Рейтинг фильма | |
![]() |
7 |
![]() |
7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Закройте глаза |
английское название: |
Cerrar los ojos |
год: | 2023 |
страны: |
Испания,
Аргентина
|
режиссер: | Виктор Эрисе |
сценаристы: | Виктор Эрисе, Мишель Гастамиде |
продюсеры: | Хосе Альба, Агустин Босси, Пабло Босси, Пол Босси, Виктор Эрисе, Maximiliano Lasansky, Кристина Сумаррага, Odile Antonio Baez, Конрад Кларк, Masha Clark, Альма Химена Бланко, Vanessa Vega, Melina Guetmonovich |
видеооператор: | Валентин Алварез |
композитор: | Федерико Хусид |
художники: | Курру Гарабаль, Элена Санчис |
монтаж: | Аскен Марчена |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
![]() |
$79 017 |
![]() |
$865 215 |
Дата выхода | |
![]() |
22 мая 2023 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
2 ч 49 мин |
Одним из главных фильмов Испании в 2023 г., получивших широкое признание во всем мире, стала драма 'Закройте глаза'.
Это фильм одного из самых прославленных режиссеров Испании Виктора Эрисе. 50 лет назад он снял 'Дух улья', который по праву входит в списки лучших фильмов мира. И уже 30 лет он не выпускал новых фильмов.
Естественно, новинка от такого именитого мастера не могла пройти незамеченной. Тем более что 'Закройте глаза' исследует тему, которую в силу своей профессиональной деятельности просто обожают кинематографисты - тему переплетения кино и реальности, превращения одного в другое и размывание границ между ними.
Начинается история как детектив. Мужчина приезжает в поместье богатого старика, который просит его заняться поисками потерянной дочери. Мужчина выслушивает историю, соглашается на задание и уходит.
Тут повествование резко прерывается и мы понимаем, что увиденное ранее было 'фильмом в фильме'. Мужчина, которого мы только что видели - это актер, который играл главную роль в так и не снятом кино. А не сняли этот фильм потому что он бесследно исчез и был признан погибшим еще 20 лет назад.
Главным героем нового повествования становится режиссер той неудавшейся картины. Он уже давно не занимается кино и ради денег согласился поучаствовать в криминальной программе, посвященной исчезновению актера.
Передача выйдет в свет, а режиссер вскоре получит сведения о том, что возможно актер найден - очень похожий человек живет в приюте. Совсем недалеко от того места, где проживает он сам...
'Закройте глаза' - это неспешная безэмоциональная лента, медленно раскрывающаяся перед зрителем и предлагающая вам самостоятельно осмыслить то, как выдумка может стать реальность, а реальность выдумкой.
В прошлом году свою оду любви и провозглашения магической силы кинематографу презентовал Стивен Спилберг со своими 'Фабельманами'. Картина Виктора Эрисе в свою очередь - это некая смесь семейной драмы 'Фабельманы' Спилберга с мистическим триллером 'Персона' Ингмара Бергмана, не случайно даже постер 'Закройте глаза' имеет отсылку к этой классической шведской картине.
Однако в целом 'Закройте глаза' - это лента, которая интригует, но не дает ответов и не складывается в закольцованную историю, хотя явно задумывалась именно таковой. Она получила высокие оценки и восторженные отзывы критиков, но маловероятно впечатлит обычного зрителя, не склонного к восторгам вокруг многозначительности и мистицизма.
5 февраля 2024
На прошлом каннском фестивале случилось малозаметное для большинства чудо – в одной из параллельных программ показали первый за 30 лет фильм испанского классика Виктора Эрисе, автора замечательного «Духа улья». Новая лента маэстро «Закройте глаза» рассказывает историю известного испанского актера Хулио Аренаса, который исчезает во время съемок фильма, оставляя после себя неразрешимую загадку.
Эрисе – режиссер неспешный, в его портфолио всего четыре полнометражные картины, но все они наполнены грустной поэзий и тоской по несбыточному. «Закройте глаза» - медленное поэтичное кино о пробуждении памяти на краю беспамятства. Режиссер Мигель Гарай принимает предложение продюсера принять участие в программе «Нерешенные дела» (что-то вроде российского аналога «Найди меня»), чтобы рассказать о своем друге – мастере перевоплощения и участнике бесконечных адюльтеров Хулио Аренасе. Готовясь к выступлению, Мигель тщательно роется в старых вещах, выискивая черновики, дневники, наброски недоснятого с исчезнувшим другом фильма и посещает старых и почти забытых друзей.
Мы начинаем узнавать Хулио, а заодно и самого Эрисе (картина носит автобиографические черты) через его прошлое. На старой фотографии изображены молодые друзья, во время матча во дворе тюрьмы Карабанчель, куда Мигель угодил за публичные беспорядки и незаконную пропаганду, а Хулио – по ошибке. В Испании продолжал держаться франкистский режим, боровшийся с любым инакомыслием – как раз в то время усиливается цензура и закрываются вольнодумские журналы.
Но Хулио – не поборник правды и борец с режимом, его жизнь посвящена другим страстям – женщинам, кино и танго. Через встречи с близкими создается образ талантливого художника (Эрисе неистовый поклонник испанского барокко), актера и профессионального сердцееда с одной стороны и человека, бросившего свою дочь (муза самого Эрисе, а также его соратника Карлоса Сауры Ана Торрент) ради еще одной интрижки, иногда не выносившего жизни и пытавшегося держаться на плаву благодаря кино. А еще страстно желавшего найти идеальное место, чтобы навсегда исчезнуть там от навязчивых взглядов публики.
Но именно настойчивость в итоге помогает возродить Хулио из забытья даже самых близких ему людей и по кусочкам восстановить его образ. Мигель грустит, старый друг не оставил в мире почти ничего от себя, кроме фильмов, благодаря которым его помнят, лишь как блистательного актера, а не как человека. Но опять же память – штука коварная и переменчивая, способная надежно прятаться в тех местах, куда до нее никак не дотянуться. Эрисе, находящийся гораздо ближе к последней черте, чем многие его зрители, в одной из сцен фильма показывает, что его удивительный мир и мир его коллег постепенно уходит в небытие. «Теперь фильмы хранятся на жёстких дисках, а больше 90% истории кино хранится на кинопленке. Это просто руины, люди, которых интересует этот материал, не могут его посмотреть, почти ни у кого нет проекторов. Археологическая индустрия, древность, как мы с тобой», - печально говорит один из героев.
«Руины» - название старой книги Мигеля, случайно откопанной им на барахолке. Уже в ней он выбирает эпиграфом цитату французского философа Поля Низана из романа «Аден Араби» – «Мне было 20, и я никому не позволю говорить, что это было лучшее время в моей жизни». Заранее предсказанная жизнь, в которой многое не случилось и не сбылось, где второй фильм Мигеля «Прощальный взгляд» с любимым актером, другом так и остался в виде двух бобин с десятью минутами, но крайне важными – началом и концам картины (свой второй фильм «Юг» Эрисе тоже не смог закончить). Но эта жизнь все равно была очень прочно связана с миром кино – Мигель, как и Эрисе пишет сценарии и критические статьи, например, о выдающемся польском актере и режиссере Михале Вашиньском и ждет своего шанса снова вернуться к съемкам, вспоминая с теплотой прошлое.
Тема памяти – главная в фильме и незаметно тянется красной вязью через полотно картины. Эрисе уверен, кино обладает волшебным свойством возвращать человека из небытия, пробуждать его чувства и чувствительность. В особо щемящие моменты Эрисе очень поэтичен – сначала в кадре стоят бывшие лучшие друзья, наблюдая за закрытыми воротами бескрайнее море, а затем Хулио беззвучно плачет при просмотре фильма, пробудившего его память. И если мы никогда не дождемся экранизации «Таинственного пламени царицы Лоаны» Умберто Эко с пересобиранием себя через отрывки воспоминаний из детства, кусочки любимых книг, картин и комиксов, то идеальное киновоплощение романа у нас уже есть, пусть и под другим названием. Но гениальные люди часто ходят по одним и тем же дорогам и прекрасно знают, как говорить о красоте так, чтобы это со временем не стало серой и скучной обыденностью.
11 января 2024