может быть, это тоска по невозвратно ушедшим годам и безвозвратно ушедшей стране? Ведь я рождён в СССР! А может это просто ностальгия? Как по тому времени, так и по фильмам, которые изменили свой формат и обездушились в большинстве своём…
Кстати, затронул я такое зыбкое понятие как ностальгия. Для каждого она своя. И тут самое время вплотную поговорить о фильме, который возродил на экране до того мощную ностальгию в умах и сердцах зрителей, что даже пробудил уснувшее сознание народа. Того народа, который забрёл далеко в этом самом заблудившемся мире.
Так вот, скажу теперь менее витиевато. Фильм показывает времена и места, которые вскоре прекратят своё существование. Я не знаю, какой бездарностью нужно быть, чтобы не знать, что для нашей страны значит 1941 год! Надеюсь, таких меньшинство. Хотя количество таких субчиков будет расти. 1941 год — это самый год рождения этой картины. Скоро всё постигнет разруха. И восстановить удастся только спустя какое-то время. А теперь представьте как била ностальгия тех людей, которые помнили те улицы, те парки, которые уничтожила война!..
Я тут порылся в Википедии и узнал, что кое-что восстанавливали уже аж в 1988 году! И, таким образом, Евгений Самойлов (Колчин) и Всеволод Санаев (Еремеев) кое-что доозвучили уже в преклонных летах. Тут говориться о том, что в фильме заметны их старческие голоса. Но я, признаюсь, не заметил голосов 76-летних артистов… Может, я не столь внимателен. Но я смотрел ради удовольствия, а не ради нахождения побочных мелочей!
Сюжет прост. Причём настолько, что развязку я угадал почти в прологе. Вот само как только Галя (Валентина Серова) столкнулась (в прямом смысле) с Колчиным, а Шура (Людмила Целиковская) появилась на одной сцене с Глебом (Павел Шпрингфельд), я догадался к чему кривая выведет. Но как это будет, это оставалось загадкой. Нынешние множественные комедии и то более предсказуемые. А потом мне на секунду показалось: «Да ну! Неужели всё-таки не бывать этому!»…
Фильм интересен также цепкими фразами героев. Особенно Гали и Колчина. Как они парируют теми же выражениями колкости друг друга — это отдельный гвоздь программы.
Собственно, возраст фильма пусть не смутит никого! Он очень интересен!.. А факты можно найти легко. Нынче под рукой интернет. Кое-где, оказалось, всё-таки и тут не обошлось без товарища Сталина. Но омрачать лёгкую комедию не хочется.
9 из 10
22 сентября 2013
Этот фильм снят семьдесят лет назад — целая человеческая жизнь! Снят в стране, которой больше нет, с участием кинозвёзд, уже покинувших этот мир. И может показаться, что «Сердца четырёх» — это фильм-миф о мифических людях, живших в мифической стране. Отчасти так оно и есть… Однако всего лишь отчасти. По большому счёту это обыкновенная романтическая комедия, десятками штампуемая по всему миру, не говоря уже о Голливуде. Всё очень мило и непосредственно, весело и забавно.
Что примечательно — комедия «Сердца четырёх» нисколько не устарела, не покрылась пылью, а весьма актуальна. Достаточно легко представить себе «Сердца четырёх» так, если бы они были сняты в наши дни в США, с участием голливудских звёзд, с современными попсовыми песенками в качестве саундтрека и с обязательным хэппи-эндом! Тогда я бы поставила такому фильму примерно 6—7 баллов из 10.
Но вышло так, что фильм «Сердца четырёх» был снят в 1941 году в СССР, что говорит само за себя. 1941 год — год переломный, после которого жизнь будет мериться категориями «До» и «После». Ужасное время, которое поглотит человеческие жизни десятками миллионов. Эпоха, которая немецким сапогом жестоко и бесправно растопчет огромнейшее количество человеческих мечт, желаний, надежд и стремлений.
«Сердца четырёх» должны были бы быть сняты в иное время, не столь ужасное и трагичное. В таком случае его ждала бы другая судьба — более успешная. Взять хотя бы 50-е годы, вполне удачный отрезок времени для подобного кино. Но «сороковые, роковые» не пожалели никого и ничто!
И вот именно за то, что «Сердца четырёх» родом из 1941 года, мне он очень полюбился! Вся инфантильность, открытость и наивность героев ещё лучше помогает понять трагизм того, что произошло в нашей стране с июня 1941 по май 1945.
Они так верили, надеялись и любили, так хотели счастья, а ждало их совсем иное — расставания, боль, страх, смерть — постылые ужасы войны!..
10 из 10
25 января 2011
Удивительный фильм для эпохи предчувствия второй Мировой врйны — все ждали катастрофы и о любви думали в последнюю очередь. Поэтому фильм К. Юдина был признан «критиками» как «не отвечающим требованиям времени» и положен «на полку», до 1944 года, когда Советское правительство «вдруг» поняло, что «простому» народу жизненно необходимы гуманистические темы Любви, Надежды, Веры.. .
Наверняка, режиссёр не имел ввиду конкретно именно эту «сверхидею», но, скорее всего, подсознательно чувствовал, что общечеловеческое понимание счастья и личные переживания, имеют более важное значение, чем «партийная линия». государства и «триумфа строителя коммунизма». Поэтому эта картина на излёте войны имела колоссальный успех (пятое место тогдашнего «рейтинга» лучших фильмов) — люди изголодались по «простым» человеческим отношениям.
Другая цель просмотра этой картины — дуэт двух «супер актрис» сталинского времени — В. Серовой и Л. Целиковской: первая — почти официальная героиня советского героико-романтического кино («Жди меня»), а вторая — ветреная «стрекоза» («Антон Иванович сердится»), каковой, по выражению Сталина, «не может быть настоящая советская девушка». Обе закончили свою творческую жизнь довольно печально…
А пока — беспечное лето, высокое солнечное небо, радости молодой жизни. И никакой политики…
Если вы знаете этот фильм — пересмотрите ещё раз.
А тому, кто посмотрит в первый раз, я завидую.
19 февраля 2010