Заклятие 4: Последний обряд
The Conjuring: Last Rites
6.4
6.2
2025, ужасы, триллер, драма
США, Великобритания, Канада, 2 ч 15 мин
18+

В ролях: Виктория Пейдж Уоткинс, Миа Томлинсон, Бо Гадсдон, Кила Лорд Кэссиди, Кейт Фэйхи
и другие
1986 год. Проживающее в Пенсильвании семейство Смерл покупает на конфирмацию одной из дочерей старинное зеркало. То самое, из-за которого 22 года назад Эд и Лоррейн Уоррены чуть не потеряли новорождённую дочь Джуди. Теперь она выросла и, получив от матери дар слышать и видеть потустороннее, пытается игнорировать всё чаще приходящие к ней жуткие видения. Тем временем в доме Смерлов начинает твориться всякая чертовщина.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Заклятие 4: Последний обряд

английское название:

The Conjuring: Last Rites

год: 2025
страны:
США, Великобритания, Канада
режиссер:
сценаристы: , , , , ,
продюсеры: , , , , , , , , , , , , , ,
видеооператор: Эли Борн
композитор:
художники: Кауш Бхарти, Стефан Крессен, Джон Франкиш, Эндрю Палмер, Ифа Уоррен, Глен Янг, Грэм Чёрчард, Кэти Фезерстоун, Heather Varley, Сэмюэл Лик, Хув Артур, Джулиан Эшби, Дэниэл Нассбаумер
монтаж: ,
жанры: ужасы, триллер, драма, детектив
Поделиться
Финансы
Бюджет: 55000000
Сборы в США: $177 521 583
Мировые сборы: $492 721 583
Дата выхода
Мировая премьера: 3 сентября 2025 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 2 ч 15 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, триллер, драма, детектив

Постеры фильма «Заклятие 4: Последний обряд», 2025

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Заклятие 4: Последний обряд», 2025

Семейной драмы здесь больше, чем мистики

В целом фильм позиционируют как ужасы, но драмы здесь намного больше. Практически целый первый час особых ужасов не происходит. Есть некая мистика, есть чудесные выживания и есть очень много разговоров о жизни, о взрослении, о подарках и т.д. В целом даже такой формат особых претензий не вызывает, когда всё сбалансировано. Но в данном фильме разговоры всё же преобладают. И это притом, что фильм больше позиционирует себе некой летописью довольно мистических событий в отдельно взятой семье. То есть без очередных демонов тут не обошлось. А за экзорцистов тут привычная уже по серии семья Уорренов.

Кстати можно похвалить директора по кастингу, который взял довольно подходящего актёра на роль молодого Уоррена. Вот только на Кинопоиске почему-то даже фотографии этого актёра нет. Очень уж он похож на молодого Патрика Уилсона.

В остальном же фильм очень стандартный. Есть предметы с духами, есть бабушки, есть одержимые, есть пугающие игрушки, отсылки к прошлым частям серии и ответвлениям тоже есть. Поэтому фильм даже при его шикарной кассе довольно вторичен. Но большая касса фильма показывает, что такие мистико-биографические истории зрителям довольно интересны. Даже довольно нелогичные 'Орудия' были встречены тепло.

Поэтому и этот фильм вполне годится для одноразового просмотра, но на что-то из ряда вон лучше не надеяться. Всё будет предсказуемо вплоть до титров. Пугающие выпрыгивающие бабайки тоже будут вместе с резкими звуками.

По сюжету фильм позиционируется финальным, когда Уоррены всё пытаются уйти от своего дела изгнания нечисти и пожить нормальной жизнью. Хоть это и странно в том плане, что демоны по сути никуда не делись и являются довольно древними сущностями. В фильме даже толком не показано, что более опытные хоть как-то обучают следующее поколение для борьбы с разного рода паранормальным. Это было показано лишь в финале, когда опять демонстрировались хроники с реальными людьми.

Так что фильм хоть и смотрибельный по итогу, но очень одноразовый. Никаких глубин тут особо нет, но и отвращения тоже не вызывает.

11 ноября 2025

Прощание с Уорренами. Проблемы Смерлов

Сняв несколько довольно успешных короткометражных проектов, режиссер Майк Чавес привлек внимание продюсера Джеймса Вана, который является одним из ключевых создателей франшизы «Заклятие». Сняв лично первые две части мистических похождений Эда и Лоррейн Уоррен, Ван решил в качестве постановщика переключиться на другие проекты и искал себе подходящую замену. Ею и стал Чавес. Первым фильмом под прямым присмотром Вана, который снял Чавес, оказался «Проклятие плачущей». Он лишь номинально связан с «Заклятием», и тем не менее ему удалось хорошо проявить себя в прокате, после чего Чавес снял третий фильм про Уорренов, который пускай и собрал денег меньше, чем прошлые части, однако зачастую в этом обвиняют пандемию коронавируса. Так что Чавес продолжил свою активную работу над франшизой и поставил также и «Последние обряды», финальную главу «Заклятия», или, точнее, его первой фазы.

В прологе фильма нам показывают дело, которое являлось для Уорренов одним из первых. Впоследствии оно окажется последним, в котором они принимали активное участие. Некое зловещее зеркало вмещает в себе злостного и опасного демона. Его очень хорошо чувствует Лоррейн, но справиться с ним даже при помощи Эда совсем не так просто, как думалось. Тем не менее, Уоррены смогли выйти из своего расследования в невредимости, хотя это было и непросто. Впоследствии они практически позабыли о зеркале, однако оно снова вынырнуло словно из ниоткуда уже во второй половине 80-х, и без участия Уорренов снова не обойтись.

В «Последнем обряде» проклятие неожиданно настигло семью Смерл, которая купила зловещее зеркало на распродаже. И демон, который сидит внутри, даже не думает брать паузу, а фактически сразу же начинает изводить несчастных людей своим присутствием. По традиции, в доме начинают происходить странные события, вещи меняют свое расположение, из подвала доносятся кошмарные звуки, а члены семейства становятся откровенно странными, чуть ли не одержимыми. Полиция не моет с этим ничего поделать, журналисты обвиняют Смерлов в подмене фактов и желании привлечь к себе ненужное внимание. И лишь на Уорренов вся надежда. А точнее их дочь Джуди, которая просто не может противиться зову своего уникального таланта, который она долгие годы намеренно гасила.

Когда Майкл Чавес брался за постановку финального «Заклятия» с Верой Фармигой и Патриком Уилсоном, Джеймс Ван и прочие продюсеры дали ему понять, что эта часть будет своего рода прощанием с Уорренами. А потому нужно уделить отношениям внутри их семьи повышенное, особое внимание, так как больше эти персонажи в том виде, в котором мы их знаем, могут не появиться. Так что градус хоррора и всякой жути в «Последнем обряде» снизился. Большая часть фильма – это рассказ из дома Уорренов, где они занимаются своими будничными вещами, готовятся к празднованию дня рождения Эда, а также долгожданное знакомство родителей с женихом Джуди. Казалось бы, что в этом на самом деле нет ничего интересного и нужно зрителям подавать то, ради чего они собрались, а именно тот самый зловещий хоррор, но мне лично было очень приятно еще раз увидеть Уорренов и провести с ними время.

Патрик Уилсон и Вера Фармига прекрасно справляются со своими ролями. Они милые, приятные, уверенные и немного уставшие от жизни, что вполне логично в этой части. Им пришлось многое пережить, а потому они уже априори не могут быть такими бодрыми, как в первой части. Мы прошли за четыре фильма с ними фактически целую жизнь и она действительно была непростой, но самое главное то, что они не утратили чувства друг к другу и продолжают помогать людям, пускай и не всегда выезжают на место мистического преступления.

Единственное, чего лично мне здесь не хватило, так это большего внимания семье Смерл, которая оказалась в заложниках у грозного зеркального демона. Нам вроде бы показывают каждого члена семейства в различных жизненных ситуациях, однако они все равно достаточно не раскрыты. Если в прошлых частях каждая семья была раскрыта перед нами, словно на ладони, то Смерлы так и остались какими-то нечеткими, пунктирно нарисованными персонажами. Мне не удалось проникнуться их проблемами, потому что для меня они словно чужие. И это стало для меня проблемой при оценивании всего фильма в целом. Уоррены раскрыты отлично, Смерлы поверхностно, и их общие приключения вокруг проклятого зеркала вышла слишком ненатуральными и не цепляющими.

«Заклятие 4: Последний обряд» я воспринимаю достойно лишь в качестве фильма, который прощается с Уорренами на душевной ноте. Однако, как увлекательный мистический детектив и драма простого семейства данный фильм работает весьма плохо. И это сильно влияет на восприятие истории в целом.

6 из 10

11 ноября 2025

Увидевший свет первый фильм знаковой франшизы про семью—экзорцистов, тогда ещё снятый самим Джеймсом Ваном, для многих поклонников жанра стал почти что родным за 12 лет. И ничего, что каждый последующий фильм серии становился всё хуже, а уж когда на посту режиссёра Вана заменил Чавес, то всё это предприятие и вовсе стало отдавать катастрофической посредственностью, как для развития франшизы, так и для жанра хорроров про духов и бабаек. Патрик Уилсон параллельно мелькал ещё и в «Астралах» и «Монахине», став заложником одной роли, так что лёгкое чувство неловкости не покидало постоянно. Ну это ладно.

Надо посмотреть правде в глаза и признать, что «Заклятие» давно стало чем-то вроде вечеринки для своих, когда старые знакомые периодически собираются, делают очередную номерную часть франшизы, срубают кассу и, по идее, преданным фанатам этого должно хватать. Они хлопают под занавес, выкрикивают овации и просят ещё. Шоу должно продолжаться. Но как быть всем остальным зрителям, которые ждут чего-то новенького и интересного? На этот вопрос нет конкретного ответа. Вы либо из этой тусовки, либо придётся наблюдать двухчасовую мыльную оперу с редкими шаблонными скримерами и унылыми диалогами.

Только очень большой фанат серии не заметит, что от сюжета стало сильно вонять нафталином, актёры хотя и стараются, но от своих ролей за полтора десятка лет всё-таки устали, а очередная рожа злобного духа, выскакивающего из тёмного угла, как чёрт из табакерки, теперь уже скорее веселит, нежели пугает. И ведь всё это не проблема технического производства. Картинка стандартно хорошая, всё снято нормально, декорации и компьютерная графика не подводят, но что же тут не так? Где собака зарыта? Всё банально просто. Сценаристам нечего больше рассказывать нам. История Уорренов давно себя исчерпала, ей некуда расти и развиваться. Поэтому каждый новый фильм по сути повторяет предыдущий с минимальными изменениями. Шутка рассказанная дважды уже не смешит. Образы и характеры действующих лиц нам давно знакомы, а зло, с которым им предстоит столкнуться, это всего лишь очередное зло без интересной предыстории, мотивации и логики. Оно так себя ведёт, потому что оно злое, плохое и так должно быть.

Если закрыть глаза на то, что сюжет типичный, шаблонный и состоит из уже пройденного ранее, то всё равно финальная часть франшизы, которая должна завершать историю Уорренов и красиво ставить точку, получилась невыносимо затянутой и скучной. Авторы предлагают нам двухчасовую мыльную оперу, обильно залитую соплями и разбавленную редкими предсказуемыми скримерами. Извините, но я хочу посмотреть фильм ужасов, а не мелодраму. Не то чтобы одно совсем не вяжется с другим, но кажется, будто Чавес совсем забыл, что «Заклятие» изначально задумывалось и выглядело, как полноценный мистический триллер про сверхъестественные штуки и демонов. С соответствующей атмосферой. Так вот в финальном фильме эта атмосфера покинула нас. Вылизанная студийная картинка никуда не делась, но больше нет пугающей, нагнетающей и жутковатой атмосферы. И это, по-моему, существенный минус. От мистического детектива здесь не осталось и следа.

Вне всяких сомнений, четвёртая и завершающая (надеюсь!) часть серии по-прежнему понравится многим, кто без ума от франшизы. Это всё ещё крепко сбитое коммерческое детище для массовой публики. Но смотреть его тяжело и скучно. Финал оказывается слишком вымученным и пресным, зато гораздо более сентиментальным и ламповым по сравнению с предшественниками. Дела семейные теперь разжёвываются не просто до мелких кусочков, их измельчают в кашу. Сопли и слёзы льются рекой. На страх и интригу попросту не остаётся времени. Зеркало и злобный дух здесь нужны, чтобы хоть как-то разбавить «Санта Барбару». Вот вам новая страшная рожица. Вот трюк с гаснущим светом. Ничего не напоминает? Правильно. Мы всё это уже неоднократно видели. Для кого-то, возможно, это плюс, но для меня жирный бесспорный минус. Франшиза себя изжила и больше не вызывает интереса. Она как старый знакомый, с которым не о чем беседовать при встрече. Хочется верить, что продюсеры теперь уже оставят в покое многострадальное семейство и их комната с заколдованными артефактами останется закрытой.

3 из 10

21 октября 2025

Настоящие охотники за привидениями

Хорроры могут развиваться в трех направлениях: классическом, психологическом и сюрреалистическом. «Заклятие» с самого начала – это вариант самый что ни на есть классический. Это когда есть жуткий огромный дом, в который приезжает ничего не подозревающая наивная (ха! Мы-то, опытные киноманы, знаем, как надо себя вести) семья, и начинается… Непонятные шорохи, самопроизвольно включающаяся техника, выкатывающиеся из ниоткуда предметы, страшные отражения в зеркалах, монстры, скрывающиеся во тьме. Чего эти духи хотят – сразу не скажут, потому что цель у них – напугать и зрителей, и героев, напитаться их страхами. А, может быть, и что-то другое кроется за таким поведением. Если не с духами, то со (сверх)маньяком или какой-нибудь чокнутой сектой придется столкнуться в таком хорроре. Улучшить эту формулу можно качеством ее элементов: раскрыть как следует персонажей, чтобы им больше хотелось сопереживать, углубить сюжет, чтобы и у «плохих парней» была непростая история или интрига похитрее, грамотно нагнетать напряжение, заворожить стильными сумеречными планами. Тут и щепотка психологичности не повредит при разработке персонажей, но более психологическим хоррор становится в руках таких режиссеров, как Полански или Хичкок, из новых примеров – недавняя «Субстанция». До сюрреализма отсюда тоже рукой подать, который вместе с мистикой и иррациональным страхом – вотчина Дэвида Линча.

Первое «Заклятие» было весьма качественным классическим хоррором о доме с призраками, со своей фишкой, которая заключалась в главных героях – семейной паре Уорренов, что имела дела с паронормальщиной в реальной жизни. Почти как Малдер и Скалли, только невыдуманные, по крайней мере как сами они утверждают: настоящая Лоррейн Уоррен была консультантом фильма. Впечатляющий обшарпанный дом с непременным страшным подвалом, грамотный темп и крепкая режиссура Джеймса Вана, стремительный накал страстей ближе к финалу. Хотя прошло всего 12 лет с выхода первой части, но словно было уже тысячи их, таких ужастиков, и 20-30 лет назад можно было схожими настроениями преисполниться, и пугаться уже труднее после всего этого опыта. И тем не менее «Заклятие» осталось в памяти любителей жанра как достойный представитель его классического направления.

Во второй части, впрочем, хоррор как будто стал даже более беззубым и акцент сместился сильнее в сторону истории семьи Уорренов, смотрясь почти как добрая семейная страшилка с рождественским духом по соседству, как те самые «Охотники за привидениями», только с мелодрамой вместо комедии. Но за режиссурой Вана по-прежнему было приятно наблюдать. В одних пролетах камеры по дому можно было усматривать некоторую эстетику. И к героям за два фильма пора было уже прикипеть. Для своего жанра, к тому же сиквела «Заклятие 2» было оценено более чем достойно.

Постановка третьего «Заклятия» была доверена уже новичку – Майклу Чавесу, и в чем-то он заметно уступил Вану. Все вступительное хоррор-действие было слишком спешным, слабо подготовленным, больше ориентированным на экшен. Плюс обнаружился с развитием сюжета: он получился более интригующим в сравнении со второй частью и отправил героев за пределы дома с призраками. К слову, для желающих раскрыть все тайны «Заклятие» успело обрасти еще и спин-оффами – «Проклятие Аннабель» и «Проклятие монахини», качеством пониже, но сам факт расширения вселенной примечателен.

Завершающее «Заклятие 4. Последний обряд» снова доверили Майклу Чавесу, и уровень его как режиссера здесь заметно вырос. Скримеры стали гораздо более изобретательными, а не резкими и клишированными, как звонок телефона в кармане очередной будущей жертвы маньяка. Монстрами-выскочками уже никого не удивишь, но если появлению демонических образин предшествует необычная обстановка, тревожные отвлекающие маневры, то нервы пощекотать скримеры еще могут. Лучше они работают и благодаря созданию жизненной ткани происходящего в фильме. В «Заклятии 4» много внимания уделено персонажам – особенно старой знакомой паре Уорренов, уже действительно немолодой и уступающей место новому поколению. Их повзрослевшая дочь наконец-то обретается не где-то на периферии, а становится третьим полноценным героем со своими сюрпризами. Большая семья нового дома с призраками – второстепенные персонажи, но там тоже правдоподобно кипит жизнь. Убедительность достигается порой с помощью стиля ручной камеры и следующего за ним эффекта присутствия. Неслучайно новое «Заклятие» – самая коммерчески успешная часть франшизы, большой экран кратно усиливает впечатления. Поэтому если ужастики в их классической итерации после стольких лет вас манят, как ночная прогулка в знакомый супермаркет, то «Последний обряд» – неплохой вариант с правильной дозой современных улучшений (на мой взгляд, необязательно для этого выворачивать жанр наизнанку, делать его частью мозаики, в которой он становится не самой заметной частью, как это сделал режиссер «Орудий»). И отметка «основано на реальных событиях» в очередной раз подразнит. И историю одной семейной пары можно будет узнать, возможно, до конца.

7 из 10

1 октября 2025

Шоу должно заканчиваться

На сей раз неугомонные демоны мешают жить семейству Смёрлов. Чета демонологов Уорренов не спешит к ним на помощь – возраст, семейные хлопоты, дочка замуж собирается. Но демоны слишком настойчивы – ведь дочка Уорренов их интересует с момента ее рождения...

К четвертой серии (а если считать спин-оффы, то фильмов наберется уже с десяток) «Заклятие» окончательно превратилось в хоррор-версию франшизы «Форсаж» - герои обрастают семьями, норовят собраться за семейным столом большой толпой, постоянно обнимаются и делают все сообща, периодически бормоча сквозь зубы: «Это мое последнее дельце!» Неудивительно, что Джеймс Ван – настоящий гуру хоррор-франшиз, таких, как «Пила», «Астрал», а затем и «Заклятие» - отметился и в «Форсажах», сняв самую душещипательную седьмую серию. На этой стадии франшизы детали становятся неважны – что за семья страдает от нечисти, как выглядит злобный дух и кто из второстепенных героев пострадает – главное, что сердцевина истории незыблема – Эд и Лорейн Уоррены в старомодных костюмах чинно держатся за руки на фоне очередного проклятого дома. Демоны становятся все безопаснее – больше пугают из-за углов, чем наносят реальный вред (по количеству жертв фильм не обгонит любую детскую страшилку). Герои действуют по инерции, а зрители смотрят по инерции – и пока эта схема приносит деньги (а судя по сборам четвертого «Заклятия» - приносит и очень немалые), это равновесие будет сохраняться.

На фоне череды «Заклятий» особенно видно, как изменился жанр за последние десять лет – стал более бескомпромиссным, зубастым, шокирующим, с фокусом на закрученные истории, сюжетные твисты, жесткий визуал, постоянный выход за рамки привычного. «Заклятия» же словно остановились в середине 2010-х – вылизанная до стерильности картинка, проверенный сюжет, минимум шок-контента (это в фильме ужасов-то!) и фокус на семейные ценности. Может быть, Ван и компания сами осознают это, поэтому фильм позиционируется, как финал франшизы, и последние пять минут превращаются в утомительное чтение титров-эпилогов с кратким пересказом, похожим на Википедию. Поэтому на правах прощального аккорда фильму можно простить и общую нестрашность, и минимум сюжетных поворотов при более чем двухчасовом хронометраже. На дуэт Патрика Уилсона (похоже, любимого актера Джеймса Вана) и Веры Фармиги до сих пор приятно смотреть – как и на новичков – Миа Томлинсон в роли Джуди (повзрослевшей дочери героев) и Бена Харди в роли ее парня Тони (кстати, реальные Джуди и Тони тоже снялись в картине в камео в заключительной сцене – как и почти все герои прошлых серий, включая самого режиссера). Забавное совпадение – на стене в комнате девушек из проклятого дома висит постер с группой Queen (действие происходит в 1986 году, это знакомый постер из фотосессии к выходу альбома «The Works»). При чем тут Queen, спросите вы? А при том, что Бен Харди стал известен в основном благодаря роли барабанщика группы Queen Роджера Тейлора в «Богемской рапсодии»). Прямо любопытно, случайно ли это совпадение, или Бен Харди решил на съемках похулиганить и напомнить самому себе о звездном часе?

На сеансе, на котором я был, какие-то безбашенные зрители притащили в зал коляску с ребенком, который периодически орал в зале, создавая подходящий фон для фильма про демонических кукол. Остальных зрителей «Заклятие 4» вряд ли напугает. Скорее вызовет ностальгию – какие еще совсем недавно были уютные ламповые ужастики!

24 сентября 2025

А конец ли это...

Завершение любой франшизы всегда одна из самых сложных задач. В случае “Заклятия” речь идет не только о финале основной серии, но и о завершении длительной киновселенной куда входили также фильмы об Аннабель и “Проклятие монахини”.

Для меня, серия “Заклятие” на всегда представляла собой пример аттракционного хоррора, в котором ключевая задача сводилась к созданию моментального эффекта ужаса. Многие другие функции здесь подчинялась сценам шока: скримерам, внезапным визуальным и звуковым эффектам. Сюжеты подобного типа редко стремятся к расширению границ жанра, скорее предлагая зрителю переживание страха, нежели драматическую глубину.

Однако с четвертой частью задача перед авторами стояла более амбициозная. Необходимо было завершить сюжетную линию семьи Уорренов, которая к тому моменту уже начала застаиваться. Соответственно, одними банальными скримерами было не обойтись, требовалось интегрировать в повествование более содержательную историю. В результате фильм получил хронометраж свыше двух часов, в рамках которого большая часть экранного времени посвящена внутрисемейным отношениям и лишь в финале уступает место традиционному противостоянию со сверхъестественным.

До определенного момента это решение кажется оправданным: хотя длительность ощущается чрезмерной, она органично вписывается в логику рассказанной истории. С одной стороны, зритель получает более насыщенный психологический фон, с другой сам сюжет грешит повторяемостью. В этом проявляется феномен, характерный для поздних частей франшиз, где движение только внутри вселенной приводит к стагнации, а попытка сохранить логику предыдущих частей вступает в противоречие с необходимостью новизны.

На протяжении почти всего фильма создается впечатление цельного произведения: визуал получился качественным, количество сюжетных несостыковок минимально, а несколько скримеров действительно работают. С точки зрения сценария, мотивация персонажей прописана достаточно убедительно, а за их действиями интересно наблюдать.

Особого упоминания заслуживает Вера Фармига. Её персонаж обозначается как центральная фигура, вокруг которой выстраивается эмоциональный центр фильма. Актриса сочетает харизматическую убедительность с оттенком тревожного мрака, что придаёт её героине монументальный статус медиума между миром живых и мертвых. Этот образ, в рамках сюжета проявляется в том числе и как символ сдерживающего материнского начала, призванного сохранить целостность семьи в условиях вторжения радикального зла.

Однако целостность разрушается, когда фильм переходит к финальному акту. Вместо того чтобы привести зрителя к драматической кульминации, финальная часть возвращает фильм в рамки стандартного хоррора, подчинённого шаблонным формулам. В результате драма, построенная на мотивах семейного единства, оказывается сведена к повторению уже ранее эксплуатированных схем в сотнях повторах того же “Заклятия”, что снижает эмоциональный эффект и разрушает потенциальную значимость финала.

Хоррор элементы также вызывают вопросы. Некоторые визуальные элементы выглядят так, будто сгенерированы ИИ: это не всегда плохо, но бросается в глаза, особенно там, где вполне можно было обойтись традиционными съемочными методами, оттого концентрация рассеивается. Образ зла оказывается обезличенным и стерильным, призраки и демоны смешиваются между собой, превращаясь в аморфный сгусток негативной энергии. А итоговое противостояние воспринимается скорее как сценарная необходимость, нежели как органично вытекающий финал.

Этот проект с текущим сценарием, но в руках молодого и смелого режиссера мог бы стать интересным экспериментом, но вышло так, что он демонстрирует отдельные сильные решения, а в финале возвращается к банальности. В рамках франшизы, тем не менее, “Заклятие” получилось крепким средняком, подстать предыдущим частям. В общем же это яркий пример кризиса жанрового кино, не способного выходить за рамки своих же идей.

23 сентября 2025

Уоррены смотрят страху в глаза

Четвертый (и последний по утверждению создателей) фильм из серии 'Заклятие' окончательно трансформируется из хоррора про приведений в семейную драму главных героев. Не поймите меня неправильно, призраки тут тоже есть: после жанровых экспериментов в третьей части, четвёртая вновь возвращается к проверенному концепту - дому с приведениями, которые терзают очередную многодетную семью. Но основной сюжет всё же разворачивается вокруг супругов-демонологов Эда и Лорейн Уорренов и их повзрослевшей дочери Джуди, которая также приводит в дом своего жениха Тони.

Оказывается, Лорейн, будучи беременной, во время очередных поисков паранормальной активности посмотрела в проклятое зеркало, из-за этого случились преждевременные роды и ребёнок родился мёртвым - только молитва матери смогла вернуть его к жизни. Но теперь дочь Лорейн Джуди всю жизнь преследуют ужасные видения, от которых она пытается защититься, произнося детскую считалочку, как научила её мать... Тем временем проклятое зеркало попадает в многодетную семью Смерл в качестве подарка одной из дочерей. Детям такой подарок не нравится, и они решают выкинуть зеркало, но это ещё больше злит духов, сидящих в нём - они начинают всячески мучить и изводить членов семьи. Эд и Лорейн по началу не хотят браться за это дело - они уже давно в отставке из-за ухудшающегося здоровья Эда, да и свадьба дочери уже на носу. Но трагическая цепь событий всё же приводит их к несчастной семье Смерлов и к зеркалу, с которого всё началось...

В этот раз нам показывают много спокойных бытовых сцен из жизни Уорренов: неоднозначную реакцию Эда и Лорейн на жениха Джуди Тони, проблемы со здоровьем у Эда, семейные праздники и семейную скорбь. И даже на новое дело члены семьи теперь выезжают все вместе - вчетвером. Учитывая то, что дочь Уорренов была во всех предыдущих фильмах, но появлялась каждый раз буквально на несколько сцен, её раскрытие в этой части кажется оправданным и давно ожидаемым. Через неё же в конечном итоге лучше раскрываются старые герои Эд и Лорейн: он - как довольно консервативный и строгий, но вместе с тем любящий отец семейства; она - как заботливая мать, наивно пытающаяся оградить дочь от любого зла в этом мире.

Основной хоррор-элемент фильма - зеркала и отраженные образы. Именно с проклятого зеркала начинается сюжет, оно же и является фактически главным антагонистом фильма. Призраки и демонические сущности также стали чаще являться героям именно в отражениях, что ощущается довольно свежим приёмом по сравнению с предыдущими фильмами серии, где пугали в основном скримерами из темноты. А главным лейтмотивом фильма соответственно стала необходимость посмотреть страху в глаза, вместо того, чтобы бесконечно от него убегать (или запирать его в отдельной комнате, как это делают Уоррены).

Думаю, что смещение акцента на семейную составляющую было удачным решением - фильмы 'Заклятия' никогда не были очень страшными, все их способы напугать были придуманы ещё 50 лет назад и вряд ли сегодня удивят искушённого зрителя. Но неоспоримым достоинством этих фильмов всегда были интересные главные герои и взаимодействие между ними, и здесь создатели выкрутили это взаимодействие на максимум, дав зрителям просто понаблюдать за обычной жизнью полюбившихся персонажей, параллельно углубляя их характеры за счёт взаимоотношений с дочерью и её женихом. Искренне надеюсь, что пятой части не будет - концовка получилась душевная, жизнеутверждающая и не особо подразумевающая какое-либо продолжение.

7 из 10

22 сентября 2025

Маркетинговый монстр

Не успел “Заклятие 4” выйти в широкий прокат, как не только отбил все затраты, но и обеспечил всю съемочную группу хлебом с маслом до конца их дней. Будет глупо отрицать, что франшиза, вышедшая из-под могучей руки Джеймса Вана, стала крупнейшим маркетинговым монстром со времен “Пятницы 13” и стабильно приносит авторам копеечку. Даже в тяжелые времена. Даже, прости господи, “Аннабель: Зарождение зла”. Но отбросим всякие побочные фильмы вроде откровенно скучной “Монахини” (в которой иронично почти нет монахини) и поговорим о скелете сей антологии.

Первое “Заклятие” мне жесточайше понравилось. Оно не привносило ничего нового в жанр ужасов как таковой, и этим было прекрасно: только начиналась пора социальных хорроров, ознаменованная впоследствии первым Оскаром Джордана Пила, и привычный, традиционный ужастик “с пугалками” смотрелся, как ни странно, свежо. Впоследствии подобного вектора развития будут придерживаться и остальные фильмы серии, и именно это я считаю основой успеха даже самых неудачных представителей заклятого семейства. Среди Ари Астеров, Джорданов Пилов, Заков Креггеров (которых я бесконечно уважаю) клишированный старый-добрый пугальщик ощущается стаканом освежающего лимонада в жаркий летний день.

Можно по-разному относиться к прототипам главных героев. Думаю, любой здравомыслящий человек понимает, что Эд и Лоррейн Уоррен - шарлатаны, которые с легкостью разводили легковерных людей. Впрочем, многие людишки и сами не прочь были “развестись”, потому что были охочи до славы и выгоды (почитайте реальную историю Амитивилля, например, вы удивитесь). Но справедливое возмущение тем, что создатели культивируют экстрасенсорику, нивелируется потрясающими Верой Фармигой и Патриком Уилсоном. С первого же кадра между ними проскакивает нехилая химия, и даже самые слабые фильмы серии держатся на их харизме. Неспроста они появляются в крошечных ролях даже в ответвлениях. Будем честны: и на “Заклятие 4” люди шли ради шебутной семейной парочки. Но есть нюанс: на мой взгляд, в финале (ха-ха) франшизы Уорренов ничтожно мало. Отчего-то на первый план выходит совсем иная героиня и ее невнятный обожатель, а наши любимые гостбастеры - не то что статисты, но вспомогательные персонажи. Сюжет строится вокруг престарелых охотников за нечистью и с грустью показывает неизбежное забвение в виде пустых лекционных аудиторий (вспомните аншлаг в 1-ой части) и грустную экскурсию по проклятому подвалу, которая раньше наводила жути, а нынче смотрится рассказом престарелого деда, который водит внуков по грядкам, хвастаясь выращенной редиской. Но тем не менее, для жирной точки в скелете франшизы этого недостаточно. Дочка Уорренов отнюдь не впечатляет, а третий акт фильма, в котором она верховодит, провисает. Сценаристы идут по проторенной дорожке, делая объектом нечисти семью (тут даже собака есть, зачем ломать то, что уже дважды сработало), но перескок на вторую сюжетную линию тормозит повествование и заставлять поскучать минут этак 15-20.

По традиции, много времени отводится болтовне: герои переливают из пустого в порожнее и рефлексируют, но подобное растягивание хронометража вволю компенсируются недурными скримерами. В первом и втором акте множества пугалок ждать не стоит, а вот третий - снова традиционно - вываливает монстров как из рога изобилия. Причем разнообразные “бу”-эффекты сделаны бодро-душевно и даже нагоняют жути. Мой фаворит - отвратительно смеющийся мужик с топором.

Но без раздражения не обошлось. Конечно, повторение - мать учения, но когда на экране в очередной раз появилась вездесущая Аннабель (это не спойлер), я устало вздохнула. Сколько можно культивировать образ куклы? Во-первых, это уже скучно и пресно. Во-вторых, совсем не нагоняет жути, потому что образ набил оскомину. Это все равно что каждый день есть овсянку на завтрак: рано или поздно захочется омлета. В-третьих, на общий сюжет кукла с косичками влияет примерно никак. Зато приятный сюрпризом оказался реверанс в виде персонажей из предыдущих частей, которых пустили под романтичную музыку. Если ни разу не видели, как выглядит Джеймс Ван, - велкоме, как говорится, он притопал вместе со своей женушкой и дочкой Беллы и Эдварда. Приятное камео.

В целом я не удивлена феноменальному успеху франшизы. Люди готовы платить за то, чтобы их хорошенько испугали после тяжелого рабочего дня, а если страх приправляется добротной актерской игрой Фармиги и попавшего в рабство Вана бедняги Патрика Уилсона, - тем паче фильм успешен. Будет ли “Последний обряд” финалом франшизы? Пффф, пощадите мой животик, он сейчас надорвется от смеха. Я ни на йоту не поверила словам продюсеров о том, что история заканчивается эпилогом “Заклятия 4”. После невероятных кассовых сборов нас будет ждать множество ответвлений, приквелов, сиквелов, ребутов, интерквелов и прочих “квелов”. И не сомневайтесь, даже убогие, они тоже окупятся, потому что на ужасы у зрителя всегда деньги есть. Но тем не менее, в “финале” франшизы приятно поностальгировать и улыбнуться.

12 сентября 2025

Астрал 4: Финальный заезд

Первое «Заклятие» было реально крепким хоррором, помню его до сих пор — атмосферное, напряжённое, с хорошей историей. Вторая часть тоже ещё держала уровень. Третью я не смотрел, но слышал, что она так себе, да и народ в целом её особо не оценил. Четвёртую же снял тот самый режиссёр, который в своё время сделал спин-офф про няню: фильм тогда собрал кучу денег, но был банальным и проходным. Вот здесь — ровно та же ситуация.

На этот раз Уоррены уже не охотятся за демонами. Они на пенсии, ездят по лекциям и вроде бы отошли от дел. Но по сюжету семье в беде очень нужна именно их помощь — и сценарий начинает притягивать за уши обстоятельства, лишь бы снова вытащить старых героев в центр событий.

Здесь появляется их дочь, которая тоже унаследовала «дар» и чувствует нечисть. Появляются знакомые по прошлым частям персонажи, которых демоны буквально вынуждают к самоубийственным поступкам, чтобы подтолкнуть Уорренов вмешаться. И постепенно становится ясно: теперь зло как будто охотится не на случайных людей, а целенаправленно на семью Уорренов.

На бумаге это выглядит как «логичный поворот», но на экране ощущается скорее как надуманная схема: «надо придумать причину, чтобы снова позвать Веру Фармигу и Патрика Уилсона».

Основная ставка — на скримеры и стандартные пугалки. Они построены по принципу «вот сейчас что-то выскочит» — и оно действительно выскакивает. Я несколько раз ловил себя на мысли: «Окей, знаю, сейчас будет пугалка». И она происходила ровно по расписанию.

Образы жутковатые, есть пара неприятных сцен, но глобально ничего нового. Фильм дразнит намёками, нагнетает атмосферу, но до настоящего неожиданного ужаса так и не доходит.

В итоге всё это смотрится скорее как драма о семье и старении. Главные герои уже не те молодые охотники за нечистью: Уилсон играет человека с проблемами сердца, Фармига постоянно видит видения и чудится всякое. Пару раз кажется, что с ними что-то вот-вот случится, но фильм только дразнит.

К финалу создаётся впечатление, что эта часть вообще не про демонов, а про «смену поколений». Уоррены постепенно отходят на второй план, а их дочь и её парень (бывший коп) получают больше экранного времени. Это словно намёк на то, кто в будущем продолжит франшизу.

Если честно, это странное ощущение. Ты идёшь на фильм ужасов, а в итоге смотришь семейную драму с элементами хоррора. Страшно не так уж часто, история не цепляет, и сюжета как такового почти нет. Есть лишь бытовые сцены, редкие пугалки и финальная попытка красиво «закрыть» историю Уорренов.

И как бы финал выглядит как закрытие истории, но деньги фильм собрал хорошие, так что студия явно ещё что-то придумает. Приквелы, спин-оффы, новые части — вариантов много. Может, и правда дождёмся кроссовера с «Форсажем»: семья Уорренов гоняет на Dodge Camaro и изгоняет демонов под NOS.

В сухом остатке: Заклятие 4 не впечатляет. Оно не предлагает ни действительно страшного хоррора, ни свежей истории. Скорее это просто дежурный фильм, который держится на узнаваемых героях. Для фанатов вселенной — один раз можно. Для остальных — легко пройти мимо.

12 сентября 2025

Снова попробуете меня удивить?

Уоррены постарели. У Эда сердце шалит Лорейн уже не соска (ну точнее Вера Фармига). Дочь у них есть - Джудит.

Она переняла дар матери, но “нет той булатности” в ней. В общем за дела больше не берутся, катаются по стране показывают слайды, читают лекции.

Но в Пенсильвании страдают Смерлы. Это не ругательство вроде - маглы, это фамилия и страдают они не из-за лютых американских налогов - призраки одолевают. Друг семьи Уорренов - священник пытается помочь, но не справляется и погибает.

Дочь чувствует какую-то связь между смертью священника, призраками в доме и не смотря на предостережения матери мчится в Пенсильванию.

Предчувствия Джудит оказались верными. Призраки выбрались из старинного зеркала, которое как раз перед самым рождением дочери пытались очистить Уоррены и призраки обитавшие в нём зацепились за Урренов и ждали долгих двадцать лет, чтобы закончить начатое.

Ну не будем же спорить, что культовая франшиза? Пожалуй практически единственная, которая за годы сохранила свою зловещность и не пыталась в юмор или кровавый беспредел - из фильма в фильм отыгрывала в напряжение и атмосферу. Ну и призраков показывала. Они тут по традиции все похожи на Мэрилина Мэнсона.

И может быть это только мне так кажется, но за эти годы фильм превратился из “ух ты снова сумели напугать, чем-то необычным” (то призраки, то дом, то кукла, то монахиня) во что-то… обычное. Ну да… Удивить меня не получилось. Снова призраки, при этом как бы намекали, что за ними что-то другое, что-то зловещие, что даже Лорейн не может увидеть и… Это другое, так и не появилось.

Но не подумайте, что фильм получился плохим. Как и прежде постановка хороша, напряжение есть, пугалки - скримеры расставлены уместно. Визуальный стиль остается верным традициям франшизы, но опять же новых решений не предлагает.

Вера Фармига и Патрик Уилсон уже больше десяти лет в этих ролях и конечно они тут опять на высоте, а вот новой парочки (которой видимо перехватить эстафету) также как в самом первом Заклятии Вере и Патрику с первых кадров захватить свой харизмой внимание на десятилетие не удалось. На них смотреть в продолжении как-то не хочется. Уж лучше бы младшая сестренка Веры - Таисса. Но она задействована в спиноффе про монахиню.

Ну и что же в итоге. Неплохое завершение истории. Печально, что оно не стало фееричным. В некоторых моментах даже семейная драма взяла верх над хоррором с обязательным принятием своей силы в конце и это подпортило впечатление.

Фильм оставляет смешанные чувства: с одной стороны, он не дотягивает до высот первых частей, с другой это все таки завершение истории Уорренов и надо бы отдать им дань уважения (только экранным персонажам, реальных я не воспринимаю).

6 сентября 2025

Да, это то самое «Заклятие»

Если вы вдруг на просторах сети наткнётесь на название «Заклятие: Последний обряд» в разделе «новинки», то будьте вовсю уверены, да, это то самое «Заклятие», первая часть которого появилась аж в 2013 году. Классные времена, согласитесь? 2013, 2016, 2021, 2025. Целых 12 лет эта франшиза держалась на плаву, зарабатывая в прокате вполне привлекательные суммы. Не забывайте, что есть множество спин-оффов с самыми жуткими персонажами Вселенной. Кстати, в четвертой части флагманского фильма, наверное, впервые в истории с Аннабель сделали кое-что необычное. Как известно, это всегда была просто кукла с жутким лицом, которая сидит и наводит шороху. Теперь интересно, как отреагируют зрители на связанное с ней так называемое ноу-хау.

Если первые две части, снятые лично Джеймсом Ваном, настоящие топчики, то третья часть от ремесленника Майкла Чавеса, мягко говоря, не удалась. Её даже пересматривать не хочется. Так что если у поклонников в СНГ есть определенные опасения касаемо этого постановщика, которому доверили снять вовсе финальное «Заклятие», то они могут оправдаться. Мужику там не позавидуешь, если честно. С одной стороны, он заложник всех тех опасений, сомнений и ожиданий зрителей, с другой же, как ему всё снять, чтобы не затеряться на фоне любимого миллионами Джеймса Вана. Ежу ведь понятно, от сравнения не убежать, третья часть «По воле дьявола» получилась так себе попыткой заявить о себе. Ну, раз дали ещё шанс, то можно и обсудить спокойно.

Что ж, сценаристы решили зарифмовать первую и четвёртую части. И там, и там две многодетные семьи, в которых исключительно девочки. Только во втором случае добавили бабушку и дедушку, чтобы хоть так отличаться. Главы семейства обычные работяги, которым нужно думать о том, где бы раздобыть денег для содержания такой оравы. Матери ответственны за порядок, чистоту и горячий ужин в больших домищах. А доченьки становятся основной мишенью для проделок нечистой силы. Вот только для четвёртой части авторы придумали таинственное и пугающее зеркало с трещинкой, поскольку с его появлением в доме начинает твориться чертовщина года. Оно ещё сыграет ключевую роль, но спойлером будет написать, каким образом.

Для хоррора у фильма довольно огромный хронометраж, поэтому стандартная встреча четы Уоррен с семейкой в проблеме состоится лишь через без малого полтора часа после начала. Заметно, что Майкл Чавес не торопится. Он неспешно показывает две основные сюжетные линии с двумя разными группами людей, чтобы придать необходимых эмоций там, где надо. По причине того, что перед нами прощание с Уорренами, больший акцент делается на них. Здесь режиссёр не тушуется и отлично рисует портрет супругов, которые пережили вместе столько всего, что захочешь сторониться их. Так ещё в атмосфере всяких демонов у них уже подросла дочь, которая обзавелась женихом с лицом Бена Харди. Так посмотреть, толку мало от него, но пусть.

Всё это, конечно, интересно и трогательно, поэтому будьте готовы, если вдруг хотите всякой жути, жести и скримеров, не надейтесь, что их будет предостаточно в первой половине фильма. А те, которые соизволят показать, ничего необычного, сразу всё поймете. Когда обе сюжетные линии соединятся, о второй семейке, которую терроризирует демон, можно забыть, родители и доченьки со стариками становятся фоном. Зато сцена с собачкой может ужаснуть, додумались ведь такое заснять и показать. Вся обуреваемая катавасия в крутом сюжете, в итоге, сводится исключительно к Уорренам, это их история, их конфликт, их драма. Как, почему, когда, с кем - всё узнаете во время просмотра плюс довольно продолжительный пролог вам в помощь там.

А когда дело доходит до эпилога, то в голову закрадывается такая мысль: это драматический хоррор с упором на драму. Если в предыдущих частях больше внимания уделялось персонажам, которых Уоррены должны были спасать, то теперь они сами примерили на себя эту роль. Им всем придётся столкнуться с той гранью, которая находится между внешними и внутренними демонами. Вопрос лишь в том: кто опаснее? В общем и целом, получилось неплохое «Заклятие», которое интересно смотреть, явно интереснее третьей части. Тепло попрощались с нашей любимой экранной парой в лице Патрика Уилсона и Веры Фармига, эпилог как красивая вишенка на торте. Ужасов, да, мало, но ждём, когда студии пригодятся деньги, позовут помочь Вана.

Кстати, если знаете, как выглядит Джеймс Ван, то он засветился в камео.

5 сентября 2025

Ужасы Заклятие 4: Последний обряд на большом экране с 2025 года, его режиссером является Майкл Чавес. Кто снимался в кино, актерский состав: Виктория Пейдж Уоткинс, Миа Томлинсон, Бо Гадсдон, Кила Лорд Кэссиди, Кейт Фэйхи, Орион Смит, Тилли Уокер, Вера Фармига, Патрик Уилсон, Таисса Фармига, Мэдисон Лоулор, Бен Харди, Шэннон Кук-Чун, Эллиот Кауэн, Стив Култер.

Расходы на кино составляют примерно 55000000.В то время как во всем мире собрано 492,721,583 доллара. Производство стран США, Великобритания и Канада. Заклятие 4: Последний обряд — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.