Рейтинг фильма | |
![]() |
6.8 |
![]() |
7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Наша свобода |
английское название: |
À nous la liberté |
год: | 1931 |
страна: |
Франция
|
слоган: | «Le chef-d'oeuvre de René Clair» |
режиссер: | Рене Клер |
сценарий: | Рене Клер |
продюсеры: | Фрэнк Клиффорд, Александр Каменка, Роджер Ле Бон |
видеооператор: | Жорж Периналь |
композитор: | Жорж Орик |
художники: | Лазарь Меерсон, Рене Хьюберт |
монтаж: | Рене Ле Энафф, Рене Клер |
жанры: | комедия, мюзикл |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
18 декабря 1931 г. |
![]() |
19 октября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 44 мин |
Будучи несхожими по натуре людьми, Эмиль и Луи становятся товарищами по несчастью, оказавшись в тюрьме, где нет никакой романтики, только бесконечная и унылая рутина: камеры – столовая – рабочее помещение, конвейерное производство. Эти расстояния преодолеваются безрадостным маршем, под стук безразмерных тюремных сабо молчаливых арестантов. Лишь красивые игрушки, изготавливаемые руками заключённых, являются единственным символом другой жизни. На фоне губительной тюремной атмосферы пресловутое понятие свободы достигает своих пределов. Луи удаётся сбежать. Оказавшись на свободе, он незаконным образом добывает фонограф и совершает карьерный взлёт – от владельца магазина до управляющего фабрикой по производству этих устройств.
То, что «Свобода для нас» Рене Клера стала одним из ранних звуковых фильмов, отчасти определило его причудливый стиль, выраженный в достаточно свободном использовании звукового сопровождения и движения, которому уделяется значительное количество времени. Клер, пришедший в большое кино из авангарда, не распрощался с его идеями навсегда, применяя их в более известных работах. Возможно, без этого режиссёру вряд ли удалось объединить почти лирическую историю двух людей, опьянённых заветной идеей свободы, с критикой социально-политической модели общественного устройства. И создать, в итоге, яркую зарисовку на тему существования человека в условиях капиталистического понимания прогресса.
На теоретическом уровне фильм Клера существует где-то в плоскости идей либертарного социализма, критикуя индустриализацию в чистом виде, прежде всего, за отсутствие той самой пресловутой свободы индивида. Однако здесь заметен и фаталистический посыл: понимание свободы у каждого своё, в соответствии с которым делается выбор в пользу тех или иных решений, и всё это, в итоге, формирует то, что называется судьбой. Не меняя этих фундаментальных установок, Клер создаёт сценарий, обращённый, скорее, не к разумно-аналитическому аппарату зрителя, а к его воображению. Глазами Эмиля демонстрируется, что фабрика его тюремного друга – та же тюрьма, хотя работают там формально свободные люди. У Луи другое видение – он оценивает подчинённых бесстрастным взором тоталитарного магната, готового на всё ради прибыли и нанимает для надзора за работой специальных людей, диктаторов по своей сути. Свобода Эмиля – это возможность видеть прекрасное в окружающем, пусть даже порой оно оказывается обманом зрения или слуха. Свобода Луи связана с властью и деньгами, но у него хватает здравого смысла, чтобы критично оценивать собственное положение.
Режиссёр берёт серьёзную тему, но лишь для того, чтобы перевести её в режим фарса, оставаясь за пределами глубины сюжетных линий. Данный подход предполагает ограничительные рамки действа, например, лишает зрителей возможности увидеть долгожданное сближение Эмиля и Жанны, но, вместе с тем, рождает весёлую музыкальную комедию с множеством блистательных сцен, в том числе, кульминационным «вихрем на фабрике», виртуозность которой оценил бы даже тёзка режиссёра – художник Рене Магритт.
Оставляя в стороне юридическую основу жарких споров, спровоцированных сходством сюжета фильма Клера с более поздним фильмом Чаплина «Новые времена», можно заметить, что эти два выдающихся кинематографиста взаимно дополняли друг друга. «Свобода для нас», как и другие фильмы Клера 30-х годов, представляет собой переосмысление начального периода кино, который был ещё слишком молод, чтобы о нём забывать. На это указывает и образ Эмиля, в котором выявляются характерные черты классического персонажа Чаплина, слишком явно не вписывающегося в окружающий мир. Было это культурной традицией или особенностью творческого мышления Рене Клера, сейчас уже не столь важно. Но «Свобода для нас» как фильм, извлекаемый из прошлого, и в нынешнее время способен приятно удивить даже искушённого зрителя, а для любителей ретро-кино и вовсе станет приятным подарком.
27 января 2023
«Свободу нам» — это французская комедия о приключениях двух бывших заключённых, один из которых владеет крупной фабрикой. Вскоре становится известным о преступной жизни магната, его начинают шантажировать, и приятели сбегают с фабрики, напевая песню «Свободу нам!»
Добродушный юмор Рене Клера близок к юмору Чаплина, симпатизирующего бедным, обделённым людям. Социальная сатира Клера мягкая, однако бьёт не в бровь, а в глаз. Кстати, и творчество Клера оказало определённое влияние на Чаплина, процитировавшего этот фильм в своих «Новых временах».
Клер говорит, что крайне мало различий между работой в тюрьме и работой на фабрике: суровые надсмотрщики, жёсткая дисциплина, однообразная работа. «Труд является обязанностью, так как труд — это свобода», — говорят персонажи его фильма.
Фильм «Наша свобода» — один из тех, что поставлены между немым кино и звуковым. Звук в этом фильме есть, но множество трюков и приёмов позаимствованы из немой эры, в основном это комичные номера. Такие фильмы ставились на протяжении 30-х годов (в основном в начале), а более поздние являются скорее стилизациями.
9 из 10
4 июля 2011