| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.8 |
IMDb
|
6.6 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Партенопа |
| английское название: |
Parthenope |
| год: | 2024 |
| страны: |
Франция,
Италия
|
| режиссер: | Паоло Соррентино |
| сценаристы: | Умберто Контарелло, Паоло Соррентино |
| продюсеры: | Закари Фокс, Рокко Мессере, Элена Реккиа, Лоренцо Мьели, Ардаван Сафэ, Паоло Соррентино, Энтони Ваккарелло, Дуглас Урбански |
| видеооператор: | Дарья Д’Антонио |
| композитор: | Леле Маркителли |
| художники: | Кармине Гуарино, Фабио Феррара, Карло Поджоли, Энтони Ваккарелло, Иоле Аутеро |
| монтаж: | Кристьяно Травальоли |
| жанры: | фэнтези, драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в России:
|
$824 170 |
Сборы в США:
|
$289 303 |
Мировые сборы:
|
$11 658 495 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
21 мая 2024 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
2 ч 17 мин |
Фильм определенно не понравится ревнителям четко выверенной по методичке драматургии. С саспенсом тут тоже не сложилось – чтобы досмотреть до конца, зрителю надо запастить бескорыстным энтузиазмом. Визуально изобильная, местами барочная картина минималистична в отношении сюжета.
Паоло Соррентино, благо, уже вошел в такую фазу своей творческой биографии, что ему можно не волноваться о таких вещах, он может позволить себе причуду посвятить два с лишним часа экранного времени фантазии о Неаполе, даже если половину этого времени зритель будет просто созерцать красивую девушку, которая красиво ходит и курит под музыку в красивом сеттинге.
Однако Соррентино, как писатель-классик 18 века, сразу вручает нам ключ к пониманию работы – эпиграф: «Ведь жизнь бескрайняя, и в ней теряешься повсюду». Фраза взята из знаменитого романа Луи-Фердинанда Селина «Путешествие на край ночи». Роман повествует о жизни Фердинанда Бардамю, который проходит через ад полей сражений Первой мировой, попадает в колониальную Африку, затем в США, чтобы снова вернуться в отправную точку – Париж, его трущобы и тотальное одиночество.
Внешне история жизни Бардамю совсем не похожа на судьбу любимицы богов Партенопы, умной, богатой, а главное, витальной девушки, наделенной природным магнетизмом. Внешне ее жизнь совершенно благополучна, в отличие от той нищеты, в которую погружен Бардамю, но если вдуматься, то аналогия становится очевидной. Как и герой Селина, Партенопа не ищет готовых ответов в жизни, даже если в минуты слабости ей бы хотелось их получить (-Почему вы хотите стать актрисой? – Потому что у актеров в старых фильмах на все готов ответ).
Героиня исследует жизнь, ищет свой путь, занимается любовью, танцует, переживает трагедию и снова по частям собирает себя. Готовые формулы социального благополучия, олицетворением которых становится кудрявый красавец на вертолете, ей не интересны. Она сознательно отказывается от общепринятых путей к счастью (слава и успех, семья и материнство) и посвящает себя довольно своеобразной дисциплине – антропологии. Экстравагантный выбор жизненного пути здесь – способ быть честной самой с собой, попытка «не теряться в бескрайней жизни».
Фильм однозначно показан к просмотру тем, кто может пренебречь захватывающим сюжетом и напряженной драматургией, которой здесь нет, ради медитативных размышлений и эстетики кадра.
И еще фильм стоит посмотреть всем, кто любит Италию, она как-никак главная героиня фильма; в кадре много воздуха, моря и неба, юных и красивых актеров массовки, залитых солнцем фасадов и изысканных интерьеров.
PS. В российском прокате вырезано несколько сцен. Если коротко, то одной сцене показана нетрадиционная модель отношений, а в другая, откровенная и антиклерикальная сцена потенциально может задеть чувства верующих.
9 августа 2025
Фильм Паоло Соррентино, который, как мне кажется, обладает талантом снимать помпезное кино с вылизанной картинкой, но при этом часто с пустым или даже, в каком-то смысле, бесполезным содержанием. И здесь это тоже чувствуется. Главную героиню играет молодая актриса Челесте Далла Порта. Судя по всему, это её первая крупная роль.
Сюжетно всё начинается с того, что она появляется в какой-то семье, взрослеет, и, по ходу дела, начинает мутить с двумя братьями — один из них в итоге кончает жизнь самоубийством. Дальше мы просто наблюдаем, как она общается с разными людьми, вступает с ними в либо окололюбовные, либо откровенно половые отношения. Но при этом она всё время остаётся как будто отстранённой, ни к кому не проявляя настоящей страсти или интереса.
В российском прокате вырезали несколько сцен (причём сделали это так топорно, что эти места видны невооружённым взглядом) — и когда их смотришь отдельно, становится понятно, почему. Но без них искажается смысл. Например, сцены, где она занимается сексом со священником — и, судя по всему, неоднократно. Параллельно она вроде как учится на антрополога. И профессор внезапно решает, что именно она должна занять его место в университете, когда уйдёт на пенсию. Хотя мы вообще не видим, чтобы она хоть как-то проявляла интерес к учёбе или в ней участвовала. Но в голове у неё, тем не менее, есть какие-то смелые идеи, которые она время от времени озвучивает.
В целом, фильм как будто про то, как эта девушка не может найти ни счастья, ни любви, ни какого-то смысла, который приносил бы ей радость. И проживает свою жизнь впустую. Но при этом как будто бы особо не страдает из-за этого. Режиссёр вроде как создаёт загадку — что у неё на уме, что всё это значит. Но в итоге за всем этим не чувствуется никакой глубины. Всё это визуально красиво — молодая актриса, пейзажи, постановка. Но по сути ты просто смотришь на череду красивых и вызывающих кадров, за которыми нет ничего.
P. S. Есть версия, что режиссёр пытался показать женщину, которая просто познавала мир и хотела стать умной, а всё это время оставалась для окружающих лишь объектом сексуальных желаний. Но даже если так, идея всё равно выражена слабо.
12 мая 2025
Честно говоря, очень сложно что-то внятное высказать после просмотра этой картины. Я понимаю, что любители жанра «другого кино», скорее всего, обольют меня грязью за то, что я, по своей глупости, необразованности и недалёкости, не понял посыл фильма, не уловил всю глубину образов и всевозможных аллегорий, которыми наполнил свой фильм итальянский режиссер Паоло Соррентино, с творчеством которого я не знаком, но вкратце о нем наслышан, но я искренне не понимаю о чем эта лента, что хотели этим фильмом сказать и, главное, зачем некоторые сюжетные моменты в общей истории присутствуют.
А история у нас следующая в богатой неаполитанской (это, как я понял важно, поскольку сюжет часто обращается в сторону именно Неаполя и местных жителей) семье рождается девочка, которую называют в честь древнегреческой нимфы, которая, если я правильно помню, не смогла соблазнить Одиссея, бросилась в воду и тело её вынесло к берегам Неаполя. В общем, недолго думая, можно предположить, что главная героиня и есть сам Неаполь в режиссерской задумке. Далее, о том, как она растет и превращается из ребенка в юную особу, нам не расскажут ни слова. Просто появляется молодая девушка, которую все считают очень красивой и, вообще, сравнивают с чем-то неземным. Далее, происходит первое, что напрочь отбивает желание продолжать смотреть эту ленту – очевидные намеки на инцест и любовь старшего брата. Зачем это? К чему?
После героиня меняет поклонников, дарит свою любовь многим, словно та самая сирена. Нам не показывают, убивает ли она своей любовью своих «жертв», так как на них сюжет особенно не акцентируется. Акцентируется он на нашей Партенопе, которая то серьезна и мечтает стать антропологом, то ходит по разным раутам, общаясь с актрисами, с мыслями об актерской карьере. В итоге, даже антропология приведет её к достаточно провокационным, мягко говоря, сценам в храме и наличие этой аллегории мне тоже не совсем понятно.
Лента очень порочна, несмотря на то, что слишком откровенных сцен тут особо и нет. Мораль про прожитые годы, про живую и бурную молодость, разбитые юношеские надежды, потерянность главной героини, её краткие рассуждения о том, что она что-то упустила, увы, весьма пресны и совсем не похожи на вкус воды, омывающей берега Неаполя.
Ближе к финалу образы и аллегории, как мне кажется, больше становятся похожими на что-то из шизофрении, а красивые операторские съемки, по началу привлекающие внимание, за счет растянутости хронометража, превращают ленту в бесконечную рекламу парфюма или модного бренда итальянской одежды. Красивого, но пустого. Еще и приправленного пошлостью и мерзостью.
20 апреля 2025
ПартенОпа – новый фильм Паоло Соррентино. Главная героиня – невероятно красивая девушка, кусочек её красоты для себя хочет ухватить каждый, встречающийся на её пути. Фильм рассказывает о том, куда же прекрасную девушку может завести жизнь и где она только не оказывалась. И эстетически и драматургически структуру фильма можно рассматривать как набор мини новелл. Это именно мини-новеллы, а не история жизни, потому что все эпизоды повествуют о Партенопе, однако какого-то цельного развития персонажа в итоге не произошло.
Немного отвлечемся на Партенопу в греческой мифологии. Она же Парфенопа. Кто это?
Одна из сирен, дочь могущественного речного божества Ахелоя и музы трагедии Мельпомены. Вместе с сестрами губила своим пением плывущих мимо моряков, но когда Одиссею со спутниками удалось благополучно миновать сирен, те бросились в море. Тело Партенопы всплыло близ берегов нынешнего Неаполя (отсюда его древнейшее название). Здесь было бы уместно вспомнить о воздыханиях режиссера к этому замечательному городу.
Я ценю П. Соррентино за картинки дольче виты, нежели чем за глубокие смыслы, поэтому я осталась более, чем довольна данной картиной.
В этом фильме есть всё, что мне так приглянулось в его предыдущих работах:
Роскошество дворцовых интерьеров, в которых проживают главные персонажи, то что в английском описывается отличным словом mansion, архитектурная помпезность и бонвиванство из 'Великой красоты'.
Созерцание изгибов женского тела из разворачивающейся в горах 'Молодости'. Важно упомянуть, что мы видим всю мощь камеры и мастерство ракурса, потому что главный персонаж отлично вживается в образ соблазняющей всех и столь желанной сирены Партенопы. А если поискать в интернете другие фотографии и образы актрисы, то становится ясно, что её амплуа юной сногсшибательной дамы ещё не устоялось, но камера всё сделает за нас.
Действие одной из новелл разворачивается в мафиозных трущобах Неаполя – по настроению уже ранее мелькавшее изображение бедных в финальной сцене 'Лоро' или 'Они', биографического фильма о Сильвио Берлускони.
И, конечно, фильм является своего рода одой южной Италии и Неаполю, простота, но лаконичность которых были переданы в полной мере в гораздо менее растиражированном фильме П. Соррентино 2021г 'Рука Бога' (прозвище Марадоны). Там же можно наблюдать зачатки магического мышления, элементы которого присутствуют и в новой картине.
И всё это отлично дополняется погружением Партенопы в мир католической церкви (ничего необычного: главная героиня должна написать статью). Здесь невольно вспоминается вся мощь Ватикана в сериале 'Молодой папа' с Дж. Лоу в главной роли. А в этой картине магическое мышление и религия не просто соседствуют, а переплетаются тысячами нитей. Часть сцены со священником вырезали в отечественном прокате, кстати.
PS: Я прочитала статью рбк о том, что фильм Партенопа рискует нарваться на отмену, потому что вполне себе консервативный режиссер Паоло Соррентино, о сюрприз, (нет) не сделал прогрессивного женского персонажа, а эксплуатировал целиком и полностью образ женской красоты глазами мужчин.
Если вы уже успели полюбить Паоло Соррентино, то этот фильм определенно доставит вам удовольствие. Для первого знакомства картина тоже прекрасно подходит, потому что замечательно вписывается в общую фильмографию режиссёра с его 'фирменным' стилем.
7 апреля 2025
Мое мнение - смотреть можно, но без ожиданий, под настроение... и именно в сокращенной прокатной версии.
Тот случай, когда из описаний фильма можно быстро понять многое: медленное, меланхоличное и очень усталое кино с великолепной операторской работой и довольно пошлым сюжетом о преходящей телесной красоте, который Паоло Соррентино так любит на грани кощунства совмещать с ощущением вольнодумного богоискания и тихой трагичности всего сущего.
Честно говоря, написать рецензию меня побудило удивительное желание впервые в жизни выразить солидарность с цензорами российского проката, дерзнувшими, как я понял, придержать прогрессирующую одержимость режиссера скабрезными сценами, невесть зачем пытающегося увидеть в них тем больше красоты, чем они бессмысленнее, неожиданнее и заведомо дальше ото всякой любви. Иронично, что в одной из сцен 'Партенопы' Соррентино и сам показывает, как тускло и стыдно заставлять актеров сниматься в подобном, чтобы затем продавать под видом высокого искусства. Вроде бы явная самокритика, как и яркий эпизод со страдающей от «эстетических» требований взрослых девочкой-художницей в «Великой красоте», вот только самокритика, как слишком часто заставляет меня вспоминать современное европейское кино, - всего лишь поза, если нет стремления измениться.
Ну а в урезанном виде 'Партенопа', хоть и молчалива, дает повод зависнуть на странных вопросах, вроде того, зачем кончается жизнь, для чего эта недолгая молодость и что такое антропология. Ответ, как водится у автора, простой и поэтический, но хуже от того не становится. Сильвио Орландо в роли несущего крест ясности ума профессора бесподобен, к актрисе в заглавной роли (вовсе не такой уж простой) у меня тоже никаких вопросов нет.
Как по мне, лучше всего завораживающий режиссера контрапункт «высокое» - «телесное» звучал в «Молодости», где неизбежность тела становилась актом сочувственного понимания к грозящей каждому старости. Но и тут есть несколько пронизанных тонким чувством сцен. Помимо твердых любителей творчества Соррентино, картину могу посоветовать всем готовым видеть медленную и бессмысленную красоту в том, как располневший Гэри Олдман тупо обращает вдаль полные слез глаза, силясь понять, отчего же так глупо и тихо уходят мечты - словно волны, не способные оставить за собой даже следа на берегу неаполитанского пляжа.
31 марта 2025
С последним фильмом Паоло Соррентино «Партенопа», у меня не сложилась любовь с первого взгляда. Первый просмотр был пару месяцев назад, в кинотеатре, на языке оригинала и с известным фактом, что я смотрю укороченную на 15 минут версию. Фильм показался мне слишком метафоричным, крайне тягомотным и не было никакого желания думать и разгадывать потаённые смыслы. И вот вышла дублированная версия фильма еще и в оригинальном хронометраже. И почему-то фильм открылся для меня по-другому.
Все, кто знаком с творчеством Соррентино знают, что главный эпитет к его фильмам — это «красота». Фильм который получил Оскар в 2014 году, так и назывался «Великая красота», это название подошло бы и к его новой работе, премьера которой состоялась в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. Здесь красота многолика: это и главная героиня, названная в честь сирены-основательницы Неаполя; и сам город с его террасами у моря; и тоска, что пронизывает каждый кадр. Неаполь здесь — не просто фон, а душа истории. Соррентино убрал личные воспоминания, оставив город в роли тихого соавтора: шумные семейные обеды на террасе, тайные встречи на Капри, улицы, где роскошь соседствует с бедностью.
С первых минут Партенопа (блестящий дебют Челесте Далла Порта) — центр вселенной. Рождённая в водах залива, она вырастает в девушку, чья красота сводит мужчин с ума. Но Соррентино четко показывает: её истинная сила — не в бикини и в умении сексуально курить, а в уме. Став студенткой-антропологом, она спорит с профессорами, исследует «культурные границы чудесного» и отвергает ярлык «холодной» — «Я просто выросла».
Особую глубину фильму придают «тени прошлого, настоящего и будущего». Пьяный писатель Джон Чивер (великолепный Гэри Олдмен) чьи фразы вроде «Что случилось с планами, которые мы строили пьяными ночами?» звучат как эпитафия утраченным мечтам, безумная актриса — зеркало страхов Партенопы о будущем, развращенный священник, антоним Партенопы, который восхитил ее своей дерзостью и припав к ее ногам сказал что «его тело создано, чтобы его отвергали». Каждый встреченный ею герой становится, для нее определённым жизненным наставником, развивающим в ней её женскую силу и мудрость.
Соррентино использует символы, необычные кадры и лёгкое безумие — это цепляет. Темп фильма его главный минус, это безумно красивая и меланхоличная картина, однозначно это кино не для всех. Смотреть советую тем, кто готов снова погрузиться в мир Соррентино, для тех, кто ценит кино как визуальное искусство, для всех, кто верит, что даже после потерь можно найти силы жить.
P.S. Для поклонников режиссёра и тем кто соскучился по берегам Италии — обязателен к просмотру. Для остальных — риск стать свидетелем «красивой скуки».
28 марта 2025
Если бы Италия была человеком, «Партенопа» Паоло Соррентино — это её фотоальбом в Instagram: сочные кадры беспечной юности, селфи на фоне руин Помпей, сторис о любви к жизни и грустный постскриптум в стиле «а помните, какими мы были?». Фильм не про Неаполь. Он про всю страну, которая когда-то танцевала тарантеллу на обломках империй, а теперь, как экс-дива, попивает эспрессо на кухне, вспоминая, как покоряла мир Феллини и Версаче.
Партенопа (мифологическая «душа» Неаполя) здесь — метафора всей нации. В юности она — бунтарка в платье от Dolce&Gabbana, целующаяся с солнцем на капоте Fiat 500. В зрелости — мать, чьи дети разъехались по миру, оставив её наедине с виноградниками и ностальгией. А в старости… ну, старость у Соррентино всегда похожа на старый палаццо: трещины в штукатурке, но фрески всё ещё дышат историей.
Свет пробивается сквозь ставни, как через решето времени; море блестит, словно рассыпанные лиры; а толстяки в семейных тратториях жестикулируют так, будто размахивают флагами ушедшей эпохи. Даже грязь на улицах выглядит поэтично — как будто сам Караваджо мазнул кистью.
Фильм прыгает между десятилетиями, как итальянское ТВ между футболом и рекламой оливкового масла. 1960-е: страна, только что снявшая «Сладкую жизнь», пьёт просекко и спорит о коммунизме. 1990-е: дискотека на берегу Амальфи, где Берлускони — не политик, а просто загорелый дядя в яхтенных кедах. 2020-е: неоклассицизм встречает соцсети, а молодежь уезжает в Берлин, потому что «здесь даже граффити грустные».
Молодость Италии в фильме — как Vespa без тормозов: все едут в никуда, но с ветром в волосах. А старость — как мост Понте Веккьо: всё ещё стоит, но магазины на нём продают китайские сувениры.
Соррентино напоминает: Италия — не страна, а состояние души. Её сила не в ВВП, а в умении превращать руины в музеи, а кризисы — в повод для очередного фестиваля. Да, она уже не та, что придумала Ренессанс, но до сих пор учит мир: даже на скромных позициях можно жить так, будто завтра — карнавал в Венеции.
«Партенопа» — это честное свидание со страной, которая когда-то подарила миру Данте, а теперь дарит нам урок: молодость уходит, но la dolce vita — это не возраст, а способ смотреть на мир через бокал вина.
Ушел из кинотеатра с «синдром Соррентино»: с пониманием, что даже увядающая красота всё ещё прекрасна. Как минимум, для бутылки кьянти, пылящейся в кухонном шкафу, но хранящей вкус, от которого время становится не врагом, а соавтором. Или для морщин на лице неаполитанской синьоры, за каждой из которых — история, ярче любого фильма.
20 марта 2025
Общее впечатление: Партенопа. Как много в этом слове красоты. Чувствуете соленый запах Неаполитанского залива? Многообещающий трейлер с коварной красоткой и знойными пейзажами пленит всех визуалов. Но так ли вкусна картинка на самом деле? Давайте разбираться!
История. Совершенно бестолковый сюжет, ни чем не прикрепленной идеей о обыкновенной девушке легкого поведения. Растянутый хронометраж дает о себе знать спустя пол часа времени. Настолько все медлительно-вальяжно, что создается стойкое впечатление: зачем все эти фрагменты собрали и что на самом деле хотел показать режиссер? История очень слабая, поскольку драмой это произведение сложно назвать. Но и на фэнтези творение, в заявленном жанре, плохо претендует. Есть переломный момент, но он не отражается в эмоциях главной героини. Акцента на переживаниях вообще нет. Как была Партенопа в начале картины, такой она и осталась. Не докрутили сценарий и в этом самая главная ошибка фильма.
Визуальная сторона. Красивы ли виды Италии? Да! Картинка разнообразна, как и кадры: общий, крупный план, панорамирование. Оператор очень умно и правильно делит кадр, играя с тенью и светом. И хоть здесь самого города мало, (уж, извините, мы с вами понимаем на ком акцент из названия) приятно посмотреть на яркие детали в киноленте. Красива ли Партенопа? Не совсем. Очень двоякое впечатление производит героиня ленты. Дело в том, что на первый взгляд девушка и правда кажется невероятной, пленящий, с задорным взглядом. Но проходит время и обращаешь внимание на других актеров. Ведь они здесь подобраны с особой расстановкой во внешности. Все дело в том, что красивее Партенопы, в этом кинофильме, девушки нет. Приглядитесь к другим актрисам и вы поймете, о чем я. На таком фоне, не блещущих людей красотой, героиня выигрывает. Но это минус, поскольку ее красота вычурна, заведомо навязана, идет обратный эффект. И Партенопа из красавицы превращается в девушку ничем не примечательной внешности.
Партенопа. На протяжении фильма девушка курит одну сигарету за другой, стреляет глазками и флиртует со всеми мужчинами, которых видит в округе, производя впечатление не богини, а легкомысленной глупышки. С томным взглядом она смотрит в небо, кружа пальчиком в звезды, задумчиво держит сигарету и размышляет о академической карьере. (Моментами смотрится смешно.) Где та связь умной и начитанной девушки? В одной сцене в сдаче экзамена? Этого ничтожно мало. Нужно хотя бы показать через действия героини о чем же она думает, подкрепляя ситуацией, которые происходят. А то создается впечатление, что Партенопа нпс в этой комедии. Это же все-таки одушевленный предмет, не так ли, Паоло Соррентино?
Актеры/персонажи. Из всех примечательных персонажей можно выделить лишь профессора. Он действительно говорит достаточно много умных речей, а сам актер, сыгравший лектора, отыгрывает свою роль на все 100. Гэри Олдман очевидно здесь для затравки, роль мимолетная, но достаточно запоминающаяся. Что касается актрисы, которую сыграла Партенопу - Челеста Далла Порта, она никакая. И тут скорее претензия к сценарию. В глазах актрисы читаются натянутые эмоции. И потуги о задумавшейся барышне смотрятся комично.
Итог. «Партенопа» - слабое, посредственное кино о вульгарной красоте и бессмысленной истории. Я всегда говорю: «Чтобы разбираться в хорошем кино, нужно смотреть плохое». Но стоит ли тратить свое время? Скучно. Слабо.
4 из 10
8 марта 2025
Вообще-то фильм о Неаполе у Соррентино уже есть. 'Рука Бога', куда режиссер уже укомплектовал свою биографию, родные улицы и чистое эстетство, стала программной историей. Не такой всеобъемлющей как 'Великая красота', не такой провокационной как 'Лоро' и не такой новаторской в плане стиля как 'Молодость'. Для описания подошло бы слово 'личной', однако оно противоречит методу Соррентино. Поэтому еще один фильм про Неаполь был вопросом времени.
Партенопа - бесконечно красивая девушка, родившаяся в море. Она растет, влюбляется, стареет и, вероятно, умирает в Неаполе. Фильм лишь разок отплывает от восточных берегов залива, да и то в сторону соседнего Капри. Нехитрый ребус говорит нам с самого начала, что Партенопа и есть Неаполь, ведь погибшая нимфа с этим именем и стала основательницей города. Об этом знают все любители мифов или, к примеру, Наполеона, замутившего на берегах Тирренского моря Партенопейскую республику.
Партенопа - бесконечно красива. Это главное, о чем мы должны помнить весь фильм. Еще умна, колка, дерзка и обворожительна. Совершенна. Курит. Она любит мужчин, наслаждается молодостью, решает стать антропологом (чтобы понять, что такое антропология), актрисой и не может бросить Неаполь. На ее пути Соррентино расставляет не очень-то и связными отрезками то главу Каморры, то прелюбодействующего с краской для волос священника, то брата, совершившего суицид из-за невозможности инцеста. Партенопа влюбляет в себя всех, кто ее видит.
Женщина здесь - безусловный объект, лишена даже намека на субъектность. 'Партенопа' - это не комментарий Соррентино на тему феминизма, но осознанная объективация красоты, по определению устоявшегося синонима женского. В конце концов, это фильм о Неаполе, о городе. В глазах приехавших он тоже объект, по крайне мере на старте.
Соррентино, как и полагается, влюбленным в порочную красоту, ублажает Неаполь его же мифами. Пытается увидеть грех во спасении, а спасение во грехе. Перед нами город, который ругают весь фильм (живописнее всех легендарная Луиза Раньери), клеймят сам факт его существования, но при этом привычно возвеличивают. Соррентино ни на секунду не сомневается - он родился и живет в особенном месте. С родственником, которого непременно хочется обнять. Как закопанный в куче не вывезенного мусора бриллиант. Типичная культурная археология, которую в современных альма-матер принято называть городской антропологией.
Партенопа, если все же отстать от метафоры с городом (что решительно невозможно весь фильм), это еще и история потерянной, обреченной красоты. В мире обыденного ей нет достойного места. Очаровывая всех вокруг, она остается одна. Как божественное среди житейского. Одиночество Бога - главная христологическая обманка. И в 'Партенопе' в ней видят источник тайны.
При этом Соррентино не удается снять что-то особенное. Нам снова видны привычные источники вдохновения, приемы, уже испробованные режиссером. Соррентино уже не грезит вторичностью как раньше. Он как тот самый бурчащий вышколенный всезнайка хочет побыстрее стать старым. Всё лучшее создали до нас. 'Партенопа' - это absolute cinema, которая лишь визуально останется в памяти. Да и то благодаря Италии, Неаполю, созданными Богом очевидно для красоты, а не смыслов.
Тут, кстати, есть случайно забежавший на огонек Гэри Олдман, красиво падающий со стула и красиво говорящий пафосный речитатив об украденной молодости. Есть 'Наполи', выигравший чемпионство спустя 33 года. Без особой смысловой нагрузки. Просто Соррентино неаполитанец, а для любого неаполитанца родная футбольная команда - это второе по важности после мамы.
Фильм воспевает антропологов - последних реальных исследователей в мире сегодняшнем. 'Антропология - это видеть' говорит нам пожилой уходящий на пенсию преподаватель. Поэтому Партенопа - не столько актор, сколько наблюдатель. Это снова аллюзия на красоту и ее сожительству с уродством. Дилемма, над которой Италия хмурит брови уже 10 веков. От Ренессанса до коротких эссе Умберто Эко.
Как итог, 'Партенопа' - это фильм для фан-клуба Соррентино, который покажется пустым тем, кому чужд его метод. Фильм о Неаполе, со стороны выглядящий как рекламный буклет. Но не стоит винить тех, кто не понимает Италию и Неаполь. Вероятно, они просто там не были. А Соррентино вновь и вновь как тот ловец снов пытается поймать нечаянную красоту. И скажем честно, сделать это со стен Кастелло-дель-Ово куда проще, чем с каких-либо других.
Хотя ладно, покажите мне, кто умеет делать это лучше, чем Соррентино. То-то же.
8 марта 2025
Данный фильм в первую очередь является драмой, которая завернута в безумно красивую обертку из-за которой легко можно упустить суть истории. Еще больше с толку может сбить сочетание имени героини и по совместительству название фильма, которое прямо отсылает к греческой мифологии и наличие в жанрах, по крайне мере версии Кинопоиск, фэнтези.
Если связь с мифологией тут действительно есть, но только как гарнир к основному блюду, то фэнтези тут и не пахнет.
Структурно это чистая драма, в которой автор проводит зрителя по ключевым точкам жизни главной героини и на каждой остановке на основе увиденного, устами разных персонажей, прямо предлагает ответить на вопрос, о чем она думает, но ни разу не дает на него прямого ответа, из-за чего может показаться что вопрос этот риторический.
На самом деле прямой ответ на этот вопрос дается во вступительных титрах, где озвучивается «О чем ты думаешь? Твои глаза тусклые сказала актриса, но страсть к свободе во мне еще пылала, ведь жизнь бескрайняя и в ней теряешься повсюду», а текстом выводится «Ведь жизнь бескрайняя, и в ней теряешься повсюду. Луи-Фердинанд Селин».
Честно скажу, что с биографией Луи-Фердинанда Селина ознакомился после просмотра и даже в максимально кратком изложении она является подсказкой для интерпретации природы противоречий, которые терзают главную героиню.
Ответ же на вопрос данный в начале, является прямым ответом главной героини, который она сформулировала, пройдя через внутренний, межличностный и внешний конфликты.
Если с внутренним и межличностным конфликтами при минимальном желании вникнуть в смысл истории все относительно понятно, то вот с внешним, подозреваю что даже в Италии у многих могут возникнуть проблемы.
В этом слое автор явно проводит параллели между событиями жизни героини и образом его родного Неаполя, который представляется клубком противоречий, которые прямо проговариваются, но почему город в фильме представлен именно так, без знания контекста, понять судя по всему невозможно, из-за чего до конца не понятно – это образ города является аллюзией на жизнь героини или наоборот.
Взять хотя бы святого Януария, который является покровителем Неаполя. Без знания кто он и о каком чуде идет речь, понять символизм эпизода и как следствие его влияние на эволюцию героини невозможно. Приблизительно так же обстоят дела с другими символами города, из-за чего эволюция внешнего конфликта носит декларативный характер, что сильно контрастирует с другими фрагментами истории. Это конечно немного печально, но не критично.
Если понимать, как и на что смотреть, то каждый отдельный эпизод является более чем понятным этапом взросления героини. Стартует это путешествие фактически из рая и после знакомства с привычным миром героини, следующий эпизод становится причудливой версией Рождественской песни Чарльза Диккенса, в которой перед умной и безумно красивой женщиной предстают все варианты выбора, доступные ей и формально она делает не просто осознанный, а с точки зрения морали правильный выбор, однако последствия этого выбора буквально уничтожают рай в котором она росла, что в свою очередь запускает путешествие, в котором героиня пытается найти новую зону комфорта.
На этом пути она повидает многое и каждый раз что-то будет побуждать ее продолжать свой путь, заставляя внешних наблюдателей, в том числе и зрителя задаваться вопросом о чем она думает? К концу истории зритель получит опыт, на получение которого у героини ушла жизнь, что позволит если не принять, то хотя бы осознать природу терзающих ее противоречий.
Нельзя не отметить техническую реализацию фильма. Он бесспорно является визионерским шедевром, в котором выверен каждый кадр и образ. Все что показано на экране несет в себе смысл, который важен для понимания эволюции главной героини. Так же нельзя не отметить выбор актрисы на главную роль. Помимо незаурядных внешних данных, она явно имеет актерский талант и просто удивительно что первая большая роль нашла ее так поздно. То как она мимикой и языком тела передает бурю эмоций – это браво. Даже на фоне безумно сильного актерского состава, где каждый актер на своем месте, она стоит особняком. Остальные актеры так же идеально попали в свои образы, даже Гари Олдман, который по началу кажется инородным, после понимания смыслов, заложенных в его персонажа, воспринимается как неотъемлемая часть истории.
Резюмируя скажу так – данный фильм является чистой драмой, цель которой не столько развлекать, сколько заставлять думать и чувствовать, а с этим делом тут полный порядок. Опыт, полученный от просмотра можно сравнить с тем, как внутри истории героиня пытается понять, чем на самом деле является антропология как наука, и профессор в начале действительно не может дать на него понятный ответ, т. к. для его понимания нужен не только интеллект, но и опыт. В каждом эпизоде этого причудливого путешествия зритель вместе с героиней получает этот самый опыт, который позволит не только осознать ответы на задаваемые внутри истории вопросы, но и в принципе взглянуть на жизнь с нового угла.
10 из 10
4 марта 2025
Паоло Соррентино — один из ведущих мастеров современного итальянского кино, автор визуально насыщенных и глубоко осмысленных произведений. Его работы часто исследуют такие темы, как экзистенциальная тоска, кризис среднего возраста и многослойное высмеивание итальянской буржуазии.
В последние годы Соррентино, как и его соотечественник Джузеппе Торнаторе, обратился к ностальгии. В 2021 году он представил фильм «Рука Бога», посвящённый его детству в Неаполе. В 2024 году режиссёр вернулся к ностальгическому исследованию родного города с фильмом «Партенопа», который стал попыткой изобразить человеческий портрет Неаполя через образ женщины. И если «Рука Бога» получила признание на фестивалях, включая номинацию на Оскар, то «Партенопа» вызвал более смешанные отклики. И для этого есть веские причины.
«Партенопа» (2024) — это кинематографическая попытка Соррентино представить Неаполь в образе женщины, соединяющей в себе черты постмодернистской интерпретации древнегреческой легенды о Партенопе и тёплый, но меланхоличный быт неаполитанцев. В центре внимания — тема красоты, утраты и вечного поиска смысла, которые режиссёр исследует через женский образ, ставший метафорой города, его многообразной сущности. Как и большинство работ Соррентино, «Партенопа» радует зрителя своей эстетикой: каждая сцена продумана до мельчайших деталей. Однако не все сюжетные ходы и эмоциональные моменты достигают такого же совершенства, как визуальные решения.
Соррентино тщательно воплотил в жизнь концептуальный замысел фильма. Это кинематографический портрет Неаполя, который сочетает величие и страдание, любовь и боль, поиски себя и принятие своей судьбы. Фильм становится глубокой метафорой города, где каждый его уголок полон контрастов, а эмоции переплетаются с реальностью.
Центральной темой становится переосмысление мифа о Партенопе. В классической легенде нимфа, чьи попытки соблазнить Одиссея не увенчались успехом, заканчивает свою жизнь трагическим самоубийством. В интерпретации Соррентино Партенопа пытается очаровать писателя Джона Чивера, который символизирует Одиссея, но её чувства не встречают взаимности. Однако трагический исход приходит не для неё, а для её брата Раймондо, который не может пережить свою любовь к сестре. Этот неожиданный поворот придаёт фильму дополнительную глубину и трагизм, меняя исход мифа.
Путешествие героини по Неаполю становится метафорой её поиска через сложную и многослойную ткань города. В процессе этого путешествия Партенопа открывает не только собственные чувства и желания, но и тёмные уголки города, его жителей, их трагедии и надежды. Неаполь, как и её внутренний мир, становится живым, многогранным существом, открывающим новые тайны с каждым кадром.
Одной из главных особенностей фильма является визуальный язык Соррентино. Художественное оформление создаёт атмосферу, в которой каждый кадр может восприниматься как самостоятельное произведение искусства. Этот тонкий подход позволяет фильму быть живописной картиной, где каждый элемент — от освещения до композиции — вносит свою лепту в создание глубины и атмосферы. Магический реализм, пронизывающий «Партенопу», также заслуживает внимания. Переплетение реальности и вымысла, особенно в сценах с Джоном Чивером, создаёт ощущение растворения границ между мифом и реальностью, наполняя фильм дополнительными слоями смысла.
Операторская работа Дарьи Д’Антонио также заслуживает похвалы. Эффектные кадры и мастерски выстроенные композиции оживляют не только героев, но и сам город, который становится полноценным участником истории. С каждым кадром Неаполь обретает новый смысл, превращаясь в живое, почти осязаемое существо.
В роли Партенопы молодая актриса Челесте Далла Порта великолепно воплощает образ, наполненный живостью и внутренней силой. Её героиня — это не просто символ, а реальный человек с яркими чувствами и переживаниями. Челесте придаёт фильму эмоциональную глубину, становясь его центром.
Сильвио Орландо в роли профессора Девота Марроте привносит саркастичный и многозначительный элемент в повествование. Этот персонаж становится важным философским контрапунктом героине, его слова и поведение отражают всю сложность мира, в котором разворачивается действие фильма. Гэри Олдман в эпизодической роли Джона Чивера (Одиссея) добавляет интеллектуальную дистанцию и сдержанную силу. Его образ — метафора литературного героя, чья мудрость и жизненный опыт становятся зеркалом для Партенопы, внося важную культурную отсылку в фильм.
Несмотря на визуальную красоту и многозначность, фильм не лишён недостатков. Одним из самых ярких является неудачная попытка Соррентино создать фильм о женщине. В отличие от предыдущих работ, где он исследовал внутренний мир мужчин среднего возраста, Соррентино не всегда удачно передаёт женский образ. Партенопа, несмотря на яркую игру Челесте Далла Порты, порой выглядит как проекция мужского взгляда — красивой, загадочной и трагичной, но отстранённой от реальных переживаний. Ещё одним минусом фильма является его фрагментарность. Некоторые сцены и сюжетные повороты кажутся бессмысленными или недоработанными, что нарушает общий ритм и не даёт зрителю полного восприятия происходящего.
Несмотря на свои недостатки, «Партенопа» остаётся ярким и запоминающимся фильмом. Он не достигает уровня предыдущих работ Соррентино, таких как «Великая красота» или «Рука Бога», но представляет собой интересную попытку передать сложную атмосферу Неаполя через женский взгляд. Фильм стоит смотреть ради его эстетической ценности — великолепной визуализации, магии и трагизма, переплетённых в сюжете.
23 февраля 2025
Соррентино - один из редких современных режиссеров, которые умеют тонко чувствовать и облекать эти чувства в фантастической красоты кадры, живые диалоги и приправлять все это уместной музыкой. Не всегда, впрочем, достаточно только этого. Последней картине итальянского мастера не хватило смыслового стержня, к тому же операторская работа Дарьи Д’Антонио, снимавшая также и “Руку Бога”, кажется больно уж предсказуемой от сцены к сцене.
Главная героиня очень поэтично родилась в 1950-м году в водах Тирренского моря, получив имя Партенопа в честь древнегреческой нимфы - в честь нее некогда нарекли Неаполь. Девушка выросла умной, начитанной, “на все имеющей ответ” и сногсшибательно красивой. При таком “арсенале” открыты все дороги, но более всего интересен Партенопе путь науки. Она то отходит от него, пробуя в жизни “все по чуть-чуть”, то вновь возвращается. Однако какую бы дверь она ни выбирала, открывают их неизменно мужчины. Еще в середине картины у меня родилось описание происходящего в одной фразе “Путь женщины, пролегающий через мир мужчин”. К завершению ленты мнение не изменилось - именно об этом новая работа Соррентино.
Можно было бы сказать, что картина и без того хороша: ведь такую прекрасную актрису подобрали, ведь такие красоты вокруг, ведь столько философских диалогов. Но нет. От крупных планов итальянской красавицы начинаешь уставать, и к последней трети фильма кажется, как будто прожил с ней в браке уже лет 20, частые наплывы камеры на выверенные по линейке мизасцены мы видели у Соррентино много раз, к тому же взаимодействия главной героини с самыми разными мужчинами, откровенно говоря, довольно угадываемые. Феминистки тоже Соррентино раскритиковали - мол, неудачно итальянец ступил на эту территорию. Возможно, и впрямь напрасно - хотя Партенопа, вроде как, сама постоянно делает выбор благодаря своему уму и обаянию, убедительно преподнести ее независимость Соррентино даже не пытается. Не особо выразительно итальянец преподнес даже свою любимую тему харизматичных философствующих стариков, благодаря которой так очаровательна была и “Великая красота”, и “Молодость”, и даже “Рука Бога”, хотя все ресурсы (в лице Гари Олдмана) для этого были.
“Партенопа” - аппетитное и сочное попурри из уже бывших в употреблении приемов и образов режиссера, но точно не идущее в сравнение с такими выдающимися картинами, как “Великая красота”.
17 февраля 2025
'Партенопой' можно насладиться минимум дважды:
- Сначала, прикинувшись валенком с ноги ПТУшника, просто получить созерцательное удовольствие от очередного фильма Соррентино, который - всего лишь новая компиляция хорошо проверенных пазлов, в ранних версиях давших 'Великую Красоту', 'Молодость' или 'Руку Бога', а теперь вот сложившихся в 'Партенопу';
- А затем, отяготившись подозрениями, что не столько живущая, сколько с любопытством и изумлением наблюдающая за жизнью загадочная девушка небесной красоты (Челесте Далла Порта безупречно воспроизводит доброжелательно - сочувственно - отстранённую улыбку античных статуй), имя своё носит не просто так, а возможно это она и есть - сирена Партенопа, когда-то не сумевшая соблазнить Одиссея, которую (по другой версии) Юпитер превратил в Неаполь, ныне заглянувшая из любопытства к людям, мельком, буквально на одну жизнь.
Как всякий большой художник, Соррентино не слишком-то и разнообразен: все слагаемые его творчества давно уже им выстраданы и отшлифованы; новые картины и смыслы он получает пересочетанием хорошо знакомого: 'Великая Красота' была гимном рукотворной красоте умирающей цивилизации; 'Молодость' - диспутом о молодости старости мудрой со старостью дряхлой, следует ли ей любоваться или тосковать о; 'Рука Бога' - всё это вместе, но под вывеской эдакого постмодернистского 'Амаркорда'. Теперь же его новое признание в любви к Неаполю снято как исследование красоты нерукотворной, красоты женской, её природы, явно подброшенной на эту планету откуда-то извне.
'О чём ты думаешь?' - постоянно спрашивают Партенопу мужчины. Потому что именно этот вопрос (помимо желания) вызывает её красота.
'Ты отдаёшь себе отчёт, какое смятение вызывает твоя красота?' - спрашивает Партенопу американский писатель и алкоголик Джон Чивер. - 'Я начинаю что-то подозревать,' - отвечает она в свои 23 года.
'Желание - это тайна, а секс - её похороны,' - понимает она про эту жизнь чуть позже.
Фильм наполнен афоризмами, которые можно издавать отдельным буклетом и раздавать после сеанса очарованным зрителям за отдельную плату. Потому что опыт и впечатления небожительного существа от жизни на этой земле вполне могут пригодиться и людям.
17 февраля 2025
Партенопа / Parfhenope
#драма
Режиссер: Паоло Соррентино
Страна производства: Италия, Франция
Год выпуска: 2024
В ролях: Селеста Далла Порта
Сильвио Орландо
Стефания Садрелли
Гэри Олдман
Так как Соррентино из Неаполя, а в Неаполе любят футбол как Бога, о чем говорит одна из основных сюжетных линий его «Руки бога» и последние кадры « Партенопы», я считаю, он решил поставить серию пенальти.
И если в “Руке бога» его пенальти в качестве признания любви к Неаполю ознаменовался девяткой, то в 'Партенопе' сначала была штанга, а потом нападающий все-таки добил!!
А нападающий, конечно же, сам Неаполь.
Многое критики не смогли пережить то, что камера откровенно любуется крупными кадрами не мужчины, как было у Соррентино прежде, а - телесной женственностью девушки нереальной красоты.
До этого, когда он, например, откровенно любовался Джудом Лоу в костюме Папы Римского под песню «l’m sexy and I know it”, никто не пытался с пеной у рта доказать, что режиссер вуайерист и чьи-то там права ущемляет.
Немного правда, попытались, после выхода «Молодости», что он дескать подсматривает и наслаждается, да кого, собственно в этом не обвиняли? Того же Бертолуччи. Но мы к нему вернемся чуть позже.
Начну с главного. Этот фильм нужно обязательно смотреть на большом экране и на языке оригинала (с субтитрами). Это совсем другое впечатление. Это важно.
Сюжет:
В водах Неаполя рождается чудо-девочка, которую называют Партенопа - в честь сирены, из древнегреческой мифологии, которая в своим пением безуспешно пыталась очаровать Одиссея и в итоге, покончила с собой близ берегов нынешнего Неаполя (отсюда и древнейшее название этого города).
В принципе, в описании ее жизни и уместился весь сюжет.
Но Соррентино не был бы Соррентино, если бы не соткал искусное полотно оммажей не только к фильмам любимых режиссеров, но и к своим собственным фильмам.
В первую очередь, мы видим сквозь призму прекрасного видения режиссера - «Мечтателей» Бернардо Бертолуччи.
Здесь и студенты, и непонятная и порочная связь с братом, и запретное желание, и любовное трио, и протесты, и вообще, это такое поклонение - ответ Бертолуччи.
При этом, фильм очень напоминает «Лоро» - фильм-гротекс самого же автора про вымышленную биографию Сильвио Берлускони.
Чем напоминает - в объективе режиссера - один человек. Идол. И все крутится вокруг него.
Только в Партенопе - идол этот настолько прекрасный, что даже страшно.
Ее хотят все, от ее же крестного, бывшего мэра Неаполя, который при рождении дарит ей кровать-карету из самого Версаля, до брата и известного американского писателя-алкоголика, (Гэри Олдман), который уже ни на что не способен, кроме как пить и плакать об утраченной любви. (Обожаю такие персонажи)
Все эти перипетии происходят на фоне прекрасной Италии - Неаполя и Капри.
Как и героиня, сама Италия настолько приторно прекрасна, что хочется смочить горло чем-то горьким и поперхнуться. Что режиссер и делает в середине фильма.
Отдельно хочу отметить роль Сильвио Орландо.
Помните, это прекрасный кардинал Войелло из «Молодого папы».
Как и в сериале, так и в «Партенопе» Он выступает своего рода наставником. Папой, которой у героини как такового и не было. Человека, который наконец, дарит ей любовь, которую она заслуживает, не потому что она красивая. А потому что она умная и хорошая, и не виновата в том, что она красивая, и вообще, каждый хочет любить.
В сериале «Новый папа», и в «Партенопе» у персонажей Сильвио Орландо - свой святой - это больной сын.
И этим, эти персонажи отличаются от всех, чьи мысли и действия кажутся слишком неважными и поверхностными.
И если в первом случае, сын кардинала возносится, со словами отца: «Джеронимо - был сама любовь», то в «Партенопе» - вся любовь мира сосредоточена в одном смехе очень больного ребенка, отец которого перечеркнул свою жизнь, ставя во главе - жизнь сына.
И он единственный, кто знает, что такое истинная любовь. Не плотская, не платоническая, а созидательная и безусловная.
Чувство вины - E culpa tua - это твоя вина - отдельная тема фильма. Где четко раскрывается отношение общества к молодым и красивым. Общество не было, и никогда не будет готово принять красоту, как данность. Особенно, такую наглую, бесстыжую, откровенную красоту.
Нельзя быть просто красивой, за это надо отвечать. Обществу, мужчинам, семье, времени. И обязательно быть виноватой.
- Если бы я был моложе на 40 лет, ты бы вышла за меня замуж? - спрашивает престарелый крестный у Партенопы.
- Если бы я была старше на 40 лет, вы бы женились на мне? - отвечает она, и ставит ему шах и мат.
Весь фильм все мужчины, спрашивают ее, о чем она думает.
Будь она некрасивой, никто и никогда даже не задумался бы интересоваться, о чем думает героиня.
- Мы учимся видеть когда все остальное исчезает, - говорит Партенопе ее профессор. (Она учится на антрополога и является лучшей студенткой и преемницей профессора)
- Что остальное? - спрашивает она.
- Любовь, молодость, все…
При этом, мы на экране видим, как символы вечной любви, своего рода Ромео и Джульетта - на глазах у похотливых жителей Неаполя совокупляются, чтобы принести в этот мир очередное ненужное дитя без любви, которому уже предначертали судьбу два богатых клана.
- Любовь для того чтобы выжить - должна быть несчастной. А может и нет - вот о чем думает Партенопа.
Если в «Руке Бога» - прямое и открытое признание в любви к Неаполю, то в «Партенопе» Соррентино спорит сам с собой и доказывает, что любовь эта сложная, порой несчастная, больная, порочная, может кому-то показаться поверхностной и пошлой, местечковой и нудной, ноющей, как рана и олдскульной, как и сам Неаполь, но она - настоящая, живая, яркая, какими и бывают истинные чувства.
И последнее, в фильме - всего одна музыкальная линия, но какая!
Она тебя сжимает в тиски, потрошит душу и щемит так, что ты начинаешь сожалеть о своей несостоявшейся любви (у всех она есть, вот и вспоминают) и сжимаешь в объятиях всех тех, кого не успел когда-то вот так сильно сжать и сказать что-то очень важное…
#рецензиибеллы #соррентино #партенопа
25 января 2025
Сейчас очень много смыслового кино, но которое каждый может понять по-своему, найти что-то близкое или сказать «что за чушь?»
Видела рецензии, где пишут, что в фильме прослеживается феминизм. Однако я этого не заметила.
В картине очень красивая картинка, и актриса выглядит великолепно. Ты смотришь на неё и любуешься каждым изгибом — и я говорю не о теле, как многие писали, а о лице, осанке, стати.
Женщина, которая хотела чего-то стоить, не опираясь на свою красоту, она выбрала ум. Были моменты, когда она пробовала ей воспользоваться, но потом сталкивалась с мужчинами, которые её просто обесценивали: «Красивая — значит доступная и не слишком уж и умна». Ей были интересны мужчины не богатые и красивые, а те, кто в ней видит что-то большее. Которые могут заинтересовать ее своим умом и поделится им.
Ей не важна была любовь, так как она её не знала, когда героиня была сломлена смертью брата, её близкие обвинили в этом. Все ей просто восхищались, как картинкой, даже близкий друг её любил, но в фильме не раскрылось, почему. Я не верю в любовь вопреки, люди всегда любят за что-то и когда это рушится, то любовь проходит, но зарождаются другие чувства.
В фильме многое осталось нераскрытым, но я поняла, что в нашем прокате вырезали много сцен. Хотелось бы узнать, каких именно.
Сцена с ребёнком мне лично понравилась, хотя она и сюрреалистична. Для меня она оказалась понятной. Это груз мужчины, но это его ребёнок, и он прекрасен для него. А героиня тоже видит в нём прекрасное, потому что смотрит на мир по-другому. Не зря в фильме проходит ветвь изучения антропологии. Для героини это легко и просто, а другие постигают это только к старости.
Моменты, когда она думала и все ее спрашивали об этом, мне понравились. И это не значило, что она действительно размышляла о цитатах и умных словах — она просто видела мир таким, какой он есть, когда словами не объяснить, это поймет только тот, кто также просекает мир, как и ты, поэтому она хотела жить как в фильме, зная, что нужно отвечать.
А если вы дочитали до конца, то хочу пожелать вам прекрасного просмотра. И постарайтесь не опираться на прочитанные рецензии и не вешать ярлыки и мнения других людей. Попробуйте прочувствовать кино по-своему.
19 января 2025
Маэстро Соррентино в этом году порадовал нас своим новым фильмом, в котором с первых кадров виден почерк его предыдущих работ. Их дух проносится по живописным местам Италии, демонстрируя красоты города, людей и мыслей. Потому этот фильм не только ода родному для режиссeра Неаполю, молодости, красоте, но и всему творчеству Соррентино.
Режиссёр рассуждает о темах, что повторялись в других его самых известных работах («Великая красота», «Молодость»). Он ностальгирует по беззаботному времени, но в отличии от философской «Молодости», которая была скорее трактатом с рассуждением на тему, «Партенопа» это нечто личное для самого Соррентино — это ЕГО молодость и это ЕГО город.
Родной Неаполь — главный герой фильма — его и олицетворяет Партенопа. Этого фильм не скрывает и подчeркивает напрямую, сталкивая девушку с духом городской жизни. Картина влюбляет нас в этот город, демократично демонстрирует разные его стороны. В начале мы смотрим на элитарную жизнь солнечного города, вдыхаем аромат морского бриза, познаeм все радости страсти и танцуем до упаду. А после перед нами предстают тeмные нищенские улочки, бедность, а занятия любовью становятся не средством красочного наслаждения, а вынужденной необходимостью, мерзким, нелицеприятным. Неаполь — разный, как и разная сама Партенопа.
Соррентино запечатлел свою любовь в красавице Партенопе, которая получилась не только метафорическим образом, но мифологическим. Миф о роковой несчастной сирене, ищущей ответы, по-настоящему любящую одно — своe дело, антропологию, которой она посвящает всю свою жизнь. Вечно убегающая от ответственности и от себя самой, героиня находит своё место под крылом наставника, заменившего ей отца и мать, любви и поддержки которых юная девочка никогда не знала. Всегда она была лишь объектом вожделения, но никто не заботился о ней по-настоящему. В этом маэстро снял истинно феминистское кино, честное, без гиперболизации, как есть.
Партенопа очаровательна, пленительна, загадочна, но ей это всe не нужно — она выше этого и хочет большего. Ей нужны ответы. Ей нужны разговоры, нужен смысл жизни, она хочет видеть дальше внешней оболочки, хочет узнать всe глубже. Для этого ей придeтся самой пережить трагедии, страдания, потери. Увидеть мир не только с высокой позиции просторного балкона, но и опуститься ниже, к тому, чего не ожидает встретить. Главное, что это путь, который приведeт еe не только к ответу на самый будоражащий вопрос «Что такое антропология?», но к самой себе.
«Партенопа» — памятник любви Неаполю, воспоминания самого Соррентино об ушедшей молодости, о еe завораживающей красоте, страстных танцах и любви. Любовь разная — вдохновляющая, зрелая, так и трагичная, запретная, невозможная. Танцы позволяют забыться в мелодичном ритме, но доставляют призрачное удовольствие и дают громкий уголок, чтобы убежать от своих мыслей. Красота может дарить наслаждения, а может неутомимую боль, и никогда не заменит красоту смыслов и идей. Молодость проходит, оставляя свой отпечаток. Неизменным остаeтся лишь один — островной город, такой разный, такой чарующий, опьяняющий, волшебный НЕАПОЛЬ...
10 из 10
17 января 2025
Просто удивительно, как Соррентино из раза в раз удается провернуть один и тот же фокус. Все его фильмы похожи друг на друга, как роскошные женщины, которых он снимает. Вроде и понимаешь, что красота эта неестественна, слишком абстрактна, но до титров оторваться не можешь. Тоже касается и общепринятой эстетики Италии, приправленной легкими философскими рассуждениями.
Данная картина не исключение. Ваши ожидания от режиссера здесь оправдаются. Каждый элемент, виденный так много раз, будет на своем месте. Странные, на первый взгляд, неуместные встречи, религиозная живопись, святой Януарий, референсы к Феллини (тут Соррентино не стеснялся совсем: статуя Христа, переправляемая вертолетом, Dolce Vita и проч.), рассуждения о природе красоты, демонстрация пейзажей Неаполя, осмысление детства и угасания жизни, юродивый персонаж и так далее. Весь этот набор знаком всякому, кто посмотрел хоть что-то, кроме «Молодого папы» (особенно «Руку бога»).
Можно ли это назвать вторичностью? Безусловно, но нет напыщенного чувства приравнивания себя к Антониони и прочим. Устаешь ли от этого? Местами. Приятно ли смотреть и есть о чем подумать после? И да, и нет. Конкретно «Партенопу» Соррентино сделал слишком поверхностной. Лента вторична для самого режиссера, в первую очередь, и только потом для думающего зрителя. Ничего интересного, кроме наслаждения процессом съемки, эстетики и красоты кадра здесь почти не увидеть. Путь героини не заставит так уж сильно переживать, потому что она сама не разобралась в себе. За ней скучно наблюдать и сложно сказать что-то внятное. Брата как-то и не жалко. Любовь и чувства к Неаполю понятны не всем, как и ни все их разделяют. Мысли обо всем на свете банальны и были обыграны в гораздо лучших обстоятельствах, чем здесь. В той же «Великой красоте». Ну а несчастной любви, разрушениям жизней и искушениям откровенно не хватает глубины. Здесь автор показывает, в значении рассказывает, а надо наоборот.
Идея одиночки в толпе, которая ищет ответы на всё и думает о том, как дать на любой вопрос правильный, в 2025 уже исчерпала себя. И возрождать к ней интерес нужно точно не Партенопе.
Большая проблема Соррентино в слишком очевидном уходе в себя. Некоторые обрывочные сцены, как, например, бунт студентов, или речь актрисы Греты про Неаполь, сняты исключительно для него одного. Личные высказывания. Но, как и просил профессор Marotta: «вы меня не осуждайте, и я вас не буду». Им просто не помешал бы чуть больший контекст.
Наверное, большинству режиссеров, осознающих (предполагающих), что сняли уже свои лучшие картины, хочется погружаться в далекие воспоминания и пытаться передать те чувства на экран. Скорсезе с «Ирландцем», Тарантино с «Голливудом», Андерсон с «Лакричной пиццей», Куарон с «Рома», Спилберг с «Фабельманами», Иньярриту с «Бардо» и др.
Сложно обвинять таких мастеров в следовании общему тренду ностальгии, поэтому остановимся на объяснении ускоренным современным временем, так и подталкивающем к меланхоличной тоске по ушедшему. Но если вышеперечисленные мэтры сняли по одному такому фильму, то Соррентино снимал так всегда, что вроде как делает описанные претензии неуместными. В чем проблема, если автор повторяет сам себя, тем более так изящно? Сильные образы идей есть - Семья, взросление и возвращение домой. Атмосфера красоты – есть. Красивая режиссура (абсолютно типичная для С.) и операторская работа – есть. Прекрасный темпоритм – тоже. Только…
Нет цельности истории. Если бы я описывал двумя словами, то выбрал бы – уставшая невнятность.
Почему так мало персонажа Гари Олдмана, одного из самых интересных и запоминающихся?
Почему не продемонстрировать его идею о тишине, а не просто озвучить текстом? «В уродливых людях она лишняя, а в красивых загадочна». Можно сказать, что актриса Грета и Флора Мальва выражают этот принцип, но я очень сомневаюсь в согласии режиссера с данной трактовкой. Для него они просто рупоры личных мыслей (Грета) и взгляда на искусство со стороны обывателя (Мальва). Да и симпатия к первой весьма очевидна.
Странно это писать, но Партенопе не хватило страсти. Именно как женщине. Думаю причина в отсутствии принятой у режиссера обнаженной натуры. Ну или героиня, как и сам Паоло, слишком устала. Вроде и сводит всех с ума, но не понятно почему настолько.
Нигде то нашей Партенопе не рады, кроме как на кафедре смысла жизни.
При этом, слава богу, нет безумного зацикливания на гендерном вопросе. Этого картины Соррентино точно не пережили бы. Он вроде как очевидно главный, но проходит очень спокойно, являясь уместным по контексту и времени. И в принципе, исчерпывается короткими ролями двух персонажей - учителя по актерскому мастерству и богача на вертолете. Двух в очередной раз банальных взглядов противоположных частей общества. Один после отказа в близости пытается оскорбить Партенопу, сказав: «Ты же ни о чем тогда не думала», обесценивая разум, чем заставляет ее задуматься и раскрыться для зрителя еще больше. А вторая просто доносит мысль, что творчество ей не подходит и нужно искать себя дальше. Либо возвращаться к истокам, чем в итоге и заканчивается большинство работ Паоло.
Феминистичность центральных событий очевидна и только ленивый ее не отметил, однако Соррентино поэт, и по природе своей не сможет написать пустую, повесточную историю зацикленную на извращенном феминизме. Прямое упоминание Лоры Малви здесь скорее ироничное, чем буквальное.
Главная идея здесь не о женской участи и страданиях, а, как бы снова это банально не звучало, о каждом исследователе своего внутреннего и внешнего мира. Да, на примере женщины, но это же не значит, что нужно прекратить поднимать вопрос восприятия женщин мужчинами? И наоборот.
Сегодня режиссер уже даже не пытается дать ответов, а просто забавляется, добавляя к фразе героини: «любовь должна быть несчастной», ловкий эпилог – или нет? Слегка обесценивая потраченное на просмотр время. Хотя надо признаться, он от нас ничего и не требовал. Легкость и поэзия не могут иначе.
Саму Партенопу зритель вряд ли запомнит, как персонажа, а то настроение, что она передает, вкупе с эстетикой кадра – вполне.
Резюмируя, могу с уверенностью сказать, что публика точно не откажется от просмотра следующих работ мастера, хоть и будет думать о надоевшей вторичности, образах и точно знать настроение фильма. Я не буду исключением и перестану выбирать между Соррентино и Гарроне, посмотрев обоих.
P.S. Прекратите сравнивать режиссера с Феллини, он сам это прекрасно сделает.
Абсолютно честные:
7,5 из 10
17 января 2025
Паоло Соррентино в качестве режиссёра максимально приблизился к тому, чтобы считаться наследником великого Федерико Феллини. «Партенопа» восхваляет Неаполь вместо Рима и любуется женщиной, а не мужчиной, но по своему духу, по эстетическому уровню – это «Сладкая жизнь» в цвете.
В прошлом году я пересматривал шедевр Феллини в Художественном, чёрно-белую версию на языке оригинала с субтитрами – это был эстетический восторг. Схожие чувства вызвала и «Партенопа», но её мы, к сожалению, пошли смотреть в другой кинотеатр (подробнее о причинах сожаления в post scriptum).
Челесте Далла Порта на всех статичных снимках в открытом доступе – совершенно обычная, не самая красивая девушка, в Москве я не обратил бы на неё внимания. Волшебство Соррентино в том, что на экране она не только иллюстрирует свежесть и обаятельность молодости в двадцать лет, но и идеально преображаются в строгую красоту зрелой тридцатилетней женщины.
В контексте сравнения со «Счастливой жизнью», впрочем, равно как и вне такового, у Соррентино есть два недостатка, за каждый из которых я снижу один балл. Ницше в эссе «О пользе и вреде истории для жизни» писал «Кто не может замереть на пороге мгновения, забыв все прошлое, кто не может без головокружения и страха стоять на одной точке, подобно богине победы, тот никогда не будет знать, что такое счастье…». Соррентино, в отличие от Феллини, замереть на пороге мгновения не смог, ему захотелось показать финал истории.
Судьба главной героини завершается логично, проблема в том, что старостью заканчивается судьба любой женщины, в этом нет ничего экстраординарного, и, на мой взгляд, в истории о совершенстве старость неуместна, a priori, ей следует оставаться за кадром. Марчелло не ждёт ничего хорошего после финала «Сладкой жизни» и Феллини прямо говорит об этом последними кадрами картины, но он замирает на пороге мгновения вместе со зрителем – и это прекрасно.
Второй недостаток очевиднее, это изображение ребёнка профессора, я не стану описывать его, дабы избежать спойлеров, но для меня это совершенно лишний эпизод в фильме, остро диссонирующий с логикой и эстетикой повествования. Скажу честно, я не понимаю, зачем Соррентино это снял и почему он снял это именно так… возможно, проблема во мне – не стану утверждать обратное. Во всех остальных эпизодах фильм великолепен и безусловно достоин вашего внимания.
8 из 10
P.S. В российском прокате из фильма вырезали приблизительно девять минут экранного времени – не знаю, что именно, обязательно посмотрю полную версию и напишу об этом в комментарии к рецензии позднее. Вроде бы, Художественный на языке оригинала с субтитрами показывает полную версию, сейчас мне очень жаль, что я предпочёл локализованный вариант… и это уже второй раз (первый – «God Is a Bullet») когда я попадаю в кинотеатре на цензуру, о которой меня не считают должным предупредить в момент покупки билета или, хотя бы, до начала сеанса (и это я молчу о моде визуально цензурировать сцены курения). Вроде бы, у нас всё не слишком хорошо в стране с кинотеатрами после ухода крупных иностранных студий, но с таким отношением лично у меня желание ходить в них пропадает окончательно, тем более, официальные релизы в России теперь незначительно опережают цифровые и, как правило, значительно отстают от оригинальных.
12 января 2025
(c) Бегите, глупцы!
Вам нечем заняться в праздники или на выходных? Хотите пойти в кино на интересный фильм? Выбирайте любой, только не этот! В кино его нельзя ускорить. Когда пошли титры, зал облегченно вздохнул. Как хорошо, что при домашнем просмотре существует функция 2х скорости воспроизведения. Воспользуйтесь ею, ибо уже с первых минут Вы почувствуете плавную тягучесть и неспешность повествования. 2х, пожалуй, будет недостаточно. Здесь бы подошло 4х.
Сюжет строится вокруг отсылки к древнегреческой мифологии. Парфенопа — сирена, своим пением безуспешно пытавшаяся очаровать Одиссея и покончившая с собой близ берегов нынешнего Неаполя.
- Открывающая сцена отсылает к сирене. Не только здесь, но и на протяжении всего фильма режиссер любуется соблазнительной женской красотой. Это единственное, что ему удается.
- Говорят, режиссер любит воспевать Италию. Виды Неаполя приятно удивляют. Мило смотрится показанная традиция спускать светящиеся корзинки. Стремление показать не только блеск и мишуру, но и неапольские трущобы, где бедняки ютятся на крохотных квадратных метрах, похвально.
- Профессор и попытки шуток, с ним связанные, получились забавными.
Плюсы закончились. Теперь о минусах.
- Гипербозилированная критика жителей города смотрится неуместно. Даже при условии скидки на гротеск.
- Читаем выдержку из синопсиса на Кинопоиске «Блестящую жизнь любимицы судьбы омрачило лишь одно событие — суицид брата Рафаэля, затухшего в лучах яркой Партенопы.» Пардоньте, но где там блестящая жизнь (она абсолютно банальна!)? Вы ждёте феерии? - Забудьте, ею там и не пахнет! Где любимица судьбы (ей пару раз типа повезло?)? Брат главной героини, который «отпустил себя», никак не мог затухнуть. Он вообще не горел. Он тухлый с самого начала.
- Там же: «Идеальная во всем девушка жила на полную катушку: меняла любовников и увлечения, пробовала начать карьеру актрисы, училась на антрополога и танцевала до утра». Увлечений не было, критика актерской стези вышла мерзкой и пошлой. В одной из открывающих сцен, а также в сцене танца режиссер намекает на инцест - что максимально отвратительно!
- «Идеальная во всем девушка» по режиссеру больше походит на женщину со слишком низкой социальной ответственностью, да так, что даже в сцене с профессором хочется воскликнуть, ну хотя бы с ним не надо! Как сказал бы Никита Сергеевич: «Пошлость, звенящая пошлость».
- Играет актриса, справедливости ради, хорошо, ровно. Жесткое станиславское «Не верю!» случилось лишь раз.
- Режиссер явно не знает меры в рефренах. Несколько раз это было уже too much.
- В этом фильме режиссер показывает себя плохим ремесленником. Обратите внимание на то, как часто и бессмысленно он пользуется длинным статичным крупным планом. И сравните его с великой сценой встречи Штирлица с женой в кафе в 17 мгновениях весны. Сравните игру глазами, передающую боль, и неподвижные, ничего не выражающие лица.
- Хотя бы пения в фильме нет, и на том спасибо!
- Фильм местами напоминает лоскутное одеяло, сшитое по принципу: «А давайте ещё и вот это сюда прилепим».
- Критика католической церкви топорна и попахивает не авторской позицией, а заказухой.
- Кульминационный акт - это «Федя, дичь!». Уберите детей от экранов, это 35+.
- Финал прозаичен и скучен. Обёртка, красотой которой нас заставляли восхищаться весь фильм, как оказалось, скрывала под собой пустоту и полной отсутствие жизненной силы. То, как главная героиня не прожила, а скорее просуществовала свою жизнь нимфы среди людей - это обыденная «трагедия», недостойная романтизации посредством целого фильма.
- Игра актеров (кроме главной героини) средняя или посредственная.
- Понятия не имею, отчего Гари Олдман заскочил на огонёк. Может просто отдыхал в Италии и мимо проходил? Режиссер даже его заставил замедлиться.
Вывод: медленный, мрачный, бессмысленный, чрезмерно откровенный, бестолковый, пошлый фильм.
Имхо, режиссер просто с жиру бесится, показывая лютейшую хтонь. Это граничит с неуважением к зрителю, а-ля «пипл схавает».
P.S. Несмотря на обильное наличие откровенных сцен, желание этот фильм отбивает напрочь.
2 из 10
8 января 2025
'Партенопа' История о девушке, которая любила, да так и не вышла замуж. Если уж что-то повторять, то лучше себя - весьма неплохой девиз автора, чьи предыдущие работы принесли ему награды и славу. В этот фильм режиссер взял динамику 'великой красоты', философию 'молодости' и атмосферу 'руки бога'. После просмотра фильмов Соррентино хочется побывать в Италии, даже если ты там не был, впрочем, как и не ехать в Норвегию, прочитав книги Несбе. Особая хвала оператору Дарье Д Антонио, которой удалось собрать много красочных видов Неаполя и его небесно-голубых оттенков. Фильм о том, что время быстротечно, молодость проходит, и как правило, ценить её начинают в зрелом возрасте. Сама героиня представляет собой яркую этикетку, за внешней красотой которой не открывается её внутренний мир, она является лишь дополнением к карнавалу любви режиссёра к родному городу. После просмотра вспомнились строки басни Крылова 'попрыгунья стрекоза лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза'. Фильм вполне подойдёт тем гражданам, которые любят бурчать 'а в наше время и трава была зеленее и девушки красивее'. То есть для меня. Отлично.
5 января 2025
Этот фильм подобен дебелой неаполитанской матроне - он подавляет обилием плоти, мощным изгибом бёдер, тяжеловесными грудями, он ослепляет блеском золотых фикс, он удушает свирепым табачным дымом... Здесь всего много, избыточно много, форма преобладает над содержанием, смыслы есть, но они столь глубоко погружены в ткань повествования, что ускользают от понимания, и это бесит.
Формально - это история жизни Партенопы (имечко вызвало у меня ассоциации с товарищами фюрера по партии - партайгеноссе), щедрой на ласки неаполитанки, мечтающей стать антропологом. Партенопа легко жонглирует категориями Стросс - Кана, за минуту объяснит вам суть философии Альтюссера, и при этом, она дарит любовь практически всем желающим. Для родственников (лёгенький намек на инцест), и служителей культа, предусмотрена гибкая система скидок.
В этом фильме много солнечного света, прекрасные виды прихотливо раскинувшегося на морском берегу Неаполя, постоянные застолья, мегатонны бесконечных разговоров, скалы, яхты, прекрасные итальянки. Всё очень чувственно, порочно, очень по - итальянски.
Соррентино снял гимн ушедшей юности, ускользающей красоте, мимолетной любви - всё это символизирует главная героиня. Но, не надо забывать, что она - сирена, опасная, смертоносная для окружающих мужчин, и самой себя. В фильме есть намёки на то, что его большая часть - плод фантазии героини, и никогда не происходила в действительности. Смотрите внимательно.
Самый распространенный кадр в этом фильме: одетая в мини - купальник (или легкое, почти ничего не скрывающее от нескромных взоров платьице) Партенопа, шествует, одаряя загадочной улыбкой, и клубами сигаретного дыма, мимо потеющих спермой, знойных итальянских мужчин. Её хотят все: бизнесмены, католические священники, родной брат, и даже креветки в ресторане при виде Партенопы, принимают фаллическую форму.
Соррентино (шалунишка эдакий) мимоходом, изящно, плюет на традиционные семейные ценности, оскорбляет чувства верующих, перегружает кадр непонятными символами, и избыточными красивостями.
Зачем снято это кино? Да низачем, как и все фильмы этого режиссёра, мечтающего о лаврах Феллини. Этот фильм - это ода Неаполю, признание в любви/ненависти этому страстному, противоречивому городу (прекрасная сцена драки Флоры Мальво с местным воротилой), это тоска по ушедшей юности, но, всё это уже было, и порядком надоело.
Гари Олдман играет здесь самого себя - он всё время пьян, и не может сохранять вертикальное положение, он или уже упал на пол, или находится в процессе. Промежутки он заполняет напыщенными, цветистыми, но бессмысленными софизмами. Вы заметили, как он поправился? В его личике появилось что - то старушечье, если повязать ему цветастый платочек, то он вполне мог бы стать новой солисткой 'Бурановских бабушек'.
Хронометраж идёт, а Партенопа всё курит и курит, спит с мужиками, и мечтает понять - а что же такое антропология? Из этого фильма я поняла, что антропология - это извращение, что - то наподобие вуайеризма. Наблюдение! Наблюдение до упада, до экстаза, до конвульсий, до морга. Умри всё живое, а антрополог должен наблюдать!
С Новым годом, Партайгенопы!
Не пронаблюдайтесь!
1 января 2025