Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Праздник святого Иоргена |
год: | 1930 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Яков Протазанов |
сценаристы: | Яков Протазанов, Владимир Швейцер, Харальд Бергстедт, Илья Ильф, Евгений Петров |
видеооператор: | Петр Ермолов |
композитор: | Сергей Богуславский |
художники: | Анатолий Арапов, Владимир Баллюзек, Сергей Козловский |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 августа 1930 г. |
на DVD: | 21 сентября 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 20 мин |
Прекрасный коллектив снял прекрасный фильм. На Ильинского и на Кторова смотреть можно бесконечно. Великолепные артисты. Особенно, конечно, запоминается Ильинский. У него есть много подобных ролей, но в каждой он находит что-то новое, что-то отличное от предыдущих работ. И после просмотра фильмов с ним, даже если забыл сюжет и вообще про что сама картина, все равно помнишь Ильинского. Помнишь его походку, его мимику. Запоминаешь отдельные сцены. Например, здесь сцена «исцеления» оказалась такой запоминающейся, что перед одной из больниц в Донецке поставили памятник исцелившемуся больному, где изображен именно этот момент «чуда».
Комедия очень смешная, но она смешная не впустую. Посмотришь фильм, посмотришь за окно, полистаешь ленту и становится грустно. Ничего не меняется даже в 21 веке.
Единственное, что сильно смущает — смешение звукового и немого в фильме. Это очень разные эстетики и они тут сильно конфликтуют. Но это было только самое начало звукового кино, все еще только учились. А нам есть чему поучиться у них.
28 декабря 2020
Когда узнал, что интертитры к фильму написали И. Ильф и Е. Петров, подумал — а не спроста ли это? Не знаю, смог ли Я. Протазанов до съёмок «Йоргена» прочитать «Золотого телёнка», но фильм и роман потрясающим образом перекликаются. Дуэты Коркис-Шульц и Бендер-Балаганов просто близнецы-братья. Великий комбинатор и его простоватый «молочный брат» вполне могли бы провернуть такую аферу и в Советской России, тем более, что в 1930 году верующих в нашей стране еще было предостаточно.
Кстати, и поступок Коркиса вполне соответствует поступку О. Бендера — тот ведь тоже бросил Зою Синицкую ради погони за миллионом подпольного миллионера Корейко.
24 мая 2020
С позиции наших дней очень сложно адекватно оценить фильм, снятый практически век назад в совершенно другой стране, с иными социальными трендами, иным отношением к религии и т. д. Посмотреть его мне порекомендовали на фоне ситуации с выходом в прокат «Матильды», на которую я постараюсь сходить в кино, ну а уж дома-то посмотрю в любом случае. Допускаю, что на момент своего выхода картина Протазанова заслуживала и высший балл, но сам даже не стану пытаться это анализировать и оценю именно с позиции персональных впечатлений после сегодняшнего просмотра.
В фильме присутствует отменная религиозная сатира, где верующих весьма ловко сравнивают с, например, стадом баранов. Полагаю, что в наши дни фильм вызвал бы серьёзный скандал, а в прайм-тайм на телевидении вы его не увидите никогда. Отдельных оваций заслуживают кадры безумной толпы, требующей чуда — собственно, за эту сцену оценка и будет высокой, т. к. она смогла-таки по-настоящему впечатлить меня, несмотря на прошедшее время.
Остальной видеоряд, правда, не столь эффектен, равно как и сама история — забавная зарисовка, но полтора часа здесь рассказывать не о чём. Плюс смесь изначально немого кино с последующей озвучкой низкого, по современным меркам, качества — это тоже серьёзный минус. Лучшим элементом я бы как раз и назвал немые вставки, написанные моими любимыми советскими писателями Ильфом и Петровом — это короткие острые шутки, ради которых фильм, определённо, стоит посмотреть.
8 из 10
22 сентября 2017
Просмотрев этот просто чудесный, знакомый с детства, с советского ТВ фильм, хочу лишь дополнить предыдущих рецензентов в духе здешней рубрики «Знаете ли вы, что…», для тех, кто уже посмотрел картину- «Заметили ли вы, что…» А, собственно, что? Да вот хоть это!
… В основу сценария фильма «Праздник святого Йоргена» легла одноимённая книга датского писателя Харольда Бергстеда — ядовитая сатира на католическую церковь (автор включён в сценаристы!). А теперь внимание! И в книге, и в фильме даются ссылки на Евангелие (!!!) от св. Йоргена. Процитирую Бергстеда: «Здесь использовано 8-е, исправленное издание, подготовленное профессором Толлеманом, который перевёл большую оригинальную работу епископа Тулина, восстановившего текст, написанный на тридцати девяти заплесневелых и сильно попорченных водой пергаментных листах, обнаруженных в 1845 году в пустой пивной бочке в Гейдельберге». Надеюсь, после этой цитаты вопросы о Йоргене и его «Евангелие» отпадут, как бородавки после прижигания.
… Голова памятника св. Йоргену на удивление напоминает голову американской статуи Свободы. Наверно, неспроста.
… Упрощённая реплика вора Коркиса моментально пошла в народ и бродит там до сих пор в виде «В нашем деле главное- вовремя смыться!».
… В картине с добрым юмором, даже с ехидством показаны закулисные дела киношников. А вот реплика одного из «персонала» актуальна до сих пор: «Вчера сдавали заказ нефтяному тресту, сегодня- церковному». Вспомним, что немало фильмов и сериалов было снято по заказу Правительства Москвы, а недавно- и по «заказу» министра культуры Медянского («Стена»). Ничто не меняется!
… В одном из эпизодов показаны облака, со страшной скоростью пролетающие над башнями. Так вот уже когда стали использовать этот киноэффект, и сейчас популярный и в кино, и в рекламе, и в клипах!
… Приглядитесь к массовке: везде и всюду народ русский, узнаваемый… Оно и понятно- кто бы это тогда пустил большевиков с кинокамерами в буржуазную Европу!
… Кажется, местами (уже в 1935-м году) звуки поезда и паровоза озвучивали… актёры. Очень уж «не механически» звучат «чух-чух» и «псс-псс»…
8 из 10
6 февраля 2017
Спокойно! Примите ангельскую позу! — «Праздник святого Йоргена», 1930
Стать купцом Якову Протазанову помешала русская революция 1905 года. Если бы не она, выпускник коммерческого училища мог бы и не пойти в помощники режиссёра московской кинофирмы «Глория» и не поставить свой первый скандальный фильм 1912 года о смерти Льва Толстого «Уход великого старца», запрещённый к показу в России по просьбе семьи писателя. Революция владела судьбой режиссёра и дальше, заставив его вернуться в СССР после трёх лет эмиграции. С постановки в 1924 году фильма «Аэлита» по роману «красного графа» Алексея Толстого начался новый этап в кинокарьере Протазанова, ознаменовавшийся многими фильмами, любимыми народом (хотя и основательно подзабытыми ныне): «Закройщик из Торжка», «Процесс о трёх миллионах», «Дон Диего и Пелагея». В этих картинах Протазанов раскрылся как отличный комедиограф. Так, «Закройщик из Торжка» создавался по заказу Наркомфина для рекламы государственного займа (да-да, тот самый сеятель, разбрасывающий облигации трёхпроцентного займа) и только талантом режиссёра превратился из скучного агитпропа в живую и полнокровную бытовую комедию. И с того же «Закройщика» началась слава одного из лучших советских комиков Игоря Ильинского.
Вершиной комедийного мастерства Протазанова стал «Праздник святого Йоргена», поставленный в 1930 году в самом конце эры Великого немого. В 1935 году Протазанов сам провёл озвучку своего творения, не покусившись, однако, на великолепные титры авторства Ильфа, Петрова и Кржижановского, так что фильм сделался полунемым. Эту картину можно считать вехой не только на пути режиссёра, но и во многих других отношениях: в советском кино, в искусстве социалистического реализма, в мировом кино. В кинематографе СССР «Праздник» отчётливо обозначил переход от идейно-агитаторских 20-х к жизнеутверждающим 30-м, в соцреализме — смещение фокуса с изображения социального движения масс к картинам жизни, судьбы и характера отдельных людей, в мировом кино, как уже было сказано, — завершал эру беззвучных фильмов. Но самое важное, конечно, не это — а то, что этот фильм до сих пор любят и пересматривают самые разные люди — молодые и старые, образованные и не очень, верующие и атеисты. Вот это и есть единственный неоспоримый критерий замечательной творческой удачи режиссёра.
В основу сценария легла одноимённая повесть, написанная Харальдом Бергстедтом родом из Дании (известной своими антиклерикальными настроениями). В прототипе вымышленного святого Йоргена угадывается святой Януарий — покровитель Неаполя, популярный у католиков благодаря чуду, регулярно происходящему на его реликвиях. Сутью этого чуда является разжижение, а иногда даже вскипание хранящейся в закрытой ампуле засохшей бурой жидкости, считающейся кровью святого. Это зрелище три раза в год собирает огромное количество паломников и любопытствующих. Из этого и подобных ему фактов Бергстедт, Швейцер, Ильф, Петров, Кржижановский и Протазанов создали ядрёную, зубодробительную и до колик уморительную сатиру на хитрую расчётливость и непомерную алчность служителей церкви, превративших «опиум народа» в источник высокого дохода. В этой сатире церковники, хотя и прямолинейно, но очень наглядно и убедительно сравниваются, с одной стороны, с капиталистическими дельцами, наживающимся на всём, что способно приносить прибыль, а с другой стороны, с обыкновенными ворами и мошенниками. Как заметил герой фильма: «Вот люди живут! Небось каждый день руки моют».
Сюжет фильма построен на совпадении — удачном для одних пройдох и тягостном для других. Аферист международного масштаба Михаэль Коркис сбегает из тюрьмы и вместе со своим сообщником попадает на праздник святого Йоргена, во время которого благодаря удивительному стечению обстоятельств оказывается вынужден выдать себя за святого, сошедшего на землю. Его первое появление в белом одеянии в арочном проёме храма, без преувеличения, живописно, как икона, и это впечатление ещё усиливается благодаря артистично-точёному лику Анатолия Кторова. Отец ксёндз — правая рука Господа Бога — и отец казначей, известный своим бескорыстием, в ужасной растерянности: нити управления паствой неожиданно выскользнули из их рук. Надежда затеплилась в их душах, когда толпа, жадная до чудес, потребовала у виновника торжества неоспоримого доказательства его святости — нового чуда. Надежда быстро погасла: Франц Шульц, сообщник Коркиса, притворившийся хромым на костылях, после недолгих уговоров демонстрирует полное возвращение способности к бодрой ходьбе и даже бегу. Танец Игоря Ильинского с переломанным костылём — без сомнения, комедийный апофеоз фильма.
Конечно, сатирическая картина демонстрирует грубоватую и прямолинейную резкость, свойственную социалистическому реализму, густо замешанному на идеологии. Но служителям церкви и просто верующим вряд ли стоит оскорбляться этой вымышленной историей, тем более третировать её. Пороки есть везде, и обнажение пороков, пусть даже и с преувеличением их, не есть что-то неприличное и недостойное. Вне подозрений и критики могла быть только жена Цезаря, которая, как известно, была язычницей. Людям же христианской веры следует отвращаться лжи, а правду принимать со смирением. Сатира же есть правда, утрированная до предельной яркости и выпуклости. А сатира талантливая — такая, например, как у Свифта, — воистину способна помогать изменению людей. К такой сатире относится и незабываемое творение Якова Протазанова, родившееся не в угоду официальной идеологии, а из вдохновения и честного взгляда художника, в соавторстве с остроумными Ильёй Ильфом и Евгением Петровым и артистичными Анатолием Кторовым, Игорем Ильинским и Михаилом Климовым. И не нужно быть ни Творцом всего сущего, ни святым, ни даже простым творцом слова или образа, чтобы увидеть в картине то зерно любви к людям, благодаря которому она становится в один ряд с лучшими образцами — да-да, того самого — христианского человеколюбия.
30 марта 2013
Фильм просто замечательный! Впечатлений конечно много.
Сразу говорю, что его не стоит смотреть тем людям, которые свято верят в безгрешность наших церковников и в правильность существования дорогостоящей церкви (католической, православной — не важно). Такие люди обвинят авторов в богохульстве, а у самих после всех излияний и возмущений ещё и инфаркт может приключиться.
Кино-шедевр высмеивает устройство «храмов божьих».
Ставят сначала одну тарелку на входе в церковь, куда должны прихожане складывать свои кровные. Она заполняется монетами до отказа, что уже чуть не валится все из неё. Потом сразу подставляют другую тарелочку — заполняйте, пожалуйста, и её. А из той первой сваливают содержимое в большой мешок, и видно, что мешок-то уже тяжелый, еле держит его работник церкви, того и глядишь, сейчас выскользнет из рук и шмякнется.
Продают всё: волос святого Йоргена, слезу святого Йоргена в баночке. И стоит такая толпа прихожан, верящих во все это.
Герой Анатолия Кторова говорит: отпускаю вам все ваши грехи бесплатно. Тут же подбегает священник и говорит ему на ухо: зачем же бесплатно — это не по-божески. Хоть бы не примазывался, бог и церковь — это разные вещи.
Авторы фильма ставят в один ряд церковников и нефтяников, видимо доходы у них одинаковые.
Очень здорово сделали звуковые вставки 1935 года. Всегда к месту. Например, церковник рассказывает о том, что все они умоляли Йоргена не покидать их, а потом идет кусок немого кино с титрами: убирайся из города, иначе мы сотрем тебя в порошок.
Висит огромная афиша, а на ней такие слова — религиозный боевик. Не знала, что в 1930 году уже было известно это слово.
Игра Игоря Ильинского просто безупречна, как всегда! Как он на костылях бегал, танцевал и взад и вперед, а потом поднял их в стороны как крылья, а потом и вовсе бросил. Это надо видеть.
Этот фильм интересен ещё и тем, что сейчас такие фильмы не снимают, потому что это не актуально, сейчас все поголовно ходят в церковь и нуждаются видимо в ней. В советские годы это было никому не интересно, т. к. никто в церковь не ходил. А в 20-е, 30-е годы ещё было кого переубеждать и идеологически перевоспитывать.
10 из 10
30 июля 2012
Блистательный фильм Якова Протазанова был снят так, что сила его и спустя 70 с лишним лет не ослабевает. И по прежнему разит не в бровь, а в глаз!
Вроде это продукт явно идеологический, но когда он базируется на тысячелетней истории, то и сам становится вечен. А история эта такова, что как пятьсот, сто, семьдесят лет так и сейчас церковь не изменилась. Кстати, кино формально вовсе не задевает ПРАВОСЛАВНУЮ церковь. Так что «ихняя» католическая (которую «наша» православная искренне ненавидит как конкурентов) церковь подверглась ядреному и яркому осмеянию.
И ведь посмотришь на все эти нынешние фильмы о всяких моисеях и чудах — словно с 30 годов ничего не изменилось. Настолько глупы сценарии, картонны роли и плоха игра актеров. Поэтому Гибсона так и долбали, что он как раз снимал вовсе не «мировой религиозный боевик». И тут Яков Протазанов был и остается прав!
Из кусков креста Христа можно соорудить нехилый забор, количество рук разных святых иной раз доходит до 6—8 (понятно, что в конкурентной церкви лежат «неправильные» руки). На а всяких слез святых всегда можно было набрать на целый водопровод (откуда они и брались). И опять же — вы будете смеяться — сие больше характерно для КАТОЛИЧЕСКОЙ, а не православной церкви. То бишь чувств русских верующих вроде он и не оскорбил.
Ну а «придите, приносите». Церковь — она разная! И здесь Протазанов тоже высмеивает торгашей и корыстолюбцев. Ведь бедную «сражающуюся» церковь Латинской Америки нельзя упрекнуть в богатстве. Они жили и сражались против диктаторов вместе с народом. А торгаши хоть из Ватикана, хоть из Москвы — это те, кого Христос как раз из храма гнал. И здесь Протазанов неожиданно оказывается СОЮЗНИКОМ самого Христа!! Ибо не место им в Храме. Вот тебе и антирелигиозная пропаганда! Точнее именно антирелигиозная, коли церковь служит не богу, а себе.
Очень интересен прием, когда церковники говорят одно, а на экране строго противоположное. Вот она — сила мифотворчества! Сила истинного «артиста» (ибо оба главы этой церкви истинные артисты!).
И центром всего конечно являются герои Ильинского и Кторова. Жулик Коркис обаятелен и решителен, но как персонаж он рушит определенный штамп. Он вовсе не влюбляется в «роковую» девушку, а как раз выступает с позиций торгашеских и преступных. На Западе как раз девушка и деньги остались бы у «обаятельного» преступника. Здесь — нет.
Ну а Ильинский просто купается в роли. Движение, мимика — артист театра Мейерхольда владел этим отлично, а Ильинский и так был среди лидеров. Новый «святой» отлично вписался в историю. Жил бы в Америке — упал бы с 50 этажа… И ничего! Чудо!
Кстати, озвучка внесла очень много в фильм. Лично я еще хочу выделить сцену «чуда». «Чуда! Чуда!». Слово одно, а как по разному интонационно выделено!
Отличный фильм! Отличные актеры! И очень острые стрелы…
10 из 10
29 июня 2011
Фильм «Праздник Святого Йоргена», снятый в 1930 году, является ярким примером пропаганды атеизма в советском обществе. Яков Протазанов, при участии историка Сигизмунда Крижижановского, сумел своей картиной осмеять все темные делишки Церкви того времени.
Вор Коркис совершает побег из тюрьмы накануне церковного праздника. Смешавшись с толпой прихожан, он вместе с сообщником видит, сколько денег оседает в карманах священнослужителей. Аферисты задумывают дерзкий план, основанный на религиозной мистификации, целью которого является «отъем» денег у служителей церкви.
Признаю, что для того времени фильм получился хороший. Игра актеров, работа оператора, декорации, огромное количество статистов впечатляет. К тому же «Праздник Святого Йоргена» оправдывая свой жанр «комедия», буквально напичкан острыми фразочками и иронией. Очень насмешила надпись на афише фильма, снятого под руководством священнослужителей: «Мировой религиозный боевик».
Но есть и один недостаток. Церковь показана с крайне негативной стороны. Это оскорбление чувств верующих. Даже являясь человеком далеким от церкви и понимающим, в какое время был снят фильм, не могу не обойти стороной этот момент.
Тем не менее, любителям старого кино, «Праздник Святого Йоргена» понравится. Частично немой, частично озвучен, хорошая картинка, талантливые актеры — уверен, что восемьдесят три минуты не пройдут для вас зря.
8 из 10
7 октября 2009