| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.5 |
IMDb
|
6.4 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Второй акт |
| английское название: |
Le deuxième acte |
| год: | 2024 |
| страна: |
Франция
|
| режиссер: | Кантен Дюпьё |
| сценарий: | Кантен Дюпьё |
| продюсеры: | Оливье Пере, Юго Селиньяк, Хлоя Бьянки |
| видеооператор: | Кантен Дюпьё |
| художники: | Жоан Ле Бору, Джастин Пирс |
| монтаж: | Кантен Дюпьё |
| жанр: | комедия |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в России:
|
$91 075 |
Мировые сборы:
|
$3 801 474 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
14 мая 2024 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 20 мин |
В картине четверо актеров снимаются в фильме, сценарий которого написал искусственный интеллект (фильм в фильме). Речь заходит об киноиндустрии: отношения актеров, ограничения и атмосфера на площадке, переживания актеров и их самооценка, связь профессии с личной жизнью. Не усвоенная идея фильма нейросети приводит к трагическому финалу.
Мне кажется, Кантен Дюпье в своем фильме говорит, что почти все, чем создается кино так или иначе диктуется потребностями людей, их природой или стремлением к идеалу личности - быть богатым, крутым, если позволите, храбрым сердцем, быть опорой для людей вокруг и так далее. Нейросеть Дюпье снимает фильм о том, как невнимательность, заносчивость, эгоизм и беспощадность актеров на съемочной площадке убивает человека, чувствительного по натуре и раздавленного личными проблемами человека (персонаж Мануэля Гийо). В то же время, наши замечательные (персонажи Леи Сейду, Луи Гарреля, Венсана Линдона и Рафаэля Кенара), успешные, те, кто подал нам пример с экранов, одним словом - герои, сняв свои сцены и расходясь по домам, имеют абсолютно те же плоские мотивы и грехи, что разбирали и осуждали своей игрой в фильме ИИ.
Один из героев (Луи Гаррель) прогуливаясь после съемок вместе с актрисой (Леа Сейду) рассказывает о своей философии - то, что кажется реальным на самом деле вымысел, не настоящее; так и кажущийся вымысел является реальностью и истиной- иными словами, то, что происходит на съемочной площадке для него реальней, чем действительность. Эта ключевая точка в фильме Дюпье. Кинолента о том, что границы между вымыслом творчества и реальностью практически нет. Творчество призвано не только самовыражением, но и потребностью идеалов и принципов; творчество крепко-накрепко взаимосвязано с реальностью. Творчество не только исцеляет, но и бьет по самым больным местам.
Итак, наши герои идут домой пространно рассуждая. Двух актеров (персонажи Венсана Линдона и Рафаэля Кенара) проезжает актер (персонаж Мануэля Гийо) - тот самый трагичный в фильме нейросети - он хочет поближе познакомиться с актерами, но они отказывают, вешая какую-то лапшу на уши. Принятие отказа близко к сердцу приводит потерянного и подавленного серьезными проблемами личной жизни персонажа Мануэля к такому же финалу, как и его невротичного героя в кино нейросети.
В конце фильма Дюпье вместо титров уходят вдаль рельсы съемочной дорожки - по которой едет камера. Это аллегория титров - нет никаких актеров и их героев, есть просто люди. С хорошими и плохими сторонами, собственными убеждениями и важными для них переживаниями. Для меня - после просмотра произошло что-то типа аннигиляции шарма киносъемок; представилась более ясная формулировка того, что так или иначе, думаю, мы все замечали, когда сравнивали повседневную жизнь и фильмы. Однозначно, для меня это одна из интереснейших лент за последние годы по сюжету и проблеме, а также по визуальной красоте.
24 июля 2025
Из всей фильмографии Дюпьё я смотрел где-то фильма 4. Если начать ее со 'Второго акта', то легко может показаться, что автор безумен. Хотя и претенциозен. Если начать с чего угодно другого, то уже наверняка понять, что 'Второй акт' - самый реалистичный и непретенциозный фильм Дюпьё. И это очевидно. Ведь дело серьезное - режиссер обличает кино и общество.
Вообще идея открывать Канны фильмом, где напрочь снесена четвертая стена, очень кинематографична. Трое мужчин (Гаррель, Линдон и Кенар) и одна женщина (Сейду) встречаются в чистом поле, где по неведомой причине стоит кафе 'Второй акт'. Все четверо - актеры. Всем четверым не нужен этот фильм. А сам фильм написала и снимает нейросеть. Скоро появится еще и пятый, то ли актер, то ли нет, то ли играющий, то ли статирующий. Воплощенный белый шум
Громкая перебранка по дороге от одной сцены к другой довольно быстро превращается в ритуал. Условность сюжета перестает быть тайной на 3-4-й секунде титров. А идея снять фильмы внутри фильма привычно для жанра перерастает в громкое перечисление позиций из перечня человеческих неврозов.
Уходя в тривиальную идея показать внутрянку кинопроцесса, Дюпьё как будто на спор пытается сделать это максимально нетривиальным способом. Это опять красивая игра сознания с эстетскими кадрами и сюрреалистическими сценами. Вот построенные рельсы для правильного тревеллинга камеры, ведущие правда в поле. Да и камера снимает не пейзаж, а сами рельсы. Вот актер, который после смены переодевается в домашнее, и не снимает усы, а наклеивает их. Таких визуальных авантюр во 'Втором акте' много.
Дюпьё набрасывает темы харассмента, культуры отмены и преклонения французских актеров перед даже эпизодической ролью в Голливуде. Весь хрон фильма мы в заложниках у очень аморфной индустриальной трагикомедии. Дюпьё маскирует под метафильм кино, вопросы которого вряд ли интересны тем, кто далек от дискуссии о видах пленок. Да и пинки политкорректности в какой-то момент (а то и сразу) становятся такими же скучными, как и аргументы ее адептов
Философия 'Второго акта' напоминает стандартные отрыжки любой творческой эмуляции. Дюпьё не зря накладывает ответственность на нейросеть. Его цель сделать не просто фильм, а фильм, которые не сможет создать искусственный интеллект. А потом раскрыть матрешку, запаковав AI в правила, недоступные AI, тем самым увековечив триумф. Хитрый и не очень честный шаг в битве человека и робота. Но кто сказал, что побеждать надо честно. Именно поэтому творец и непобедим
Дюпьё вместе со своими фильмами живет в мире странной локальной иронии. Актеры тут депрессуют из-за того, что не работают продавцами овощей. Те, кто должен изображать любовь на экране, могут ненавидеть друг друга в жизни. А выстрел в кадре иногда самый верный шаг к выстрелу за пределами ее фокуса.
Но к большому сожалению, это все опять сугубо индустриальные вопросы, снятые в идеальных сельских пейзажах Эльзаса. И дело не в том, что жизнь официанта придорожного кафе или сборщика деталей на заводе 'Рено' наполнена сюжетами, о которых тоже стоит рассказывать со схожей дотошностью, просто кино - это кино, и его исключительность не сможет убить не один фильм с задачей ее обнулить.
И вот даже Дюпьё стал нормальным, когда решился на этот разговор. Что уж говорить о тех, у кого портал в другой мир закрыт с детства.
28 марта 2025
После показа 'Второго Акта' в Каннах, я сразу закинула этот фильм в пресловутое 'смотреть позже', т.к. снял его Кантен Дюпьё, а я неровно дышу к его 'Яннику'. Вчера, наконец, доползла до него, тем более он есть на кп. Смотрела без каких либо ожиданий, аннотацию не читала. Фильм затянул меня с первого же диалога, когда улыбка ползет до ушей, ничего не понимаешь, но уже интересно. Хорошо показаны сложности и страхи актерской жизни, каждого, думаю, хоть раз посещала мысль 'А если не получится?… А что дальше?…». То, что фильм создан ИИ, раскрывается уже в конце, и мы видим скорее глупую, непонимающую машину, нежели страшные НЕЙРОСЕТИ, которые захватят мир кино. Дюпьё как бы говорит 'Не будет такого!' Искусственный интеллект никогда не заменит ум Творца. Очень необычная структура фильма, мы следим и сопереживаем поначалу двум историям, а далее… без спойлеров. Луи Гаррель, Рафаэль Кенар и Леа Сейду- красота, радующая мой глаз. В общем, всем советую, фильм. Идёт час двадцать, но смотреть одно удовольствие.
22 ноября 2024
В данной ленте Кантен Дюпьё использует механику фильма в фильме, которую он, как минимум, оригинально реализовал в «Дааали!» (2023).
Эта механика как нельзя лучше подходит к визуализации принципа работы нейросети. Любой, кто пробовал работать с какой-либо нейросетью понимает, что никаким «искусственным интеллектом» там близко не пахнет. Более того - каждая нейросеть может делать только то, чему обучена, т.е. алгоритм заточенный на рисование может только рисовать, заточенный на генерацию текста – только генерировать текст и т.д.
Более того, нейросеть будучи по сути, хоть и сложным, но все же алгоритмом, в силу своей природы не понимает, что делает и не может генерировать новое, а лишь сознает бесконечные вариации имеющихся у нее данных.
Собственно, эту ее особенность автор и попытался сымитировать, что как мне кажется у него получилось.
Могу предположить, что в данном случае нейросети поступил условный запрос написать сценарий о съемках авторского фильма, основываясь на общедоступных данных подобного процесса. Нейросеть перемешала имеющиеся данные и выдала результат, и результат этот оказался типичной работой машины, которая не понимает, что она делает. Тут лично мне сильно бросился в глаза момент, когда актер переодеваясь после съемок приклеивает усы и уходит с площадки. Этот небольшой эпизод идеально иллюстрирует принцип работы алгоритма, который «понимает» что на съемках что-то происходит с внешностью, но почему и для чего нет.
Если говорить о сюжете в общем, то это буквально набор разного рода клише, который замешан в сюрреалистический компот, к котором практически нереально разобраться что есть причина, а что следствие.
То, что фильм называется «Второй акт» - это тоже не случайность. Кто знаком с творчеством Кантена Дюпьё и понятием «классическая трехактовая структура художественного произведения», знает, что одной из фирменных фишек режиссера является обрезание истории в рамках второго акта. Такие фильмы не имеют предыстории (завязки) и обрываются в момент кульминации, оставляя зрителю возможность самому додумать развязку.
В данном случае история так же ограничивается вторым актом, что принципиально важно для понимания почему она так нелепо начинается и почему именно так и заканчивается.
Резюмируя скажу так – объективно это очередная гениальная работа маэстро, но для ее понимания важно не просто знать куда и как смотреть внутри истории, но и знать принципы работы нейросети, которые обыгрывает сюжет. Если эти два фактора совпадают – то смотреть строго рекомендуется, уникальный опыт гарантирован!
9 из 10
3 ноября 2024
Среди всех видов искусства наиболее популярным, вероятно, является кино. Дело не только в его развивающей, просветительской или даже идеологической функции, но в функции отвлечения от реальности, погружения в сказку, и не важно, счастливую или страшную. При помощи кино большинство из нас могут на час-другой сбежать от всех проблем своей собственной жизни, окружающего мира, и пережить приключения и эмоции, не всегда доступные в привычной действительности. Новый фильм «Второй акт» рассматривает ту тонкую грань, что разделяет вымышленное и настоящее, в весьма ироничной, своеобразной манере.
«Второй акт» не может похвастаться увлекательным, или хотя бы внятным сюжетом, что, однако, не мешает ему поставить вопрос о принципиальной необходимости создания иллюзии в мире, переживающим не лучшие времена. «Видимость» здесь вообще является ключевым понятием: так, в сюжете картины, которую снимают главные герои, речь идёт о лукавстве, а сама профессия актера подразумевает постоянное перевоплощение в кого-то ещё. Перекрученность «Второго акта» также создаёт некий конфликт настоящего и вымышленного, наиболее отчётливо озвученный в диалоге экранных отца и дочери, однако, нельзя сказать, что авторы картины настойчиво выражают ту или иную позицию. Да, кто-то предпочитает считать, как один из героев фильма, что реальности не существует вовсе, кто-то предпочитает жить в мире своих или чужих фантазий, однако, разве такой подход является правильным?.. Отказываться от придуманного не стоит – оно успокаивает, но определяющим оно быть не может. В этом контексте постоянное отклонение главных героев от предписанного им ролями текста есть не проявление непрофессионализма - это реальность то тут, то там прорывает выдумку, а значит, она сильнее. Кроме того, необходимо отметить разговоры героини Леа Сейду со своими родными, когда ее профессия - сплошной мираж - оказывается неодобряемой и неоцененной теми, кто ходит по земле, а не витает в облаках. Наконец, окончательно сделать вывод помогает финал: для создателей картины жизнь вовсе не игра, а мир - совсем не театр, вопреки названию, и принятое человеком решение не отменится после команды: «Стоп, снято!» или опущенного занавеса. Фантазии имеют свою ценность, но жить нужно в реальном мире.
Невозможно не заметить во «Втором акте» некую озабоченность относительно влияния новых технологий на сферу культуры и искусства. Отводя в вымышленном фильме технологиям ключевую роль, авторы «Второго акта» выражают явный скепсис по поводу реальной ценности их применения: сюжет снимаемой картины максимально примитивен, обратная связь строго ограничена, свобода слова бессмысленна, творчества - отсутствует, а важным является лишь формальное соответствие полученного результата когда-то сформулированному плану. Возможно, все это - благо для какого-нибудь производства, в общем, чего-то крайне утилитарного, но едва ли применимо к искусству, для которого нормально не «ходить строем», но постоянно искать, экспериментировать и пробовать. Художественная ценность таких произведений может быть равна только нулю. В некоторых ситуациях и сферах деятельности человека заменить не способно ничто: это картина подтверждает и постоянным упоминанием титулованного режиссера, и - снова - своим финалом, очевидно, обусловленным отсутствием человеческого участия и эмпатии, на которую сколь угодно похожий на человека алгоритм способен быть не может.
«Второй акт» - очень странный фильм, после окончания которого в воздухе повисает вопрос, а что это, собственно, было. Главной его проблемой является бесконечный обман ожиданий, когда каждую минуту кажется, что вот теперь уже что-то начнется, что-то случится, но нет - фильм не предполагает никаких событий почти до финальных титров, что делает его, отчасти, скучным, несмотря на все попытки прекрасного актерского состава исправить эту ситуацию. Конечно, это очень киношное кино про кино, в нем много, порою, жестокой иронии над этим своеобразным миром, над его правилами, в нем есть любопытные наблюдения вроде значимости отдельной маленькой фигуры - «кушать подано» - для всего фильма в целом, но это ничего не исправляет. «Второй акт» более-менее справляется с формулированием мыслей, однако, они не новы, а многословные диалоги героев никак не способствуют их донесению. Иногда всех хочется подтолкнуть, а экранная неспособность работать начинает взаправду раздражать. Фильм идёт смешные час двадцать, но даже с такой продолжительностью он затянут и иногда пуст. Стремиться к просмотру этого кино во что бы то ни стало не нужно, разве что ознакомиться от скуки.
15 июля 2024
Посреди глухомани в кафешке встречаются четверо. Флоранс хочет познакомить своего отца Гийома с Давидом, а тот хочет избавиться от Флоранс, переключив ее внимание на друга Вилли. Вот только все четверо – не совсем те, кем они кажутся...
Я видел не так много фильмов Квентина Дюпьё – и практически все они прочно застряли в памяти. «Шина» - хулиганский слешер о шине-убийце. «Реальность» – про видеокассету в желудке у кабана. «Оленья кожа» - про любовь человека и куртки. Это я еще не видел «Жвалы» о дрессировке мух. По сравнению с этими крышесносными сюжетами «Второй акт» кажется слишком... простым.
Наверно это не совсем точная характеристика для фильма, где второй акт растянут на первый и третий, а «четвертой стены» не существует в принципе, но, черт возьми, от Дюпьё я ждал чего-то более закрученного. Пусть актеры и фильмы погружаются друг в друга, как матрешки, как уровни сна в нолановском «Начале», пусть схлопываются в кольцо. Но ожидания зрителей – это все лишь их ожидания. Дюпьё не заморачивается с глубиной сюжета. Кажется, на этот раз ему достаточно возможности похулиганить, склеив фильм и метафильм. А что, если актерам надоест сниматься в кино, и они прямо заявят об этом зрителю? Что, если актеры ненавидят друг друга, а им надо играть симпатию и семейные узы? Что, если актер забыл текст или начинает нести с экрана неполиткорректные шуточки, рискуя навлечь на себя и на фильм «культуру отмены»?
Дюпьё с видимым удовольствием играет со своим микрокосмом, крутя и поворачивая его во все стороны. Вот актер из главного состава подсаживается к массовке, вся роль которой – сидеть на заднем плане и имитировать разговор. Вот исполнитель выходит из образа и... не снимает с себя фальшивые усы, а надевает усы, потому что в реальной жизни он – усатый. А как вам киношные рельсы, проложенные из ниоткуда в никуда для красивого пролета камеры по полю, но камера на тележке снимает... только сами рельсы?
Любой, кто хотя бы раз был на съемочной площадке, не раз кивнет, глядя на экран – да, так бывает. Да, реальности не существует. Актеры снимаются в роли актеров, которые снимаются в роли актеров, и мы смотрим на них из уютных кресел, прямо из середины собственного второго акта (по крайней мере, мы все надеемся, что у нас сейчас идет еще второй, не третий, верно?) Достаточно ли велика оказалась фига в кармане? Не знаю. Ложки нет. Фиги нет. И кармана нет. А есть только кино.
12 июля 2024