Сцена в саду Роундхэй
Roundhay Garden Scene
7.2
7.2
1888, документальный, короткометражка
Великобритания, Франция, 1 мин
В ролях: Харриет Хартли, Адольф Лепренс, Джозеф Уитли, Сара Уитли
Адольф Принц, Сара Робинсон Уитли, Джозеф Уитли и Харриет Хартли прогуливаются в саду. Фильм снят в доме Джозефа и Сары Уитли, в Западном Йоркшире, Англия.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Сцена в саду Роундхэй

английское название:

Roundhay Garden Scene

год: 1888
страны:
Великобритания, Франция
режиссер:
продюсер:
видеооператор: Луи Эме Огюстен Лепренс
монтаж:
жанры: документальный, короткометражка
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 14 октября 1888 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 мин
Другие фильмы этих жанров
документальный, короткометражка

Видео к фильму «Сцена в саду Роундхэй», 1888

Видео: Фильм (Сцена в саду Роундхэй, 1888) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фильм

Отзывы критиков о фильме «Сцена в саду Роундхэй», 1888

Прежде, чем открылся первый кинотеатр…

О том, какое произведение считать первым в истории полноценным фильмом, можно спорить вечно. Очевидно, что до 1895 года видеозаписи уже создавали, но не пускали в нашем понимании в широкий прокат. Ещё в 1865 году французский фотограф-карикатурист Надар создал «Вращающийся автопортрет» — серию фотографий самого себя с разных ракурсов, которую при желании можно воспроизвести как видеоленту. Является ли это полноценным видео, тем более, что в знаменитой «Матрице» присутствует подобный момент? Как бы там ни было, первым фильмом в истории принято считать 5-секундный «Транзит Венеры» 1874 года. Четырьмя годами позднее на плёнке запечатлится скачущая лошадь, а в 1887 году Луи Лепренс снимет, а точнее сфотографирует «Человека, поворачивающего за угол», которого можно считать первым в истории целостным видео с плавным движением.

Что же касается «Сцены в саду Роундхэй», то это первый в истории постановочный фильм, в котором четыре человека специально совершают активные движения. Таким образом, снявшиеся здесь Харриет Хартли, Адолф Ле Принц, Джозеф Уитли и Сара Уитли по факту стали первыми в истории киноактёрами. Знали бы они, как далеко зайдёт подобный вид искусства уже через десять лет…

Никакого 3D, никакого цвета и никаких звуков — таким был этот коротенький полуторасекундный видеоролик на момент съёмки 14 октября 1888 года. Два джентльмена и две леди прогуливаются в саду в дневное время недалеко от тени деревьев. Уже через 10 дней не станет Сары Уитли, в 1890 году загадочным образом исчезнет режиссёр и оператор Луи Лепренс, а в 1902 году пристрелят его сына Альфонса. Должно быть, если бы все они были живы сейчас и увидели, как благодаря техническим достижениям мы удлинили их фильм до 2 секунд, минимизировали помехи, раскрасили и даже добавили звук, то пустили бы слёзы от счастья. В связи с тем, что в двадцать первом веке кино воспринимается как какой-нибудь аттракцион, мы почти забыли, что в первую очередь это самая натуральная машина времени, которая позволяет нам спустя десятилетия и даже столетия видеть неподдельные фрагменты прошлого, которое иным способом невозможно вернуть. Это разве не чудо?

Подводя итог вышеописанному, можно сказать, что до «Сцены в саду Роундхэй» были только эксперименты. Данный же фильм показал, что мы можем по-настоящему оживлять и воспроизводить визуальные моменты окружающего нас мира. Дело оставалось уже за малым: научиться снимать более длительный материал. До полноценного рождения кинематографа оставалось всего-лишь 7 лет.

10 из 10

21 декабря 2020

Как известно, кинематограф в том виде, в каком мы его знаем, возник 28 декабря 1895 г. благодаря первому публичному показу фильмов братьев Люмьер. Однако еще задолго до этой знаменательной даты были сделаны шаги к его созданию. Кинематограф вообще стал результатом многолетних попыток человечества «оживить» изображения, поэтому кто конкретно его изобрел говорить сложно.

Француз Луи Лепренс был одним из тех инженеров-изобретателей, чье имя смело можно связать с этим величайшим открытием конца 19 века. Вдохновленный опытом Мэйбриджа, зафиксировавшего движение лошади по фазам с помощью серии фотоснимков, Лепренс взялся за изобретение своего хронофотографического аппарата, напоминавшего фоторужье. В результате, в 1888 году, находясь в саду поместья своей тещи, Лепренсу удалось снять самый настоящий фильм, длительностью чуть более секунды.

Конечно, полученный результат относится к категории экспериментальных вещей и не несет в себе какой-то художественной ценности. В отличие от тех же Люмьеров, Лепренс снял «Сцену в саду Роундхэй» на рулонную негативную фотобумагу шириной всего 54 миллиметра, а не на привычную кинопленку. Но тот факт, что впервые удалось на секунду заставить изображенных в саду людей подвигаться, уже говорит о многом. Да, это еще не кино, а всего лишь эксперимент по созданию кинематографа. Но нельзя не отметить то, что эксперимент этот удался в полной мере.

Сегодня можно с уверенностью заявить, что Огюст Лепренс имеет право называться одним из основателей кинематографа. И ролик «Сцена в саду Роундхэй» тому подтверждение.

7 из 10

20 августа 2015

Последние лет 70/80 миром кинематографа правит Голливуд и остальные либо прямо или косвенно его копируют, либо принципиально идут против. Голливуд имеет черты если не нации, то государства, ставя во главе угла зрелищность и деньги.

До Голливуда лет эдак 30 тон в кинематографе задавали французы. Может потому тогда в моде был лёгкий жанр, наивный романтизм в целом и комедия в частности.

До французского периода была короткая эпоха Англии. Правда об этом времени мало кому чего известно. Так вот. Этот фильм на мой взгляд является некоей квинтэссенцией этого периода. То есть подчёркнуто семейный контент, дворянство, неторопливая чопорность и прочие великобританские атрибуты. Этот фильм, думаю запросто мог бы быть символом той эпохи и тех тенденций того кинематографа. И хотя лепренсовский коротыш про мост мне нравится больше, здесь поставлю на балл выше ещё и за мистику, которая опутывает это творение.

20 марта 2012

Режиссерская версия

1898 год. Великобритания. Джимми Картер — из той редкой породы людей, правда для которых куда важней личной безопасности, и о чьей бесшабашной смелости можно слагать легенды. Именно поэтому он, едва достигнув работоспособного возраста, организовал свою маленькую сыскную фирму. В определенных кругах Картер слыл не иначе как новым Холмсом, хотя, если честно, дела свои Джимми вел куда как менее изящно. Холодный расчет и пытливый ум, которые все же имелись в арсенале сыщика, всегда сбрасывались со счетов, если шла речь о какой-то вопиющей несправедливости. Человек действия, Джимми Картер и в этот раз кабинетному анализу предпочел работу под прикрытием.

Загородный пансионат доктора Ирвинга скрывал за своей высокой оградой много страшных тайн. Поиски разгадки одной из них и привели Картера на эту запретную, охраняемую дюжиной военных в штатском территорию. Сумев выдать себя за другого, он приступил к изучению местных владений, пытаясь завести знакомства с некоторыми из отдыхающих. Случай, которым он сейчас занимался, был чрезвычайно запутанным и серьезным. На кону были жизни многих людей, а улики вели к личности Джеймса Уотерби, который мог быть замешан в интернациональном скандале, чьей целью была провокация на рубеже веков, призванная пошатнуть устои современной цивилизации. Картер приблизился к раскрытию дела всей жизни почти вплотную, но даже он, со своим воображением и огромным опытом не мог предположить, какой секрет ему предстоит узнать на садовых дорожках пансионата Роундхэй…

Режиссер фильма Луи Лепренс был чрезвычайно загадочной личностью. Во многих киноэнциклопедиях на его имя записано «изобретение кинематографа» и авторство самых первых, длящихся всего по несколько секунд фильмов в истории человечества. Все это правда. Почти. Не хватает парочки «деталей» в его биографии, остались там «небольшие» пробелы. Документ, неофициально называемый «Книгой тайн», доступ к которому был недавно предоставлен общественности, позволяет наконец-то рассказать обо всех секретах Лепренса.

На самом деле складывается ощущение, что этот человек был либо инопланетянином, либо путешественником во времени. Трудами секретных служб правительств разных стран и с течением времени от нас утаился поистине шокирующий факт. Лепренс уже тогда владел технологиями, о которых станет известно лишь десятилетия спустя, и он мог снять полнометражный кинофильм на уровне, доступном только в середине следующего века. Более того — он сделал это. Считающийся самым первым фильмом, двухсекундный «Сцена в саду Роундхэй» — на самом деле чудом уцелевший, претерпевший механическое воздействие фрагмент детективно-шпионского триллера «Заповедные тропы истории», чья сюжетная завязка расположилась двумя абзацами выше.

Волею судеб, изучая материал для съемок своего фильма, Лепренс, как и главный герой — Джимми Картер, действительно узнал то, о чем лучше не знать. Последовали определенные санкции со стороны «высших сил»: фильм запретили к показу, факт его существования был скрыт, а сам Лепринс стал персоной нон грата. Но, как и многие режиссеры, Луи Лепренс наделял героев своих фильмов собственными чертами, и как раз в Картере было много от его «родителя». Лепренс, несмотря на многочисленные предупреждения и угрозы, отказался завершить свой «крестовый поход», что и привело к череде трагедий, случившихся позже. Сначала, якобы от естественных причин, умирает мать его супруги. Она, кстати, запечатлена на том фрагменте из фильма, который мы могли видеть до сих пор. Пожилая женщина была посвящена в тайну, которая действовала на нее гнетуще, и, не выдержав давления извне и нависшей угрозы чести их семьи, Сара Уитли покончила собой, приняв чрезмерную дозу снотворного. Следующим гибнет сам Лепренс. Сев в поезд, он не сошел с него по прибытию, а был похищен и умерщвлен ради сохранения ужасной тайны, чья тень продолжала оказывать влияние на судьбы людей, случайно в нее посвященных. Перед смертью Лепренс оставил инструкции и передал секретные документы своему сыну, который лишь через двенадцать лет решил предпринять какие-либо действия. Но и его настигла роковая участь. Кроме того, и сведения об этом также можно найти в СМИ тех лет, не совсем обычной смертью умерли еще трое участников съемочной группы злополучного фильма.

И вот, в конце концов, «Заповедные тропы истории», фильм, о котором уже посмотревшие его киноакадемики отзываются чрезвычайно лестно и который величают не иначе как «Гениальным шедевром из далекого прошлого», доступен для публичной демонстрации. Отреставрированная специально для формата 7WX версия самой первой ленты в истории кинематографа на больших стереоэкранах уже со следующей недели, с 29 апреля 2052 года.

Чему учит нас кино во всех его многожанровых проявлениях со стодвадцатичетырехлетней историей, так это привычке предаваться фантазиям и следовать велению наших сердец, к каким бы безрассудствам они нас не толкали.

20 января 2012

Первый в мире фильм. Фильм исчезнувшего Луи Ле Принса.

Кто изобрел кинематограф? Многие в ответ на этот вопрос поднимут в вашей памяти следующую дату — 28 декабря 1895 года. Обидно, что без сомнений братьев Люмьер вспомнит большинство. Хотя среди американцев встречаются такие, кто считает Томаса Эдисона создателем первого фильма. В этом есть толика правды: вполне вероятно, что без его кинескопа и кинематографа Луи Люмьер продолжал бы заниматься фотографией и работать на фабрике до конца жизни.

На самом деле почти в каждой стране есть контингент, который мыслит, что первый фильм родился именно на их земле. Так в Польше, например, изобретателем кинематографа называют Казимира Прушински. Некоторые украинцы могут вам убежденно сказать, что первооткрыватели кино — Иосиф Тимченко и Николай Любимов. Есть в Англии люди, считающие Уильяма Фриза-Грина создателем кинематографа. Здесь сложно сразу, не зная мелких деталей, определить первого. Или, может быть, это не так уж сложно?

Луи Ле Принс — талантливый человек, странная судьба которого вызывает много вопросов. В 1886 году Ле Принс создает камеру с 16 линзами, но он недоволен: изображение дрожит. Он продолжает работу и уже в 1888 году собирается патентовать камеру с одной единственной линзой. В том же году в середине октября он снимает первый фильм длиной 1,66 секунды — «Roundhay Garden Scene». В первом пленочном фильме мы видим гуляющих в йоркширском саду сына Луи Адольфа, Джозефа Уитли, мисс Гарриет Хартлей и тещу Луи госпожу Сару Уитли, старушку, которая умрет через несколько дней. В самом фильме нет ничего необычного, но главное — что он первый.

Планируется публичная демонстрация снятых Луи Ле Принсем фильмов в США, но ей не суждено состояться. 16 сентября 1890 года в 2:42 Луи садится в Дижоне на поезд до Парижа. Его брат Альберт машет рукой ему на прощание. Поезд отходит от платформы и исчезает из виду, вместе с ним исчезает и Луи. В конце концов поезд оказывается на Парижском вокзале, а Луи Ле Принс — нет.

Полицейские и детективы не смогли найти следов. Никто из пассажиров ничего странного во время поездки не заметил. В течение многих лет жена и дети Луи Ле Принса подозревали в нечестной игре одного из многих конкурентов изобретателя. Был найден утонувший человек, было много версий, но правду так и не нашли. Куда делся Луи Ле Принс, создатель первого в мире пленочного фильма, никто не знает.

Когда ребенок говорит первое предложение, его не оценивают согласно языковым нормам. Первое предложение вызывает радость. Радость вызывает и этот фильм, потому что он первый.

25 декабря 2011

Не возникает ли у вас чувство трепетности, когда вы смотрите этот первый в истории фильм? Вслушайтесь в слова — первый в истории. Первый во всём мире. Разве не захватывает дух?

Сюжет незатейлив — четыре человека прогуливаются по саду. Ничего особенного, да. Но от этого фильма и нельзя было ожидать полноценного сюжета, ну кто всё вместит в две с лишним секунды. Да и нельзя обвинять режиссёра, правда? Ведь ещё где-то десять лет не было фильмов с так называемым мною полноценным сюжетом.

Кстати, тут я вспомнила про братьев Люмьеров. Не понимаю, почему им присвоили звание изобретателей кинематографа, если за семь лет до появления легендарных картин «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» и «Выход рабочих с фабрики» Луи Ле Принц снял «Сцену в саду Роундхэй», о которой, собственно, и идёт речь.

Все мы так привыкли к фильмам, что не мыслим жизни без них. Но когда осознаёшь, что кинематографу всего лишь 122 года, что, на самом деле, он очень молодой, это заставляет задуматься. И думать можно бесконечно… Бесконечно и обо всём.

31 октября 2010

Знак Четырёх

Любители сенсаций докапываются до знаков судьбы, высматривая в них зловещий подтекст криминальной темы. Однако следствия не случилось, оставив двухсекундное движение намёком на грядущий кинематографический прорыв.

До тех пор многие пробовали связать дискретные изображения, например, наклеивая картинки на вращающийся барабан, соединяющий разорванное движение в непрерывную полосу, или оживляя мертвые рисунки, распуская веером стопку тетрадных страниц — и теперь, ради забавы, можно попробовать.

Так вот, деятельный мастер Ле Принц, разрывая круг, приблизился к технологии полноценной передачи движения, наладив скорострельность камеры до небывалой величины, к жалости, ещё недостаточной, чтобы скрыть механистичность перемещений во внутрикадровом пространстве простейшей из всех возможных сцен.

Успевшие сжиться с фотографией семейные снимки, стали теперь первым примером домашнего видео, запечатлевшего короткий момент постановочной прогулки по садовой лужайке, где друзья-родственники, неумело подражая будущим актёрам, отдалившись друг от друга, изображают деловитый променад, стараясь не столько угодить партнёрше, сколько не выйти за рамки выхваченного камерой окна, в котором заметен лишь отдалённый намёк на контраст и яркость будущего целлулоидного серебра.

Чудо ли это? Чудо — то, что этот обрывок жизни дошел до наших дней, являясь свидетельством развития технологической мысли, не искусства — до этого ещё не ближний свет, но прототипа грядущего переворота, прибытием поезда преобразившего заждавшийся мир.

Успел бы первым Ле Принц — кто его знает, только от подозрительно странной гибели изобретателя и его моделей за двухсекундной домашней сценой до сих пор тянется таинственно-детективный след. Сюжет для настоящей полнометражки.

7 апреля 2010

Ты помнишь, как все начиналось? — проникновенно, но по другому поводу пел Андрей Макаревич. Вопреки распространенному мнению, первым фильмом в истории было не «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» братьев Люмьер, ставшее не более, чем первым экшеном, и не их же «Выход рабочих с фабрики» или комедия «Поливальшик», а «Сцена в саду Роундхэй», снятая 14 октября 1888 года — за 7 лет до официального рождения кино. В двухсекундном документе запечатлены два джентльмена и две дамы, прогуливающиеся в саду в Роундхэй, Западный Йоркшир, Англия. Ролик снял французский художник, изобретатель и фантазер с красивым именем Луи Ле Принц. Он применил самолично изобретенную камеру, позволявшую делать сразу несколько снимков в секунду из одного ракурса. В камеру была заправлена покрытая фотоэмульсией бумага и — вуаля!

Спустя несколько дней умрет Сара Робинсон Уитли, тёща Луи Ле Принца, в 1902 году будет найден застреленным его сын Адольф — оба снявшиеся в этом фильме, но ранее, 16 сентября 1890 года, Луи, исполненный идей о продвижении своего детища, исчезнет в поезде Дижон-Париж вместе с багажом. Слава достанется другим.

Среди версий о таинственном исчезновении Ле Принца — от самоубийства до семейного заказа и устранения в связи с патентом — не рассматривалась та, что Луи Ле Принц, изобретший новый жанр искусства, наиболее мистический и поразительный, создающий иллюзорные миры, просто-напросто сел в поезд, который увез его из кадра.

6 апреля 2010

Документальный фильм Сцена в саду Роундхэй появился на свет в далеком 1888 году, более полувека тому назад, его режиссером является Луи Эме Огюстен Лепренс. Кто играл в фильме: Харриет Хартли, Адольф Лепренс, Джозеф Уитли, Сара Уитли.

Производство стран Великобритания и Франция. Сцена в саду Роундхэй — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.