| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.5 |
IMDb
|
5.7 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Декодер. Игра гения |
| английское название: |
Jie mi |
| год: | 2024 |
| страна: |
Китай
|
| режиссер: | Чэнь Сычэн |
| сценаристы: | Май Цзя, Чэнь Сычэн, Кристофер МакБрайд |
| продюсеры: | Чэнь Сычэн, Yue Chen |
| видеооператор: | Цао Юй |
| композиторы: | Лорн Бэлф, Кевин Рипл |
| художники: | Хань Чжун, Xiaoai Ma, Ли Чжоу |
| жанры: | триллер, драма, военный, история |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в России:
|
$15 650 |
Мировые сборы:
|
$47 791 001 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
3 августа 2024 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
16+ |
Длительность:
|
2 ч 36 мин |
Свежий китайский «Декодер» многие хвалят и даже ставят в пример, как образец патриотического кино, сделанного со вкусом и толком. Но не все так однозначно и просто.
В поисках референсов кого только не поминают – мне, к примеру, пришло в в голову, что это «Игры разума», который мог бы снять Уэс Андерсон. Тут, кстати, российские локализаторы еще «Игра гения» к оригинальному названию добавили для пущей очевидности.
Из китайских же примеров вспоминается фантастически красочное смешение реальности и морока в «Ассасин: Битва миров» или визионерский детектив «Исчезнувшая в звездах» притворяющийся ремейком позднесоветской «Ловушки для одинокого мужчины», где автор «Декодера» Чэнь Сычен был сценаристом и продюсером.
Но ни постоянное балансирование между сном и явью, ни вычурно яркая сюрреалистичная картинка тут не главное. Сам сюжет выстроен из штампов как из кубиков, довольно гладко и без швов подогнанных друг к другу, не придерешься: молодой, слегка безумный, как и положено, законспирированный гений криптографии ломает шифровальные системы заокеанского противника, используя не столько строгую математическую логику, сколько образы своих снов, которые он старательно записывает едва пробудившись от очередного кошмара. Как это работает – не совсем понятно, но выглядит завораживающе, часто неожиданно, а иногда и пугающе (но не смертельно).
Фоном дан узнаваемый исторический контекст, а некоторая его условность оправдана тем, что сюжет подается как бы со стороны, в ходе сегодняшних интервью постаревших очевидцев — зачем нужен этот дополнительный костыль не до конца ясно, разве для того, чтобы показать неделимый поток времени как бы со стороны, слегка созерцательно, «взглядом бога». А может это просто рудименты, оставшиеся от литературного первоисточника (автор, говорят — сотрудник китайских спецслужб в отставке).
Антагонист здесь тоже есть, и это не персонаж специально приглашенного ради такого дела Джона Кьюсака, который тут хорош – в меру трогателен и растрепан, в меру зловещ, как всякий искусный манипулятор. Поначалу – несчастный польский эмигрант, спасающийся от ужасов второй мировой в совершенно чужом для него мире, наставник юного гения, а потом, уже укрывшись в Соединенных Штатах – автор хитроумных шифров-загадок и его основной противник.
Но на самом деле поле битвы в «Декодере» не геополитическая мировая арена времен начала холодной войны, а сознание героя, где на протяжении фильма происходит главное сражение – между порядком и хаосом. Под раздачу в первую очередь попадают близкие (мелодраматические моменты есть, но они умерены и не напрягают), самому герою тоже достается. Лю Хаожань отлично играет эту текучесть сознания человека «не от мира сего», может быть и не всегда приятного в бытовом общении, но чье интеллектуальное превосходство очевидно. Важно, что тут речь идет о сознании человека другой цивилизации, культурной парадигмы, самого метода мышления. Если вспомнить известный афоризм Хайдеггера («Язык - дом бытия»), то становится понятно, что это сознание в первую очередь определяет само иероглифическое письмо, по сути тоже шифр, набор сложных криптонимов, а в его расшифровке (в переводе, если угодно) главным приемом становится упрощение, как и в сложном математическом уравнении.
Синологи, китаисты нынче на весь золота, тем ценнее кино, которое делает для нас немного понятнее реалии принципиально иного мира. Так и главный герой, весь фильм сокращая длинное, пестрящее запятыми определение родины, которое дает европеец, в финале приходит к простой и понятной формуле, разом отвечающей на все возможные вопросы и оправдывающей детали противоречивой биографии и личной жизни.
31 декабря 2024