Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Первый день моей жизни |
английское название: |
Il primo giorno della mia vita |
год: | 2023 |
страна: |
Италия
|
режиссер: | Паоло Дженовезе |
сценаристы: | Даниэла Мерло, Изабелла Агильяр, Роландо Равелло, Паоло Дженовезе, Паоло Костелла, Кирк Джонс |
продюсеры: | Паоло Скьярретта, Марко Беларди, Илария Дзаццаро, Джанни Нуннари |
видеооператор: | Фабрицио Луччи |
композитор: | Маурицио Филардо |
художники: | Кьяра Бальдуччи, Джемма Масканьи, Маттео Маттеи, Валерия Замани |
монтаж: | Консуэло Катуччи |
жанры: | фэнтези, комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $93 470 |
Мировые сборы: | $2 809 333 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 января 2023 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 1 мин |
#отзывпсихолога
4 человека, 4 разные судьбы, 4 разных возраста. Каждый и каждая оказываются в своем тупике. Почему?! Как? Неужели все так плохо и нет выхода? Все истории связаны с тяжелыми потерями: смерть дочери, крушение карьерных спортивных надежд и целей, отсутствие понимания и эмоционального контакта между подростком и его родителями, выгорание и утрата веры в себя и свое призвание.
Фильм буквально погружает нас в экзистенциальные измерения жизни через тему смерти. Каждый из героев оказывается в том месте, где прошлый опыт уже не работает и утрачивает смысл, а новой видимой и желаемой перспективы еще нет… состояние смыслового вакуума, взгляд на жизнь сужается до границ травмы, депрессивные переживания заполняют большую часть внутреннего пространства, человеку буквально не хватает сил для поиска новых оснований своей жизни. В теории психологии такое состояние называют экзистенциальной фрустрацией.
Сюжетная линия фильма для меня является прообразом терапевтического процесса. В результате трое из четверых все-таки выбирают жизнь. Благодаря остановке, «ракскадровке» своей ситуации, расширения границы видимого, экскурсии в будущее и восстановлению связей между временами (прошлым-настоящим-будущим) происходит обретение новых смыслов, энергий, если хотите. Это очень интересная линия, ведь в жизни мы почти не задумываемся о тех возможностях, которые обязательно и без вариантов возникнут в будущем. Фокус в том, что мы можем даже не догадываться о них, так как это область «мира невидимого». События, встречи, «случайные случайности». Заметим ли мы свои возможности, воспользуемся ли ими – вопрос, который каждый может задать себе. В этом месте и происходит внутренний выбор в пользу жизни либо в противоположную от нее сторону.
22 июля 2024
Прочитав описание фильма, я думала, что будет что-то типа «Эта замечательная жизнь» Фрэнка Капры, но нет, оказалось не совсем. Если в фильме Капры некий посланник с того света показывает, какая была бы жизнь, если главный герой вообще не появился бы на свет, Паоло Дженовезе показывает несколько дней, после того, как самоубийство уже совершенно, и мир без тебя становится немного другим. Как и в шикарных «Идеальных незнакомцах» (настолько шикарных, что наснимали уже кучу ремейков), в «Первом дне моей жизни» представлена небольшая, но разношерстная компания самоубийц: женщина-полицейский, потерявшая дочь, успешный коуч, спортсменка, которая устала быть «вечно второй» и даже ребенок-диабетик. У героев есть возможность после этой недели вернуться в прошлое и изменить свое решение. Но кто воспользуется неожиданным шансом, до самого конца фильма непонятно.
Несмотря на тяжелую тему фильм очень добрый, неторопливый и очень чувственный и атмосферный. Такой, почти «нуарный» Рим, запах утреннего кофе с пончиками и попкорна в кинотеатре, только запах, потому что людям, перешедшим грань, эти простые радости уже недоступны, поездка на море, холодное в это время года. В общем, фильм показывает, что как бы плохо в жизни не было, опору можно найти всегда, найти то, что удержит тебя от непоправимого шага.
Ну или хотя бы попытаться…
30 мая 2024
Фильм для тех, кто рядом.
Оглянитесь, посмотрите на близких вам людей, дайте им внимание, любовь, радость — смысл.
Если хоть кто-то будет так спасён, то снимать этот фильм (и ранее писать роман) имело смысл.
Сложнее всех мальчику. Он в слабой позиции на 100% в зависимости от родителей. Что привело его к решению? Отец его не любит и эксплуатирует. Что же изменилось по версии фильма, чтобы мальчик передумал? Давление ведь всё тоже. Да, он решил восстать, а что дальше? Отец просыпается и даёт ему новые аргументы для старого решения.
Вот! Вот для таких отцов это кино, а не для ребёнка. Отцу надо измениться, чтобы всё стало иначе.
Быть любимым ребёнком — критически важно.
В пару к ребёнку, чьи родители его не понимают, дана женщина у которой были проблемы с дочерью. В итоге уже взрослая!? дочь ушла, а единственный смысл жизни матери стал иметь не проходящую боль. Боль стала затихать и смысл жизни пропал. Новый смысл предложен как память о дочери. Кому-то в других рецензиях эта история показалась самым сильным местом фильма, а мне - так самым слабым.
У спортсменки синдром второго места. Тут тоже не сильно вышло. Предыстория без семьи и друзей, а рецепт излечения как раз в необходимости быть любимой. Похоже как с мальчиком.
С коучем, возможно, самая интересная линия. Он лечит души людей и сам заражается от них, устаёт, сгорает. Без остатка.
Этот фильм не для таких как он. Этот фильм для тех, кто рядом в образе жены, которая не заметила, не помогла. А могла.
Тема смысла жизни тоже довольно слабенькая, если не примитивная. Смысл в том, что надо просто быть счастливыми. Да, счастье не постоянно, но достижимо. Надо к нему стремиться. Сцена с окнами счастливых людей кажется центральной в этом фильме.
8 из 10
28 февраля 2024
Неудачно зайдя на территорию мелодрам в своём предыдущем фильме (а я готов, несмотря на явно завышенную среднюю оценку КиноПоиска, спорить о том, что «Супергерои» – смесь пустословия, необязательных вульгарных подробностей и жанровых штампов, ведь дьявол, как известно, кроется в деталях) Паоло Дженовезе, популярный в России в основном по разговорной социальной драме «Идеальные незнакомцы» (хотя пора бы уже сменить пластинку, ибо в фильмографии итальянца есть множество других классных работ), решил своевременно скорректировать курс, сделать разворот и вернуться к своему же роману 2018 года (да, да, он ещё и книги пишет) – к той самой гремучей смеси магического реализма, загробной психотерапии и философской притчи, какая имело место в его отличной картине «Место встречи» 2017 года. Только отличие от «Места встречи» Дженовезе буквально с первых же кадров раскрыл все карты, отринул детективную составляющую и как бы тем самым предупредил зрителя, что крутых сюжетных поворотов на сей раз ждать, скорее всего, не стоит (в связи с чем, например, сравнивать новинку прошлого года с «Простой формальностью» Торнаторе уже вряд ли получится, как это было с «The Place»).
Тут в полном мере и проявляется универсальное правило, согласно которому впечатление от просмотра во многом зависит от настроя и ожиданий самого зрителя. Приготовившись было к занудной двухчасовой разговорной истории о спасении самоубийц без какой-либо надежды на интересные сюжетные ходы, в какой-то момент я понял, что «Первый день моей жизни» нужно рассматривать с совершенно другой стороны – сугубо смысловой. А что, если и правда души людей после их смерти, перемещаются по Земле и как бы видят окружающий мир со стороны? Видят своё покинутое тело, видят, как их хоронят, видят своих родных, друзей, знакомых, оплакивающих их… Просто представьте, что ваши умершие родственники сейчас наблюдают за вами… А что если представить, что где-то там действительно даётся второй шанс всё исправить, и некий проводник в загробный мир Харон (роль которого в фильме исполняет любимец другого ведущего режиссёра с Апеннин Паоло Соррентино – Тони Сервилло) везёт вас на лодке (ну, или на старенькой машине) именно в те места, которых вы заслуживаете? По желаниям, страхам и воспоминаниям. По меньшей мере, это красивое допущение. Однако, помимо просто красивой сказочки, Дженовезе затрагивает и большую социальную проблематику нашего времени, собрав в одну группу самоубийц разных мастей – оказавшуюся в инвалидном кресле спортсменку, женщину-полицейского, потерявшую единственную дочь, а вместе с ней и смысл жизни, запутавшегося в своих мыслях мужчину-коуча и даже ребёнка, которого родители эксплуатируют ради наживы (детская суицидальная тенденция и её связь с социальными сетями – это вообще отдельная история). С каждым в отдельности и со всеми вместе автор проводит сеанс индивидуальной и групповой терапии, смотреть на который, оказывается, вполне интересно!
А потом в какой-то момент понимаешь, что крутой сюжетный поворот здесь всё-таки есть, и что разбросанные по фильму «пасхалки» были не просто ради красивого словца или пустого намёка на какую-то связь с прошлой фильмографией итальянца (оставшийся в памяти ресторанчик с клетчатым полом и присутствие среди других героев персонажа в исполнении Валерио Мастандреа, которое поначалу воспринималось случайным), и что «Первый день моей жизни» – есть ни что иное, как… Ну, впрочем, ладно, обойдёмся без спойлеров. И вот тогда-то по-настоящему накатывает восторг от такой придумки режиссёра и трёх его сосценаристов, что хочется крикнуть в экран: с возращением, маэстро!
Ну и, конечно, смысловое впечатление никогда бы не смогло проявиться в полной мере без надлежащего оформления. «Il primo giorno della mia vita» хоть сейчас бери и включай в виртуальный Оскар 2023 года по таким номинациям, как: лучший актёрский ансамбль (не нуждающиеся в представлении звёзды современного итальянского кинематографа Тони Сервилло и Маргерита Буй, уже отмеченный Валерио Мастандреа, Сара Серрайокко из «Двойника» и фотогеничный упитанный непоседа Габриэле Кристини), лучший саундтрек (Дженовезе, как обычно, очень избирателен в композициях, дополняющий основную инструментальную тему, за которую снова отвечал композитор Маурицио Филардо; особенно хочется отметить одноимённую с кинолентой песню Джорджии – легко найти на Youtube), художественное оформление, не говоря уже о режиссуре и собственно самом сценарии. А когда всё это гармонично дополняет друг друга и что называется подаётся «в одном флаконе», на выходе получается один из лучших иностранных фильмов прошлого года, смотреть который всё-таки лучше после «Места встречи», чтобы понять все вложенные в него идеи и скрытые смыслы.
28 января 2024
Этот фильм абсолютно случайно появился в моей жизни, благодаря предложению КиноПоиска и аннотации, где было написано 'от автора Идеальных незнакомцев'. Памятую о шедевральности того произведения, я отложил все свои планы и решил посмотреть 'Первый день моей жизни'.
Навряд ли КиноПоиск эмпатирует в сторону зрителя, но фильм пришелся как раз кстати - кризис среднего возраста все дела. По фильму же главные герои максимально далеко разбросаны в своем возрастном диапазоне - от школьника до женщины лет 50. И есть то, что их объединяет - они нашли достаточно причин, чтобы покончить жизнь самоубийством.
Дальнейшие 1,5 часа мы наблюдаем, как приводятся множества аргументов со стороны 'проводника', что жизнь прекрасна, во всех её проявлениях, но не стоит надеяться, что не будет сложных моментов. Но выбор всегда за нами.
Сам замысел и идея просты и понятны, на эту тему сказано много слов, написано много слов и снято много фильмов. Но важная особенность данного произведения - возможность альтернативной точки зрения - какая будет жизнь других людей, если не будет тебя? Это очень открывает глаза, как будто до этого под этим углом и не пытался посмотреть.
Очень глубокий смысл на остросоциальную тему, приятная картинка, в эмоциональная игра актеров, фильм действительно хорош, но смотреть его желательно в нужный момент.
Практически маленький сеанс психотерапии.
Рекомендую.
21 января 2024
Эх, посмотрел за последнее время довольно много картин, но такого позитивного кино, хоть и не без тени грусти, я давно не встречал. Это изумительная история, придуманная четырьмя сценаристами, включая самого режиссёра, даёт нам возможность посмотреть на нашу жизнь со стороны и понять, что все наши невзгоды и трудности порою не стоят того, чтобы отказываться от неё как в прямом, так и в переносном смысле. Жизнь эпизодами прекрасна и удивительна была, может быть таковой сейчас или будет в будущем. Да, мы никогда не знаем наперёд и порою свято верим в судьбу, которую сами себе и выбираем, холим её и лелеем, а потом делаем свой же выбор причиной всех наших несчастий, увы.
Эта рассказ о совершенно разных людях, жизненный путь которых в силу разных причин привёл их к краю своего бытия, но всё же подсознательно цепляющихся хоть за что-нибудь, что позволит им увидеть смысл в своей жизни. Что особенно меня восхищает, так это то, как деликатно и трогательно до глубины души создатели картины исследуют природу отчуждения человека, то, каким болезненным и при этом совершенно незаметным для окружающих может быть его путь, иногда ведущий к пропасти. Как осторожно и ненавязчиво приводят к мысли о том, что ничего вроде не значащие слова или бестолковые поступки окружающих нас людей, порою, могут иметь огромное значение в судьбе каждого из нас, и кого-то тянуть на самое дно, к трагедии, а кого-то, наоборот, к чему-то светлому и счастливому. Но что бы ни происходило вокруг нас, в нас самих есть те силы, которые нужно только распознать и научиться их использовать. И да, иногда требуется рисковать, ибо без этого жизнь будет пресной и не будет ценна именно тем, что мы имеем свободу воли, что у нас всегда есть выбор, которым ещё нужно учиться пользоваться. И не важно к чему этот выбор, сделанный по расчёту или всего лишь как душевный порыв, приведёт, зато жизнь не будет пустой и бесплодной. В этом смысле, эпизод с сальто на парапете крыши дома в финальной части просто великолепен, как великолепна и музыка, используемая для усиления восприятия. Таких ярких эмоций я давно уже не испытывал…
Да, как говорит один из персонажей любимого мной отечественного фильма, спасти всех не получается, и, наверное, никогда не получится. Но в этом и смысл. Как мне показалось, авторы дают нам понять, и я с этим соглашусь, что те, кого спасти не удаётся, уходят не зря, потому что так или иначе заставляют задуматься других и тем самым невольно помогают уберечь их от крайнего шага. Всё в этом мире происходит не зря… Во всяком случае очень хочется в это верить…
Напоследок остаётся лишь пожелать создателям этого изумительного кино творческого (и не только) успеха и в будущем, а зрителям просто собраться и посмотреть фильм.
9 из 10
4 января 2024
Если не читать описание, то, исходя из названия, последнее о чём ты будешь думать, так это о том, что этот фильм о самоубийцах. Мне кажется, это верно, именно так ты и ощцщаешь своё решение уйти, как первый день, когда тебе уже не больно, как избавление, как прекращение муки. И для каждого из героев это был выход.
Мы видим людей, которые решили таким образом решили избавить себя от удушающей муки. И эта мука у каждого своя, кому-то невыносимо всю жизнь быть второй, кто-то заперт в идиотских родительских ожиданиях, без права распоряжаться своей жизнью, кто-то не смог пережить потерю ребёнка, а кто-то, имея всё, потерял всякую возможность ощущать эту жизнь.
И есть пятый человек, проводник, когда-то также выбравший эту дверь, и теперь он держит за руку на пороге всех, кто также решается на этот шаг. Держит не с идеей отговорить или примирить с жизнью, а дать возможность почувствовать и принять решение не из невыносимости, а из любви.
Идея второго шанса, чуда может быть спорной. И меня, как прожжённого скептика, который также стоял на этом краю, она сначала заставила усмехнуться. Мы знаем, что там ты остаёшься наедине с пустотой и со своим решением: делать этот шаг или нет. И при этом нам, как никому знакома эта жажда, сопряжённая с отчаяньем, чтобы кто-то всё же сказал тебе: «Не уходи. В тебе есть смысл!»
Фильм безусловно можно назвать уникальным и трогательным, а режиссёра настоящим смельчаком, решившимся осветить эту тёмную тему. Я думаю он выполняет свою главную, смысловую функцию, дать кусочек надежды каждому, кто эту надежду утратил.
Потому что ничего не может быть чище и важнее этой надежды на то, что ты ещё не всё успел тут, на земле.
4 января 2024
Столько людей в мире на грани. Грань - это конец чего-то, последняя миля, черта, за которую нельзя переступать. Самая волнительная и чарующая в чём-то грань - грань между жизнью и смертью. Многие её переступают так или иначе.
Многие говорят, что за гранью ничё так. Кто-то верит в новый мир и ищет там рай. Кто-то уходит в мир иной по независимым/независящим от него причинам, а кто-то торопится, подгоняя своё время. Эта история о самоубийцах, но каких... И они вдруг зависли на грани, на самой границе жизни и смерти.
В последнее время кино из Европы какое-то мрачное поступает, тёмное во всех смыслах, деструктивное, надломленное. И ведь вроде эта часть света самая счастливая по многим статистикам. Отчего же тут снимают столько откровенно негативного чего-то?
То ли европейцы задумываются часто о конце света, конце своей жизни на досуге... то ли им просто стало скучно снимать кино о чём-то светлом. Хотя это кино не совсем только о печали. Тут, естественно, много и позитивного как бы на контрасте... чёрное может чередоваться с белым.
Это кино порождает или пытается породить свою философию жизни и смерти, которая могла зародиться только в сердце Европы. Это унылая философия, в которой нет стержня, нет опоры, а только сопливые разговоры, но и они могут помочь кому-то не совершить ошибку, как кажется, наверное, авторам этого кино.
Но да ладно. Сколько людей - столько и рецензий может быть разнообразных. Зато в фильме много привлекательных кадров, мягкие расслабляющие голоса дубляжа, сами персонажи разнообразные, даже локаций много разных, хотя и чисто по цветности они все однотонные.
27 декабря 2023
Хорошо, что не пошел в кино, любые лишние шумы мешали бы погрузиться в фильм и проникнуться в нужной степени. В самом деле, иногда идея просмотра фильма в полностью выкупленном зале не кажется такой уж дикой: пусть раз в месяц или даже реже, зато совершенно никто не будет фонить. Или подвариант: собрать КИНОКЛУБ МОЛЧУНОВ, умеющих 2 часа просидеть в зале беззвучно. А что, это мысль.
В фильме почти нет статичной камеры, почти каждый кадр сопровождается панорамированием в разных плоскостях, — это словно взгляд ангела, парящего вокруг героев, наблюдающего за ними все время. В отличие от трясучки 'ручной' съёмки, такая неподвижность не только не утомляет, но и добавляет ненавязчивой динамики в повествование весьма медитативное и неторопливое.
Параллели с прочими подходами к теме пост/суицидальной неизбежны, от главного рождественского фильма американцев It's a Wonderful Life 1947-го до наших Пассажиров 2020-го, к сожалению, совсем сдувшегося уже на старте 2 сезона. Сходства с первым авторы не скрывают: здесь тоже будет мост и диалог на нем, только не в начале фильма, как у Фрэнка Капры, а в конце.
Поначалу казалось чрезмерным добавлять в эту довольно *взрослую* историю ребенка, но зато именно благодаря этому персонажу удалось лучше всего связать все сюжетные линии воедино; мои комплименты синьору Дженовезе, поставившему фильм по собственному роману. Кстати, юный актер ещё и отлично сыграл — почти не играя.
И понятно, что этот фильм вряд ли кого-то сможет остановить или там вразумить, — кино мало способно к какому-либо воспитанию, как и искусство вообще. И все же парочку интересных мыслей оно вполне может поместить в голову зрителя. Уже хлеб.
25 декабря 2023
'Первый день моей жизни' - наивная, но для кого-то очень жизнеутверждающая сказка про то, что каждому самоубийце еще дадут шанс всё исправить
За креслом режиссера - Паоло Дженовезе (автор 'Идеальных незнакомцев'), в роли почти Бога - Тони Сервилло (любимый актер Соррентино), тема фильма - спасение уже умерших, да еще и по собственному желанию. Казалось бы, что может пойти не так...
На самом деле многое. И в итоге сам Дженовезе выглядит как его герой, занимающийся позитивными тренингами и учащий паству жить правильно. Такой типичный venditore di merde. Хотя возможно Дженовезе, известный хитрыми шагами в своих фильмах, всё так и задумывал, отсылая фильм к пространству пост-иронии. Но сомнения-сомнения-сомнения.
Сюжет 'Первого дня моей жизни' развивается скоротечно. Четверо людей, которые наложили на себя руки, оказываются в машине со странным таксистом. Он везет их в гостиницу где-то в закоулках Трастевере и проводит медленную, тягучую терапию. После семи дней, тут заложена понятная аналогия со днями творения, каждому из пациентов будет предложен второй шанс. Такой заковыристый ответ на извечный детский вопрос 'а каким будет мир без меня'.
Все герои разные. Их причины понятны уже через полчаса фильма. Ребенок-диабетик, из которого непонимающие родители делают звезду соцсетей. Поломанная спортсменка, никогда не завоевывавшая золото. Продавец счастья, несчастный внутри. И стареющая дама бальзаковского возраста, потерявшая дитя. Крайне стандартный набор причин для суицида.
Действия фильма происходят в южных районах Рима, здесь и ровное побережье Остии, и полузакрытые навесами траттории по ту сторону Тибра. Снять их некрасиво - задача философская и доступная только при каком-то особом таланте. Поэтому фильм глазком камеры смотрится симпатично - сложные ракурсы, ночной дождь и первые средние планы с размытой опцией диафрагмы.
У фильма слишком слабая мораль. Вторичные попытки доказать, что за каждым самоубийцей скрывается не слабый человек, а просто не справившийся. Довольно банальные приемы шоковой терапии. Весь фильм спотыкаешься на мысли - чего же тут такого, что каждый бы из нас еще не видел. За красотой внешних декораций и убаюкивающем темпе необходимо прятать, как минимум, идею посложнее.
Паоло Дженовезе умеет снимать триллеры с чарующей идеей. Такой итальянский магический реализм. И здесь его подвел даже не подход, а сама история, которая на проверку оказалась слишком простой и незамысловатой. Хороша музыка, но так мы и до этого знали, что Скитер Дэвис создает щемящую атмосферу. Прекрасен Сервилло в роли рассказчика, да что за планету мы сейчас открыли? Ну и про Рим я уже всё сказал
В итоге, 'Первый день моей жизни' - это тонущий в самоповторах островок простой мудрости, о которой далеко не всем надо напоминать. Впрочем, видимо, кому-то всё нужно. А значит, для кого-то и это кино обретет целебный эффект. Ну ладно, пусть смысл будет таким
3 ноября 2023
В этом фильме речь идет о самоубийцах. Самоубийцах в одном итальянском городе.
С первого взгляда кажется, что эти случаи сложные – девушка-инвалид, мальчик сахарным диабетом, мужчина с депрессией, женщина, потерявшая дочь. Но по ходу разворачивания действия всё больше начинает казаться, что люди эти, как бы помягче сказать, в общем – с жиру бесятся. У них нет каких-то тяжелых условий жизни. Жизнь их вполне благополучна. Вдруг оказывается, что девушка-инвалид совсем не инвалид. Мальчик совсем не страдает от своего диабета, хотя, конечно, отношение к нему родителей очень травматично. Совсем плохо раскрыта тема мужчины с депрессией. Я понимаю, что это тяжелое заболевание, которое отравляет жизнь. И многолетняя борьба с этим недугом может привести в конце концов к трагичной развязке. Но внутренние переживания героя совсем не раскрыты.
В общем, кажется, что все проблемы этих людей решаются посещением психолога и, быть может, курсом антидепрессантов. И мне вообще было непонятно, как они могли решиться на такой поступок, как самоубийство. Может быть автор и хотел показать, что люди, живущие в общем-то благополучной жизнью, решают свести счеты с жизнью по каким-то несущественным причинам, и в этом и есть трагедия современного общества?
А я-то думала, что в фильме будут решаться сложные экзистенциальные проблемы – вроде – стоит ли всю жизнь (может быть и недолгую) страдать от неизлечимого заболевания или лучше закончить эту жизнь пораньше, стоит ли искать способы сделать жизнь интересной для инвалида или страдания перевесят желание жить…. Сложные случаи, когда жизнь действительно невыносима, может быть из-за физических условий, которые сложно изменить, или из-за моральных страданий (после преступлений, например), но нет… Изучение таких проблем автора не интересовали. А жаль...
После фильма Идеальные незнакомцы все остальные творения режиссера оставляют послевкусие разочарования.
Справедливости ради – смотреть фильм было интересно и, наверное, полезно для раздумий.
1 ноября 2023
Писать отрицательные рецензии на фильмы о самоубийстве – дело неблагодарное, и тех, для кого в данной теме важна эмпатия и деликатность, я прошу не читать рецензию. Она адресована тем странным зрителям, у кого, как и меня, от слова «самоубийство» в сердце еще ничего не екает – есть шанс, что таким людям фильм, как и мне, не понравит(л)ся.
На мой взгляд, кино очень вялое и нудное. Не потому, что медленное (ничего не имею против медленного кино), а потому, что за этой медленностью мало что стоит. Многие сцены – что есть, что нет. Интересных режиссерских ходов я не увидел, тонких диалогов не услышал, Тони Сервилло новых сторон своей актерской игры не раскрыл, музыка, как в старом анекдоте, прекрасна лишь та, что отнюдь не нова. Но какое это имеет значение, может спросить зритель, если фильм поднимает столь важную тему? Да прямое, в общем. Если фильм, посвященный попыткам вернуть четырем людям радость жизни, соблазняет неторопливого интроверта (меня) пользоваться кнопками промотки и повышать скорость на 1.25, это не слишком-то хорошо. Знаю, что некоторые зрители нашли фильм 'жизнеутверждающим' - это впечатляет, потому что ничего подобного я не увидел в упор.
Отдельно хочется остановиться на героях, вокруг которых сконцентрирован смысл фильма. Что мне понравилось – верится, что все эти люди действительно хотели расстаться с жизнью. Их крайне нелегко расшевелить, соблазнить возможностями, которые любой голливудский персонаж поймал бы не задумываясь даже после сколь угодно глубокого персонального апокалипсиса, сразу после заведомо положительного ответа на вопрос “are you all right?”. Здесь же тоска мира в серых красках передана как следует.
Но вот что тревожит – почему эти люди хотят расстаться с жизнью. Кроме Арианы (сцена, где она объясняет, как проснулась утром и поняла, что боль может пройти – одна из лучших в фильме), они не вызывают у отстраненного зрителя-меня ни понимания, ни сопереживания. Ну рили, причина удивительно настойчивого коуча прыгнуть с моста, кажется, тупо в том, что он коуч. И он, и большинство остальных в фильме – какие-то запредельные эгоисты, существующие исключительно в мире собственных страданий и просто не хотящие жить. Глядя, как их настойчиво пытаются вернуть к жизни эмоциональным давлением и тоскливыми проповедями, в реакции героев зачастую уже совсем не верится. Концовка так же вымучена, как и усилия героя Сервилло.
… в одной из сцен местный ангел отвечает на вопрос Арианы, что ее дочь жива в какой-то форме. И затем после красочной речи уточняет – в воспоминаниях. На месте Арианы я бы наверно с кулаками набросился на такого проповедника. Но возможно, эта сцена вообще главная в фильме, объясняющая всю его неполноту и уныние. Ангел может не уметь летать, но ангел без Бога - это как «абсолютная ценность каждой человеческой жизни» без действительного воскресения. Тогда понятно, почему слова такого странного, онтологически неполноценного существа настолько пусты; а еще – что же не так с «похожим» на него коучем.
Перед нами несмелая постмодернистская «сказка», пустая по доброй воле, сознательно отказывающаяся верить в собственный же ангельский нарратив. В духе времени, но абсолютно без смысла и подлинной любви к жизни. За любовь здесь отвечает лишь Ариана, она и оказалась-то здесь, потому что боится в этом кошмарном злом городе любовь потерять.
В общем. Фильм навел меня на размышления, но скорее от противного. Сам по себе мне он кажется вымученным. Наверное, можно посмотреть в качестве бонуса к действительно блестящему «Киту» относительно смысловой пустоты секулярного общества. Но если искать фильм про экзистенциальный кризис и как от него отговаривают, я лучше пересмотрю «Отпуск в сентябре».
31 октября 2023
Как это часто бывает, я начинала смотреть фильм с телефоном в руках, параллельно листая ленты соцсетей. Показалось вначале, что будет много нарочитой трогательности и банальностей, свойственных теме фильма.
Но постепенно я всё больше погружалась в картину и в истории персонажей. Я бы не сказала, что все главные герои показаны объёмно - могла быть не совсем ясна их история в целом, и не слишком явно обозначен путь к той точке, где они оказались - выбора жизни или смерти. Однако в фильме без прикрас показана их сегодняшняя ситуация - переживаемые ими чувства и вопросы по поводу происходящего - где они сейчас, что они могут, а что нет, что будет дальше, если они продолжат жить.
Хорошо показаны и отношения, складывающиеся между персонажами. Взаимная поддержка героев, их желание понять друг друга, понять мотивы принятого трагичного решения вызывают большую глубину сопереживания.
Хочется отдельно отметить прекрасную постановку сцен (и Рим фоном, и свет, и интерьеры), и, конечно, искусно подобранный саундтрек - всё было на своем месте.
Пожалуй, фильм приводит к очевидным выводам. Однако провозглашая их словами - рискую натолкнуться на банальности, которых сама боялась в начале фильма. Но фильм даёт прекрасную возможность всё почувствовать и понять самому.
30 октября 2023
Паоло Дженовезе снял очень трогательное кино, настоящее кино, и на сегодня «Первый день моей жизни» — его лучший фильм. Тема деликатная и серьезная, ее пытались обыграть многие с разных сторон и жанров, но мало у кого получилось. У режиссера вышло, возможно неидеально, но без фальши и предельно профессионально.
Герои видят свое настоящее и будущее, вспоминают прошлое, в котором возможно они упустили что-то важное. И вот когда они смотрят на свою жизнь со стороны и появляются ответы и надежда… а следом за этим возможность переиграть принятое решение.
Комплексы, неудачи, одиночество и страх остаться с этим всем один на один. И чем старше ты становишься тем чаще ты будешь об этом думать. Но знаете что здесь самое важное? Нет в этом кино какой-то тотальной безысходности, безнадежности. Ты смотришь и понимаешь что как бы это не закончилось, все равно какой-то лучик останется.
Повествование меланхоличное, тягучее, много крупных планов и нуарный Рим, а еще прекрасный саунд, и просто изумительный видеоряд, можно скринить через кадр.
Взрослый, разговорный фильм, но за последнее время только эта лента оправдала ожидания от качественного кино в полной мере, такое, увы, случается очень и очень редко.
Смотрите хорошее кино)
И ждем ремейков, так уже было с «Идеальными незнакомцами».
Очень рекомендую.
24 октября 2023
«Первый день моей жизни» своей атмосферой очень похож на «Место встречи» с тем же Валерио Мастандреа.
Медленный, вдумчивый фильм, где пару раз пришлось действительно погадать, чем закончится, ведь стопроцентной уверенности не было ни в одном исходе. На протяжении всего фильма безысходность то берет свое, то уступает место надежде.
Мрачноватая атмосфера фильма поднимает основные проблемы и ощущения тех, кто решил покончить с собой, но в этой тьме находится место любви, ссорам, радости, страху, смелости, прощению, музыке и смеху.
Экшена особо нет, но фильм удерживает внимание, совмещая четырех совершенно разных отчаявшихся персонажей с абсолютно разными, но реально существующими проблемами, которые стали причиной ухода из жизни. Женщина, потерявшая дочь, подросток, которого эксплуатируют, девушка-спортсменка, ставшая инвалидом, и коуч в депрессии. Герои то вызывают сочувствие, то недоумение, то злость, но уж точно не равнодушие.
Поэтому после фильма хочется посидеть в кресле еще 10 минут, чтобы остаться еще ненадолго в этой атмосфере и осмыслить финал, не хочется сразу бежать и делать дела, хочется дать устаканиться всем ощущениям.
Актеры, на мой взгляд, сыграли чутко и тонко, хотя не могу сказать, что супер эмоционально. Но фильм этого и не требует — как я уже сказала, он плавный и меланхоличный.
Концепция чистилища, разумеется, не нова. Героям дали второй шанс. Жаль только, что реальных решений проблем режиссером предоставлено не было. А то, что в жизни много чудесных моментов (до них просто стоит дожить) для тех, кто стоит на краю и готов прыгнуть, аргументом не является.
Переосмыслить свой выбор или принять то же решение? Каждому свое, и порой даже самые близкие ничем не могут помочь или просто не замечают.
Но надежда…
Надежда, все же, есть. И всегда будет.
7 из 10
22 октября 2023
После шикарных «Идеальных незнакомцев» и «Места встречи» с нетерпением ждал новую работу Паоло Дженовезе. Однако далее он снял классическую мелодраму «Супергерои», сюжет которой совсем не заинтересовал. А вот его следующий проект уже вызвал недюжий интерес, ибо здесь уже сплав мистики и драмы о жизненном выборе. Фильм был снят ещё в 2021 году (о чём говорит финальный копирайт в титрах), но до кинопроката добрался лишь в этом году. В центре сюжета история о нескольких самоубийцах, которые довели задуманное до конца. После смерти они встречают загадочного пожилого мужчину, с которым им предстоит провести 7 дней. Фильмы с подобными сюжетными конструкциями встречались и ранее, и было интересно в какую сторону будет развивать историю Дженовезе. И, надо сказать, режиссёр (он же написал роман, по которому снят фильм) не разочаровал. Кино обладает тем самым магическим, утончённым и мягким европейским шармом и витающей в воздухе, обволакивающей светлой грустью и обречённостью. Наблюдать за перипетиями сюжета и трансформацией героев безумно интересно, а повествование погружает в себя моментально.
В кадре вновь один из любимчиков режиссёра Валерио Мастандреа, и как всегда обаятельный Тони Сервилло. Остальная троица Маргерита Буй, Сара Серрайокко и юный Габриэле Кристини прекрасны, где нужно драматичны и милы — все живые и непосредственные. Вообще, общая изящность и мягкость постановки и актёрский игры — один из главных козырей картины, не говоря уж о сценарии и авторской подаче. Все базовые конфликты на месте, и при этом поданы без натужных истерик и с должным стержнем, и при этом мягко. Очень хорошее кино, эмоциональное, трогательное, берущее за душу и с фирменной грустинкой.
20 сентября 2023