Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
О странностях любви |
год: | 1935 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Яков Протазанов |
сценаристы: | Борис Гусман, Анатолий Мариенгоф |
видеооператор: | Петр Ермолов |
композитор: | Давид Блок |
художник: | Сергей Козловский |
жанры: | комедия, мелодрама |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 9 мин |
«О странностях любви» - водевильная комедия на фоне крымских пейзажей. Две подруги, приехавшие на отдых, знакомятся с молодыми людьми. Друзья решают подшутить над девушками: планерист представляется поэтом, а поэт выдает себя за летчика-планериста. Так, в основе сюжета – типичная для комедии положений путаница. Фильм обвинили в безыдейности, отсутствии идеологической ценности и даже пошлости, поэтому на экраны он не вышел.
Герои – представители молодого советского поколения 1930-х годов. Ирина и Мария – студентки архитектурного и медицинского институтов, Алексей и Константин – литератор и летчик. Профессии творческие, героические. Как пелось в песне: «Молодым – везде у нас дорога». При этом режиссера обвинили в «клевете на советскую молодежь», и Протазанов вынужденно признал, что снять фильм о молодом поколении ему не удалось. Одновременно есть в фильме безымянные герои постарше, обозначенные в титрах как «толстяк» и «жена толстяка»: склочная, вездесущая женщина и ревнивый, пугливый мужчина. Если с «толстяком» все понятно, то «буржуазность» его жены подчеркивают шляпка, летний зонтик и лорнет (вещь из позапрошлого века).
В комедии продемонстрированы особенности советского отдыха. Так, героини отправляются на море по путевкам. Девушки распевают песни, плавают и загорают, читают на пляже Пушкина и посмеиваются над женатым курортником (беззлобный смех двух девочек, прекрасно осознающих, что они красивы и молоды). В Крыму Ирину и Марию ожидают водная экскурсия к скале «Золотые ворота», экскурсия в планерную школу. Вечерами юные курортницы смотрят на звезды, водят хороводы и танцуют в санатории (как под русские наигрыши, так и под песню «Красная Армия всех сильней»). Программа вечера для отдыхающих включает в себя и частушки, чтение стихов – разного рода творческую самодеятельность.
Кроме того, фильм «О странностях любви» позволяет взглянуть на моду 1930-х годов – разнообразие платьев, костюмов, косынок, украшений, купальников и даже пижам. На пляже мы видим героинь в слитных купальниках (героиня Нины Алисовой в черном спортивного стиля, а Мария - в модном полосатом). Очевидно, цензуру не столь беспокоили пляжные сцены: в купальных костюмах появлялись на экране и Валентина Серова в «Девушке с характером», и Мария Стрелкова в «Веселых ребятах». Если Ирина предпочитает изящное платье с крупными цветами, то Мария – в горошек. Интересно, что поэт Алексей Грибов в одной из сцен, подобно Горькому и Есенину, носит косоворотку (впрочем, в 1930-е годы их носили и как часть городского костюма).
«О странностях любви» - легкая курортная комедия, которую можно сравнить с вышедшим на год позже фильмом «Девушка спешит на свидание» (по сюжету вследствие ошибки работницы почты были перепутаны паспорта отдыхающих санатория). В отличие от работы Якова Протазанова, комедия Михаила Вернера вышла на экраны. Вернер едва заметно пародировал «Стачку» Эйзенштейна в курортных декорациях, слегка посмеивался над бюрократизмом («Вы мне паспорт без паспорта не выдаете? Это же заколдованный круг»). В чем же причина нападок на Протазанова? Вероятно, к мастеру советской киносатиры предъявлялись повышенные требования. Кроме того, обвинение в «пошлости» могло подразумевать буквальное осуждение того, что сюжет фильма опирается на любовные перипетии (Протазанов, в общем-то, раскрывает все карты уже в названии). Любовные метафоры, прогулки под луной, поцелуи и томление на экране? Нет уж, «как бы чего не вышло»!
17 сентября 2023
Фильмы из прошлого (пусть и не такого далёкого) обладают собственной не проходящей ценностью - они являются своеобразным 'слепком', 'отпечатком' ушедшей навсегда эпохи. И судить их по сегодняшним меркам было бы не совсем правильно. Тем более, что у очень большого количества советских картин имеется собственная иногда весьма витиевато-закрученная история создания. Есть она и у 111-го (!) по счёту фильма Якова Протазанова 'О странностях любви'. Чёрно-белый музыкальный фильм я бы охарактеризовал как романтичную мелодраматичную комедию-водевиль с яркой игрой четырёх главных персонажей, среди которых 'главную скрипку' играет великолепная Нина Алисова. История о первой трогательной любви, о безоглядной молодости, о безобидном розыгрыше, способном привести к весьма неожиданным последствиям, получилась яркой, живой, насыщенной юмором. При этом вполне понятно недовольство некоторых зрителей кажущейся 'приземлённостью' работы великого режиссёра.
Отчасти они правы - в картине нет явного протазановского 'экспериментательства'. Зато есть главное - ощущение той эпохи. Она - эпоха - видна в каждом кадре фильма, в каждом слове персонажа. Она плещется живым серебром рыбного улова, она уносит нас в небо на крыльях фанерного планера, она втекает в наши уши словами стихов, частушек, песен. Фильм прекрасно передаёт неповторимую атмосферу середины 30-х годов: радость, покой, счастье и, разумеется - любовь. И здесь мы подходим к самому главного - почему (при всех явных плюсах) картине всё-таки досталась 'чёрная метка' от обладателя двух знаков 'Почётный сотрудник госбезопасности' Тимофея Самсонова, в 1935 году назначенного директором киностудии Межрабпомфильм. По стечению обстоятельств картина была закончена всего за несколько часов до нового 1936 года, а спустя несколько дней Самсонов заявил: 'Картина потребует больших переделок с идеологической стороны. Художественно картина прекрасна, но надо сделать её ценной и идеологически'.
Но уже через месяц в вышедшей в газете 'Правда' статье 'Грубая схема вместо исторической правды' и развязанной в этой связи кампании борьбы с формализмом фильм попал под яростный огонь критики, был сходу обвинён 'в безыдейности, пошлости и отрыве от действительности'. Критика картины быстро набрала обороты, чему в немалой степени способствовала многотиражка 'Рот-фильм'. В ней в середине марта под заголовком 'Антихудожественный фильм' публикуется специально подобранная 'проработочная' подборка высказываний известных 'узкоспециальных' кинокритиков. После такого разгромного 'залпа' фильм был окончательно запрещён. Не спас картину даже напечатанный в той же статье 'покаянный' отклик самого режиссёра, в котором Яков Протазанов, отмечая слабость литературной основы и авторского исполнения, называет свою картину халтурной.
На этом можно было бы поставить точку, но... Но за прошедшие с момента создания картины без малого 90 лет само Время всё расставило по своим местам. Где те 'проработчики'? Где Тимофей Самсонов, в 1936 году ставший управляющим делами исполкома Коминтерна, а в 1938 году арестованный? Где все эти злопыхатели?.. По ним беспощадно прошлись пески забвения, а фильм Протазанова - вот он. Со всеми его достоинствами и недостатками. Со всей его искренней правдой и завуалированной фальшью. И именно за эту художественную двойственность большое ему спасибо...
27 ноября 2022