Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дом в сугробах |
год: | 1928 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Фридрих Эрмлер |
сценаристы: | Борис Леонидов, Евгений Замятин |
видеооператоры: | Глеб Буштуев, Евгений Михайлов |
композитор: | Тарас Буевский |
художник: | Евгений Еней |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 марта 1928 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 49 мин |
Всю картину в единое целое соединяет невероятное дарование Федора Никитина. Его глаза выражают сильно больше, чем все приемы монтажа, чем все постановочные трюки вместе взятые. Этот фильм будто сон. Что-то большое происходит в огромном мире, что-то огромное, великое, торжественное… А в доме, занесенном снегом идет какая-то маленькая своя жизнь. Жизнь людей, по сути своей, абсолютно ненужных большому миру больших идей. И подлый коммерсант пытается как-то удержаться на плаву в это бешеное время 1919 года. Надеется, что его сбережения как-то ему помогут. И дети пытаются удержаться, пытаются ухватиться за то, что единственно им доступно — борьбу за новую жизнь. Единственный, кто, наверное, никак ни за что не пытается ухватиться, кроме своей любви к жене, это музыкант. И то наверняка он понимает, что эта любовь совсем не та, которая должна бы быть. Здесь его жена выглядит очень пошлой, хоть она и болеет, вроде как, но на фоне ультратрагизма Никитина, на фоне музыки, на фоне дома, занесенного снегом, жена, произносящая фразу: «Я знаю, ты меня любишь, и на завтра дров достанешь!», будто читает ему приговор, будто отправляет его на смерть. Ради жены, ради ее праздника он опускается до кражи. И потом, когда приходят красные, никак не создается ощущения, что музыканта спасли. Кажется, что страшный сон безумной жизни продолжается и только набирает обороты.
Возможно, Эрмлер хотел снять картину о том, что в новой жизни всем найдется место, кто не буржуй проклятый, а особенно найдется место музыке, но глаза Никитина говорят обратное. Они говорят, что ни в этой жизни, ни в какой-то еще места ему не найдется. И особо горько это перекликается с тем, что в финальных сценах на стене висит портрет Троцкого, который тоже оказался очень лишним в какой-то момент. Именно эта боль, которая не затихает даже в призрачном сонном Петрограде, делает фильм очень серьезным и очень достойным внимания.
9 декабря 2020
Искренняя благодарность всем, кто работал над восстановлением фильма в 1997 году.
Удивительный рассказ «Пещера» Евгения Ивановича Замятина, написанный им в 1920 году, и удивительный фильм Фридриха Марковича Эрмлера «Дом в сугробах» (другое название: «Дом в разрезе»). Когда на съёмочной площадке встречаются два таких талантливых человека, то обязательно рождается что-то необычное. Эрмлер не копирует рассказ Замятина. Он берёт лишь фабулу и создаёт собственный мир внутри писательской «пещеры». Он препарирует рассказ — отсюда и второе название «Дом в разрезе». Он скальпелем художника вскрывает персонажей, добираясь до их глубинных, скрытых от посторонних чувств. Немое кино отличается от звукового, прежде всего, экспрессией и выразительностью. Когда нет вербальной связи со зрителем, актёру приходится тончайшую ниточку взаимопонимания и сопереживания плести исключительно визуальными приёмами: мимикой, движениями, крупными планами лиц. И вот здесь, Эрмлер, как и во многих своих картинах, попал «в десятку». В своей картине «Катька «Бумажный ранет»» (1926) Фридрих Маркович «открыл» драматическое дарование Фёдора Никитина и стал приглашать его в свои картины. В «Доме в сугробах» Фёдору Никитину всего 25 лет, но играет он почти старика, надорванного и раздавленного собственной неустроенностью и никчёмностью. Татьяна Окова — по сюжету жена музыканта — тоже своей первой ролью обязана Эрмлеру. К сожалению, её творческая биография насчитывает всего 3 картины, и о её дальнейшей судьбе ничего не известно. Однако жену музыканта она сыграла крайне эмоционально. Градус внутренних переживаний ещё возрастёт, если держать в памяти концовку рассказа Замятина. Вообще, очень странное, хотя и типичное для того времени соседство: партийный режиссёр с маузером на боку и сдержанный интеллигент-писатель с вечным мундштуком в уголке рта. Поэтому и произведения их настолько разные. Замятин писал не столько о страшной разрухе в городе Петербурге, сколько о трагедии интеллигенции, в одночасье ставшей никому не нужной. А Эрмлер, так и не доучившись на актёрском отделении Ленинградского института экранных искусств, на кинофабрике «Севзапкино» снимал революционно-агитационные картины. После жёсткой критики и травли Замятин с разрешения Сталина в ноябре 1931 года уезжает из страны. Эрмлер в 1932 году учувствует в создании одного из первых советских звуковых фильмов «Встречный», а в 1940 году снимает фильм про вредителей «Великий гражданин», за который получил Сталинскую премию второй степени. Этого Замятин так и не узнал, потому что скончался 10 марта 1937 года в Париже, до конца жизни сохранив советское гражданство…
21 февраля 2018