Затерянный мир
The Lost World
7
7
1925, фантастика, триллер, фэнтези
США, 1 ч 50 мин
12+

В ролях: Бесси Лав, Уоллес Бири, Ллойд Хьюз, Альма Беннетт, Артур Хойт
и другие
Репортёр Эдвард Мэлоун получает задание написать репортаж о лекции, в ходе которой профессор Челленджер провозглашает, что готов доказать существование живых динозавров. Для этого ему нужны добровольцы для участия в экспедиции. Добровольцами становятся профессор Саммерли, сэр Джон Рокстон и Мэлоун. В экспедиции также принимает участие Пола Уайт, дочь погибшего путешественника Мэпла Уайта, дневниками которого руководствуется Челленджер. Экспедиция, пройдя по маршруту Уайта, обнаруживает в бассейне Амазонки изолированное плато.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Затерянный мир

английское название:

The Lost World

год: 1925
страна:
США
слоган: «See the mighty prehistoric monsters clash with modern lovers in a most remarkable story of love, romance and amazing adventure.»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Артур Идисон
композиторы: , ,
художник: Милтон Менаско
монтаж:
жанры: фантастика, триллер, фэнтези, приключения
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 2 февраля 1925 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 50 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, триллер, фэнтези, приключения

Видео к фильму «Затерянный мир», 1925

Видео: Трейлер (Затерянный мир, 1925) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Затерянный мир», 1925

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Затерянный мир», 1925

Динозавры оживают на экранах

Саму историю все прекрасно знают и помнят, профессор Челленджер заполучает дневник со свидетельством о динозаврах на отдалённом плато в Амазонии, но никто из британских коллег в это не верит. Тогда он бросает вызов таинственной дикой природе и собирает команду из весьма колоритных личностей, отправляясь на поиски доисторических созданий.

Прежде всего столь старый фильм хочется похвалить именно за актёрскую подачу. Это немое кино, здесь принято переигрывать, жестикулировать на грани эмоций, передавать все свои чувства исключительно внешностью, а не диалогами, и весь актёрский ансамбль прекрасно попадает в свои образы.

Уоллес Бири, пожалуй, вообще лучший Челленджер в истории кино. Идеальным дрим-кастом на эту роль всегда виделся Джон Рис-Дэвис, к счастью, и сыгравший роль профессора в 90х, но Бири даже лучше и ещё более харизматичен. Он, кстати, к тому моменту даже уже в фильмах с динозаврами снимался, за пару лет до «Затерянного мира» вышла картина «Три эпохи».

Яркий состав персонажей невероятно доставляет, здесь заядлый охотник, и репортёр, ради девушки, взглянувший в лицо опасности, и скептик-коллега, чья цель как раз таки опровергнуть заявления Челленджера, и, конечно же, юная отважная девушка, отправившаяся в экспедицию на поиски пропавшего отца. Всем им вскоре предстоит встреча со свирепыми созданиями древнего мира.

Классик спецэффектов в кино — Уиллис О`Брайэн создал стол убедительных и правдоподобных динозавров, что сам писатель — Артур Конан Дойль, не просто доживший и посмотревший экранизацию, а даже появившийся в ней, сумел разыграть людей, позже выдав кадры отсюда за реальные документальные съёмки настоящих доисторических ящеров, сохранившихся до наших дней! (А вот «Секрет озера Лох-Несс» [The Secret of the Loch], снятый тоже по его рассказу, он уже не увидел, и, вероятно, к лучшему — ибо в фильме 1934 года Лохнесское Чудовище выставлено огромной подводной… Игуаной…)

Исполненные покадровой съёмкой рептилии появляются в картине довольно поздно. Долгое время режиссёр заполняет кадр красотами дикой Америки — ягуары, змеи, обезьяны, кабаны, крокодил и всякая прочая живность. Есть у картины своеобразный «главный злодей» — Человек-Обезьяна в довольно жутковатом гриме, вечно пакостящий главным героям.

Но когда на экране, наконец, появляется первый Птеродактиль (или Птеранодон), все затяжные ожидания «начала экшена» оправдываются на все! Далее буквально нон-стоп подавляющую большую часть картины составляют зарисовки из жизни динозавров, которые и предстают перед главными героями картины.

Здесь просто колоссальное количество баталий, отчасти даже поражающих жестокой натуралистичностью своего изображение — полным полно убийств, проткнутых шей, вывороченные рогами кишки из брюха, откусанные куски плоти, море крови, а под конец ещё и извергающийся вулкан.

Большинство сражений устраивают Аллозавры. Все, похоже, представляющие собой одну и ту же модель, либо гибнущую по мере «документальных зарисовок», либо успешно охотящуюся на своих травоядных собратьев. Большинство существ в картине — травоядные, но благодаря своим пластинам, рогам, шипам и даже зубам — они не выглядят особо менее опасными.

Мэшапы с людьми выполнены отлично, древние ящеры поражают своими размерами, показаны множеством своих видов и не просто так заполняют кадр сценами своего быта, но способны даже вести себя агрессивно по отношению к участникам экспедиции. Так что не от одного дикаря им приходится спасаться и отбиваться.

Сделано всё по высшему разряду. У каждого динозавра проработана мимика эмоциональных реакций на разные окружающие факторы, и даже процесс поедания листвы — это не просто открытый-закрытый рот, а именно реалистичные круговые движения челюстей, перемалывающих пищу. У ящеров проработаны и когти, и всякие естественные средства защиты, даже перепонки между пальцами на лапах у водных особей присутствуют!

Стегозавры, Трицератопсы, Апатозавры, Бронтозавры — само одного их количество, а некоторые даже разных размеров, например, с детёнышами, потрясает воображение визуальным пиршеством stop-motion технологии, приводящей их на экране в движение!

Все позвонки тела, конечности, даже глаза — всё у этих созданий приведено в великолепные натуралистичные движения. Более того, в раскрытых пастях даже слюна присутствует, добавляющая виду тех же аллозавров ещё больше устрашения благодаря столь голодному свирепому виду.

Но всё же непосредственных взаимодействий людей и животных тут немного, а большая их часть относится не к динозаврам, а к проворным дрессированным обезьянкам, добавляющих фильму толику очарования. Всё-таки, в отличие от более поздних «Кинг Конга» и «Чудовища с глубины 20,000 саженей», данный фильм едва ли можно отнести к жанру «ужасов», хотя поединки между ящерами тут, повторюсь, просто нереально зашкаливающие по зверской жестокости друг к другу.

К примеру, Аллозавр здесь умудряется передраться почти со всеми показанными видами кроме, разве что, стегозавра. А эпизод со схваченным прямо на лету Птеранодоном и вовсе остаётся в памяти, как один из ярчайших и внезапных за весь фильм! Но самые грандиозные впечатления в «Затерянном мире» дарят даже не сражения чудовищ между собой.

Своего триумфа картина достигает в финальной кульминации. Причём вовсе не в сцене извержения вулкана и даже не в сопутствующей ему «массовке» всех видов динозавров. Это, конечно, моменты напряжённые, и декорации у фильма хочется отметить и похвалить, нет ощущения блуждания по украшенным комнатам, антураж диких джунглей передан просто мастерски!

Но наибольшая ценность картины для всего жанра заключается непосредственно в концовке. В том, что творится на экране уже по возвращении экспедиции в Англию, прихватившей с собой одного бронтозавра. Можно сказать, первая кайдзю-сцена в истории мирового кинематографа — это блуждание рассвирепевшего и крушащего всё вокруг динозавра по Лондону!

Разрушенные здания, снесённые памятники, злобные оскалы крупными планами — Бронтозавр разве что умудряется каким-то чудом в кадре никого конкретно не раздавить и не сожрать. Есть ряд моментов «чудесного спасения» или же ряд отдалённых кадров, где разрушается дом или нога зверя проваливается в подземку.

Вроде как, без жертв не обходится, но Конг и его рептилии с острова, а также Редозавр, хозяйничая по очереди в Нью-Йорке, были куда более кровожадны. С другой стороны они, как бы, и были хищниками (Конга дикари-то кормили человечиной), а здесь привезённый Бронтозавр.

В любом случае — это настоящий дебют сцен, где огромное чудовище сеет хаос на городских улицах. Лондон не так уж часто подвергался нападению чудовищ (на ум приходит только «Горго», если мы не берём в расчет всякие триноги пришельцев от Герберта Уэллса), да и в этом фильме блуждание длинношеего ископаемого составляют всего лишь несколько минут, прежде, чем он, сломав мост, оказывается в воде и начинает долгий путь к себе на родину (что можно сравнить с рядом кайдзю-клише и назвать это их прародителем — типа ухода Годзиллы в океан обратно в большинстве своих фильмов или с возвращением Конга на остров из «Годзиллы против Кинг-Конга»). Шедевр мирового кино с большой буквы!

10 из 10

22 сентября 2016

Громкие динозавры в немой экранизации громкого романа

После того, как я «отважился» в первый раз в жизни посмотреть немое кино, и включил советский «Тихий Дон» 1930 года, сразу понял, что это не моё, и выключил на второй минуте, мне гораздо больше приглянулась картина Герасимова 1957 года. Но «Тихий Дон» я читал, а немое кино, возможно, оттолкнуло трясущейся камерой, некачественной съёмкой, и я решил, что лучше сразу посмотреть «говорящую» экранизацию любимой книги. С «Затерянным миром» всё вышло намного сложнее. Признаю, что роман Артура Конан-Дойля я не читал, и узнал-то про эту книгу совершенно случайно. Тут «постаралась» всеми ненавидимая студия «Asylum» в том смысле, что я, знакомясь со всеми фильмами про Кинг-Конга, от классики 1933 года, до блокбастера 2005 года, узнал, что под последний сделана подделка этой студией, что называется она «Титаны затерянного мира» и имитирует сюжет классического произведения. Фильмы вышеназванной студии я просто ненавижу почти все, но, если смотрю какой-нибудь мировой шедевр, под который существует подделка от них, то потом смотрю и подделку — плююсь, но смотрю и объективно оцениваю. И, чтобы не получить ложное впечатление от сюжета романа, который наверняка извращён в мокбастере от «азилума», я решился на безумие — пересмотреть все доступные экранизации «Затерянного мира»: немое кино 1925 года, о котором и пойдёт речь; фильм 1960 года, 1992 (с продолжением того же года), 1998, 1999, 2001, и так называемый блокбастер 2009 года, просто использующий известное название, а на деле показывающий сущее безумие… под которое тоже подделалась студия «Asylum», сняв, в свою очередь, бездарную имитацию сюжета другого романа «Земля, забытая временем», который был экранизирован по-человечески в 1975 году. Вот видите, как всё запутанно. Но всё это я посмотрел, когда устроил себе сезон фильмов жанров фэнтэзи и приключений.

После просмотра напичканной спецэффектами «Мумии 3», для отличного начала сезона, я решился посмотреть немое кино по Конан-Дойлю, надеясь, что оно не оттолкнёт меня. И знаете, а фильм-то для своей эпохи оказался далеко не убогий, а, наоборот, весьма даже качественным фильмом, несмотря на отсутствие цвета и звука! Сами подумайте — в те времена никто и не мечтал о натуралистичных спецэффектах и 3D, а режиссёры так снимали кино, чтобы не опозориться и порадовать любителей синематографа, применяя все подручные средства. Кто знает, может в наше время фильм «подремонтировали», то есть отреставрировали, и сейчас он кажется таким качественным, камера не трясётся, картинка стабильная… Но главное, что экранизация действительно достойная! Рад, что современный зритель, избалованный крутой графикой, с пониманием отнёсся к древнему кино и оценил его сюжет, который здесь не просто есть — его интересно смотреть, он поражает воображение, а что же касается спецэффектов, то они для тех времён даже не потолок, а выше потолка. Посмотрите «Затерянный мир» 1992 года, в котором динозавры показаны резиновыми куклами, и сравните с этим древним фильмом, в котором образы динозавров выглядят намного более реалистично! А уж в мокбастере к «Кинг-Конгу», имитирующем сюжет этого же романа, совсем всё грустно: такое ничтожество вы редко встретите, и ладно бы только убогая компьютерная графика, сляпанная хуже, чем во времена немого кино, там и от Конана-Дойля ничего не осталось, кроме имён и фамилий героев. Из всех экранизаций «Затерянного мира» я могу выделить три лучших: это немое кино, о котором идёт речь; фильм 1960 года, с невероятными по тем временам спецэффектами и интересной интерпретацией событий книги, и фильм 2001 года, который, хоть и снят для ТВ и не блещет графикой, но снят на должном уровне и не извращает событий книги. В планах есть посмотреть сериал из трёх сезонов, шедший с 1999 по 2001 годы и получивший очень лестные отзывы. Экранизации 1992 и 1998 года так же пригодны к просмотру, но не идут ни в какое сравнение с лучшими.

Так о чём же эта история, написанная в 1912 году классиком и вызвавшая такой ажиотаж в мире кино? Это история об учёном, который нашёл в отдалённом уголке Земли неизведанное плато, населённое динозаврами. Кто-то не верит, кто-то смеётся, а кто-то соглашается поехать туда вместе с ним и помочь ему доказать свою правоту. Диалоги, написанные в интертитрах, не оставят вас равнодушными, равно как и пейзажи и весьма убедительно нарисованные динозавры, да ещё и схватки между хищниками разных пород! И это в немом кино? Так что не стоит ухмыляться и говорить, что, как этот фильм сейчас устарел, так устареет и «Аватар», который сейчас удивляет всех своей графикой и 3D. Если фильм хорош и является достойной экранизацией, он не устареет, а лишь постареет, но его будут смотреть. Данный фильм увековечил название книги всем известного классика, и дал повод снимать более совершенные экранизации, по мере появления новых технологий. У кого-то это получилось на должном уровне, у кого-то — бездарно, но похоже, самой достоверной экранизацией так и останется немое кино 1925 года. Если вас не смущает такая древность, если вас интересует тема древних хищников и вообще приключений, к просмотру обязательно.

10 из 10

27 января 2016

Мир Юрского Периода

Задолго до «Парка Юрского Периода» и «Кинг — Конга», древние рептилии ворвались в мир кино, открыв тем самым новую эру в истории Голливудских блокбастеров. Случилось это в далёком 1925 — ом году, когда на экраны вышла экранизация популярного приключенческого романа Артура Конан Дойла — «Затерянный Мир». Уже тогда было понятно, что эти прожорливые монстры нравятся зрителю, и история кино в последствии подтвердила, что динозавры некогда не покинут кинематограф. Это универсальный экшен — аттракцион для любой публики, над сюжетом картин можно особенно не парится (только придумать повод для появления в современном мире вымерших ящеров и считай — дело в шляпе), современные компьютерные эффекты позволяют рисовать этих древних хищников с закрытыми глазами. Оттого динозавров теперь можно увидеть не только в мега — блокбастерах, но и вторичных видео — поделках, и даже телевизионных сериалах и передачах (вроде «Прогулок с Динозаврами» от «Би-Би-Си»). Этому же может свидетельствовать культовая франшиза начатая Стивеном Спилбергом в 1993 -ем (четвёртая часть которой выходит этим летом), и огромное количество постановок по мотивам конан дойловского романа. Среди прочих можно отметить двухсерийный ТВ — фильм 1992 -ого, с Джоном Рис — Дэвисом и сериал конца 90-ых, очень похожий на «Динотопию» (2002). За минувшие с выхода «Затерянного Мира» 90 лет, режиссёры и сценаристы перебрали всевозможные жанры, в которых могли бы действовать динозавры: от приключенческих, экзотических фильмах Золотой Эры Голливуда, то фантастических триллеров и ужасов, до комедий и фэнтази. А в мультипликации они впервые появились даже раньше кинематографа (в короткометражке 1912)…

Данная картина долгое время считалась утраченной, так как в своё время студия — производитель решила сделать звуковой вариант популярного в середине 20-ых фильма, и вновь выпустить его в прокат (так делали, скажем с триллером «Юнивёрсалы» со своим «Призраком Оперы» с Лоном Чейни в роли Эрика). Но потом грянул экономический кризис, и продюсеры охладели к этой затеи, предпочтя вкладываться в новые проекты. А все копии «немые» картины, были уже уничтожены дабы на них не нажились конкуренты. К счастью отыскалась одна, бывшая когда то в Европейском прокате (её хронометраж заметно короче оригинала), и классический фильм о динозаврах не потерян для человечества и будущих киноманов…

Снимали картину, в основном раскошелившись на создание декораций и дорогих, подвижных кукол, актёров и съёмочную группу собрали из новичков и мало известных публике лиц. Продюсеры резонно решили, что сама тема и невиданные до того спецэффекты (разработанные мастером покадровой съёмки Уиллиса О’ Брайена — будущего супервайзера легендарного «Кинг — Конга» (1933), сами по себе привлекут зрителей. Но отобранные на главные роли артисты удачно вписались в каст ленты. В немом кино, как я не раз это повторял — умели подбирать типажи. Что же до персонала трудившегося над лентой за кадром, то там собрались настоящие первопроходцы спецэффектного кино, и невероятно терпеливые люди (кто ещё смог бы днями напролёт возится с куклами, снимая каждое движение монстров отдельно, пошагово, причём на фоне всей панорамы!). Оператор Артур Эдисон — личность известная. Правда таким он стал позже, во время звукового кино, когда снял такие хиты как: «Франкенштейн» (1931), «Человек — Невидимка» (1933), «Мятеж на Баунти» (1935), «Мальтийский Сокол» (1941) и др. Тогда же, в середине 20-ых он был молодым новичком в этом деле, но тем не менее, уже по ряду крутых экшен — сцен «Затерянного Мира» видно, что оператор обладает чувством «большого стиля» и превосходным вкусом в съёмки зрелищных эпизодов. Ведь подобное кино привлекает именно сценами экшена и операторской работай, некими находками профессионалов — перфекционистов. Не берусь судить о работе режиссёра, ибо в последствии Гарри О. Хойт больше так нечего и не поставил, несмотря на громкий успех своего «первенца». В прошлом он был сценаристом, этим же он продолжил заниматься и после. Правда к приключенческому кино отчего то больше не обращался…Но это не первый и не последний случай в кинематографе, когда успешно стартовавший режиссёр почему то решает не продолжать карьеру. Да и 1920 -ые были эпохой не режиссёрского, а продюсерского кино. Говорю о Голливуде, поскольку в Европе тогда творили именитые режиссёры (Фридрих Мурнау, Георг Пабст, начинающий Альфред Хичкок и наш классик Сергей Эйзенштейн). Разумеется, были и исключения — но их по пальцам перечесть: Сесиль Де Миль, Дэвид Уорк Гриффит и Чарльз Чаплин. Но в основе своей, «фабрикой грёз» руководили продюсеры. Они финансировали масштабные проекты не ради создания киноискусства, а ради наживы. Что не мешало под их началом создавать такие грандиозные полотна, как скажем «Бен Гур» (1925), «Багдадский Вор» (1924) и «Робин Гуд». К ним же можно отнести и рецензируемый «Затерянный Мир». Только гигантские постройки древности и многотысячные массовки здесь заменила кропотливая работа с подвижными куклами и создание экзотической атмосферы. За последнюю в фильме отвечают большие ккартины — «задники», искусственные деревья и кустарники снятые в павильоне. Конечно же, сразу с иронией вспоминается диалог из «Кинг — Конга» Питера Джексона: «- Какой экзотический остров?! Ты должен снимать всю экзотику на ближайшей лужайке.» Но, поверьте — для своего времени всё снято на уровне. Негде кроме как в Голливуде — Мекке развлекательного кино, подобный фильм не мог быть создан. Для Европы это был слишком затратный проект, а для советской России попросту неподъёмный…

Не будучи знакомым с книгой Конан Дойла, могу предположить, что сценаристка Мэрион Фэйрфакс её прилично сократила. Представив зрителю персонажей, она тут же переносит героев в джунгли, где незамедлительно начинаются приключения. В которых как и положено, помимо опасностей нашлось место и для любви (тогда кажется, даже самые мрачные фильмы без романтики не обходились). Профессор Челенджер (Уоллес Бири) собирает команду отважных путешественников, готовых отправится на поиски затерянного мира — уголка природы, в котором выжили после падения метеорита динозавры. Среди них оказываются: его дочь Паула (Бесси Лав), молодой репортёр Эд Мэлон (Ллойд Хьюз) и знаменитый охотник Джон Рокстон (Льюис Стоун). Последний, помимо охоты питает страсть к дочери профессора, и невольно соперничает с молодым репортёром, которому Паула отдаёт предпочтение… Героев ожидают опасности: вулканы, голодные хищники и природные испытания…

Сегодня сюжет покажется чересчур наивным и прямолинейным. Но не стоит забывать — фильму 90! Да и смотреть его следует не из — за сюжета, а что бы увидеть первых в истории кино динозавров. Кукольные спецэффекты Уиллиса О’Брайена и созданные Милтоном Менаско джунгли — вот, что стоит увидеть.

9 из 10

11 апреля 2015

Немые динозавры

Некоторые из нас в детстве мечтали увидеть живых динозавров. Вот и у Гарри О. Хойта была похожая мечта. Однако лицезреть динозавров в живую ему, конечно, не довелось. Тогда режиссёр решил сам оживить их на экране.

Гарри занялся экранизацией знаменитого романа Артура Конан Дойла «Затерянный мир». Однако для того что бы фильм получился успешным, у зрителя не должно было возникнуть сомнений, что пред ним живые динозавры. Именно эту нелёгкую задачу, по оживлению древних ящеров, предстояло решить Уиллису О’Брайену. И с этой проблемой он справился на отлично, используя новый метод покадровой съёмки. Получившимся в результате динозаврам не хватало только громко рёва, который бы наводил страх на его жертву и зрителя. Однако в те времена техника ещё не дошла до такого уровня и монстры остались немыми.

Конечно современному зрителю знакомому с «Парком юрского периода» и «Прогулками с динозаврами» все эти ящеры покажутся резиновыми и совершенно не страшными, но в те времена они произвели большое впечатление на зрителя.

Вот так в 1925 году увидела свет первая экранизация знаменитого романа Конан Дойла. Картина в которой актёры показывали свои чувства и объяснялись друг с другом без слов, а динозавры наводили страх на публику хоть и были немыми.

26 июня 2012

«Затерянные миры». Часть 1: «Начало».

«Затерянный мир» 1925 года, фильм, ставший классикой. Возможно, первый фильм во всём мире, где появились динозавры. Первая экранизация романа Артура Конан Дойля. Первый фильм во всей, с позволения сказать, серии экранизаций. Шедевр всех времён и народов.

1925 год — это даже не тридцатые. Фанаты фильмов ужасов, в лицо знающие шедевры классики (в том числе и те, что были до «Дракулы» и «Франкенштейна»), не по наслышке могут знать, какого этот фильм качества (вспоминайте «Носферату», господа). Поэтому большинством, думаю, фильм не был оценён подобающий образом. Но есть и такие, которые этот фильм оценили как следует, ни как «голливудский-фильм-2555», а как классику, старую и немую, без спецэффектов, с простецким гримом и без всяких сюжетных заморочек. В этом фильме, свойственно, нет динозавров из «Парка Юрского Периода» — вместо них обычные куклы. Тут нет панорам джунглей, вместо них — либо павильонные декорации, либо огромные картины (но зато какие!). Тут нет никакого экшена, нету крови, стрельбы, смертей. Никто и героев не погибает. В этом фильме нет места насилию — это классика. Классика замечательного, доброго кино, без смерти и безвыходности.

' Репортёр Эдвард Мэлоун получает задание написать репортаж о лекции, в ходе которой профессор Челленджер провозглашает, что готов доказать существование живых динозавров. Для этого ему нужны добровольцы для участия в экспедиции. Добровольцами становятся профессор Саммерли, сэр Джон Рокстон и Мэлоун. В экспедиции также принимает участие Пола Уайт, дочь погибшего путешественника Мэпла Уайта, дневниками которого руководствуется Челленджер. Экспедиция, пройдя по маршруту Уайта, обнаруживает в бассейне Амазонки изолированное плато.»

Стоит ли говорить про актёрскую игру? Думаю, стоит. Она великолепна. Чего только стоит Булл Монтана, исполнивший эпизодическую роль человека-обезьяны. Никто здесь не играет плохо, тут замечательная актёрская игра.

«Затерянный мир» 1925 года — фильм, достойный просмотра каждым. Замечательный фильм, лучший из всей, с позволения сказать, «серии». Классический фильм о приключениях и выживании в диком мире, полном динозавров. Замечательнейший фильм! Культовая классика на все времена!

10 из 10

27 октября 2011

Блеск и пластилин «Затерянного мира»

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о кинофильме «Затерянный мир».

В далёком 1925 году эта немая лента взорвала Голливуд. На экране, помимо людей и животных, что уже перестало удивлять, появились динозавры. Как это сделано? Неужели они не все вымерли? Зрители были в недоумении и восторге. Экранизацию одобрил сам автор — сэр Артур Конан Дойл. Когда в самолётах стали крутить кино, то первым фильмом, которым усладили досуг авиапассажиров, был именно «Затерянный мир». И всё было бы в шоколаде, кабы не звуковое кино. Подобно тому, как современные кинематографисты срочно переделывают свои детища в 3D, тогдашние продюсеры распорядились в стахановские сроки сделать блокбастер звуковым, а попутно уничтожить немые копии. Результат получился самый неприятный: звуковую версию не сделали, зато пожгли все немые. Только по двум исцарапанным плёнкам мы можем судить о былом величии фильма. Что ж, будем судить.

Профессор Челленджер шокирует Лондон своими лекциями о том, что в наши дни на Земле сохранились живые динозавры. Он предлагает собрать экспедицию на плато, затерянное в джунглях Амазонки. Там, по его расчётам, и живут чудовища.

Выглядит это так: бородатый профессор с трибуны отчаянно жестикулирует в толпу (напоминает выступления Хрущёва). Затем один за другим поднимают руки добровольцы. Один из них оказывается репортёром. Челленджер разъяряется и кидается бить проходимца, но ловкий молодой человек ускользает. Правда, в следующей сцене он опять пристанет к Челленджеру с просьбой зачислить себя в состав экспедиции. И вновь начинается мордобой. В итоге репортёра всё же принимают.

Потом действие быстро перемещается в Бразилию. После обзора тропических зверей герои разбивают лагерь у нарисованного плато. Неожиданно они замечают первую ласточку своих грядущих похождений. Точнее, первого птеродактиля. Конвульсивно взмахивая крыльями, животное скрывается.

Вскоре путешественники переправляются на плато, и оказываются в затерянном мире. Внешне он ничем не отличается от бутафорских джунглей, которые показывали перед этим, но вместо ленивцев и обезьян здесь обитают динозавры.

Всё началось с безобидного бронтозавра. Он появился в кадре, герои зашатались в испуге, но Челленджер успокоил их: «Не бойтесь, это травоядный ящер». В доказательство его словам бронтозавр выдернул с корнем дерево и, подержав его немного во рту, выплюнул.

Потом динозавров становится реально много. Сначала режиссёры пытаются хоть минимально, но оправдать их появление на экране. К примеру, герои сидят у костра, вдруг из кустов выходит аллозавр. Отважные люди тыкают ему в морду факелом (внешне похоже, что они дают ему прикурить) и он, оскорблённый в лучших чувствах, удаляется. И тут уже пластилиновые бестии начинают лезть изо всех щелей, беспорядочно убивая друг друга. Люди здесь — только сторонние наблюдатели на переднем плане комбинированной съёмки. Но и с ними начинает твориться что-то непотребное. Вместо того чтобы, оказавшись в экстремальных условиях, сплотиться, они разбегаются по затерянному миру как маленькие дети. В результате середина фильма вырождается в несусветную абракадабру, где понять, кто куда побежал и почему, просто нельзя. И только тирексы, как сумасшедшие, всё грызут и грызут живность, и бронтозавры едят деревья, бросая игривые взгляды в камеру, и чёрт знает, чего ещё там только нет.

При этом видно, что, увлекшись бойней кукол, создатели пропустили целое море возможностей. Это и наклёвывавшийся конфликт между репортёром и охотником (как нетрудно догадаться, из-за бабы), и возможные эпизоды схватки с обезьяночеловеком (его мохнатое рыло назойливо высовывалось из-за каждого угла, но по-хорошему в действие он так и не вступил).

Финал фильма — экспедиция возвращается в Лондон. В книге Челленджер привёз с собой птеродактиля, и этим доказал свою правоту оппонентам. Но птеродактиль киношникам показался то ли недостаточно эффектным, то ли, напротив, чересчур сложным для анимации. Короче, Челленджер привёз с собой… свирепого бронтозавра. В порту зверь вырвался и поплёлся на улицы Лондона сеять панику среди обывателей. Чем это закончилось — увидите сами.

Всё, что сейчас способен вызвать «Затерянный мир» — это смех. Дурацкие динозаврики, совершенно нелепые похождения. А ведь когда-то это казалось чудом. Вышеизложенный фильм стал прародителем целой ветви приключенческого кинематографа (косвенно позволил нагреть руки Стивену Спилбергу и ещё много кому). Более того, через 3 года в пику именно этому блокбастеру был выпущен знаменитый «Кинг Конг», который, эксплуатируя находки предшественника, сумел выродиться в могучую франшизу. И «Затерянный мир» на обочине не остался — новые экранизации всё появляются и появляются.

В целом же «Затерянный мир» — это урок всем режиссёрам, кто гонится за суперсовременными спецэффектами в ущерб всему остальному. Вот, господа хорошие, сегодня, вы суетитесь, а через 70 лет от ваших наворотов покатятся со смеху все. Вы же поняли, на какую планету Пандору я намекаю, а?

30 апреля 2010

Фантастика Затерянный мир появился на свет в далеком 1925 году, более полувека тому назад, его режиссером является Гарри О. Хойт. Кто играл в фильме: Бесси Лав, Уоллес Бири, Ллойд Хьюз, Альма Беннетт, Артур Хойт, Маргарет МакУэйд, Булл Монтана, Фрэнк Финч Смайлз, Жуль Коулз, Джордж Банни, Чарльз Веллесли, Артур Конан Дойл, Вирджиния Браун Фэйр, Нельсон Макдауэлл, Лео Уайт.

Страна производства - США. Затерянный мир — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.