| Рейтинг сериала | |
Кинопоиск
|
6.9 |
IMDb
|
5.8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Атом |
| год: | 2025 |
| страна: |
Россия
|
| режиссер: | Нурбек Эген |
| сценаристы: | Елена Дюффорт, Лариса Степанова, Виталий Москаленко |
| продюсеры: | Вячеслав Михайлов, Ирина Малышева, Сергей Мелькумов, Алексей Гуськов, Антон Златопольский, Наталья Коткова |
| видеооператор: | Федор Стручев |
| композитор: | Пётр Фролов-Багреев |
| художники: | Екатерина Невейницына, Владислав Серебренников |
| жанры: | драма, история |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
16+ |
Похоже что ученики великих мастеров совсем не обязательно должны обладать талантами.
Ученик В. Хотиненко, одного из моих любимейших режиссеров, оказалось, совсем не умеет снимать интересное кино.
Может быть конечно их заставляют, запрещают творчество, переписывание сценария, не знаю.
Но вообще забавно, тему науки в военное советское время берет молодой режиссер из Киргизии, самое то.
Почему мне не нравится? Во-первых, хоть и не физик, а в науке работала и видела как примерно работают и физики. Любая лаборатория — прежде всего основное рабочее место. Дело не в том, что художники как-то неправильно восстановили их вид, наверное работа какая-то проводилась.
Но представьте себе вы работаете на уровне радиоактивных опасностей, по государственному серьезному секретному проекту.
Вряд ли вы сядете за плохо освещенный, заваленный хламом стол, начнете махать огнем, разливать горючие жидкости, да банально работать как на практике в школе чтобы быстрее убежать на перемену!
Наверное у вас будет тетрадь-журнал, некий набор необходимых инструментов, последовательность действий, часы-секундомер перед глазами.
То, что режиссер показал нам — игра актеров в науку, о которой они со школы вообще не слышали.
Надели очки, сделали из красавца-артиста затюканного заучку, еще осветить похуже, одеть попроще и вуаля — шаблонный образ ученого.
Девушки, которые приходят с готовыми расчетами и надувают губки, когда на них не обращают внимания — тоже так по-научному.
Вы видели когда-нибудь медсестру, которая приходила при вас к врачу со словами «я тут обошла палаты, вот отчет, ну что же, вы не посмотрите? Нууу, что ж я зря что ли работала, ногти не успела накрасить? Фууу» ?
Здесь почему-то решили показать работу именно так. И конечно лучшие ядерщики страны как хулиганы поджигают все что попало без техники безопасности чтобы что-то доказать руководителю, так же все делают, особенно в атомной сфере!
Уж знала я по другим ролям артиста Чурсина, но если б увидела первой эту роль, подумала бы где они такого бездарного откопали.
Ему дают переводы секретных документов конкурентов, он смотрит пару листков и говорит «фи, вы что, это же перевод, там же нюансы наверное не так переведены, подайте оригиналы, это мне вообще неинтересно» — вы можете себе представить себе, если бы вы были любителем какого-то писателя, а вам бы прислали перевод рукописи нового романа, а вы бы сказали — да ну, гоните оригинал, там же наверняка все стилистические моменты и детали упущены, это все не то, в мусорку ваш перевод?
Что-то не верится!
Понятно, что запросили оригинал, но откидывать в сторону с таким равнодушием целый перевод кладезя информации — да в жизни ученый так себя не поведет!
Такое ощущение, что герой Чурсина здесь самозванец — ходит исключительно в галстуке и костюме, то есть будто лишь отчитывается и совсем не работает по теме. Сразу просит себе ненавязчиво звание академика, распоряжается, указывает, уделяет секунды ценного времени сотрудникам, откуда он вообще взялся в группе лучших ученых ядерщиков мира — непонятно!
Все церемонии научной работы сухие и постановочные — вот представляют достижения, затюканные актеры в костюмах докладывают и просят помощи, им кивают, все по струнке, в жизни такого не могло быть, ну даже чиновники не могли быть истуканами, они же люди!
В кино вообще нет юмора, а это самая ценная составляющая любого кино, за исключением пожалуй особых жанров и фильмов высокого класса, о чем здесь речь явно не идет.
Что еще бросилось в глаза — главный видимо герой-ученый с отсутствующим лицом, как кстати и в сериале «СССР», если там как казалось таков образ зануды-хорошиста-комсомольца, то здесь это явный промах, ведь ученые, даже если немногословны или замкнуты, никогда не бывают скучны и пусти изнутри, в них всегда есть азарт, напряжение, стремление, сосредоточенность, нехарактерная обычному человеку, и редко когда у них совсем нет эмоций, лично я не видела, а тут именно такой странный случай.
Обидно не сколько за то что образы скучные, а за то, что наверняка актеры потом будут где-то рассказывать, мол дадаммм, играл Курчатова или там еще кого-то, работал над ролью, вживался, а на деле зевать хочется от их работы! Потому что и близко научной романтики и вдохновения передать не удалось!
Уж как я ругала предыдущий сериал на ту же тему, а он хотя бы с юмором, с романтикой и с интересными моментами, за которыми действительно любому зрителю приятно наблюдать, следить, угадывать что зачем и почему! И ученые живые, разные, контрастные, пусть даже тоже всего лишь артисты
2 октября 2025
Вот такая не очень-то увлекательная история про не очень-то настоящих людей. Интересно, а что – до сих пор реальные создатели советской атомной бомбы настолько засекречены, что пришлось почти под чистую перевыдумать их всех?
Ребрендинга избежали практически только Берия с Курчатовым. Причём, второй из них максимально невыразителен и тянет в лучшем случае – на крепкого администратора, но уж никак не на учёного с «мировым именем» (а многие основные его открытия по проекту – «отдали» Фролову). Кстати, откуда у него борода-то в 30х? До 1942 года не было у Курчатова никакой бороды!
Зато вот Берии повезло. Кажется, я впервые вижу столь приятное кино-воплощение Лаврентия Павловича. Умный, проницательный, строгий (но справедливый), когда надо – душа компании, но – ответственный руководитель в первую очередь. Какой ГУЛАГ, какие репрессии, какие перекосы, что вы? Не было, не знаем. Да и коллеги уважаемого наркома – все как один – умны, проницательны (и дальше по списку), а если кто-то излишне жмёт (на словах, само собой), то это ж – для дела. Просто рай советской науки – хохми, прикалывайся, решай любовные проблемы, ну и работай иногда.
Но «работа» – это же скучно. Поэтому, если уж авторы «Атома» крепко отворачиваются от всех этих ваших «гулагов», надо накрутить на пустых местах какие-нибудь не слишком сложные конфликты. И само собой – эти конфликты призваны обеспечивать женщины. А для чего ж они ещё-то, эти женщины, тем более на производстве? Просто так они ведь не могут работать, как все прочие нормальные люди. Нет, они нужны исключительно для мужских: страданий, героических поступков и прочего «перчика» в сюжетах.
Да, есть особая шпионская история (с оригинальным женским персонажем), которую можно было сделать хоть отдельным фильмом, а то и вообще выкинуть из сериала – никакие Берии-Курчатовы этого бы не заметили.
А ещё там есть история Всеволода Павловича Замятина (ещё один полу-выдуманный персонаж) – и вот она сыграна (продюсером проекта, хочу подчеркнуть) максимально выигрышно. В ней мы видим, как чинуша, над которым в первых сериях потешаются несознательные физики, развивается в крупную и важную фигуру, фактически равную хоть Курчатову, хоть самому Берии. Есть у Замятина и своя «любовная линия» (и не одна), финал которых почему-то авторы вынесли за пределы сериала. Что странно – сперва нам из серии в серию давали понять – насколько важна личная жизнь Замятина для «Атома», а потом – пшик, как будто ничего не было. Зато товарищ продюсер сыграл свою весомую роль. Так сказать, во всех смыслах…
А в остальном… ну, полу-выдуманный гениальный во всём Мэрри-Сью-Фролов на фоне выдуманных физиков. Ну, напоминания о том, как важна ядерная энергетика для СССР и РФ. Ну, НКВД с человеческим лицом. Но растягивать всю эту нелепую назидательную клюкву на восемь серий – вряд ли было хорошей идеей.
14 сентября 2025
Впервые за долгое время посмотрел целый сериал.
Впервые за ещё более долгое время он был российский, ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ.
«Атом».
Почти что наш ответ «Оппенгеймеру», местами даже достойный.
Ядерное топливо здесь Алексей Гуськов. На нём держится весь проект, как урановый (сюжетный), так и сам сериал. Ради него стоит попробовать: все эти ужимки, интонации, морщины опыта... сильнейший артист. Ещё и в шляпе.
В Курчатова Чурсина я так до конца и не поверил, возможно, из-за несносной бороды и какой-то однобокой интеллигентности. Интересен образ Берии, хотя, может, и недостаточно историчен (мог бы для приличия расстрелять кого-то лично). А ещё, оказывается, можно снять фильм про СССР без роли Сталина! Дерзко. Но вот остальные персонажи походят на макеты танков на испытательном полигоне: играют вроде и правдиво, но только играть особо нечего. Тут мы подходим к сценарию, который одну из величайших миссий советского народа низводит до песочницы с формулами и куклами. Персонажи порой натурально пионеры, которые не то что урановый проект, они б кружок радиолюбителя не потянули с такими выходками и истериками. Тут вот мы делаем БОМБУЭ, а в следующем кадре у нас любовь. Такая прям русскосериальная. Романтическая линия есть у каждого центрального героя, за исключением Курчатова (ещё бы, с такой-то бородой) и Берии (его тоже было почти втянули, но он, плут, выскользнул). Есть ещё шпионская арка, но весьма рудиментарная, хотя в реальности разведка сработала убойно.
А я ещё укорял Нолана за пресную политическую линию в «Оппенгеймере»…
Кстати, вспоминается жутко выбесивший в своё время клюквенный «Чернобыль», он в этом плане (только в этом) сумел сбалансировать и не разменяться на побочки.
И если уж пошли аналогии, то помянем ещё и «Атомик Харт»: стильный визуал, но достаточно посредственный сюжет. Картинка «Атома» аскетично атмосферная, глазу приятно, только стоило, пожалуй, обойтись без мыльных хромакейных видов Лос-Аламоса и Нью-Йорка.
Кстати, уже после удалось пообщаться с научным консультантом фильма Евгением Широковым. Он рассказал, что к вопросам физики подошли очень скрупулёзно, согласовывали формулы на доске, реквизит, актёрам читали лекции. Хотя некоторые художественные допущения всё же вызвали скепсис. Ну не верится, что во время испытания бомбы все сплошь были без защитных очков, а экспериментатор в момент важнейшего теста не доложил о нештатном инциденте.
Многое мог спасти финал. Однако он вышел каким-то куцым «хлопком». Даже от всяких документалок про атомные проекты катарсиса случается больше, а тут вроде художественный фильм…
Как итог. Смотреть: из-за Гуськова, научно-исторической составляющей и стильного визуала.
Не смотреть: из-за инфантильных персонажей и размазанного хронометража.
Испытания не то чтобы провалились, но и ожидаемых результатов не принесли. Хорошо, что с советской бомбой вышло иначе.
25 марта 2025
Очень нужное кино. Актуальная и пока очень поверхностно раскрытая тема (сериал «Бомба» в этом мало помог, скорее наоборот). История атомного проекта СССР, с какой стороны не смотри, это наша общая гордость. Все, кто совершил этот научный и производственный подвиг, легендами мирового масштаба стали при жизни, и тем более – после.
Ну, а в кино, если браться за такую глыбу, совет один – ни в коем случае не придумывать ничего от себя. Фантазии не хватит! Просто собрать все важные или просто интересные факты из реальной жизни этих героев. Жизнь уже сама выстроила эту реальную историческую драму настолько логично и высокохудожественно, что Шекспиру не снилось.
У Жизни всё на своих местах. Три её основных сюжетных линии – наука, производство, внешняя разведка. Они переплетаются, и в каждой своя специфика, свои человеческие истории на грани бессмертия.
То, что совершили в реальной жизни наши разведчики, кстати, судя по всему даже не снилось другому англичанину, Яну Флемингу. Бонд отдыхает. Поскольку вся информация об этом до сих пор лишь в литературных воспоминаниях участников.
Уверяю, это крайне увлекательные истории, часто, к сожалению, трагичные. Но нам-то теперь в кино именно это и нужно – приключения и драмы. И сами мы никак не можем придумать что-то оригинальное, незатёртое. А оно рядом. И многие из этих героев еще совсем недавно сами были рядом с нами.
И так, что же получилось в кино? Актерская работа – отлично. Гуськов прекрасен. Чурсин похож, и детально лаконичен. Герой Флёрова хорош в своей роли, и в том, что мало кому знаком как актер – это в современном кино становится важным и дорогим удовольствием – герой воспринимается без всяких актерских призм и харизм.
Лабораторные сцены выстроены и сняты добротно, киношно. Я бы сказал, на уровне не ниже прошлогодней камерной драмы К. Нолана, на эту же тему.
(кстати, думаю, триуфатором Оскара этот фильм стал в первую очередь благодаря масштабности самой темы, и личности главного героя, нежели совокупности ремесел, из которых складывается большое кино. Создатель взял вес, и не то что бы поднял его на высоту, но удержал, и мягко положил. Судьи это уже сочли достаточным. Такая изначально мощная тема. Человеческая и философская).
За всё вышеописанное – твердая «8» из «10». Погружение в тему, искреннее сопереживание, всё есть. Спасибо в первую очередь Алексею Гуськову.
Если у вас появилось желание смотреть, ниже не читайте. Сериал достойный. Остальное мелочи.
Теперь о грустном. Если бы существовала хоть плохонькая формальная приемная комиссия перед выходом сериала на экран, то как минимум два рабочих дня заняли бы самые необходимые правки. Бросающиеся в глаза. Не режиссерские, не вкусовые, просто принципиальные.
Сериал начинается с графической прелюдии о планах атомных бомбардировок Советского Союза. Вполне стандартная графика, красивые документы, подробности, детали. Зажглась Москва и Ленинград. Силуэты бомбардировщиков над очертаниями похожими на границы СССР. Только страна не та. Внутри очертаний этой страны, города расставлены абсолютно равномерно, как горошины на скатерти. Вся Сибирь плотно населена крупными промышленными центрами до Северного Ледовитого океана. И именно Сибирь до Чукотки на первом плане. Обычно так страну представляют на рисунках дети, еще не знакомые с географией. Но когда делают серьезную картинку для серьезного кино, кто-то из взрослых же должен помочь?
Только не говорите, что эта мелочь не имеет значения. Если для создателей не имеет, то и дальнейшее кино не имеет смысла. Это же первая минута – самая важная. Зритель оценивает – стоит это кино его времени или нет?
Ну, хорошо. Недоглядели. Внести изменения в данную графику – достаточно полсмены даже студенту. Там гениально сложного ничего нет. Просто убрать лишние промышленные центры в Сибири, и всё. Тогда 300 заявленных бомб станут реально опасны промышленному потенциалу страны, а не растянутся на бескрайние слабо населенные территории.
Второй рабочий день – переснять сцены с Берией. Он у нас всю войну до победы в маршальском мундире. Выглядит, как клоун с Красной площади. А когда он реально получил звание маршала (в июле 1945), он вдруг в фильме переоделся в привычный штатский костюм. Взрослые есть? Это залёт, переснять просто без возражений. Ради уважения собственной работы, прекрасной и кропотливой. Как раз, судя по сложному гриму, все эти сцены были сняты за один день, в одном мундире.
К принципиальным деталям больше не цепляюсь, остальное можно обсуждать. Примитивная графика полета Ли-2 спокойно вырезается, без потерь для сюжета. Кто ее решил оставить вообще, и для чего, непонятно. Вопрос снова ко взрослым, если они есть.
Эстетически мне не хватило в этой камерной производственной драме – воздуха и масштабности. Хотя бы за счет масштабов страны. Это возможно и в рамках имеющегося небольшого бюджета. Поиск локаций для Комбината 817, к примеру, сыграл бы такую роль, это интересный момент. Смотрелось бы впечатляюще, в отличие от ковыряния в яме, пригодной для подземного паркинга (наверное в ближайшем Подмосковье). Герои же несколько раз обсуждают вопросы охлаждения реактора, и найти подходящее место было действительно тоже непросто.
Взгляните с высоты на эти природные каскады озёр Челябинской области, вместо ямы для паркинга. Взгляните в каких местах расположились позже и другие атомные города – это очень похожие пейзажи на тот первый – геологически старые горы, озера, сосны... Будь то Красноярский край, Урал или Хибины. Но это уже продолжение прекрасной истории, которую начали герои сериала.
11 марта 2025