| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.3 |
IMDb
|
7.8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Ночная смена |
| английское название: |
Heldin |
| год: | 2025 |
| страны: |
Германия,
Швейцария
|
| режиссер: | Петра Бьондина Вольпе |
| сценарий: | Петра Бьондина Вольпе |
| продюсеры: | Alexis Lieber, Лукас Хоби, Рето Шарли, Бастиан Грис, Петер Кройц |
| видеооператор: | Юдит Кауфман |
| композитор: | Эмили Левинази-Фаррух |
| художники: | Беатрис Шульц, Linda Harper |
| монтаж: | Хансйорг Вайссбрих |
| жанры: | триллер, драма, криминал |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Мировые сборы:
|
$3 787 382 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
17 февраля 2025 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 31 мин |
У швейцарского фильма 'Ночная смена' великолепный рейтинг - 8,1 в IMDB и восторженные отзывы. Все это он заслужил. Хотя не является заявленным триллером, а всего-лишь погружает зрителей в обыденность работы медицинской сестры.
'Ночная смена' - это история одной вечерней смены на рабочем месте медсестры, работающей в хирургическом отделении. Большинство пациентов тут либо уже лечатся от онкологических заболеваний, либо пребывают в напряженном ожидании диагноза.
Врачей в этом фильме мы практически не видим - они постоянно пребывают на другом этаже и делают операции. Медсестер на смене не хватает, а в помощь оставшейся в одиночестве главной героине назначили всего одну неопытную студентку.
Вместе с нашей героиней зрители с головой окунаются в напряженную работу. А ощущение стресса нагнетается еще и режиссером, который с самого начала намекает нам, что суматоха и слишком сильная нагрузка на одного человека неминуемо приведут к ошибке. А в больнице любая ошибка может привести к смерти. Так что каждый раз, когда наша бегающая туда-сюда сестра набирает какие-то лекарства и предоставляет их больным, у зрителей замирает сердце... Она что-то не то дала... И действительно это зловещее ожидание воплотится в жизнь, но завершится все вовсе не так жутко, как можно было бы вообразить.
'Ночная смена' - это абсолютно не триллер о медиках, пытающихся скрыть следы своей летальной ошибки. Наоборот, это фильм, который отчетливо дает понять каждому зрителю, что он слишком несправедлив и жесток по отношению к медицинским работникам. А они, даже если совершают ошибки, если часами не подходят к вам и не отвечают на ваши вопросы - вовсе не злодеи. Они скорее ангелы, которые пытаются изо всех сил помочь людям, даже в условиях, где система выстроена и против медицинских работников и против пациентов одновременно.
Подобный взгляд на медицинских работников стал громкой манифестацией во время пандемии ковида. Публике активно дают понять, что медперсонал - это их спасители. И активно пытаются поставить зрителей на место медиков и показать как ужасно пациенты ведут себя по отношению к ним со своим нетерпением, недовольством, претензиями и игнорированием рекомендаций.
Поговорка что бесконечно можно смотреть на то, как работает другой человек в 'Ночной смене' ощущается абсолютной правдой. На работу главной героини действительно с большим удовольствием можно смотреть не отрываясь куда дольше, чем длится этот фильм. К тому же она предстает перед нами как максимально альтруистичный и некорыстный человек, чья миссия - исключительно служить людям. Она настолько самоотверженна и человеколюбива, что даже оставленные ей шоколадку и дорогущие часы отдает. Под конец она кажется нам чуть ли не святой, так как ее постоянно обижают пациенты и их родственники, а если не обижают, то нагружают своими негативными эмоциями и переживаниями. С работы она уходит не просто уставшая с уроном в виде испорченных новых кроссовок, но и с чувством огромной вины за допущенные ошибки.
Так что 'Ночная смена' - великолепный фильм, который вы точно посмотрите с большим удовольствием.
Однако эта картина, снятая в Швейцарии (одной из самых богатых стран мира, славящихся как мекка для миллиардеров, желающих избежать налогообложения и правосудия) и посвященная прославлению бескорыстности и жертвенности, лично у меня в итоге вызвала негодование.
Зрителю в очередной раз пытаются пропихнуть идею нормальности мира, где все страдают. И предлагают нам мировоззрение, где мы все должны понять - 'счастье не в деньгах'. И настоящие герои в современном мире - это как раз вот такие благородные жертвенные медсестры, которые работают за десятерых и получают за это копейки. Да... Смотришь на героиню 'Ночной смены' и восхищаешься ею. Молодец! Прекрасный человек!
Но... Я вот смотрю на эту и множество подобных историй, смотрю на реальный расклад вещей и негодую: 'Кто же это придумал, что медсестрам можно платить копейки, что мест в больницах всегда не хватает, а работники всегда перегружены и их численно всегда не хватает?' Это норма. Фундамент. Неправильный, ложный, эксплуатационный фундамент. Выделяйте в разы больший бюджет на медицину, платите в разы больше работникам и нанимайте в разы больше людей. И не говорите, что на это нет денег - пошерудите в счетах своих швейцарских банков... И тогда не будет никакой необходимости внушать зрителям идею, что медработники - это святые бессребреники и это нормально, если кто-то помер в больнице из-за того, что эти святые бессребреники не могут одновременно быть в десятке мест.
26 августа 2025
Название фильма немного удивило, потому что в оригинале оно переводится как «Героиня». Но суть от этого не меняется, хотя второй вариант после просмотра лично мне эмоционально более близок. После пережитой недавно крупномасштабной пандемии, унесшей много жизней и научившей нас ценить врачей, этот фильм бьёт все рекорды по своей актуальности. Хотя речь тут об онкологическом отделении и не менее популярном заболевании. Смотришь, не отрываясь, кадр за кадром, и такое ощущение, что это документальный фильм — настолько профессионально сыграла главную героиню (героиню в буквальном смысле!) немецкая актриса Леони Бенеш: терпеливое «я сейчас буду» после ряда авральных ситуаций начавшейся смены сменяется нервным срывом, как реакция на смерть пациентки, которая должна быть последней в обходе, и яростным отпором на хамство пациента с дорогой страховкой. Это был шокирующе честный кадр, как и предыдущий, когда пациентка, привыкшая, что ей не сразу находят вену, нервно и заученно твердившая, что ничего не получится… Мы ведь все бывшие и потенциальные пациенты, каждый со своим преимущественно отрицательным и конечно же некоторым положительным опытом, можем оценить происходящее в образцовой клинике Швейцарии, сравнить с нашим медицинским сервисом и ужаснуться тому, что ждёт нас и мир в недалёком будущем, если весьма приблизительный прогноз выглядит так: к 2030 году в мире будет не хватать 13 млн. медсестёр. А сколько врачей будет не хватать и какого качества услуги они будут предоставлять — риторический вопрос.
И ещё один актуальный вопрос, осложняющий всем нам жизнь и работу, — это мигранты, не говорящие на языке страны, но априори требующие от социума, чтобы их понимали и обслуживали. В фильме на этот момент сделан чёткий акцент.
14 августа 2025
«Heldin“ называется этот фильм в оригинале, что в переводе на русский - героиня. И это, на мой вкус, лучший фильм о том, что творится в современной европейской медицине, а именно в сфере ухода за пациентами, снятый за последнее время. Так думаю не только я - фильм был представлен на Berlinale 2025 и получил отличные отзывы.
Как описать, о чем фильм? Там ничего не происходит. Воообще ничего. Чем-то напоминает „Perfect days“, которые недавно снял Wim Wenders. Там тоже ничего не происходит. Просто человек приходит на работу каждый день и чистит туалеты. Изо дня в день. Чистит туалеты, ухаживает за своим цветком, ест, пьет. Никакого действия. Но оторваться невозможно.
Здесь тоже самое. Просто обычная ночная смена самой обычной медсестры в швейцарской клинике.
Мне понятно, что в самом словосочетании «швейцарская клиника» по определению для нашего уха заложен знак качества.
Потому что Швейцария, опять же, для многих - это такое…. Молочные реки, кисельные берега. Пятнистые коровы с колокольчиками на шее, вокруг которых ходят пастухи с дорогущими часами на запястье…. Пастухи грызут шоколадку Линдт, закусывая швейцарским сыром Аппенцелер. На заднем плане - изумрудные луга, коровы - на бэк- вокале.
В Швейцарии не может быть плохо по определению. В больнице в том числе.
Ну нет… Все очень плохо. Просто ночная смена самой обычной медсестры. Снова не хватает персонала. Опять кто- то заболел. Кто-то уехал. И на битком забитом отделении в 25 коек работают две ночные медсестры и одна - девочка ученица.
И… снова ничего не происходит. Медсестра Floria, которую совершенно блестяще играет Leonie Benesch (многим из вас она наверное знакома по фильму «Das Lehrerzimmer“ /«Учительская»), любит свою работу. Очень любит. И выполняет ее на 200%.
Мы мало что знаем о ее жизни - за плечами тяжелый развод, есть дочка, которая находится поочередно то у отца ребенка, то у нее.. Больше ничего.
Floria - очень добросовестная медсестра. И искренне старается все успеть. Она не забывает о конфетках для детей онкологической пациентки, которая в десятый раз находится в клинике. Она пытается успокоить старичка, который уже 12 дней в клинике и ждет результатов биопсии. А результаты давно здесь, но у врача нет трех минут чтобы подойти и сказать об этом. А медсестра не имеет права. Она вынуждена отражать нападки родственников пациентов- так как врачей вокруг нет, то вся агрессия летит на персонал.
И Floria очень старается все успеть. Фильм идет не просто на крупных планах. На очень крупных.
Мы видим шаг за шагом все медицинские манипуляции- вот медсестра набирает медикамент в шприц. Меняет капельницу. Сама накладывает браунюлю. Раскладывает таблетки. Открывает и закрывает шкаф с тяжелыми обезболивающими. Четко, быстро, как робот (сколько времени актрисе пришлось учиться, чтобы это все выглядело аутентично - сложно себе представить).
Оператор не ленится показывать неприглядное. Опять же, крупным планом. Вот камера наезжает на испачканный фекалиями пол. Дементную пациентку доставили из дома престарелых с запором. И она получила медикаменты. И надо менять памперс. И все мимо. И на полу коричневая жижа. И бабушка ничего не понимает и, как и многие дементные пациенты, боится. И кричит от страха.
И тут же еще приватный пациент, скандалящий по поводу того, что ему не принесли вовремя чай. И все это шаг за шагом.
И конечно рано или поздно происходит ошибка. Или недосмотр. Или несколько ошибок. Хотя как посмотреть…
В этом фильме не происходит ничего особенного. Ничего сверхъестественного. Подобное знает и видел любой человек, хотя бы по касательной сталкивавшийся с западной медициной. А уж работающие в ней только покачают головой.
Оторваться невозможно. Ни на секунду. Тебя держит в напряжении от начала и до конца. И очень страшно от того, что рано или поздно в больницу попадешь ты. Или твои близкие. И что-то пойдет не так. Не потому что все вокруг сволочи. А потому что вымотанные до предела медсестры и медбратья не всегда могут уследить.
В конце фильма идут титры. Что к 2029 году в Швейцарии не будет хватать 30.000 медсестер и медбратьев. А в Германии, если не ошибаюсь - 260.000. Возможно я ошиблась на пару тысяч. Но суть от этого не меняется.
Я бы советовала посмотреть этот фильм абсолютно всем. Чтобы понимать, как работает персонал в клиниках. Чтобы понимать систему. Так агрессивно и безжалостно грядущую катастрофу еще не показывал никто.
3 августа 2025