Гвоздь в сапоге
6.8
7
1932, драма, военный
СССР, 53 мин
В ролях: Александр Джалиашвили, Сико Палавандишвили, Акакий Хорава, Аркадий Хинтибидзе
Из-за негодных сапог рабочий не успевает передать важное донесение во время маневров, и команда бронепоезда «погибает» в условной газовой атаке. Герой оказывается на скамье подсудимых, но трибунал, как выясняется, виновен сам: в его составе — команда «погибшего» бронепоезда, в которую входят обувщики, изготовившие бракованные сапоги.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Гвоздь в сапоге

год: 1932
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Шалва Афакидзе
художник: Серапион Вацадзе
жанры: драма, военный
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 53 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный

Постер фильма «Гвоздь в сапоге», 1932

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Гвоздь в сапоге», 1932

Советское авангардное киноискусство в силу очевидных исторических причин не было, что называется, беспредметным и абстрактным. Если в поэзии тем же обэриутам какое-то время удавалось оставаться вполне независимыми от политконъюнктуры, то для режиссеров этой возможности не существовало. Вот и «Гвоздь в сапоге» Калатозова — изумительный пример сочетания отчетливо идеологического и подчеркнуто формалистского начал. В первой части фильма, где показан бой и неравное сражение обездвиженного бронепоезда с противником, вспоминаются и Вертов, и Эйзенштейн, и Довженко. Камера не то что активна, она стремительна, то оказываясь на крыле самолета, то задрана под невероятным углом на несущейся дрезине, то показывая масштабность происходящего, а то заглядывая в дуло пушки, куда подается снаряд. На это невероятно интересно смотреть: трюковая операторская, вертовская работа в купе с «аттракционным» монтажем в духе Эйзенштейна делают свое дело на «отлично».

Средняя часть — блуждание красноармейца по степи. Из-за мелочи, гвоздя в сапоге он идет, явно опаздывая с донесением. Здесь тоже есть стремительный, барочно избыточный монтаж, но все же доминирует антитеза маленького человека и большого пространства, которое он не может преодолеть. Взгляд режиссера становится более философским, азарт боя отходит на второй план.

Третья часть — суд. Здесь тоже много формальных находок, например, коллажное по происхождению внедрение надписей и лозунгов в сам кадр, а не присутствие их в качестве интертитров. Но через много десятилетий после выхода в фильм интересно даже не это, а сама атмосфера публичных судов, где есть прокурор, но нет адвоката, где человека объявляют врагом народа, не вникая в суть дела. Конечно, финал фильма более гуманистичен, чем эпоха, его породившая. Возникает гоголевская проекция в духе «чему смеетесь», оценка происходящего в сюжете перебрасывается в зрительный зал, сопровождаясь суровым увещеванием «готов ли ты к войне»? Да, именно так. Несмотря на то, что события в фильме относятся к временам войны Гражданской, она по-прежнему актуальна для советского человека, его готовят не к мирной жизни, его готовят к совершенно другим свершениям, и в этом смысле финал картины выглядит зловещим.

Михаил Калатозов прославится позднее, его «Летят журавли» станут одним из символом мирового кинематографа вообще. «Гвоздь в сапоге» же необычайно интересен как пример становления художественного языка режиссера. Несмотря на то, что его фильм все еще «немой», хотя вокруг все стремительно тогда переходило к кино звуковому, он тем не менее говорит очень многое для будущих зрителей, гораздо больше, чем многие звуковые картины того же 1931 года.

24 апреля 2014

Драма Гвоздь в сапоге появился на свет в далеком 1932 году, более полувека тому назад, его режиссером является Михаил Калатозов. Кто играл в фильме: Александр Джалиашвили, Сико Палавандишвили, Акакий Хорава, Аркадий Хинтибидзе.

Страна производства - СССР. Гвоздь в сапоге — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.