Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Земля в плену |
год: | 1927 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Федор Оцеп |
сценарий: | Федор Оцеп |
видеооператор: | Луи Форестье |
художник: | Сергей Козловский |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 февраля 1928 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 20 мин |
Фильм точно расставляет акценты, зрителю не перерабатывает туманные намёки и аллюзии авторов пытаясь понять — что они имели в виду — а с первых минут фильма начинает пропитываться эмоциями и сопереживать главным героям. В картине нет эпатажных эмоций и заламываний рук, клоунских трюков и гэгов киношников, столь свойственных немому кино, эмоции передаются через визуальные рецепторы: выражение лиц, сценография, действия персонажей. И если спустя 90 лет мы остро ощущаем ту несправедливость, показанную в фильме, то насколько мощный заряд неприятия и возмущения ощущали люди прочувствовавшие это на себе ещё какие-то 10—15 лет до проката фильма?
На этом, казалось, устаревшем и простеньком фильме понимаешь насколько увесистая штука доведение до зрителя эмоций через визуальную составляющую восприятия мира. Не даром побирушки, инвалиды и нищенствующие так сильно воздействуют на обывателей, собирая за день «работы» изрядные суммы. Да, так это впечатление используют они на улицах наших городов; да, так же голливуд «разлохмачивает» наши чувства перераспределяя каждую отдельную эмоцию для отдельно взятого жанра выработоного в рамках киноиндустрии, не давая возможности полностью, многопланово прочувствовать жизнь или её экранное изображение. И уводит от смыслов, их решений и действий связанных с ними. Оставляя лишь полу-зависимость от «очищенных» эмоций.
В данном же фильме направленность эмоций имеет точку приложения, соединяющую экранную жизнь и реальную. Это точка перегиба истории, уход от жизни прежней к жизни другой, новой, построение которой показывается уже в других картинах, с другим эмоциональным посылом.
Отдельно порадовала музыкальное оформление от канала Россия-Культура: не только великолепно поддержано действие подобранными произведениями, переданы эмоциональная наполненность сцен, но и само ощущение от этого фильма. Где основной упор сделан на драматизм, но не забыт типичный макияж немого кино и его сцено-движение. Именно по этому исполнение подобранной музыки не в живую, а на синтезаторе, сильно подкрепляет изображение на экране, как синтез достоверности (эмоций и музыки) и способа их передачи.
7 из 10
31 января 2019
Очень сильный фильм. Согласен с предыдущим оратором, что этот фильм сильнее, чем очень и очень многие современные фильмы.
Вышел я на него не случайно: через группу в контакте, вознамерившись посмотреть старые, советские фильмы. Как всегда, следуя своему перфекционализму, решил начать просмотр с начала, выйдя на этот фильм.
Здесь очень узнаваемые герои. Фильм не иностранный, с обилием чуждых русскому слуху имён и названий, а наш, русский. Очень помогает запоминанию актёров то, что они остаются неизменными. Женщина в платке — Мария. Статный мужчина — Яков, мужчина с лихими усами — помещик Бельский.
Перекликается фильм с «Преступлением и Наказанием» и Софьей Мармеладовой. Правда тут же укажу минусы картины, по моему мнению: если Соню конечно оправдать нельзя, но хоть понятно для чего она это делала. Но для чего это делала Мария совершенно непонятно. Ни копейки она не отправила мужу (это не показано). Зачем она там работала кормилицей?
Потом: каким образом, муж Яков, знает грамоту и пишет ей, неграмотной, письма. Зачем писать? Зачем надеяться? Не лучше ли послать надёжного человека и передать всё на словах?
Но как раз череда случайностей, нагромождение нелепостей и приводят к тому, что слуга с хитрым прищуром дважды наносит удар по репутации женщины: «Шлюха». И вот тут-то становится понятно, почему второе название фильма «Жёлтый билет». Плюсы немого кино очевидны — всё объяснено и понятно иногда даже лучше, чем в раскрученных блокбастерах.
Непонятно, правда, для чего ей нужны деньги? Переводить мужу? Он её видеть не хочет. На жизнь? Так почему бы не уйти к мужу и всё ему рассказать. Очень не люблю я этот мотив, когда из добродетельной женщины делают непотребство. Как, к примеру, в фильме «Чёрный лебедь» или фильм «Реквием по мечте».
Это ли счастье? Это ли любовь? Нет здесь ни того, ни другого. Счастье и любовь было в начале, а как теперь эти люди будут жить — не представляю.
И в этой ситуации, по большому счёту, виноват больше Яков, хотя и с Марии вину не снимаю. Именно он ей, неграмотной, писал письма, именно он поверил россказням и оттолкнул жену тогда, когда она нуждалась в защите и в сильном мужском плече и рассуждении.
Что может сделать деревенская женщина в незнакомом городе?
И если к большинству современных фильмов я отношусь скептически, то здесь я верю героям. Такой или подобный сюжет был и не раз и не два. Сколько судеб поломано только из-за того, что человек не остановился и не рассудил, как лучше, а слепо сделал, не понимая начала, середины и конца, а потом, когда не получилась его задумка, начал перекладывать вину на других, не понимая, что сам он виноват даже больше, чем другой человек. И вместо того, чтобы сделать выводы и стать умнее и ближе с родными, начинаются семейные ссоры, скандалы, ругань и непонимание. А потом уже и непонятно, кто первый начал, потому как закончить уже никто не может.
Печально всё это. Но жизнь продолжается…
24 ноября 2015
Для меня хорошее кино — то, которое держит в напряжении, и его интересно смотреть до конца. Неожиданным открытием стал фильм «Земля в плену». Увидела этот фильм случайно на канале «Культура», за что очень благодарна его сотрудникам.
Фильм без дубляжа, черно-белый и немой, приковал меня к экрану не в пример крепче современных блокбастеров. «Земля в плену» или «Желтый билет», снятый в 1927 году, актуален и сегодня. Судьбы героев заставили расчувствоваться, сюжет хоть и не мудреный, но каковы кадры — актерские и постановочные! Работа оператора заслуживает отдельного внимания, запомнились и титры, заменяющие звук, например, неприкрытое сравнение молочного хозяйства помещика Бельского и беспокойство о наличии молока у кормилицы его внука. Особый колорит фильму придает нарочито чрезмерный макияж актеров: жених и невеста выглядят жутковато и инфернально, а главные героини из крестьянской среды сразу выходят на передний план. Фильм — настоящая и глубокая драма, показывающая грехи и сложности человеческой жизни: обман, вожделение, предательство, власть денег, голод, разбитые мечты… Но есть в нем и волшебство прощения, которое дарит надежду и веру, а вместе с ними возвращается и любовь.
Главный фокус фильма для меня — в его притягательности даже без сложного монтажа. Нам упорно внушают, что многомиллионный бюджет и обилие спецэффектов — залог качества и успеха киноленты. «Земля в плену» с блеском опровергает эту ложь, выводя на первый план мастерство людей, создавших фильм.
19 марта 2015