| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.6 |
IMDb
|
6.7 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Семейное счастье |
| год: | 2025 |
| страна: |
Россия
|
| режиссер: | Стася Толстая |
| сценаристы: | Стася Толстая, Лев Толстой |
| продюсеры: | Юлиана Митрофанова, Лия Рахматуллина, Алексей Учитель, Анастасия Акопян, Кира Саксаганская, Максим Филатов, Илья Бурец, Ирина Щербович-Вечер, Игорь Мишин, Наталия Клибанова, Стася Толстая, Владимир Васильев, Яков Дубровский, Эмилия Небоженко, Милайда Ричардс, Аника Галина |
| видеооператор: | Тим Лобов |
| композитор: | Олег Трояновский |
| художники: | Ксения Беляева, Мария Швачкина |
| монтаж: | Мария Сидельникова |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в России:
|
$96 379 |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
16+ |
Длительность:
|
1 ч 21 мин |
«У нового поколения появляется стремление перечитать классику и рассказать ее современным языком», - говорит режиссер фильма Стася Толстая. Хм, только вот зачем изобретать велосипед, если он уже есть?
«Насколько страшно экранизировать прозу Толстого, особенно с учетом фамилии?» - задали вопрос Толстой. «С одной стороны, страшно.., а с другой - ты как будто чувствуешь, что немного получил на это право», - отвечает она. Право получено вместе с фамилией мужа? Как же своеобразно некоторые люди понимают свои права..
Возможно, тут присутствует разрыв поколений, ведь к новому поколению, упомянутому Стасей, я никак не принадлежу, но, увы, экранизация мне не понравилась, на что я тоже имею право - по аналогии со Стасей.
Почему же «Семейное счастье» так подозрительно похоже по стилю на «Жену Чайковского» Кирилла Серебренникова? Похоже разнузданностью, надуманностью, нарочитой театральностью, слишком вольными «авторскими» интерпретациями и откровенной дичью. Ну прямо не Толстой, а комедия дель арте с примесью макабра, со слугами в обличии то ли арлекинов, то ли мефистофелей и дикими танцами явно не 19-го столетия. Как сказала сама Толстая, «степень абсурда, присущая картинам Йоргоса Лантимоса (которые вдохновляли съемочную группу) - это не совсем мое направление». Однако, абсурдные образы обитателей Никольского - родового поместья главного героя Сергея Михайловича - все же тиснуты не иначе как у Лантимоса. И почему матушка Сергея Михайловича в версии Стаси изображена сумасшедшей? У Льва Николаевича этого абсолютно не было! Ну а постер фильма и вовсе напоминает «Форму воды» Гильермо дель Торо. Возникает и другая аналогия - с современной версией «Лебединого озера» в исполнении французского балета Анжелена Прельжокажа, на которую мне удосужилось попасть. Вроде и любопытно взглянуть, но и не так уж достоверно. Да и помилуйте, это же не «Иван Васильевич меняет профессию» 2.0 с перепевом песен Юры Шатунова, а Толстой!
Цыганов уже не первый раз принимает участие в римейке русской классики (до этого он снялся в «Мертвых душах»). При всех моих симпатиях к Евгению: он так много снимается, чтобы прокормить большую семью? Я знала дантиста, работавшего с 7 утра до 7 вечера потому, что он набрал кучу кредитов. Видимо, у Евгения та же история.
Да уж, фильм явно «по мотивам». Произведение Льва Николаевича намного глубже - о притираниях, взаимных разочарованиях, взрослении, страсти, горении, перегорании и успокоении. Из экранизации был абсолютно выпущен тот факт, что Сергей Михайлович смог побороть в себе свое сильное чувство и выбрал на старости лет спокойствие, осознав, что не в силах будет перенести очередное потрясение, связанное с его молодой женой. В произведении Толстого сталкиваются два вида любви - юношеская максималистская и зрелая - последняя любовь мужчины не первой молодости. И эти две любви врезаются друг в друга на полном ходу. В кино же все сведено к плотскому..
Жаль, что на это тратятся деньги Минкульта. Голливуд и то бы лучше переосмыслил.. Уж по крайней мере побаловал бы красивыми нарядами. А то в фильме Стаси Толстой все как из пыльного чулана..
«Я считаю, что ничего в жизни нельзя делать на полном серьезе, особенно в искусстве», - изрекает Толстая. И этим все сказано. «Я сейчас работаю над сценарием про рок-музыканта. Хочется просто брать какие-то вечные темы и смотреть на них дерзковатым, уверенным, девчачьим, хулиганским режиссерским взглядом». Хулиганство и Толстой.. Как тебе такое, Илон Маск?? Впрочем, неудивительно, что Толстая так сработалась с Григорием Константинопольским, что снялась в одном из его новых фильмов «Возвращение Робинзона». Ведь сериал «Мертвые души» Константинопольского тоже полон хулиганства, которое, выходит, нынче в тренде.
«Можете ли представить, что вернетесь еще к Толстому?» - спросили Стасю. «Мне очень нравится «Крейцерова соната», - ответила она. Ну уж нет! Стоп, Стася! Снимайте-ка лучше о рок-музыкантах..
5 из 10
8 декабря 2025
Конечно, кино не без изъянов. Странно выглядит почти вся глава 'Петербург'. Выбор музыки, претензии к неслучившемся изменам, раут у маркиза в стиле современной театральной постановки. Но чуть подумав можно найти им обоснование. Например музыка явно символизирует чуждость города по отношению к деревне, чем создает отторжение. Но ничто из этого не критично.
Без прикрас, это высокохудожественно и талантливо. Режиссура, локации, планы, актерская игра: все существует в завораживающем ансамбле, рассказывая историю о сложных любовных взаимоотношениях.
Каждый персонаж живет в кадре, потому что он соткан из множества маленьких деталей. Деталей наполняющих и картину, раскрывающихся в новых обстоятельствах.
В этом смысле восхитительно смотреть на взаимоотношения героини с водой. В стихии она свободна как телом, так и душой. И тем глубже метафора бассейна. Маркиз желает ограничить её, посадив на короткий поводок, дав ложное ощущение свободы.
Кульминационные сцены глав пронзительны, так как мягко и ненавязчиво подготовлены повествованием. Взгляд каждой из сторон достаточно доступен. Невольно оказываешься в ловушке, где не понимаешь, чью сторону займешь.
Главной темой кажется зависимость женской фигуры от статуса в обществе и ограниченности её возможностей.
От этого еще тяжелее смотреть, как муж понимает и формулирует все тягости на пути, но выбирает поступить с ними наихудшим образом.
'А есть ли мы?' - прекрасное многоточие, а заключительная сцена замечательная точка.
23 сентября 2025
В прокат вышел фильм «Семейное счастье». Костюмированная экранизация романа Толстого, которая в этом году открывала фестиваль молодого кино «Новое движение» в Великом Новгороде.
По сюжету оставшаяся сиротой девочка Маша (Евгения Леонова) растет в уединенном имении и ожидаемо влюбляется в своего опекуна Сергея Михайловича (Евгений Цыганов). Чем еще девушке заниматься в деревне? Он на четверть века старше и о любови отзывается весьма пренебрежительно. Но Маша так прекрасна и чиста, что устоять невозможно. И герои отправляются под венец. Дальше их ждут испытания семейной жизнью – от домостроевских порядков в доме свекрови до столичных искушений.
Фильм снят по роману Толстого, который сам Лев Николаевич считал «постыдной гадостью» и даже собирался уйти из литературы. Потом правда передумал. Также это одно из немногих произведений автора, написанное от лица женщины. Неизвестно, повлияли ли эти факторы на выбор материала режиссера Стаси Толстой, которая, кстати, замужем за коллегой и актером Иваном Толстым – потомком знаменитой династии. Но фильм получился очень женским.
Ключевые роли здесь играют именно дамы: красавица Маша, карикатурные свекровь (Ирина Розанова), горничная (Полина Лиске) и светская сводница (Елена Морозова). Мужчины на подхвате. У персонажей Анвара Либабова и Михаила Гурай буквально по паре реплик. Коварный маркиз вообще остается без имени, в собирательном образе обольстителя.
Визуально фильм можно разделить на три части. Светлые пасторальные пейзажи деревенской жизни. Темная и удушливая, в духе Тима Бертона, атмосфера родового имения мужа. И яркие, клиповые эпизоды столичных раутов.
При чем тут Русалочка? В начале главный герой ловит героиню в реке, потом она проходит искушение бассейном и в конце с головой погружается в омут или в болот семейного быта.
10 сентября 2025