Отпуск в октябре
6.2
6.6
2023, драма
Россия, 1 ч 52 мин
18+

В ролях: Мария Мацель, Геннадий Блинов, Анна Завтур, Евгений Ткачук, Юлия Марченко
и другие
Молодая актриса Света окончила театральную академию, живет в Санкт-Петербурге и мечтает сниматься не в проходных сериалах, а в серьезных фильмах и играть серьезные роли. Ей везет, она попадает в болливудский проект, в котором собраны звезды кино, лучшие диджеи и хореографы страны. Но все оказывается не очень просто. Никто не знает сценария, актеры месяцами живут в маленькой гостинице и не понимают происходящего. Оказывается, что помимо основных съемок, актеры, диджей и хореографы участвуют в странной игре.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Отпуск в октябре

год: 2023
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Алексей Родионов
композитор:
художники: Даниил Буравлев, Екатерина Попова
монтаж: ,
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $19 418
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 52 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Отпуск в октябре», 2023

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Отпуск в октябре», 2023

Оммаж всему кинематографу

Для начала следует предупредить, что данная лента – это 100% артхаус, причем практически на гране андеграунда, со всем вытекающими.

Ждать от данного формата стандартной или хотя бы понятной структуры построения сюжета по крайней мере наивно. В данном случае вероятно задумывалась сказка с множеством метафор и аллегорий, но была ли у автора конкретная задумка или получилось, как получилось – это уже риторический вопрос.

Лично мне подобные картины нравятся тем, что дают большой простор для интерпретаций и пытаться сформулировать свои ощущения от просмотра не менее интересно, чем читать альтернативные интерпретации в отзывах и рецензиях.

Мне картина по духу напомнила сразу 2, казалось бы, никак не связанных фильма:

– «Последний герой» (1993г), где протагонист попадает в мир боевика и ловит когнитивные диссонансы от местных нравов. В данном случае, воспользовавшись аналогом залотого билета (которым выступает Гезель) главная героиня попадает в мир стереотипной мыльной оперы, где в «рабочее время» аборигены, практически на автомате, отыгрывают свои роли, но когда съемка останавливается никто толком не может понять, что же это было, зачем и что теперь?! Чтобы хоть как-то вдохнуть смысл в происходящее герои ленты начинают, как могут развлекать сами себя.

– Во второй половине начинается действо, по духу очень похожее на «Отвязанные каникулы» (2012г) Там, как и тут, крайне сложно (может и невозможно) сформулировать суть происходящего, но за счет сюрреализма, гротеска и абстракций картина отлично передает атмосферу богатого и во многом противоречивого внутреннего мира персонажей. Никто из героев понятия не имеет что происходит и что делать, но от природы не убежишь – неопределенность чужда человеку. Герои, практически не имея никаких объективных данных, вслепую пытаются нащупать что-то, что может изменить существующее статус-кво (причем без разницы в какую сторону).

В результате такого причудливого гибрида получился своего рода оммаж кинематографу, как явлению. Для внешнего наблюдателя кинематограф представляет из себя черный ящик, стабильно извергающий из себя всякое разной жанровой принадлежности и качества.

Для людей же, варящихся в этой отрасли (возможно за исключением самого топа) изнанка процесса везде и во все времена, практически наверняка выглядит приблизительно одинаково, будь то эпоха застоя 70-х в СССР или современный Болливуд.

Съемочная площадка напоминает муравейник, где актеры, как и остальные члены съемочной команды делают что-то сильно узкоспециализированное, доведенное до автоматизма, часто даже не пытаясь вникать в замысел происходящего, причем не зависимо от места в иерархии. Разумеется, ходят слухи, что где-то есть кто-то, кто видел сценарий или хотя бы приблизительно понимает что происходит (но это не точно). То как обыграна текучка кадров, которая в ленте является чуть ли не основным двигателем сюжета – это однозначно браво!

Повторюсь – это артхаус, он по своей природе оперирует больше концепциями, чем фактурой и тут с этим полный порядок. Если понимать и принимать законы жанра, то уникальный опыт гарантирован.

9 из 10

17 апреля 2024

Ковер, Свема и алхимический камень

В конце уходящего года можно смело поздравлять отечественного зрителя – в российском кинематографе появился режиссер, умеющий делать в «синема» тоже самое, что и Михаил Елизаров на бумаге – переплавлять советское культурное наследие в магическую сказку. «Отпуск в октябре» Романа Михайлова, одного из самых плодовитых отечественных режиссеров (за пять лет он снял сразу пять фильмов), наконец, выстрелил, а количество перешло в долгожданное качество. Нет, разумеется, предыдущие фильмы Михайлова, длившиеся чуть больше часа, были весьма любопытны, но было ощущение, что автор готовится к чему-то большему. «Отпуск в октябре» равнозначен «Библиотекарю» и в отличие от литературного собрата умудряется не растерять всю энергию по пути к затейливому финалу.

Пересказывать сюжет «Отпуска» – значит упустить часть его магии, такие фильмы нужно смотреть очень внимательно, подпадая под очарование их хореографии, мифологии и потусторонности. Если кратко, это Дэвид Линч, снятый на пленку Свема, отраженный в узорах советских настенных ковров, Гаспар Ноэ в его опытах по разжижению галлюциногенного пространства и даже полубезумный веб-сериал «Внутри Лапенко» с его дикими допущениями к истории.

При этом Михайлов – очевидный трикстер, вместе со зрителем разбирающий на экране матрешку смыслов и главный из них деконструкция самого цельного периода советского кинематографа – бесконечного сериала о «лишних» людях эпохи Брежнева. И разыгрывает этот сюжет режиссер как по нотам, со своей постоянной актерской труппой, натренировавшейся на первых фильмах Михайлова – Евгений Ткачук, Кирилл Полухин и Федор Лавров органично перетекают из картины в картину, получая разное количество экранного времени, но каждый раз выглядя как влитые в едином авторском пространстве.

Сентенция о том, что незаметно для себя мы шагнули в новые 70-е, теперь воплотилась и в кинематографе. Михайлов задумывается, а что, если дать сегодняшним героям шанс заглянуть на полвека назад? Что если найти пропуск на уровень выше к грустным, но живым героям прошлого, а потертая пленка Свема дает эту возможность уставшим и заблудшим жителям неспокойных 20-х? Что если разыграть сцены из жизни Зилова и Бузыкина, значит запустить машину времени? Что если зыбкие болотистые времена брежневской эпохи – самые спокойные и счастливые для нашей страны? Тайный клуб любителей застойного кино и пленки Шосткинского комбината будет постоянно экспериментировать с алхимическим камнем, в попытке проникнуть в коллективное советское бессознательное и наконец разгадать феномен того кинематографа.

В этом постоянном ожидании Годо и кроется, наверное, ключ к этой лихой постмодернистской картине – если долго вглядываться в магический поток, то он может подхватить тебя и унести за собой. Но вопрос заключается в том, а есть ли там настоящая жизнь или это очередной эрзац, как очевидно и сам алхимический камень?

30 декабря 2023

Сон во сне во сне во сне

Первый фильм Романа Михайлова знакомил нас с провинциально-мистическим сюром (если ооочень грубо). Второй играл с цветом, разностью пространств и молчаливой метафизикой меланхолии (если ооочень грубо; я по сути просто подбираю слова в тон, не особенно задумываясь о смысле). Третий сохранил и углубил достижения первых двух, привнес что-то свое (в частности - рефлексию о феномене кино!) и вышел на принципиально новый уровень. Это уже не яркая (образно выражаясь), но неустойчивая 'Сказка для старых' и не медитативное, но 'одномерное' 'Снег, сестра и росомаха'. Это 'Отпуск в октябре' - шедевр и событие.

Серьезно, Отпуск крут настолько, что я во время просмотра не верил своим глазам - может ли быть такое? можно ли снять такое сегодня и у нас? В конце концов, я остановился на вот какой мысли:

'Отпуск в октябре' - либо гениальное кино, либо неотличимая подделка под гениальное кино. Оба варианта подразумевают, что фильм более чем удался - и с этим спорить смысла нет. А сама по себе 'дихотомия недоверия' зиждется, вероятно, на том, что я, как зритель, максимально отвык от появления гениальных фильмов (навскидку из новейшего времени не вспомню и пяти - даже Балабановские шедевры язык не поворачивается назвать гениальными). Возможно, это доля гениального кино - вызывать не только восхищение, но и сомнения. Шедевр - велик, но понятен, нечто гениальное - выше шедевра, но туманно и непонятно до конца. Впрочем, я увлекся.

Михайлов снова создает фильм-пространство, внутри его создает еще одно пространство - осязаемое до мурашек - и получается эдакий флексагон. Музыка (и даже элементы мюзикла - превращающие 'Отпуск' не в фарс, а в нечто... ну, допустим, метамодернистское) играют свою роль, цвет играет свою (настраивая зрителя на особую волну), актеры, понятно, играют свое (к привычному касту присоединился внезапно Юра Борисов)... Нет, не о том я говорю, не хочется общих фраз. 'Отпуск' - это портал-карман-волшебство, работающий на свете, цвете, музыке и чем-то неосязаемом, каком-то 'внутреннем воздухе'. И штука в том, что проваливаясь куда-то 'за', карман этот выворачивается в себя самого - потому что осмысляется в том числе не что иное как _кино_. Да, в 'Отпуске' удобно говорить об этом - по сюжету идут съемки фильма - но рефлексия на тему сути, глубинной какой-то сути феномена кино представляет из себя нечто центральное и важнейшее, прорывающееся сперва через ткань сюжета, а затем и через ткань фильма как такового. Можно бы сказать так: 'Отпуск' говорит сам с собой, но некоторые реплики адресатом имеют зрителя. В итоге получается зеркальный лабиринт, выгнутая петля, заворачивающаяся сама в себя и оттого производящая особое впечатление.

И уже не столь существенным кажется то, что октябрь в фильме разговаривает с сентябрем - то есть что значительная часть сюжета строится на взаимодействии с одним из лучших фильмов советской эпохи ('Отпуск в сентябре', само собой). И то, что это кажется не столь существенным, само по себе - аргумент в пользу гениальности, потому как в ином случае одной этой оммажной игры было бы достаточно для десятки. А тут и она меркнет на фоне более масштабных процессов.

Да, смотреть имеет смысл, предварительно ознакомившись со 'Сказкой' и 'Сестрой' - тогда третий фильм станет как бы продолжением начатого разговора. Как воспримется 'Отпуск' зрителем с мороза... Не знаю. Возможно, ключевой эмоцией будет непонимание - в смысле отторжения. В любом случае надо готовиться к тому, что понять удастся мало - но так и должно быть (а то мы в реальности как будто много понимаем) - а основные посылы считываются в обход логики и осознанного восприятия. Думаю, Сказка и Сестра настраивают зрителя на частоту Михайловских фильмов - на то, как Отпуск можно 'услышать'.

Вот. Кажется, кое-что сформулировал. Шедевр - это когда десятка и понимаешь, как работает. Гениально - когда одиннадцать, но как работает, не понимаешь. Отсюда и рефлекторное подстилание мысленной соломки: а не обманули ли? Думаю, нет, в случае с 'Отпуском' не обманули.

16 декабря 2023

И будто бы не сплю я, и будто бы я сплю

Стильная инди-драма Романа Михайлова - танцора, математика и писателя, снявшего пять полных метров за последние два года.

Отпуск в октябре.

Одним бледным утром Света просыпается в своей комнате среди советских ковров. Через несколько секунд мы уже видим, как она уныло и слишком неправдоподобно отыгрывает роль в дубле из низкобюджетного полицейского сериала на кухне со слишком желтым светом. Света, кажется, часто что-то отыгрывает, и делает это не только на съемках: вот она с подругой Леной на очередном кастинге неожиданно устраивает музыкальный номер под трек Хаски, а вот они уже кривляются в автобусе на глазах у пенсионеров. Несмотря на все это, девушка признается в своей неуверенности по жизни, а быть актрисой для нее - борьба, 'профессия на сопротивление…'

Вдруг у главной героини и ее подруги появляется возможность поехать на якобы крутые болливудские съемки в Индию, и конечно, девушки сперва ухватываются за эту идею, ведь '..если ты профессиональная актриса, то [там] сразу весь расклад предлагают...'

Когда оказалось, что актрис вместо Индии сначала повезут в какую-то глушь играть в массовке, Лена, которая сама же и подкинула идею, сливается в самый последний момент. Здесь нерешительность главной героини сыграла ей не на руку, поскольку она, в свою очередь, робко залезает в грузовик.

И вот так ночью, Света, прямо как во сне, в кузове сомнительного водителя, сквозь туманный лес перемещается из пыльного Петербурга в мир неоновых декораций. И постепенно все происходящее в загадочной глубинке действительно становится похожим на сон.

Никто из съемочной команды не знает сценария и не понимает что происходит, сцены кое-как снимаются с первого дубля, а актеры собираются по ночам смотреть снятое на 'Свему' кино из 70-х, чтобы потом отыгрывать сценки из него. Между тем, нам на протяжении всего фильма слышатся отрывочные рассуждения о влиянии узоров с настенных ковров на психику человека и о неких сверхъестественных свойствах вышеупомянутой пленки 'Свемы'. Так что фильм и правда походит на гипнотический сеанс с ощущением скрытого подвоха. Или же на яркий, местами абстрактный сон.

10 декабря 2023

Профессия на сопротивление

Молодая актриса Света вместе со своей подругой уезжает сниматься в Болливуд. Так как послужной список героини насчитывает лишь пару второсортных ролей в криминальных сериалах, работа за границей кажется настоящим подарком судьбы. Однако по контракту перед отъездом в жаркую страну, где каждый при удобном моменте пускается в пляс (желательно при этом сидя на слоне), нужно сыграть ещё одну роль в крупном проекте известнейшего индийского режиссёра. Только снимают его в Петрозаводске, а добираться до места назначения приходится в потрёпанном кузове старого грузовика вместе с остальными счастливыми актрисами, прошедшими кастинг, и быдловатым водителем в спортивном костюме. Вопреки ожиданиям, по прибытии Света попадает не в очередное продолжение «Заложницы», а действительно на киносъёмки, в которых даже участвуют всемирно известные продюсеры, хореографы и диджеи. Казалось бы, вот он — билет в большое будущее и солнечную Индию, но девушка начинает замечать, что на площадке происходят странные события. Сцены снимаются с одного дубля, без особой оглядки на качество; актёры исчезают; а большинство членов команды и вовсе не до конца понимают, что здесь делают.

Роман Михайлов снял этакое русское индийское кино: угрюмые серые пейзажи глубинки сменяются внезапными танцами или пением, а отрывки из спокойных псевдосоветских фильмов — очередным буйством красок и звуков. Такой коллаж очень похож на сон; им, по сути, фильм и является: внепространственный, вневременной, сюрреалистичный и местами жутковатый.

«Отпуск в октябре» выглядит как умелый гипнотический сеанс. Сначала мы слышим обрывки рассуждений о том, как узоры на настенных коврах влияют на мышление советского человека, а потом потихоньку замечаем эти узоры сами: на картинах в гостиничном номере, свитере одного из актёров (по словам самого Михайлова, на поиск свитера с «правильным» рисунком ушла уйма времени), а в какой-то момент вспоминаем, что коварный орнамент прятался в самых первых секундах картины. После таких наблюдений невольно ищешь знакомые паттерны в каждом уголке экрана, а в голову приходят неуютные мысли о том, на что же пытаются «запрограммировать» тебя.

Вообще, в «Отпуске в октябре» много говорится о вещах, которые при помещении в особый контекст дают совершенно иной, гораздо больший смысл. Например, в объектив камеры постоянно вторгается красный цвет. Он не просто неразрывно связан с главной героиней, но ещё и появляется только в обстоятельствах, служащих для неё своеобразным испытанием воли: когда Света перед множеством софитов и камер робко поёт, на фоне виднеется театральный красный занавес или во время первых съёмок на новом месте: холодное синее освещение, танцующие фигуры в чёрно-белых костюмах и маленький кусочек красного платья девушки сбоку.

Кино – это тоже своего рода настенный ковёр. Содержащее в себе визуальный ряд, звук, драматургию и повествование, оно раскрывается лишь при идеальном взаимодействии этих элементов и только тогда «гипноз» начинает работать. Один из персонажей произносит: «Всю жизнь мы занимаемся кино, но так и не смогли понять, что это такое». Для него иллюзия жизни, которая содержится в любой картине, нарушена: невозможно быть экспериментатором и объектом эксперимента одновременно. Только зритель, добровольно верящий в строящийся перед ним мираж, наделён привилегией наслаждаться искусством в полной мере.

Фильм, в который попала Света, зрителя лишён – никто не знает, что и для кого снимают. Отсюда и всеобщая нервозность, и абсурдность происходящего: как можно на протяжении долгого времени делать то, что не имеет смысла? Этим и объясняется таинственная пропажа актёров, ведь они, не веря в успех картины, попросту покидают проект в поисках чего-то более перспективного. Скорее всего, так же поступает и героиня – в конце мы видим её уже в новой роли. В декорациях позднего СССР она в красном плаще неторопливо спускается вниз по лестнице и уходит куда-то вдаль.

Актёр наконец-то нашёл своего зрителя.

8 из 10

10 ноября 2023

полеты в сновидениях и реальности

Больше всего « Отпуск в октябре » похож на сигнал SOS. Причем, в прямом смысле слов - спасите наши души. Кино о кино. Сами о себе. Потерянное поколение взывает к своим предшественникам.

Как и подавляющее большинство современных кинокартин, вне зависимости от студии, страны производства, жанра, «Отпуск в октябре» оказался фильмом о хаосе современности, о разрыве причинно-следственных связей, о том, что в нынешнем социуме нет ни начала, ни конца, ни целей, ни задач, ни причин, ни следствий, ни стиля, ни жанра. По всем правилам современного хорошего тона, все алогично и случайно. Молодая актриса Света случайно попадает в съемочную группу индийского фильма. Индийский режиссер снимает с французским продюсером в карельской глуши. А что вы хотите? Мир без границ. Почему-то актрис из аэропорта везут на съемочную площадку в тайгу в закрытом фургоне какого-то грузовика. Почему-то группа каждый день снимает одну и ту же сцену свадьбы. Почему-то регулярно с площадки исчезают актеры. Потом так же регулярно появляются. Беспричинные исчезновения, непредсказуемые появления дают возможность нежданно-негаданно получить сольную арию девочкам из числа массовки. Пансионат, где группа базируется, до степени смешения похож на НИИ из фильма Николая Хомерики «977/ Девять семь семь». Актриса Мария Мацель в роли Светы, практически, двойник Ирен Жакоб в фильме « Три цвета. Красный ». Местные жители - упыри и весь окрестный пейзаж в тумане заимствованы из «Охоты на пиранью». Упавшая с неба не Свету песня на свадьбе снята с явной отсылкой к « Синему бархату » Дэвида Линча. Но все эти цитаты и аллюзии – только разминка к главному аттракциону «переосмысления» творческого наследия, которое кинематографисты прошлого оставили в наследство современным деятелям искусств.

Про что снимается «индийское» кино, вся группа знает весьма приблизительно. Режиссер, помрежи, продюсер карикатурно истерят все отпущенное экранное время. Актеры существуют в полном неведении относительно своих персонажей, фабулы, сюжета. Съемки происходят хаотично, случайно. Понятно, что самое главное – снять чего-нибудь. А успех будущего произведения определит постпродакшн. Если когда-то пропуском на съемочную площадку был талант, когда-то связи, то сегодня даже вариант « она играет главную роль, потому что она - моя любовница » не работает. Современное кино – цепь случайностей, которую плетут люди, случайно попавшие в профессию и индустрию. Поскольку для режиссера Романа Михайлова это не первая картина, вероятно, он знает об этом состоянии современной российской киноиндустрии не понаслышке. Брошенные в котел этой « кинематографии » « профессионалы » чувствуют себя пушинками, которые летят туда, куда ветер дунет. Слов «творчество», «концепция», «стиль», «решение» не знает никто за ненадобностью. И вот эти пылинки начинают коротать время вне съемочной площадки, пересматривая пленочные бобины со старыми советскими фильмами, найденные в этом заброшенном пансионате, а затем проигрывают увиденное своими актерскими силами. Вот оно! Вот почему «Отпуск в октябре»! Хотя могло бы быть и « Полеты в сновидениях и реальности », и «Весенний марафон», и «Санькины рассветы », и «Валькина земля», и «Тени исчезают в полночь».

Прямых цитат из советских фильмов не увидим. Увидим переснятые нашими современниками наиболее прямолинейные и лобовые ходы советских фильмов. Причем, в эту кашу будет свалено все: и сериалы по тематическому плану киностудии имени Довженко, и фильмы Данелия, Балаяна, Мельникова, Хамдамова. Света поражена увиденным: она не смогла бы жить в 70-х. С ее точки зрения – это время лжи. А надо жить «как-то честнее, что ли». По всей вероятности, как-то честнее - это сниматься в индийской белиберде в составе случайных знакомцев в карельской глуши в окружении упырей. Режиссер эту разницу понимает. Более того, пытается тонко сыграть на том, что классики отечественного кинематографа хоть и творили в жестких рамках советской цензуры « да и нет не говорите, черно с белым не берите », но при том, думали о развитии фабулы, сюжета, характеров. Почему современные вариации на тему советской киноклассики получились такими пародийными? Потому ли, что Михайлов намекает – наследие-то подпорченное? Или потому, что таланта даже сымитировать классику уже нет? Оммаж ли это увиденному во ВГИКе в студенческие годы? Вряд ли, уж больно язвительными выглядят пародии. Из всей ткани фильма сквозит обида на отцов: вы бросили нас, не дав путеводной нити. Как противостоять давлению? Как заразить своими идеями группу? Как, прогибаясь под требования главреда, не сдать главную мысль. Отцы лукавили, но гнули свое. Дети не врут и не лукавят, но при этом вообще не знают, что делают, что снимают и для кого? Не для тех же отморозков, что бродят с собаками в окрестностях?

Идея о том, что из кинематографа ушла душа с переходом на цифровое изображение, не нова. Старые операторы убеждают: кинопленка, основа которой делалась в том числе из рогов и копыт, сохраняла в себе животную энергию. В «Отпуске в октябре» эту мысль озвучивает псевдоученый шизофренического типа. К этому же подверстываются завиральные идеи про кодирование кинопленки и узоров на обоях для идеологической обработки. Подача сомнений не оставляет: режиссеру мысль о жизненной энергии кинопленки представляется выдумкой чокнутых. В подтверждение этому он имитирует киноизображение плохонькой пленки шосткинского химкобината «Свема» на цифровой камере. Доказывает он явно обратное. Его « картинка » стала тусклой, но при этом не стала живой.

«Отпуск в октябре» стал еще одним фильмом из обоймы тех, что снимает нынешнее поколение. Не зная про что, не зная как, не зная с кем, не зная для кого. И в большой обиде на все сразу: на время, на общество, на коллег и на предшественников. Которые, собаки такие, уже все сняли, оставив молодым только возможность обстебывать и Балаяна, и Линча, и Мельникова, и Кесьлевского.

2 ноября 2023

Драма Отпуск в октябре на большом экране с 2023 года, его режиссером является Роман Михайлов. Кто снимался в кино, актерский состав: Мария Мацель, Геннадий Блинов, Анна Завтур, Евгений Ткачук, Юлия Марченко, Кирилл Полухин, Фёдор Лавров, Виталий Коваленко, Варвара Павлова, Екатерина Старателева, Николай Горшков, Алексей Винников, Фрол Фролов, Регина Бекетова, Владимир Варнава.

Страна производства - Россия. Отпуск в октябре — имеет рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,2 из 10. Значение чуть ниже среднего. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.