Рейтинг фильма | |
![]() |
7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
В списках не значился |
год: | 2025 |
страна: |
Россия
|
сценарий: | Олег Антонов |
продюсеры: | Андрей Терешок, Елена Торчинская, Олег Бланк, Вадим Эпштейн, Борис Ханчалян, Евгений Мишиев |
жанры: | драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
![]() |
1000000000 |
![]() |
$292 796 |
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
2 ч |
Создатели фильма и каждый, кто выбрал его для просмотра мысленно, всем сердцем, отдают дань уважения и оказывают почтение павшим героям. В основе фильма блестящий сценарий, в котором есть место всему: и крушению надежд на спокойную мирную судьбу, и вероломству, и столкновению характеров, и воинской доблести, и увы, малодушию предательству, зверствам, и героизму, и влюбленности, молодости, и надежде.
Фильм понравился тем, что это не клипмейкерский боевик, где сплошной экшен и смакуются сцены боев и чудеса техники. Это военный фильм - монументальная панорама «Оборона Брестской крепости». Картина сильная, эмоциональная. Тело противится чувствовать те ужасы, что творились на земле руками фашистов, а ум не может объять масштаба героизма солдат, поэтому фильм тяжелый для восприятия. Но смотреть нужно! Иди и смотри! Слава богу, такие фильмы, где нас помещают в «предметное и психологическое» поле войны, делают из зрителя, не отстраненного созерцателя, а соучастника самой значительной по масштабам и последствиям битвы и дают ощущение чудовищности последствий.
Мир и война в фильме сконцентрированы во временном-пространственном континууме. На ленте времени стоит дата 21 июня 1941 года. Мы видим мирный, очаровательный город Брест. Затем 22 июня 1941 года по поверхности фашисты палят ураганным огнём, с неба самолеты сбрасывают бомбы на фигурные крыши города-крепости. И на месте кафе, где несколько часов назад играла скрипка, а люди обсуждали новости, остывают адские котлованы. И далее люди уже обречены, то что будет происходить напоминает круги ада, вплоть до последней отметки времени в фильме «300 день войны». Солдаты умирали, но не сдавались. Главный герой фильма, выходя к фашистам говорит: «Крепость истекла кровью, но не пала. Я ее последняя капля».
Пространственное решение основано на том, что крепость Брест имела под собой сложно устроенные катакомбы, с ходами и подземными комнатами. Лавина фашистской агрессии смела с поверхности сам город с большей частью мирных жителей, а уцелевшую после вероломной атаки русскую армию снесло в подземелье. Наверху остались фашисты с предателями, которые совсем расчеловечились, а в руинах и внизу наши пограничники, которые предпринимали героические и отчаянные попытки обороны. Вылазки и обстрелы фашистов, пока имелись патроны.
Кто-то из героев не выдерживал, терял надежду, понимал умом, что это поражение, что патроны кончаются и силы не равны, и решал сдаваться. В фильме нам показали такого парня, он отчаялся и готов был идти с белым флагом, но видимо не понимал, что, сдавшись, он должен будет проговориться и сдать положение своих товарищей. Фактически предать. Конечно, с предателями в военное время обходятся сурово.
Героев в фильме много. Это и бывалый мужик, сдержанный и мудрый, старшина Степан Матвеевич (Владимир Машков) и молодой 20 летний офицер, который по званию выше старшины, но по опыту пока проигрывает, лейтенант Николай Плужников (Владислав Миллер). Я имена всех героев не смогла запомнить, но знаю, что они герои.
Николай Плужников за один день стал мужчиной. Он приехал на границу отличником офицерского училища Колей с диплом. Он сдал экзамены по строевой подготовке, по военной топографии, по тактической и огневой подготовке, по основам безопасности военной службы. И вот жизнь приготовила парню молодому, симпатичному, чистенькому, гладко выбритому, пахнущему одеколоном, модному, веселому, полному любви к матери, старательному, строящему планы стою жизнь и карьеру, доброму и общительному парню, тянущемуся к искусству, перспективному офицеру такие экзамены, что ни приведи Боже. Через несколько дней войны на его лице, в его глазах мы узнаем эмоции Алексея Кравченко («Иди и смотри»), а в душе появляется желание покончить с войной и жизнью самым простым дьявольским способом- совершить самоубийство. И только девушка Мирра, ангельское создание, напоминает лейтенанту, что «ОН- ее русская Армия», которая должна всех спасти, что она надеется на него.
Плужникова, как человека, которого так и не сломила война, не расчеловечила, характеризует много сцен, например, как он не смог убить «мирного немца». Но больше всего маленькая сцена, то как он терзается виной за то, что жив и не имеет уже право умереть, так как чтобы он остался жив, полегло много его товарищей. Кто-то прикрыл и сам попал под пулю, кто-то отдал свои патроны.
Мирра, хромоногая девушка является «уютным кусочком мирной жизни» в катакомбах. Она смеется, танцует, шутит, и стабилизирует отношения в коллективе мужчин, которым становится тяжело поддерживать субординацию в военное время, которые спорят, вступают в конфликты, растеряны. Ее судьба предрешена, так как она еврейка, а мы помним ужасы нацистской расовой политики. Как женщин, таких как Мирра, нацисты забивали прикладами, чтобы не тратить пули и скидывали в мусорные ямы.
Вообще тема расцеловечевания людей в аде войны меня очень поразила. Цинизм, с которым фашистское командование награждает своих военнослужащих орденами прямо посреди трупов и горящих развалин. Люди рядом хрипят от крови в глотке, а они медальки вешают.
Есть ли в фильме антигерой? Да, есть. Это господин обер- эфрейтер, он лжец и смог выкрутиться раз, но то что он сделал потом, сидя за столом и наслаждаясь чаем из сервиза, глядя как русские бабы гнут спины, какое принял решение — это гадко!
Фильм заканчивается сценой, которую знают все, кто читал повесть, или смотрел спектакль в театре, или смотрел кино «Я-русский солдат». Сцена показывает величие жертвы, которую принесли миллионы наших солдат в период Великой отечественной войны.
Фильм не яркий на визуал, не красочный. Он жесткий и стремительный, как и сама война. Фильм хочется пересматривать, так как не успеваешь понять, что происходит. Стоп, остановите показ, перемотайте, дайте еще раз посмотреть, послушать что говорят. Серый от пыли, цемента и копоти экран, сухие лица солдат с обезвоженными растрескавшимися губами, измазанные кровью, руины, кирпичи, хрип. Правдоподобно выглядят батальные сцены, сцены въезда главного фашистского командования в Брест - Гитлера, Геринга, Муссолини. Сцены, где огнеметом фашисты выжигают все живое в катакомбах города.
10 из 10
8 мая 2025
Военное кино — это особая форма осмысления подвига предков, куда более сложная, чем литература. На страницах книг иногда теряется масштаб происходящего, потому что невозможно описать, что такого 'далёкий свист летящего снаряда' или 'оглушительный взрыв рядом с ним...'. Не говоря уже о том, что 'он пробегал среди тел убитых товарищей'. Всё это кинематограф показывает куда объёмнее и ужас от увиденного доходит моментально. И благодаря картинке порой понимаешь, почему дед лишний раз старался не рассказывать о том, что он там увидел.
Писатель Борис Васильев, чья повесть легла в основу фильма, безукоризненно описывал внутренний мир героев, отчего чувствовалось, что каждое повествование — это личное не только для автора, но и для героя. Здесь примерно такая же личная история, осада и оккупация крепости, пропущенные через внутренний мир героя, который в итоге слился с крепостью.
В сущности невозможно было написать плохой сценарий, потому что Васильев всё проделал всё работу поколения заранее за все поколения сценаристов: книга вышла крайне кинематографичной и с сильной фабулой. Поэтому к экранизации именно сюжета и фабулы претензий примерно нет, кроме разве что нескольких моментов.
Фильм начинает рушиться (а такого я давненько не видел) с первого кадра, где представляются студии, работавшие над фильмом: под неспешную музыку, наполненную грустью трагедии (пока еще не самой трагедией), в ускоренном темпе прокручиваются анимации, сменяющие друг друга — это уже сбивает темп и настрой фильма.
Дальше — больше: пролёт камеры над воссозданным через VFX Брестом. И тут мы понимаем, что графику наливали специалисты, которые последний раз что-то делали для сериалов НТВ середины 10-х годов. Я смотрю фильмы на сравнительно большом экране, обычно самом большом в кинотеатре (не IMAX), и даже тут явственно видно все полигоны паровозного дыма, его неестественную физику и панораму города.
То ли оператор и монтажер поругались еще на этапе подготовки фильма, то ли они так прощали друг другу все косяки, но одно можно сказать точно: они явно фанаты Майкла Бэя образца конца 90-х, когда тот снимал видеоряд для Victoria's Secret и 'Скалу'. Одна за плечами оператора Гринякина уже и 'Движение вверх', и недавние 'Бременские музыканты'. Однако ощущение какого-то аттракциона, от которого вот-вот начнётся тошнота, сохраняется почти весь фильм: то мы неожиданно бежим за героями по городу, а камеру шатает в неестественной оси, то мы неожиданно пролетаем вокруг думающего героя, то мы ныряем куда-то. Далее на монтаже всё ускоряется и мелко нарезается.
Сама картинка закатана в очень некачественное 'зерно', будто бы снято на плёнку, а цветокор пытается скрыть косяки постановщика. Да, аутентичная цветокоррекция — это крутой приём. Например, в 'Матрице' это был усиленный зелёный контраст (удачно скрывавший 'зелёнку'), в '13 часов: тайные солдаты Бенгази' глубокий синий, оттенявший искры выстрелов и взрывов (такой же в 'Трансформерах'). Возможно, создатели хотели показать 'пепел войны', повторив цветокор Спилберга из 'Спасти рядового Райана', но получилось это очень так себе.
На время диалогов в спокойной обстановке всё хорошо, но когда начинается хотя бы небольшая перестрелка и бомбардировка, баланс звука рвёт уши на части: героев неслышно, выстрелы в зависимости от приближения камеры так же не становятся более слышными. А саундтрек включается как будто по щелчку на магнитофоне.
Подытожу... Это всё равно замечательный фильм, от истории которого сердце рвётся на части. Однако вся картина разбомблена новомодными приёмчиками, которые реализованными крайне плохо из-за неслаженной работы над картинкой и звуком.
Если мы в России учимся снимать кино о самом великом испытании нашей страны, то мы не только должны бережно работать над содержанием, мы также должны дать этому достойную форму.
5 мая 2025