| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Планета |
| год: | 2025 |
| страна: |
Россия
|
| режиссер: | Михаил Архипов |
| сценаристы: | Тимур Тимеркаев, Михаил Архипов |
| продюсеры: | Александр Котелевский, Андрей Новиков |
| видеооператор: | Александр Ланеев |
| художники: | Ксения Бурланкова, Сергей Анисимов |
| жанры: | фантастика, драма |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
1960-й год. Режиссёр Николай Беренцев бредит идеей снять фантастический фильм о полете на Венеру. А начальство велит снимать про кукурузу...
Может ли фантастика предвидеть или даже сформировать будущее? И да, и нет. Глядя на старые 'ламповые' фильмы от 'Женщины на Луне' до 'Космической одиссеи 2001 года' мы уже можем видеть прообразы будущих планшетов-айпадов, видеосвязи, устройство скафандров. И при этом персонажи могут запросто курить и никакого намёка на мобильные телефоны. Знаете ли вы, что в наивной 'Женщине на Луне' (1929) был придуман и показан отсчёт до старта: '10... 9... 8...'?
'Планета бурь' (1961) советского режиссёра визионера Павла Клушанцева гордо встаёт в один ряд с этими эпохальными лентами - и мировой интерес к ней доказывается тем, что знаменитый Роджер Корман и его заокеанские коллеги переделали его (не пересняли, а именно перемонтировали) аж в две ленты для проката в США: 'Путешествие на планету доисторических женщин' (1968) (что? да!) и 'Путешествие на доисторическую планету' (1965).
'Планета' дебютанта (а по образованию инженера!) Михаила Архипова - формально не байопик, но кино воспевающее дух того времени, вектор которого был остро нацелен к звёздам - нетрудно заметить как близко время событий от первого полёта Гагарина. 'Мы делаем кино, чтобы повлиять на людей, живущих через 50-100 лет от нас. Мы их не узнаем, но точно также на нас повлияли люди, жившие 50-100 лет назад' - говорит герой фильма - где-то наивный, где-то фанатичный, но безусловно целеустремленный человек. И это верно не только для кино - и к науке, и к искусству, и к их пересечению - именно там и находится наш герой.
Смотреть фильм безумно интересно не только тем, кто в детстве фанател от 'Планеты бурь' или 'Москвы-Кассиопеи' или 'Через тернии к звездам'. Это универсальная история про мечтателя, который непрактичен, странен, отстранён, но делает при этом работу не менее важную для спасения человечества, чем выращивание кукурузы (доказано Ноланом в 'Интерстелларе'). Есть в фильме и формальный антигерой - бюрократ, стремящийся саботировать съёмки, но гораздо более интересный персонаж - 'засланный казачок' от бюрократа - его племянник, приставленный к режиссеру водителем с целью сливать информацию и тихонько вредить. Главным конфликтом фильма в итоге становится даже не вопрос - снимет Беренцев свой фильм или нет - а борьба за душу/сердце парнишки, который поневоле проникается энтузиазмом своевольного режиссера. На остальные сюжетные линии в фильме места почти не остаётся, как не хватает в ракете места для лишних вещей - жена героя в исполнении замечательной Дарьи Мельниковой почти не принимает участия в сюжете, а конфликтный актёр Каленый в исполнении Александра Кудренко так и не создаёт реального конфликта. Но всё в ракету/фильм не запихнуть!
Про 'Планету бурь' Клушанцева пишут, что это первый фильм, который показал космонавтов не романтиками-идеалистами, а инженерами-прагматиками. Не Икарами, а Королевыми. Не из Хогвартса, а из Бауманки. Космос для них - не абстрактная мечта, а задача, которую нужно решить. И герой Беренцева в точном исполнении многогранного Сергея Гилева - такой же: рукастый, практический, сметливый. Он своими руками лепит бутафорскую поверхность Венеры, мастерит робота из прототипа-спичечного коробка, придумывает, как показать спонтанное мерцание звёзд - и Михаил Архипов в своём фильме 2025 года бережно использует для 'космических' сцен технологии 1960-го - те самые, клушанские. Беренцев не построит настоящий корабль и не полетит к звёздам. Но полетит кто-то, кто посмотрит его кино.
28 апреля 2025