Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 7.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Правила игры |
английское название: |
La règle du jeu |
год: | 1939 |
страна: |
Франция
|
слоган: | «One of the two or three greatest films ever made in France.» |
режиссер: | Жан Ренуар |
сценаристы: | Жан Ренуар, Карл Кох, Пьер-Огюстен Карон де Бомарше |
продюсер: | Жан Ренуар |
видеооператоры: | Жан-Поль Альфен, Жан Башле, Жак Лемар, Ален Ренуар |
композитор: | Жозеф Косма |
художники: | Макс Дюи, Коко Шанель, Эжен Лурье |
монтаж: | Марта Юге, Маргарит Ренуар |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 5500500 |
Сборы в США: | $273 641 |
Мировые сборы: | $273 641 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 июля 1939 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
Легка и красивая комедия про то, что красиво жить не запретишь.
Так кажется большую часть фильма.
Хочется наслаждаться видами и не хочется осуждать их глупые, но забавные интрижки и нарушения общепринятых норм морали, ведь, в конце концов, это французы, у них всё по-особенному. И даже немного завидно — у нас «такая» жизнь оборвалась резко, а у них сохранилась, и ничего.
А потом наступает развязка.
И смех заканчивается, наступает осознание бессмысленности жизни и бесконечного одиночества главного героя, да и всех остальных героев картины.
Впрочем, осуждать их всё равно не хочется. Только жалеть.
А ещё помнить, что совсем скоро начнётся война, в которой они проиграют.
13 сентября 2020
Поддерживая интригу окрашу эту рецензию в самый справедливый цвет, выражающий мое отношение к просмотренному. Что тут скрывать и отшучиваться, если не понравился мне этот признанный шедевр мирового кинематографа.
Нет никаких сомнений в том, что Ренуар поставил фильм выверено и виртуозно, внимательно прописывая все сюжетные ходы, мило умалчивая многие острые углы (не забывая при этом их ненавязчиво обострить), лукаво высмеивая это скромное обаяние с которым люди занимают свои буржуазные позиции на жизненной шахматной доске. Выбранные режиссером интонации приближались по своей остроте к стёбу, и в годы выхода вполне заслуженно срывали многочисленные овации преданных поклонников.
Но оригинальны ли избранные режиссером решения? В сущности, практически все его раннее творчество было посвящено осмыслению сходных вопросов и реализации аналогичных визуальных решений. Те или иные элементы, собранные в «Правилах игры» можно встретить в «Суке» и «Преступлении господина Ланжа», «Будю, спасенном из воды» и «Человеке-звере». Позже все это было более успешно «препарировано» в «Дневнике горничной». Ренуар всего-лишь продолжал привычный для себя дискурс.
Кстати, элегантно высмеивая привилегированный класс Ренуар сводил все к абсурду. Рисуя совершенно заурядные композиционные зарисовки, допускающие наличие логических сбоев и неточностей он приводил все к нарушению симметрии, скрытой буре. И так уж сложилось, что именно «Правилам игры» было суждено стать базисной основой для создания куда более хулиганских и прорывных фильмов Бунюэля и Рене, ставших сразу же шедеврами.
«Правила игры» — это занимательная абракадабра, изысканная бессмыслица внимательное изучение которой влечет резкий вызов к социальной несправедливости. Собравшиеся в особняке гости также лишены осмысленности, как и произошедшее убийство. А расследование преступления и наказание виновных будут такими же странными, как и его причины.
Впрочем, смысловой код, подтекст фильма, безусловно взрывной, слишком уж оторван от его структуры. Следить за последовательностью эпизодов и происходящими коллизиями весьма непросто, особенно принимая во внимание наличие куда более эффектных аналогов. Трудно оспаривать влияние ленты на кинематограф, но симпатии к нему — дело вкуса. Мне вот совсем не понравилось.
5 из 10
15 июля 2015
Экранизация романа Золя «Человек-зверь» вышла у Жана Ренуара неоднозначной, хоть и была обласкана критиками. Сам режиссер словно чувствовал необходимость творческих перемен и обратил свой взор на французскую аристократию. Так появился на свет фильм «Правила игры» — водевиль по духу и трагикомедия по содержанию. Люди из высшего света, их нравы, их слуги, да лётчик Андре, что держится особняком — он принят в этот сливочный мир бомонда, вот только сам далеко не все готов принять.
За год до «Кейна» вышла в свет эта лента и была освистана еще не готовой публикой, и затем чуть не сгинула в пламени второй мировой. А меж тем фильм Ренуара для своего времени ни чуть не менее новаторский, нежели уэллсовский шедевр. Только вот «Правила игры» не наваливаются на зрителя глыбой фундаментальности, напротив, фильм может показаться проще, чем есть на самом деле. Будни высшего света — взрослые люди без ума от механических птичек, потешных спектаклей и шумных вечеров. Общество, где интеллектуал и невежда равны и понимают друг друга с первого слова, хоть второй и не видит разницы между колумбийским и доколумбовым. Тут взамен любви играют прихоти и соприкасаются эпидермы — что поделать, у этих людей прав во сто раз больше, нежели обязанностей. Любая блажь — комильфо. Ренуаровская аристократия не просто безмятежна, она давно потеряла всякую связь с изменчивым миром и обитает в ограниченном пространстве собственных убеждений. Герой Ролана Тутена — убежденный идеалист и безнадежный романтик — пытается подавить собственную строптивость, дабы сблизиться с супругой знатного маркиза. Андре типичный бунтарь, вламывающийся в чужой монастырь с целой котомкой уставов. Тут же свои правила игры, по которым карты раскрываются уже после раздачи, а фигуры на доске разбросаны в случайном порядке. О факте измены узнают все, но каждый сделает вид, что ничего не видел. Играя по правилам хорошего тона, вряд ли поймешь, кто искренне влюблён, а кто просто работает на публику. Ренуар воссоздал на экране облик бесхребетного бомонда, которому суждено было сгинуть в недрах истории подобно реликту, нацисты лишь ускорили необратимый процесс.
Что касается вышеупомянутого новаторства, то Ренуар одним из первых практически полностью отказался от статичности заднего плана. В «Правилах игры» действо в кадре подчас делится на два уровня, причем беззвучно мелькающие на задних планах события иной раз оказываются не менее важными для сюжетной целостности картины. Сценам присущ символизм, так охота на дичь предстает перед зрителем ленивым отстрелом, при котором животных загоняют слуги, тогда как господа не двигаются с места. Однако застой сменяется шумной пирушкой, круговертью сцен, в которых звучат выстрелы, мужчины дерутся на кулаках, но вокруг царит совершенное спокойствие — никто не воспринимает происходящее всерьез. Никто и не воспримет — в какой-то степени это можно считать пророчеством, хотя тогда, в тридцать девятом, Ренуар мог только гадать о будущем своей родины. Его «Правила игры» легки и меланхоличны одновременно. Герои ленты пусты лишь на первый взгляд, но если присмотреться внимательно, можно увидеть укутанную под шаль хорошего тона индивидуальность. Ничто не губит личность сильнее безразличия, а оно неизбежно поселится в душе, если чувства подменить тактом. Ренуар по старой привычке и себе взял роль, на этот раз не второстепенную. Его Октав не богат, но знатен, в отличие от Андре он смог вжиться в это общество правдивого обмана, естественных масок и ненаигранных притворств. Он лучший друг летчика и его антипод, страдающий еще и от безответной любви к той же женщине. Зря ополчились на Ренуара его современники, ведь помещая себя в фильм в столь сложной ипостаси, режиссер демонстрирует собственную неотрывность от высшего общества. Как, впрочем, неотрывны и слуги, егеря, и даже контрабандист — приближенные к свету герои из «черни» ведут себя так, словно они часть аристократической среды, разве что обедают за другим столом. В уходящей эпохе все смешалось воедино, а водевиль стал прозаичней, да безрадостней, при всей своей видимой комичности.
13 июня 2014
Этот фильм для настоящих ценителей черно-белого кино. Мне он понравился, хотя признаю, что картина весьма своеобразная. Сатиру на французское аристократическое общество смогут оценить, видимо, не все. Фильм восстановлен, звук отличный, просмотру ничего не мешает.
Сюжет поначалу местами скучноват, но имейте терпение, ближе к концу действие очень оживает и разгоняется, пожалуй, даже чересчур. Показан быт и нравы аристократов и их прислуги. Весьма подробно представлен процесс охоты. Откровенная беседа двух женщин — ох, уж эти французские нравы! Также назван безотказно работающий способ завоевания женщины, кто хочет узнать подробности, смотрите.:) Из маленьких нюансов быта выделю музыкальные шкатулочки и домашний театр — там такой красавец скачет! Ближе к концу целый круговорот страстей и привязанностей!
Поначалу фильм осудили, а после войны признали шедевром и неоднократно включали в список десяти самых значительных фильмов мирового кино (публиковался каждые десять лет, начиная с 1952 года!).
«Дружить с мужчиной — это все равно, что искать Луну в солнечный день!»
9 из 10
28 ноября 2013
«Единственное, что я мог принести в этот мир, жестокий и нелогичный, — это свою любовь…»
- этими словами мастера можно охарактеризовать фильм. Его абсурдные коллизии, так близкие коллизиям нашего мира, нисколько не отдают ненавистью или издевкой по отношению к высшему обществу да и к любому обществу вообще. Не случайно Ренуар без сожаления вырезал из картины компрометирующие сцены, так как задачу посмеяться над буржуазией отнюдь не ставил. Все что было нужно режиссеру, это показать некоторую абсурдность человеческих желаний и страстей, мимолетность любого порыва, и связанную со всем этим бессмысленность насильнической силы, проявления которой, так часто фигурировали в сценах фильма. Неслучайно фильм снят накануне второй мировой войны. Ведь желание одной нации триумфально возвыситься над другой, сравнимо с глупостью собственнической любви или глупостью охоты, затеваемой забавы ради. Тем не менее, режиссер не отменяет ни того ни другого ни третьего, он бессилен, все, что ему остается в итоге — скромно улыбаясь, смотреть на нас с вами, смотреть с пониманием, грустью и всепрощающей любовью.
10 из 10
16 декабря 2011
Тяжело анализировать данное творение французского мастера, зная что этот фильм, уже многие годы входит во всевозможные топ-листы «10 лучших картин в истории кино». Особенно, когда сам её считаешь далеко не лучшей лентой даже у самого Ренуара.
Как говаривал один ныне покойный кинокритик- Жан Ренуар стал пионером «горизонтального кино», то есть, намеренно отказываясь от идеологического строения мира и истории идей, он перешёл к самому человеку, «свернув с дороги» знаковых акцентов и образов-подсказок «на тропу» документальной действительности и излишества диалогов.
«Правила игры»- стал одновременно и прощанием со старым добрым довоенным кинематографом и предтечей неореализма и «новой волны». Видимо из-за этой своей инновационности, он и «обласкан» таким вниманием кинокритиков и высокими местами в «хит-парадах всех времён». Но с точки зрения постановки и цельности, он всё же несколько сумбурен и неаккуратен, особенно в сравнении с более ранними работами француза.
Первое что бросается в глаза при просмотре этого фильма, это внешняя заурядность героев, выглядящих как обычные люди «из толпы». Бесконечно болтающие и театрально переигрывающие актёры плетут сей занятный фарс, создавая немыслимые геометрические формы «любовных многоугольников», на фоне зеркально отражающихся взаимоотношений слуг и их хозяев.
Ключевое слово в названии картины- игра, и действительно персонажи словно играют в жизнь, «прожигая» отведённое им время в бессмысленных пустяках. И вот так, со всей инфантильностью, незаметно, они заигрываются и начинают играть судьбами друг друга. Легкомысленность действия подкрепляется такой же легкомысленной манерой съёмки, летящей в ностальгическом порыве.
Сцена охоты на время отрезвляет сюжет и зрителя, боясь оказаться чужеродной в общем месте «пучины флирта», она всё же является единственной символической слабостью выдержанного режиссёром «антиобразного» стиля. Истинно- тут все являются жертвами, но также все являются охотниками. Хищники «поедающие» ближнего своего.
Пройдёт немного времени и эпоху поместных охот и механического пианино растопчет «арийский сапог», разделив французскую нацию не по классово-сословному принципу, а на участников «Сопротивления» и коллаборационистов.
7 из 10
6 июня 2011
Это лучший фильм Ренуара, посмотрев который, понимаешь, что даже столь выдающийся режиссер мог добиться подобного успеха всего раз в жизни. Говорят, что эту картину восстанавливали по частям, и, может быть, поэтому она воспринимается немножко сумбурно — вдруг там что-нибудь изначально было смонтировано по-другому. Настоящего киномана это не должно волновать, поскольку он и так поймет, что это великое произведение, а если же вы, начав смотреть этот фильм, бросите его на 10 минуте, испугавшись бурлящего многословия, то вам и подавно должно быть все равно. Я считаю этот фильм предвестником поздних драм Буньюэля: здесь не с меньшей силой заклеймено скромное обаяние буржуазии, разве что, (почти) отсутствует сюрреализм, поскольку Ренуар прекрасно без него обошелся.
Эта картина — учебное пособие для режиссеров, как надо снимать кино. Не вижу смысла вдаваться в подробности, скажу только, что тот, кто эту картину не досмотрит до конца, поступит крайне глупо. Не забудьте посмеяться над самим Ренуаром в медвежьей шкуре, а также поизумляться тому, действительно ли в этом фильме убивали кроликов и пернатых, поскольку выглядит этот процесс совершенно реалистично. При выходе на экраны картина провалилась, потом была запрещена франкистами и т. д. — короче, пропустить такое нельзя. После «Правил игры» «Великая иллюзия» смотрится просто неприлично сентиментальной.
9 из 10
19 октября 2010
Сегодня в карьере французского режиссера Жана Ренуара «Правила игры» чаще выделяют на фоне прочих режиссерских лент. Эта работа так навсегда и останется привязана к началу Второй Мировой войны, вынудившей режиссера покинуть Францию, и долгие годы работать в Италии и Голливуде. Словно предвидев подобный исход, Ренуар создал картину, которую назвал «драматической фантазией», обличающую бессмысленную жизнь французской аристократии, на двадцать лет опередив, похожую по направленности и считающуюся эталоном жанра «Сладкую Жизнь» Феллини. Сам Ренуар обозначил, что фильм не претендует на серьезное исследование нравов, чем скорее подтвердил это самое исследование, нежели опроверг. Но при всем при этом «Правила игры» остаются именно дивертисме́нтом — развлечением с примесью легкого фарса, что, как нельзя лучше, отображает пустоту развлечений аристократии.
Начинается все с грандиозного подвига Андре Жюрье, перелетевшего Атлантический океан, и, вопреки ожиданиям собравшихся журналистов, вовсе не в восторге от своего достижения и даже разочаровался в жизни, потому как девушка, ради которой совершен был поступок, даже не приехала встретить его. Уже в этом жесте Андре чувствуются две натуры — храброго рыцаря и капризного мальчишки, чьи надежды не оправдались. Всему виной разница в понимании отношений, для девушки легкий флирт был обыденным делом, для серьезного же авиатора послужил катализатором высоких чувств. Любовь и Игра в фильме Ренуара равнозначны, об этих правилах, по которым существует высшие общество Франции конца тридцатых, и пойдет речь — праздники, охота, любовные интриги и победа фальша над естественностью (хотя, когда в высшем-то обществе было иначе?)
И любовь из них большее. Один из плакатов «Правил Игры» изображает Амура на шахматной доске, окруженный центральными персонажами фильма, лучшей иллюстрации происходящему придумать сложно. Все запуталось в любовных играх, но важнее то, что настоящего пылкого чувства не испытывает никто из этих людей, в лучшем случае это интрижки, иногда и просто флирт ради развлечения, потому что так заведено, а вовсе не из-за намеков. На удочку таким, ничего не значащим жестам и попался авиатор Андре Жюрье, поставив цель завоевать даму сердца и жить с ней долго и счастливо. Однако, и брак в фильме значит очень немногое, у главной героини есть муж, но едва ли ее одолевает ревность, когда она узнает, что у него есть любовница, ведь, в конечном итоге сердце суженого уже давно занимают лишь охоты и механические птички.
Звучит в фильме и превосходная цитата Шамфора: «Любовь в высшем обществе — это обмен причудами и контакт двух эпидерм», что отражает центральную мысль фильма Ренуара. Вообще сама история Шамфора, как и его афоризмы, близка тематике фильма, а может даже оказаться ключом к глубинному его пониманию, ведь от самого писателя, популярного в высшем свете XVIII века, на сегодняшний день остался лишь сборник этих самых афоризмов, обличающих общество, в котором обедов больше, нежели аппетита. Вот так и герои «Правил Игры» сами выставляют напоказ недостатки, здесь не фигурирует сторона, которая могла бы их упрекнуть, да и не нужна она, ведь все и без нее понимают свою громадную роль в общественной жизни Франции.
Главная проблема, демонстрируемая Ренуаром, заключается в избыточной фальши, захватившей жизни и чувства, окутав их пеленой прелестной лжи. Здесь скучны искренние люди и может сойти за комплимент фраза: «К счастью, вы слабый человек». Идеалы сбились — здесь нещадно убивают живых существ ради развлечения и переживают по потерянному болтику от заводной малиновки. Людей заменяют механические игрушки, их движениям восхищаются ровно так же, как и человеческому успеху. Режиссер намеренно насытил сцены предметами, похожими на живые, но являющиеся воплощениями искусственности, будь то заводные игрушки, ложные цветы или лица статуй. Отступают и границы морали, герои этого мира гордятся беспринципностью, не удивительно, что тихоня Андре Жюрье выделяется более остальных — он был тут лишним изначально, поэтому судьба его одного трагична в высшей степени. Но об этом совсем никто не пожалеет.
Главных героев нет, каждый, по-своему ярок, каждому уделяется достаточно времени для раскрытия, тем не менее самую запоминающуюся роль режиссер сыграл сам. Его Октав — великовозрастный увалень, в котором прослеживаются зачатки благородной натуры, заплывшие жирком бессмысленного существования. Его финальный монолог — идейная кульминация картины, он открыто признает свой образ жизни жалким и бесполезным, признает, что в молодости мечтал быть кем-то значимым, да и до сих пор лелеет эту трогательную надежду, но, вместе с тем, жалеет, что трагическая ирония обошла его. Этот человек всерьез разбит тем, что судьба настолько ласкова к нему. Октава любят все, он из тех славных людей, именуемых душой компании. Вот только душа эта, в своей глубине, презирает себя.
Итог: драматическая фантазия режиссера Жана Ренуара, показавшая во всем цвете аристократию предвоенной Франции, где внутренняя пустота восхваляется и торжествует над никому не нужной честью.
27 октября 2009
Молодой авиатор Андре Журье совершает рекорд по перелету через Атлантику на самолете. Приземлившись, он признается в радиоэфире, что данный подвиг он сделал ради женщины, которая даже не пришла его встретить. Для многих эта женщина так и осталась не названной, но избранный круг знает, что это Кристин, замужняя женщина из высшего общества. Этот факт не секрет и для мужа Кристин, но он закрывает на это глаза, так как у него у самого давняя интрижка с другой женщиной.
Еще один игрок в игре — Октав, друг Андре и Кристин. Октав уговаривает мужа Кристин пригласить Андре в загородное поместье на выходные, где так же соберется местный высший свет. Среди приглашенных окажется и любовница мужа Кристин…
За уик-энд в поместье произойдет много событий, в которые будут вовлечены не только гости, но и слуги. Игра началась, вот только у каждого свои правила игры.
Фильм Жана Ренуара «Правила игры» многие критики и киноведы отмечают, не только как лучший в карьере режиссера, но и как один из лучших в истории мирового кинематографа. По данному поводу можно долго спорить, но все, же стоит признать, что фильм очень оригинальный и актуальный. Отличный взгляд на высшее общество изнутри с их интрижками и забавами, которые нередко не доводят до добра. Но высший свет всегда был тайной и поэтому нарушение, каких либо правил и приличий было недопустимо.
Возможно это один из лучших фильмов о высшем свете и его закулисных играх. Из последних фильмов, столь же сильных и похожих по концепции вспоминается «Госфорд Парк» Роберта Олтмана.
12 августа 2009