Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тимур и его команда |
год: | 1940 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Александр Разумный |
сценарий: | Аркадий Гайдар |
продюсер: | С. Томский |
видеооператор: | Петр Ермолов |
композитор: | Лев Шварц |
художник: | Иван Степанов |
монтаж: | Т. Мартынова |
жанры: | боевик, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 декабря 1940 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 20 мин |
Давным-давно нет той страны, и тех мальчиков и девочек нет, не говоря уж о взрослых. Первым ушел сценарист, Аркадий Гайдар в самом начале Великой Отечественной войны.
Сюжет всем известен — дочь комполка Александрова Женя знакомится на даче с командой Тимура — ребят, которые тайком помогают семьям военных и враждуют с ватагой местных хулиганов под предводительством «атамана» Квакина. Дружба, конфликты, тайны и приключения. Когда Гайдар переделал сценарий в книгу, она стала очень популярной и оставалась такой на протяжении многих десятилетий. К сожалению, двум продолжениям — «Комендант снежной крепости» и «Клятва Тимура» — повезло меньше.
Все играют удивительно натурально, искренне — и дети, и взрослые. Особенно хороши Екатерина Деревщикова в роли Жени и Борис Ясень в роли Квакина.
Потрясающая история — удивительное сочетание безмятежности и тревожного ощущения будущей грозы. Все, всё пропитано ожиданием грядущей войны — от девичьих песен («Летчики-пилоты, бомбы-пулеметы, вот и улетели в дальний путь. Вы когда вернетесь? Я не знаю, скоро ли. Только возвращайтесь хоть когда-нибудь».) до военных эшелонов, которые куда-то идут, идут бесконечным потоком.
Сейчас у ребят игры, и самое страшное, что с ними может случиться — драка с хулиганами. А совсем скоро начнется война, и на нее предстоит отправиться многим — и персонажам, и реальным людям.
21 июня 2020
Шутка ли: фильму уже под 70! И ничего — выпущен на DVD. Я лично — только за.
Мне вообще нравится творчество А. Гайдара. Есть, конечно, и слабые произведения, в первую очередь, ранние, но есть и, действительно, культовые вещи: «Чук и Гек», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда» и др. Понятно, что идеологическая составляющая в книгах присутствует, где-то больше, где-то меньше, от этого никуда не денешься, но разве это главное? Взять меня, к примеру. Великую Октябрьскую Социалистическую Революцию иначе как трагедией для страны и назвать не могу. Отношение к большевикам, коммунистам — соответствующее. Но! Никоим образом это не мешает мне любить «Неуловимых мстителей», «Вечный зов» и т. д., или раз от раза перечитывать того же А. Гайдара. Я хочу сказать, что необходимо разделять художественную ценность произведения, будь то фильм или книга, и несомую им дополнительную идейную нагрузку.
Не всё меряется политикой. Не зря Гайдар считается детским писателем. Есть в его произведениях что-то такое, что остается актуальным, ценным, интересным даже сейчас — спустя столько времени, несмотря на глобальные изменения, произошедшие с нашей страной, обществом.
«Тимур и его команда» — это, что и говорить, легендарное произведение. Просто удивительно: простым, понятным, доступным каждому языком автору удалось рассказать незатейливую, но, в то же время, серьезную и поучительную историю, вмиг снискавшую народную любовь и получившую такое широкое признание.
Что касается экранизации… Конечно, повесть в своем окончательном варианте получилась, с точки зрения содержания, лучше. Кое-что добавлено, подредактировано и пр. После нескольких прочтений хочется видеть едва ли не дословное воспроизведение ее на экране — настолько ты привык к каждой фразе, реплике. В этом плане, безусловно, сложновато. Мне, во всяком случае. Но, в целом, картина, я считаю, сделана на достаточно высоком уровне. Передано главное — настроение, атмосфера. Можно сколько угодно говорить о том, что на самом деле все было не так, что в кино истинная жизнь советского народа безбожно приукрашивалась, лакировалась и пр., что всё это фальшь и лицемерие — я не стану спорить. Знаю только, что «хорошо в стране советской жить» — во всяком случае, вот конкретно в этой, увиденной на экране. Даже если рассматривать это просто как сказку. Потому что мне понятны и близки идеалы, устремления, ценности этих людей, я, можно сказать, искренне завидую их вере в себя, в свои силы, их оптимизму. В сравнении с этим нынешнее положение дел ничего кроме отвращения и тоски у меня не вызывает. Может быть, именно поэтому я ищу «спасения» в таком кино.
Хороший, добротный фильм «по» замечательной книге — я ставлю
8 из 10
30 июля 2009
В тот год страна готовилась к войне, как потом выяснилось — ко Второй мировой. К тому времени СССР успешно поглотил Прибалтику, не обращая внимание на ее глухое недовольство, и самозабвенно играл с Германией в стратегию реального времени под кодовым названием «пакт о ненападении».
Большая часть населения, как водится, знала лишь то, что позволено было знать. Красная Армия требовала новых и новых бойцов, мужчины шли на фронт, и для спокойствия внутренней обстановки требовалось, чтобы они уходили с песней. Война пропитывала воздух насквозь, но дышать им пока было легко. Война еще не пришла на нашу землю.
Аркадий Гайдар, который, по известной поговорке, в шестнадцать лет командовал полком, дышать воздухом без войны не мог уже органически. Его яркий талант был отточен жестокостью его отрочества и отполирован истовым, безнадежным желанием мира, которого Гайдар не знал никогда. Стране требовались произведения искусства патриотические и искренние одновременно — Гайдар мог их предоставить. Он написал сценарий к «Тимуру и его команде», дав главному герою имя своего сына. Фильм породил резонанс почти беспрецедентный — в «тимуровцев» стали играть по всей стране.
Прошло много лет. Вторая мировая давно завершилась, СССР развалился, Россия худо-бедно ищет свое новое место в мире… а фильм до сих пор смотрят.
Конечно, ведь фильм остался живым и задорным. Очень весело творить добрые дела тайком, словно шалость. Весело мастерить всякие хитроумные штуки, вроде самодельных телефонов. Недаром дети Союза с восторгом подхватили эту игру.
Осталась и хорошая игра юной Кати Деревщиковой, сыгравшая свободолюбивую самостоятельную Женю, способную быть и серьезной, и лукавой. Этот образ, один из центральных, донельзя обаятелен.
Осталось и противостояние «комиссара» и «атамана», Тимура и Квакина. И вот об этой линии и хочется поговорить особо. Жаль, Ливий Щипачёв Тимура играет довольно неровно. Конечно, сложно выдать достоверный образ столь правильного мальчика, пионера до мозга костей, образец для подражания. Он преуспел в самом важном — не допустил режущей глаз фальши, но и на абсолютную искренность его не хватило. Кое-где он явно переигрывает, хотя — обычно с дуэте с Женей — бывают донельзя точно сыгранные эпизоды. Их еще только чуть тронутая чувственностью дружба показана очень трогательно.
Тем не менее, своего Тимура Гараева он создал. Маленький белобрысый отрок с пронзительным голосом и почти взрослой серьезностью. Конфликт еще не укрепившегося тела и сильного духа налицо — никто из взрослых не принимает его всерьез. Только сверстники, которым не застит глаза самодовольство старшинства.
Антипод Тимура, Мишка Квакин, как выясняется, не совсем антипод. Высокий, черноволосый, уже почти юноша, и тоже вожак — правда, не пионеров, а хулиганов. Неглуп, ироничен, по-своему добр и даже великодушен.
История мальчишеской дружбы-вражды — тема беспроигрышная, и эта ее вариация очень неплоха. Мишка исподволь восхищается Тимуром, но, гордый, дружбу свою предлагать не собирается, и уважение Тимура надеется взять с боя — правда, не сразу понимает, что за хулиганства «комиссар» его будет только презирать.
Кульминация наступает в ночь судилища. Обряженный в унизительные лохмотья и колпак (почти библейская история, призрак тернового венца — мучает вопрос, сознательна ли параллель?), Квакин один стоит перед Тимуром, за которым — сила. И слышит слова презрения. Как сумел он пережить катарсис, вытащить наружу добрые чувства к «комиссару»? Просто — увидев позже унижение Тимура, обвинения Ольги в его адрес, тем горчайшие, что не просто несправедливы, а дважды: ведь Гараев не то что не совершал, он предотвратил «преступление»! И Квакин увидел в нем свою же задетую гордость. Но не позлорадствовал — проникся сочувствием.
Видимо, Тимур тоже понял его тогда. Поэтому провожать в Красную Армию дядю Тимура вместе шли и Тимур с друзьями, и Мишка.
Может быть, идеология и лгала, но не лгала дружба. Поэтому фильм не умер
8 из 10
3 февраля 2009