Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Страсти по Матвею |
год: | 2023 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Сергей Ильин |
сценаристы: | Игорь Рыбин, Иван Капитонов, Сергей Ильин, Святослав Подгаевский |
продюсеры: | Иван Капитонов, Святослав Подгаевский, Георгий Шабанов, Татьяна Серебренникова, Маргарита Мигранова, Эдуард Илоян |
видеооператор: | Дуглас Мачабели |
композитор: | Иван Синцов |
художник: | Маруся Парфенова-Чухрай |
жанры: | комедия, мелодрама |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 60000000 |
Сборы в России: | $900 740 |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч |
Наконец-то получилось посмотреть этот замечательный фильм. Пока он шел в прокате игнорировал (ждал очередную шмелевщину), а когда спохватился, было уже поздно. И онлайне было посмотреть долгое время тоже невозможно. К счастью, теперь его могут увидеть все. Действительно, «Страсти по Матвею» - явление неординарное для нашего кино, и дело даже не в том, что фильм о конфликте мирского и церковного наконец-то снимался людьми, не далекими от Церкви, но к ней близкими. Сам подход создателей был разорвать шаблон как мирских о Церкви, так и церковных о мире, и, что удивительно, это получилось. Более того, начавшись как комедия, работа Сергея Ильина незаметно выруливает на рельсы подлинно драматического, даже трагического кино, что сообщает ей черты настоящего искусства, а не просто развлечения.
Рискну сказать даже, что картина поднимает важную теологическую проблему преодоления Закона Любовью, упразднения внешних условностей (при всей их важности) глубинной и искренней духовностью. Почти незнакомые актеры, исключение – разве что Трибунцев (Дениса Власенко насмотренный глаз заметил еще в «Подбросах» Твердовского), работают в рамках узких, но колоритных типажей. Здесь и священники-антиподы, и многочисленные ХБМ, и любовная тяга противоположностей – все, чего бы хватило сразу на несколько фильмов. Удивительно, как это все уживается в пространстве одной ленты (явно потрудились сценаристы). Даже то, что тема вроде бы злободневная – поиск невесты семинаристом-алтарником – подана с ироничной самокритикой людей из церковной среды. Вообще самокритики здесь больше, чем осуждения, которого можно было бы ждать при взгляде на «внешних». Вернее осуждения нет совсем, есть два взгляда из миров, не сообразующихся друг с другом.
Главный вопрос, который ставит режиссер: «Что нам, в том числе и молодежи, мешает понять друг друга?» Ответ: стереотипы, которые мы сами поддерживаем. Совсем изумительным лично для меня стал подбор музыки: уместной, духовной, серьезной, но сочетающей серьезность с модностью. Да, и сами актеры создают столь сложные образы, в которых характерность прорастает сквозь типажность, будто они тысячу лет играют такие роли. Однако, вернемся к героям: конфликт слабовольного юноши-семинариста, которого сильное чувство научило принимать решения и даже помогла спасти жизнь другого человека, и авторитарного отца, к тому же и наделенного саном, поставлен достаточно остро. Но кроме этого сколько еще в фильме всего!
Хочется сказать создателям фильма: «Где вы были раньше, ребята?! Когда снимались разного рода «Монастыри» и прочее людьми, далекими от Церкви!» Мне представляется, однако, что такие картины нельзя поставить на поток, искусство всегда единично. Именно то, что лента Ильина работает сразу в нескольких жанрах, пальпируя эмоции разной аудитории, - ее серьезная заслуга перед нашим кино. И если стереотипы внешних о Церкви еще понятны, часто встречаются, то шаблоны церковных о мире – резкий, самокритичный взгляд на самих себя (чего стоит одна лишь семья первой кандидатки в невесты!). Вместе с тем о картине трудно писать, не раскрывая сюжета, который весьма прихотлив и развивается сразу по нескольким направлениям, главное из которых – челночное движение от «внешних» к «верным» и обратно.
«Страсти по Матвею» - о том, что любовь мужчины и женщины может научить не только греху, но и взаимно обогатить таких разных людей, как главные герои. Бог сводит людей, и даже если у них ничего в итоге не получится, но сверхзадача всегда есть. Именно этому учит (не уча) фильм Сергея Ильина. Быть может, оценки ему и завышены, но поскольку аналогов ему пока нет, он заслуживает максимальных. Даже если хотя бы один зритель из внешних придет в храм после этого фильма, или один из церковных посмотрит на себя без самолюбования, задача режиссера выполнена. И как поется в замечательной песне на финальных титрах:
Пустота в груди,
И перепутаны пути,
И закрыты все двери.
Сердце воет пусть,
Но если завтра я проснусь,
Значит, Бог в меня верит.
8 октября 2024
Несомненно, радует количество людей, проникшихся новым фильмом о жизни, вере и любви. Почти все рецензенты делают упор на его комедийность и присущность его мотивов жизни разных людей. И с этим не получится спорить. Но, кажется, эти аспекты - лишь форма для более глубоких идей и посылов автора. Попробуем выжимками описать то, что по каким-либо причинам могло ускользнуть от взгляда некоторых рецензентов.
Начать можно с того, что знакомит нас с фильмом - с названия. В оригинале 'Страсти по Матвею' - произведение по Евангелию от Матфея, передающее события последних дней земной жизни Иисуса Христа: взятие под стражу, суд, распятие и последующее Воскресение. По Писанию Христос пришёл 'исполнить всякую правду' (Матфея, 3:15), невиновный пострадать за всё человечество и таким образом восстановить человечество для вечной жизни. И если в первоисточнике приносит себя в жертву Иисус из Назарета, Сын Божий, то в этом фильме ради любви и по любви на жертву идёт Матвей. Он жертвует своим материальным благом, почти состоявшимся благополучием ради Агаты.
И кто из нас, верит ли он в Бога или Его отсутствие, в тяжелые минуты жизни не взывал в сердце своём к высшей справедливости, к Божественной любви, Его милости и правосудию? Кто из нас не взывал к врождённой доброте и совести обижающего нас? Не взывала ли Агата в минуты одиночества и оставленности: 'Если Ты есть, помоги мне, сколько ещё будешь оставаться в стороне?'. И как ответ для неё звучит лейтмотивом цитата 'Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам' (Матфея, 7:7). И она просит в сердце своём о справедливости, она ищет утешения своего одиночества, со слезами стучится в запертое сердце Роберта. И в конце концов получает просимое.
Но воистину сердце Роберта - сердце каменное, обремененное тщеславием, материальными утехами, гордыней. Оно не воспринимает плач ближнего. Оно готово даже пойти на убийство ради достижения своих целей, удовлетворения своим планам. И кажется невозможным Агате достучаться до этого каменного сердца. Но 'Человекам это невозможно, Богу же всё возможно' (Матфея, 19:26), и слова апостола Павла о любви приводят Роберта к 'изменению мыслей' (т. е., покаянию).
И всех их направляют слова Евангелия. Слова эти дают одним - решимость самопожертвования, другим - надежду, третьим - осознание своей неправоты и стимул на исправление.
Фильм напоминает, что 'Не здоровые имеют нужду во враче, но больные' (Матфея, 9:12), что церковь это не только посты, поклоны и запреты. Напоминает, что вера - это не просто набор вызубренных догматов и правил, а личное общение с Богом и исполнение всякой правды. В этом фильме нет главного героя. В каждом из нас есть (или должно быть) что-то от всех героев этого фильма, и потому фильм этот действительно хорош, что даёт маленькое наставление о том, как мы должны (или как не должны) себя вести, оказываясь на местах этих героев.
31 июля 2024
На удивление неплохо. Фильм о священниках, но при этом совершенно не про религию. А про то, как попу жену искали. Есть легкий стеб и юмор над церковью, но все в рамках разумного. Это хорошая молодежная любовная мелодрама и не про любовь к богу, а между мужчиной и женщиной. История очень простая, но благодаря этому, цельная и завершенная. Актеры играют хорошо, некоторые даже очень. Персонажи очень архетипичны. Только главный герой не понравился, слабоват он на их фоне. Но такие роли для Дениса Власенко заезженное амплуа, примелькался уже, хотелось бы свежее лицо. Снято все красиво, боголепно, даже гламурно немного. И очень чувствуется рука хорошего режиссера. Паузы, длительность сцен, акценты в повествовании, ритм фильма, все очень четко выдержанно и профессионально снято. Прямо непривычно для современного российского кинематографа, качественный продукт получился, а не обычная лажа, на коленке смонтированная.
Хорошая молодежная мелодрама, с юмором и очень качественно сделанная. Рекомендую.
30 июня 2024
Довольно интересный и поучительный взгляд на церковнослужителей представляет нам режиссёр Сергей Ильин, показывая тонкости, традиции православной церкви. История любви выполнена в поучительном и комедийном тонах, чтобы своими глазами увидеть влияние священных писаний и взгляды молодёжи в этой истории.
Нам представляют сына батюшки Матвея, который идёт по стопам отца и хочет стать священником. Лента рассказывает истории от лица Матвея, высмеивая в комедийном тоне стереотипы РПЦ. Парень в исполнении Дениса Власенко прекрасно передаёт застенчивость, робость и удивления от решений своего отца. Вот кем должен стать сын священника, когда с самого детства он следует по протоптанной дорожке своего отца?
Для режиссёра Сергея Ильина это дебютная работа. Автор так бережно подошёл к проекту, что картина помимо интереса несёт в себе ещё и поучительный характер. Мы видим, что чтобы стать настоятелем своего храма, Матвей должен жениться. И не просто жениться, а, по всем Божьи заповедям, найти себе верную девицу, готовую стать матушкой.
Первый акт ленты сразу бросает взгляд на девушку оторву Агату, которая подрабатывает в храме, а сама живёт своей жизнью. Вот тот контраст персонажей, который продвигает ленту. Благо, что и второстепенные линии дополняют фильм, образуя единое повествование. Агата и Матвей создают такую непохожую, странную арку персонажей, что ты уже предсказываешь сюжет наперёд, но нас бросают в отличную противостояние парня с самим собой.
Общение и шутки могут перерасти в нечто большее, но парни всегда додумывают, а девушки сохраняют созданный ими дружеский статус, поэтому наличие соперника было вопросом времени. Зритель понимает Матвея, видит положение Агаты в кругу друзей и знакомых. Прекрасно в сюжет вписывается подруга Агаты и прихожанка церкви Варвара, которая знает Матвея и его срочную необходимость в браке.
Наставления отца и матери показывают, что вопрос этот их тревожит, потому что Матвей, не смотря на всю строгость и послушание, меняется на глазах. Это уже не тот парень, который хочет стать настоятелем храма, а юноша, движущийся по зову сердца. Определённые отголоски дают понимание его рвению и противоречию, но картина внезапно добавляет новые факты про Агату, поэтому и планы обретают опасный характер.
Понравилось то, что сюжет обходит штампы ромкомов, показывая, как, сам того не ведая, Матвей может влиять на окружающих. Третий акт повествования бросает вызов всей построенной системе, всем традициям и обычаям, чтобы показать, что Матвей – самостоятельный человек, но вскоре мы сталкиваемся с неожиданностью, которая выливается в непредвиденную кульминацию.
В итоге, лента удивляет своим комедийным подходом на важные православные темы, показывая, что человек ради поставленной цели может отказываться от своих принципов и желаний. Помогая себе, Матвей смог донести мысли до других. Равенство поколений можно достичь, основываясь на священных писания далёких времён.
26 июня 2024
Авторский режиссерский дебют Сергея Ильина на поприще отечественных мелодрам - это действительно веский повод ознакомиться со 'Страстями по Матвею', дабы не усомниться в том, что среди мейнстримовых картин до сих пор пробегают отчасти заказные, но далеко не плохие работы о важном - об иррациональной любви, которая практически всегда выше любых правил и догм.
Могу смело утверждать, что мне понравилось то, что я увидел в итоге: вполне захватывающий, местами смешной, но по большей части меланхоличный 'спич' Ильина о современных зуммерах, которые тоже подвержены 'высокому чувству' и способны бежать вперед паровоза за своими возлюбленными хоть на край земли. Смысловая нагрузка порадовала, хотя ничего нового я для себя не открыл - православная церковь и ее вероисповедание действительно может кардинальным образом повлиять на мировоззрение 'потерянного' человека, направить его на 'путь истинный' и помочь пережить самые, казалось бы, сложные и трудноразрешимые ситуации. Увлекательный сюжет, неплохо написанный сценарий, хотя мне не пришлась по душе открытая концовка, приятные актеры в кадре, а так же ненавязчивая культура христианства, что странно наблюдать в разрезе времени - все к месту и радует глаз.
Лицедеи справились отлично: Власенко и Зоидова - дуэт противоположностей, между которыми чувствуется химия и кредо 'и хочется, и колется'. В очередной раз любо-дорого посмотреть на Трибунцева, хоть и на третьем плане. Операторская работа, монтаж и пост-продакшен на нормальном и качественном уровне.
'Страсти по Матвею' радует и управляющей идеей, и формой повествования, и людьми в кадре, но меня не покидало ощущение, что помимо лайтовой любовной истории Сергей мне всячески пытается пропихнуть 'телегу' об актуальной демографии страны, которая сейчас, якобы, в упадке. Так сказать, аборт - это грех, поэтому действительно стоит плодиться и размножаться по разным причинам, которые далеко не всегда бескорыстные. В любом случае, либо СПГС, либо тут действительно что-то и есть, поэтому Бог им судья. Приятного просмотра.
7 из 10
28 мая 2024
Страсти по Матвею - фильм 2023 года, снятый режиссером Сергеем Ильином, показывает жизнь молодого алтарника, который влюбляется в бунтарку Агату. Дальше фильм рассказывает о выборе и пути Матвея, который идет против своей семьи и традиций ради своей любви...
Данный фильм, снятый о жизни РПЦ, в некоторых моментах высмеивает Церковь, задает неудобные вопросы, тем самым заставляя любого верующего задуматься, а так ли он все делает? Возникает главный вопрос: а если бы Христос пришел сейчас, был бы он распят или его сразу приняли бы? Как раз этот вопрос и задает весь фильм. Он делает его в меру душевным, ярким и приоткрывает завесу на скрытую от глаз церковную жизнь. Он показывает ее без прикрас и делает из-за этого фильм более жизненным. Однако в фильме не так все гладко, как хотелось бы, но об этом позже.
К игре актеров и к подбору актерского состава вопросов не возникает. Им хочется верить, им хочется сопереживать и хочется понять каждого в возникшей ситуации.
Но концовка фильма все убивает. Постараюсь без спойлеров. Когда Матвей пытается попасть к своей Джульетте, все ей рассказать, получается нелепо и глупо. Появление одного из главных персонажей ломает весь финал. Он делает его неестественным и очень яркой, но трагичной сказкой. Все, к чему вел фильм, в итоге ломается как стекло, разбитое камнем. Как карточный домик, весь сюжет фильма рушится об эту ужасную и столь нелепую концовку, создавая внутри двоякое впечатление о картине. Сначала, когда смотришь, хочется этот фильм советовать, но после концовки его хочется забыть и оставить где-то пылиться на дальней полке. Фильм отличный, концовка полное разочарование. Моя оценка только за игру актеров и хорошо поставленную картинку - приблизительно
4 из 10
1 февраля 2024
Как же я люблю фильмы с нетипичным для кино, но жизненным финалом! Именно такая концовка, одновременно грустная и жизнеутверждающая, стала украшением картины 'Страсти по Матвею'. А ещё здесь живые персонажи, которых легко себе представить в реальной жизни, с которыми легко себя ассоциировать, которым искренне переживаешь. В фильме много доброго юмора, построенного не на оскорблениях и высмеиаании физических недостатков человека, а на заострении внимания на абсурдности той или иной ситуации. Саундтрек этого фильма похоже надолго поселился в моём плейлисте, потому что каждая композиция в нём оригинальная, индивидуальная, современная, стильная по своему звучанию и пробирающая до мурашек своим текстом.
Не вдаваясь в подробности сюжета, стоит отметить, что фильм рассказывает о нюансах жизни православных священников в современной России, конфликте многовековых традиций со стремительно меняющейся окружающей действительностью. Тема оказалась довольно интересная и редко освещаемая, но важно тут именно то, что столкновение мировоззрений показано не в форме противостояния, а скорее в качестве диалога двух сторон, которые действительно хотели бы понять друг друга, а не убедить оппонента в своей правоте. Хотя, уверен, что найдётся немало зрителей, которые пропустят религиозные дискуссии, сосредоточившись на истории любви, предательства, выбора между чувством и долгом, так как эта сторона картины показана также интересно и глубоко. В итоге все 2 часа действие не отпускает зрителя, создавая одну проблему за другой, находя решения, а потом ставя под сомнение их право на существование. Во многом способствует такому вовлечению в происходящее на экране мастерская операторская работа. Стоит только взглянуть на случайные кадры из фильмы и убедится, насколько каждый из них геометрически выверен, как грамотно поставлен свет. С технической точки зрения тут не к чему придраться.
Признаться честно, я с сомнением подходил к этому фильму, из-за его названия и трейлера, которые прямо-таки кричали о том, что это комедия про жизнь верующих. Тема эта довольно деликатная и мне не сильно интересная, но оказалось, что главную свою функцию картина выполняет превосходно - знакомит с внутреннем миром верующих тех зрителей, кто боится погружаться в этот вопрос из-за наличия в стране законов об оскорблении чувств или по каким-то иным причинам. Таким наблюдателям, к коим я отношу и себя, будет полезно узнать, что все мы прежде всего люди, испытывающие преимущественно одни и те же эмоции и при желании нам легко можно найти общий язык, чтобы жить в мире и согласии.
'Страсти по Матвею' - романтическая комедия, которая учит нас доброте и взаимному уважению, что настоящая любовь - это искренне пожелание человеку счастья, в не зависимости от того, с кем он его обретёт. Познавательное кино для самой широкой аудитории.
9 ноября 2023
Описание постараюсь дать без спойлеров, но есть риск, что некоторые моменты станут понятны только после просмотра фильма.
Базово это легкая лентняя мелодраматическая комедия, с красивыми видами, красивыми героями, и претензией на воздушность сюжета, которая не оттянет внимание от эстетической стороны. В принципе, фильм можно так и смотреть, проматывая все моменты в которых играет грустная музыка.
И фильм доставит удовольствие, качественный каст, динамичный монтаж, хорошая игра с легчайшей ноткой комедийного гротеска, которая не позволит потеряться кто у нас на экране кто, даже если поход за пивом оторвал от экрана минут на пятнадцать.
Под базовым слоем это очень непростая и неоднозначная история о столкновении культур, столкновении ценностей внутри культур, о переплетении судеб под небом большого города. Таких разных, таких близких, таких непохожих и таких похожих в своей молодости, горячности и поиске истины не для ума, но для сердца.
И еще это выходящая за пределы эпох и культурных штампов притча о том, что ни одно учение не даст ответов на все вопросы, ни одно решение не приведет к тому, ради чего принято, но в конце концов все мы получаем то, что должны получить.
6 ноября 2023
Для православных фильм рассказывает об искушении молодого сына священника на пути служения. Только закончив семинарию, он получает благословение отца-благочинного на становление настоятелем храма. Однако для этого ему надо рукоположиться, а главное найти матушку, потому что девушка, с которой он встречался с 8 класса, не видит себя супругой священника. Боясь сказать строгому отцу правду и почувствовав вкус взрослой жизни, он попадает под мощнейшее искушение на пути поиска новой кандидатки в матушки. Так, на украшении будущего храма он встречает неформальную девушку-татуировщицу Агату, в которую влюбляется.
Для неправославного человека этот фильм в первую очередь должен показать, что «православные – тоже люди». У них свои соцсети, праздники, сходки, развлечения, служба и жизнь, но она не является чем-то страшным, закостенелым или довлеющим. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего …». И именно любовь становится тем символом, который понятен как церковным, так и невоцерковлённым людям. И именно этот символ режиссёр фильма старается донести до каждого зрителя.
Для меня этот фильм – это свежий и, одновременно, знакомый взгляд на современную православную культуру, проблемы православной молодёжи и церковную жизнь. Рекомендую фильм к просмотру всем не оголтелым атеистам, а особенно верующим и воцерковлённым. Отличный дизайн кадра, харизматичные главные герои и приятная музыка даёт в сочетании отличное послевкусие летнего дня, а главное – веру в людей и в любовь.
31 октября 2023
Матвей - молодой юноша, алтарник, чей отец - батюшка одного из церковных приходов - уже спланировал его будущую жизнь, подсуетился и новый храм ему реставрирует - дает дорогу сыну в жизнь, но есть одна проблема - сыну надо жениться через месяц на девушке, которой нет. И тут судьба знакомит Матвея с Агатой - художницей, мастером тату, которая случайно получила работу по росписи реставрируемого храма. С одной стороны положительный, прилежный, начитанный Матвей, воспитанный в церковных традициях, с другой стороны Агата - дерзкая, яркая, острая на язык, 'живущая по сердцу', олицетворяет на 100% молодую девушку 21 века - две параллельные прямые пересеклись, два мира столкнулись, двое влюбились. Или нет?
Фильм просто отличный: идеально красивая картинка, потрясающие пейзажи, городские виды, современные локации, отличные симметричные кадры, идеально подходящая музыка - все здесь есть.
Картина сохраняет динамику все 120 минут, подбрасывает события одно за одним, знакомит с жизнью церковнослужителей в 21 веке и немного открывает завесу на индустрию в целом, не забывая показать, что все мы люди, независимо от профессии, и проблемы с юношеским максимализмом сына, развитием 'собственного дела' у отца-священнослужителя такие же, как и у всех остальных.
Действие всего фильма происходит так естественно, как в жизни. А диалоги - здесь отдельный вид искусства - каждое слово на своем месте, каждая шутка там, где должна быть, и все эти церковные выражения так тонко вплетены в канву фильма, будто актеры и правда воспитывались в храмах и монастырях.
Подбор актеров и их игра - отдельное спасибо всем, кто этому способствовал - естественно, четко, потрясающе! Где в 2023 году нашлись красивые девушки с таким ясным и неискушенным взором? Сам Матвей - отлично вписался в роль, а Аглая - просто это она и никто другой, и так можно сказать про каждого актера картины - все отлично играют на своих местах во всех сценах.
Фильм прекрасный, эмоции вызвал только положительные, 2 часа пролетели незаметно - глаза горели от наслаждения картинкой, смех присутствовал постоянно, потому что все шутки били точно в цель. История такая, которая могла произойти с вами, или вашей подругой, или вон тем парнем, но всем бы им повезло, потому что попался на пути такой, оторванный от жизни и в то же время погруженный в нее с головой, Матвей, знающий чего он хочет или все-таки нет?
Смотреть нужно обязательно, не каждый день получается такое удачное во всех смыслах кино.
В пятницу в конце рабочей недели, берите друзей, остатки сил и идите наслаждаться, смеяться и заряжаться позитивом и верой в справедливость и своевременность всех событий в жизни
25 октября 2023
Отличный фильм!. Его можно рекомендовать к просмотру и взрослым, и подросткам!
О чём он? Молодой выпускник духовной семинарии получает от своего отца, священника, необычный подарок - место настоятеля храма. Всё уже обговорено и решено с Владыкой.. Но.. Оказывается, что существуют препятствия.
Будущему юному настоятелю нужна супруга, чтобы стать священником. Матвей (так зовут главного героя) делает предложение девушке, с которой они дружили ещё со школы. Но та отказывает ему, мотивируя отказ тем, что не готова стать матушкой.
Молодому робкому алтарнику нужно за месяц найти себе жену, иначе он не сможет стать священником и не получит тот самый желанный приход.
Знакомства на православных сайтах приводят лишь к разочарованию. Длинное платье и платок скрывают под собой спрятанные внутри равнодушие, фальшь и лицемерие.
Он знакомится с молодой девушкой, которая не подходит под 'формат православной жены и матушки'. Дерзкая, в татуировках, курит... Но это лишь снаружи.
Поиски ответов на вечные и сложные вопросы о том, что превыше - любовь или правила?
Ну, а что же будет дальше и чем всё закончится- смотрите сами!
Блестящий православный юмор!
Много тем и проблем затронуто.
- отношения отцов и детей;
- переживания чувств у молодых людей;
- отношения внутри Церкви со всеми проблемами, камнями;
- как порой внешняя оболочка человека не соответствует внутреннему содержанию;
- о 'псевдоправославных';
- о лицемерии, фальши и фарисействе;
- и самое главное - о 'любви' лицемерной и Любви истинной!!!
23 октября 2023
Фильм хороший, учитывая, что режиссёр Сергей Ильин (1988 г. р.) имел личный опыт внутрицерковной жизни, помогал в алтаре, носил подрясник, участвовал в Богослужениях и посещал воскресную школу.
Но на мой взгляд, фильм не раскрывает главную тему цели брака, для чего нужна любовь, какой смысл семейной жизни.
В фильме поиск любви главным героем - это прежде всего поиск внутреннего счастья, поиск полноты семейной жизни, жертвенность ради другого человека.
Но ведь цель христианской жизни намного шире, прежде всего это Спасение - т.е. соединение человека и Бога, избавление его от власти диавола, греха, тленности, смертности, приобщение к вечной блаженной жизни в Царстве Небесном (Пс.23:5) и супружеская жизнь в христианстве, это способ этого достичь.
В фильме, к сожалению, зрителям эта тема не раскрыта.
Также не раскрыта тема священослужения. Для чего Матвею нужно священство, для чего этот путь молодому человеку тоже из картины не понятно.
23 октября 2023
Все люди в больших городах живут примерно одинаково: типовые дома, типовые магазины типа «Овощи и фрукты», типовые цеха фабрик и заводов, дымящиеся трубы.
В этом смысле жизнь современных христиан также мало чем отличается. Живущие в городах христиане также учатся в школах и вузах, работают, водят дорогие автомобили, тратят деньги, общаются, катаются на велосипедах и самокатах и т.д.
Единственное, что их отличает от других людей – это христианское мировоззрение и регулярное участие в церковном богослужении. Также христиан отличает еще совершение неких ритуалов, которые касаются совершения ежедневного молитвенного правила, чтение Священного Писания и духовной литературы.
Но так живет около 5% верующих людей. Большинство же попадает в храм, как писал митрополит Антоний Сурожский, три раза в жизни «на колесах»: во младенчестве его привозят крестить, потом в юношестве его привозят венчать как жениха и в старости привозят отпевать уже в качестве покойника. Приход к Богу чаще всего происходит во время тяжелого испытания – смерти близкого человека, сдачи экзамена и вообще какого-то тяжелого выбора.
И вот живет простой парень по имени Матвей (Матфей), которому суждено было родиться в семье священника, и не просто в семье, а в родовой династии священников. Он закончил семинарию. И его отец как священник конечно очень хочет, чтобы сын пошел по церковному пути и все для этого делает. Только вот он вообще не спрашивает своего сына, хочет тот стать священником или нет. Вот надо и все. Для этого нужно жениться. И чем скорее, тем лучше, ибо священнический род требует жертв.
И вот в поиске будущей матушки он встречает эпатажную девушку Агафью (Агату), которая живет как все молодые девчонки ее возраста: курение, алкоголь, татуировки, хамство и т.д. Но это только на первый взгляд. У нее есть ухажер, (его блестяще играет Анар) часто демонстрирующий абьюзивное поведение по отношению к своей возлюбленной. И на самом деле, Агата как любая молодая девушка ее возраста, хочет быть замужем за сильным и мужественным человеком, готового понести за нее ответственность. Просто она это не показывает, а выпячивает все самое низменное, ибо так требует современная молодежная субкультура.
Между Матвеем и Агатой возникает дружба, которая может превратиться во что-то большее, а может и не превратиться. Беззаботная жизнь и навязанное обществом потребительское отношение ко окружающему миру ставит Агату перед жестким выбором, о чем узнает Матвей и всеми силами пытается ей помочь, жертвуя многим – временем, физическими силами и даже деньгами. Причем он не обращает внимание даже на суровый запрет отца, который как священник естественно против того, чтобы его сын, будущий пастырь Божий, общался с такими эпатажными девушками как Агата.
И тогда перед самим Матвеем встает вопрос: что выше любовь или церковные правила, предполагающие некое благочестие и целомудрие? Кстати, именно перед таким духовно-нравственным выбором стали иудейские фарисеи и первосвященники, не узнавшие во Христе Мессию и распявшие Его. Ответ есть у апостола Павла в первом послании к Коринфянам, который и звучит в фильме: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4-7).
Заканчивается фильм весьма неожиданно.
Фильм динамично снят и смотрится на одном дыхании. Игра актеров прекрасная. Кстати Денис Власенко, игравший главный героя, очень долго изучал пономарское дело, чтобы сниматься этом фильме.
10 из 10
22 октября 2023
Идя на предпремьерный показ, я решил не ожидать от картины ничего — просто смотреть. Во-первых, потому что слышал, что кому-то эта картина уже успела не понравиться, мол, затронула вопросы церкви; во-вторых, потому что кто-то уже назвал этот фильм проповедью, однако, оценив одну недавнюю по-настоящему сильную проповедь от режиссёра Романа Михайлова — «Наследие», занять такую точку зрения заранее не рискнул (и правильно сделал), ибо, как понял позднее, мнение о фильме в итоге сильно бы испортилось.
А теперь ближе к теме и (по возможности) без спойлеров: в чём же аллюзия к «Герою нашего времени» М. Ю. Лермонтова — и не громковато ли заявление? Про степень громкости заявления судить вам, и уж точно не сейчас — «большое видится на расстояньи»; а вот параллели объясню, но сначала, чтобы не быть голословным, пройдусь по сюжету и замыслу, конечно же, — лермонтовского романа, кем-то когда-то прочитанного (или непрочитанного) в школе — и там же, в школе, успешно забытого:
Григорий Печорин, представляющий «портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии», оказывается «лишним человеком», отчуждённым от официальной России. Он красив, умён, талантлив, но из-за своей «двойственности» не может реализовать себя (хуже всего то, что все от него только страдают, во всём сюжете романа Печорин лишь в новелле «Фаталист» совершает героический поступок) и поэтому композиционно как бы «заточается» Лермонтовым в крепость, в которой мы встречаем героя — в ней же мы с ним прощаемся (автор ломает фабульную последовательность изложения именно ради этого — чтобы закольцевать композицию своего романа). Противоположностью же Печорина — лучшим представителем тогдашней России — является Максим Максимыч. Он твёрд в убеждениях, рассудителен, добр. Но что про него писать? — напиши Лермонтов про Максима Максимыча, и роман был бы крайне скучен. Но то XIX век.
В XXI же веке, где царит свобода выбора, свобода отношений, креатив и полёт мысли, молодым режиссёром Сергеем Ильиным неожиданно нащупывается острая проблема по-настоящему несчастных людей, но раскрывается и решается она не через трагедию или глубокую драму — а через комедию. Да ещё и с попыткой (удачной) пройти в такой жанр, деликатно вплетая религиозный контекст.
По сюжету алтарник Матвей оказывается между двух огней: волей отца и своим чувством к молодой и дерзкой художнице Агате, которая однако увязла в проблемах, не может их решить в моменте, она одинока вопреки кажущейся своей успешности.
Тусовка Агаты (как выясняется — вовсе не её, а Роберта) — будто собирательный образ представителей современного общества, в котором есть инфантильные эгоисты (Роберт), опустошенные, одинокие и заблудившиеся (Агата), безликие, но привлекательные (Кир); амбициозные и добрые «нестереотипные» (Саша). Они плохие или хорошие? Рассуждать категориями «хорошо» и «плохо» здесь неуместно совсем — все они, вышеперечисленные, просто есть. Эти характеры существуют в мире картины почти безоценочно, формируя многослойность фона.
Алтарник же Матвей, потомок представителей духовенства, в этом мире становится как бы романтическим героем, пытается вырваться из косности канона, одновременно оставаясь в нём (на самом же деле проблема не в древности устоев — а в людях и их отношении (отец Матвея), что может навести зрителя во время просмотра на ложную мысль о возможном финале картины, мол, вырвется герой — и начнёт свою яркую и отвязную лучшую жизнь. Нет, фильм не об этом.
Коснувшись многообразия реального мира, Матвей осознаёт истинное значение слов о любви из послания апостола Павла к коринфянам. И уже через это осознание открывает путь к счастью другим персонажам с неидеальными судьбой и характером — даже тем, кто вроде бы должен и так справиться (герой, сыгранный Тимофеем Трибунцевым).
Сам же главный герой остаётся в церкви — но Ильин «заточает» своего героя в храме не потому, что тот «лишний», а наоборот — потому что «нужный». Матвей нужен своей приверженностью канонам и правильностью — но не напускными, а искренними, — ради истинной любви, которая может осчастливить простых, неидеальных и таких разных людей современности.
В итоге получается удивительно лёгкая картина на стыке комедии и драмы — про любовь. Но не про любовь-страдание и муки (вразрез привычному восприятию христианских постулатов), а про всеобъемлющую и — жизнеутверждающую любовь, которая призывает прощать, сострадать, думать о ближнем; которая помогает смириться и жить. Главный же герой — алтарник Матвей — не говорит о пороках поколения, потому что он сам — представитель этого поколения, а распространяет идею любви и принятия людей такими, какие они есть, становясь лучшим представителем сегодняшней России.
Фильм Сергея Ильина — отличная картина для массового зрителя: она интересна, понятна — и полезна, что далеко не часто можно сказать про ленты широкого проката.
10 из 10
19 октября 2023