Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Человек-зверь |
английское название: |
La bête humaine |
год: | 1938 |
страна: |
Франция
|
слоган: | «From the novel "La Bete Humaine" a drama of consuming passions, directed by Jean Renoir» |
режиссер: | Жан Ренуар |
сценаристы: | Denise Leblond, Жан Ренуар, Эмиль Золя |
продюсеры: | Раймон Хаким, Робер Хаким |
видеооператор: | Курт Курант |
композитор: | Жозеф Косма |
художники: | Лора Лурье, Эжен Лурье |
монтаж: | Сюзанн де Тройе, Маргарит Ренуар |
жанры: | драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 декабря 1938 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Тут все будет как в классическом американском нуаре. Коварная женщина, ревнивый муж, неслучайное убийство, стремление скрыть детали, наивный простофиля и поезда. Выяснение отношений в семье приведет к неожиданным признаниям, ну а далее разъяренный муж выдаст собственную «черную серию». Хичкок мог лишь завидовать, как элегантно Ренуар переключит внимание зрителя на случайного свидетеля — именно этот простак и окажется главным героем. Простой, совсем лишенный городского пафоса и надменности, он заполнит собою все пространство ленты.
Какими трогательными окажутся сцены романа между замужней женщиной и Жаном Габеном, настолько же двусмысленным окажется и его начало. Немного нерешительно, но вполне односложно наш главный герой будет непреклонен и фактически встанет на путь шантажа. Он будет молчать лишь при соблюдении одного условия, и женщина сразу все поймет. Кстати, точно такой же подтекст будет и у Хичкока в «Марни».
Умалчивая самое важное (например, убийства мы не увидим и о всех деталях придется лишь догадываться) Ренуар будет разбавлять факты неподдельными эмоциями. Гениальной выйдет сцена подготовки убийства мужа, испепеляющая ревность Габена или его же негодование. Это придаст ленте вистов — Габен будет напоминать простака, попавшего в американский детектив и несколько удивляющегося отсутствию воображения всех действующих лиц. Он ведь понимает все, что происходит с ним. Но, наш герой лишен и доли той прагматичности, которой славился Сэм Спейд. Он делает все в соответствии с порывами своей души. Прямо как Митя Карамазов.
Тем самым, напряжение создается вовсе не за счет постижения детективной истории или технических средств (дождя, музыки, ночи), а просто по ходу все большего знакомства с главным героем. Еще только несколько минут назад хотелось предупредить его о грозящей опасности, а он оказывается молчал неспроста — уже раньше всех обо всем догадался, просто искал в себе примирения. Тут и название много говорит, да и стремительно мчащийся вдаль поезд на который вроде беспричинно акцентирует внимание Ренуар, есть не что иное, как аллегорическое сравнение с персонажем героя.
Стоит ли говорить, что сам Габен тут в замечательнейшей форме. Своей отточенной непринужденностью и естественностью он создает оппозицию голливудским звездам тех лет. Вместо фиксации характера и концентрации на действиях, Габен предлагает эмоции и нравственные принципы. Он затрагивает более глубокий пласт, будто докембрийская платформа.
Вообще, фильм предполагает много тем для раздумий и дискуссий. Можно вспомнить о римейке, снятом Фрицем Лангом в классической нуаровской обработке. А это дорога к обсуждению жанра. Можно и уделить внимание классовому аспекту — наш герой тут простой рабочий, владеющий лишь наследство от родителей-алкоголиков в виде хронической болезни входящий в непримиримые противоречия с людьми, которые выше его по карьерной лестнице. Можно и вопросы психоанализа поднять, заподозрив в Габене латентного маньяка. Это та самая классика, которая не стареет и остается действительно крутой через десятилетия.
10 из 10
15 июля 2015
Грандиозный цикл Ругон-Маккары, пера французского писателя Эмиля Золя, становился объектом экранизации неоднократно, но продемонстрировать всю глубину авторского замысла удалось не многим деятелям киноискусства. Вот и Жан Ренуар — режиссер, несомненно, выдающийся — снял в свое время кинополотно по мотивам романа «Человек-Зверь», но в полной мере передать настроения первоисточника так и не смог.
«Человек-Зверь» — часть романа-реки, в бурном потоке которой смешались участи нескольких поколений. Естественная и социальная история эта неотрывна от исторических коллизий, в ней судьбы людей тесно переплетены с политическим укладом Франции времен Второй империи. Фильм Ренуара, напротив, сосредоточен исключительно на взаимоотношениях героев, но вырван из контекста, намеренно перенесен в совершенно иные временные рамки. И там, где у Золя назревает политический скандал, у Ренуара происходит банальное преступление. Из общей цепочки событий вылетают ключевые звенья, а руки творца сковывают хронометражные рамки — «La bete humaine» кажется неполным, слишком скорым на ключевые события. Перед Ренуаром-сценаристом стояла весьма сложная задача: написать сценарий по практически лишенной диалогов книге. В романах Золя довольно много времени отводится мыслям и переживаниям героев, отражению в читателе внутренних терзаний персонажей. Так и в романе «Человек-Зверь» главный герой (машинист Жак Лантье) в пучинах собственной души ищет ответы на терзающие уже много лет вопросы. Лантье тщательно скрывает свою одержимость убийством, боясь осуждения со стороны общества. Ренуар же подает необходимые зрителю сведения о Жаке через диалоги, подчас прямые и неуместные в определенном контексте, в результате чего многие события утрачивают логику. Буквально каждая страница романа источает приторный аромат смерти: конвульсивная агония отравленной старухи, фонтанирующая из рваной раны кровь, вопли гибнущих в железнодорожной катастрофе пассажиров. Однако Ренуар словно боялся выйти за рамки дозволенного в популярном кинематографе. Его не интересует танатос, куда важнее филия. И в этом свете остаются неясны мотивы главного героя ленты, они, напротив, выглядят спонтанно, словно сюжетная развязка притянута за уши.
Что еще интересно, многие герои по отношению к литературным прообразам кардинально изменились. Красавица Северина в исполнении очаровательной Симоны Симон не просто хладнокровна, но расчетлива, в её руках Лантье просто игрушка, способ избавиться от назойливого мужа. Её чувство выглядит фальшиво, тогда как Северина книжная искала в неказистом машинисте путь к спасению, путеводную нить из лабиринта унылой гаврской жизни. А её муж Рубо у Ренуара перевоплотился из опустившегося до полного безразличия самодура в жалкого эскаписта. Все эти метаморфозы, как и перекройка сюжета, целостности повествования отнюдь не способствуют.
Мастерство актерского ансамбля украшает ленту. Любимый актер Жана Ренуара, его тезка Габен, привычно фактурен в кадре, хотя герой его, тот самый Лантье, не часто дает волю своим чувствам. Симона Симон играет глазками и иногда они могу сказать больше, чем целые тирады и монологи. Режиссер и для себя отвел скромную роль — каторжник Кабюш, обвиненный в чужих грехах и проступках. Монолог Кабюша перед лицом фемиды является одним из наиболее ярких эпизодов ленты, и, что характерно, по своему настроению он чуть ли не ближе всего к первоисточнику.
Сложно сказать, ставил ли талантливый французский кинематографист перед собой задачу высказать мысли Золя языком кинематографии. Эпиграф фильма наталкивает на подобную мысль, но слишком уж неподатливый материал, и вряд ли этого не понимал сам Ренуар. Из под его руки вышла довольно классическая кинолента о трагической судьбе нескольких человек. Над этим фильмом, снятым по всем канонам классической довоенной кинематографии, довлеет новаторский и чрезмерно натуралистичный нарратив романа, делающий его не слишком самодостаточным и в то же время не всегда подвластным логике.
29 июня 2013
Фильм по мотивам романа Эмиля Золя своему успеху во многом обязан исполнителю главной роли, Жану Габену. Он сыграл главную роль, наполнив её эмоциональностью и драматизмом.
Фильм рассказывает о человеке, страдающим от приступов агрессии. Он становится свидетелем убийства, но никому не рассказывает, из-за чего в тюрьму попадает невинный человек.
«Человек-зверь» — это одна из лучших ролей Жана Габена, во многом обязанная профессиональной режиссуре Жана Ренуара, одного из самых известных режиссёров Франции 30-х годов.
7 из 10
1 августа 2011