| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.4 |
IMDb
|
5.3 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Мухадракон |
| год: | 2023 |
| страна: |
Россия
|
| режиссер: | Татьяна Колганова |
| сценаристы: | Ирина Марийчук, Ирина Лукинова |
| продюсеры: | Юлия Соболевская, Ирина Марийчук |
| видеооператор: | Ярослав Процко |
| композитор: | Артем Васильев |
| художник: | Ином Мансуров |
| жанры: | приключения, семейный |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в России:
|
$23 986 |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
6+ |
Длительность:
|
1 ч 54 мин |
В нашей жизни часто не хватает сказки. И доброй сказки о детях и, в том числе, для детей. А детская «семейная» киносказка – это особый жанр, которым нас, скажем прямо, нечасто балует отечественный кинематограф в последние десятилетия. Хотя можно вспомнить такие блиставшие в прошлом имена отечественной режиссуры, как Александр Роу, Александр Птушко, Леонид Нечаев, Маргарита Микаэлян, Тамара Лисициан, Надежда Кошеверова, Ролан Быков... В новом веке, в новой же постсоветской реальности, автору этих строк не раз приходилось горько сожалеть, что эту традицию качественного детского кино, которое было приятно и для взрослых, не имеет достойного продолжения. Взрослые как бы забыли о своих маленьких зрителях. Может быть, дело в том, что, как было сказано в одной доброй советской киносказке, «что-то сломано неуловимое, притупилась чувствительность зрителей»? И поэтому кинематографисты так плохо идут навстречу детскому зрителю, а также тем взрослым, которые хотели бы сами, хоть на время, очутиться в детстве или в светлой сказке?
Известная, талантливая актриса театра и кино Татьяна Колганова уже не новичок в кинорежиссуре. Ее первый фильм «Синдром отложенного счастья» (2021 г.) снискал много заслуженных зрительских симпатий и добыл ряд призов на кинофестивалях; обнаружил ее недюжинный режиссерский талант. И вот последовал смелый, и неожиданный для многих, переход от «взрослого» кино к «детскому». Попробуем понять, насколько он оказался удачным. Значительную часть успеха картины определяет ее сценарий. Его написала Ирина Веткина при участии самого режиссера, и он оказался, что называется, «крепким».
Сюжет фильма может показаться незамысловатым. Мальчик-школьник, сдружившись с девочкой, соседкой по парте, пытается помочь ей поехать к маме в США, которая там «на работе» (на самом деле обрела там новую семью, что родственники от девочки скрывают). Для этого нужны деньги на билет до Америки. И мальчик, взяв в союзники парочку школьных друзей, отчаянно пытается их добыть. Но как? Ценой своеобразного «преступления». Леша ворует у мамы, – несостоявшейся актрисы, снимающейся теперь в массовке, – брошку в виде стрекозы. Но вот незадача – брошка эта является для мамы особенной, служит ей талисманом. И мама очень переживает ее потерю. Брошка же представляется мальчику очень дорогой. Вот ее-то он, с товарищами, и пытается продать… Ведь Лиза так переживает разлуку с мамой, что даже перестала расти… В сюжет, как представляется, очень удачно вкраплена аллюзия на «Преступление и наказание», где, как известно, герой, чтобы осчастливить кого-то, тоже преступает нравственный закон…
Дальше, наверное, не стоит раскрывать все сюжетные линии будущим зрителям этой замечательной картины. Выскажусь лучше о ее особенностях. Так зрителей сразу же, с первых кадров, переносят в большой своеобразный сказочный мир, яркий, блестящий, красочный, очень светлый и добрый. И дальше, до финальных титров, из этого мира не выпускают. Я пишу: «сказочный мир», хотя никаких именно сказочных чудес в фильме не происходит. Но он начинен до краев как раз сказочной атмосферой, верой в чудо, ожиданием чуда, полетом фантазии… Хотя этот мир нельзя назвать полностью гармоничным. Его «детские» персонажи периодически страдают, подвергаются испытаниям… Мальчик-герой (великолепная работа Всеволода Клименока), десятилетний Лёша, застенчивый мечтатель, страдает и от того, что совершает свое маленькое преступление, и от того, что никак не может помочь девочке, в которую влюбился, не может собрать нужную сумму… Девочка Лиза (сыграна изумительно Адель Гудаускас) страдает и от разлуки с мамой, и от вскрывающихся вдруг лжи взрослых и обмана друга-мальчика. Страдают и взрослые от проблем детей и собственной неустроенности. Появляются в картине и местные хулиганы, нападающие на школьников. Не особо злые, но и достаточно неприятные. Вместе с тем, не покидает ощущение, что все эти «уколы жизни» временные, не столь значительные, что в них нет настоящей трагедии, что в таком уютном жизнелюбивом мире, какой предстает в этом фильме, они легко рассосутся, взаимопонимание восторжествует, взрослые правильно помогут детям, и добро победит.
Скажем немного о «взрослых» персонажах. Ирина Пегова, блеснувшая в предшествующем фильме Татьяны Колгановой, играет трогательно-нервную и любящую маму Лёши, растящего его в разводе с папой. Мама Лёши чутко заботится о сыночке и, кажется, мучается чувством вины, что, будучи занята собственными проблемами, не может отдавать ему достаточно времени и душевных сил. У Татьяны Колгановой в фильме небольшая, но запоминающаяся роль остро-ироничной и мудрой тети Лёши Яны. Татьяна Рябоконь – воплощение, можно сказать, идеальной школьной учительницы, знающей, тонкой, любящей детей, всё понимающей. Школа вообще представлена в фильме как некий светлый микрокосм. В такой, вернувшись в детство, хочется поучиться… Там детям не просто дают знания, но делятся добротой и теплом. Школа так сама предстает доброй сказкой, – органичной частью большого доброго мира фильма. Как и семьи маленьких персонажей. Так оставшуюся надолго без мамы девочку Лизу заботливо воспитывают-опекают тесно дружные бабушка и прабабушка. Светлана Немоляева очень ярко изображает последнюю – чудаковатую бабулю, «осколок старины», приятно согревающую весь сюжет. Вообще взрослые здесь для детей, как правило, очень действенные ангелы-хранители. Это и чуткий милиционер, приводящий «загулявших» детишек к родителям, это и немного суровый, но справедливый торговец супермаркета Костя, замечательно сыгранный Константином Крюковым, и прочие, участливые и внимательные, персонажи, выходящие в эпизодах. С таким надежным «взрослым» окружением, чувствуется: дети не пропадут! Если где-то оступятся, их по-доброму поправят. А если им станет плохо, согреют и защитят.
Фантазии мальчика Лёши представлены яркими, веселыми, живыми, остроумными мультипликациями, и здесь надо сказать огромное спасибо аниматорам картины Мите Тарасевичу и Даше Казначеевой, представивших в нескольких эффектных сценах поистине волшебную вселенную воображения маленького героя. Которую хочется пересматривать и пересматривать, настолько она притягательна и хороша. А пронзительная музыка композитора Артёма Васильева наполняет картину особой легкой воздушностью; она как бы «затягивает» зрителя в причудливый мир фильма, – мир радости и сказки, рукотворного волшебства... А каково «буйство» красок картины, созданное оператором Ярославом Процко и художником Иномом Мансуровым! Им тоже низкий поклон. И место действия картины – богатый одухотворенной красотой Великий Новгород! Где, как не там, было свершиться такому сказочному празднику. А мы скажем прямо, вслед за многими благодарными зрителями, что праздник этот исключительно удался! Получилась вдохновляющая повесть о любви и дружбе, которые, как обычно, преодолевают препятствия.
Игорь Курляндский, г. Москва.
22 сентября 2025