Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Граф |
английское название: |
El Conde |
год: | 2023 |
страна: |
Чили
|
режиссер: | Пабло Ларраин |
сценаристы: | Гильермо Кальдерон, Пабло Ларраин |
продюсеры: | Хуан де Диос Ларраин, Cristian Donoso, Sergio Karmy, Алехандро Уайз, Росио Хадуэ, Guillermo Migrik, Пабло Ларраин, Jonathan Jota Osorio, Andrea Undurraga |
видеооператор: | Эдвард Лахман |
художники: | Tatiana Maulen, Родриго Басаэса, Мюриэль Парра |
монтаж: | София Сюберкасо |
жанры: | ужасы, фэнтези, комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 августа 2023 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
Пабло Ларраин демонстрирует творческую смелость. Добившись крупных голливудских контрактов и работы со звездами первой величины он и не собирается размениваться на мелочи. El Conde - это безусловный вызов. Это не только смешение жанров, это еще и лишенная компромиссов оценка совсем еще недавно здравствующих политиков. Одно дело представить в негативном свете только Пиночета, другое - представить в образе вампира Маргарет Тэтчер. Ларраин идет против течения, делая фильм сугубо авторский, резкий, обрывочный, далекий от увлекательности.
Впрочем автор видимо сам намеренно сделал ленту 'вязкой', трудной для восприятия. Это вовсе не хоррор, а скорее семейный портрет в интерьере отдельно взятого вампира. Каждый кадр, визуальная составляющая, текст, события - все это представлено в форме единого авторского высказывания. Очевидно, что автору легче увидеть в Пиночете подобие Носферату, нежели заблуждающегося грешника. Не верит он Ларраин в то, что где-то в параллельной реальности Пиночет может осознать свои грехи. И на этом строится весь фильм.
Перед нами оказывается одинокий состоятельный человек. Бывший глава государства. Ныне - все еще пьющий кровь невинных вампир. Некоторые визуальные решения этой ленты неимоверно тонко раскрывают его образ. Это и катер с хламом, который на буксире везут неизвестно куда. Это и зловещий ночной полет на грузовой корабль, кровавое убийство и отменная ночная трапеза. Это и сеанс экзорцизма, это и неожиданная сексуальная сцена. Черно-белый формат лишь усиливает гнетущее впечатление.
На мой вкус наиболее интересными решениями в фильме стали экскурсы в прошлое. Новая трактовка Французской революции, гильотины, пересечение этих моментов с историей Маргарет Тэтчер... При всей внешней абсурдности подобного рода параллели оживили фильм и вовлекли внимательного зрителя в неоднозначный интеллектуальный диалог. В то же время, недостаточно раскрытой показалась мне линия с семьей и дворецким, а все перипетии связанными с экзорцизмом так и вовсе были неинтересны. Конечно Ларраин зашел на условную территорию Бунюэля и показал свою самобытность... Мне вот интересно, а сам Луис взялся бы за столь смелое прочтение биографии главы государства или посчитал бы такой ход чересчур примитивным?
Ну а не понравилась мне присутствующая в фильме политизированность. Ларраин все же не удержался от упоминания известной фактологии и некоторого обличения. Но раз так, то нужно было бы, для равновесия упомянуть и про рукопожатия с Генри Киссинджером, и высказывание Колина Пауэлла о перевороте в Чили. Он сказал, что 'этой частью истории США мы не гордимся'. Но это лишь вопросы восприятия. Без сомнения El Conde стал событием. Фильм обсуждали, критиковали и восхваляли. Во многих компонентах фильм не идеален. Его не так легко принять, но гораздо сложнее позабыть.
6 из 10
3 октября 2024
Чилийский постановщик Пабло Ларраин представил свою версию великого вампира, сделав акцент на немое кино, вселенную монстров Universal и показал рутинные проблемы бессмертного человека. Перед нами военный Клод Пинош, который вырос в Париже, но при этом застал различные политические перевороты. Великая французская революция, восстание и смерть королевской семьи. Что остаётся делать верному подданому Людовика Шестнадцатого?
В этом и заключает положительная черта фильма. Если ты узнаваемый диктатор, который служит верно короне, то при смене власти приходиться идти на крайние меры. Мы видим хитрые уловки вампира, который выходит из самых непростых ситуаций. Монохромное повествование подчёркивает прекрасные операторские работы: от эффекта «рыбьего глаза» до приближающегося панорамирования (привет Стэнли Кубрику и Уэсу Андерсону), отчего персонажи кажутся больше и противоречивее. Элементы ужасов сгущаются за счёт монохромного повествования, поэтому акцент на них не частый, но всё же жестокий.
История представляет жизнь старого вампира, который имеет множество наследников, интерес которых падает на нажитое состояние многолетнего отца. Лента демонстрирует усталость от бессмертия. Не зря во многих вампирских лентах (мы с вами как раз недавно разобрали франшизу «Другой мир») вампиризм считается проклятием, а не даром. Режиссёр релаксирует на теме бессмертия и показывает, как сложно жить в современном обществе.
Довольно занятно в картине представлен процесс питания. Мы уже привыкли, что вампиры испытывают жажду крови, что, когда голодны, могут даже терять рассудок, но наш Граф самолично идёт на жертвы, моря себя голодом. Это не убивает вампира, но при этом оказывает свой эффект. Если Каллены в «Сумерках» заменяли людскую кровь на животную, то здесь же идёт полноценная диета. Также картина представляет нам новые эффекты от кровавых коктейлей, которые и позволяют вампирам сохранять долголетие.
Лента делает небольшой акцент на вампирской составляющей, представляя смешные полёты и кровавую кормёжку, но при этом она рассказывает об усталом, потерявшем смысл жизни существе. Дети постоянно напоминают о наследстве, жена перестала радовать взор, только верный слуга может дать правильный совет. Но как быть с юридическими и бухгалтерскими вопросами?
Тут повествование уходит в довольно актуальные и реальные темы. Мы сталкиваемся с законами, запретами. Все же понимают, что вампир за долгий срок жизни нажил большое имущество, но как это всё приписать к нему, не конфисковав или не наложив налог? В ход вступает довольно интересная особа Карменсита, который раскрывает нашего графа в новом свете. Даже акцент на персонаже говорит о том, что эта особа ещё себя проявит.
Лента разделяется на бухгалтерские разговоры, выявление скрытых фондов и на жизнь графа, который теряет интерес не только к охоте, но и к жизни в целом. А Карменсита – совершенно новый персонаж в его окружении, которая пытается помочь всей семье. Перед нами раскрывается новый человек, который за бухгалтерскими бумажками скрывал иную причину нахождения в доме с нечестью.
Известно, что режиссёр взял за основу историческую личность – сурового чилийского диктатора Аугусто Пиночета, приправив жестокость и садизм вампирской жаждой крови. Пиночет-то в реальности был очень суровым диктатором, чьи преступления не смогли доказать до достижения политиком и бывшим президентом Чили преклонного возраста. Как добавить мрачности Пиночету? Правильно! Сделать его вампиром.
Сатира удалась на славу, так как в картине поднимаются на обсуждение многочисленные преступления графа, но это обыгрывается вынужденным обликом главного героя. Местами просмотр утомляет, так как семейные эпизоды не заостряют внимания на положение главного героя, а только описывают его отрицательно и скверно. То у нас несостыковка со счетами, то обнаружение тайных фондов, то раскрытие обмана. Вроде бы неспешное повествование, вроде бы и ужасающие эпизоды охоты, вроде бы развитие второстепенных героев в лице родственников и слуги, но картина не даёт прорыва довольно продолжительное время.
Зато мы оцениваем интересную подачу истории, постановку кадров и подвод к кульминации. Лента за несколько минут сменяет монотонность на динамичный экшен, подкрепляет это всё определённым саундтреком и являет миру новых лиц, напрямую связанных с Клодом Пиношем.
Комедийная основа заключена в сатире на одного из самых суровых людей в мире. Лента в вампирском плане поднимает актуальные вопросы и позволяет задуматься о том, как могут жить бессмертные твари в сложном, бюрократическом обществе.
3 августа 2024
Аугусто Пиночет, диктатор/генерал-капитан/президент, безусловно, эпохальная и противоречивая историческая фигура – в контексте «диктаторского» XX века уж точно, – и всегда найдётся тот смельчак, способный сначала изучить, а потом и рассказать, и показать, и обнажить ту или иную фигуру мировой истории, за которую берется; этот случай не стал исключением, и такой «смельчак» тоже нашёлся – Пабло Ларраин.
Ларраин, ранее известный за байопики о Жаклин Кеннеди («Джеки» 2016 г.) и принцессе Диане («Спенсер» 2021 г.), 31 августа 2023 года, в рамках 80-го Венецианского кинофестиваля, представил зрителям своё видение упомянутого в первом абзаце чилийского товарища, но это уже стал не совсем байопик, скорее, «А что, если?», так как в данном фильме Пиночет является никем иным, как…вампиром. Вампир-сторожила, изначально названный как Клод Пинош, видел воочию закат старого французского монархического строя во времена Великой Французской революции (и после этого, по замыслу режиссёра, он так невзлюбил либералов), чуть ли не лично ручкался с Наполеоном (но письма его точно у Пиноша остались), пережил ещё кучу различных событий. В конце концов вампир решил наконец-таки найти себе спокойное, умиротворённое место, где бы тот зажил радостно да припеваючи, и начал он скитаться по земле обетованной, пока не наткнулся на одну страну, располагавшуюся на западном побережье Южной Америки – Чили. Перед этим вампир ещё надоумил сменить себе имя, которое сейчас известно по всему миру, ну а что было дальше – история нам уже всё подробно рассказала…
История-то рассказала, но забыла вот что добавить – «на самом деле», в 2006 году Аугусто Пиночет не скончался, а всего лишь правдоподобно инсценировал свою смерть (спасибо вампирскому дару), чтобы залечь на дно и абстрагироваться от широкой общественности, поселившись в старой лачуге, захудалой деревеньке на окраине со своими сараями, могилами и… гильотиной (очень кстати она по фильму пригодится) вместе со своим помощником, белым русским эмигрантом Фёдором (которого Пиночет укусил в 90-е и теперь Фёдор сам стал вампиром) и женой Люси (которая вампиром стать хочет, но…). С этого момента картина переходит в состояние явной неопределённости, так как нам больше часа нам показывают разборки детей Пиночета и делёжку наследства, красочные пролёты вампира-диктатора по живописным уголкам Чили (оммаж на «Носферату» Фридриха Вильгельма Мурнау налицо), попутно убивавшего и съедавшего сердца обывателей – всё для утоления жажды; и как будто режиссёр метался из стороны в сторону, пытаясь нас занять хоть чем-нибудь, но получилось, мягко говоря, не очень.
Фильм ничуть не уступает в остроумии и оригинальности, сатире и чёрной комедии – послушать рефлексию и оправдания Пиночета по поводу былых времён (особенно времён чилийского диктаторства) было довольно забавно и интересно, но эти вещи как будто тонут в отстранённости повествования, поэтому происходит такой сумбур на экране: Ларраину нужно успеть показать всё-всё-всё, ничего не упустить – и даже при всё при этом картина идёт 1 час 40 минут и выглядит слегка затянутой, но не сказать что слишком скучной – все эти сюрреалистические образы, шутки, диалоги, драматургические завязки и развязки, красивые длинные планы природы и города (не зря фильм схватил номинацию на «Оскар» за лучшую операторскую работу, она здесь очень достойная и в некоторых моментах даже завораживает своей естественностью и красотой) завлекают своей оригинальностью, эскапизмом, но ненадолго – вскоре это всё становится немного однотипным, хочется поскорее дождаться финала – а он тут яркий, красочный, довольно добротный, настоящий фарсово-драматический сумбур!
В заключение хотелось бы добавить, что хоть фильм не представляет из себя чего-то истинно выдающегося или гениального, но в нём заложены любопытные размышления о природе диктаторства и власти и один раз его глянуть стоит, просто ради того, чтобы увидеть остроумную и самобытную интерпретацию режиссёром жизни «после» Аугусто Пиночета, хоть и поданную в хаотичном виде (хотя, это многие могут записывать и в достоинства картины, я тут не судья).
Ставлю творению Пабло Лорраина
6 из 10
27 февраля 2024
Фильмография Пабло Ларраина четко делится на две обоюдонепохожие части. На английском он снимает тонкое и не всегда политическое кино, где больше увлекается личностью, а не процессами. Для родной страны - исключительно про Пиночета. Благо Ларраин родился, женился и рос именно при этом чилийском диктаторе.
'Граф', снятый на испанском и со всеми главными местными звездами, не исключение. Только теперь Ларраин дрейфует в сторону от чистой социалки, работая в таком важном для всей Латинской Америке жанре как магический реализм. Тотальное влияние Борхеса, чуть-чуть Неруды и, конечно, прямые оммажи 'Полковнику' Маркеса тут видны невооруженным глазом. Поданы в лоб и узнаваемы даже неискушенным зрителем.
По мифологии фильма Пиночет не умер после своей смерти. Он инсценировал похороны и продолжает жить на одном из островов близ береговой линии Сантьяго. Ему прислуживает беглый казак Краснов, чистящий лезвие гильотины для всех красных в мире, и постаревшая жена, даже засыпающая в шубе из дорогого меха.
Всё это реально, потому что Пиночет - вампир. Живущий еще со времен Великой французской революции и прошедший горнило всех мировых восстаний. Он сражался за легитимную власть в России, Африке, Франции, Китае, а теперь осел в новой стране. Далекой, затерянной на краю света, где сам стал местным королем.
По ночам Пиночет надевает генеральский китель и летает под звездами Сантьяго, вырывая сердца у выбранных им жертв. Иногда презрительно замечает, что ему так и не установили бюст на местной аллее славы, а еще выслеживает тех, кто распространяет ложь о нем. Особенно задевают генерала обвинения в воровстве. Временами даже мечтает о ядерной бомбе на Гаагский суд. Особенно тогда, когда залетает на крышу Виллы Гримальди и окидывает взглядом спящий город.
В 'Графе' Ларраина собраны все атрибуты осени патриарха. Вечная жизнь диктатора, победившего смерть, но утомившегося совершать зло, не радует и не огорчает его. Это титан в лучах закатного солнца. Томный гений злодейства, помочь которому не способен никто - ни жаждущие только наследства многочисленные дети, ни шлюха-жена, изменяющая генералу с его же слугой Ренфилдом-Красновым, ни присланная Ватиканом экзорцистка, лишь пробуждающая в вампире страсть к плотским утехам.
Ларраин играет в жанры и даже делает фильм черно-белым, чтобы не забрызгать экран кровью. Или для того, чтобы показать тусклым мир Пиночета после его 'смерти'. Глобально главная проблема 'Графа' - это поданные в лоб метафоры. Даже название напоминает нам о румынском прообразе Носферату, что уж говорить про то, как банально нам сообщается о кровавости пиночетовских репрессий.
Как итог, 'Граф' - это максимально личная рефлексия Ларраина о сути власти, тирании и ее непреходящей популярности. Как бы общество не осуждало диктаторов, они будут появляться вновь и вновь. Прилетая на крыльях ночи словно спасительный ужас для всех, кто устал от революций и переменам предпочитает пресловутую стабильность.
Приговор злу? Да нет, скорее, обществу. Ларраин лишен сочувствия. Пленка - мольберт, а камера - кисть. В хладнокровном мире вампиров иной роли у творца попросту нет. Главное - точнее найти ракурс, чтобы не пропустить очередной полет очередного Пиночета
20 января 2024
Чот поругали этот фильм, а мне понравился. Действительно похоже по атмосфере на Уэса Андерсона, только который насмотрелся Тима Бартона. Чёрно-белая печальная драмеди, ну наверное с политическим подтекстом. Хотя, вот прям конкретной идеи я не уловил. Всё какое-то мимолётное и зыбкое. Недавно смотрел Клуб о павших церковниках, так вот тут наверное что-то типа такого же. Чем выше ты в чистоте и святости, тем ниже будешь падать, если оступишься. А зло, как было, так и останется. Ну конечно, вся эта социальная сатира с политическими лидерами, которые были вампирами. Но это скорее, как какая-то фоновая забавности. Больше о слабости простых людей. Но я проникся всем этим меланхоличным состоянием вечно умирающего зла, которое в людях становится бесконечно мерзким. Интересно, согласился бы я, быть укушенным вампиром? Да вопрос наверное даже и не в этом. Хватило бы мне жестокости, что бы оставаться упырём? Или вопрос не в этом, а в том: 'А кому бы не хватило?!'.
Сюжет. Пиночет был вампиром. Он инсценировал смерть. Живёт в глуши и вроде как устал от жизни и хочет умереть навсегда. К нему приезжают дети и бывшая жена, которых он так и не укусил, чтобы делить наследство. Так же приезжает монахиня в образе бухгалтера, чтобы изгнать дьявола из вампира, а заодно и убить его. Но старый вампир влюбляется в монашку и решает пожить ещё, чем бесит всех и путает планы.
Приз за лучший сценарий на Венецианском кинофестивале.
20 декабря 2023
Чилийская лента 'Граф' 2023 г. была одним из главных фильмов Венецианского кинофестиваля и завоевала приз за лучший сценарий.
Это черно-белая картина, в которой чилийский диктатор Аугусто Пиночет и его биография предстают в неожиданном образе - оказывается он 250-летний вампир, родом из Франции.
Мы узнаем о том, что в юношеском возрасте он осознал свою вампирскую сущность, попробовал кровь казненной Марии-Антуанетты и долгое время занимался подавлением революций в разных странах мира. Но затем ему надоело быть просто военным и он стал правителем Чили. Спустя годы его свергли и основное действие фильма разворачивается на маленьком пустынном острове, где престарелый Аугусто Пиночет доживает свои последние дни.
Вампир не пьет кровь и единственное его оставшееся желание - это умереть. Однако его супруга хочет предотвратить это и призывает на помощь своих пятерых взрослых детей. И жена и дети Пиночета - обычные люди, он не превратил их в вампиров.
Примерно до этого момента фильм 'Граф' кажется весьма увлекательным, очень оригинальным и атмосферным. Однако интригующий первый акт сменяется чередой диалогов и невнятными действиями героев. Зрителей ждут эксцентричные разговоры, подчеркивающие абсурдистско-критические образы всех героев этого фильма.
К семейству Пиночета присоединится монахиня, прибывшая убить бывшего диктатора и прикидывающаяся искусным бухгалтером. И большинство разговоров в итоге сведется к поискам в бумагах запрятанных денег и имущества, награбленного диктатором за годы власти.
И хотя в финале зрителей ждет довольно яркий поворот сюжета, раскрывающий личность женщины, которая за кадром комментировала эту историю с самого начала, 'Граф' в итоге окажется совершенно бесцветным высказыванием о природе жадности. Нам предлагают историю, в которой даже бессмертные вампиры мелочны и одержимы деньгами - выяснится, что свою власть и практически неограниченные возможности они используют лишь для обогащения. Обогащения с помощью силы и власти...
В целом 'Граф' - это фильм, который соответствует волне лент, критикующих одержимость власть имущих своим богатством, как 'Меню', 'Треугольник печали', 'Не смотрите наверх', 'Паразиты' и пр.
'Граф' - это фильм Пабло Ларраина ('Спенсер', 'Джеки', 'Клуб') и как многие вышедшие в последние годы картины именитых режиссеров, страдает от невнятной структуры, зацикленности на узких темах и отсутствия ориентации на зрителя.
Иньярриту снял свой 'Бардо' в 2022 г., Пол Томас Андерсон 'Лакричную пиццу' в 2021 г., Соррентино 'Руку Бога' в 2021 г., Альмодовар 'Боль и слава' в 2019 г... Все эти фильмы, также как 'Граф' от Ларраина, - это ленты, которые фильммейкеры рождают, когда получают возможность снять что угодно за определенную скромную сумму и без продюсерского контроля. В них много диалогов, много исторических отсылок и много размышлений о смысле жизни. Но мало того, что способно делать кино действительно интересным и значимым.
Рейтинг фильма 'Граф' - 6,5 в IMDB и 6,1 в Кинопоиске. Это бледный фильм - и в прямом и в переносном смысле. В нем есть юмор, есть остроумные высказывания и есть оригинальность. Но все его плюсы оказываются раздавлены абсолютно абсурдной зацикленностью истории на поисках спрятанных денег, разбавляемой атмосферными но бессмысленными образами полетов вампиров и их трапезами.
11 октября 2023
“Граф” - стильная и самобытная политическая комедия. Альтернативный вариант представления Пиночета бессмертным вампиром, буквально высасывающим жизненную силу из рабочего класса на протяжении столетий. Чёрно-белый вид фильма напоминает готический ужас, в котором царит тревожная атмосфера, несмотря на явно комедийный тон и напыщенное повествование.
Главный герой фильма берет на себя роль утомлённого вампира, желающего освободиться от мёртвой хватки своей паразитической семьи до того момента, как их ненасытная жадность не будет удовлетворена. “Граф” рассказывает своему центральному персонажу тщательно продуманную предысторию, напоминающую вампирскую одиссею. Только тогда, когда обнаруживаются сходства с реальной жизнью, наконец раскрывается тематическая значимость истории.
В мире фильма вампиризм не ограничивается только вампирами. Вампиризм здесь - мощный символ, пронизывающий всё окружение. Все персонажи: от благочестивых монахинь и ближайших родственников, до хитрых политиков и бизнесменов, воплощают в себе черты вампиризма. Если кровь - это ресурсы, возможности и надежды, то вампиризм - власть, богатство и влияние.
Визуальная палитра фильма погружает зрителей в мир резких контрастов. От поражающих взгляд черно-белых пейзажей до гениального использования теней - контраст между светом и тьмой отражает моральные сложности столкнувшихся с ними персонажей. Кинематография не только дополняет повествование, но и возвышает его.
Широко открытая чёрно-белая картинка сочетается с не менее важным для впечатления и погружения звуковым сопровождением. Захватывающая партитура усиливает атмосферу страха и беспокойства и подчёркивает ключевые моменты, усиливая напряжение и добавляя глубины эмоциям персонажей.
Достойная история вкупе с меланхоличной операторской работой и завораживающими лётными кадрами при великолепной чёрно-белой картинке создаёт настоящий лабиринт символизма и аллегорий, заслуживающий вашего времени.
9 из 10
27 сентября 2023
Пиночет - неоднозначная фигура в истории Чили, и данный фильм - еще одно размышление на тему кем же все-таки был Августо Пиночет.
Режиссер Пабло Ларраин дает свой ответ: Пиночет был вампиром. Очень недвусмысленный намек на режим и правление данного персонажа.
История начинается во Франции в 18 веке, где мы знакомимся с молодым вампиром Пиношем. Имея большие амбиции и грезя о власти, он попадает в Чили и берет себе имя Пиночет.
Пресытившись всем, вампир Пиночет больше не чувствует радости в жизни, даже ночные вылазки за кровью уже не доставляют прежнего удовольствия.
'Может умереть', - решает он? Ну а что план хороший, да и многочисленным наследникам это было бы очень кстати, как-никак наследство немалое.
Итак, большое семейство собирается вместе, чтобы решить все вопросы. С этой точки история становится динамичной и конечно, всё идет не по плану. Появляются новые персонажи, которые вновь пробуждают любовь в уже немолодом вампире.
Финал удивляет неожиданным поворотом, и усиливает впечатление от фильма. А фильм, мягко говоря, не для всех. Арт-хаус в чистом виде.
При этом снят в черно-белых тонах, а некоторые сцены так красивы, что напоминают по стилю картины Карла Теодора Драйзера, в частности 'Страсти Жанны д'Арк'.
Пожалуй, только чилиец мог бы снять такую картину, и Пабло Ларраин убедил в этом еще больше. Задумка и сценарий, действительно удивляют.
И все же ' Граф' - странная, абсурдная картина, при этом наполненная символизмом и большей долей иронии. Конечно, при просмотре невозможно не проводить параллели с реальными историческими фигурами. Возможно, в этом и есть посыл фильма - понять, что в истории все взаимосвязано и наконец, поставить точку в отношении Августо Пиночета.
6 из 10
17 сентября 2023