Классная
6.1
2025, драма
Беларусь
6+

В ролях: Ирина Мороз, Виктор Рыбчинский, Илья Лукашенко, Юрий Цвирко, Алексей Анисеня
и другие
Таня Василевская, выпускница Белорусского государственного педагогического университета, в результате распределения попадает в маленькую школу агрогородка Межречье. Молодую и неопытную учительницу назначают классным руководителем 11-го класса, бывшая наставница которого неожиданно для всех выходит на пенсию. Тане предстоит найти общий язык с учениками и заслужить уважение опытных коллег.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Классная

год: 2025
страна:
Беларусь
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Алексей Коробко
композитор:
художник: Игорь Хруцкий
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 18 сентября 2025 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Классная», 2025

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Классная», 2025

Несколько наивное кино о важном

Мне понравилось, что киноленту посвятили учительскому труду, фактически – впервые в истории белорусского постсоветского кинематографа. Особенно её акцент на тех трудностях, с которыми сталкиваются молодые педагоги, только начинающие свой путь. Фильм акцентирует внимание на том, как важна роль учителя в судьбах молодого поколения и как взаимопонимание может помочь преодолеть барьеры. Постепенно, благодаря своему упорству и отзывчивости, Таня находит подход к каждому из своих подопечных, меняя их жизни и открывая новые горизонты для будущего. Впрочем, очень много в «Классной» и наивного, скорее всего оттого, что на вопрос посмотрели не в корне, прочувствовав его «по Станиславскому», а написав сценарий поверхностно. А жаль, при должной «огранке» вполне мог получится достойный фильм, но, видимо, спешили…

Одна из главных проблем фильма – это, конечно сценарий. Такое ощущение, будто его писал человек с педагогической практикой знакомый откровенно слабо. Многие эпизоды наивны до удивления. Например, сцена знакомства молодой учительницы с классом и её методы выставления отметок. За свою многолетнюю работу в школе и учёбу ни разу не приходилось встречать нечто подобное. Неудивительно, что отношения у Татьяны с подростками сразу не сложились. Если создатели «Классной» таким образом хотели показать истоки конфликта, его динамику по ходу развития сюжета, то и здесь получилась неувязка. От сцены к сцене отношения только накаляются: борьба за лидерство, подставы, тайные встречи одноклассников, попытки сговоров, происшествие на дискотеке… Пока всё не вылилось в кульминацию. А дальше как по мановению палочки получилось озарение. Только откуда оно взялось, что повлияло на психологию подростка и взрослых, чтобы они, наконец, пошли на встречу друг другу?

Многие моменты также смешны от наивности. Не берусь судить агрогородки, но думаю, даже там найдётся место, дабы не селить девушку и парня в один блок общежития. Всё взаимодействие педагога с родителями оформлено одной фразой: «Блин, эта группа в вайбере меня достала». А ведь те, кто в теме, меня поймут: работа с родителями – та ещё важная часть и головная боль классных. А здесь ей абсолютно не уделили место.

Вообще, создатели попытались затронуть всё целиком: и олимпиадное движение, и надомное обучение, и конфликты между учащимися, учителями, учителями и учащимися, планёрки в учительской, посещение семей, трудности воспитания, выставления отметок, классные часы, линейки, дискотеки, подготовка школы к приёмке на новый учебный год, нехватка инвентаря, финансирования…, а перед этим – распределение молодых педагогов, отработки и попытки его избежать, открепление, махинации с направлениями (хоть и весьма завуалировано), сложность жизни на новом месте, психологические выгорание педагога… Однако, свалив всё в одну кучу, в итоге получили сырую картинку, сложенную из множества пазлов, которые никак не хотят скрепляться. Даже знаменитую книгу, наделавшую в своё время много шума, включили. Только для галочки конечно, понятно зачем. Это бросается в глаза, поскольку эпизод совсем выпадает из общего контекста и дисгармонирует с линией сюжета. И каким образом эта книга помогла Тане написать диплом? Опять наивно, как и многое в киноленте. Впрочем, создателей «Классной» это совсем не смущает.

Пожалуй, самая наивная и в то же время эмоциональная, затрагивающая струны души, была линия с инвалидом-надомником Сергеем. Несколько сцен при должном развитии вполне могли бы придать сюжету динамики. Однако режиссёр Кирилл Халецкий лишь намечает проблему: пьющий отчим, что тянет из дома всё, абсолютное игнорирование ребёнка. Но никак её не развивает – ряд сцен и диалогов молодой учительницы с подающим надежды учащимся ситуацию не исправляют. Ирина Мороз ведёт себя в кадре как всегда ровно, в первую очередь в драматическом и эмоциональном плане. Поэтому истоки превращения, когда оно, наконец, происходит, в очередной раз проходят мимо удивлённого зрителя. И то, что в конце концов происходит с Сергеем, скорее напоминает Новогоднее чудо, что на тот самый Новый год имеет место быть. Но ощущение доверия отнюдь не добавляет. Всё-таки это не наивная комедия, а мелодрама. В этом отношении открыл для себя отличный драматический талант актёра Олега Ткачёва. До сего случая помню его по комедийным ролям, где Олегу постоянно приходилось играть этакого наивного простачка. Но здесь он открылся совершенно с неожиданной стороны. Жаль, что экранного времени этому талантливому актёру в фильме досталось совсем мало.

Если говорить об актёрской игре, то Ирина Мороз в образе главной героини была абсолютно ровной… на протяжении всего фильма. Невозмутимой, напористой, где-то надменной. И эта ещё одна из причин, почему в превращения на экране не верилось совсем. Есть актёры, игра которых цепляет, харизма увлекает, и достаточно одного лишь эпизода, чтобы почувствовать фонтанирующую от них энергетику. Та же Тамара Миронова, например, которая и в проходной роли коменданта общежития была бесподобна. Что ж – опыт. Хочется надеяться, что и у начинающей актрисы всё сложится в ближайшем будущем, но с главной ролью в этой картине она всё же не дотягивает. Её маленькая дочка в роли сестрички была бесподобна – в каждом эпизоде с её участием она была просто украшением и алмазом. Детская наивность, что в этом отношении шла фильму на плюс.

Из семёрки тех самых учеников хочется отметить весельчака Васю в исполнении Кирилла Малышева – его образ получился ярким, запоминающимся. Это интересно, учитывая, что это дебют Кирилла в кино. Обычно отрицательных героев обидно обходят вниманием, но здесь Максима Заложука всё же стоит отметить. Его интриган Дима выводил, постоянно напрягал, привнося в сюжет «Классной» отменную струю.

Хочется отметить и отличное музыкальное сопровождение картины. На неё обратили внимание и другие зрители кинотеатра и даже его работники, разговор которых не прошёл мимо моего внимания. Понравилось и операторское решение многих сцен, которое сделало картинку яркой и запоминающейся. Даже сейчас, спустя полтора месяца после просмотра, многие эпизоды врезались в память. Мне кажется, это важно и многого стоит. Поэтому всё же решил оставить положительную рецензию. Отрадно, что перед прокатом большое внимание уделялось рекламной компании киноленты: различные видеоролики, баннеры в городе, новостные строки в интернете и прессе… даже за полгода. То, что опробовали ещё на «На другом берегу» два года назад – несомненно, даёт свой эффект и наш зритель тянется в кинотеатры. Уже какова будет оценка – решение каждого, но то, что таким образом формируется интерес к белорусскому кино, несомненно. И, мне кажется, очень важно. А всей съёмочной команде новых успехов.

Некоторые интересные моменты:

- Съемки начались в феврале 2025 года и продолжались три месяца. В создании киноленты участвовали не только профессионалы, но и обычные школьники, учителя. Всего задействовали более 300 человек.

- В ряде сцен приняла участие маленькая дочь актрисы, исполняющей главную роль.

8 из 10

4 ноября 2025

Фильм не справился с задачами драматургии

Я не ожидала от «Классной» шедевра и готова была простить отсутствие оригинальной концепции. В конце концов, даже самый простой сюжет, построенный на узнаваемых клише, может обрести ценность за счет качественной актерской игры и проработанной сценарной линии.

К сожалению, здесь этого не случилось. Главная проблема проекта даже не в банальности, а, скорее, в абсолютной «сырости» и механистичности. Персонажи существуют ровно в рамках хронометража: они рождаются с первым кадром и умирают вместе с финальными титрами, не успев стать хоть сколь-нибудь живыми и понятными. Их поступки лишены логики и мотивации, они нужны только для соединения череды драматических клише.

Любовная линия, призванная тронуть зрителя, вызывает лишь недоумение и жалость к героине, чье поведение в финале больше смахивает на начало психического расстройства.

Апофеозом творческой лени стала история Сергея. Подобные «чудеса» вызывают только горькое разочарование от очевидного мошенничества. Ты не вписываешься в общество, пока ты ограничен в возможностях.

К претензиям на достоверность добавляются и досадные ляпы вроде путаницы между централизованным экзаменом и тестированием. Мелочь? Но такие мелочи складываются в общую картину небрежности. Понимаю, что это первый для студии масштабный проект за последнее время не на военную тематику, и это похвально. Однако громкая промо-кампания, обещавшая «бомбу», обязывает соответствовать. Искренне удивляет, что фильм нашел свой отклик — это заставляет меня погрустить о том, какие низкие планки мы порой готовы принять.

Фильм не справился с задачами драматургии. Слабо.

2 октября 2025

Очень грустное кино, ведь снял его талантливый человек

После предыдущей полнометражки Кирилла Халецкого 'Киношники' от нового фильма были определённые ожидания. Хотелось видеть душу, трудности, с которыми сталкиваются молодые люди в Беларуси, любовь, наполняющую каждый кадр, и красоту самих этих кадров. К сожалению, ничего из этого в 'Классной' не осталось. Самое мягкое описание фильма будет заключено в одном слове — пустота.

Все сюжетные линии — оборваны. Мы не видим развитие ни одного персонажа. Главная героиня в начале картины ровно такая же, как в конце, а её «любовь» к агрогородку и своему классу происходит по щелчку пальца (пальцу сценариста, естественно). Она изначально была сильной личностью, она ей же и осталась, только, скорее, чуть деградировала, потому что не смогла защитить своего ученика, а впала в не очень натуральную истерику.

Ученики остались на том же уровне, на котором и были. Удивительно, конечно, что семнадцатилетки почему-то следуют 'правилам', заложенным в них ещё в пятом классе. Удивительно и неправдоподобно, но допустим. У нас тут розовая школа с розовыми пони. Однако почему дети невзлюбили учительницу — неясно. Почему прониклись к ней симпатий — чуть яснее, только вот «индивидуальный подход», показанный в фильме, вряд ли сработает в реальной жизни. Очень жаль растраченный потенциал, ведь можно было показать гораздо более реалистичные решения конфликтов: интересные методы преподавания, защита учеников от других учителей, какие-то тим-билдинги — общие, так как образовать контакт надо с мини-обществом. И всё же самое главное разочарование — какое-то выдуманное лидерство, которого просто не существует в реальности, а если и существует, то явно не называется. Да и зачем это условное 'лидерство' главному антагонисту фильма (который, в конце, естественно, исправится, да и вообще, является самым реалистичным персонажем картины: кто бы не возмутился, если бы потерял свою золотую медаль после многих лет усердной работы из-за молодой преподавательницы, которая сразу заговорила советскими методичками, мол, на десять баллов даже она не знает) — неясно.

Самым приятным и выразительным персонажем оказался Сергей (спасибо Тимофею Кочневу), однако и его линию безбожно заруинили. Когда мальчик, который предыдущие семь лет был прикован к инвалидной коляске, вдруг начинает идти (без причины и объяснения столь чудесному исцелению), фильм теряет всю свою художественную ценность. Потому что авторы пошли по простому пути. Вместо того, чтобы интегрировать героя с особенностями в общество, показать, что и жизнь на коляске может быть полноценной, в конце концов поднять социальные проблемы и погрузить героев в борьбу с администрацией агрогородка, которая не может сделать дороги, по которым вполне жизнедеятельный мальчик сможет добираться до школы, они решили его исцелить... Это не сценарное чудо, это — сценарная импотенция.

Игра актёров, причём всех, за исключением Кочнева, мягко говоря, посредственная. И особенно неудачно выглядит Кирилл Малышев, вполне органичный в своих скетчах, но ужасно китчёвый в фильме. Порадовал Стас Пекарский (главный герой в «Киношниках»), который находился на заднем фоне, но явно представлял себя в каком-то нуаре и играл куда более драматично, чем требовала его почти бессловесная роль. Но играл же! В отличии от всех остальных.

Вызвал сомнение цветокор, особенно в первой половине фильма. Лица всех героев почему-то стали жёлтыми, а фон, наоборот, очень блеклым. Для чего это было сделано? Чтобы показать, как героиня обретает свет даже в столь безрадостном на первый взгляд месте? Окей, но лица-то почему жёлтые?

Музыкальное сопровождение вместо того, чтобы подчёркивать сюжет и динамику между героями, руинила всё, что ещё не было заруинено сценарием. Ну не происходило в фильме ничего настолько драматичного, чтобы играли такие драматичные мелодии. Зрители не дураки, понимают, что всё у всех будет хорошо, так зачем это хичкоковское нагнетание? Вместо волнения оно вызывало смех. Правда, приятно, что взяли несколько современных композиций. Неприятно, что минут пятнадцать хронометража, мы смотрели на клиповую нарезку под них, а не на целостное повествование.

Фильм агитирует становиться учителями, однако и такие картины могут быть сняты хорошо. Вспомним хотя бы «Топ Ган», после выхода которого количество заявок в ВМС США повысилось на 300%. Увеличится ли количество людей, поступающих в педагогические вузы после выхода «Классной»?

Что мы видим в итоге? Студентку-отличницу, очевидно, готовую работать в минской гимназии, отправляют в агрогородок, учить семь ребят. В школе она не получает никакой ощутимой помощи от руководства, сталкивается с отторжением со стороны детей (вызванным непонятно чем), и в итоге, вместо карьеры, которую можно совмещать с репетиторством и зарабатывать неплохие деньги, будет получать зарплату… Какую кстати? Об этом нам не сообщают, но живёт наша учительница в общежитии (тоже неизвестно откуда появившемся в агрогородке), а не в своей квартире, и блок делит с мужчиной. Надо ли говорить, что пусть в фильме мужчина — милашка и учитель информатики, закончивший БГУИР, в жизни это бы вызвало огромный стресс у любой девушки. Отдельного внимания заслуживает мать героини, токсичная донельзя, которая искренне рада за то, что дочь её уезжает из Минска. Ну скажите, какая мать не хочет лучшего для своего ребёнка (понятно, что есть и такие, только ведь в фильме мать главной героини выступает в роли протагонистки)? И скажите, кто не считает лучшим для молодой образованной девушки остаться в большом городе, работать в хорошем месте и приносить пользу многим детям?

В итоге, мотивация героини остаться в агрогородке подкреплена щелчком пальцев. Мотивация детей сперва ненавидеть её (хотя в чём выражается ненависть нам также не показали), а после – любить (хотя в чём эта любовь выражается, кроме плаката с извинениями нам не показали тоже) — непонятна. Мотивация университетских сотрудников, отправляющих свою лучшую студентку в агрогородок – непонятна тоже. И даже трудности распределения, и так безумно рафинированные, не отражены. Где настоящие проблемы учителей? Где разборки с родителями (их вообще нет в кадре, кстати)? Где бесконечные заполнения бумажек, которые не оставляют времени на подготовку к урокам? Где хоть какое-то ощутимое противостояние с учениками? То, что нам показали, это смех какой-то, а не драма. Подросткам в «Классной» был бы рад любой педагог. Это же ангелы, а не дети – не пьют, не курят, матом не ругаются, внеклассные мероприятия посещают… Где конфликт? Неизвестно.

«Классная» – это очень грустное кино, ведь снял его талантливый человек. И остаётся нераскрытым вопрос, как после потрясающих короткометражек «Дорога» и «Однажды была Земля», после милых и душевных «Киношников» можно было снять вот этот фильм: плоский, пустой, неестественный, не несущий за собой ни одной стоящей идеи? У меня нет ответа. Остаётся только надеяться, что сам Кирилл его найдёт. И следующий его фильм будет гораздо лучше.

23 сентября 2025

Драма Классная на большом экране с 2025 года, его режиссером является Кирилл Халецкий. Кто снимался в кино, актерский состав: Ирина Мороз, Виктор Рыбчинский, Илья Лукашенко, Юрий Цвирко, Алексей Анисеня, Тимофей Кочнев, Светлана Никифорова, Олег Ткачёв, Ирина Нарбекова, Максим Заложук, Кирилл Малышев, Милен Кланюк, Мария Налецкая, Юлия Бурмакова, Станислав Пекарский.

Страна производства - Беларусь. Классная — получил оценку кинокритиков равную 5,9-6,1 балла из 10 по версии Кинопоиска. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.