Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.6 |
IMDb | 5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Случай в вулкане |
год: | 1940 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Александра Хохлова, Лев Кулешов, Евгений Шнейдер |
сценаристы: | Осип Брик, Михаил Розенфельд |
продюсер: | Г. Кундрат |
видеооператоры: | Луи Форестье, Михаил Кириллов |
композитор: | Давид Блок |
художник: | Феликс Богуславский |
жанр: | приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 марта 1941 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 3 мин |
Нечасто встретишь «перлы», подобные «Случаю в вулкане»! Сказать, что кино забавное — значит, ничего не сказать! Это самое настоящее фантасмагоричное действо, главными жанрами которого являются вовсе не приключения, а — «комедия» и «фантастика». Комедия, потому что Пётр Алейников осчастливил режиссёра своим присутствием «по полной программе», а фантастика, потому что в картине фантастично всё: от начала и до конца. Достаточно прочитать строчку из синопсиса «Андрей Латонин уже неоднократно прыгал с парашютом, однако в день праздника испугался и остался в кабине самолета», чтобы понять — сценаристы в глаза не видели человека, готовящегося к «новым рекордам». Впрочем, бог с ним, с прыжком. Дальше начинается самое захватывающее. На дворе 1940 год. Начальник комплексной экспедиции, которая изначально смахивает на турпоход самой лёгкой категории, заявляет, что им ничего не известно про вулканы! Ничего себе, сказал я себе! Зародыши русской вулканологии можно видеть в описаниях вулканов почти у всех путешественников и исследователей Камчатки, начиная с Крашенинникова (1755 г.), затем Эрмана (1836), Дитмара (1901) и особенно Богдановича (1904). К 40-м годам в СССР проводился уже третий этап вулканологических исследований, а с 1935 года начато непрерывное изучение вулканов на Ключевской станции! Возникает вопрос, для какой целевой аудитории снималась картина? Если для детей (всё-таки — «Союздетфильм»), то зачем детям «взрослые отношения»? А если для взрослых, то, как это всё соотносится с трусливым парашютистом и вулканологами-неучами, которые лезут в жерло вулкана в очках, но без противогазов! Не хочется обвинять в некомпетентности одного из основателей «Комсомольской правды» сценариста фильма Михаила Розенфельда, погибшего под Харьковом в 1942 году. Видимо, был вот такой вот абсурдный заказ, и заказ этот, во что бы то ни стало, постарались выполнить.
Небезынтересно будет мнение главной героини Лидии Николаевны Смирновой об этой картине, поведанное актрисой читателям в её книге «Моя любовь»: «И вот фильм «Случай в вулкане». Он сначала назывался «Отчаянная голова». Режиссёром был Евгений Шнейдер… Кроме меня, в картине участвовали Володя Шишкин и Петр Алейников. Фильм про экспедицию, идущую на вулкан. Мы там что-то исследуем, теряемся, у меня роман с Алейниковым и Шишкиным. Шнейдер — очень хороший человек, но никакой не режиссёр. Это совершенно очевидно. Мы в Ялте, живём в гостинице. Извержение вулкана снимаем на Ай — Петри. Делается огромное железное корыто, в которое нас сажают, а ниже, на обрыве, — другое корыто, с нафталином. Нафталин зажигается, он летит хлопьями, величиной с лопух. Идёт жуткий дым, а нас опускают в первом корыте. Мы, естественно, в каких-то комбинезонах, специальных головных уборах, на нас всякие приборы для исследования. Когда нас опускают, мы еще терпим, хотя еле дышим. А нафталин горит все сильнее, он делается жирным, как масло, падает и размазывается по рукам, лицу, телу. Нас поднимают, мы выходим обалдевшие, задохнувшиеся и играем сцену — важный разговор. Когда приезжаем в гостиницу, сажа и грязь никак не хотят отмываться. А ещё у нас была сцена, которую мы репетировали в номере у Шнейдера. Я уходила в ванную, должна была там прятаться и на какой-то реплике выскакивать и продолжать диалог. Шнейдер сидел за столом, Алейников репетировал, а я сижу в ванной, жду реплику. Вдруг слышу крики, выскакиваю и вижу такую картину: сидит возмущенный Шнейдер, а Петя Алейников расстегнул брюки и положил на стол свои «причиндалы». Я ахнула, а Петя кричит: «Вы не режиссёр, вы вот кто!» Не знаю, может быть, он был пьян, но думаю, что нет. Он сорвался, ему не хватило терпения слушать бездарные замечания режиссёра.
Шнейдер заявил, что до тех пор, пока Алейников не извинится, никаких съёмок не будет. Вся группа ходит на пляж, купается, время идёт. Шлют телеграмму в Москву, в партком. Никто ничего не делает, никаких съёмок нет, а Алейников извиняться не собирается. Шнейдер, обиженный, грустный, униженный, сидит в номере и ждёт решения партии. Приезжают члены парткома, заседают в гостинице, вызывают Алейникова, прорабатывают его по первое число, требуют извинений. Алейников долго сопротивляется и, наконец, выдавливает: «Я, конечно, извиняюсь, но он всё равно не режиссёр, а говно». И его простили, чтобы не срывать съёмки. Следующий эпизод «Случая в вулкане» снимался на корабле, который должен доставить экспедицию к вулкану. Картина не получалась. За переделку сценария взялись О. Брик с Л. Кулешовым, а потом еще и В. Шнейдеров, которому передали постановку фильма. Съёмки перенесли в Одессу, и опять — пшик. Кратер вулкана построили в Москве, в Лиховом переулке, на студии «Детфильм». Но это потом. А пока мы направляемся на белый пароход «Кубань». У него вдавленный нос, он когда-то врезался в камни. Корабль стоит на рейде, мы садимся в лодку и плывём, чтобы снимать наш «гениальный» фильм…' Порою взгляд на фильм «изнутри» много интереснее и содержательнее того, что наснимали «снаружи». Впрочем, хоть я и поставил «серую» оценку, рецензию всё равно сделал зелёной — ради ощущения почти водевильной пародийности, и ради ярких, весёлых и крайне находчивых актёров.
5 марта 2018