Праздник святого Иоргена
7.7
7.3
1930, комедия
СССР, 1 ч 20 мин
6+

В ролях: Игорь Ильинский, Анатолий Кторов, Мария Стрелкова, Михаил Климов, Владимир Уральский
и другие
Накануне церковного праздника вор Коркис бежит из тюрьмы. Он смешивается с толпой прихожан и вместе с сообщником оказывается у храма. Увидев, сколько денег оседает в карманах священнослужителей, Коркис не может удержаться от очередной авантюры.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Праздник святого Иоргена

год: 1930
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , , , ,
видеооператор: Петр Ермолов
композитор:
художники: Анатолий Арапов, Владимир Баллюзек, Сергей Козловский
жанр: комедия
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 25 августа 1930 г.
на DVD: 21 сентября 2010 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 1 ч 20 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия

Постеры фильма «Праздник святого Иоргена», 1930

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Праздник святого Иоргена», 1930

Прекрасный коллектив снял прекрасный фильм. На Ильинского и на Кторова смотреть можно бесконечно. Великолепные артисты. Особенно, конечно, запоминается Ильинский. У него есть много подобных ролей, но в каждой он находит что-то новое, что-то отличное от предыдущих работ. И после просмотра фильмов с ним, даже если забыл сюжет и вообще про что сама картина, все равно помнишь Ильинского. Помнишь его походку, его мимику. Запоминаешь отдельные сцены. Например, здесь сцена «исцеления» оказалась такой запоминающейся, что перед одной из больниц в Донецке поставили памятник исцелившемуся больному, где изображен именно этот момент «чуда».

Комедия очень смешная, но она смешная не впустую. Посмотришь фильм, посмотришь за окно, полистаешь ленту и становится грустно. Ничего не меняется даже в 21 веке.

Единственное, что сильно смущает — смешение звукового и немого в фильме. Это очень разные эстетики и они тут сильно конфликтуют. Но это было только самое начало звукового кино, все еще только учились. А нам есть чему поучиться у них.

28 декабря 2020

Великий комбинатор

Когда узнал, что интертитры к фильму написали И. Ильф и Е. Петров, подумал — а не спроста ли это? Не знаю, смог ли Я. Протазанов до съёмок «Йоргена» прочитать «Золотого телёнка», но фильм и роман потрясающим образом перекликаются. Дуэты Коркис-Шульц и Бендер-Балаганов просто близнецы-братья. Великий комбинатор и его простоватый «молочный брат» вполне могли бы провернуть такую аферу и в Советской России, тем более, что в 1930 году верующих в нашей стране еще было предостаточно.

Кстати, и поступок Коркиса вполне соответствует поступку О. Бендера — тот ведь тоже бросил Зою Синицкую ради погони за миллионом подпольного миллионера Корейко.

24 мая 2020

«Вознесение Коркиса»

С позиции наших дней очень сложно адекватно оценить фильм, снятый практически век назад в совершенно другой стране, с иными социальными трендами, иным отношением к религии и т. д. Посмотреть его мне порекомендовали на фоне ситуации с выходом в прокат «Матильды», на которую я постараюсь сходить в кино, ну а уж дома-то посмотрю в любом случае. Допускаю, что на момент своего выхода картина Протазанова заслуживала и высший балл, но сам даже не стану пытаться это анализировать и оценю именно с позиции персональных впечатлений после сегодняшнего просмотра.

В фильме присутствует отменная религиозная сатира, где верующих весьма ловко сравнивают с, например, стадом баранов. Полагаю, что в наши дни фильм вызвал бы серьёзный скандал, а в прайм-тайм на телевидении вы его не увидите никогда. Отдельных оваций заслуживают кадры безумной толпы, требующей чуда — собственно, за эту сцену оценка и будет высокой, т. к. она смогла-таки по-настоящему впечатлить меня, несмотря на прошедшее время.

Остальной видеоряд, правда, не столь эффектен, равно как и сама история — забавная зарисовка, но полтора часа здесь рассказывать не о чём. Плюс смесь изначально немого кино с последующей озвучкой низкого, по современным меркам, качества — это тоже серьёзный минус. Лучшим элементом я бы как раз и назвал немые вставки, написанные моими любимыми советскими писателями Ильфом и Петровом — это короткие острые шутки, ради которых фильм, определённо, стоит посмотреть.

8 из 10

22 сентября 2017

Добавление к предыдущим рецензиям

Просмотрев этот просто чудесный, знакомый с детства, с советского ТВ фильм, хочу лишь дополнить предыдущих рецензентов в духе здешней рубрики «Знаете ли вы, что…», для тех, кто уже посмотрел картину- «Заметили ли вы, что…» А, собственно, что? Да вот хоть это!

… В основу сценария фильма «Праздник святого Йоргена» легла одноимённая книга датского писателя Харольда Бергстеда — ядовитая сатира на католическую церковь (автор включён в сценаристы!). А теперь внимание! И в книге, и в фильме даются ссылки на Евангелие (!!!) от св. Йоргена. Процитирую Бергстеда: «Здесь использовано 8-е, исправленное издание, подготовленное профессором Толлеманом, который перевёл большую оригинальную работу епископа Тулина, восстановившего текст, написанный на тридцати девяти заплесневелых и сильно попорченных водой пергаментных листах, обнаруженных в 1845 году в пустой пивной бочке в Гейдельберге». Надеюсь, после этой цитаты вопросы о Йоргене и его «Евангелие» отпадут, как бородавки после прижигания.

… Голова памятника св. Йоргену на удивление напоминает голову американской статуи Свободы. Наверно, неспроста.

… Упрощённая реплика вора Коркиса моментально пошла в народ и бродит там до сих пор в виде «В нашем деле главное- вовремя смыться!».

… В картине с добрым юмором, даже с ехидством показаны закулисные дела киношников. А вот реплика одного из «персонала» актуальна до сих пор: «Вчера сдавали заказ нефтяному тресту, сегодня- церковному». Вспомним, что немало фильмов и сериалов было снято по заказу Правительства Москвы, а недавно- и по «заказу» министра культуры Медянского («Стена»). Ничто не меняется!

… В одном из эпизодов показаны облака, со страшной скоростью пролетающие над башнями. Так вот уже когда стали использовать этот киноэффект, и сейчас популярный и в кино, и в рекламе, и в клипах!

… Приглядитесь к массовке: везде и всюду народ русский, узнаваемый… Оно и понятно- кто бы это тогда пустил большевиков с кинокамерами в буржуазную Европу!

… Кажется, местами (уже в 1935-м году) звуки поезда и паровоза озвучивали… актёры. Очень уж «не механически» звучат «чух-чух» и «псс-псс»…

8 из 10

6 февраля 2017

Религия, сатира и гуманизм

Спокойно! Примите ангельскую позу! — «Праздник святого Йоргена», 1930

Стать купцом Якову Протазанову помешала русская революция 1905 года. Если бы не она, выпускник коммерческого училища мог бы и не пойти в помощники режиссёра московской кинофирмы «Глория» и не поставить свой первый скандальный фильм 1912 года о смерти Льва Толстого «Уход великого старца», запрещённый к показу в России по просьбе семьи писателя. Революция владела судьбой режиссёра и дальше, заставив его вернуться в СССР после трёх лет эмиграции. С постановки в 1924 году фильма «Аэлита» по роману «красного графа» Алексея Толстого начался новый этап в кинокарьере Протазанова, ознаменовавшийся многими фильмами, любимыми народом (хотя и основательно подзабытыми ныне): «Закройщик из Торжка», «Процесс о трёх миллионах», «Дон Диего и Пелагея». В этих картинах Протазанов раскрылся как отличный комедиограф. Так, «Закройщик из Торжка» создавался по заказу Наркомфина для рекламы государственного займа (да-да, тот самый сеятель, разбрасывающий облигации трёхпроцентного займа) и только талантом режиссёра превратился из скучного агитпропа в живую и полнокровную бытовую комедию. И с того же «Закройщика» началась слава одного из лучших советских комиков Игоря Ильинского.

Вершиной комедийного мастерства Протазанова стал «Праздник святого Йоргена», поставленный в 1930 году в самом конце эры Великого немого. В 1935 году Протазанов сам провёл озвучку своего творения, не покусившись, однако, на великолепные титры авторства Ильфа, Петрова и Кржижановского, так что фильм сделался полунемым. Эту картину можно считать вехой не только на пути режиссёра, но и во многих других отношениях: в советском кино, в искусстве социалистического реализма, в мировом кино. В кинематографе СССР «Праздник» отчётливо обозначил переход от идейно-агитаторских 20-х к жизнеутверждающим 30-м, в соцреализме — смещение фокуса с изображения социального движения масс к картинам жизни, судьбы и характера отдельных людей, в мировом кино, как уже было сказано, — завершал эру беззвучных фильмов. Но самое важное, конечно, не это — а то, что этот фильм до сих пор любят и пересматривают самые разные люди — молодые и старые, образованные и не очень, верующие и атеисты. Вот это и есть единственный неоспоримый критерий замечательной творческой удачи режиссёра.

В основу сценария легла одноимённая повесть, написанная Харальдом Бергстедтом родом из Дании (известной своими антиклерикальными настроениями). В прототипе вымышленного святого Йоргена угадывается святой Януарий — покровитель Неаполя, популярный у католиков благодаря чуду, регулярно происходящему на его реликвиях. Сутью этого чуда является разжижение, а иногда даже вскипание хранящейся в закрытой ампуле засохшей бурой жидкости, считающейся кровью святого. Это зрелище три раза в год собирает огромное количество паломников и любопытствующих. Из этого и подобных ему фактов Бергстедт, Швейцер, Ильф, Петров, Кржижановский и Протазанов создали ядрёную, зубодробительную и до колик уморительную сатиру на хитрую расчётливость и непомерную алчность служителей церкви, превративших «опиум народа» в источник высокого дохода. В этой сатире церковники, хотя и прямолинейно, но очень наглядно и убедительно сравниваются, с одной стороны, с капиталистическими дельцами, наживающимся на всём, что способно приносить прибыль, а с другой стороны, с обыкновенными ворами и мошенниками. Как заметил герой фильма: «Вот люди живут! Небось каждый день руки моют».

Сюжет фильма построен на совпадении — удачном для одних пройдох и тягостном для других. Аферист международного масштаба Михаэль Коркис сбегает из тюрьмы и вместе со своим сообщником попадает на праздник святого Йоргена, во время которого благодаря удивительному стечению обстоятельств оказывается вынужден выдать себя за святого, сошедшего на землю. Его первое появление в белом одеянии в арочном проёме храма, без преувеличения, живописно, как икона, и это впечатление ещё усиливается благодаря артистично-точёному лику Анатолия Кторова. Отец ксёндз — правая рука Господа Бога — и отец казначей, известный своим бескорыстием, в ужасной растерянности: нити управления паствой неожиданно выскользнули из их рук. Надежда затеплилась в их душах, когда толпа, жадная до чудес, потребовала у виновника торжества неоспоримого доказательства его святости — нового чуда. Надежда быстро погасла: Франц Шульц, сообщник Коркиса, притворившийся хромым на костылях, после недолгих уговоров демонстрирует полное возвращение способности к бодрой ходьбе и даже бегу. Танец Игоря Ильинского с переломанным костылём — без сомнения, комедийный апофеоз фильма.

Конечно, сатирическая картина демонстрирует грубоватую и прямолинейную резкость, свойственную социалистическому реализму, густо замешанному на идеологии. Но служителям церкви и просто верующим вряд ли стоит оскорбляться этой вымышленной историей, тем более третировать её. Пороки есть везде, и обнажение пороков, пусть даже и с преувеличением их, не есть что-то неприличное и недостойное. Вне подозрений и критики могла быть только жена Цезаря, которая, как известно, была язычницей. Людям же христианской веры следует отвращаться лжи, а правду принимать со смирением. Сатира же есть правда, утрированная до предельной яркости и выпуклости. А сатира талантливая — такая, например, как у Свифта, — воистину способна помогать изменению людей. К такой сатире относится и незабываемое творение Якова Протазанова, родившееся не в угоду официальной идеологии, а из вдохновения и честного взгляда художника, в соавторстве с остроумными Ильёй Ильфом и Евгением Петровым и артистичными Анатолием Кторовым, Игорем Ильинским и Михаилом Климовым. И не нужно быть ни Творцом всего сущего, ни святым, ни даже простым творцом слова или образа, чтобы увидеть в картине то зерно любви к людям, благодаря которому она становится в один ряд с лучшими образцами — да-да, того самого — христианского человеколюбия.

30 марта 2013

Фильм просто замечательный! Впечатлений конечно много.

Сразу говорю, что его не стоит смотреть тем людям, которые свято верят в безгрешность наших церковников и в правильность существования дорогостоящей церкви (католической, православной — не важно). Такие люди обвинят авторов в богохульстве, а у самих после всех излияний и возмущений ещё и инфаркт может приключиться.

Кино-шедевр высмеивает устройство «храмов божьих».

Ставят сначала одну тарелку на входе в церковь, куда должны прихожане складывать свои кровные. Она заполняется монетами до отказа, что уже чуть не валится все из неё. Потом сразу подставляют другую тарелочку — заполняйте, пожалуйста, и её. А из той первой сваливают содержимое в большой мешок, и видно, что мешок-то уже тяжелый, еле держит его работник церкви, того и глядишь, сейчас выскользнет из рук и шмякнется.

Продают всё: волос святого Йоргена, слезу святого Йоргена в баночке. И стоит такая толпа прихожан, верящих во все это.

Герой Анатолия Кторова говорит: отпускаю вам все ваши грехи бесплатно. Тут же подбегает священник и говорит ему на ухо: зачем же бесплатно — это не по-божески. Хоть бы не примазывался, бог и церковь — это разные вещи.

Авторы фильма ставят в один ряд церковников и нефтяников, видимо доходы у них одинаковые.

Очень здорово сделали звуковые вставки 1935 года. Всегда к месту. Например, церковник рассказывает о том, что все они умоляли Йоргена не покидать их, а потом идет кусок немого кино с титрами: убирайся из города, иначе мы сотрем тебя в порошок.

Висит огромная афиша, а на ней такие слова — религиозный боевик. Не знала, что в 1930 году уже было известно это слово.

Игра Игоря Ильинского просто безупречна, как всегда! Как он на костылях бегал, танцевал и взад и вперед, а потом поднял их в стороны как крылья, а потом и вовсе бросил. Это надо видеть.

Этот фильм интересен ещё и тем, что сейчас такие фильмы не снимают, потому что это не актуально, сейчас все поголовно ходят в церковь и нуждаются видимо в ней. В советские годы это было никому не интересно, т. к. никто в церковь не ходил. А в 20-е, 30-е годы ещё было кого переубеждать и идеологически перевоспитывать.

10 из 10

30 июля 2012

Острые стрелы сатиры

Блистательный фильм Якова Протазанова был снят так, что сила его и спустя 70 с лишним лет не ослабевает. И по прежнему разит не в бровь, а в глаз!

Вроде это продукт явно идеологический, но когда он базируется на тысячелетней истории, то и сам становится вечен. А история эта такова, что как пятьсот, сто, семьдесят лет так и сейчас церковь не изменилась. Кстати, кино формально вовсе не задевает ПРАВОСЛАВНУЮ церковь. Так что «ихняя» католическая (которую «наша» православная искренне ненавидит как конкурентов) церковь подверглась ядреному и яркому осмеянию.

И ведь посмотришь на все эти нынешние фильмы о всяких моисеях и чудах — словно с 30 годов ничего не изменилось. Настолько глупы сценарии, картонны роли и плоха игра актеров. Поэтому Гибсона так и долбали, что он как раз снимал вовсе не «мировой религиозный боевик». И тут Яков Протазанов был и остается прав!

Из кусков креста Христа можно соорудить нехилый забор, количество рук разных святых иной раз доходит до 6—8 (понятно, что в конкурентной церкви лежат «неправильные» руки). На а всяких слез святых всегда можно было набрать на целый водопровод (откуда они и брались). И опять же — вы будете смеяться — сие больше характерно для КАТОЛИЧЕСКОЙ, а не православной церкви. То бишь чувств русских верующих вроде он и не оскорбил.

Ну а «придите, приносите». Церковь — она разная! И здесь Протазанов тоже высмеивает торгашей и корыстолюбцев. Ведь бедную «сражающуюся» церковь Латинской Америки нельзя упрекнуть в богатстве. Они жили и сражались против диктаторов вместе с народом. А торгаши хоть из Ватикана, хоть из Москвы — это те, кого Христос как раз из храма гнал. И здесь Протазанов неожиданно оказывается СОЮЗНИКОМ самого Христа!! Ибо не место им в Храме. Вот тебе и антирелигиозная пропаганда! Точнее именно антирелигиозная, коли церковь служит не богу, а себе.

Очень интересен прием, когда церковники говорят одно, а на экране строго противоположное. Вот она — сила мифотворчества! Сила истинного «артиста» (ибо оба главы этой церкви истинные артисты!).

И центром всего конечно являются герои Ильинского и Кторова. Жулик Коркис обаятелен и решителен, но как персонаж он рушит определенный штамп. Он вовсе не влюбляется в «роковую» девушку, а как раз выступает с позиций торгашеских и преступных. На Западе как раз девушка и деньги остались бы у «обаятельного» преступника. Здесь — нет.

Ну а Ильинский просто купается в роли. Движение, мимика — артист театра Мейерхольда владел этим отлично, а Ильинский и так был среди лидеров. Новый «святой» отлично вписался в историю. Жил бы в Америке — упал бы с 50 этажа… И ничего! Чудо!

Кстати, озвучка внесла очень много в фильм. Лично я еще хочу выделить сцену «чуда». «Чуда! Чуда!». Слово одно, а как по разному интонационно выделено!

Отличный фильм! Отличные актеры! И очень острые стрелы…

10 из 10

29 июня 2011

«Праздник Святого Йоргена» — «учитесь, как надо работать без отмычки»

Фильм «Праздник Святого Йоргена», снятый в 1930 году, является ярким примером пропаганды атеизма в советском обществе. Яков Протазанов, при участии историка Сигизмунда Крижижановского, сумел своей картиной осмеять все темные делишки Церкви того времени.

Вор Коркис совершает побег из тюрьмы накануне церковного праздника. Смешавшись с толпой прихожан, он вместе с сообщником видит, сколько денег оседает в карманах священнослужителей. Аферисты задумывают дерзкий план, основанный на религиозной мистификации, целью которого является «отъем» денег у служителей церкви.

Признаю, что для того времени фильм получился хороший. Игра актеров, работа оператора, декорации, огромное количество статистов впечатляет. К тому же «Праздник Святого Йоргена» оправдывая свой жанр «комедия», буквально напичкан острыми фразочками и иронией. Очень насмешила надпись на афише фильма, снятого под руководством священнослужителей: «Мировой религиозный боевик».

Но есть и один недостаток. Церковь показана с крайне негативной стороны. Это оскорбление чувств верующих. Даже являясь человеком далеким от церкви и понимающим, в какое время был снят фильм, не могу не обойти стороной этот момент.

Тем не менее, любителям старого кино, «Праздник Святого Йоргена» понравится. Частично немой, частично озвучен, хорошая картинка, талантливые актеры — уверен, что восемьдесят три минуты не пройдут для вас зря.

8 из 10

7 октября 2009

Комедия Праздник святого Иоргена появился на свет в далеком 1930 году, более полувека тому назад, его режиссером является Яков Протазанов. Кто играл в фильме: Игорь Ильинский, Анатолий Кторов, Мария Стрелкова, Михаил Климов, Владимир Уральский, Иван Аркадин, Анатолий Горюнов, Феофан Шипулинский, Леонид Оболенский, Владимир Михайлов, Николай Кутузов, Станислав Новак, Нина Толчан, Даниил Введенский, Александр Гейрот.

Страна производства - СССР. Праздник святого Иоргена — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.