Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ресторан без имени |
английское название: |
Nicht ganz koscher |
год: | 2022 |
страна: |
Германия
|
слоган: | «One mission - two men - three religions» |
режиссеры: | Штефан Саразин, Питер Келлер |
сценаристы: | Штефан Саразин, Питер Келлер |
продюсеры: | Фритёф Хохаген, Оссама Баварди, Кларенс Гролльман, Хеннинг Мольфентер, Николь Свидлер, Marlen Von Isny, Мэй Джабарин, Anneliese Kiermaier, Кристоф Фиссер, Чарли Вебкен, Питер Келлер, Штефан Саразин |
видеооператоры: | Хольгер Юнгникель, Александер Хаскерль |
композиторы: | Герт Вильден мл., Матиас Пече |
художники: | Наэль Кань, Томас Стаммер, Гудрун Лейендекер |
монтаж: | Дэвид О. Роджерс, Хансйорг Вайссбрих, Кристоф Хуттерер, Патриция Роммель |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Мировые сборы: | $43 714 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 июня 2022 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч |
Араб и еврей пересекают пустыню, преодолевая не только географические преграды, но и религиозные убеждения. Это путешествие немного расскажет о культуре и религиозных особенностях каждого из них, а также коснется темы вражды племен.
Герои вынуждены временно терпеть присутствие друг друга. Но пустыня безжалостна, и им приходится выживать полагаясь на взаимопомощь.
Постепенно их взаимное общение укрепляется, и каждый раскрывает свои чувства и представления о мире.
Легкий ироничный тон и живая история наполненная разными взглядами создадут искреннюю и эмоциональную палитру человеческой жизни.
Финал мне показался наивным и абстрактным, но при этом он ясно и четко говорит: иногда наибольшее чудо – это просто сесть за один стол и разделить хлеб с тем, кого считал врагом.
Фильм интересный, хотя взглядам бедуина уделяется мало внимания, но фильм оставляет приятное впечатление. Посыл киноистории и действие наталкивает на примирительные умозаключения и, как мне видится - попытка неплохая, она вполне может вызвать сопереживание и размышление.
'Ресторан без имени' стал местом, где двое мужчин нашли общее. Они поняли, что вражда, как и жар пустыни, может быть преодолена выбором правильного пути и искренним желанием понять другого. Это путешествие научило их тому, что даже в самом суровом мире можно найти оазис примирения и дружбы.
30 июля 2024
Эта легкая кино-притча с тонким ближневосточным юмором рассказывает о приключениях еврейского ультра-ортодокса из Бруклина и арабского бедуина в Синайской пустыне, по пути в Александрию накануне праздника Песах. Главный герой - хасид Биньомин отправляется в Египет, чтобы спасти себя от нежелательной свадьбы и выручить древнейшую еврейскую общину, где внезапно умер десятый взрослый мужчина, оставив остальных без возможности совершить встречу Песаха как того требует религиозный обряд. По договоренности с местной властью если евреи города не смогут встретить Песах, то все управление имуществом общины должно быть передано египтянам.
Наивный спасатель Бен - сперва пропускает свой самолет, а потом путем демократической процедуры оказывается выброшен из автобуса своими арабскими попутчиками аккурат посреди пустыни. На счастье его подбирает бедуин с благородным именем Адель (нем. - дворянин), который ищет своего потерянного верблюда. По бедуинскому закону - выручить терпящего бедствие в пустыне святая обязанность бедуина - и он соглашается довезти Бена в Александрию. Но когда его старый фургон ломается в песках - дальнейший путь становится вопросом жизни и смерти.
Сценарий в жанре притчи ставит сюжет на одну доску с текстами Священного Писания, которые также наполнены многими образами, совершенными в своей простоте, но вместе с тем загадочными, а строгие религиозные правила и взгляды которые исповедуют герои, проявляемые в экстремальных условиях на грани выживания - ставят их самих и зрителя перед очень серьезными и онтологическими вопросами. Кто такой этот Бог, который занимает столько места в их мыслях и образе жизни? Какой Он? И как Его называют?
Следя за перипетиями сюжета и судьбой героев мы приходим к мысли - что Он - безусловно любящее существо, обладающий вместе с тем невероятным чувством юмора, которое раскрывается и становится отчасти доступно тем, кто умеет посмеяться над собой, оказавшись перед лицом странных, а иногда страшных, и может быть даже слегка унизительных обстоятельств.
А Имя Его - весьма сложная тема, для представителей традиционных авраамических религий (Ашем или Аллах), равно как и Его лицо (строго запрещенное к изображению в этих вероисповеданиях). Свои имя и лицо Бог не открыл даже Моисею (Мусе), показавшись только в огне неопалимой купины и отражением в расселине скалы, объявив что именуют Его 'Аз есьм Сущий' (Исх. 3:14).
Выбранная тема, заставляет сразу перескочить от поверхностного конфликта между арабами и евреями (исламом и иудаизмом), и перепрыгнуть к более серьезным онтологическим вопросам восприятия Божественного - всеми людьми: разных религий и культур, а часто даже и одним человеком в разных жизненных ситуациях. Например, когда он поставлен на грань выживания.
Для внимательного зрителя, который неплохо знает иудейскую, ближневосточную и библейскую культуру, а также ветхозаветные тексты - фильм будет наполнен массой очень интересных образов и символов, которые подаются не в лоб, а предлагаются осторожно и аккуратно - с большим юмором. Что следует из подзаголовка картины - 'Божественная комедия'.
Как кроме как комедийным можно назвать сюжет о еврее, спешащем в Египет накануне того дня, когда все евреи мира празднуют исход из Египта и свободу от рабства?
Как воспринять бедуина, который смиренно берет на себя роль 'субботнего гоя', чтобы нести вещи незнакомого ему еврея в день священного покоя. Как воспринять, что в конечном итоге спасают их от неминуемой гибели - христианские монахи. Невероятно, но факт: своими собственными именами главные герои обмениваются только в конце, когда понимают, что вот уже готовы расстаться на век.
В довершение всего дело происходит в Синайской пустыне (показанной с максимально красивой и чарующей ее стороны) той самой, где Моисей 40 лет водил свой народ, чтобы он оказался достоин дарования Обетованной земли. А потом, уже в нашу эру ставшей местом подвига огромного монахов - отцов христианского благочестия.
Еще одной из центральных тем фильма становится пища и отношение к ней у разных религий и культур. Здесь мне сразу вспомнилась фраза, которую любил митрополит Антоний Сурожский, цитируя одну из книг Александра Шмемана, который в свою очередь интересно и по-евангельски обыгрывал мысль немецкого философа Л. Фейербаха:
'Человек есть то, что он ест', но только совершенно в противоположном немецкому материалисту ключе: 'Мир, по Библии, – это божественная любовь, ставшая пищей, претворенная в жизнь для человека. Бог благословляет все, что творит, и. .. все творение делает Он знаком и средством своего присутствия и мудрости, любви и откровения: Вкусите, сказано в псалме, и видите, яко благ Господь (Пс.33:9)'.
Авторы фильма (Штефан Саразин, Питер Келлер) шаг за шагом ведут нас к мысли что каждый из нас является и поваром, и официантом и гостем в 'Ресторане без имени', и что главное не его кошерность, халяльнось или даже сам вкус и название блюда, которое будет подано на стол, а то как мы готовы взаимодействовать друг с другом при его готовке, и, конечно, с кем и как в итоге мы готовы его разделить.
Раскрою небольшую тайну - в конце авторы довольно хулиганским образом делают отсылку к одному из своего рода бестселлеров в области кино для духовного поиска 'Ешь. Молись. Люби' - и опять таки делают это с присущим им юмором.
Что фильм вышел отличным сомневаться не приходится, так как от замысла до до выхода на экраны прошло целых 15 лет. Сценарий был награжден Германской премией в 2011 году, а картина вышла на экраны только в 2022 году, получив массу положительных отзывов и критики, но все таки не столько, чтобы обрести моментальную популярность.
Лично в моем рейтинге это кино набирает ? 9/10 баллов ?. Я уверен, что сейчас такие фильмы нужны миру и для мира очень и очень сильно.
9 июля 2024
После поездки в Египет мне было интересно вновь окунуться в воспоминания и знакомые пейзажи - Синайская пустыня, Каир, Александрия.
Достаточно добрый фильм, я не назвала бы это комедией, скорее драма, но в нем, на примере одной истории мы видим, как важно оставаться человеком, не важно какого ты вероисповедания и национальности.
Человечность, отзывчивость, взаимопомощь - это то, на чем строятся отношения героев фильма, абсолютно разных, но в равной степени достойных. Противостояние жизненных обстоятельств и религиозных принципов Бена, ярость и чувство сострадания брутального Аделя, все это вызвало у меня эмпатию и вовлеченность.
Я бы наверно порекомендовала фильм к просмотру тем, кто не ждет динамичности, кому интересна религиозная тема и тема человеческих отношений, ну и кончено тем, кого привлекают прекрасные виды Синайской пустыни, на них вы будете смотреть на протяжении всего фильма.
3 января 2024