| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
8 |
IMDb
|
7 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Первый на Олимпе |
| год: | 2025 |
| страна: |
Россия
|
| режиссер: | Артём Михалков |
| сценарий: | Михаил Зубко |
| продюсеры: | Вадим Верещагин, Марина Гуртовая, Ясмина Бен Аммар, Андрей Тартаков, Антон Златопольский, Наталия Горина, Платон Эмих, Мария Гречишникова, Наталия Иванова |
| видеооператор: | Сергей Мачильский |
| композиторы: | Иван Бурляев, Дмитрий Носков, Константин Куприянов, Илья Марфин |
| художники: | Евгений Качанов, Наталья Салтыкова |
| жанры: | драма, биография, спорт |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в России:
|
$4 971 815 |
Мировые сборы:
|
$5 088 215 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
9 октября 2025 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
Длительность:
|
1 ч 47 мин |
В начале ноября я был записан на вебинар с многообещающим названием 'Пять шагов к твоему первому сценарию'. И хотя такой у меня уже есть, сам заголовок вызвал интерес.
Так как само мероприятие должно было состояться вечером, мне захотелось потратить первую половину дня на поход в кино - я искренне (возможно, наивно) верю, что культура кинотеатров никогда не умрет, хотя и сам зачастую предпочитаю никуда не идти и делаю выбор в пользу домашнего просмотра.
Выбор пал на картину 'Первый на Олимпе'. Имя Юрия Тюкалова мне ни о чем не говорило, как и сам вид спорта, интерес к которому у меня могла привлечь только Олимпиада. И как раз она в сюжете играет немалую роль.
Перед написанием рецензии я уже немного подготовился и с ранее опубликованной рецензией и с биографией самого Юрия и конечно же, был немного удивлен, что многие факты были 'приукрашены' и 'красиво причесаны', но давайте не забывать - это художественный фильм, цель которого заинтересовать и увлечь. Да и сам фильм, насколько я понимаю, не претендовал на 'историю, основанную на реальных событиях' и не был замешан в скандалах, как например, полюбившимся многим 'Движение вверх'.
История жизни Юрия Тюкалова от этого, не стала менее интересной и выдуманной: он действительно провел свое детство в блокаде в родном Ленинграде, он действительно стал главной сенсацией в Хельсинках-1952, выиграв золото (в 22 года!) и он действительно увлекался творчеством, став автором нескольких скульптур.
И пусть многие сюжетные линии и герои фильма покажутся банальными и предсказуемыми, картина смотрится и производит приятное впечатление. Но не бывает одних плюсов, наверняка каждому что-то всё равно не понравится...
При всем уважении к безусловно талантливейшим и прекрасным артистам Андрею Смолякову и Владимиру Ильину, их герои, как и их фильмография (которая у каждого давно перевалила за сотню) в последнее время у меня вызывает неоднозначную реакцию. В случае первого это обязательно какой-то плохой и злющий представитель системы, во всем мешающий и вставляющий палки в колеса. В случае второго это добряк, дающий советы и философствующий о жизни. Видимо, все остальные были заняты.
В тоже время, пара в исполнении Артема Быстров и Елены Лядовой мне показалась гармоничной и убедительной. Не решусь сказать, насколько однозначный и удачный выбор Глеба Калюжного на главную роль, но как поклонник Юрия Стоянова, он полюбился мне как актер.
Съемки фильма тоже радуют глаз, Питер показан очень красиво, как и съемки на воде. Я был удивлен, когда узнал, что режиссером выступил сын самого Никиты Сергеевича, которого до этого я знал, как актера и человека, с которым родился в один день. Что ж, вполне достойная режиссерская работа.
Но больше меня удивило имя сценариста. Моему удивлению не было предела, когда вечером того же дня, я осознал, что спикером вебинара был Михаил Зубко, являющимся сценаристом данного фильма.
Всё сказанное выше о 'приукрашивании истории' и каких-то шаблонах (куда же без них), никак не повлияло на мое мнение о фильме - это очень хорошая и сильная история, достойная внимания. И пускай это сейчас прозвучит как разговор за столом с отцом или дедом в стиле 'вот в наше время', но нам действительно есть чему поучиться у них и хочется верить, что мы будем так же сильны духом и сможем достойно перенять эту эстафету и продолжить плыть в этой непростой лодке под названием ЖИЗНЬ.
22 ноября 2025
Извечное противостояние сторонников и противников вольного отражения реальных событий и фактов в художественном кино явно найдет для себя новый объект для дискуссий, коим на этот раз выступит новый фильм Артёма Михалкова 'Первый на Олимпе' об олимпийском чемпионе СССР по академической гребле Юрие Тюкалове с Глебом Калюжным в главной роли.
Являясь сторонником умеренных искажений, я все же не могу сразу не начать с недостатков таких вольных допущений, как, например, тот факт, что родители Юрия Тюкалова в реальности пережили войну, и, следовательно, душещипательная сцена в начале фильма не могла иметь места в действительности, но, что гораздо важнее в контексте самой картины, не могла так сильно отразиться на становлении героя с его замкнутым характером и периодическими эпизодами показанного ступора, сопровождающегося эмоциональными флэшбеками.
Кроме того, часть весьма важных для сюжета персонажей вымышлены, а некоторые ключевые события искажены в угоду напускной драматизации и приковыванию внимания к фильму. Более того, такие способы привлечения внимания, как внезапная болезнь близкого человека накануне важных соревнований или сильные любовные чувства, вызывающие попеременно то надлом, то мотивацию к действию, выглядят вторично, так как все это ранее мы видели во множестве российских и иностранных картин.
Тем не менее, несмотря на все это, я всегда пытаюсь оценивать кино по своим ощущениям на выходе из кинотеатра и доверять первым впечатлениям. И в этом смысле кино мне понравилось. Собственно, в кино есть и множество реальных фактов, преимущественно касающихся этапов спортивных побед героя и его учебы в художественном училище. И фильм содержит масштабный набор элементов, благодаря которым не может не произвести упомянутое сильное впечатление.
Мы имеем хороший динамичный сюжет на основе реальных событий, а также борьбу главного героя, ведущуюся как с теми, кто не верит в него, так и с демонами в собственной голове. Логичное и драматичное развитие событий о нелегком пути спортсмена удерживает перед экраном, а шикарные локации Петербурга и Москвы, переданные благодаря шикарной операторской работе, радуют глаз и вызывают страх отвлечься от просмотра. Кроме этого, сцены соревнований сняты достаточно подробно, но при этом удобоваримо, без излишних затягиваний, и это беспроигрышное эксплуатирование ощущения себя в качестве не только зрителя, но и болельщика, на каком-то подсознательном уровне сказывается на формировании положительного восприятия фильма. Хотя я не могу не отметить, что в этих сценах не обязательно было изображать тех же иностранных спортсменов злобными недоброжелателями, а то получились, если позволите мне такую фразу, моменты 'обратной клюквы'.
Кино порадовало хорошими актерскими работами. Елена Лядова, как мне видится, воплотила реалистичный образ заинтересованного тренера и эмпатичного человека, видящего в своем воспитаннике как ученика, так и в какой-то степени сына, и ее эмоции на экране выглядели естественно, хоть я и уделил бы на месте режиссера чуть больше внимания раскрытию ее взаимоотношений с героями Андрея Смолякова и Артема Быстрова. Что касается вымышленного персонажа Андрея Смолякова - Колосова, - то он показался мне не очень натуральным, лишенным четкой мотивации и не слишком соответствующим образу советского тренера, который вряд ли стал бы в действительности вставлять палки в колеса спортсменов, ставя личные интересы и проблемы выше общих целей и тем более не страшась существующей тогда жесткой власти, не потерпевшей бы такого поведения. Артем Быстров выступил здесь в нетипичном амплуа, и видеть его героя не угрюмым и жестоким, а улыбающимся, простым и искренним для разнообразия было чертовски приятно. Глеб Калюжный, если отбросить в стороны упомянутые исторические вольности и оценивать только показанный на экране образ, также смотрелся естественно, его герою верилось и сопереживалось, хотя, должен сказать, что с учетом всех последних ролей Глеба, ему тоже не помешали бы роли, где он бы побольше улыбался и постепенно сменил амплуа пугливого и слегка зашуганного парня, даже несмотря на то, что такие образы даются ему хорошо.
В любом случае, несмотря на обозначенные недостатки, это было красивое, мотивирующее, в хорошем смысле пафосное кино, заслуживающее внимания.
7 из 10
4 ноября 2025