Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
На отдыхе |
год: | 1936 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Эдуард Иогансон |
сценаристы: | Николай Олейников, Евгений Шварц |
видеооператор: | Георгий Филатов |
композитор: | Иван Дзержинский |
художник: | Павел Зальцман |
жанры: | комедия, мюзикл |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 января 1937 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 1 мин |
Из коллекции Госфильмофонда России: «Картина вышла на экраны в 1936 году, и пользовалась у зрителей большим успехом. Однако, через год — в 1937 году — она была запрещена и снята с проката. К счастью, киноплёнка сохранилась. Лишь несколько последних минут фильма потеряны навсегда. Спустя 73 года картина вновь пришла к зрителю».
Старое кино требует к себе бережного отношения. Хорошо, что есть люди, заинтересованные в возвращении широкой аудитории почти утраченного народного достояния. Их стараниями мы можем через многие десятилетия в буквальном смысле прикоснуться к той далёкой эпохе, в которой кинематограф существовал целиком в рамках «политического курса». Осенью 1932 года состоялось киносовещание, на котором было сказано, что кинозрители в своих письмах требуют звуковых комедий, что звуковые фильмы музыкального жанра должны вытеснить немые развлекательные комедии. Это был новый «социальный заказ». Уже через два года в СССР стали появляться первые музыкальные комедии. В 1934 году заказ вождя начинает выполнять Григорий Александров. Его музыкальная комедия «Веселые ребята», снятая с участием джазового ансамбля Леонида Утесова, определена как новый жанр: «джаз-комедия». Музыку к фильму напасал композитор Дунаевский, тексты песен — Лебедев-Кумач. Музыкальная комедия Александрова-Дунаевского стала простой, открытой и общепонятной формой общественной пропаганды.
Примерно в таком же «ключе» снят фильм «На отдыхе» Эдуарда Юльевича Иогансона (1894 — 1942). Мюзиклом его, конечно, не назовёшь, скорее — музыкальной комедией. Комедийного, правда, здесь тоже не так много, но нужно держать в памяти солидный возраст картины, и помнить, что в те годы зритель был далеко не такой требовательный как сегодня. Люди хотели «пир для глаз» — поэтому местом действия выбран черноморский курорт: лето, купальники, пальмы — экзотика! Хотели музыкальной комедии — слушайте на здоровье! Сценаристами выступили Николай Олейников и Евгений Шварц, снявшие в соавторстве 3 картины. Сюжет бесхитростный, целиком построенный на беспроигрышной тогда тематике — полярник-зимовщик и лётчик полярной авиации. Что может быть романтичнее? Сегодня «плавную динамику» фильма назовут «провисанием сюжета», вот только фильм интересен совсем не динамикой, а «естественной документальностью». Снятая как художественное кино, сегодня картина воспринимается как кино документальное. Именно в этом заключается его главная ценность для зрителя: как одевались люди, чем питались, как жили, о чём говорили? В этом плане фильм подарит не особенно взыскательному зрителю массу ярких впечатлений — одни белоснежные парусиновые костюмы на всех без исключений героях чего стоят!
«В 30-е годы популярной становится одежда белого цвета. Белый, как бы, подчеркивал ту атмосферу счастья и радости, в которой теперь жили все советские люди, символизировал всю гамму чувств, которую они непременно должны были испытывать — постоянный душевный подъём, энтузиазм, веру в идеалы и светлое будущее. В выступлении на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц стахановцев прозвучало знаменитое Сталинское: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живётся, работа спорится!»' («История советской моды»)
Есть у картины 2 момента, над которыми стоит подумать. Первый — странная увлечённость главного героя ремонтом часов. Второй — если картина «пользовалась у зрителей большим успехом», тогда почему её через год сняли с проката? По первому пункту логично предположить, что на многомесячной зимовке, человеку, помимо основной работы, нужна некая «отдушина», хобби, а часы — вещь в хозяйстве нужная, к тому же всегда есть возможность «попрактиковаться» на чужих хронометрах. В отношении второго пункта имеют место быть 2 версии. Первая — в начале 1936 года в печати развернулась компания под названием «Сумбур вместо музыки» — резкая критика за «антинародный», «формалистический» характер оперы Д. Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Кто внимательно смотрел фильм, то заметил, что музыка в нём — далеко не шедевр. Вторая версия выглядит правдоподобнее. Один из сценаристов — Николай Макарович Олейников — был арестован в Ленинграде 3 июля 1937 года. Обвинён в контрреволюционной деятельности и участии в троцкистской организации. Постановлением «двойки» (комиссии НКВД и Прокуратуры СССР) от 19 ноября 1937 г. заочно приговорён к расстрелу. Казнён 24 ноября 1937 г. Труп захоронен на Левашовской пустоши. Николай Олейников любил детей, и последние годы жизни занимался редактированием детских журналов «Новый Робинзон», «Ёж», «Сверчок», занимался организацией детского радиовещания, писал стихи о «светлом завтра», до которого он не дожил, но попытался изобразить его в своей последней картине…
10 февраля 2018